Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
226 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эл схема грузовика газ 33088 10

Электросхема ГАЗ-3307

ГАЗ-3307 — среднетоннажный грузовик, выпускается с 1990 года на Горьковском автозаводе. Машина достаточно надежная, но иногда возникают какие-либо неисправности, в том числе электрооборудования для газ 3307. Выйти из стоя может любой из его элементов. Для поиска и устранения проблем пользуются электросхемой автомобиля. Научиться читать и понимать ее может каждый.

Грузовой автомобиль ГАЗ 3307

Описание

Электросхема ГАЗ-3307 — это рисунок, на котором расположены пиктограммы электрических элементов автомобиля, соединенные между собой коммутационными линиями, обозначающими провода. Оборудование расположено приблизительно в тех местах, где оно находится при взгляде на машину сверху, хотя возможны отклонения (иногда существенные). Слева обычно находятся фары и подфарники передней части автомобиля, правее — электрооборудование моторного отсека, салона и задние фонари.

Электросхемы бывают черно-белыми и цветными. Последние удобней читать, цвета линий такие же, как у соответствующих проводов. Часто электрические узлы показаны в виде картинок (панель приборов, стартер, фары и прочие), их можно узнать, не заглядывая в «легенду» (поясняющий текст под схемой или сбоку от нее). Пример цветной электросхемы приведен ниже.

Черно-белые схемы, как правило, подробнее, на них часто представлена дополнительная информация (например, тонкими линиями показаны проводники тока внутри приборов). Цвет проводов обозначается буквой (Ч — черный, З — зеленый и так далее). Цифры (2; 0,5 и другие) в разрывах коммутационных линий — площадь сечения провода в квадратных миллиметрах.

Существуют стандартные пиктограммы и условные изображения тех или иных устройств. Рядом с ними (иногда на выноске) стоит число или буква с цифрами. Это обозначение элемента, наименование которого указано в «легенде».

Определение неисправностей

При отказе в работе какого-либо прибора с помощью электросхемы легко проверить, вышел ли он из строя или где-то прервалась электрическая цепь.

Схема питания автомобиля ГЗ-3307

При проверке учтите, что многие цепи находятся под напряжением лишь при включенном зажигании. Если лампочка горит или стрелка тестера отклоняется, на контакте есть напряжение, следовательно, вышел из строя проверяемый элемент. Если ток не подводится, надо найти обрыв в цепи.

Система зажигания Газ 3307

Присоедините его зажимы к концам проверяемого провода. Если обрыва нет, стрелка отклонится, в противном случае останется неподвижной. Для восстановления цепи можно соединить другим проводом нужные контакты, при этом необходимо провести и закрепить его подальше от движущихся частей автомобиля.

Неисправности системы зажигания ГАЗ-3307

Для примера давайте найдем неисправность в системе зажигания, являющейся одной из важнейших в машине. Отказ или плохая работа любого из элементов — серьезная проблема, особенно в пути. Двигатель глохнет или работает с перебоями, желательно быстрее найти и устранить причину.

Сначала убедитесь, что дело именно в системе зажигания (возможна также неисправность подачи топлива). Снимите провод с любой свечи и поднесите его конец к «массе» на расстоянии 6–9 мм. При прокручивании двигателя стартером должна проскакивать искра. Будьте осторожны, цепь под высоким напряжением, работать следует в резиновых перчатках или использовать подручные предметы, не проводящие ток, например, деревянные, удерживая провод с их помощью. Если искры нет, выньте центральный провод из крышки трамблера и проверьте его аналогично свечному.

Искра есть — проблема в прерывателе-распределителе (поз. 3), нет — продолжим поиск. Убедитесь, что ток подводится к клемме индукционной катушки (поз. 5). Для этого соедините зажимы контрольной лампочки с соответствующим разъемом и массой: лампочка должна загореться (при включенном зажигании). Аналогично проверьте вывод коммутатора (поз. 4) со знаком +. Если ток есть, подключите лампочку (мощностью не более 3 Вт) к выводу КЗ и «массе». При включенном стартере она должна мигать. Если это происходит, неисправна катушка зажигания.

Если лампочка горит непрерывно или не загорается, — неисправен коммутатор (к сожалению, характерная проблема на ГАЗ-3307).

Если ток к катушке не подводится, определяем по схеме следующий элемент в цепи — замок зажигания (поз. 9). Под напряжением должны быть оба контакта (при включенном зажигании), если он есть лишь на входящем, то замок неисправен.

Следующий элемент в цепи — предохранитель (поз. 7). Его надо проверить при отсутствии напряжения на входящем зажиме замка зажигания. Если предохранитель перегорел, прежде чем его заменить, постарайтесь найти причину. Скорее всего, это короткое замыкание, его признак — темное пятно в месте пробоя. Провод надо зачистить, соединить обгоревшие концы (если потребуется) и тщательно изолировать.

Схема электропроводки ГАЗ 3307: особенности переходной модели

Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Четвертое поколение средне тоннажного грузовика ГАЗ 3307 появилось на свет в 1993 году и полностью заменило на сборочном конвейере предшественника – ГАЗ 52/53. Как было принято все эти годы, автомобиль во многом унифицирован со своей платформой, но имел и некоторые отличия, сделавшие его более современным.

Особенности ГАЗ 3307

Данная модель считалась переходной, поэтому автопроизводителем не рассматривалась как объект для серьезной модификации. От предшественника было унаследовано:

  1. Шасси;
  2. Силовой агрегат;
  3. Кузов, включая и его грузовые модификации;
  4. Основные элементы управления.

Новая кабина

Новым элементом автомобиля ГАЗ 3307 была современная кабина. Она отличалась:

  1. Угловатым оперением капота и крыльев;
  2. Новой светотехникой;
  3. Отделкой внутреннего убранства;
  4. Регулируемыми сиденьями с ремнями безопасности.

Кроме того, благодаря установке на шасси новой кабины повышенной функциональности, видоизменилась и электропроводка ГАЗ 3307. Этого требовало появление на автомобиле:

  1. Эффективной системы вентиляции и отопления;
  2. Гидроусилителя рулевого управления;
  3. Новой панели приборов.

Электрооборудование

Что касается электрооборудования, то в связи с экспериментами производителя, пытавшегося подобрать оптимальный силовой агрегат, подкапотная проводка ГАЗ 3307 также подверглась модернизации.

  1. Вместо ранее использовавшегося генератора постоянного тока автомобиль получил генератор переменного тока модели Г250-Г2;
  2. Для защиты электрооборудования в него был интегрирован регулятор напряжения модели 222.3702.

Предостережение: запрещается запускать двигатель при повреждениях кабеля от генератора к регулятору, а также проверки «на искру». Электросхема не рассчитана на подобные нагрузки, поэтому выйдет из строя при любой попытке запуска или проверки.

Система зажигания также подверглась небольшой модернизации:

  1. Вместо старой катушки зажигания Б114-Б устанавливалась более мощная Б116;
  2. Старый трамблер Р133-Б заменили на модернизированный 24.3706;
  3. Появился электронный коммутатор зажигания модели ТК102А. В дальнейшем вместо него автомобиль укомплектовывался универсальным коммутатором 13.3734, а также его модификацией – 13.3734-01;
  4. В схеме используется резистор СЭ107, а на ряд моделей устанавливался универсальный 14.3729 (см.также схему электропроводки Газель).

Способы проверки

При внешнем сходстве электрооборудования, автопроизводитель резонно предполагал возможность ошибок при самостоятельном обслуживании автомобиля, цена которых была высока. Поэтому предусмотрел автоматическую защиту элементов от случайных коротких замыканий:

  1. Цепь обмотки возбуждения генератора защищена с помощью реле защиты, а также с помощью разделительного диода;
  2. Во время работы двигателя и генератора контакты реле разомкнуты;
  3. При обрыве провода или коротком замыкании протекающий через обмотку реле ток увеличится;
  4. Встречная обмотка создаст магнитное поле, сердечник втянется и разомкнет контакты реле (см. также схему электропроводки ВАЗ 2101).
Читать еще:  Грузовики газ фото

Для проверки исправности защиты необходимо:

  1. Отключить двигатель;
  2. Включить зажигание;
  3. Подсоединить вольтметр к клемме «Ш» реле-регулятора и на «массу»;
  4. Поочередно нажать на якорьки РН и Р3, замыкая их контакты.

Стрелка вольтметра при исправном реле переместится на деление «0». Если этого не произойдет, транзистор неисправен и реле-регулятор подлежит замене.

Выводы

Надеемся, что в данном материале смогли дать подробное объяснение особенностей автомобиля. А видео в этой статье и подробные электрические схемы позволят владельцам ГАЗ 3307 самостоятельно обнаружить неисправности в электроцепях, и восстановить их рабочие параметры (см. также схему электропроводки ГАЗ 3110).

Органы управления


Расположение органов управления показано на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Органы управления:

1 и 8 — патрубки обдува стекол кабины;

2 — щиток приборов;

3 — рычаг переключателя указателей поворота, света фар и звукового сигнала. Рычаг имеет шесть фиксированных положений — I, II, III, IV, V и VI и четыре нефиксированных положения «А» (рис. 5.2 и 5.3).

* На части автомобилей звуковой сигнал включается переключателем стеклоочистителя и стеклоомывателя (см. рис. 5.5).

Если рычаг переключателя находится в положении I, а ручка центрального переключателя света в положении II, то горит ближний свет фар. Переместив рычаг в положение II — горит дальний свет фар, и загорается сигнализатор синего цвета.


При неоднократном перемещении рычага переключателя из положения I на себя вдоль рулевой колонки (положение нефиксируемое) происходит сигнализация дальним светом фар.

Рис. 5.2. Положения рычага переключателя указателей поворота и света фар (со звуковым сигналом)

Рис. 5.3. Положения рычага переключателя указателей поворота и света фар (без звукового сигнала)

При нажатии на кнопку рычага (из любого его положения) вдоль оси включается звуковой сигнал* (без фиксации) — см. рис. 5.2.

При перемещении рычага из положения I или II вверх в положение VI или IV (правый поворот) или вниз в положение V или III (левый поворот) включаются указатели поворота, и па щитке приборов загорается зеленый мигающий сигнализатор. Переключатель имеет автоматическое устройство для возвращения рычага в положение I или II после окончания поворота. Для кратковременного включения указателей попорота рычаг переключателя необходимо перевести в соответствующее нефиксированное положение «А». При отпускании рычаг возвращается в положение I или II.

4 — рулевое колесо.

5 — рычаг переключателя стеклоочистителя, стеклоомывателя и звукового сигнала*. При положении рычага (рис. 5.4): О — стеклоочиститель выключен; I — включена малая скорость стеклоочистителя; II — включена большая скорость стеклоочистителя; III — включена прерывистая работа стеклоочистителя.

* На части автомобилей звуковой сигнал включается переключателем стеклоочистителя и стеклоомывателя (см. рис. 5.5).

Рис. 5.4. Положения рычага переключателя стеклоочистителя и стеклоомывателя (без звукового сигнала)

Рис. 5.5. Положения рычага переключателя стеклоочистителя и стеклоомывателя (со звуковым сигналом*)

При положении рычага (рис. 5.5):

0 — стеклоочиститель выключен; I — включена прерывистая работа стеклоочистителя; II — включена малая скорость стеклоочистителя; III — включена большая скорость стеклоочистителя.

Если в переключателе не установлен выключатель звукового сигнала (рис. 5.4), то перемещением рычага на себя (в направлении стрелки) из положения 0 кратковременно включаются омыватель и стеклоочиститель.

Если в переключателе установлен выключатель звукового сигнала* (рис. 5.5), то для кратковременного включения омывателя и стеклоочистителя рычаг переключателя необходимо перевести из положения 0 от себя (в направлении стрелки «А»), а для включения звукового сигнала* рычаг перевести (из любого положения) на себя (в направлении стрелки «В»).

Омыватель можно включать из всех положений рычага.

* На части автомобилей звуковой сигнал включается переключателем указателей поворота и света фар (см. рис. 5.2).

Стеклоочиститель работает только при включенном зажигании.

6 — съемная панель блока предохранителей. На внутренней стороне панели наклеены таблички с указанием потребителей, защищаемых данными предохранителями.

7 — вещевой ящик.

9 — ручка блока управления электрокорректором фар в зависимости от загрузки автомобиля (рис. 5.6).

Рис. 5.6. Ручка блока управления корректором фар

При положении ручки корректора:

0 — соответствует негруженому автомобилю;

1 — соответствует полностью груженому автомобилю.

10 — ручка управления подачей воздуха в основной отопитель. При верхнем положении ручки в отопитель поступает только наружный воздух, при нижнем — воздух из кабины. При любом промежуточном положении ручки в отопитель поступает смесь наружного воздуха и воздух из кабины.

11 — ручка управления краником основного отопителя. При верхнем положении ручки охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя поступает в радиатор отопителя кабины.

12 — выключатель аккумуляторной батареи.

13 — рычаг включения переднего моста.

14 — рычаг раздаточной коробки.

15 — рычаг коробки передач.

Схема положений рычагов управления коробкой передач и раздаточной коробкой показана на рис. 5.7.

16 — рукоятка крана управления системой регулирования дав ления воздуха в шинах.

17 — рычаг стояночного тормоза.

18 — ручка ручного управления дроссельными заслонками (ГАЗ— 3308).

Рис. 5.7. Схема положений рычагов:

А — включения переднего моста (I — выключен, II — включен); В — раздаточной коробки (I — включена понижающая передача, II — включена прямая передача); С — коробки передач

19 — выключатель кнопочный пусковых свечей накаливания (для автомобилей ГАЗ-33081).

20 — выключатель приборов электрооборудования, стартера и противоугонного устройства (ГАЗ-33081); — выключатель зажигания, стартера и противоугонного устройства (ГАЗ-3308).

Рис. 5.8. Положения ключа выключателя

Ключ выключателя имеет четыре положения (рис. 5.8):

I — включены приборы электрооборудования (ГАЗ-33081); включено зажигание (ГАЗ-3308);

II — включены приборы электрооборудования — ГАЗ-33081 (включено зажигание — ГАЗ-3308) и стартер;

III — приборы электрооборудования выключены — ГАЗ-33081 (зажигание выключено — ГАЗ-3308) и при вынутом ключе включено противоугонное устройство. Для выключения противоугонного устройства вставить ключ и, слегка покачивая рулевое колесо вправо-влево, повернуть ключ в положение 0.

При выключении приборов — ГАЗ-33081 (зажигания — ГАЗ-3308) ключ из положения I поверните до фиксированного положения 0. Во избежание выхода из строя контактной части выключателя приборов не оставляйте ключ в промежуточном положении.

21 — педаль управления подачей топлива.

22 — педаль тормоза.

23 — педаль сцепления.

24 — рукоятка ручного управления подачей топлива (ГАЗ-33081); — ручка тяги воздушной заслонки (ГАЗ-3308).

25 — выключатель аварийной сигнализации. При включенном положении одновременно горят в мигающем режиме лампы указателей поворота и сигнализатор (красный) внутри кнопки выключателя.

26 — ручка управления жалюзи радиатора (ГАЗ-3308).

27 — ручка привода замка капота.

28 — штепсельная розетка.

Расположение приборов автомобиля ГАЗ-3308 показано на рис. 5.9.

Рис. 5.9. Щиток приборов автомобиля ГАЗ-3308:

1 — сигнализатор (красный) аварийного падения давления масла и засоренности масляного фильтра. Загорается при давлении масла 40–80 кПа (0,4–0,8 кгс/см 2 ).

Читать еще:  Грузовик газель фото

2 — кнопка проверки исправности ламп блока сигнализаторов. При нажатии на кнопку загораются лампы блока при их исправности.

3 — сигнализатор (зеленый) включения указателей поворота прицепа (прерывистый сигнал).

4 — сигнализатор (зеленый) включения указателей поворота автомобиля (прерывистый сигнал).

5 — сигнализатор (зеленый) включения габаритных огней.

6 — сигнализатор (красный) аварийного падения уровня тормозной жидкости и включения стояночного тормоза. При включенном зажигании горит при уровне тормозной жидкости в бачке главного цилиндра ниже метки «MIN» или при включенном тормозе.

7 — сигнализатор (красный) перегрева охлаждающей жидкости двигателя. Загорается при температуре охлаждающей жидкости выше 105° С.

8 — сигнализатор (синий) включения дальнего света фар.

9 — спидометр со счетчиком суммарного пробега автомобиля.

10 — манометр для контроля давления воздуха в переднем контуре тормозов.

11 — сигнализатор (оранжевый) диагностики системы управления двигателем. При включенном зажигании горит 3–5 с при исправной системе и гаснет.

12 — выключатель заднего противотуманного фонаря.

13 — выключатель малой скорости вентиляторов отопителя. При включенном положении в выключателе загорается лампочка (светофильтр зеленого цвета).

14 — Выключатель максимальной скорости вентиляторов отопителя. При включенном положении в выключателе загорается лампочка (светофильтр зеленого цвета). Электродвигатели работают на максимальной скорости вращения при одновременном включении выключателей 13 и 14. При включении только одного выключателя 14 электродвигатели не работают.

15 — центральный переключатель света (рис. 5.10).

Рис. 5.10. Положения ручки центрального переключателя света

Переключатель имеет три фиксированных положения:

0 — все выключено;

I — включены габаритный свет и фонарь номерного знака;

II — включены габаритный свет, фонарь номерного знака, ближний или дальний свет.

Поворотом ручки центрального переключателя света по часовой стрелке регулируется интенсивность освещения приборов.

16 — выключатель диагностики АБС.

17 — сигнализатор неисправности АБС.

18 — манометр для контроля давления воздуха в заднем контуре тормозов.

19 — указатель тока.

20 — манометр для контроля давления воздуха в шинах.

21 — указатель температуры охлаждающей жидкости.

22 — указатель уровня топлива.

23 — сигнализатор (оранжевый) минимального резерва топлива в баке. Постоянно горит при остатке топлива в баке менее 12 л.

24 — указатель давления масла в двигателе.

Расположение приборов автомобиля ГАЗ-33081 показано на рис. 5.11.

Рис. 5.11. Щиток приборов автомобиля ГАЗ-33081:

1 — кнопки проверки исправности ламп левого и правого блоков контрольных ламп. При нажатии на кнопку 1 (левую) загораются лампы левого блока и сигнализаторы 2, 3, 5 и 6 при их исправности. При нажатии на кнопку 1 (правую) загораются лампы правого блока и сигнализаторы 10, 11, 12 и 14 при их исправности.

2, 5 и 16 — резервные сигнализаторы.

3 — сигнализатор (зеленый) включения габаритных огней. Загорается при включении габаритных огней.

4 — сигнализатор (красный) перегрева охлаждающей жидкости. Загорается при температуре охлаждающей жидкости выше 105° С.

6 — сигнализатор (зеленый) включения указателей поворота (прерывистый сигнал).

7 — сигнализатор (синий) включения дальнего света.

8 — сигналиазтор (оранжевый) свечей накаливания.

9 — сигнализатор (оранжевый) неисправности генератора. Загорается при неисправности генератора.

10 — сигнализатор перегрева подогревателя-отопителя*; — сигнализатор резервный (для автомобилей без подогревателя-отопителя*).

11 — сигнализатор (красный) засорения воздушного фильтра. Загорается при достижении разряжения во впускном патрубке впускной трубы 6,35 кПа (650 мм вод. столба).

12 — сигнализатор неисправности АБС.

13 — выключатель заднего противотуманного фонаря.

14 — сигнализатор (красный) включения стояночного тормоза.

15 — выключатель малой скорости вентиляторов отопителя.

16 — сигнализатор (красный) аварийного падения уровня жидкости в бачке тормозной системы (прерывистый сигнал). При включенных приборах горит при уровне тормозной жидкости в бачке главного цилиндра ниже метки MIN.

* Устанавливается на отдельных комплектациях автомобилей ГАЗ-33081.

17 — выключатель максимальной скорости вентиляторов основного отопителя. Электродвигатели работают на максимальной скорости вращения при одновременном включении выключателей 15 и 17. При включении только одного выключателя 17 электродвигатели не работают.

18 — выключатель управления штифтовыми свечами накаливания (для ГАЗ-33081).

19 — выключатель диагностики АБС.

20 — выключатель предпускового подогревателя-отопителя*. При включенном положении отопитель работает в режиме частичной теплопроизводительности.

21 — центральный переключатель света (см. рис. 5.10).

22 — выключатель предпускового подогревателя-отопителя*. При включенном положении отопитель работает в режиме полной теплопроизводительности.

23 — манометр для контроля давления воздуха в переднем контуре тормозов.

24 — выключатель свечи накаливания подогревателя-отопителя*. При нажатии на кнопку (положение фиксированное) происходит накаливание свечи.

25 — манометр для контроля давления воздуха в заднем контуре тормозов.

26 — манометр для контроля давления воздуха в шинах.

27 — указатель тока.

28 — указатель уровня топлива.

29 — сигнализатор (оранжевый) свечи накаливания подогревателя-отопителя* .

30 — сигнализатор (красный) минимального резерва топлива в баке. Постоянно горит при остатке топлива в баке менее 12 л.

31 — спидометр с суммарным счетчиком пройденного пути.

32 — сигнализатор (зеленый) работы подогревателя-отопителя*. Загорается при выходе отопителя на рабочий режим.

33 — указатель давления масла в двигателе.

* Устанавливается на отдельных комплектациях автомобилей ГАЗ-33081.

34 — сигнализатор (красный) аварийного падения давления масла и засоренности масляного фильтра. Загорается при давлении масла 40–80 кПа (0,4–0,8 кгс/см 2 ).

35 — указатель температуры охлаждающей жидкости.

Обновлённый ГАЗ-33088 «Садко»

Я так соскучился по эмоциям, казалось, что меня трудно уже чем-то удивить, а тут такой знакомый, пусть и с другим «сердцем», но всё равно уже совсем привычный автомобиль-долгожитель заставил меня искренне поволноваться, чтобы в итоге ощутить звонкое чувство радости – радости движения!

«Может быть, всё же не стоит», – робко предложил я поискать другое место для удачного кадра. Но Володя, так мне представился водитель-испытатель горьковского автозавода, был неумолим: «Если мы сумеем загнать наш «газон» зад­ним ходом именно на этот заснеженный холмик, то смотреться он будет великолепно, а наш кратковременный трудовой тандем оставит свой след в истории заводских испытаний внедорожной техники». Ну и в прессе, конечно. «Холмиком» Володя обозвал десятиметровое возвышение среди снежной целины и перелесков, до которого было всего пара километров разбитой колеи и нетронутой снежной равнины. Скромно выступающие из сугробов верхушки молодой хвойной поросли недвусмысленно намекали на глубину снежного покрова. «А ведь копать будем долго», – подумалось мне, но, с другой стороны, когда ещё представится такая возможность попробовать машину в деле. Обычно инструкторы на тестах берегут технику и с определённой долей недоверия относятся к журналистам, а чтобы пойти на такие отчаянные эксперименты… Когда же наш автомобиль победно сполз боком с поверженного холма, а ногам стало холодно из-за снега в ботинках – это я так фотографировал – в этот момент я опять полюбил… жизнь, снег, зимнее солнце, российское бездорожье и машины, умеющие его преодолевать.

Спасибо большое заводскому испытателю Володе за то, что он подарил мне эти мгновения, позволив до конца раскрыть возможности грузовика.

Читать еще:  Грузовой автомобиль зубренок

Дизельные неувязки

Оставим сегодня тему собственников, акционеров, холдингов, маркетинга и финансов. Просто теперь в производственной программе завода ГАЗ из Нижнего Новгорода есть полноприводный грузовик модели ГАЗ-33088 «Садко» с новым современным дизельным двигателем модели ЯМЗ-534 из старинного русского города Ярославля. Именно эту версию среднетоннажного конвейерного долгожителя, получившего индекс 33088, пригласили меня протестировать на заводском автополигоне в окрестностях Нижнего. Конечно же я с радостью согласился.

Мало кто из автотранспортников моего поколения в начале своей карьеры думал о том, что доминировать в современных автоперевозках будет зарубежный подвижной состав. И тем интереснее опять вернуться к истокам, вновь познакомиться с автомобилями, выжившими в суровых условиях российского рынка, производимыми уже много лет, но востребованными и сегодня.

Попытки укомплектовать внедорожные среднетоннажные грузовики компактным и экономичным дизелем ОАО «ГАЗ» предпринимались не раз. Однако единственным работоспособным вариантом до недавнего времени оставался пресловутый морально устаревший минский двигатель Д-245, который имел множество нареканий. Предлагаемый сегодня ярославский мотор создан не по лицензии, а с чистого листа, в сотрудничестве с австрийской инжиниринговой компанией AVL. Характеристики мощности, токсичности и крутящего момента (134 л.с. при 2300 мин -1 ; 417 Н∙м в диапазоне 1200–2100 мин -1 ) вполне на современном уровне, удорожание базового автомобиля по сравнению с минской силовой установкой не более 50 000 руб. Очень заманчиво, но насколько работоспособно?

Проверим на месте

На самом деле как и сама установка нового двигателя, так и модернизация продукции потребовала от заводчан внесения ряда конструктивных изменений. У обновлённого «Садко» усилена рама, новые двухконусные синхронизаторы в КП, иные крестовины карданного вала, да и по мелочам нововведений наберётся немало. Полиамидные трубопроводы топливной системы, новые опоры силового агрегата, измерена конструкция рулевого механизма, фильтр-сепаратор с подогревом.

Новый двигатель, поскольку он оснащён электронным блоком управления, потребовал, в свою очередь, электронных приводов педали акселератора, спидометра и тахометра. Первое, что замечаешь, садясь в кабину, теперь одометр без «колёсиков». И почему-то мне в который раз за сегодня стало тепло и хорошо: старая, привычная, можно сказать, родная машина, но в новой интерпретации. Но изменения не затронули такой хорошо знакомый гнутый рычаг КП, рулевая колонка по-прежнему не регулируется, а проводка и контакты в некоторых местах как будто их сделал школьник на уроке труда, да и то на «троечку».

Ничего, всё можно довести до ума, было бы чего ради – нет у меня отторжения к этой машине, хоть выпори! И ведь прекрасно отдаю себе отчёт в том, что будь это любой, самый затрапезный «буржуй», ничего подобного я бы ему не простил! И правильно! Столько, сколько просят за новый «Садко» его производители – хрестоматийный пример соотношения цены – нет, не качества, а, скорее, совокупности качеств, набора возможностей, потребительских и эксплуатационных свойств. А теперь – погнали! По дороге полигона, целине, просёлку, снегу, льду, асфальту.

На дороге…

Перед штурмом снежной целины мы с «Садко» решили прокатиться по прямому и пустынному зимнему шоссе.

– Дружище, а я ведь и двадцать лет назад помню твой задирающийся на скорости капот, диагональную раскачку, рысканье, шум трансмиссии.

– Ничего, зато скорости теперь включаются не в пример лучше, особенно низкие, без характерной «отрыжки»; а максимальная и, заметь, искусственно ограниченная 85 км/ч, – теперь не образец верной регулировки зажигания и питания громадного ЗМЗ, а всего лишь обычная возможность компактного четырёхцилиндрового «рядника» из Ярославля. Да и про сильную вибрацию можно забыть.

Это мой диалог с «газоном» в преддверии старта по бездорожью, причём в самом конце зимы, когда снег жёсткий и плотный, высота покрова максимальная за сезон, а скептики всегда говорят об утопии накануне своего обычного весеннего обострения…

…и вне её

Застреваем, трясёмся, но ползём, и обороты сбросить нельзя – крутящего момента не хватит, а добавишь – буксуем, но всё равно, хоть по грамму, миллиметру, но пока ползём. И зачем нам дался этот холмик? Ах, да, испытания и фотосъёмка… Сбросишь обороты – страх заглохнуть, и тогда уже точно больше не тронуться с места без посторонней помощи, добавишь – впустую буксовать или того хуже – закопаешься. Где она, золотая середина? Поди, поищи… В этот самый момент новый современный дизель с электронным управлением показывает себя во всей красе: попытки глохнуть начинаются только когда обороты вплотную подбираются к 500 мин -1 , а раскрутить его, чтобы чуть очистить протектор от рыхлого снега, можно смело до максимально допустимых 2300 мин -1 , и лишь после добрых сорока минут таких жестоких циклов, когда в раздаточной коробке включён пониженный ряд, с полной блокировкой, пару раз мигнула контрольная лампа начинающегося перегрева охлаждающей жидкости. Но стоит только чуть уменьшить нагрузку и добавить отопления, как температура спокойно опускается до безопасных 80º. Вот он, заветный «холмик». Теперь долгожданная фотосессия, а у автомобиля «перекур». После такого «спецучастка» по старой привычке хочется проверить затяжку всех резьбовых соединений и состояние прочего крепежа. Это же родной «газик»! Но теперь он больше не глохнет на холостых, не захлёбывается от недостатка крутящего момента, не кидается чёрной сажей в выхлопную трубу и не пожирает тоннами дорогостоящее топливо. Молодец, так держать!

Сага об эргономике

Не буду заострять внимание на тонкостях рабочего места кабины, выпускаемой уже около двадцати лет. Скажу лишь о том, что изменилось к лучшему и что надо бы доработать, невзирая на грядущую скорую смену поколений.

Отопитель великолепен, иногда даже чересчур, но бороться с запотеванием всех стёкол всё равно приходится водителю.

На «высокой» скорости, которая для этого скромного трудяги составляет 80 км/ч, начинает, как и много лет назад, задираться капот в безуспешной, к счастью, попытке открыться.

Модернизированная КП хоть и не разбогатела на количество ступеней, включается теперь значительно мягче и чётче, с отличной фиксацией, но управление раздаткой очень тугое, ну и ладно, ведь её не надо постоянно переключать на ходу.

В штатном исполнении теперь инерционные ремни безопасности – без них сертификацию не пройти.

Однако очень нужна хотя бы простейшая регулировка положения рулевой колонки, к примеру, как на ранних «ГАЗелях». На бездорожье, чтобы вовремя выпрыгнуть из колеи, часто приходится быстро орудовать рулевым управлением без гидроусилителя, и чтобы реакции были точны и своевременны, рулевое колесо должно удобно лежать в руках. А здесь приходится искать компромисс между посадкой и удобством руления.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector