Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Где производят грузовые автомобили

Российские автозаводы, которые оказались никому ненужными

За последние 15–20 лет на волне стремительного роста автомобильного рынка в России было построено множество автозаводов, но некоторые из них со временем пришлось закрыть. Рассказываем, какие некогда крупные предприятия больше не выпускают автомобили и почему.

Где: город Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика.

Мощность: 100 тысяч автомобилей в год.

Какие автомобили производили: «Дервейс-3131» («Ковбой»), «Дервейс-313120 Шаттл», «Дервейс-313150 Аврора», «Дервейс-313130 Ленд Краун», «Дервейс-313140 Саладин» и «Дервейс-233300 Плутус», Chery Tiggo 5 и Tiggo 3, Haima 3, Geely MK, MK Cross, Emgrand; Great Wall Hover; Lifan Breez, Solano, Smily.

Когда закрылся: 2018 год.

Завод Derways официально запущен в 2004 году — это было первое частное автопредприятие в России. Стартовой моделью стал автомобиль собственной разработки «Дервейс-3131» («Ковбой»), относительно недорогой внедорожник. Однако таких машин выпустили всего 800 штук. Позднее на заводе пытались наладить производство малоизвестных китайских автомобилей под своим брендом, но и эти проекты успеха не имели.

В 2007 году концепция изменилась: мощности завода были перенастроены на сборку автомобилей перспективных китайских брендов. Первой стала модель Lifan Breez. Позже на конвейер поставили модели Solano и Smily, ставшие объёмообразующими для всего производства. Помимо «Лифанов» в Черкесске собирали автомобили марок Chery, Geely, Great Wall и Haima.

Экономический кризис конца 2014 года вынудил предприятие сократить объёмы производства автомобилей вдвое. В 2016 году «Дервейс» был обвинён в уклонении от уплаты налогов и постепенно потерял всех заказчиков. В 2018 году завод завершил сборку автомобилей, в настоящий момент производство законсервировано.

Некоторые модели, которые выпускались на заводе Derways

Где: город Всеволожск (Ленинградская область), Елабуга, Набережные Челны (республика Татарстан).

Мощность: 362 тысячи автомобилей в год.

Какие автомобили производили: Ford Focus, Mondeo, EcoSport, Explorer, Fiesta, Kuga, Transit.

Когда закрылся: 2019 год.

Завод во Всеволожске — одно из старейших иностранных автосборочных предприятий в России. Оно было открыто в 2002 году. Первая модель, которая встала на конвейер, — Focus первого поколения. Причём долгое время предприятие во Всеволожске оставалось единственным в Европе заводом Ford, на котором выпускались «Фокусы» со всеми типами кузова — трёх- и пятидверные хэтчбеки, седаны, универсалы.

В 2007 году мощность завода была увеличена с 72 тысяч автомобилей в год до 125 тысяч. В 2009 году на конвейер встало семейство Mondeo. Позднее мощность предприятия довели до 162 тысяч автомобилей в год.

Совместно с российской компанией Sollers Ford запустил ещё два завода — в Елабуге и Набережных Челнах, на которых собирались легковые и коммерческие автомобили.

О своём уходе с российского рынка легковых автомобилей марка Ford объявила в марте 2019 года, а уже 20 июня 2019 года завод во Всеволожске официально закрылся. Предприятие будет продано на торгах.

Из трёх заводов производство сохранится только в Елабуге: там продолжится сборка коммерческих автомобилей семейства Transit. Кроме «Транзитов» на этом заводе выпускали Explorer и Kuga, а также двигатели для легковой линейки «Форд». Мощность предприятия составляла 85 тысяч автомобилей в год.

Некоторые модели, которые выпускались на заводах Ford-Sollers

General Motors (GM)

Где: посёлок Шушары, Ленинградская область.

Мощность: 98 тысяч автомобилей в год.

Какие автомобили производили: Chevrolet Cruze и Opel Astra. В разные годы велась крупноузловая сборка Chevrolet Captiva, Tahoe и Trailblazer, а также Cadillac ATS, CTS и SRX.

Когда закрылся: 2015 год.

Один из заводов американского автоконцерна в России расположен в посёлке Шушары Ленинградской области. Второй, действующий, — СП «GM АвтоВАЗ» — в Тольятти, Самарская область. Открытие производства под Петербургом состоялось в ноябре 2008-го, объём инвестиций в проект около 300 миллионов долларов.

Ключевыми моделями завода GM в Шушарах стали соплатформенные Chevrolet Captiva и Cruze, а также Opel Antara и Astra. Позже была налажена крупноузловая сборка Chevrolet Tahoe и Trailblazer, а также Cadillac ATS, CTS и SRX.

Максимальная мощность предприятия на старте составляла 98 тысяч автомобилей в год, но в 2015 году автоконцерн планировал увеличить её в 2,5 раза — до 230 тысяч. Однако в марте 2015-го, в связи с низким спросом на автомобили концерна GM на фоне разгорающегося кризиса в России, компания приняла решение закрыть производство в Санкт-Петербурге и свернула продажи автомобилей Opel в России. 1 июля 2015 года завод был законсервирован.

В конце 2018-го появилась информация о том, что производство на заводе GM в Шушарах может возобновиться: на петербургском автозаводе хотят наладить сборку Сhevrolet Tahoe, Cadillac Escalade и ХТ5.

Некоторые модели, которые выпускались на заводе General Motors

Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ)

Где: город Таганрог, Ростовская область.

Мощность: 180 тысяч автомобилей в год.

Какие автомобили производили: Citroen Berlingo, «Орион-М», Hyundai Accent, Elantra XD, Santa Fe, Sonata, Porter, Tagaz Aquila, C10, C100 (Vega) Master, Road Partner и Tager.

Когда закрылся: 2016 год.

Официальное открытие автосборочного предприятия в Таганроге состоялось в сентябре 1998 года, а первыми моделями, запланированными к выпуску на ТагАЗе, были выбраны Daewoo Leganza, Nubira и Lanos. Их собирались продавать под российскими названиями «Кондор», «Орион» и «Ассоль» соответственно. Однако в связи с экономическим кризисом 1998-го завод был законсервирован, а производство этих моделей так и не началось.

Лишь в 2000 году на предприятии наладили сборку 5-местного фургона «Орион-М» — лицензированной версии фургончика Citroen Berlingo MkI. Позднее здесь же выпускались модели Hyundai Accent, Hyundai Elantra XD, Santa Fe, Sonata и малотоннажный грузовик Hyundai Porter — до тех пор, пока Hyundai Motor Company не построила в России собственное производство.

Читать еще:  Дром грузовики газ

В 2008 году ТагАЗ занялся выпуском двух рамных внедорожников — и вновь под собственной маркой. Это были модели Road Partner и Tager, которые производились по лицензии корейского бренда SsangYong. Донорами для новых моделей стали Musso и Korando соответственно.

Под конец жизни завод запустил ещё четыре собственные модели — седаны Tagaz C10 (локализованная копия JAC A138 Tojoy) и C100 (Vega), купе Tagaz Aquila и коммерческий малотоннажный грузовик Tagaz Master, однако спросом они практически не пользовались.

На пике деятельности предприятие было способно одновременно выпускать шесть моделей, а его проектная мощность составляла 180 тысяч автомобилей в год.

Однако в январе 2014 года компания после серии неудачных управленческих решений была признана банкротом, а в конце 2016-го завершился аукцион по продаже заводских корпусов и земли «ТагАЗа».

Виды и марки грузовых автомобилей (грузовиков)

Популярные марки

Все марки

Новости Грузового Ру о грузовых автомобилях:

Грузовик является неотъемлемой частью современной жизни. Без грузоперевозок невозможно представить себе строительство или масштабную международную торговлю, ведь они являются мобильной и движущей силой процесса доставки материалов или товаров их владельцам.

Грузовые автомобили используются для транспортировки большого разнообразия грузов. От технических характеристик машины зависит вид груза, который она будет в дальнейшем перевозить. Так, грузовики отличаются строением кузова: он может быть открытым и закрытым. К грузовикам с открытой формой кузова относятся самосвалы, бортовые грузовики, контейнеровозы, автовозы и грузовики-шасси. К грузовикам с закрытым кузовом причисляют рефрижераторы, изотермические фургоны, промтоварные фургоны, тентованные и шторные грузовики. Грузовики делятся между собой на технику базового и специального назначения.

Так, благодаря своим уникальным техническим характеристикам каждый вид грузового автомобиля выполняет определённые функции и используется в разных сферах грузоперевозок. Бортовые, тентованные и шторные грузовики по функциям очень похожи друг на друга и являются самыми простыми видами грузовых автомобилей. Шторный и тентованный грузовики отличаются лишь способом загрузки. Тент на шторном грузовике быстро сдвигается в сторону, чем ускоряет процесс подготовки к погрузке, зато тентованный грузовик, хоть и более неудобен во время погрузки/разгрузки, подходит для международных грузоперевозок. Бортовой грузовик представляет собой открытую платформу с бортами. Все эти автомобили предназначены для перевозки неприхотливых товаров, не требующих определённых условий транспортировки, а для бортового автомобиля подойдут грузы неприхотливые и к погодным условиям.

Рефрижераторы и изотермические фургоны перевозят продукты питания, лекарственные препараты, цветы, химические реагенты, которым требуется строго поддерживаемая температура хранения. Кузова таких грузовиков выполнены из специальных теплоизоляционных материалов — сэндвич-панелей. Рефрижераторы оснащены холодильным оборудованием и подходят для международных грузоперевозок, изотермические фургоны могут лишь поддерживать заданную температуру, но не способны регулировать ее. Поэтому изотермические грузовики используют для межрегиональных и городских перевозок. Также в этом сегменте функционируют промтоварные фургоны. Они подходят для перевозки продуктов питания, не требующих определённого температурного режима, таких как напитки, консервы, крупы и прочее.

Контейнеровозы участвуют в мультимодальных грузоперевозках и предназначены для транспортировки стандартных грузовых контейнеров. Контейнеры бывают двадцатифутовыми и сорокафутовыми. Чаще такие грузовые автомобили передвигаются в сцепке с прицепами, создавая автопоезд, для увеличения количества перевозимых контейнеров. Автовозы предназначены для перемещения легковых и грузовых автомобилей. Такие грузовики работают в составе автопоездов, потому что без прицепа автовоз может перевезти лишь от одной до трех легковых автомобилей. В составе автопоезда эта цифра возрастает до количества от восьми до одиннадцати.

Самосвалы используются в масштабном и частном строительстве. Конструкция их кузова позволяет перевозить объемный сыпучий груз. Кузов самосвала оснащен подъемным оборудованием и функцией опрокидывания, поэтому разгрузка происходит быстрее. Грузовики-шасси служат как универсальные полуфабрикаты для компаний-перевозчиков. На шасси по желанию устанавливается любой кузов, который требуется для транспортировки.

На российском рынке в каждом сегменте грузоперевозок можно встретить представителей любых фирм-производителей как зарубежных, так и отечественных. Самыми популярными отечественными фирмами-производителями грузовиков являются КамАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, КРАЗ и белорусский МАЗ. Грузовики зарубежных производителей представлены фирмами Mercedes Benz, Man, Daf, Scania, Iveco, Volvo, Renault, Nissan, Tatra и Mitsubishi.

Автомобильная промышленность

Автомоби́льная промы́шленность (автомобилестрое́ние) — отрасль промышленности, осуществляющая производство безрельсовых транспортных средств (автомобилей), преимущественно с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).

Частично-включает в себя подотрасли:

  • моторостроение;
  • производство комплектующих (важнейшее — шинная промышленность);
  • производство технологического оборудования (станкостроение и роботостроение);

В автомобилестроении велика доля капитальных затрат, а также расходов на рабочую силу, хотя её квалификация не столь важна, как, например, в авиастроении или энергетической промышленности.

Автомобилестроение с самого зарождения в конце XIX века было крупным потребителем продукции чёрной металлургии — холоднокатаного листа, отливок из чугуна и стали и т. д. ; цветной металлургии — производство радиаторов, карбюраторов, арматуры и т. д. ; химической промышленности — резиновые (прежде всего шины) и пластмассовые изделия, красители и т. д. ; электротехнической — системы зажигания, аккумуляторные батареи, генераторы, стартеры, электропроводка, системы освещения; стекольной промышленности.

Именно в автомобилестроении с середины 1910-х получила самое широкое распространение конвейерная система сборки (см. Генри Форд), революционизировавшая индустрию XX века.

Содержание

История

Автомобилестроение, как отрасль машиностроения зародилась в 80-90-х годах XIX века во Франции и Германии, а в конце XIX — начале XX веков в Англии, Австро-Венгрии (Богемия), Италии, США, Бельгии, Канаде, Швейцарии, Швеции и Российской Империи в связи с объективной общественной потребностью в механизации сухопутных безрельсовых перевозок (прежде всего военных) и вытеснении из данной области человеческой деятельности мускульной силы животных (и людей). С середины XX-го века автомобилестроение относится к зрелым отраслям промышленности с высокой (и все возрастающей) степенью монополизации.

Читать еще:  Грузовой автомобиль зис 5

В 1930-х годах автомобилестроение индустриального типа было создано в СССР.

В 1930–50-х практически прекратилось использование продукции деревообрабатывающей промышленности, чьи изделия в кузовостроении были заменены стальными деталями.

В 1950–60-х автомобильная промышленность начала интенсивно развиваться в Японии, также активно в Бразилии, Мексике, Аргентине, Испании, Индии, КНР и ряде других стран.

В 1950-х японская фирма Toyota применила основанную на Кайдзен систему гибкой организации производства и повышения качества, известную как «метод Тойоты».

С середины 1970-х широкое распространение получили станки с автоматическим управлением и автоматизированные производственные линии с (особенно на вредных (окраска) и ответственных (сварка) участках) промышленными роботами-манипуляторами. К 1980-м распространение в автопроизводстве получили электронные информационные технологии и логистика, позволившие повысить производительность труда, внедрить систему поставок комплектующих «точно вовремя (канбан)», а также позволившие расширить варианты индивидуальной комплектации автомобилей.

В 1980-х гг. Япония отобрала звание мирового лидера автомобилестроения у США и началось интенсивное развитие автопроизводства в Южной Корее, а c 1990-х — и в некоторых постсоциалистических европейских странах и в других странах азиатского региона, прежде всего в Китае, который 2009 стал новым мировым лидером автомобилестроения и автопотребления. В то же время с 1980-х гг. многие европейские страны (кроме Испании и Германии) значительно утратили свои позиции в мировом автомобилестроении.

С 1980-х гг. многодесятилетняя мировая большая тройка концернов-автопроизводителей из США (Дженерал Моторс, Форд, Крайслер) также стала утрачивать лидерские позиции, уступая прежде всего японским концернам. Крупнейшие и прочие автопроизводители многократно объединялись (а также расходились) с другими в национальные и транснациональные концерны и консорциумы, а также активно начали размещать свои производства в третьих странах.

В конце XX века широкую известность приобрели конкурсы легковых, а затем и грузовых машин «автомобиль года» сначала европейского, а затем японского и североамериканского рынков, а также всемирный (англ.) и международный легковых (англ.) и грузовых машин, на которых победы попеременно одерживали автомобили разных классов, производителей и стран. Также был проведён конкурс «автомобиль века».

С началом 1980-х отмечается всё возрастающее использование изделий электронной промышленности — систем управления двигателями, коробками передач и трансмиссией, систем пассивной (преднатяжителей и компенсаторов натяжения ремней безопасности, подушек и шторок безопасности, активных подголовников, систем спутниковой аварийной сигнализации) и активной безопасности (АБС тормозов, брейкассистеров, противозаносных систем и т. д. ), активных светотехнических систем, радаров и сонаров, датчиков давления воздуха в шинах, гарнитур мобильной связи «хэнд-фри», также бортовых компьютеров, диагностических и навигационных систем, а в последнее время и автомобильных персональных компьютеров или карпьютеров (онбордеров).

К наиболее важным тенденциям мирового автомобилестроения в начале XXI века можно отнести особое внимание к улучшению экологических и экономических показателей ДВС (каталитические нейтрализаторы и дизели нового поколения, новые типы топлив, включая биотопливо), создание гибридных систем (ДВС+электромотор+аккумулятор), повышению уровня безопасности (см. выше), улучшению ходовых качеств (полный привод, электронные системы помощи вождению), «интеллектуализации» автомобиля в целом.

Важной проблемой сегодня является проблема утилизации (рециклинга, рециклизации) вышедших из употребления автомобилей. В ряде государств приняты сегодня нормы, директивы и законы, требующие от производителей, в целях регулирования процессов рециклизации, полной информированности по части используемых ими материалов. Важным шагом к реализации этих законов и норм было создание единой международной информационной системы IMDS. Сегодня членами IMDS являются более 20-и представителей мирового автопрома.

В России/СССР

До революции: Первый российский автомобиль с ДВС был построен и публично продемонстрирован в 1896 году Яковлевым и Фрезе. Впоследствии в России появился ряд частных автофирм, из которых наиболее крупными и оснащёнными были Руссо-балт (Русско-Балтийский, РБВЗ) (1909—1918) и Пузырёв (РАЗИПП) (1911—1914).

Однако, первые серьёзные усилия по созданию национального автомобилестроения царское правительство предприняло уже в разгар Первой мировой войны, когда в 1916 году были выделены казённые средства для строительства шести автомобильных заводов. Из-за революций 1917 года (Февральской и Октябрьской) строительство ни одного завода не было завершено.

Первый полностью советский автомобиль АМО-Ф-15 был произведён заводом АМО в 1924. С этого момента начинается развитие советского автомобилестроения. В 1931—1933 гг. предприятие АМО было реконструировано и, переименованное в ЗиС, выпускало грузовики по лицензии американской фирмы Autocar, а в Нижнем Новгороде (позже Горький) в 1930—1932 было построено предприятие НАЗ (ГАЗ), выпускавшее легковые и грузовые автомобили по лицензии фирмы Ford Motor. Оба предприятия, построенные в ходе индустриализации, стали основой национального автомобилестроения и вместе с менее крупными предприятиями обеспечили к 1938 году выход СССР на первое место в Европе и второе в мире по выпуску грузовиков. До Великой Отечественной войны автомобильная промышленность СССР произвела свыше 1 млн автомобилей, значительная часть которых поступила в РККА.

Во время Великой Отечественной войны автозавод ЗиС был эвакуирован в тыл, где на базе его оборудования были созданы новые автомобилестроительные предприятия УльЗиС и УралЗиС (ныне УАЗ и АЗ Урал). В годы войны получила распространение сборка автомобилей из машино-комплектов, поставлявшихся по ленд-лизу.

В 1950–70-х развитие советского автомобилестроения продолжалось экстенсивными методами, причём до начала 70-х основной приоритет отдавался грузовым автомобилям, в частности, армейским многоосным тягачам и полноприводным грузовикам двойного назначения.

Массовая автомобилизация СССР началась со строительством Италией под ключ в 1966—1970 гг. Волжского автомобильного завода (ВАЗ) в Тольятти и развёртыванием массового выпуска на его мощностях (660—730 тыс.) легковых автомобилей марок Жигули и Нива (первых массовых комфортабельных полноприводных джипов, что стало достаточно передовым и для Европы). Также с нуля появилось достаточно крупное производство легковых автомобилей ИжАвто преимущественно с новым типом кузова хэтчбек.

Читать еще:  Габариты автомобиля газель грузовая

В 1976 году в строй вошёл крупнейший в Европе завод грузовых автомобилей КамАЗ, строительство которого было начато в 1969 году. С его вводом доля дизельных автомобилей в грузовом парке СССР возросла с 7-8 % до 25 %. Было положено начало дизелизации ряда других советских автомарок.

К 1980-м гг. советское автомобилестроение добилось очевидных успехов в массовом производстве: по общему автопроизводству (по 2,2 млн в 1985 и 1986 годах) СССР занял пятое место в мире (уступая только Японии, США, ФРГ, Франции), по производству грузовиков — третье место, по производству автобусов — первое место. В это десятилетие были освоены принципиально новые переднеприводные легковые модели с кузовами хэтчбек и подготовлено массовое производство дизельных среднетоннажных грузовиков и автобусов. Однако, одновременно стали проявляться кризисные явления, типичные для эпохи застоя: фактически прекратился рост производства легковых автомобилей (стабилизировался на 1,3 млн в год), при этом их доля составила немного более половины от всего автопроизводства (что намного меньше чем в развитых странах), чрезмерно затягивались НИОКР, оставалось низким качество комплектующих и сборки, сохранялся устойчивый дефицит запчастей.

С распадом СССР в 1991 году советское автомобилестроение, сконцентрированное преимущественно в России, Белоруссии и Украине, распалось на национальные автомобильные промышленности, судьба которых сложилась по-разному.

С началом рыночных реформ в 1992 году, автомобилестроение России попало в полосу затяжного кризиса. К середине 90-х выпуск грузовых автомобилей сократился в 5,5 раз, автобусов большого класса в 10 раз, легковых автомобилей на треть. Кардинальное обновление производственных программ российских автозаводов оказалось практически невозможным из-за слабой финансовой системы (дороговизна кредитов) и чрезмерного давления на производство расходов по социальной сфере, доставшейся автопрому со времен СССР, а также морального старения и физического износа оказавшихся избыточными производственных мощностей. В результате остановились даже заводы АЗЛК и ИЖ, выпускавшие по более чем 150 тысяч более менее востребованных рынком недорогих легковых автомобилей.

В то же время, лидеры отрасли АВТОВАЗ, ГАЗ и АМО ЗИЛ смогли выпустить в 90-х новые модели, позволившие им пережить наиболее тяжёлую фазу кризиса. После дефолта и девальвации рубля 1998 года российский автопром, как и все отечественные произодители, получил кратковременную передышку, были освоены новые модели, но негативная тенденция сокращения доли рынка у отечественных производителей сохранилась. Большая часть российских автомобильных и моторных заводов была объединена в первой половине 2000-х в холдинги «Руспромавто» (ныне «Группа ГАЗ») и «Северсталь-авто» (ныне «Соллерс»).

Начиная с 2002 в России нарастает сборка иномарок (в 2008 — 618,2 тыс.). Доля производства иностранных моделей составила в сегменте легковых автомобилей 41,3 %, в сегменте грузовиков 7,9 % и в сегменте автобусов 9,8 %. С массовым открытием сборочных предприятий иностранных компаний, начиная с 2009 года их доля в национальном производстве должна ещё больше увеличиться несмотря на разразившийся кризис сбыта. После 2010 в России предполагается сборка свыше 1 млн автомобилей иностранных брендов в год. В июне 2011 г. соглашение о расширении локализации производства в России и других принципах сотрудничества с иностранными компаниями [1] было подписано Правительством РФ и компаниями Sollers-Ford, Volkswagen, General Motors и консорциум компаний АвтоВАЗ, Renault-Nissan, «ИжАвто», КамАЗ и ОАГ [2] .

В целях стимулирования российского автопрома в 2010 году в России была запущена программа по обмену старых автомобилей на новые: при сдаче в утиль автомобиля старше 10 лет потребитель получит сертификат номиналом 50 тысяч рублей, который засчитывается при приобретении нового отечественного автомобиля, включая машины, производимые в режиме «промышленной сборки» [3] . В результате осуществления программы утилизации в 2010 году только за неё счёт было реализовано дополнительно 376 тыс. автомобилей, а рынок в целом вырос до 1,91 млн легковых и лёгких развозных коммерческих автомобилей, что на 30 % превысило показатель 2009 года. [4]

Россия входит в число 15-ти крупнейших автопроизводителей. В 2008 году российский автопром (по данным ОАО АСМ-Холдинг и OICA) произвёл 1,79 млн автомобилей (+7,4 % к 2007 году). [5] , в т.ч. произведено 1,471 млн легковых автомобилей и 256 тыс. грузовых автомобилей [6] . В том же году из России было экспортировано 132 тыс. легковых и 45 тыс. грузовых автомобилей на общую сумму 1,7 млрд долларов [7] . В связи с экономическим кризисом 2008-2010 производство резко снизилось до 0,72 млн в 2009 г. и восстановилось до 1,403 млн в 2010 г. по данным OICA [8] . За первое полугодие 2011 года производство выросло ещё на 76 %. Доля на российском рынке автомобилей, собранных в России, увеличилась с 50 % в 2009 г. до 70 % в 2011 г. Согласно заявлению премьер-министра Путина в сентябре 2011 года, планируется, что к 2016 году Россия станет крупнейшим в Европе центром по производству автомобилей [2] , что должно подразумевать годовой выпуск, больший чем в последние годы не только в Испании и Франции (2,3-3,5 млн.), но и в Германии (5,5-5,9 млн.).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector