Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фото грузовиков зил

История создания ЗИЛ-230100, самого маленького грузовика марки ЗИЛ

Огромный завод ЗИЛ, занимавший 330 гектаров земли на юге Москвы, был самым крупным районообразующим предприятием. К моменту распада СССР автогигант находился на пике своих производственных возможностей: свыше 200 тыс. грузовых автомобилей и более 150 тыс. холодильников. Имея 100-тысячный коллектив, предприятие поставило на поток в 1985 году принципиально новый грузовик ЗИЛ-4331 с дизелем ЗИЛ-645. Он был заложен в качестве базового для автомобиля в рамках программы правительства СССР по дизелизации автопарка страны.

Кризис самоидентификации

К 1990 году на заводе планировали передать морально устаревший ЗИЛ-130 на свой уральский филиал УАМЗ, но пока новая модель окончательно не займёт его место, решили оставить машину в производстве головного завода. Грянул 1991 год, и всё изменилось. Страна раскалывалась, новый президент взял курс на рыночную экономику, и производство грузовиков не по плану, а по потребностям. А былой потребности в 200 тысячах 6-тонных грузовиков в стране уже не было. Все взаиморасчёты по ценам внутри страны отменили, и на этом фоне Ельцин открыл границы для ввоза подержанной техники, резко понизив ввозные пошлины. Одновременно в рамках конверсии автомобили со складов МО СССР начали поступать в свободную продажу. Как итог – производство автотранспортной техники во всех странах бывшего СССР резко упало в 10 раз.

Понимая всю сложность ситуации, руководство завода ЗИЛ принимает решение о создании нового семейства грузовых автомобилей в лёгком классе грузоподъёмностью 1,5–3 т. Этого требовали рыночные отношения и появление малого бизнеса в стране. На момент 1991–1992 года в сегменте 1,5–2 т производителей в стране не было. Ушли с рынка чешская Avia, польская Nysa и Zuk. Отечественный УАЗ-3303 и латвийский РАФ-33111 «Латвия» боролись за нишу в 1 тонну. Горьковский автозавод выпускал до 1993 года устаревшие ГАЗ-52 и ГАЗ-53А на 2,5 и 4 т соответственно, а также освоил новое семейство ГАЗ-3307 на 3–4,5 т груза. Одним словом, побороться ещё было за что.

За создание полуторки взялись три завода: ГАЗ уже бросил все силы на создание ГАЗ-3302 «ГАЗель», Брянский автозавод совместно с английской компанией IAD делал свою модель БАЗ-3778. А на московском заводе к работе привлекли сразу несколько групп инженеров и производственников.

Возвращение Юности

Наиболее быстрый результат можно было получить, использовав автомобиль уже выпускающийся и освоенный в производстве. По заданию главного конструктора завода В. Г. Мазепы один из автобусов семейства ЗИЛ-3207 «Юность» переделали в пикап. C автобуса срезали крышу, убрали всё кроме двух сидений впереди и заварили боковую служебную дверь. За дверью в ступеньке разместили бензобак, а горловину вывели напрямую под панель бывшей двери и аккуратно приделали крышку. Сверху крепились железные дуги, на которые был натянут тёмно-синий тент. Вся эта работа была начата и закончена в 1992 году, заняв всего несколько месяцев. Новинка грузоподъёмностью 2 т получила индекс ЗИЛ-3207Г (известен и под индексом ЗИЛ-3302). Быстрый результат за короткое время выглядел красиво и интересно, однако постановка его на поток порождала неисчислимое количество проблем.

Созданный под мелкосерийное производство в ручном режиме, этот автобус не имел штампов под штамповку кузовных панелей. Конструктивно машина была безрамной, а кузов состоял из большого количества усилителей, косынок, вставок и др. элементов, от которых пришлось бы отказаться в пользу небольшого количества цельных элементов для штамповки. А это в свою очередь потребовало бы переделки в чертежах всего автобуса. Работа не на один год. Кроме того, габаритная длина и ширина грузового отсека 4,0х1,7 метра были невелики, плюс в кузове выпирали колёсные ниши, и погрузка могла осуществляться только сзади через узкую (700 мм) дверцу.

Ещё один минус – большой 8-цилиндровый 6-литровый карбюраторный двигатель ЗИЛ-130, который был дёшев и надёжен, но в то же время прожорлив и тяжёл для небольшого коммерческого автомобиля. Проблемой «Юности» была её оригинальная независимая передняя подвеска, ведущая свою родословную ещё от ЗИС-110 1945 года выпуска и требующая конкретно на этой машине переборки каждые 20 000 км. В городских условиях и на дорогах с хорошим асфальтовым покрытием она давала превосходные результаты по плавности хода, но грузовик – не представительский автобус, его загонят и в грязь, и на камни, и в лес. И загрузят наверняка выше нормы, что является жизненной практикой. В итоге ЗИЛ-3207Г так и остался единичным экземпляром, долго ещё колесившим по заводским цехам в качестве внутризаводского развозного транспорта.

Под номером БТ 1994

Но тема с использованием «Юности» не закончилась, очень хотелось заводчанам вдохнуть новую жизнь в своё детище. За дело взялась группа Юрия Туманова. Они справедливо рассудили, что использовать весь автобус нерационально, а вот красивая и современная кабина прекрасно впишется в новый малотоннажник. Для этого сделали заднюю стенку за спиной водителя и заново сконструировали правую дверь (у всех «Юностей» справа стоял большой двигатель и двери никогда не было).

По моде 1980–1990 гг. освежили, установив новую прямоугольную светотехнику от ВАЗ-2107. Но главным было, конечно, шасси. Оригинальная рама постоянного сечения позволяла увеличивать или уменьшать длину грузовика без серьёзных конструктивных переделок. За рубежом была закуплена специальная установка с программным управлением для создания отверстий в раме. Станок позволял пробивать на каждом отдельном автомобиле отверстия непосредственно под то оборудование, с которым автомобиль был заказан. До этого в раме любого грузовика пробивалось несколько сотен отверстий на все случая жизни, а если их под какие-то агрегаты не хватало, то просто вручную сверлили новые. С работой этой установки связывали большое будущее в производстве малых серий машин под индивидуальные нужды заказчиков. Вот только по иронии судьбы опробована она была только на одном шасси, о котором сейчас идёт речь.

С задним мостом на опытном автомобиле мудрить не стали и поставили от стандартного автобуса ЗИЛ-3207. Этот мост применялся на автобусе ЗИЛ-3207 «Юность» и бронированном лимузине ЗИЛ-41052 массой 5,2–5,6 т. Передний мост классический для всех грузовиков: цельная балка на рессорах с амортизаторами. Отличие заключалось лишь в том, что на опытном автомобиле установили ступицы от «Юности» под усиленные колёсные диски автобуса с хромированными колпаками. В качестве силовой установки выбран 4-цилиндровый дизель Perkins 3351 с 5-ступенчатой коробкой передач. Завод в период 1992–1994 гг. закупил несколько моторов Perkins, Caterpillar и других 4-цилиндровых агрегатов для испытаний под новое семейство малотоннажников. Один забрал Туманов для своего проекта.

Читать еще:  Грузовой самосвал газ саз 35071

Новый грузовик было решено сделать бортовым. Платформа металлическая с временным деревянным настилом пола. Первые карандашные рисунки предоставил Константин Потехин в 1993 году, а построена машина группой Туманова только в 1994 году. Машине присвоили индекс ЗИЛ-3207Т. Этот автомобиль имел временный номерной знак БТ 1994. Его показали директору завода, но время к тому моменту уже определило победителя.

Анализируя результат можно сказать, что концептуально грузовик был удачным. При замене мостов на «бычковские» вырастала грузоподъёмность и удешевлялась конструкция. Разработка штампов на кабину автобуса была бы не дешёвым удовольствием, однако детали кабины уже были разработаны, да и смотрится она по дизайну современно даже сейчас. Кабина 2-местная с возможностью поставить одно дополнительное сиденье посередине и имеет большое остекление. Рабочее место водителя отличает хорошая эргономика, панель торпедо находится на некотором удалении, что давало возможность создать современную одутловатую панель с различными карманами и отсеками.

К сожалению, в условиях многомесячных невыплат зарплат, долгов поставляющим организациям, отсутствия оборотных средств завода практически не давало шансов главному конструктору выбрать более удачный проект, требующий времени и денег на доработку. Пусть даже эта разработка приносила бы прибыль на протяжении десятилетий. От него требовали готовый к производству проект в течение буквально 5–6 месяцев из имеющегося на заводе материала.

Пикап из Чебурашки

Третья группа под управлением А. Горчакова в феврале 1992 году занималась реализацией указания главного конструктора В. Г. Мазепы по созданию малотоннажного автомобиля на базе известного внутризаводского грузовичка «Чебурашка». Речь идёт о специальном автомобиле ЗИЛ-113Г, созданном на базе шасси правительственного лимузина ЗИЛ-4104 с двигателем 315 л. с., но с кабиной ЗИЛ-131. Этот автомобиль выпускал завод исключительно для собственных нужд и использовал при испытаниях лимузинов для перевозки цистерн с бензином АИ-95 со скоростями основных машин. В 1950-е годы возникла такая проблема: при пробеговых испытаниях на дальние расстояния основная колонна машин, двигаясь на скорости 120–150 км/ч, уходила на 200–300 км вперёд, а ехавший за ними устаревший ЗИЛ-164 с бочками бензина больше 50 км/ч не разгонялся. Вот и ждали его на обочине по 3–4 часа, пока он доедет. Так появился новый тип машин. Было сделано с 1950-х до 1992 года пять машин сопровождения. Вот только грузоподъёмность у них была невелика – всего 750 кг и стоимость как половина лимузина. С этими недостатками и должны были справиться новые руководители проекта Кочетов и Лайок.

Первым делом отказались от шасси ЗИЛ-4104, так как его грузоподъёмность на много не поднять. Решено было использовать шасси тяжёлого бронированного лимузина с передней и задней подвеской и задним мостом от ЗИЛ-41052. Конкретно для этого образца скорее всего была использована рама ЗИЛ-4104Т (объект «Тополь»): шасси с небронированным кузовом лимузин использовалось с 2-тонным балластом для испытаний ходовой части. «Тополь» тогда уже списали, и шасси отдали под новый проект. Разумеется, от силового агрегата ЗИЛ-4104 с автоматической трансмиссией сразу отказались в пользу мотора ЗИЛ-130 с 5-ступенчатой КП.

Ввиду небольшого количества закупленных заводом импортных двигателей этой группе они не достались, поэтому показатели массы в итоговом варианте оказались выше рекомендованных техзаданием. Подкапотное пространство позволяло устанавливать и большие моторы, поэтому решили первый автомобиль сделать с проверенным ветераном V-8, который по новой системе индексов получил обозначение ЗИЛ-508.10. Мощность 150 л. с. позволяет разогнать малотоннажник до 120 км/ч и расходовать при этом 18 л бензина А-76 на сотню. Кабину оставили ту же, что и на оригинальной «Чебурашке» – ЗИЛ-131. Бортовая платформа делалась по месту с использованием элементов платформы ЗИЛ-130. В марте 1993 года работа была завершена, и первый автомобиль выехал из ворот цеха.

Новый грузовик получил индекс ЗИЛ-4305. По результатам проверки готового образца можно было сказать, что машина получилась перетяжелённой на 426 кг от проектной, в следствие чего грузоподъёмность конкретно этого образца снизилась с 2 тонн до 1,5. Однако при испытании машину загружали 2 тоннами балласта с двумя пассажирами и в итоге полная масса составила 5450 кг. Машина ехала, но не выдерживала заявленной в техническом задании скорости. Параллельно была подготовлена документация на изменённое шасси ЗИЛ-43051, предназначенное для инкассаторского броневика собственной разработки, но он остался только на бумаге в виде дизайн-проекта.

В конечном итоге получился хороший грузовик, основным минусом которого были его плюсы: а именно шасси и задний мост. Всё что взяли от броневика ЗИЛ-41052 показалось слишком дорогим: около 80 тыс. рублей по курсу 1993 года. Доводка до производства этого проекта так же, как и проекта Туманова, требовала дополнительных вложений сил и средств.

12 выдающихся автомобильных проектов легендарной советской марки ЗиЛ

Декабрь 2016 года – безрадостная дата в истории российского автопрома. На Заводе имени Лихачева (ЗиЛ) прекратили сборку автомобилей. В этом обзоре собраны самые интересные и по-настоящему удивительные автомобили, которые были выпущены под этим брендом в разные годы.

1959 год. Большой микроавтобус Юность

Проектированием этого микроавтобуса занимался классик советского автодизайна Эрик Сабо. И изначально работы по этому проекту начинались втайне от руководства ЗиЛа.

Этот микроавтобус, воплощавший в себе идею многоместного автомобиля высокого уровня комфорта, создавался не для простых людей. Разработка была по достоинству оценена в Европе, получив Гран-при на Международной неделе автобусов в Ницце.

1961 год. ЗИЛ 112С

Этот автомобиль заслуженно считается одой из самых красивых машин советской эпохи. И не случайно – ведь его дизайн перекликается с Ferrari 250 Testa Rossa 1958 года.

Под капотом различных версий этой машины стояли моторы от «Чайки» объёмом 6 и 7 литров. Мощность отдельных приближалась в 300 л.с. Для этой супербыстрой по тем временам машины в СССР разработали инновационную система дисковых тормозов.

1963 год. ЗИЛ Э167

Этот экспериментальный снегоход советские инженеры разработали специально для освоения Крайнего Севера. Отличительной особенностью машины стали огромные колёса и плоское днище – именно они должны были позволить машине пробираться по сугробам.

Чтобы уменьшить вес машины, колёсные диски изготовили из стеклопластика, были на них и металлические вставки. В задней части кузова располагались два мотора – по 6 литров каждый.

Читать еще:  Грузовик зил фото

ЗИЛ 4904 ПЭУ-3

ЗИЛ 4904 ПЭУ-3 – шнекороторный снегоболотоход. Выглядел он для того времени весьма экзотично. По бортам машины тянулись огромные винты-спирали, заполненные полимером. Они должны были повысить плавучесть машины.

Поворачивала машина при помощи фрикицонов. В качестве двигателя использовались два V-образных мотора по 180 л.с. каждый.

1975 год. ЗИЛ 49061 «Синяя птица»

6-колёсный вездеход ЗИЛ 49061 «Синяя птица» — настоящий шедевр советского автопрома. Правда, несмотря на своё название летать он не умел, а вот плавал превосходно. Создавали его специально для поиска коспонавтов, возвратившихся с орбиты.

Этот монстр да трёх осях без проблем преодолевал 2-метровые рвы. Под капотом этой машины был установлен 6-литровый движок мощностью 150 л.с. Использовались эти машины так же и в МЧС.

1977 год. VMA-30

Для этого автомобиля ЗИЛ представил только два шасси 131 серии. А собирали этот принципиально новый для того времени автомобиль типа пожарной автоциатерны во Франции. Особенностью кузова стали широкие двери, через которые одно временно могли выходить двое пожарных.

Явным недостатком этого автомобиля была его внушительная масса – 120 тонн, большая ширина и при этом слабый двигатель

1978 год. ЗИЛ Э118КА

Этот реанимационный автомобиль отличался от более ранних стандартных авто надстройкой на крыше и отсутствием боковых окон. Это было сделано для удобства работы медиков. Правда, создано было всего несколько таких машин. Увидеть этот автомобиль было проще в советском фильме «ТАСС уполномочен заявить», чем на городских улицах.

1978 год. ЗИЛ 3906 «Аэрол»

Этот вездеход на «ЗиЛе» собрали в единственном экземпляре. Он был предназначен для трудонопроходимых ландшафтов – водных преград, болот и снежной целины. В этой модели традиционные железные гусеницы инженеры заменили пневмокатками. Это позволило существенно снизить давление на грунт. На машине был установлен двигатель ГАЗ-71.

1979 год. ЗИЛ 113Г «Чебурашка»

Под этим мультяшным названием «ЗиЛ» выпустил серию автомобилей на агрегатах правительственных «ЗиС». На шасси от лимузинов устанавливалась кабина 131-ой серии, но при этом её модифицировали для грузовой платформы.

Предназначены эти машины были для транспортировки топлива во время тестовых пробегов прототипов авто для ЦК партии. Этот грузовик был оснащён мотором в 300 лошадиных сил и мог развивать скорость до 170 кмч.

1988 год. ЗИЛ 4102

Представительский седан ЗИЛ 4102 создавался по заказу первого президента СССР Михаила Горбачёва. В народе два первых экземпляра называли «Мишка» и «Райка».
Инженеры и дизайнеры, занимавшиеся созданием машины, черпали идеи в лучших образцах техники того времени: Rolls-Royce Silver Spirit и Cadillac Fleetwood.

Специально для этого авто была даже создана магнитола с продвинутыми функциями управления. Но Горбачёву машина не понравилась, и проект забросили на полку.

1989-1994 годы. ЗИЛ 4421S/SE

В период «гласности и перестройки» «ЗиЛ» выходит на международную спортивную арену – автомобили принимают участие в гонках. И стоит сказать, добиваются неплохих результатов. Гоночные «ЗиЛы» получили движки Caterpillar мощностью в 900 л.с. Благодаря этому 5-тонный тягач без проблем разгонялся до «сотни» за какие-то 5 секунд.

2015 год. ЗИЛ 3901С1 «Каратель»

Этот проект должное время был известен под названием «Клоп». Первый полноразмерный макет представили в 2009 году и только через 6 лет уже готовую машину представили президенту. Первоначально планировалось, что эта машина станет конкурентом дакаровскому КАМАЗу, но на самом деле этот бронированный монстр попал в элитные отряды спецслужб. Движок у «Карателя» как раз от КАМАЗа — V8 турбодизель.

Если вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями!

ЗИЛ-164. Советский грузовой автомобиль ЗИЛ-164: технические характеристики и фото

С середины прошлого века автомобильная промышленность Советского Союза получила большой толчок в развитии. Коснулось это в равной мере как легковых авто, так и грузовой техники. Одним из брендов такого типа автомобилей был ЗИЛ-164. Благодаря отличным ходовым характеристикам и хорошим эксплуатационным качествам он довольно широко применялся во многих хозяйственных отраслях.

Виды исполнения этого грузовика

Основными его модификациями были: бортовой грузовик, седельный тягач. ЗИЛ-164 самосвал применялся как на стройке, так и в сельском хозяйстве. Была модель бортового грузовика ЗИЛ-164АР, который укомплектовывался двигателем повышенной мощности, развивающим усилие до 109 л. с. Производили такой грузовик для работы с прицепом. В 1961–1965 годах начали выпуск модернизированной модели. Это бортовой ЗИЛ-164А. Многие его агрегаты, а именно сцепление, карданный вал, коробка передач впоследствии будут использоваться в производстве грузовика ЗИЛ-130. Незаменим, мобилен и универсален для своего времени был ЗИЛ-164 — автокран.

Характеристики грузовика

В таблице ниже изложены все технические параметры автомобиля.

Конструкционно этот грузовик можно разделить на четыре части

1. Автомобиль ЗИЛ-164 имеет кузов, который состоит из платформы с деревянной основой. К ней крепятся три открывающихся борта. Кузов служит для размещения и транспортировки грузов.

2. В цельнометаллической кабине есть место для водителя и двух пассажиров.

Двигатель — агрегат, приводящий автомобиль в движение

На серии автомобилей ЗИЛ-164 установлен карбюраторный четырехтактный двигатель, имеющий шесть цилиндров, которые расположены в один ряд.

Система охлаждения

Двигатель ЗИЛ-164 имеет водяное принудительное охлаждение закрытого типа. Радиатор трубчато-пластинчатый. Закрепляется к раме на подушках. Пробка горловины снабжена паровоздушным клапаном. Вентилятор имеет шесть лопастей. Он вместе с водяным насосом устанавливается на одном валике, который крепится на двух подшипниках, запрессованных в чугунном корпусе насоса. Привод этих деталей системы охлаждения осуществляется одинарным ремнем, который передаёт вращательный момент от шкива коленчатого вала. Одновременно от этого ремня приводится во вращение генератор. На ступице вентилятора имеется второй шкив, от которого через второй ремень приводится в движение вал воздушного компрессора системы тормозов. В системе охлаждения имеется два контура, движением воды в них управляет термостат. Перед вентилятором охлаждения смонтированы жалюзи, которые открываются из кабины управления.

Смазка рабочих деталей двигателя

Грузовик ЗИЛ-164 имеет комбинированную систему смазки. К коренным и шатунным подшипникам коленвала, а также к его упорному фланцу масло подаётся под давлением. Аналогично оно поступает к валу привода распределителя зажигания и его шестерням. К остальным трущимся элементам двигателя масло подаётся способом разбрызгивания. В системе есть насос, применяется двойная очистка масла. Щуп для замера уровня масла находится с левой стороны блока цилиндров. Вентиляция картера осуществляется принудительно по трубке, которая соединяет крышку клапанной камеры и воздухоочиститель. Система имеет открытый тип, поэтому воздух поступает самостоятельно, через фильтр, закреплённый на маслоналивной горловине.

Читать еще:  Газ 2705 размеры грузового отсека

Элементы шасси

В эту часть грузовика входят механизмы, которые передают механическое усилие от двигателя к колесам. Также оно выполняет функции управления автомобилем ЗИЛ-164 и обеспечение его передвижения.

На грузовике сцепление применяется сухое, двухдисковое. А у модернизированной модели ЗИЛ 164А этот механизм стал однодисковым с пружинами, расположенными периферийно. Сцепление нового образца было оборудовано механическим приводом выключения.

Коробка передач пятиступенчатая, имеющая повышающую пятую скорость. Использовалась она при движении по хорошей дороге, так как имела малое тяговое усилие. Зато благодаря пятой передаче была возможность передвижения с большей скоростью, даже при работе двигателя на средних оборотах.

Использование в КПП ЗИЛ-164 такого конструкционного решения позволяло экономить не только топливо, но и драгоценный моторесурс двигателя автомобиля. Шестерни постоянного зацепления для уменьшения шума, производимого при их работе, изготавливались с косыми зубьями.

Рама изготовлена из стальных лонжеронов переменного профиля. Имеющие швеллерное сечение, они скреплены поперечными балками с помощью заклепок. На раме спереди крепятся крюки для буксировки и бампер. В задней части имеется буксирное устройство, снабжённое крюком и защелкой.

Передний мост — это двутавровая балка, опирающаяся на раму через полуэллиптические рессоры, концы которых на резиновых подушках установлены в кронштейнах рамы.

В первых моделях используются поршневые амортизаторы, а в дальнейшем на ЗИЛ 164А стали применять гидравлические. Они имеют телескопическое исполнение и работают как на сжатие, так и на раздвижение.

Тормозная система автомобиля

У грузового автомобиля ЗИЛ-164 применена пневматическая система тормозов. Она имеет устройство и конструкцию более сложную, чем гидравлическая, но зато обладает высокой эффективностью. Применяется она вследствие необходимости получения высоких тормозных усилий. Состоит система из воздушного компрессора, приводимого в движение от двигателя, баллонов для хранения сжатого воздуха и системы клапанов и трубопроводов. Для приведения в действие тормозной системы существует педаль с пневмоприводом. При нажатии на неё передаётся тормозное усилие на все колёса. Есть также и ручной трансмиссивный тормоз. Пневматические тормоза обладают отличной результативностью даже при незначительном нажатии на педаль. Это существенно улучшает эффективность управления автомобилем.

Таким образом, видно, что научная мысль конструкторов советской автопромышленности на месте не топталась.

Фото грузовиков зил

В конце прошлого года многие издания сообщили: выпущен последний грузовик марки ЗИЛ. Где? Кем? Ведь согласно официальным отчётам АМО ЗИЛ, завод давно прекратил производство автомобилей. «Авто Mail.Ru» выяснил: в Москве действительно свернули сборку легендарных грузовиков, но не сейчас, а в сентябре. Но при этом самый последний ЗИЛ, похоже, еще не сделали!

От флагмана до банкрота

В 1975-1989 годах Завод имени Лихачёва ежегодно собирал 195-210 тысяч грузовиков, а к 1996-му объём выпуска рухнул до 7 тысяч единиц. После распада СССР рынку стали нужны либо лёгкие, либо тяжёлые грузовики — грузоподъёмностью менее 3 или свыше 10 тонн, соответственно. Прожорливые бензиновые (!) зиловские среднетоннажники, как промежуточное звено, оказались не востребованы.

Предприятие пытались спасти. В 1994-м прекратили выпуск модели 431410 (на излёте конвейерной жизни за этим индексом скрывался древний ЗИЛ-130), дали предпринимателям «Бычок» — после 2000 года объём продаж подрос до 22 тысяч. Но дальше было только падение, закончившееся вполне закономерно — в 2013-м удалось собрать только 95 автомобилей.

Бесстрастный годовой отчёт АМО ЗИЛ сообщает: «в 2014 году были собраны из запасов [. ] два эксклюзивных автомобиля “Охотник”, серийные автомобили ЗИЛ не выпускались». При этом «основную долю продукции собственного производства составила продажа энергоносителей (тепло- и электроэнергии) третьим лицам», «производство автомобилей и автокомпонентов прекращено».

Московская история

Но. На сайтах объявлений продаются новые грузовики! Оказывается, машины делало ООО «ЗИЛ» — компания, директором которой является Геннадий Ярков, последний главный инженер АМО. В прессово-сварочном корпусе автозавода (!) десяток сотрудников собирали небольшими партиями модель 432940 из заделов, которые остались от основного производства.

У «подпольщиков» оказались мосты, кабины, рамы. Моторы привозили из Беларуси. А вот капотов не хватило. Вообще, зиловский капот — громоздкая и сложная конструкция, состоящая из множества деталей, в прежние годы на заводе имелся отдельный участок для сборки этой части кабины. Так что пришлось провести рестайлинг, внедрив пластиковое оперение вместо металлического «носа».

Кроме того, воскресший среднетоннажник получил полностью синхронизированную коробку передач, электрические стеклоподъёмники, другое рулевое колесо, анатомические сиденья со множеством регулировок, шумоизоляцию, АБС и даже 12-вольтовую розетку. В месяц удавалось делать 5-10 машин, каждая из которых стоила от 2 млн рублей — дорого, но приверженцы марки поддерживали «выживших».

Кстати, модель 432940, которую выпускало ООО «ЗИЛ», — это заднеприводное шасси полной массой 11 тонн со 130-сильным тракторным дизелем ММЗ серии Д-245. Притом во многих источниках продукцию полусекретного цеха именуют ЗИЛ-43276Т. Хотя семейство 4327 по зиловской традиции должно иметь полный привод. Всё просто: какие документы были, такой индекс и присвоили новоделам.

Больше машин не будет: последний грузовик марки ЗИЛ в Москве был выпущен 24 сентября 2016 года. Сотрудники ООО уволены, здание цеха снесут. Саму «финальную» машину не отправят ни в музей, ни в запасники — Новомосковский машиностроительный завод смонтировал на шасси соответствующую надстройку, и уникальный автомобиль отправился. в трамвайное депо Казани, где будет работать «летучкой».

Уральский след

Многие уверены, что технику марки ЗИЛ продолжают выпускать на Урале: дескать, в Свердловской и Челябинской областях они регулярно встречаются. Рассказываем. У московского завода было несколько филиалов, включая Уральский автомоторный завод (УАМЗ) из города Новоуральск Свердловской области. Последний выпускал грузовики ЗИЛ-130 и вездеходы ЗИЛ-131.

Так вот. Выдворенные из Москвы модели новоуральцы штамповали до 2011 года (с 2003 года предприятие перешло под контроль банка «Северная Казна» и стало называться АМУР — Автомобили и моторы Урала) — именно поэтому на стыке Европы и Азии довольно много хорошо сохранившихся «сто тридцатых». Сейчас бывший филиал Завода имени Лихачёва — банкрот, и новым грузовикам взяться неоткуда.

Или почти неоткуда. В Новоуральске тоже остались запасы комплектующих и. запасы ПТС 2012-2013 годов. По этой не слишком легальной схеме «энтузиасты» под заказ собирают полноприводные трёхосники со 150-сильными шестилитровыми карбюраторными моторами. Цена вопроса — всего 1,5 миллиона рублей. Но понятно, что история проекта закончится, как только иссякнет запас документов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector