Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
40 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пожарная помпа на газ 53

Практическая работа на пожарном насосе

Подготовка пожарного автомобиля к работе

Боевое развертывание пожарных

Установить автомобиль по возможности в безопасном, удобном для работы и ровном месте, не загромождая проезд:

  1. Закрепить ручным тормозом.
  2. Выжать педаль сцепления и включить коробку отбора мощности (К.О.М.) на насос.
  3. Плавно отпустить сцепления.
  4. Убавить газ, так как работа насоса без воды на больших оборотах приводит к порче сальников.
  5. Выжать сцепление дублирующим рычагом из насосного отделения на период проверки и подготовки рукавов и насоса.
  6. При необходимости, под заднее колесо положить дополнительный упор. Дальнейшие действия водителя зависят от вида работы.

Дополнительные сведения и пояснения

  1. Поскольку изложенные выше вопросы общей подготовки автомобиля остаются неизменными, при описании приемов работы они повторяться не будут, но должны выполняться обязательно.
  2. При начальном обучении подготовительные работы по проверке насоса и всасывающей линии занимают много времени, поэтому для уменьшения износа выжимного подшипника сцепления К.О.М. включается после проведения этих работ.

Подача воды из цистерны

  1. Присоединить выкидной рукав с пожарным стволом.
  2. Проверить закрытие заглушки всасывающего штуцера (13), сливного краника (12), а также других вентилей и кранов.
  3. Открыть вентиль (3) из цистерны.
  4. Открыт вакуум-клапан (на себя) для выпуска воздуха из насоса.
  5. После появления воды в смотровом глазке закрыть вакуум-клапан.
  6. Плавно включить сцепление.
  7. Открыть задвижку (1) к стволу.
  8. Плавно прибавить газ и довести давление до необходимой величины.

Наиболее характерные ошибки допускаемые водителями при работе подачи воды из цистерны:

  1. Подача воды в линию без предварительного заполнения насоса водой.
  2. Выпуск воздуха через вакуум-клапан при включенном насосе.
  3. Резкое включение сцепления.
  4. Включение и выключение насоса при больших оборотах двигателя.

Дополнительные сведения и пояснения

  1. Выпуск воздуха необходим для создания устойчивого давления, поэтому для более полного удаления его воду желательно подавать через вентиль от нижнего патрубка.

Забор воды из водоема при помощи газоструйного вакуумного аппарата

  1. Присоединить выкидные и всасывающие рукава, проверить плотность соединений и опустить сетку в воду на глубину не менее 300 мм.
  2. Закрыть все вентили и сливной краник.
  3. Открыть вакуум-клапан (на себя).
  4. Включить газоструйный вакуум-аппарат.
  5. Увеличить обороты двигателя до устойчивой работы вакуум-аппарата.
  6. При появлении воды в смотровом глазке сделать небольшую выдержку до прекращения пузырьков воздуха и закрыть вакуум-клапан.
  7. Убавить газ.
  8. Плавно включить сцепление.
  9. Выключить вакуум-аппарат.
  10. Прибавить обороты до 2-4 атм. по манометру.
  11. Плавно открыть задвижку выкидного штуцера.
  12. Прибавить газ и довести давление до необходимой величины.
  13. При необходимости открыть вентиль теплообменника.

Наиболее характерные ошибки допускаемые водителями при подачи воды из водоема:

  1. Недостаточные обороты двигателя при работе вакуум-аппарата.
  2. Снижение оборотов до закрытия вакуум-клапана.
  3. Большие обороты и давление при открывании выкидного штуцера.
  4. Преждевременное закрытие вакуум-клапана.
  5. Резкое открытие выкидного штуцера.
  6. Включение и отключение вакуум-аппарата при больших оборотах двигателя.
  7. Резкое включение сцепления.
  8. Включение и выключение сцепления при больших оборотах.

Заполнение насоса водой

Дополнительные сведения и пояснения

  1. В зимний период, в целях предупреждения образования ледяной пробки в вакуумной системе, сразу после появления воды в смотровом глазке, рукоятку вакуум-клапана необходимо на несколько секунд перевести в крайнее положение от себя. Так как вакуум аппарат в это время продолжает работать, то из вакуумной системы будет принудительно отсасываться оставшаяся вода. Произойдет продувка системы атмосферным воздухом через верхний вакуум-клапан и отверстие в его корпусе.
  2. При заполнении насоса водой в нижнем патрубке остается небольшое количество воздуха (см. рис. 3).

Если при подаче воды в линию сначала открыть этот патрубок и выпустить оставшийся воздух, то вероятность обрыва водяного столба уменьшится. Особенно при большой высоте всасывания.

  1. Конусные соединения всасывающих рукавов должны содержаться в сухом и чистом состоянии. Однако при большой высоте всасывания два сухих конуса не всегда обеспечивают достаточную герметичность. Учитывая это, перед соединением их желательно смазать. Конус всасывающего штуцера насоса должен быть смазан всегда.
  2. При работе перекрывными пожарными стволами необходимо помнить, что прекращение расхода вызывает нагрев насоса и вследствие этого, обрыв водяного столба. В зимнее время, при сильных морозах может промерзать всасывающая линия. В обоих случаях необходимо предусмотреть дополнительный сброс воды на слив в водоем.

Забор воды из водоема при прокладке всасывающей линии через препятствия

При перегибах всасывающего рукава через перила и другие препятствия, в верхней точке рукава остается воздушная пробка.

При открывании выкидного штуцера скорость движения воды увеличивается и воздушная пробка проталкивается в насос.

Поскольку перегиб рукава видно сразу, обрыв водяного столба надо предвидеть заранее и прибегнуть к одному из способов, преследующих одну цель — удалить воздушную пробку после попадания ее в насос.

1-й способ

После появления воды в смотровом глазке вакуум-клапан и вакуум-аппарат не отключать:

  1. Сбавить газ.
  2. Включить сцепление.
  3. Открыть выкидной штуцер.
  4. Прибавить газ, чтобы одновременно с насосом работал вакуум-аппарат.
  5. Когда установится нормальный режим работы, закрыть вакуум-клапан.
  6. Убавить газ.
  7. Выключить вакуум-аппарат.
  8. Прибавить газ и установить нужное давление.

Примечание: выкидную линию присоединять только к верхнему патрубку насоса.

2-й способ

После появления воды в смотровом глазке:

  1. Закрыть вакуум-клапан.
  2. Сбавить газ.
  3. Отключить вакуум-аппарат.
  4. Открыть вентили из цистерны и в цистерну и прибавить обороты, т.е. закольцевать цистерну для удаления воздуха.

Когда установится нормальный режим:

  1. Закрыть вентили из цистерны и в цистерну.
  2. Открыть воду в линию.
  3. Отрегулировать напор.

3-й способ

Заключается в том, что забор воды можно от начала до конца провести кольцеванием цистерны.

Наиболее характерные ошибки допускаемые водителями при работе

  1. Те же, что и при работе с водоема.
  2. Дополнительно — отключение насоса при попадании в него воздушной пробки.

Заполнение цистерны водой от насоса

Водопенные коммуникации АЦ-40 (130)

Данное упражнение отличается от обычной подачи воды лишь тем, что вместо выкидного штуцера открывается вентиль в цистерну 2 (см. рис. 1).

Вместе с тем необходимо помнить, что внутренняя площадь стенок цистерны ЗИЛ составляет более 10 м 2 (100000 см 2 ).

При такой площади даже небольшое избыточное давление 0,5 кг/см создает разрывающее усилие 50000 кг.

Чтобы не порвать цистерну, заполнение не должно проводиться под небольшим давлением 1,5-2 атм. В этом случае контрольная трубка успевает пропускать избыток воды в момент переполнения цистерны.

При появления воды из контрольной трубки сразу убавляется газ и включается сцепление. После этого закрывается вентиль в цистерну.

Если заполнение цистерны необходимо ускорить, надо обязательно открыть крышку верхнего люка цистерны и только тогда увеличить давление.

Пожарные машины на базе ГАЗ

Грузовые автомобили производства ГАЗ всегда славились своей высокой ремонтопригодностью. И это очень важное качество – ГАЗовский грузовик тем и хорош, что его отремонтировать можно чуть ли не в поле. На шасси грузовых авто создавалась различная спецтехника – «санитарки», самосвалы, военные авто, бурильные машины, цистерны на базе Газ и проч.

Читать еще:  Прокладка гбц газ 53

Пожарная автоцистерна АЦ 1,6-40 на базе Газ

Первая пожарная машина Горьковского автозавода

История пожарных машин на ГАЗ начинается с 1932 года. На Базе первого нижегородского грузовика ГАЗ АА был произведен автомобиль ПМГ-1. На машине устанавливался двигатель мощностью 50 л. с., пожарная техника могла развивать скорость до 70 км/час. Авто в отличие от простого грузовика оснащался коробкой отбора мощности. В кабине его помещалось только два человека, включая водителя. Зато для личного состава сзади устанавливали деревянный кузов, рассчитанный на 8 человек.

Так выглядит первая пожарная машина ПМГ-1

Пожарные машины Горьковского автозавода

Если даже не учитывать довоенные годы, на базе шасси за всю историю существования ГАЗ на базе его машин произвели довольно много марок пожарной техники. Она создавалась на шасси:

Единственной версией на базе легкого внедорожника была модель на шасси ГАЗ 69. Автоцистерна была создана для тушения пожаров на торфоразработках. Была даже несколько необычная пожарная машина ГАЗ на базе БТР 80 – она имела заводской индекс ГАЗ-59402 и название «Пурга». Но самой большой популярностью пользовались автомобили на шасси ГАЗ 66 и ГАЗ 3308.

Пожарная машина ГАЗ-66

Пожарную машину ГАЗ 66 в большом городе встретишь не часто, и это неудивительно. По хорошим дорогам может быстро доехать любой автомобиль – внедорожник больше нужен там, где простой грузовик не «пройдет». В частности, 66-ой практически не заменим при тушении лесных пожаров, на буровых и в отдаленных сельских районах.

На базе ГАЗ 66 создавалось немало модификаций пожарного автомобиля. История пожарных автоцистерн начинается с середины 60-х годов двадцатого века. Всего на шасси «66» насчитывается 9 модификаций.

Основным производителем автоцистерн был Варгашинский завод Курганской области, который занимался производством противопожарного оборудования.

Первая модель АЦ-20(66) стала производиться с 1966 года. Машина предназначалась для тушения лесных пожаров и возгораний в сельской местности.

Пожарная машина на базе ГАЗ 66

Следующая модель 146 (АЦ-30(66-01)) выпускалась с 1971 года –емкость была увеличена до 1500 литров, и устанавливался новый насос ПН-40. Модель 147 Варгашинский завод производил с 1976 года – автомобиль имел цистерну в 980 литров и переносной насос марки ПМП-Л. В 1979 году курганцы создали новую пожарную машину АЦ-30(66) – эта одна из самых известных автоцистерн на шасси 66. У этого автомобиля был солидный запас воды (1600 л) и производительный насос ПН-40УА.

Пожарное авто-ретро в Иваново. Газ 66 ац 66

Пожарные автоцистерны ац-30(53-12)-106в и ац-30(66)-184 Пожарная автоцистерна ац-30(53-12)-106в

Базовые шасси — ГАЗ 53-12.

2. Двигатель с измененной системой выпуска газов

3. Кабина водителя и боевого расчета.

4. Кузов с отсеками.

5. Цистерна для воды ( Vв=2800л ).

6. Бак для пенообразователя ( Vп.о.=190л ).

7. Насосная утановка:

— центробежный насос ПН-40УВ;

— вакуумная система – ГВА;

Трансмиссия на пожарный насос:

Устройство:1- двигатель; 2- сцепление; 3- КОМ; 4- карданный вал; 5- опора; 6- насос.

Ком – 107

Кинематическая схема КОМ-107

1—ведомая шестерня; 2—соединительная муфта;3—зубчатый венец; 4— подшипники; 5, 16—ведомые валы;6—шлицы; 7—вилка;8—фиксатор;9— ползун; 10 — ведущий вал; 11—рычаг; 12—фланцевая муфта; 13—косозубая шестерня; 14 — ось; 15 —промежуточная шестерня; 16-—ведомая шестерня

Дополнительная система охлаждения:

Схема дополнительной системы охлаждения автоцистерны АЦ-30(53А)106Б

1 — теплообменник двигателя; 2— теплообменник коробки передач;8—ороситель бензобака;4, 6—8— вентили; 5 — коробка отбора мощности;9— насос; 10 —бензобак;11 — коробка передач; 12 — двигатель; 13 — змеевик; 14 — корпус теплообменника; 15 — крышка

Пожарная автоцистерна АЦ-30(66)-184

1. Базовые шасси — ГАЗ 66.

2. Двигатель с измененной системой выпуска газов

3. Кабина водителя и боевого расчета.

4. Кузов с отсеками.

5. Цистерна для воды ( Vв=1600л ).

6. Бак для пенообразователя ( Vп.о.=100л ).

7. Насосная утановка:

— центробежный насос ПН-40УВ;

— вакуумная система – ГВА;

Трансмиссия на пожарный насос:

Устройство:1- двигатель; 2- сцепление; 3- КОМ; 4- карданный вал; 5- опора; 6- насос, 7- КПП; 8- раздаточная коробка.

КОМ – 146(расположена сбоку раздаточной коробки)

Кинематическая схема КОМ-146

1— рычаг; 2 — фиксатор; 3 — ползун; 4 — подшипник; 5 — ведомый вал; 6 — ведомая шестерня; 7 — промежуточная шестерня; 8 — стопорная пластина;9 — ось

Порядок включения КОМ: — выжать сцепление, — рычаг раздаточной коробки в нейтральное положение, — рычаг КОМ на «себя», — включить 4юпередачу, — отпустить сцепление.

8. Дополнительные системы:

система охлаждения двигателя, КОМ, бачка гидроусилителя руля.

система обогрева насосного отсека.

Пожарная автоцистерна ац-40/3(133гя)-181-01

Базовые шасси — ЗИЛ 133ГЯ (дизель).

2. Двигатель с измененной системой выпуска газов

3. Кабина водителя и боевого расчета.

4. Кузов с отсеками.

5. Цистерна для воды ( Vв=5000л ).

6. Два бака для пенообразователя по180л.

7. Насосная утановка:

— центробежный насос ПНК-40/3 (среднего расположения)

— вакуумная система – УВГ;

Схема водопенных коммуникаций

Техническая характеристика — МегаЛекции

Автоцистерна пожарная АЦ-30(66), модель 146 (ТУ 22-3606-76)

Автоцистерна предназначена для тушения пожаров водой или воздушно-механической пеной в сельской местности в условиях плохих дорог и бездорожья. Она служит также для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарного оборудования, воды или пенообразователя. Может использоваться для доставки воды в безводных районах и как промежуточная емкость или насосная станция при работе «вперекачку». Автоцистерна предназначена для эксплуатации в зонах с умеренным климатом при температуре воздуха от -35оС до +35оС.

Автоцистерна смонтирована на шасси грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-66-01 грузоподъемностью 2000 кг. В автоцистерне нет отдельной кабины для размещения боевого расчета. При необходимости два человека могут разместиться на открытых сиденьях, расположенных непосредственно за кабиной водителя. Это позволило установить цистерну для воды максимальной (по грузоподъемности шасси) емкости. Кузов – открытого типа. Кабина оборудована вентиляцией, отоплением, устройствами обдува и обмыва ветрового стекла. Она откидывается вперед, что обеспечивает хороший доступ к двигателю, сцеплению, коробке передач и другим агрегатам при их обслуживании. Для гашения гидравлических ударов, возникающих при резком торможении машины, внутри цистерны имеется волнолом. К цистерне крепят боковые ящики с пожарным оборудованием, а также задний закрытый отсек, в котором размещены насосная установка, контрольные приборы и механизм дистанционного управления сцепления, дроссельной заслонкой карбюратора двигателя и газоструйным вакуум-аппаратом. В зимнее время насосный отсек обогревается выхлопными газами двигателя, проходящими через батарею, расположенную под насосом.

Читать еще:  Порядок регулировки клапанов газ 53 схема

На автоцистерне установлен центробежный насос ПН-40У предназначенный для подачи воды или воздушно-механической пены при тушении пожаров. Корпус, крышка и рабочее колесо отлиты из алюминиевого сплава. В корпусе на двух шариковых подшипниках № 50309 и 309 установлен стальной вал, на котором консольно закреплено рабочее колесо. Смазка подшипников осуществляется маслом, залитым в картер вала насоса. Уплотнение вала рабочего колеса состоит из четырех резиновых каркасных сальников АСК-45 с пружиной, собранных в специальном стакане. На шлицевом конце вала насоса закреплен фланец для присоединения карданного вала силовой передачи. Корпус насоса имеет один спиральный отвод, что позволяет работать в полную мощность, как правым, так и левым напорным патрубком. Для контроля за разрежением и напором установлены два мановакуумметра. Число оборотов вала насоса контролируется тахометром, привод которого смонтирован в корпусе насоса.

Привод насоса осуществляется от двигателя автомобиля через силовую передачу, состоящую из коробки отбора мощности, двух карданных валов № 66-220-2010 и № 66-220-1010 и промежуточной опоры. Коробка отбора мощности установлена на боковом люке раздаточной коробки. Привод коробки отбора мощности осуществляется от шестерни первичного вала раздаточной коробки. С этой шестерней в постоянном зацеплении находится промежуточная шестерня, которая вращается на двух шарико-подшипниках № 406, установленных на неподвижной оси. Ведомая шестерня коробки отбора мощности посажена на шлицах ведомого вала, вращающегося в двух шариковых подшипниках № 50307.

Включение и выключение коробки отбора мощности производится перемещением ведомой шестерни по шлицам вала с помощью вилки, закрепленной на штоке механизма включения. Передний конец штока соединен тягой с рычагом включения, который размещен в кабине водителя.

Для успешного проведения операций при тушении пожаров служит система водопенных коммуникаций, состоящая из трубопроводов и запорной арматуры. К выкидным задвижкам насоса присоединены напорные трубы, на концах которых навинчены соединительные головки для присоединения напорных рукавов со стволами. Слева от оси насоса смонтирована пенная коммуникация для забора пенообразовате6ля от посторонней емкости.

Подвод воды из цистерны в насос производится по трубе, расположенной справа от насоса. Напорная полость насоса также соединена с цистерной трубопроводом. Первоначальное заполнение водой всасывающей линии и насоса при заборе воды из внешнего водоисточника осуществляется вакуумной системой, которая состоит из газоструйного вакуум-аппарата, работающего от выхлопных газов двигателя, вакуум-клапана, привода и трубопровода.

Газоструйный вакуум-аппарат вмонтирован в выхлопной тракт двигателя и соединен трубопроводом с вакуум-клапаном, который установлен на корпусе пожарного насоса. Рычаг управления вакуум-аппаратом размещен в насосном отсеке. В одном блоку с газоструйным вакуум-аппаратом смонтирована газовая сирена.

Для дополнительного охлаждения двигателя при работе в стационарном режиме, на привод насоса в систему охлаждения двигателя последовательно включен теплообменник, змеевик которого соединен трубопроводом с нагнетающей и всасывающей полостями пожарного насоса. Кроме того, имеются также теплообменники в коробке отбора мощности и баке гидроусилителя руля.

В боковых ящиках, в кабине водителя, в насосном отделении на наружной поверхности цистерны размещено пожарное оборудование. Все оборудование надежно закреплено зажимами, обеспечивающими быстрый и удобный съем его.

Пожарная помпа на газ 53

Запчасти для грузовых автомобилей

Полный модельный ряд: ГАЗ-3307, 53, ГАЗ-3309, ГАЗ-66, 3308, 33081, 33086, ГАЗ-33104

Система охлаждения двигателя ГАЗ-53

Система охлаждения двигателя ГАЗ-53 (рис.1) — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости, заполняется низкозамерзающей жидкостью Тосол.

Система охлаждения ГАЗ-53 состоит из водяной рубашки двигателя, водяного насоса, радиатора, термостата, вентилятора с кожухом, жалюзи, пробки радиатора (с клапанами) и соединительных шлангов. Емкость системы — 21,5 л.

Наиболее выгодный температурный режим работы двигателя находится в пределах 80 — 90 °С. Указанная температура поддерживается при помощи термостата 6, действующего автоматически, и жалюзи, управляемых водителем.

Рис.1. Система охлаждения ГАЗ-53

1 — радиатор; 2 — датчик сигнализатора перегрева двигателя; 3 — водяной насос; 4 — перепускной шланг; 5 — шланг радиатора подводящий; 6 — термостат; 7 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 8 — штуцер подсоединения подогревателя; 9 — водяная рубашка блока цилиндров; 10 — шланг радиатора отводящий; 11 — кран сливной радиатора; 12 — вентилятор; 13 — жалюзи; 14 — кожух вентилятора; 15 —пробка радиатора

Для контроля температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов имеется указатель температуры, датчик 7 (ТМ100-В) которого устанавливается в водяной рубашке впускной трубы. Кроме того, на щитке приборов имеется сигнальная лампа, загорающаяся при повышении температуры охлаждающей жидкости до 104—109 °С.

Датчик 2 сигнализатора (ТМ104-Т) ввернут в верхний бачок радиатора. При загорании лампы следует немедленно остановить двигатель, выяснить и устранить причину его перегрева.

Термостат ГАЗ-53 с твердым наполнителем, одноклапанный ТС 108 (рис.2). Устанавливается в специальной полости на выходе охлаждающей жидкости из впускной трубы.

Термостат из клапана 3, седла 2, термосилового элемента 5 со штоком 1 и пружины 4, где Л — ход клапана.

Рис.2. Термостат ГАЗ-53

Клапан термостата ГАЗ-53 начинает открываться при температуре 78—82 °С, а при температуре 93 — 95 °С он полностью открыт.

Водяной насос (помпа) ГАЗ-53 центробежного типа (рис.3). Валик 2 водяного насоса вращается в двух шариковых подшипниках, на концах имеет лыски.

На один конец вала напрессовывается крыльчатка помпы ГАЗ-53, а на другой — ступица. Крыльчатка закреплена болтом, ввернутым в резьбовое отверстие в торце вала. Ступица закреплена гайкой, навернутой на резьбовой конец вала.

Шариковые подшипники с находящейся между ними распорной втулкой, зажаты между ступицей шкива и упорным кольцом; имеют с наружных торцов войлочные сальники, вмонтированные в наружные обоймы подшипников, закрепленных в корпусе запорным кольцом.

Рис.3. Водяной насос (помпа) ГАЗ-53

Полость помпы ГАЗ-53, в которой циркулирует охлаждающая жидкость, отделена от полости, в которой вмонтированы подшипники, резиновым самоподвижным сальником с уплотняющей шайбой из графитосвинцовой композиции.

В углубление крыльчатки помпы устанавливаются пружина 8, латунные обоймы 9 и 10, манжета 11, уплотняющая шайба 12 и запираются кольцом 13. Жидкость, просачивающаяся через сальник, стекает наружу через отверстие 7 в корпусе 3.

Через пресс-масленку 5, ввернутую в корпус водяного насоса (помпы) ГАЗ-53, подшипники смазываются до тех пор, пока смазка не покажется в контрольном отверстии 4. Излишки смазки следует немедленно убрать во избежание попадания ее на ремни привода вентилятора и водяного насоса и ручьи шкива.

Замасленные ремни и ручьи необходимо протереть тряпкой, слегка смоченной в бензине. Для смазывания подшипников используется смазка Литол-24. В качестве дублирующей допускается использовать жировой смазочный материал.

Радиатор ГАЗ-53 системы охлаждения (см. рис.1) — трубчато-ленточный, медно-латунный, состоит из латунных (верхнего и нижнего) бачков, набора вертикальных латунных плоско-овальных трубок с располагаемыми между ними гофрированными медными лентами, пластин крепления радиатора, пробки радиатора и сливного краника.

Читать еще:  Порядок зажигание газ 53

К верхнему и нижнему бачкам радиатора ГАЗ-53 припаяны две стальные боковые стойки-пластины, которые придают радиатору необходимую жесткость, а также обеспечивают возможность крепления к нему кожуха вентилятора.

Радиатор ГАЗ-53 в нижней части крепится к специальным кронштейнам на раме посредством резиновых прокладок и в верхней части — двумя тягами.

Пробка радиатора имеет два клапана: паровой, открывающийся при избыточном давлении 45 — 60 кПа, и воздушный, открывающийся при разрежении 1 — 10 кПа.

Вентилятор ГАЗ-53 — шестилопастный, металлический, состоит из двух крестовин, между которыми вклепаны лопасти, крепится совместно со шкивом четырьмя болтами к ступице валика помпы.

Вентилятор статически сбалансирован, приводится в движение от шкива коленчатого вала клиновым ремнем. Натяжение ремня осуществляется поворотом генератора, который приводится в движение этим же ремнем.

Правильность натяжения ремня проверяют нажатием пружинным динамометром на него усилием 34 — 44 Н. При этом ремень вентилятора должен прогибаться на 10 — 15 мм.

Кожух вентилятора ГАЗ-53 — штампованный, металлический, значительно повышает эффективность работы вентилятора.

Жалюзи — металлические, пластинчатые, управляются проволочной тягой с места водителя. Ручка тяги имеет несколько фиксируемых положений закрытия жалюзи для обеспечения необходимого температурного режима работы двигателя.

Верхний бачок радиатора ГАЗ-53 должен быть заполнен до заливной горловины. Понижение температуры приводит к снижению уровня жидкости, в связи с чем при отрицательных температурах возможно снижение ее уровня в радиаторе.

Однако даже при температурах ниже— 30°С уровень жидкости в радиаторе должен быть выше торцов охлаждающих трубок не менее чем на 50 мм.

При прогреве двигателя с повышением температуры охлаждающей жидкости повышается ее уровень.

При отрицательных температурах допускается проверку уровня жидкости проводить на прогретом двигателе, для чего снимают пробку с радиатора ГАЗ-53 и убеждаются в наличии охлаждающей жидкости в верхнем бачке радиатора; устанавливают пробку на место, обращая внимание на ее установку; пробка должна плотно закрывать горловину радиатора для обеспечения герметичности системы охлаждения; прогреть двигатель до температуры выше 90 °С.

В случае частой доливки жидкости следует проверить герметичность системы охлаждения ГАЗ-53. Допускается временно добавлять в систему охлаждения воду.

Порядок заливки воды: охладить двигатель, снять пробку с радиатора, залить в радиатор воду до указанного уровня, поставить на место пробку радиатора.

Следует иметь в виду, что при добавлении воды температура замерзания смеси повышается, поэтому при первой возможности систему необходимо отремонтировать и залить жидкость Тосол А-40.

В качестве низкозамерзающей охлаждающей жидкости могут использоваться Тосол А-65 и антифризы марок «40» и «65». Заливку низкозамерзающими жидкостями надо производить осторожно, не проливая ее.

При ежедневном осмотре перед выездом проверяют натяжение ремней вентилятора. Ремень натянут правильно, если при нагрузке в 35 — 45 Н на середине участка между шкивами генератора и вентилятора прогиб будет в пределах 10 — 15 мм. Натяжение контролируют пружинным динамометром.

При заедании промывают в керосине и смазывают тягу жалюзи смазкой, предварительно вынув ее из оболочки. Если заправлена система низкозамерзающей жидкостью при СО (осенью), проверяют плотность охлаждающей жидкости, которая должна быть 1,078— 1,085 г/см3 при 20°С.

Через 4 года эксплуатации автомобиля ГАЗ-53 охлаждающую жидкость меняют, предварительно промыв систему охлаждения, для чего сливают охлаждающую жидкость, заполняют систему водой, пускают двигатель и прогревают его, затем, остановив, сливают воду, после охлаждения двигателя снова заполняют систему водой, повторяют промывку.

Жидкость из системы охлаждения ГАЗ-53 сливают при открытой пробке радиатора через три краника: с правой стороны блока цилиндров, на радиаторе и на шланге отопителя кабины.

В случае применения в системе охлаждения воды следует иметь в виду, что применение доброкачественной воды является одним из основных условий технически правильной эксплуатации двигателей, предупреждающей образование накипи и коррозии в системе охлаждения, что может привести к серьезным неполадкам, например к закупорке трубок радиатора.

В систему охлаждения ГАЗ-53 следует заливать мягкую чистую воду, лучше всего дождевую или снеговую. Применение воды с высокой жесткостью — артезианской или ключевой, а тем более морской — недопустимо.

Воду в системе охлаждения следует менять но возможности реже. Сливать воду необходимо в чистую посуду для того, чтобы можно было вновь заливать ее в систему.

Рис.4. Промывка системы охлаждения ГАЗ-53

1 — радиатор; 2 — блок цилиндров; 3 — водяной насос

Весной и осенью в случае применения воды систему охлаждения ГАЗ-53 промывают. Водяную рубашку двигателя и радиатор промывают отдельно.

Промывку ведут в направлении, обратном циркуляции воды при работе системы (рис.4). При промывке водяной рубашки двигателя необходимо снять термостат и вывернуть сливные краники. Радиатор снимают и промывают отдельно.

Радиатор ГАЗ-53 ремонтируют только в случае незначительного числа разрушенных трубок (не более 4 шт.) и их подпайке не более чем в пяти местах в сердцевине. Наплыв припоя должен быть не свыше 1,5 см2. После пайки охлаждающие пластины и гофрированные ленты выправляют, радиатор подвергают проверке на герметичность.

Наиболее характерными неисправностями помпы ГАЗ-53 является течь воды через сальник крыльчатки в результате износа уплотняющей шайбы или манжеты сальника и изнашивание подшипника валика. Эти неисправности устраняются заменой изношенных деталей новыми.

Снимают водяной насос ГАЗ-53 с крышки распределительных шестерен. Зажав ступицу шкива в тисках, отвертывают болт крепления крыльчатки водяного насоса и снимают шайбы. Съемником спрессовывают крыльчатку с вала помпы.

Перед снятием крыльчатки, чтобы не повредить резьбу в валике водяного насоса, между торцом валика и болтом съемника необходимо поставить шайбу. Снимают запорное кольцо и вынимают уплотняющую шайбу, манжету сальника, обоймы манжеты и пружину сальника. Промывают и очищают детали водяного насоса.

Собирают крыльчатку с сальником, для чего в заднее углубление на крыльчатке укладывают последовательно пружину сальника, обоймы сальника, резиновую манжету, уплотняющую шайбу, и все эти детали закрепляют запорным кольцом.

Если абсолютная величина изнашивания уплотняющей шайбы невелика, то ее можно установить вновь, повернув неизношенной стороной к корпусу водяного насоса.

Торец корпуса помпы ГАЗ-53, по которому работает уплотняющая шайба, смазывают тонким слоем графитового смазочного материала перед напрессовкой крыльчатки на валик насоса. Это улучшает качество приработки рабочих поверхностей уплотняющей шайбы и торца корпуса помпы.

Напрессовывают крыльчатку на валик. Напрессовку производят до упора ступицы крыльчатки в торец лыски валика. На болт крепления крыльчатки надевают пружинную шайбу, плоскую шайбу и ввертывают болт в задний торец валика до упора; привертывают помпу к крышке распределительных шестерен, заменив его прокладку новой.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector