Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подвеска газ 53

8.1.1. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Ремонт подвески. Разборка подвески и её сборка

Для устранения неисправностей, замены деталей в узлов подвеску подвергают полной или частичной разборке.
Наиболее трудоемкими процессами являются снятие и установка рессор. Разборка в сборка амортизатора требуют чистоты и тщательного проведения ремонтных работ, в противном случае собранный амортизатор может отказать в работе. Ниже приведена последовательность разборки передней подвески автомобиля ГАЗ-5ЗА. Такая же последовательность разборки задней подвески ГАЗ-5ЗА и подвески автомобиля ГА3-66.

РАЗБОРКА ПОДВЕСКИ НА УЗЛЫ

Если требуется разобрать всю подвеску, то надлежит снять: амортизатор 19 (рис. 76); рессору 8; резиновые подушки 8, 4, 5 рессор; кронштейны амортизаторов, буфера и другие детали, прикреплённые к раме болтами; кронштейны 6 и 15 рессор с рамы, срубив заклёпки.

Снятие амортизатора.

  • Для удобства работы повернуть колесо до отказа в сторону.
  • Отвернуть гайку 20 (см. рис 76) на нижнем пальце 24, снять шайбу 21 и резиновую втулку 22.
  • Отвернуть такую же гайку на верхнем пальце 12, снять шайбу и резиновую втулку.
  • Снять амортизатор 19.

Снятие рессоры. После снятия амортизатора снимают рессору в такой последовательности:

  • ослабить затяжку гаек 25 стремянок;
  • поднять домкратом переднюю часть автомобиля так, чтобы рессора разгрузилась, но колесо не отрывалось от земли;
  • подставить под поднятый конец рамы козлы соответствующей высоты и опустить автомобиль;
  • равномерно отвернуть (в любом порядке] болты 1 крышек 2 и 18 переднего и заднего кронштейнов рессор и снять нижние резиновые подушки 8;
  • отвернуть окончательно гайки стремянок и снять стремянки 14;
  • поднять автомобиль домкратом, установленным под рамой, настолько, чтобы концы рессоры вышли из кронштейнов 6 и 15, снять рессору;
  • извлечь из кронштейнов (если они там остались) верхние 5 и торцовую 4 резиновые подушки.

В тех случаях, когда надлежит снять только рессору, снимать амортизатор не следует. Достаточно отсоединить его нижнюю проушину.

В задней подвеске автомобиля ГАЗ-53А (рис. 77) применены дополнительные рессоры, которые снимают в следующем порядке:

  • ослабить гайки 23 стремянок 12, стягивающих одновременно дополнительную 13 и основную рессору 21;
  • поднять домкратом заднюю часть автомобиля настолько, чтобы концы дополнительной рессоры немного отошли от резиновых опорных подушек 9;
  • отвернуть окончательно гайки стремянок и снять дополнительную рессору.

Для снятия опорной подушки дополнительной рессоры отвернуть гайку крепления и вынуть подушку с армированным болтом из гнезда кронштейна 10.
Иногда требуется заменить только резиновую подушку рессоры. В этом случае снимать рессору не требуется, но при установке подушки рессора должна быть выпрямлена.

Рис.76. Передняя подвеска автомобиля ГАЗ-53А.

1 — болт; 2 — крышка переднего кронштейна рессоры; 3— нижняя подушка; 4 — упорная подушка; 5 — верхняя подушка; 6 — передний кронштейн рессоры; 7 — подкладка; 8 — рессора; 9 — гайка центрового болта; 10 — вкладыш; 11 — буфер; 12 — верхний палец амортизатора; 13 — накладка; 14 — стремянки; 15 — задний кронштейн рессоры; 16 — верхняя чашка заднего конца рессоры; 17 — нижняя чашка заднего конца рессоры; 18 — крышка заднего кронштейна рессоры; 19 — амортизатор; 20 — гайка пальца амортизатора; 21 — передняя шайба пальца амортизатора; 22 — втулка проушины амортизатора 23 — задняя шайба пальца амортизатора; 24 — нижний палец амортизатора; 25 — гайка стремянки; 26 — центровой болт рессоры; 27 — нижняя чешка переднего конца рессоры; 28 — верхняя чашка переднего конца рессоры

Рис. 77. Задняя подвеска автомобиля ГАЗ-53А.

1 — болт; 2 — крышка переднего кронштейна; 3 — нижняя подушка рессоры; 4 — нижняя чашка переднего конца рессоры; 5 — упорная подушка; 6 — верхняя чашка переднего конца рессоры; 7 — верхняя подушка; 8 — передний кронштейн рессоры; 9 — опорная подушка дополнительной рессоры; 10 — кронштейн дополнительной рессоры; 11 — накладка; 12 — стремянка: 13 — дополнительная рессора; 14 — центровой болт дополнительной рессоры; 15 — прокладка; 16 — центровой болт рессоры; 17 — задний кронштейн рессоры; 18 — верхняя чашка заднего ковца рессоры; 19 — нижняя чашка заднего конца рессоры; 20 — крышка заднего кронштейна; 21 — рессора; 22 — подкладка крепления рессоры к мосту; 23 — гайка стремянки

СБОРКА ПОДВЕСКИ

Долговечность и надежность работы узлов и деталей подвески зависят от их правильной сборки. Особенно это относится к сборке резиновых подушек крепления концов рессор.
Собирают подвески в порядке, обратном разборке. Сначала укрепляют на раме кронштейны рессор (заклёпками или болтами), кронштейны амортизаторов, буфера, устанавливают рессоры одновременно с подушками и устанавливают амортизаторы.

Установка кронштейнов рессор. При установке нового кронштейна на старую раму или, наоборот, — старого кронштейна на новую раму, рассверлить совместно отверстия под заклепку диаметром 12 мм, так как изношенное отверстие в любой из сопрягаемых старой детали не пригодно для постановки уже применявшегося размера диаметром 10 мм. Допускается крепление кронштейнов болтами вместо заклёпок. В этом случае необходимо, чтобы болт был диаметром не менее 12 мм и термически обработан до твёрдости HCR 28-:-35. Точность обработки крепёжных отверстий рамы и кронштейна должна быть не ниже 5-го класса. Гайки болтов затянуть (момент 5,5 — 6 кГм) и под гайку поставить усиленную пружинную шайбу или применить контргайку. В противном случае крепление может быстро ослабнуть из-за больших нагрузок, действующих на кронштейн.

Установка рессоры с резиновыми подушками. При установке подушек перекосы их недопустимы. Неправильно поставленные подушки не самоустанавливаются при затяжке крышки, а остаются в том же неправильном положении, что приводит к их быстрому разрушению.
Для правильного крепления концов рессоры в резиновых подушках её надлежит выпрямить.
Рессоры можно выправлять несложным приспособлением (рис. 78) при помощи домкрата.

Рессору на автомобиль устанавливают и следующем порядке:

  • поднять автомобиль домкратам настолько, чтобы выпрямленная рессора могла свободно войти в кронштейны;
  • положить в чашки 16 и 28 (см. рис. 76) резиновые подушки 5;
  • опустить автомобиль так, чтобы рессора вместе с подушками вошла в кронштейны 6 и 15 на раме;
  • вставить в гнездо переднего кронштейна 6 упорную подушку 4;
  • опустить автомобиль так, чтобы кронштейны опёрлись на резиновые подушки, и подставить козлы;
  • вложить в нижние чашки 17 и 27 концов рессоры подушки 3, приложить к ним снизу крышки 2 и 18 и ввернугь от руки болты 1 с пружинными стопорными шайбами;
  • равномерно затянуть болты крепления крышек до упора (момент 6 кГм);
  • установить на рессору вкладыш 10, чтобы в его отверстие вошла гайка центрового болта 9 рессоры;
  • вставить в накладку 18, резиновый буфер 11 и наложить на вкладыш так, чтобы вкладыш вошёл в накладку, прижавшись снизу к резиновому буферу;
  • установить на накладку стремянки 14, продев их через отверстия в площадке башмака переднего моста;
  • установить стопорные шайбы и гайки 25 стремянок и предварительно затянуть их.

Окончательно гайки стремянок затянуть у автомобиля на колёсах с грузом (момент затяжки 16 — 18 кГм для передней рессоры и 22 — 25 кГм для задней рессоры автомобиля ГА3-53А, 20 — 22 кГм для рессор автомобиля ГА3-66). Указанным ранее приспособлением можно выпрямить рессору не только отделано от автомобиля, но и рессору, закреплённую на мосту. В этом случае домкрат установить на нижнее основание приспособления, а винт его упереть снизу в балку или кожух полуоси моста. Стремянки приспособления надеть на концы рессор и прикрепить к основанию. Амортизаторы устанавливают в порядке, обратном снятию. Гайки на пальцах для равномерного распределения нагрузок на резиновые втулки затягивать также на груженом автомобиле, поставленном на колёса.

Рис. 78. Приспособление для правки рессоры.

Детали подвески грузового автомобиля ГАЗ-53

Подвеска автомобилей ГАЗ-53 выполнена на продольных полуэллиптических рессорах. В передней подвеске (рис.1) установлены телескопические амортизаторы. Задняя подвеска имеет дополнительные рессоры (рис.2).

Рессоры закреплены на раме на кронштейнах с резиновыми подушками. Концы подрессорников опираются на резиновые опоры, вложенные и закрепленные болтом в гнездах кронштейнов на раме. Прогибы рессор ограничивают резиновые буфера.

Гидравлические амортизаторы подвески ГАЗ-53 — телескопического типа двустороннего действия. Для удобства обслуживания и ремонта конструкция их выполнена разборной. В качестве рабочей жидкости в амортизаторе применяют масло в количестве 405 — 415см3.

Рис.1. Передняя подвеска ГАЗ-53

1-болт крышки, 2-передняя крышка, 3-нижняя подушка, 4-упорная подушка, 5-верхняя подушка, 6-передний кронштейн, 7-накладка рессоры, 8-рессора в сборе, 9-гайка центрового болта, 10-вкладыш, 11-буфер, 12-верхний палец амортизатора, 13-накладка рессоры, 14-стремянка, 15-задний кронштейн, 16-верхняя задняя чашка, 17-нижняя задняя чашка, 18-задняя крышка, 19-амортизатор, 20-гайка пальца амортизатора, 21, 23-шайбы, 22-резиновые втулки, 24-нижний палец амортизатора, 25- гайка стремянки, 26-центровой болт, 27-нижняя передняя чашка, 28-верхняя передняя чашка

Уход за подвеской заключается в периодической проверке затяжки стремянок рессор, болтов крышек кронштейнов, проверке крепления кронштейнов амортизаторов и самих амортизаторов, осмотре состояния крепления кронштейнов рессор к лонжеронам рамы.

Ремонт передней и задней подвески ГАЗ-53

Для устранения неисправностей, замены деталей и узлов подвеску ГАЗ-53 подвергают полной или частичной разборке. При снятии передней рессоры ослабляют затяжку гаек стремянок 25 (см. рис.1) и отсоединяют от балки передней оси нижний конец амортизатора 19; поднимают домкратом переднюю часть автомобиля так, чтобы рессоры разгрузились.

Подставляют под поднятый конец рамы козлы соответствующей высоты и опускают автомобиль. Равномерно отвертывают (в любом порядке) болты крышек переднего и заднего кронштейнов рессоры и снимают крышки 2 и 18 и нижние резиновые подушки 3.

Отвертывают гайки стремянок и снимают стремянки 14; поднимают автомобиль домкратом, установленным под рамой, настолько, чтобы концы рессоры вышли из кронштейнов.

Снимают рессору. Извлекают из кронштейнов верхние и упорные резиновые подушки 5 и 4. Задняя рессора снимается в той же последовательности.

Разборка и сборка рессоры ГАЗ-53

При разборке и сборке рессоры ГАЗ-53 не следует наносить удары молотком по листам. Рессору очищают от грязи, протирают и осматривают. Если поломок листов и других деталей нет, проверяют стрелу прогиба в свободном состоянии.

Для этого натягивают нить или тонкую проволоку по торцовым закруглениям чашек верхнего коренного листа вдоль рессоры и замеряют расстояние до нити от верхней поверхности первого коренного листа у центрового болта. Это расстояние для передней рессоры должно быть (113±5) мм, для задней (98+5) мм и дополнительной рессоры (28±5) мм.

Рис.2. Задняя подвеска ГАЗ-53

1 — болт крышки; 2 — передняя чашка; 3 — нижняя подушка; 4 — нижняя передняя чашка; 5 — упорная подушка; 6 — верхняя передняя чашка; 7 — верхняя подушка; 8 — передний кронштейн; 9 — подушка подрессорника; 10 — кронштейн; 11— накладка подрессорника; 12 — стремянка; 13 — подрессорник; 14 — центровой болт подрессорника; 15 подкладка подрессорника; 16 — центровой болт рессоры; 17 — задний кронштейн; 18 — верхняя задняя чашка; 19 — нижняя задняя чашка; 20 — задняя крышка; 21 — гайка стремянки рессоры в сборе; 22 — подкладка рессоры; 23 — гайка стремянки

Читать еще:  Продажа газ 69 в бурятии

Разность размеров стрелы одноименных рессор, устанавливаемых на автомобиль, не должна превышать 10 мм. Если в результате предварительного осмотра обнаружены поломки, то в рессору необходимо разобрать.

Для этого ее надо положить на верстак, отвернуть гайки болтов хомутов, вынуть болты и сиять хомуты, отвернуть гайку 1 центрового болта и разобрать листы.

Протереть все листы рессоры ГАЗ-53 керосином посмотреть наличие трещин. Заменить сломанные или листы с трещинами. При сборке рессоры отбирают требуемый комплект листов с укрепленными чашками на коренных листах и хомутами, тщательно промазывают поверхности листов графитовой смазкой.

Подбирают комплект листов в соответствующем порядке и вставляют через отверстие стержень диаметром, равным диаметру центрового болта. Сжимают центральную часть рессоры тисками и вынимают стержень.

Вставляют центровой болт головкой снизу и затягивают гайкой моментом 43 — 62 Нм. Вставить болты хомутов и затянуть их гайками. Освобождают рессору из тисков и протирают ее от лишней смазки. Проверяют стрелу рессоры в свободном состоянии. При необходимости красят ее черной эмалью.

Установка рессоры ГАЗ-53

Для правильного крепления концов рессоры ГАЗ-53 в резиновых подушках ее выпрямляют в приспособлении с помощью домкрата. Для установки передней рессоры поднимают переднюю часть автомобиля настолько, чтобы выпрямленная рессора могла свободно войти в кронштейны 6 и 15 (см. рис.1).

При этом устанавливают в верхние чашки рессор резиновые подушки 5 и опускают автомобиль так, чтобы рессора вместе с подушками в чашках вошла в кронштейны на раме, вставляют в гнездо переднего кронштейна 6 упорную подушку 4 и опускают автомобиль на козлы.

После чего вкладывают в нижние чашки концов рессор подушки 3, прикладывают к ним снизу крышки 2 и 18 и ввертывают болты с установленными на них пружинными стопорными шайбами. Плотно прижимают крышки 2 я 18 к кронштейнам 6 и 15, равномерно без перекосов затянув болты моментом 30—70 Нм.

Устанавливают на рессору сверху накладки 13 в сборе с резиновым буфером 11 и деревянным вкладышем 10 так, чтобы в отверстие вкладыша вошла гайка центрового болта 26.

Стремянки 14 устанавливают на накладку, а концы их пропуска-от отверстия балки передней оси. На резьбовые концы стремянок устанавливают пружинные шайбы и гайки 25, предварительно затягивают их.

Окончательно гайки стремянок заворачивают моментом 180 — 200 Нм при снятии автомобиля с домкрата и установке его на колеса. После чего подсоединяют нижний конец амортизатора.

Задняя рессора автомобилей устанавливается в аналогичной последовательности, как и передняя. Особенность сборки заключается в установке дополнительной рессоры. Для чего на верхний лист задней рессоры накладываются две подкладки 15 (см. рис.2),на них подрессорник 13 и уже на него накладку 11.

Амортизаторы подвески ГАЗ-53

Крепление телескопического амортизатора подвески ГАЗ-53 и его устройство показаны на рис.1, 3. Амортизаторы снимают с автомобиля, стоящего на колесах. Для улучшения доступа к амортизатору колесо повертывают до отказа в сторону передней части лонжерона.

Для снятия амортизатора отвертывают гайку 20 (см. рис.1) на нижнем пальце, снимают шайбу и резиновую втулку; отвертывают такую же гайку на верхнем пальце 12, снимают шайбу и резиновую втулку. Снимают сам амортизатор. Устанавливают амортизатор в обратном порядке. Гайки на пальцах затягивают моментом 70 — 100 Нм.

Рис.3. Амортизатор ГАЗ-53

1 — нижняя проушина; 2 — корпус клапана сжатия; 3 — впускной клапан; 4 — цилиндр; 5 —резервуар; 6 —клапан сжатия; 7 — поршень; 8 — клапан отдачи; 9 — чугунное кольцо поршня; 10 — перепускной клапан; 11 — кожух; 12—шток; 13—направляющая втулка; 14 — резиновое кольцо; 15, 17 — резиновые кольца уплотнения резервуара амортизатора; 16 — пружина сальника; 18 — стальная шайба; 19, 23 — резиновые сальники; 20 — войлочный сальник; 21 — гайка; 22—шайба; 24 — обойма сальника; 25 — верхняя проушина; 26— стальная прокладка; 27 — обойма сальников; 28, 32 — тарелки; 29, 33 — пружины; 30, 31 — гайки

Работу амортизатора ГАЗ-53, т. е. усилия его при ходе растяжения и сжатия, проверяют на стенде в вертикальном положении при ходе поршня (100+2) мм в частоте возвратно-поступательных движений (80±2) мм цикла в 1 мин. На стенде снимают диаграмму усилий сопротивления, которые при ходе растяжения должны быть 2750—3950 Нм, при ходе сжатия 750 — 1350 Нм.

Если нет стенда, зажимают амортизатор вертикально за нижнюю проушину и прокачивают за верхнюю не менее 5 раз. У исправного амортизатора шток должен перемещаться равномерно, без рывков и вибраций при приложении постоянной нагрузки (300±1) Н. Время перемещения на длине рабочего хода растяжения не более 20 с.

Если амортизатор автомобилей ГАЗ-53 прокачивается без сопротивления или, наоборот, сопротивление очень велико, его заменяют или ремонтируют. Кроме потери эффективности на амортизаторе может подтекать масло через уплотнения штока в верхней части. Для устранения течи достаточно подтянуть гайку 21 (см. рис.3).

При этом увеличивается натяг сальников 23 и 19 штока и резиновых уплотнительных колец 15 резервуара. Порядок подтяжки гайки резервуара амортизатора: закрепляют амортизатор за нижнюю проушину в тисках, вытягивают шток в крайнее положение и специальным ключом подтягивают гайку 1 моментом 70 — 90 Нм.

Если после подтяжки гайки течь не устраняется, амортизатор разбирают и осматривают детали уплотнений. Гайку можно подтягивать и у амортизатора, установленного на автомобиле.

При разборке амортизатора зажимают в тисках нижнюю проушину 1 (см. рис.3); выдвигают шток 12 за верхнюю проушину 25 вверх до отказа; отвертывают гайку 21 резервуара специальным ключом; вынимают из амортизатора (вверх по штоку) стальную шайбу 18, резиновое кольцо 17, обойму 27 сальников вместе с верхним сальником 23 и его обойму 24, войлочный сальник 20 и резиновый сальник 19 штока.

Вынимают второе резиновое кольцо 15, шток с поршнем 7 вместе с направляющей втулкой 13 из цилиндра 4 и дают стечь маслу в цилиндр или резервуар. Освобождают из тисков нижнюю часть амортизатора и ставят так, чтобы не разлить масло.

Прикрывают резервуар от попадания грязи чистым листом бумаги. Закрепляют шток за проушину в тисках и отвертывают гайку 30 клапана отдачи торцовым ключом. Снимают со штока поршень 7 с деталями клапанов, снимают направляющую втулку 13 штока и вынимают из нее резиновое кольцо 14.

Снимают со штока все резиновые сальники. Легкими ударами алюминиевого или медного стержня с закругленными краями выбивают клапаны сжатия в сборе из цилиндра, торцовым ключом отворачивают гайку 31 клапана сжатия, предварительно зажав стакан корпуса клапана сжатия 2 в тиски.

Снимают последовательно ограничительную тарелку 32, тарелку клапана 3, втулку клапана 6 и пружину. Промывают в керосине и продувают сжатым воздухом, после чего осматривают и отбраковывают поврежденные и неисправные детали.

Сборка амортизатора ГАЗ-53

Сборку амортизатора автомобиля начинают с подсборки клапана сжатия. Перед этим проверяют легкость перемещения втулки в гайке 31 клапана. В случае закусывания или затрудненного перемещения втулки клапана добиваются ее свободного перемещения.

Проводят притирку втулки клапана к седлу гайки, чтобы после притирки на клапане и седле гайки образовались равномерные засветленные полоски до 1 мм. Проверяют не плоскостность выступов на корпусе 2 клапана и при необходимости притирают до появления равномерных полосок по вершинам кольцевых выступов. Детали после притирки промывают.

Собирая клапан сжатия амортизатора подвески ГАЗ-53, закрепляют в тисках стакан корпуса 26, собирают его с тарелками 28 и 32, с втулкой 6 и пружиной 33. Ввертывают гайку 31 в стакан 2 и затягивают ее до отказа.

Тарелку клапана 3 устанавливают к кольцевым выступам корпуса неработающей стороной. Если амортизатор перебирался неоднократно и детали притирались, то устанавливают новую тарелку.

Запрессовывают корпус клапана сжатия в цилиндр 4. Закрепляют шток за проушину в тисках; устанавливают на шток гайку 21, алюминиевую шайбу 22 и обойму 24 верхнего сальника.

С помощью оправки устанавливают на шток верхний резиновый сальник конусной частью к проушине, стальную прокладку 26 (см. рис.3) и войлочный сальник 20. Перед сборкой войлочный сальник смачивают жидкостью.

Устанавливают на наружную поверхность обоймы 27 сальников резиновое кольцо 17 и шайбу 18, устанавливают на шток подсобранную обойму 27 сальников. С помощью той же оправки устанавливают на шток резиновый сальник 19 так, чтобы имеющаяся на нем надпись «Низ» была обращена к поршню.

Перед установкой на внутреннюю поверхность сальников 19 и 23 наносят слой смазки. Устанавливают на шток конусную шайбу сальника и пружину 16, собирают направляющую втулку 13 штока с резиновыми кольцами 14 м 15 и устанавливают на шток. Надевают на хвостовик штока ограничительную тарелку, на нее тарелку клапана 10 и затягивают гайку 30 штока. Момент затяжки гайки 16 — 22 Нм.

Проверяют, нет ли защемления тарелки клапана 10 торцами ограничительной тарелки 28 поршнем 7. Тарелка клапана 10 должна вращаться свободно. Раскернивают в двух противоположных местах гайку 30. Кернят на 014 мм на глубину 1,5 — 0,5 мм.

Закрепляют резервуар 5 за проушину 1 в тисках и вставляют в него цилиндр 4 с клапаном сжатия в сборе. Придерживая цилиндр на весу, заливают в него масло, не доливая 35 — 40 мм до верхнего края.

Берут подсобранный шток и вставляют поршень 7 в цилиндр 4. Для захода поршневого кольца на торце цилиндра имеется фаска. Для дальнейшего продвижения поршня в цилиндре шток слегка накачивают.

Это облегчает ввод поршня с кольцом в цилиндр. Опускают цилиндр вместе с введенным в него поршнем в резервуар 5, вводят в резервуар и цилиндр направляющую втулку 13 штока.

Вставляют между резервуаром и буртом направляющей втулки штока резиновое кольцо, установив его в посадочное гнездо: собирают на штоке обойму с резиновыми и войлочными сальниками и верхнюю обойму с резиновыми сальником.

Вставляют между обоймой и резервуаром резиновое кольцо 17 и прижимают его вниз до отказа. Ставят на кольцо шайбу 18 и затягивают гайку 21 моментом 70 — 90 Нм.

Прокачивают амортизатор и убеждаются в его нормальной работе. Для проверки герметичности сальников после сборки выдерживают амортизаторы в горизонтальном положении с вдвинутым до отказа штоком.

Подвеска газ 53

Запчасти для грузовых автомобилей

Полный модельный ряд: ГАЗ-3307, 53, ГАЗ-3309, ГАЗ-66, 3308, 33081, 33086, ГАЗ-33104

Подвеска автомобиля ГАЗ-53

Подвеска автомобилей ГАЗ-53 выполнена на продольных полуэллиптических рессорах. В передней подвеске (рис.1) установлены телескопические амортизаторы. Задняя подвеска имеет дополнительные рессоры (рис.2).

Рессоры закреплены на раме на кронштейнах с резиновыми подушками. Концы подрессорников опираются на резиновые опоры, вложенные и закрепленные болтом в гнездах кронштейнов на раме. Прогибы рессор ограничивают резиновые буфера.

Читать еще:  Продажа газ 66 в красноярске

Гидравлические амортизаторы подвески ГАЗ-53 — телескопического типа двустороннего действия. Для удобства обслуживания и ремонта конструкция их выполнена разборной. В качестве рабочей жидкости в амортизаторе применяют масло в количестве 405 — 415см3.

Рис.1. Передняя подвеска ГАЗ-53

1-болт крышки, 2-передняя крышка, 3-нижняя подушка, 4-упорная подушка, 5-верхняя подушка, 6-передний кронштейн, 7-накладка рессоры, 8-рессора в сборе, 9-гайка центрового болта, 10-вкладыш, 11-буфер, 12-верхний палец амортизатора, 13-накладка рессоры, 14-стремянка, 15-задний кронштейн, 16-верхняя задняя чашка, 17-нижняя задняя чашка, 18-задняя крышка, 19-амортизатор, 20-гайка пальца амортизатора, 21, 23-шайбы, 22-резиновые втулки, 24-нижний палец амортизатора, 25- гайка стремянки, 26-центровой болт, 27-нижняя передняя чашка, 28-верхняя передняя чашка

Уход за подвеской ГАЗ-53 заключается в периодической проверке затяжки стремянок рессор, болтов крышек кронштейнов, проверке крепления кронштейнов амортизаторов и самих амортизаторов, осмотре состояния крепления кронштейнов рессор к лонжеронам рамы.

Ремонт передней и задней подвески ГАЗ-53

Для устранения неисправностей, замены деталей и узлов подвеску ГАЗ-53 подвергают полной или частичной разборке. При снятии передней рессоры ГАЗ-53 ослабляют затяжку гаек стремянок 25 (см. рис.1) и отсоединяют от балки передней оси нижний конец амортизатора 19; поднимают домкратом переднюю часть автомобиля так, чтобы рессоры разгрузились.

Подставляют под поднятый конец рамы козлы соответствующей высоты и опускают автомобиль. Равномерно отвертывают (в любом порядке) болты крышек переднего и заднего кронштейнов рессоры ГАЗ-53 и снимают крышки 2 и 18 и нижние резиновые подушки 3.

Отвертывают гайки стремянок и снимают стремянки 14; поднимают автомобиль домкратом, установленным под рамой, настолько, чтобы концы рессоры вышли из кронштейнов.

Снимают рессору ГАЗ-53. Извлекают из кронштейнов верхние и упорные резиновые подушки 5 и 4. Задняя рессора снимается в той же последовательности.

Разборка и сборка рессоры ГАЗ-53

При разборке и сборке рессоры ГАЗ-53 не следует наносить удары молотком по листам. Рессору очищают от грязи, протирают и осматривают. Если поломок листов и других деталей нет, проверяют стрелу прогиба в свободном состоянии.

Для этого натягивают нить или тонкую проволоку по торцовым закруглениям чашек верхнего коренного листа вдоль рессоры и замеряют расстояние до нити от верхней поверхности первого коренного листа у центрового болта. Это расстояние для передней рессоры ГАЗ-53 должно быть (113±5) мм, для задней (98+5) мм и дополнительной рессоры (28±5) мм.

Рис.2. Задняя подвеска ГАЗ-53

1 — болт крышки; 2 — передняя чашка; 3 — нижняя подушка; 4 — нижняя передняя чашка; 5 — упорная подушка; 6 — верхняя передняя чашка; 7 — верхняя подушка; 8 — передний кронштейн; 9 — подушка подрессорника; 10 — кронштейн; 11— накладка подрессорника; 12 — стремянка; 13 — подрессорник; 14 — центровой болт подрессорника; 15 подкладка подрессорника; 16 — центровой болт рессоры; 17 — задний кронштейн; 18 — верхняя задняя чашка; 19 — нижняя задняя чашка; 20 — задняя крышка; 21 — гайка стремянки рессоры в сборе; 22 — подкладка рессоры; 23 — гайка стремянки

Разность размеров стрелы одноименных рессор, устанавливаемых на автомобиль, не должна превышать 10 мм. Если в результате предварительного осмотра обнаружены поломки, то в рессору необходимо разобрать.

Для этого ее надо положить на верстак, отвернуть гайки болтов хомутов, вынуть болты и сиять хомуты, отвернуть гайку 1 центрового болта и разобрать листы.

Протереть все листы рессоры ГАЗ-53 керосином посмотреть наличие трещин. Заменить сломанные или листы с трещинами. При сборке рессоры отбирают требуемый комплект листов с укрепленными чашками на коренных листах и хомутами, тщательно промазывают поверхности листов графитовой смазкой.

Подбирают комплект листов в соответствующем порядке и вставляют через отверстие стержень диаметром, равным диаметру центрового болта. Сжимают центральную часть рессоры ГАЗ-53 тисками и вынимают стержень.

Вставляют центровой болт головкой снизу и затягивают гайкой моментом 43 — 62 Нм. Вставить болты хомутов и затянуть их гайками. Освобождают рессору из тисков и протирают ее от лишней смазки. Проверяют стрелу рессоры в свободном состоянии. При необходимости красят ее черной эмалью.

Установка рессоры ГАЗ-53

Для правильного крепления концов рессоры ГАЗ-53 в резиновых подушках ее выпрямляют в приспособлении с помощью домкрата. Для установки передней рессоры поднимают переднюю часть автомобиля настолько, чтобы выпрямленная рессора могла свободно войти в кронштейны 6 и 15 (см. рис.1).

При этом устанавливают в верхние чашки рессор резиновые подушки 5 и опускают автомобиль так, чтобы рессора вместе с подушками в чашках вошла в кронштейны на раме, вставляют в гнездо переднего кронштейна 6 упорную подушку 4 и опускают автомобиль на козлы.

После чего вкладывают в нижние чашки концов рессор ГАЗ-53 подушки 3, прикладывают к ним снизу крышки 2 и 18 и ввертывают болты с установленными на них пружинными стопорными шайбами. Плотно прижимают крышки 2 я 18 к кронштейнам 6 и 15, равномерно без перекосов затянув болты моментом 30—70 Нм.

Устанавливают на рессору сверху накладки 13 в сборе с резиновым буфером 11 и деревянным вкладышем 10 так, чтобы в отверстие вкладыша вошла гайка центрового болта 26.

Стремянки 14 устанавливают на накладку, а концы их пропуска-от отверстия балки передней оси. На резьбовые концы стремянок устанавливают пружинные шайбы и гайки 25, предварительно затягивают их.

Окончательно гайки стремянок заворачивают моментом 180 — 200 Нм при снятии автомобиля с домкрата и установке его на колеса. После чего подсоединяют нижний конец амортизатора.

Задняя рессора автомобилей ГАЗ-53 устанавливается в аналогичной последовательности, как и передняя. Особенность сборки заключается в установке дополнительной рессоры. Для чего на верхний лист задней рессоры накладываются две подкладки 15 (см. рис.2),на них подрессорник 13 и уже на него накладку 11.

Амортизаторы подвески ГАЗ-53

Крепление телескопического амортизатора подвески ГАЗ-53 и его устройство показаны на рис.1, 3. Амортизаторы снимают с автомобиля, стоящего на колесах. Для улучшения доступа к амортизатору колесо повертывают до отказа в сторону передней части лонжерона.

Для снятия амортизатора ГАЗ-53 отвертывают гайку 20 (см. рис.1) на нижнем пальце, снимают шайбу и резиновую втулку; отвертывают такую же гайку на верхнем пальце 12, снимают шайбу и резиновую втулку. Снимают сам амортизатор. Устанавливают амортизатор в обратном порядке. Гайки на пальцах затягивают моментом 70 — 100 Нм.

Рис.3. Амортизатор ГАЗ-53

1 — нижняя проушина; 2 — корпус клапана сжатия; 3 — впускной клапан; 4 — цилиндр; 5 —резервуар; 6 —клапан сжатия; 7 — поршень; 8 — клапан отдачи; 9 — чугунное кольцо поршня; 10 — перепускной клапан; 11 — кожух; 12—шток; 13—направляющая втулка; 14 — резиновое кольцо; 15, 17 — резиновые кольца уплотнения резервуара амортизатора; 16 — пружина сальника; 18 — стальная шайба; 19, 23 — резиновые сальники; 20 — войлочный сальник; 21 — гайка; 22—шайба; 24 — обойма сальника; 25 — верхняя проушина; 26— стальная прокладка; 27 — обойма сальников; 28, 32 — тарелки; 29, 33 — пружины; 30, 31 — гайки

Работу амортизатора ГАЗ-53, т. е. усилия его при ходе растяжения и сжатия, проверяют на стенде в вертикальном положении при ходе поршня (100+2) мм в частоте возвратно-поступательных движений (80±2) мм цикла в 1 мин. На стенде снимают диаграмму усилий сопротивления, которые при ходе растяжения должны быть 2750—3950 Нм, при ходе сжатия 750 — 1350 Нм.

Если нет стенда, зажимают амортизатор вертикально за нижнюю проушину и прокачивают за верхнюю не менее 5 раз. У исправного амортизатора шток должен перемещаться равномерно, без рывков и вибраций при приложении постоянной нагрузки (300±1) Н. Время перемещения на длине рабочего хода растяжения не более 20 с.

Если амортизатор автомобилей ГАЗ-53 прокачивается без сопротивления или, наоборот, сопротивление очень велико, его заменяют или ремонтируют. Кроме потери эффективности на амортизаторе может подтекать масло через уплотнения штока в верхней части. Для устранения течи достаточно подтянуть гайку 21 (см. рис.3).

При этом увеличивается натяг сальников 23 и 19 штока и резиновых уплотнительных колец 15 резервуара. Порядок подтяжки гайки резервуара амортизатора ГАЗ-53: закрепляют амортизатор за нижнюю проушину в тисках, вытягивают шток в крайнее положение и специальным ключом подтягивают гайку 1 моментом 70 — 90 Нм.

Если после подтяжки гайки течь не устраняется, амортизатор разбирают и осматривают детали уплотнений. Гайку можно подтягивать и у амортизатора, установленного на автомобиле.

При разборке амортизатора ГАЗ-53 зажимают в тисках нижнюю проушину 1 (см. рис.3); выдвигают шток 12 за верхнюю проушину 25 вверх до отказа; отвертывают гайку 21 резервуара специальным ключом; вынимают из амортизатора (вверх по штоку) стальную шайбу 18, резиновое кольцо 17, обойму 27 сальников вместе с верхним сальником 23 и его обойму 24, войлочный сальник 20 и резиновый сальник 19 штока.

Вынимают второе резиновое кольцо 15, шток с поршнем 7 вместе с направляющей втулкой 13 из цилиндра 4 и дают стечь маслу в цилиндр или резервуар. Освобождают из тисков нижнюю часть амортизатора и ставят так, чтобы не разлить масло.

Прикрывают резервуар от попадания грязи чистым листом бумаги. Закрепляют шток за проушину в тисках и отвертывают гайку 30 клапана отдачи торцовым ключом. Снимают со штока поршень 7 с деталями клапанов, снимают направляющую втулку 13 штока и вынимают из нее резиновое кольцо 14.

Снимают со штока все резиновые сальники. Легкими ударами алюминиевого или медного стержня с закругленными краями выбивают клапаны сжатия в сборе из цилиндра, торцовым ключом отворачивают гайку 31 клапана сжатия, предварительно зажав стакан корпуса клапана сжатия 2 в тиски.

Снимают последовательно ограничительную тарелку 32, тарелку клапана 3, втулку клапана 6 и пружину. Промывают в керосине и продувают сжатым воздухом, после чего осматривают и отбраковывают поврежденные и неисправные детали.

Сборка амортизатора ГАЗ-53

Сборку амортизатора автомобиля ГАЗ-53 начинают с подсборки клапана сжатия. Перед этим проверяют легкость перемещения втулки в гайке 31 клапана. В случае закусывания или затрудненного перемещения втулки клапана добиваются ее свободного перемещения.

Проводят притирку втулки клапана к седлу гайки, чтобы после притирки на клапане и седле гайки образовались равномерные засветленные полоски до 1 мм. Проверяют не плоскостность выступов на корпусе 2 клапана и при необходимости притирают до появления равномерных полосок по вершинам кольцевых выступов. Детали после притирки промывают.

Собирая клапан сжатия амортизатора подвески ГАЗ-53, закрепляют в тисках стакан корпуса 26, собирают его с тарелками 28 и 32, с втулкой 6 и пружиной 33. Ввертывают гайку 31 в стакан 2 и затягивают ее до отказа.

Тарелку клапана 3 устанавливают к кольцевым выступам корпуса неработающей стороной. Если амортизатор перебирался неоднократно и детали притирались, то устанавливают новую тарелку.

Читать еще:  Продаю газ 66 с консервации

Запрессовывают корпус клапана сжатия в цилиндр 4. Закрепляют шток за проушину в тисках; устанавливают на шток гайку 21, алюминиевую шайбу 22 и обойму 24 верхнего сальника.

С помощью оправки устанавливают на шток верхний резиновый сальник конусной частью к проушине, стальную прокладку 26 (см. рис.3) и войлочный сальник 20. Перед сборкой войлочный сальник смачивают жидкостью.

Устанавливают на наружную поверхность обоймы 27 сальников резиновое кольцо 17 и шайбу 18, устанавливают на шток подсобранную обойму 27 сальников. С помощью той же оправки устанавливают на шток резиновый сальник 19 так, чтобы имеющаяся на нем надпись «Низ» была обращена к поршню.

Перед установкой на внутреннюю поверхность сальников 19 и 23 наносят слой смазки. Устанавливают на шток конусную шайбу сальника и пружину 16, собирают направляющую втулку 13 штока с резиновыми кольцами 14 м 15 и устанавливают на шток. Надевают на хвостовик штока ограничительную тарелку, на нее тарелку клапана 10 и затягивают гайку 30 штока. Момент затяжки гайки 16 — 22 Нм.

Проверяют, нет ли защемления тарелки клапана 10 торцами ограничительной тарелки 28 поршнем 7. Тарелка клапана 10 должна вращаться свободно. Раскернивают в двух противоположных местах гайку 30. Кернят на 014 мм на глубину 1,5 — 0,5 мм.

Закрепляют резервуар 5 за проушину 1 в тисках и вставляют в него цилиндр 4 с клапаном сжатия в сборе. Придерживая цилиндр на весу, заливают в него масло, не доливая 35 — 40 мм до верхнего края.

Берут подсобранный шток и вставляют поршень 7 в цилиндр 4. Для захода поршневого кольца на торце цилиндра имеется фаска. Для дальнейшего продвижения поршня в цилиндре шток слегка накачивают.

Это облегчает ввод поршня с кольцом в цилиндр. Опускают цилиндр вместе с введенным в него поршнем в резервуар 5, вводят в резервуар и цилиндр направляющую втулку 13 штока.

Вставляют между резервуаром и буртом направляющей втулки штока резиновое кольцо, установив его в посадочное гнездо: собирают на штоке обойму с резиновыми и войлочными сальниками и верхнюю обойму с резиновыми сальником.

Вставляют между обоймой и резервуаром резиновое кольцо 17 и прижимают его вниз до отказа. Ставят на кольцо шайбу 18 и затягивают гайку 21 моментом 70 — 90 Нм.

Прокачивают амортизатор ГАЗ-53 и убеждаются в его нормальной работе. Для проверки герметичности сальников после сборки выдерживают амортизаторы в горизонтальном положении с вдвинутым до отказа штоком.

Диагностика и ремонт рессор на грузовике ГАЗ-53

Грузовик ГАЗ-53, считающийся самым популярным и массовым среднетоннажным автомобилем советского и постсоветского времени, имеет рессорную подвеску, которая обеспечивает ему как выносливость при перевозке грузов, так и проходимость по российскому бездорожью.

Внешний вид ГАЗ-53

Однако для долгой и надёжной работы автомобиля владельцу необходимо уделять внимание элементам подвески своего грузового друга и своевременно производить профилактическое обслуживание и замены деталей при необходимости.

Систематически, проводя работы по техническому контролю, рессоры ГАЗ-53 будут выполнять свои основные функции длительное время.

Так выглядят рессоры на ГАЗ-53

Функциональное назначение авторессор

Рессорой в автомобилях принято называть элемент подвески, который выполняет две функциональные задачи:

  1. Обеспечение передачи и распределение нагрузки от кузова автомобиля на колёсную часть.
  2. Смягчение ударов и толчков при движении по пересечённой местности.

По своей конструкции они подразделяются на следующие виды:

  • Листовые, состоящие из пакета упругих стальных пластин разного размера, скреплённых между собой, в том числе:

Вид листовых рессор на ГАЗ-53

  1. эллиптические;
  2. полуэллиптические;
  3. три четверти эллиптические;
  4. четверть эллиптические;
  5. поперечные.
  • Торсионные, в основе которых лежит упругий стержень, работающий на скручивание.

  • Пружинные, рабочий элемент которого выполнен в форме пружины.

Каким бы ни был основной упругий элемент, его основная задача является поглощение нагрузки, возникающей при передвижении по неровной дороге и её уменьшение при передаче на колеса и кузовные детали.

Подвеска, выполненная, с применение рессорной конструкции считается оптимальным решением для грузовых автомобилей, поскольку:

Так выглядит рессорная подвеска на ГАЗ-53

  1. Имеет высокую эффективность в условиях бездорожья.
  2. Устойчива к перегрузкам.
  3. Обладает повышенной надёжностью.
  4. Отличается невысокой стоимостью.

В подвеске ГАЗ-53 реализованы принципы рессорного механизма полуэллиптического листового типа.

Применение рессор в ГАЗ- 53 и их конструкция

В ГАЗ-53 использовать авторессор предусмотрено как в задней, так и в передней части подвески. При этом в задней части подвески установлен подрессорник, который снимает напряжение с основного модуля при полной загрузке автомобиля.

Листы разной длины, выполненные из закалённой стали, самый длинный или коренной, имеет на концах крепления в форме загиба или уха. В каждой авторессоре расположено два коренных листа с загибом в разные стороны.

Вид передней рессоры на ГАЗ-53

Количество пластин в пакете определяет жёсткость подвески автомобиля и его способность противостоять неровной дороге.

Конструкция листовой полуэллиптической рессоры ГАЗ 53 состоит из следующих элементов:

  • передняя авторессора состоит из 12 листовых пластин;
  • рессора задняя комплектуется, исходя от модификации ГАЗ-53 и его года выпуска от 13 до 15 лисов;

Так выглядит передняя рессора

  • подрессорник имеет от 4 до 9 листов, количество которых также зависит от конкретной модели ГАЗ-53;
  • противоскрипные прокладки, изготовленные из пластика и устанавливаемые между листами;
  • хомуты в количестве 4-х штук, скрепляющие листы между собой;
  • центровой болт крепления, который соединяет основную рессору с подрессорником в задней части подвески и с телескопическим амортизатором в передней.

Внешний вид задней рессоры на ГАЗ-53

Крепление концов авторессор к кузову автомобиля выполняется с помощью шарнирного механизма и серьги, которые фиксируются на задний и передний кронштейны кузова посредством пальцев. Подвижность места соединения даёт возможность механизму работать на прогиб, смягчая при этом удары на детали кузова. Ушки коренных листов рессоры комплектуются резиновыми втулками.

Средняя часть закрепляется с помощью стремянок с предустановленными прокладками, которые также предназначены для смягчения толчков от колёсной части на кузов.

Смотрите в видео: обзор рессоры на ГАЗ-53.

В процессе использования авторессора приобретает форму полуэллипса, то есть приобретает прогиб посередине, величина которого называется стрелой. При ремонте и замене отдельных пластин необходимо контролировать величину стрелы и устанавливать листы, прогиб которых либо идентичен остальным, либо имеет отклонение не более 10 мм.

Длина задней и передней рессоры в автомобиле ГАЗ-53 различна и составляет, соответственно, 1610 и 1225 мм.

Для обеспечения длительной работы рессорного механизма грузовика и сохранения им своих качеств необходимо периодически производить визуальный осмотр и техническое обслуживание, а также незамедлительно менять отдельные листы пакета с явно выраженными дефектами.

Предварительная диагностика неисправностей рессор ГАЗ-53

При эксплуатации автомобиля износ рессорного механизма неизбежен, рессора ГАЗ-53 теряет свою упругость, а также получает механические повреждения. Своевременное обнаружение неисправности позволит выполнить сэкономить на ремонтных работах за счёт частичной замены листов в авторессоре.

Рекомендуем посмотреть: как отремонтировать рессоры.

Признаками наличия неисправностей в рессорном механизме могут служить следующие признаки:

  • Наличие постороннего скрипа. Износ:
  1. Межлистовых прокладок.
  2. Соединительных втулок.
  3. Прокладок под хомутами.

  • завал машины на одну сторону;
  • выход из строя отдельных пластин;
  • просадка рессоры целиком;
  • учащение ударов по кузову при движении по бездорожью. Осадка авторессоры при регулярной эксплуатации автомобиля с перегрузом ;
  • Несовпадение колеи передних и задних колес относительно друг друга;

внешний вид разбитых рессор

  1. Коренных листов на одной из осей.
  2. Центрового болта.

При появлении данных признаков необходимо провести дополнительную диагностику, которая выполняется после деинсталляции рессоры с автомобиля.

Ремонт рессоры ГАЗ-53

Рессора ГАЗ-53, снятая с автомобиля для дополнительной диагностики и ремонта, очищается от пыли и грязи, внимательно осматривается и разбирается на отдельные элементы.

Смотрите в видео: процесс ремонта рессоры.

При визуальном контроле деталей нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Величина прогиба стрелы должна быть в пределах рекомендованного допуска, а именно:
  1. Для передней — 113 мм +/- 5 мм.
  2. Для задней — 98 мм + 5 мм.
  3. Для подрессорника — 28 мм +/- 5 мм.

В случае нарушения размерности рессору необходимо разобрать на отдельные листы и, после тщательного осмотра, произвести выбраковку и замену деталей с дефектами на новые.

Советуем посмотреть: как заменить подкоренной лист задней рессоры.

В некоторых случаях возможен ремонт полотна путём выправления его конфигурации с последующим закаливанием. Длинные листы, имеющие сколы или трещины по краям могут быть использованы для более коротких элементов.

При осмотре листов авторессоры необходимо также обращать внимание на их толщину, которая должна составлять 10 мм, более тонкие листы подлежать обязательной замене.

Все пластины должны располагаться строго один над другим без смещения относительно друг друга. Если смещение есть, то, как правило, причина в поломке центрового крепёжного болта, который необходимо заменить на новый.

При снятии рессоры резиновые втулки подлежат обязательной замене независимо от их состояния.

Хомуты, стремянки, пальцы и противоскрипные прокладки также требуют тщательного осмотра. Они не должны иметь трещин, деформаций и нарушений в резьбовых соединениях. При наличии признаков износа рекомендуется произвести замену детали.

После оценки состояния всех деталей и проведения ремонта либо замен, листы авторессоры собираются в комплект с соблюдением следующих правил.

Выполняя сборку листов в комплект необходимо произвести рихтовку поверхности с нанесением графитовой смазки для лучшего соприкосновения листов между собой.

Комплектация рессоры осуществляется с использованием металлического стержня, который устанавливают в отверстие для центрового болта. Толщина стержня должна совпадать с размером самого болта.

Листы поочерёдно нанизываются с установкой противоскрипных прокладок, выравниваются и сжимаются хомутами.

Металлический стержень удаляется и устанавливается центровой болт.

Для фиксации листов в процессе сборки необходимо применять тиски и другие прижимные устройства.

Гайка центрового болта затягивается с помощью динамометрического ключа, момент затяжки должен составлять 43-62 Нм.

У собранной авторессоры ещё раз проверяется величина стрелы и упругость, после чего она инсталлируется на автомобиль.

В процессе эксплуатации необходимо регулярно проверять затяжку стремянок и других соединительных болтов, а также обращать внимание на наличие посторонних скрипов и видимых отклонений в процессе передвижения по бездорожью.

Таким образом, рессоры ГАЗ 53 являются основными элементами подвески грузовика и имеют листовую конструкцию. Ходовые качества автомобиля при движении по пересечённой местности и под загрузкой напрямую зависят от технического состояния рессорного механизма. Периодическое обслуживание и своевременный ремонт позволит продлить срок службы подвески ГАЗ 53 и обеспечит его комфортное передвижение по любым дорогам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector