Привод стартера газ 53 - Про отечественный автопром
Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Привод стартера газ 53

Стартер ГАЗ-53

Стартер ГАЗ 53 служит для пуска двигателя внутреннего сгорания. Он включается в работу с помощью ключа зажигания, повернутого в крайнее левое положение (по часовой стрелке).

Пример новой модели грузовика ГАЗ-53

Устройство

На грузовик ГАЗ 53 устанавливается стартер модели СТ-230, он прикручивается двумя гайками на картере сцепления в левой стороне ДВС по ходу движения (ближе к водителю). Схема очень проста, принципиально она ничем не отличается от схемы подобного устройства на другой модели легкового или грузового автомобиля.

Подробная схема устройства стартера для ГАЗ 53

  • Корпус. Он металлический, цилиндрической формы;
  • Обмотка статора. Устанавливается внутри корпуса и размещается вдоль его стенок;
  • Якорь (ротор). Является движущейся частью в пусковом механизме. Вал якоря крутится в 3 подшипниках (один в передней крышке, два на промежуточной опоре);
  • Щеточный узел. 4 щетки контактируют с коллектором ротора, приводя его в движение;
  • Передняя крышка. Она закрывает щеточный узел, предохраняя его от грязи, воды и масла;
  • Бендикс. Шестеренчатое устройство, шестерня входит в зацепление с маховиком двигателя и приводит мотор в движение;
  • Задняя крышка (корпус бендикса). Является защитным кожухом бендикса, задний конец корпуса служит опорой всей оси вращающегося вала;

Внешний вид стартера для грузовика ГАЗ 53

Схема подключения несложная механизма несложная, подключение идет через втягивающее реле. На один контакт реле подается постоянное напряжение 12 Вольт, на другой контакт питание идет от замка зажигания.

В момент поворота ключа под действием электромагнитного поля сердечник в реле двигается и приводит в работу бендикс.

Почти одновременно сердечник замыкает контакты на реле, включая электрическую цепь в работу. Стартер крутит, запуская двигатель. Важно вовремя отпустить ключ зажигания во избежание поломки пускового механизма.

Технические данные

Стартер СТ-230 имеет следующие характеристики:

  • Номинальная мощность устройства – 1500 Вт;
  • Вращение – правое;
  • Потребляемый ток в режиме без нагрузки – до 85 Ампер;
  • Потребление тока на полной нагрузке – до 530 Ампер;
  • Полюсов в обмотке возбуждения – 4;
  • Количество зубьев шестерни бендикса – 9;
  • Крутящий момент – не превышает 2,25 кгс/м;
  • Частота вращения – 40 оборотов в минуту.

Вернуться к оглавлению

Наиболее часто встречающиеся неисправности

Стартер ГАЗ 53 – довольно мощное устройство, но все-таки его можно перегрузить. Например, долго гонять без перерыва стартер, если двигатель никак не хочет заводиться. При очень раннем зажигании двигатель натужно крутится, идет обратная отдача.

Это тоже перегружает пусковое устройство, приводя к различным его поломкам (может лопнуть алюминиевая задняя крышка). Поворот ключа зажигания на включение втягивающего реле при работающем двигателе газ 53 может вывести из строя стартер, в первую очередь пострадает шестерня бендикса.

Так выглядит бендикс стартера ГАЗ 53

  1. При повороте ключа зажигания слышен сухой щелчок, но мотор не запускается. Здесь обычно две причины – не срабатывает электрическое реле, либо подгорели контакты у втягивающего реле стартера.
  2. При попытке завести ДВС слышится жужжание (шум бендикса, работающего вхолостую), но двигатель не крутится. Причиной является неисправный бендикс, его шестерня на оси не стопорится и вращается в обе стороны (вращение шестерни исправного механизма должно быть только в одну сторону). Также может быть изношены зубья на венце маховика, часто они изнашиваются неравномерно, где-то в одном месте.
  3. Стартер еле крутит, в месте его крепления пахнет горелой обмоткой. Замыкает обмотка статора или ротора.
  4. Стартер не крутит совсем и не подает никаких признаков жизни. Чаще так сгорает обмотка ротора, или бывает неисправно электрическое реле.
  5. Обмотка не горит, но вращение идет с трудом. Изношены втулки ротора, в которых он вращается. Также может быть причина не в стартере, а в плохой массе двигателя с кузовом.

Бывают и другие неисправности – изнашиваются графитовые щетки, коллектор на якоре, замасливаются детали, обламываются контакты крепления проводов. Следует обратить пристальное внимание на срабатывание щеток. При большом износе деталей начинает гореть и быстро изнашиваться коллектор на роторе, а новый якорь уже стоит значительно дороже всего щеточного узла в сборе.

Замена

Поменять стартер просто, для этого нужно:

  • Отсоединить клеммы аккумулятора;
  • Ключом на 8 открутить гайку крепления провода на втягивающем реле и снять провод;
  • Ключом на 13 отвернуть гайку крепления плюсовой клеммы аккумулятора, снять провода питания стартера;
  • Ключом на 19 открутить две гайки крепления и демонтировать стартер;
  • Новую деталь устанавливают на место, выполнив все операции в обратном порядке.

Вернуться к оглавлению

Разборка стартера

Разбираем в следующем порядке:

  • С нижнего контакта втягивающего реле скручиваем гайку на 13 и отсоединяем провод обмотки статора;
  • Отворачиваем винты крепления втягивающего реле и вынимаем его из стартера;
  • Снимаем сердечник втягивающего реле – немного утапливаем его, приподнимаем и выводим из зацепления;

Детали полностью разобранного стартера от авто ГАЗ 53

Порядок цен

Если стартер неисправен, можно его заменить или отремонтировать. С деталями проблем нет, к тому же можно поискать и б/у запчасти. Правда, при покупке подержанной детали есть определенна доля риска – работоспособность стартера определяется только уверениями продавца.

Новый стартер белорусского производства (БАТЭ) стоит приблизительно 6000-7000 рублей, втягивающее реле на него продается за 1000-1200 рублей.

Цена на бендикс Борисовского изготовления колеблется в пределах 350-550 рублей и зависит от региона продажи и продавца. Конечно, в крупных оптовых компаниях цена будет дешевле. В связи с изменение курс рубля стоимость деталей самосвала газ 53 может вырасти, в последнее время они уже стали выше. Б/у стартер по объявлениям на «Авито» можно купить в районе 1500-2500 руб.

Меры, предотвращающие преждевременный выход стартера из строя

Процесс выпресовки подшипника из стартера

  • Нельзя поворачивать ключ зажигания в замке по часовой стрелке во время работы двигателя;
  • Если в течение пяти секунд мотор не завелся, нужно отпустить ключ зажигания. Повторную попытку завести следует проводить не ранее, чем через десять секунд;
  • Запрещено запускать двигатель на скорости путем прокручивания стартером. Увеличенная нагрузка на пусковой механизм быстро приведет устройство к выходу из строя;
  • В морозную погоду рекомендуется пользоваться предпусковым подогревателем, моторное масло следует заливать соответствующее сезону;
  • Если двигатель завелся, ключ зажигания следует отпустить – бендикс должен выйти из зацепления с маховиком.

Обслуживание

Если обеспечить стартеру профилактику, его ресурс может увеличиться.

Определенных правил придерживаться не помешает и во время проведения ремонта. Будет полезным:

  1. Периодически проверять степень затяжки гаек крепления стартера, хотя бы раз за 10 тыс. км пробега автомобиля.
  2. При попадании масла на устройство необходимо протереть стартер ветошью с обезжиривающим средством.
  3. При сильном замасливании следует снять и разобрать стартер, удалив все следы масла на внутренних деталях. Заодно стоит проверить состояние щеток – если высота графита менее 6 мм, то их следует заменить.
  4. Во время сборки стартера необходимо смазывать сердечник втягивающего реле жидким маслом (моторным или веретенным). Это предотвратит залипание сердечника в цилиндре втягивающего устройства.

Стартер ГАЗ 53

Данный автомобиль не выпускается на территории нашей страны вот уже много лет. Потому приобрести новый стартер ГАЗ-53 в хорошем состоянии, оригинальный крайне затруднительно. Сам алгоритм замены имеет свои особенности, тонкости. Поломки данной детали обычно стандартные, типичные для всех устройств данного вида. Так как автомобиль сравнительно старый – оптимальным решением будет приобретение оригинальных деталей с разбираемых уже бывших в употреблении автомобилей.

Причины выхода из строя стартера на ГАЗ-53 и способы решения проблем

Проблемы, с которыми сталкиваются владельцы рассматриваемого транспортного средства владельцы, стандартны. Чаще всего причинами выхода из строя стартера становятся:

  • отсутствие контакта на силовых соединениях;
  • износ шлицов бендикса;
  • поломка вилки;
  • слабый контакт;
  • поломка втягивающего реле.

Осложняется ревизия, ремонт рассматриваемой детали как раз отсутствие новых запчастей. В то же время можно приобрести подержанные. Не составит труда приобрести стартер от ГАЗ-53. Чаще всего на ещё эксплуатируемых машинах возникают проблемы с контактами на силовых соединениях. Контакт просто окисляется, ухудшается. Что приводит к «вялому» прокручиванию маховика двигателя.

Нередко присутствует плохой контакт и на клеммах самой батареи. При возникновении проблем со стартером первое, что следует проверить – отсутствие обрывов, плохого соединения между АКБ и остальным оборудованием. Старые автомобили, особенно в возрасте от 10 лет, часто испытывают проблемы с электрической проводкой.

Ещё одна часто встречаемая проблема – износ шлицов бендикса. Сама деталь представляет собой небольшой вал с шестерней на одном из концов. Именно она входит в зацепление с маховиком двигателя. За счет чего осуществляется пуск мотора. При износе шлицов происходит проскальзывание, стартер просто крутит в холостую. Разрешить такую проблему можно лишь заменой бендикса.

Нередко из строя выходит вилка. Она может сломаться либо её рабочие части стираются со временем. Что провидит к необходимости её замены. Возможно использовать данную деталь от других автомобилей. Втягивающее реле, управляющее включением и отключением стартера, нередко является причиной невозможности завести автомобиль. Часть деталей стартера выполнены из меди.

Проверить его работоспособность очень просто: достаточно замкнуть управляющие контакты напрямую от положительной клеммы АКБ. Если реле сработало – то проблемы отсутствуют. В противном случае необходимо заменить втягивающее. Разобрать устройство большого труда не составит. Требуется лишь шлицевая отвертка и пару гаечных ключей. На самом стартере присутствует специальный регулировочный винт.

Он позволяет установить вылет бендикса – с помощью которого осуществляется зацепление с маховиком двигателя. Нужно отметить, что на втягивающем присутствует сразу пара катушек: удерживающая и втягивающая. Нередко проблема заключается в одной из катушек. Автомобиль давно не выпускается: необходимо периодически делать ревизию. Это позволит избежать остановки на трассе, в дали от ближайших СТО.

Оригинальные детали и их аналоги: что лучше

Как и в случае с остальными деталями можно приобрести оригинальные либо их аналоги. Но в случае с ГАЗ-53 все осложняется отсутствием новых компонентов. Так как машина уже много десятков лет официально снята с производства. Решением может стать приобретение оригинальных компонентов уже бывших в употреблении. Нередко на различных торговых площадках в интернете, разборках можно найти ещё рабочие стартеры.

Цена вместе с редуктором сравнительно невелика и символическая. Характеристики оригинальных деталей:

Стартеры

СТАРТЕРЫ

Покупая, не ошибись

Очередной обзор рынка приборов электрооборудования, подготовленный Антоном УТКИНЫМ, посвящен стартерам. (Об узлах систем электроснабжения и зажигания было рассказано в №№ 6 и 7 за этот год.)

Группа 3708. Стартеры. Как и генераторы, эти приборы относятся к наиболее дорогостоящим узлам электрооборудования. Для легковых автомобилей их у нас выпускают четыре завода. КЗАТЭ* (Самара), прежде делавший только тракторные стартеры, в 1970 году освоил выпуск лицензионного прибора СТ-221 для автомобилей ВАЗа. От самого массового тогда «волговского» СТ-113 он отличался примерно так же, как сами «Жигули» от «Волги». Безотказный, высокооборотный и технологичный, он имел только один недостаток — недолговечную трехроликовую обгонную муфту с алюминиевыми колодками, вместо обычной четырехроликовой со стальными. Сменивший его в 1986 году стартер 35.3708 оказался чуть похуже — торцевой коллектор здесь, в отличие от прежнего цилиндрического, начинает обгорать раньше. Причина — износ упорных шайб якоря, появление осевого люфта и, как следствие, слабое прижимание щеток к ламелям. Современный прибор КЗАТЭ для «Жигулей» — 35.3708–01 (мощность 1,3 кВт) наконец-то получил легкую алюминиевую крышку (на части выпуска сохранена чугунная), но приобрел еще один недостаток — неразборное тяговое реле. Цена этого прибора в магазинах 400–500 тыс. рублей, а минимальная — на рынке «Южный порт» (далее — Ю) — 320 тыс.

Более долговечны, при этом чуть дешевле (420–450 тыс., Ю — 300) болгарские стартеры, которые ВАЗ всегда покупал из-за нехватки самарских. В отличие от последних, болгарский является точной копией самого первого СТ-221 (только крышка у него теперь алюминиевая). Правда, его обгонная муфта плунжерной конструкции служит недолго, но, поскольку и она, и тяговое реле, и другие узлы в сборе взаимозаменяемы с самарскими, с этим можно смириться.

Пожалуй, лучшим на сегодняшний день «жигулевским» стартером является мощный (1,65 кВт) 4211.3708–02 производства АТЭ-3 (Ржев, Тверская обл.). Он сделан на базе «военного» уазовского стартера, о семействе которого будет сказано ниже. В продаже он встречается реже других и стоит 350–380 тыс. (Ю — 275).

Для переднеприводных «самар» основной прибор — 29.3708–01 (КЗАТЭ). В отличие от прочих, у него левое направление вращения и только одна опора якоря (вторая — в картере сцепления). Цена в магазинах — 400–500 тыс. (Ю — 340). Точно такой же, болгарский стоит 380–450 тыс. (Ю — 300). Изредка в продаже можно встретить малогабаритный, но мощный (1,4 кВт) югославский стартер «Искра», цена которого доходит до 600 тыс. Такие же дорогие стартеры фирмы «Бош», как и югославские, неремонтопригодны и в случае отказа подлежат замене. Кроме того, шестерня привода одной из «бошевских» модификаций для «Самары» немного не совпадает по модулю с вазовским венчиком маховика (m=2,11666. питч 12), что со временем вызывает односторонний износ зубьев. И наконец, самые распространенные в торговле и известные своей недолговечностью стартеры для автомобилей ВАЗ производства БАТЭ (Борисов, Минская обл.). Этот завод всегда делал вполне добротные агрегаты для «волг» и грузовиков, но в начале 90-х годов значительно расширил ассортимент своей продукции и наводнил рынок дешевыми стартерами для всех марок отечественных автомобилей (кроме «Таврии»), увы, не лучшего качества.

Большинство приборов БАТЭ имеет традиционную конструкцию, кроме двух: 425.3708 (для VAZ 2101. 2107) и 426.3708 (для VAZ 2108, 2109). Обе модификации отличаются друг от друга, в основном, крышками и направлением вращения, но по сути представляют один и тот же 1,3-киловаттный, предельно упрощенный агрегат — эдакий «эрзац-стартер». Главная «изюминка» конструкции — отсутствие обязательной для других моделей оси вильчатого рычага, который здесь просто качается на пластмассовом упоре. При износе последнего рычаг становится «плавающим», смещается вверх (см. рис. «Стартер

БАТЭ»), и его нижнее плечо укорачивается, а верхнее удлиняется. Поэтому контакты тягового реле замыкаются уже чуть раньше, чем шестерня войдет в зацепление с венцом маховика. В большинстве случаев зацепления так и не происходит, и после многократных попыток пустить двигатель якорь, раскручиваясь до предельных оборотов, перегревается и идет вразнос. При удачных попытках, когда шестерня, быстро вращаемая тяжелым якорем, «влетает» в зацепление с венцом маховика, на валу возникает значительная боковая сила, разбивающая опорную втулку в картере сцепления на «Самаре». А на «Жигулях» иногда даже отламывается «клюв» крышки. Впрочем, низкое качество стартеров БАТЭ частично компенсируется их невысокой ценой — 310–330 тыс. (Ю — 225).

Большая группа унифицированных по креплению и приводу стартеров включает приборы для автомобилей «Волга», УАЗ, грузовиков ГАЗ и «Москвич». Все они имеют шестерню привода с девятью зубьями и модулем 2,5. Стандартны также и диаметр посадочного пояска крышки — 82 мм, и расстояние между центрами крепежных отверстий — 105 мм. Но у стартеров, предназначенных для «Москвича», прилив крышки под тяговое реле расположен под углом 90° к прямой, соединяющей крепежные отверстия. (У остальных приборов этой группы — под углом 45°.) Таким образом, поставить на «Москвич» стартер от «Волги», УАЗа или ГАЗ-53 теоретически можно, но верхняя крепежная гайка станет почти недоступна. Обратная замена также возможна, но, например, на «Волге» тяговое реле «москвичовского» стартера окажется в нежелательной близости от лонжерона кузова, а на «Газели» об него будет тереться шланг сцепления.

Существует три поколения стартеров этой группы. К первому относится СТ-117А (завода АТЭ-3), который пока еще можно встретить в продаже. Созданный на базе древнего СТ-113 (от ГАЗ-21), он тем не менее еще четыре года назад ставился на ижевские «москвичи». Единственный его плюс — легкоразборное тяговое реле, зачистить силовые контакты которого можно прямо на машине.

Второе поколение — стартеры большого семейства СТ-230, освоенного на БАТЭ в начале 70-х годов. Это полуторакиловаттные, низкоскоростные и достаточно надежные агрегаты, имеющие довольно большой габарит и массу около 10 кг. В семействе есть даже модификации для грузовиков ЗИЛ (СТ-230И и др.) с более крупной шестерней привода с модулем 3. Для «Волги» и «Газели» БАТЭ до сих пор выпускает СТ-230Б4. В магазинах он стоит 350–380 тыс., а в Ю — 260.

Производство стартеров третьего поколения было освоено в 1988 году на АТЭ-3, а затем и на БАТЭ. Семейство «42» включает три высокоскоростных агрегата мощностью по 1,65 кВт и массой по 7 кг. В Борисове стартеры выпускают в обычном исполнении, а на АТЭ-3 — в «военном», с жаростойким коллектором якоря. Армейский заказчик автомобилей УАЗ требует исключительной живучести стартера при длительной работе, например, для того, чтобы машина с заглохшим мотором могла завершить переправу вброд «на стартере». Соответственно и цены ржевских приборов выше, чем белорусских. 4211.3708–01 (для УАЗа, «Волги», «Газели», ГАЗа) — до 400 тыс. (Ю — 235). Отличающийся от него только крышкой 4211.3708 (для «Москвича») — 350–375 тыс. (Ю — 215). О третьей модификации, для «Жигулей» было сказано выше.

Стартеры БАТЭ: 42.3708 (УАЗ, «Волга» и др.) стоят 320–350 тыс. (Ю — 225), 421.3708–01 («Москвич») — 300–340 тыс. (Ю — 200).

И наконец, о стартерах производства ЭМЗ (Херсон). Для них не характерно низкое качество изготовления, как для большинства иных приборов электрооборудования с Украины. Например, стартер СТ-368 никогда особо не докучал владельцам «запорожцев». Правда, на «Таврии» и «Оке» первых выпусков частенько наблюдалось самопроизвольное включение херсонских стартеров на ходу и, как следствие, разрушение якоря от центробежной силы. Сейчас качество стабилизировалось и претензий к изделиям ЭМЗ почти нет.

Стартер 39.3708 для «Оки» по конструкции аналогичен «восьмерочному» (левое вращение, одноопорный якорь), только чуть поменьше. На рынках он почти не встречается, зато всегда есть в магазинах запчастей к «Оке» по цене около 400 тыс. (Впрочем, вездесущий БАТЭ успел и тут — его вариант стартера для «Оки» стоит 350.)

Стартер 26.3708 для «Таврии» (его делают только на ЭМЗ) имеет традиционную конструкцию. Опровергая представления о дешевизне украинских товаров, он стоит в магазинах до 425 тыс. рублей, в Ю — 380, а минимальная цена на рынке у техцентра «Ясенево» — 320 тыс. Там же за 400 тыс. можно купить ставший уже раритетом СТ-368 для «Запорожца» и ЛуАЗа.

* Здесь и далее приведены прежние, традиционные названия заводов.

Стартеры для «Жигулей»:

а — 35.3708–01 (КЗАТЭ); б — 4211.3708–02 (АТЭ-3).

Знак, свидетельствующий о сертификации в Госстандарте России (не путать с эмблемой завода-изготовителя!).

Эмблемы заводов (слева направо): КЗАТЭ; АТЭ-3; БАТЭ; ЭМЗ.

Стартеры для «Самары»: а — 29.3708–01 (КЗАТЭ); б — 426.3708 (БАТЭ).

Стартеры для «Волги» и УАЗа: а — СТ230Б4

(БАТЭ); б — 42.3708 (БАТЭ).

Стартер БАТЭ для автомобилей ВАЗ (стрелкой показано смещение рычага вверх с изменением соотношения его плеч).

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Прокачка тормозов газ 66 видео
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector