Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подключение генератора газ 3309 дизель

Генератор ГАЗ-3306, 3309, 4301: сердце электрической системы дизельных «ГАЗонов»

В дизельных и бензиновых модификациях грузовиков ГАЗ электрическая система построена по одной схеме, но с применением различных генераторов, рассчитанных на разные режимы работы. О генераторах дизельных «ГАЗонов», их моделях, устройстве и применимости, а также об эксплуатации и обслуживании читайте в данной статье.

Генераторы дизельных грузовиков ГАЗ

Электрические системы грузовых автомобилей ГАЗ с дизельными и бензиновыми двигателями имеют минимальные отличия, которые связаны с особенностями силового агрегата. Главных отличий два: в дизельных версиях грузовиков нет электрической системы зажигания, а также используется иной по параметрам электрогенератор.

Применение разных моделей генераторов на дизельных и бензиновых грузовиках обусловлено особенностям этих силовых установок. Бензиновые моторы в среднем работают на более высоких оборотах, чем дизельные, и если на них использовать одинаковые генераторы, то в бензиновой версии напряжение в сети будет всегда выше. Так что для дизелей существуют специальные генераторы, имеющие две ключевых особенности:

• Обеспечивают номинальное напряжение на пониженных оборотах;
• Оборудуются регулятором напряжения, рассчитанным на особенности работы низкооборотистых дизельных двигателей.

На сегодняшний день Горьковский автозавод выпускает только одну «гражданскую» модель среднетоннажного автомобиля с дизельным двигателем — ГАЗ-3309 (в различных модификациях), и две полноприводных модели ГАЗ-3308 «Садко» и ГАЗ-33086 «Земляк». Ранее выпускалось еще несколько дизельных моделей: ГАЗ-3306 (легкая модификация грузоподъемностью 3 тонны, производился с 1993 по 1995 годы) и ГАЗ-4301 (более тяжелая модификация грузоподъемностью 5 тонн, производился с 1984 по 1995 годы). Также в начале 1990-х годов ГАЗ совместно с САЗ (Саранский автомобильный завод) выпустил дизельные самосвалы ГАЗ-4509 и специальные автомобили ГАЗ-4501 (все на базе ГАЗ-4301).

Во всех этих моделях применялись и применяются одинаковые генераторы, номенклатура которых в настоящее время не слишком широка.

Типы и применимость электрогенераторов грузовиков ГАЗ

В дизельных модификациях автомобилей ГАЗ (впрочем, как и в бензиновых) используются трехфазные синхронные генераторы переменного тока с электромагнитным возбуждением. Генераторы штатно комплектуются выпрямительным блоком и компактным регулятором напряжения на транзисторах. Все «газовские» генераторы вырабатывают ток номинальным напряжением 28 вольт и силой от 35 до 90 ампер.

Несмотря на то, что номинальное напряжение тока, вырабатываемого генератором, составляет 28 В, в бортовой сети номинальное напряжение редко превышает 24-26 В. Дело в том, что часть тока генератора направляется на обмотку возбуждения (что необходимо для его работы, об этом более подробно будет сказано ниже), да и во время работы напряжение может снижаться до 26 В и менее. Поэтому в бортовой сети напряжение колеблется около отметки 24 В.

На сегодняшний день дизельные среднетоннажные грузовые автомобили ГАЗ оснащаются несколькими типами генераторов, имеющих различные характеристики:

• Генераторы серии 51.3701-01 — напряжение 28 В, сила тока на выходе 35 А;
• Генераторы серии 5101.3701-01 — модернизированная версия предыдущего генератора, имеет те же параметры;
• Генераторы серии 6552.3701 — наиболее мощные генераторы на напряжение 28 В, выдающие ток до 90 А;
• Генераторы серии ГГ273В1-3.03 (ГГ273В1-3.04) — напряжение 28 В, сила тока на выходе 45 А;
• Генераторы 1342.3771 — аналоги генераторов серии ГГ273В1-3.03;
• Генераторы AAN5752 иностранного производства, выдают выпрямленный ток напряжением 28 В и силой 35 А.

Каждый из указанных генераторов может иметь большое количество модификаций, которые отличаются типом установленного выпрямительного блока и регулятора напряжения. Также многие генераторы могут оснащаться шкивами различных диаметров.

Сегодня наибольшее распространение на отечественном рынке получили генераторы отечественного производства от ОАО «ЗиТ» (Завод имени Тарасова, он же КЗАТЭ или КАТЭК, Калуга). Довольно широкое распространение получили также и генераторы белорусского производителя ОАО «Радиоволна» (Гродно), что связано с использованием на ГАЗ-3306, 3308, 3309 и 4301 дизельных двигателей Минского моторного завода (ММЗ).

Штатно на актуальные модели ГАЗ-3308, 33086 и 3309 устанавливаются генераторы 51.3701-01 и ГГ273В1-3.03, на модель ГАЗ-33098 — генераторы AAN5752. Однако большинство генераторов взаимозаменяемы, главное — подобрать новый генератор с соответствующим током и диаметром шкива.

Устройство и работа генератора

Синхронные трехфазные генераторы переменного тока имеют довольно простое устройство. Их основу составляет пара «ротор-статор», помещенная в цилиндрический корпус. Статор состоит из сердечника, собранного из металлических пластин, в пазах которых укладываются обмотки (всего три группы, которые и вырабатывают трехфазный ток). Статор, как нетрудно понять, во время работы генератора остается неподвижным, он расположен на внутренней стенке корпуса генератора, а выводы его обмоток выведены на специальные клеммы.

Ротор генератора состоит из двух половин — чашеобразных сердечников, в каждом из которых предусмотрено по шесть клювообразных полюсов. Сердечники расположены на общем валу, «клювами» друг к другу — благодаря такому положению сердечников внутри ротора образуется полость, в ней находится еще один сердечник, на котором располагается обмотка возбуждения. Выводы обмотки выведены на коллекторный узел, расположенный на заднем конце вала. Коллекторный узел состоит из контактных колец, расположенных на валу, и щёток, расположенных на корпусе. Щетки с помощью пружин прижимаются к кольцам, обеспечивая контакт между ними при вращении вала.

Также в генераторе расположен выпрямительный блок, который преобразует трехфазный переменный ток в ток постоянный. Блок состоит из нескольких выпрямительных диодов, рассчитанных на высокий ток. Выпрямительный блок одновременно выполняет функции реле обратного тока, не допуская подачу тока на генератор при неработающем двигателе, а также в первоначальный момент запуска двигателя, когда напряжение на выходе генератора ниже напряжения на аккумуляторной батарее.

Наконец, в современных генераторах устанавливается интегральный регулятор напряжения (собранный на полупроводниковых приборах — в сущности, это специализированная сильноточная микросхема), который обеспечивает постоянство напряжения на выходе генератора при различных режимах работы двигателя. На ранних моделях грузовиков, а также на их предшественниках (ГАЗ-53, ГАЗ-66 и других) использовались более сложные реле-регуляторы, расположенные вне генератора.

Работает генератор просто. Его ротор — это электромагнит, который при вращении индуцирует ток в обмотках статора. Так как в роторе шесть полюсов, то при его вращении в обмотках статора возникает трехфазный переменный ток, который сначала направляется в выпрямительный блок, а затем в регулятор напряжения. В итоге, с выходных клемм генератора снимается постоянный ток напряжением 28 вольт и силой от 35 до 90 ампер.

Синхронный генератор переменного тока описанной конструкции имеют одну особенность: для его запуска на обмотку возбуждения необходимо подать некоторый ток от внешнего источника. Только при наличии тока в обмотке ротор станет работать как электромагнит, индуцирующий ток в неподвижном статоре. В первый момент времени при запуске двигателя ток на возбуждающую обмотку подается от аккумуляторной батареи, а при выходе генератора на нормальный режим работы необходимый ток отбирается от статора — генератор, как говорят, переходит в режим самовозбуждения, и больше не нуждается в постороннем источнике тока.

Генератор во время работы значительно нагревается, поэтому на валу в его передней части установлен вентилятор. Лопатки вентилятора устроены таким образом, что при вращении они захватывают воздух с периферии и отправляют его на обдув корпуса генератора.

Читать еще:  Пикап газ 3102

Устанавливается генератор с левой стороны двигателя, монтаж производится с помощью специального кронштейна. Привод генератора осуществляется от коленчатого вала с помощью клиноременной передачи. Обычно для привода генератора и вентилятора используется общий ремень, часто ремень дублируется, что повышает надежность всей системы.

Рекомендации по эксплуатации и обслуживанию генераторов

Эксплуатация генератора не имеет сложностей. Если генератор исправен, то при включении «массы» должна загореться контрольная лампа на приборной панели, которая гаснет после выхода двигателя на нормальный режим работы (когда он держит холостые обороты и прогревается). Сразу после пуска двигателя стрелка вольтметра должна находиться в зеленой зоне, а стрелка амперметра с течением времени стремиться к нулевой отметке — это значит, что генератор выдает нормальный ток (об этом свидетельствуют показания вольтметра), а аккумулятор постепенно приобретает полный заряд (об этом говорит амперметр, показывающий зарядный ток).

Автомобильные генераторы дизельных автомобилей имеют одну особенность эксплуатации — в зависимости от времени года в них необходимо производить посезонную регулировку напряжения. Эта процедура проводится с помощью винта, расположенного на задней или верхней крышке генератора (расположение зависит от модели генератора). При температурах выше +2°C (при переходе на летнюю эксплуатацию автомобиля) винт регулировки необходимо вывернуть до упора, а при температурах ниже -2°C (при переходе на зимнюю эксплуатацию автомобиля — винт, напротив, необходимо ввернуть до упора. По умолчанию на новых генераторах винт вывернут, то есть, установлен в режим летней эксплуатации.

Во избежание поломок не допускается отсоединение провода от клеммы «+» генератора при запуске двигателя — в этом случае может произойти пробой выпрямительных диодов, что потребует замены всего выпрямительного блока.

Для продления срока службы генератора необходимо проводить несложное регламентное техническое обслуживание. Так, при ТО-1 проверяется крепление генератора, надежность контакта в клеммах, очистка от грязи и т.д. При каждом ТО-2 генератор необходимо снять и разобрать, с помощью сжатого воздуха продуть и очистить (мыть генератор недопустимо!). Затем нужно проверить подшипники, а также щетки, пружины и контактные кольца на предмет их износа. Высота щеток должна быть не менее 5 мм, пружины должны плотно прижимать щетки, а диаметр контактного кольца должен быть не ниже указанного в паспорте генератора (например, для генераторов 51.3701-01 и 5101.3701-01 диаметр кольца должен быть не менее 31,2 мм). При чрезмерном износе этих деталей или поломке пружин их необходимо заменить.

Во время работы генератора могут возникать различные неисправности. Наиболее часто из строя выходит регулятор напряжения — в этом случае напряжение на выходе изменяется в зависимости от оборотов двигателя. Проблема решается заменой регулятора напряжения, который сегодня имеет довольно низкую цену. Также возможна замена и выпрямительного блока.

Однако такие частые неисправности, как обрыв или, напротив, короткое замыкание обмоток статора или ротора, устранить самостоятельно практически невозможно — в этом случае проще и дешевое установить новый генератор.

При регулярном обслуживании генератор автомобиля ГАЗ с дизельным двигателем будет надежно работать на протяжении многих лет, обеспечивая функционирование бортовой сети и делая саму эксплуатацию грузовика возможной.

Схема включения генератора 5101.3701 на автомобилях ГАЗ 3309, 28 Вольт

Можно поставить другой генератор?

Да, можно поставить Г 273В1 Камазовский, но надо приспособить шкив.

На него подойдет шкив от «Валдайского» генерато ра

Генератор 5101.3701 выполнен по схеме с дополнительными диодами. Регулятор напряжения Я120М12. Диодный мост восьмерочный БПВ 56-65-02 старого образца с двумя проводками.

Генератор состоит из корпуса, обмотки статора, ротора, диодного моста и встроенного регулятора напряжения.

Корпус и основные детали схожи с генератором КЗАТЭ 372.3701 для восьмерки, однако:

Обмотка статора рассчитана на 28 Вольт и от восьмерочного генератора не подойдет.

Ротор генератора рассчитан на 28 Вольт и от восьмерочного генератора не подойдет.

Особенность устройства данного типа генератора в том, что в задней части генератора сделан колпак, у в котором, смонтирован регулятор напряжения. Такая конструкция повышает брызгозащищенность, необходимую для автомобилей внедорожников. При ремонте таких генераторов появляется сложность расстановки проводов соединяющих регулятор напряжения и генератор. Как правильно расставить провода?

Назначение регулятора напряжения. Регулятор напряжения на 28 Вольт Я120М12 и его аналоги

Работа схемы генератора 5101.3701

Первоначальное возбуждение генератора

При запуске, первоначальное возбуждение происходит от аккумулятора. Потом, когда генератор заработает, он сам отдает часть своего тока на возбуждение.

При включении зажигания (ВПС) на клемму В генератора приходит плюс, который попадает на точку Б регулятора по желтому проводу, при этом выходной транзистор регулятора напряжения открывается. По цепи начинает протекать ток возбуждения – от точки 151, через 10-й предохранитель, через лампочку, на точку Д генератора, далее по зеленому проводу на щеточный узел генератора, через щетки в обмотку возбуждения, далее, через открытый транзистор регулятора на массу. Для питания регулятора, плюс должен быть на его точке В. Этот плюс попадает со щеточного узла по оранжевому проводу на дополнительный выпрямитель, и с него по красному проводу на точку В регулятора. Сам дополнительный выпрямитель пока не работает. Ток, протекающий в этой цепи, зажигает лампочку, которая подтверждает, что цепь возбуждения целая и генератор готов к работе. Небольшой ток этой цепи намагничивает ротор, когда ротор начинает вращаться, его магнитные полюса, сменяя друг друга, создают изменяющееся магнитное поле, которое возбуждает в обмотке генератора ЭДС. Так генератор возбуждается и начинает работать.

Лампочка своим сопротивлением ограничивает первоначальный ток возбуждения до 100 мА. Такого тока достаточно для возбуждения генератора. Лампочка горит, сообщая, что цепь возбуждения целая, ток возбуждения идет и генератор готов к работе.

Возбуждение генератора 5101 через дополнительный выпрямитель

В этом генераторе для питания обмотки возбуждения используется схема с дополнительными диодами. В диодном мосте генератора предусмотрен дополнительный выпрямитель, из трех маленьких диодов. Для этих генераторов применяется диодный мост восьмерочного генератора 372.3701, марка диодного моста БПВ 56-65-02 старого типа с двумя проводками.

Диодный мост восьмерочный

Схема генератора с дополнительными диодами позволяет получать ток возбуждения не от выхода генератора, а от выхода дополнительных диодов. Это точка не связана с плюсом аккумулятора и поэтому случайный разряд аккумулятора через обмотку возбуждения генератора исключается. Ток возбуждения в такой схеме протекает только внутри генератора, не использует внешние цепи и замок зажигания (кроме первоначального возбуждения). Надежность такой схемы значительно выше, чем схемы без доп. диодов.

Когда генератор заработал, ток возбуждения идет уже не от аккумулятора, а от генератора через дополнительный выпрямитель. Величина этого тока определяется сопротивлением обмотки возбуждения и составляет (3-5 А, сопротивление обмотки ротора примерно 6 Ом), такой ток необходим для получения полной мощности генератора. Выход с дополнительно выпрямителя по красному проводу обеспечивает питание схемы регулятора напряжения.

Лампочка – удобный индикатор, который позволяет следить за работой генератора.

Лампочка горит, значит аккумулятор разряжается.

Читать еще:  Продажа газ 66 бу на авито

Таким образом, если после запуска двигателя лампочка погасла, значит все нормально и генератор заработал.

Сборка генератора 5101.3701. Как правильно расставить провода?

как соединить провода генератор на ГАЗ 3309

Щеточный узел генератора похож на щеточный узел генератора от «Жигулей» Г221, но у него три точки подключения и обе щетки изолированы от массы, поэтому под винт крепления щеточного узла не забудьте поставить изолирующую шайбочку.

Возможен и более простой порядок подключения без нарушения схемы.

Что может быть с генератором 5101.3701 на ГАЗ 3309

Если при включении зажигания на панели приборов не загорелась лампочка разрядки аккумулятора, то генератор после запуска двигателя не заработает, смотрите по вольтметру, стрелка останется слева.

Если двигатель заработал, а лампочка не погасла, значит, генератор не заработал (проверьте ремень)

Если лампочка загорелась на ходу, то значит, генератор перестал работать

Если лапочка помаргивает, это значит, что пора заменить щетки

Если лампочка слабо подсвечивается – генератор неисправен

Если лампочки светятся слишком ярка, помаргивают, а аккумулятор становится мокрым, значит напряжение слишком высокое, надо срочно заменить регулятор напряжения.

Если лампочка гаснет только на высоких оборотах, то генератор неисправен

Если генератор громко шумит, надо менять подшипники. Если генератор очень старый, то лучше поменять целиком генератор.

При любой неисправности надо ехать туда, где сделаю ремонт генератора, иначе через два часа можно безнадежно встать

Схема электрооборудования ГАЗ 3309

К числу крупнейших отечественных автоконцернов, осуществляющих выпуск грузовых транспортных средств, целесообразно отнести завод ГАЗ. Электрическая схема ГАЗ 3309 позволяет автолюбителю составить детальное представление о её ключевых элементах, особенностях и расположении конкретных участков.

Описание электросхемы

Прежде чем более подробно разобрать основные неисправности и способы их устранения, целесообразно изучить особенности этого важного узла. Схема электропроводки ГАЗ 3309 представляет собой своеобразный рисунок, на котором с помощью условных обозначений отображены ключевые элементы.

Существует сразу несколько отличий электросхемы модели 3309 и её предшественника — 3307, которые заслуживают упоминания. Обновленный вариант предусматривает наличие дизельных двигателей ЯМЗ/ММЗ, которые оборудованы различными электронными элементами. У электронной схемы этого автомобиля есть и другие особенности:

  • напряжение бортовой сети — 24 В, позволяющее автомобилю успешно заводиться даже при минусовой температуре;
  • наличие 4 аккумуляторов по 55 А/ч, попарно соединенные в параллельной цепи;
  • на моторе установлен трехфазный генератор синхронного типа, оснащенный выпрямительным блоком, а также регулятором для настройки рабочих параметров.

Модификации с двигателями от ЯМЗ оборудованы усиленными аккумуляторными батареями, емкость которых увеличена вдвое.

Схема проводки и электрооборудования

Подобного рода чертежи могут быть цветными и черно-белыми, однако первые значительно более удобны при выполнении ремонтных работ. Они предусматривают указание цвета провода, что позволяет быстрее их идентифицировать. При этом следует отметить, что черно-белая электросхема ГАЗ 3309 дизель евро 2, как правило, значительно более подробная, содержит много дополнительной информации.

Особого упоминания заслуживает легенда схемы, которая служит пояснением для автолюбителя. Она содержит подробные сведения о цвете проводов, который отображается заглавными буквами, например «Ч» (черный), а также площадь их сечения. Цифрами обозначаются различные элементы схемы — лампы, предохранители, ГУР ГАЗ 3309 и прочие узлы.

Неисправности электрооборудования

Несмотря на простую конструкцию и отсутствие большого количества составляющих в работе электросхемы данного транспортного средства могут периодически наблюдаться сбои. Процедура диагностики неисправностей этого узла довольно проста и предполагает выполнение ряда действий. Для этого потребуется использовать контрольную лампу с проводами и зажимами либо специальный тестер, который способен определять напряжение в сети. Применив подобные приспособления на разных участках цепи, можно достоверно выявить причину неисправности или место обрыва проводки.

В процессе диагностики важно помнить, что многие элементы схемы находятся под напряжением лишь при включенном двигателе. Существует сразу несколько неисправностей, с которыми владельцам ГАЗ 3309 приходится сталкиваться чаще всего, однако самой серьезной поломкой представляется неудовлетворительная работа системы зажигания. В большинстве случаев она проявляется нестабильной работой силового агрегата — он глохнет, наблюдаются перебои в работе либо просто не заводится. Поскольку данная система представляется одной из важнейших для корректной эксплуатации транспортного средства, следует более подробно ознакомиться с процедурой её ремонта.

Устранение неисправностей

Перед выполнением манипуляций по ремонту зажигания необходимо убедиться в корректной подаче топлива в агрегат, поскольку его недостаток или отсутствие могут привести к похожим проявлениям. Если топливная система полностью исправна, потребуется выполнить ряд действий для восстановления работоспособности зажигания:

  1. Демонтировать провод со свечи, поднести его к массе на удалении около 0,6-0,9 см.
  2. При попытках завести двигатель между элементами должна появиться искра.
  3. В тех случаях, когда искра отсутствует, потребуется выполнить аналогичную процедуру, но уже используя центральный провод трамблера. При наличии напряжения можно сделать вывод о том, что неисправность кроется в прерывателе-распределителе.
  4. Когда центральный провод трамблера также не дал искры, необходимо убедиться с помощью тестера либо лампочки в работоспособности катушки, а также коммутатора.

Поломка коммутатора представляется одной из самых распространенных неисправностей системы зажигания данной модели автомобиля.

Устранение неисправностей предусматривает полную замену поврежденного элемента, для чего может использоваться инструкция сборки и ремонта, поставляемая с автомобилем. Ток может отсутствовать при наличии окисленных контактов, которые рекомендуется очищать. В процессе диагностики и ремонта важно использовать защитные резиновые перчатки, поскольку напряжение в системе довольно велико.

Заключение

Электросхема ГАЗ 3309 отличается простотой, однако значительно усовершенствована по сравнению с предыдущими моделями. Благодаря использованию качественных комплектующих она сравнительно редко требует ремонта. При необходимости его можно выполнить самостоятельно, используя цветную или черно-белую схему.

Подробные описания электрических схем проводки ГАЗ 3307 и ГАЗ 3309

Среднетоннажные грузовые автомобили производства Горьковского автозавода оснащены бортовой электрической сетью, рассчитанной на 12 или 24 Вольта. Схемы электрооборудования ГАЗ 3307 и 3309 имеют много общих решений, но не являются взаимозаменяемыми. Элементы системы дизельных машин рассчитаны на увеличенное напряжение.

Особенности электропроводки ГАЗ 3307 и ГАЗ 3309 дизель

Схема проводки и электрооборудования ГАЗ 3307

Схема включения генератора и регулятора напряжения

Электросхема системы зажигания

Схема предохранителей на ГАЗ 3307

Схемы электропроводки и оборудования ГАЗ 3309

Предохранители дизельных грузовиков ГАЗ 3309

Комментарии и Отзывы

Особенности электропроводки ГАЗ 3307 и ГАЗ 3309 дизель

Основная разница между ГАЗ 3307 и ГАЗ 3309 наблюдается в моторном отсеке. На последних выпусках дизельных машин стали применяться силовые агрегаты производства ЯМЗ и ММЗ, оснащенные электронными компонентами с CAN-шиной. Дополнительно в состав схемы включена антиблокировочная система тормозов.

К конструктивным особенностям электросистемы дизельного грузовика ГАЗ 3309 относятся:

  1. Напряжение в бортовой сети составляет 24В, что обеспечивает уверенный запуск силового агрегата при низких температурах.
  2. Для снабжения питанием используются четыре аккумуляторные батареи, имеющие емкость по 55 А/ч каждая. Устройства соединены попарно в параллельные цепи, которые затем скроссированы последовательно. При использовании дизеля ЯМЗ устанавливаются две батареи по 110 А/ч.
  3. На двигателе смонтирован синхронный трехфазный генератор с электромагнитным принципом возбуждения. Устройство оснащено встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения с настроечным винтом. Переключение узла обеспечивает работу генератора в зимнее и летнее время. При поставке с завода винт вывернут до упора, т. е. находится в состоянии для работы в теплое время года.
Читать еще:  Переключатель света газ 3307

Бензиновый грузовик ГАЗ 3307 создан на основе автомобиля модели ГАЗ 53А, но имеет изменения в конструкции электрической схемы:

  • установлен генератор переменного тока с увеличенной мощностью;
  • использован интегрированный реле-регулятор напряжения, обеспечивающий стабильность работы;
  • применены модернизированный распределитель импульсов высокого напряжения и катушка зажигания;
  • внедрено бесконтактное зажигание с транзисторным коммутатором.

Общая концепция бортовой сети осталась неизменной. Источником постоянного тока с напряжением 12В являются батарея и генератор. Отрицательные выводы приборов присоединены к кузову или к картерам агрегатов.

Особенности электрической схемы описаны в руководстве по эксплуатации, прилагаемом к каждому грузовому автомобилю ГАЗ.

Схема проводки и электрооборудования ГАЗ 3307

Подробная схема электрооборудования ГАЗ 3307 в максимальном оснащении включает в себя элементы и узлы:

  1. Боковой повторитель поворота, смонтированный на правом переднем крыле.
  2. Передний габаритный фонарь (правый).
  3. Правая фара головного освещения.
  4. Коммутационная планка.
  5. Левая фара головного света.
  6. Установленная в фаре лампа ближнего освещения.
  7. Лампа дальнего света.
  8. Лампочка габаритного света.
  9. Передний габаритный фонарь (левый).
  10. Лампа указателя направления поворота, установленная в переднем габаритном фонаре.
  11. Боковой повторитель поворота, расположенный на левом переднем крыле.
  12. Катушка.
  13. Распределитель искровых импульсов.
  14. Свеча.
  15. Дополнительный резистор для устранения радиопомех в свечном наконечнике.
  16. Стартер.
  17. Аккумулятор.
  18. Управляющее реле стартера.
  19. Выключатель подачи питания от батареи.
  20. Индикаторная лампа активированного дальнего света фар.
  21. Верхняя секция салонного блока предохранителей.
  22. Клаксон.
  23. Электромагнит газового клапана. Установлен только на грузовиках, оснащенных газобаллонным оборудованием.
  24. Электромагнитный элемент клапана подачи бензина, применяется на машинах с комбинированной топливной системой (газ-бензин).
  25. Переключатель типа топлива.
  26. Коммутатор системы зажигания.
  27. Вспомогательное реле, обеспечивающее включение стартера.
  28. Центральный переключатель режимов освещения.
  29. Генератор.
  30. Клавиша управления работой заднего противотуманного фонаря.
  31. Штекерный разъем.
  32. Контрольное сопротивление.
  33. Дополнительный предохранитель автономного подогревателя. Узел устанавливается по отдельному заказу.
  34. Электрический двигатель, обеспечивающий функционирование независимой системы подогрева двигателя.
  35. Лампа подсветки комбинации приборов.
  36. Плафон подсветки кабины.
  37. Амперметр.
  38. Блок регулятора напряжения в бортовой сети.
  39. Пульт управления автономным отопителем.
  40. Выключатель свечи розжига топлива в котле подогревателя.
  41. Переключатель режимов работы «автономки».
  42. Электромагнитный клапан, регулирующий подачу бензина в камеру сгорания автономного отопителя.
  43. Манометр газовой системы.
  44. Датчик измерения температуры охлаждающей жидкости.
  45. Сенсор для включения лампы, предупреждающей о перегреве силовой установки.
  46. Датчик, передающий информацию о давлении в системе смазки.
  47. Отдельное устройство, измеряющее критически низкое давление в масляных магистралях.
  48. Замок зажигания со встроенной контактной группой.
  49. Нижняя часть салонного блока предохранителей.
  50. Розетка, предназначенная для подключения дополнительного оснащения (переносной лампы и т. д.).
  51. Кнопка управления аварийной сигнализацией.
  52. Свеча розжига пускового подогревателя.
  53. Второй манометр газовой системы.
  54. Индикатор уровня бензина в топливном баке.
  55. Контрольный прибор, отображающий температуру двигателя.
  56. Манометр системы смазки.
  57. Электрический двигатель для привода щеток стеклоочистителя.
  58. Управляющее реле системы очистки стекол.
  59. Моторчик привода помпы омывателя.
  60. Подрулевой переключатель, отвечающий за выбор режимов работы фар головного света и указателей направления поворота. Дополнительно устройство используется для подачи предупредительных звуковых сигналов.
  61. Клавиша для включения повышенной частоты вращения вентилятора штатной системы отопления кабины.
  62. Аналогичный узел для пониженной частоты.
  63. Концевой переключатель ламп сигнала торможения.
  64. Тумблер для определения уровня топлива в разных баках.
  65. Подрулевой переключатель режимов функционирования очистителя ветрового стекла.
  66. Отдельный индикатор, отображающий работу повторителей поворота на прицепном оборудовании.
  67. Контрольная лампа указателей направления поворота на тягаче. При использовании одиночного автомобиля действует только эта лампа.
  68. Сигнализатор включения габаритного освещения.
  69. Индикатор состояния привода второго контура тормозной системы.
  70. Аналогичная лампа для первого контура.
  71. Контрольная лампа активации стояночного тормоза и неисправности в основных контурах.
  72. Корпус блока сигнализаторов.
  73. Концевой переключатель для определения положения рукоятки включения стояночного тормоза.
  74. Электродвигатель отопителя по правой стороне кабины.
  75. Аналогичный узел для левого борта.
  76. Измерительный датчик уровня жидкости в гидравлическом приводе тормозов.
  77. Сенсор, замеряющий степень разряжения в первом тормозном контуре.
  78. Аналогичное устройство для второго контура.
  79. Датчик измерения количества топлива в основном баке.
  80. Коммутационная пластинка.
  81. Концевой переключатель в картере коробке, служащий для подключения огня заднего хода.
  82. Контактное реле, обеспечивающее работу аварийной сигнализации и указателей направления поворота.
  83. Датчик измерения уровня топлива в дополнительном баке.
  84. Задний фонарь.
  85. Розетка для подключения электрического оборудования на прицепе.
  86. Противотуманный фонарь, установленный на кормовой части грузовика.
  87. Лампа фонаря заднего хода.
  88. Лампа предупреждения о торможении.
  89. Габаритный сигнал.
  90. Задний указатель направления поворота.

Цветные обозначения проводов на схеме:

  • Б — белый;
  • К — красный;
  • Ж — желтый;
  • З — зеленый;
  • Кч — коричневый;
  • Ч — черный;
  • Г — голубой;
  • О — оранжевый;
  • Р — розовый;
  • Ф — фиолетовый;
  • С — серый.

Приведенную схему следует использовать при ремонте подержанных грузовиков ГАЗ 3307 с осторожностью. Из-за низкой коррозионной устойчивости проводки владельцы нередко заменяют целые участки на изделия с иной изоляцией. Вследствие этого возникают сложности при последующем обслуживании.

Схема включения генератора и регулятора напряжения

Схема подключения данных узлов не имеет отличий от остальных автомобилей. В цепи установлены реле и отдельный провод для обеспечения работы встроенного в комбинацию приборов амперметра. На фото показаны цепи подключения генератора к батарее (АКБ) через разгрузочное реле.

Принципиальная схема установки генератора на ГАЗ 3307

Электросхема системы зажигания

На грузовике установлена батарейная бесконтактная система зажигания с транзисторным коммутатором, состоящая из узлов:

  • катушки;
  • распределителя импульсов;
  • индивидуальных свечей;
  • соединительных проводов.

Активация зажигания осуществляется при помощи поворота ключа в замке. Распределитель обеспечивает посыл импульсов на свечи через 45 град. с отклонением момента подачи сигнала в пределах 1 градуса. В состав узлов входят элементы, снижающие уровень радиопомех при работе.

Компоненты системы зажигания на бензиновом авто ГАЗ 3307

В состав системы входят:

  • постоянный магнит;
  • помехоподавительный резистор R в наконечнике свечи (5,5 кОм);
  • дополнительные сопротивления R1-R15 с различным номиналом;
  • конденсаторы С1-С11;
  • транзисторы VT1 и VT2;
  • диоды и стабилитроны;
  • управляющая микросхема КР1055ХП1 или КС1055ХП1 (на схеме обозначена D);
  • коммутатор D1;
  • дроссель L;
  • первичная обмотка L1 катушки зажигания;
  • вторичная обмотка L;
  • катушка;
  • защитный предохранитель на 60А (на щите моторного отсека);
  • свечи;
  • амперметр Р;
  • выключатель зажигания S;
  • размыкатель батареи S1;
  • аккумулятор G;
  • датчик импульсов (на схеме обозначен В).

Проверка работоспособности коммутатора показана в ролике от канала «Автоэлектрика ВЧ».

Схема предохранителей на ГАЗ 3307

На грузовиках с бензиновыми двигателями имеются две колодки типа ПР-121, расположенные в салоне. Узлы размещены в центральной части панели приборов, закреплены на каркасе при помощи двух саморезов. Колодки рассчитаны на использование устаревших вставок цилиндрической конфигурации.

Схема расположения предохранителей в салоне ГАЗ 3307

Номинал предохранителей в верхней секции с описанием защищаемых узлов и цепей:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector