Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Грузовик газ дизель

ГАЗ 3309

ГАЗ 3309 является популярным бортовым грузовиком, выпуск которого осуществляет «Группа ГАЗ». С момента начала производства автомобиль несколько раз обновляли. Последняя генерация получила современные силовые установки, соответствующие экологическому классу «Евро-4», что расширило сферу ее применения. Модель не выделяется высокой проходимостью и больше подходит для эксплуатации в городской черте и для транспортировки грузов по дорогам, имеющим твердое покрытие.

На базе ГАЗ 3309 разработаны различные специальные модификации: манипуляторы, топливозаправщики, автоцистерны, автофургоны, мусоровозы, самосвалы и другие. За счет этого популярность модели остается на стабильном уровне, несмотря на наличие серьезных конкурентов.

Видео

Общие сведения

Разработка нового поколения грузовиков среднетоннажного типа началась на заводе ГАЗ еще в конце 1960-х годов. Изначально создатели планировали модернизировать действующие варианты автомобилей. Первые прототипы были представлены в 1972 году и получили обозначение ГАЗ 53-11. Они отличались новой кабиной и оперением. После испытаний стало ясно, что заводу необходима принципиально другая модель. В тот момент главный конкурент ГАЗ разрабатывал новое поколение среднетоннажных грузовиков ЗИЛ-169Г. В 1976 году руководство страны постановило начать глобальную дизелизацию, и на Горьковском заводе решили оборудовать новинку дизелем с воздушным охлаждением, лицензию на производство которого планировалось закупить в Германии.

В 1981 году состоялась премьера второго прототипа автомобиля, а в 1986 году – модели ГАЗ 3307, которая и стала базой для создания ГАЗ 3309. Модели были полностью унифицированными, а внешние отличия заключались лишь в расположении трубы воздухозаборника мотора. Производство ГАЗ 3309 стартовало в 1994 году, а уже через 2 года автомобиль полностью вытеснил карбюраторный ГАЗ 3307.

Первые варианты комплектовались 4-цилиндровыми агрегатами мощностью 116 л.с. Позднее появились 6-цилиндровые дизели. У потребителей грузовик сразу стал очень популярен, поскольку имел высокие технические показатели при низкой стоимости.

Однако в истории ГАЗ 3309 были и черные полосы. В 1997 году выпуск дизельных агрегатов на Горьковском автозаводе признали экономически нецелесообразным, вследствие чего автомобиль лишился мотора, и его производство было прекращено. Предприятие вернулось к выпуску карбюраторных ГАЗ 3307. Реанимировали ГАЗ 3309 лишь в 2001 году. Модель стали комплектовать дизельными двигателями ММЗ Д-245.7 минского моторного завода.

С 2006 года машину начали оснащать агрегатами, соответствующими классу «Евро-2». В 2008 году автомобиль обзавелся новой силовой установкой, отвечающей требованиям «Евро-3». Также появилась возможность монтажа предпускового подогревателя. В 2013 году семейство ГАЗ 3309 получило в качестве базового мотора турбодизель Д-245.7 Е-4 (ММЗ) большей мощности. Также предлагались версии с дизелем Cummins ISF 3.8L, сертифицированным в 2013 году под «Евро-4». Зимой 2013 года была представлена версия ГАЗ 33098 с передовым дизельным мотором «ЯМЗ 5342.10», соответствующим «Евро-4». Выпуск модели осуществляется и в настоящее время.

Семейство ГАЗ 3309 включает множество модификаций:

  • ГАЗ 33090 – базовое шасси с турбодизелем ММЗ Д-245.7Е2;
  • ГАЗ 33091 – удлиненная вариация с турбодизелем ММЗ Д-245.7Е2;
  • ГАЗ 33092 – версия с двойной кабиной, позволяющей вместить до 7 человек. Модель комплектуется турбодизелем ММЗ Д-245.7Е2 и обычно используется для установки специальных надстроек;
  • ГАЗ 33094 – удлиненный вариант, используемый в качестве базы для автобуса КАвЗ 397650;
  • ГАЗ 33096 – бортовое шасси с мотором Cummins ISF 3.8L;
  • ГАЗ 33098 – бортовое шасси с турбодизелем ЯМЗ-5344.

ГАЗ 3309 считается одним из наиболее удачных продуктов Горьковского автозавода. Сфера применения стандартного исполнения – перевозка грузов различных категорий по дорогам с твердым покрытием. Модель имеет практически оптимальное сочетание цены и качества, что и обуславливает стабильной спрос на нее. В эксплуатации автомобиль является одним из наиболее экономичных, а характеристики выносливости и производительности порадуют любого владельца. Также ГАЗ 3309 адаптирован для использования в российских условиях. На базе шасси производятся различные вариации техники (мусоровозы, автофургоны, автоцистерны, самосвалы, манипуляторы и другие), что добавляет семейству популярности.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 6550 мм;
  • ширина – 2380 мм;
  • высота – 2350 мм;
  • колесная база – 3770 мм;
  • дорожный просвет – 265 мм;
  • передняя колея – 1630 мм;
  • задняя колея – 1690 мм.

Снаряженная масса автомобиля составляет 4150 кг, полная масса – 6540 кг. В загруженном состоянии машина способна разгоняться до 90 км/час.

Средний расход топлива составляет 19,6 л/100 км. Топливный бак вмещает 105 л горючего.

Двигатель

В настоящее время ГАЗ 3309 предлагается с 3 вариантами силовых установок:

  1. агрегат ММЗ Д-245.7Е4 (производство – Белоруссия). 4-тактный рядный дизель имеет охлаждение наддувочного воздуха, непосредственный впрыск топлива, жидкостное охлаждение и турбонаддув. Он соответствует экологическому классу «Евро-4». Характеристики мотора: рабочий объем – 4,75 л, номинальная мощность – 92,2 (125,4) кВт (л.с.), максимальный крутящий момент – 417 Нм, степень сжатия – 17. Агрегат имеет массу 430 кг. Удельный расход топлива ММЗ Д-245.7Е4 – 154 г/л.с. в час;
  2. двигатель ЯМЗ 5344 (производитель – Ярославский моторный завод). 4-тактный рядный мотор с непосредственным впрыском имеет охладитель наддувочного воздуха, турбонаддув и жидкостное охлаждение. Агрегат отвечает нормам «Евро-4». Характеристики двигателя: рабочий объем – 4,43 л, номинальная мощность – 99 (134,5) кВт (л.с.), максимальный крутящий момент – 417 Нм, степень сжатия – 17,5. Масса установки – 460 кг, удельный расход топлива – 145 г/л.с. в час. Опционально мотор оснащается предпусковым подогревателем;
  3. мотор Cummins ISF 3.8L. 4-тактный дизельный агрегат оборудован турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха. Пуск двигателя без проблем осуществляется даже при минусовых температурах за счет наличия предпускового подогревателя. Характеристики мотора: рабочий объем – 3,76 л, номинальная мощность – 112 (152,3) кВт (л.с.), максимальный крутящий момент – 491 Нм, степень сжатия – 17,2. Агрегат соответствует экологическому классу «Евро-4».

Устройство

Автомобиль получил рамную конструкцию с дополнительным усилением. Грузовик комплектовался колесами с шинами 8.25 R20, защищенными от толчков при большой нагрузке на раму 4 продольными рессорами, формой напоминающими полуэллипс. В передней части автомобиля располагались гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, в задней части – дополнительные продольные рессоры. Все исполнения получили исключительно привод на заднюю ось и зависимую переднюю и заднюю подвески.

Грузовик оборудовали 2-контурной тормозной системой с гидравлическим приводом с вакуумным ресивером для каждого контура. В ее состав также вошли гидравлический привод, барабанные тормозные механизмы и гидровакуумный усилитель. Уже в базовой вариации модель оснащалась антиблокировочной системой ABS, улучшающей эффективность торможения. При отказе одного контура другой служил в качестве запасного.

Линейка трансмиссий ГАЗ 3309 состояла всего из одной модели. За 20 лет существования она заметных изменений не претерпела. Автомобиль получил 5-ступенчатую механическую коробку передач. Причем на рычаге КП схемы переключения скоростей не было, ее изобразили в центре передней панели (небольшая наклейка). Для данной модели использовали однодисковое постоянно замкнутое сцепление сухого трения с диафрагменной пружиной.

ГАЗ 3309 оборудовали раздельным гидроусилителем, обеспечивающим максимальный комфорт вождения. При создании механизма рулевого управления применяли схему «винт – шариковая гайка», состоящую из следующих элементов: рулевой колонки, поперечной и продольной рулевой тяги, винта с шариковой гайкой и карданных валов.

Электрооборудование грузовика состояло из однопроводной системы с минусом на корпусе автомобиля. В него входили аккумуляторная батарея, замок зажигания, устройство для выработки энергии, стеклоочиститель, стартер и фары.

ГАЗ 3309 сохранил классическую кабину, характерную для автомобилей Горьковского автозавода. Изменения в ее конструкции были незначительными. Грузовик получил продолговатый капот, фирменный стальной бампер и круглые фары. Недостатки предшественников были свойственны и данной технике. Главной проблемой считалось плохое лакокрасочное покрытие (особенно в области крыльев). Это приводило к быстрой коррозии элементов и их последующей замене или доработке. Салон ГАЗ 3309 получился совершенно стандартным с множеством пластиковых элементов. Спидометр, бардачок и тахометр сохранились от прошлой модели. Особенностью модели была тканевая обивка дверей. Также улучшились показатели шумо- и виброизоляции, что создало более комфортные условия передвижения. Массивный бампер выдерживал большое усилие и выделялся повышенной прочностью. Кабина получила удобные кресла с мягкой обивкой, высокой спинкой, имитацией боковой поддержки и 3-точечными ремнями безопасности. В ней свободно размещались 2 человека. У водительского кресла также была горизонтальная и вертикальная регулировка. На передней панели появились круглые приборы и большие элементы управления. В целом, салон оказался выполнен в предельно простом стиле.

Читать еще:  Газель 6 местная грузовая

У автомобиля ГАЗ 3309 было немало слабых мест:

  • наибольшие трудности вызывает рама. Автомобиль рассчитан на эксплуатацию в границах города, потому повышенные нагрузки на ней сказываются губительно;
  • задний мост также сильно подвержен износу;
  • отсутствие амортизаторов создает серьезный дискомфорт при движении;
  • устарелая конструкция;
  • большие габариты;
  • значительный расход топлива.

Переоборудование в самосвал

Стоимость

Наибольшей популярностью сегодня пользуются модели ГАЗ 3309 в версии фургон. Здесь стоимость базовой версии в зависимости от размеров кузова составляет от 1,396 до 1,462 миллионов рублей. Бортовой вариант предлагается дешевле – от 1,27 миллиона рублей.

На рынке б/у автомобилей довольно много моделей ГАЗ 3309. Ценники здесь зависят от состояния и года выпуска. Модели 2004-2005 года обойдутся в 180000-280000 рублей, 2009-2010 года – в 490000-600000 рублей, 2014-2015 года – в 1,050-1,2 миллиона рублей.

Аналоги

К аналогам ГАЗ 3309 можно отнести ЗИЛ 4331 и ГАЗ 3307.

Установка газодизеля

Ознакомьтесь с самыми свежими скидками и спецпредложениями

Мы рекомендуем к установке на большинство автомобилей

Безопасно ли ГБО, некоторые работы, промо ролики

  • Экономичность : установка газодизельного оборудования позволяет существенно снизить расходы на дизельное топливо. Так как природный газ дешевле дизтоплива примерно в три раза.
  • Увеличение ресурса двигателя: ГБО — это возможность продлить ресурс работы двигателя. В природном газе отсутствуют вредные примеси, за счет чего скопления смолянистых отложений в двигателе сведены к минимуму.
  • Экологичность природного газа: использование газодизеля позволяет существенно снизить уровень токсичности выхлопных газов. В природном газе токсичные выхлопы имеют самые минимальные показатели среди других популярных видов топлива.

Почему именно Гарант-Газ?

  • Работаем с 1997 года по установке ГБО на все виды автомобилей;
  • Только европейское оборудование, 100% не Китай;
  • Наши специалисты проходят обучение и постоянное повышение квалификации в московских вузах, МАМИ, МАДИ и на производствах наших партнёров-европейских производителей ГБО в Италии и Польше.
  • Установка ГБО по самым выгодным ценам на рынке!
  • Газодизель срок исполнения 2-3 дня сложного пилотного проекта
  • Все последующие такие единицы 1 день

Прошли те времена, когда нужно было делать выбор между экономичностью газового двигателя и возможностью ездить в любых дорожных условиях на дизельном топливе. Сегодня имеются газодизельные, или как их еще называют двухтопливные, двигатели. Такой вариант ДВС — это реальная экономия денег на дизтопливе в размере 25-30%.

Благодаря газодизельному двигателю машина превращается в транспортное средство, способное передвигаться на солярке с почти полным замещением ее газом.

Что собой представляет газодизельный двигатель и принцип его работы

Двухтопливным газодизельным двигателем называется силовая установка, на которую дополнительно смонтировано оборудование для работы от газа. Принцип работы такой установки заключается в одновременной подаче в камеру сгорания двух видов топлива. Основным топливом является солярка, а дополнительным газ метан. Причем дизтопливо подается в значительно меньшем объеме, чем обычно.

Солярка, по сути, является своеобразным “запалом” для газовоздушной смеси. Подача солярки связана с тем, что температура воспламенения у метана выше, чем у солярки. По этой причине в момент сжатия в камере сгорания сам метан воспламениться не может. Для его поджига на такте впуска в камеру сгорания подается некоторое количество солярки.

Газодизельный двухтопливный двигатель сохраняет возможность работать только от солярки, но не способен работать на одном газу.

Какую экономию при этом можно получить?

Экономия денег от газодизельного режима зависит от того, в каком процентном соотношении происходит замещение дизтоплива газом.

Процент замещения солярки метаном может колебаться в пределах от 50 до 85%. На этот показатель влияет несколько факторов:

  • характеристики штатной топливной системы;
  • конструкция применяемой газодизельной системы;
  • манера вождения.

При запуске двигателя, либо при его работе на малых нагрузках, используется практически только дизтопливо. Связано это с тем, что при данных режимах работы затруднительно определить оптимальные параметры подачи газа.

Далее, с повышением нагрузок, создаются оптимальные условия для перехода в газодизельном режиме. Именно в этот момент замещение может вырастать до 85%. В тоже время, во избежание перегрева форсунок и последующего закоксовывания распылителей, сохраняется подача некоторого объема дизтоплива.

При выходе ДВС на полную мощность велик риск появления детонации и возникновения эффекта калильного зажигания. Система управления газодизелем начинает снижать порцию газа.

Для экономичной, в финансовом плане, эксплуатации важным является показатель, определяющий, сколько кубометров метана будет нужно на 1 литр солярки. На всех режимах дизель работает с избытком воздуха. В связи с этим газ, подаваемый в камеру сгорания, разрежен воздухом. Это, в свою очередь, снижает ступень его возгорания. Таким образом, сгорание газо-воздушной смеси протекает в непосредственной близости с каплями солярки. Остатки несгоревшего газа выводятся вместе с выхлопом.

В теории для замещения 1 литра дизтоплива требуется не более 0,9 кубометра метана. На практике, по причине несовершенства процесса горения, коэффициент замены может составлять 1,1 — 1,3 кубометра.

Грузовой автомобиль ГАЗ-3309: конструкция, характеристики, особенности эксплуатации

Российский грузовой автомобиль ГАЗ-3309 позиционируется как среднетоннажный, отличается наличием достаточно экономичного дизельного двигателя, обладающего турбонаддувом. Автомашина относится к четвёртому поколению грузовиков Горьковского автомобильного завода и сохраняется в его модельном ряду вплоть до настоящего времени. С момента появления на отечественном рынке в середине 1990-х годов автомобили ГАЗ-3309 и их модификации смогли занять довольно прочное место в структуре транспортных перевозок благодаря хорошему соотношению своей цены и характеристик. Эти грузовики успешно применяются для перевозки самых разнообразных грузов по дорогам всех технических категорий и видов покрытий, в том числе и по грунтовым.

Инструкция по эксплуатации

Учитывая общность конструкции ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309, Руководство по эксплуатации составлено сразу для обеих моделей этих автомобилей. Данная инструкция отмечает их основное различие — в типе двигателя: у ГАЗ-3307 он карбюраторный бензиновый, у ГАЗ-3309 — дизельный. Внешнее дизельный грузовик отличает наличие шнорхеля-воздухозаборника, расположенного со стороны водителя.

Этот тип среднетоннажных грузовиков в базовой версии предназначен для перевозки грузов, причём использование прицепов для них не предусмотрено. В то же время инструкция по эксплуатации указывает, что на шасси автомобилей ГАЗ-3309 могут изготовляться самые разные специализированные автомобили (самосвалы, автоцистерны, автофургоны и другие).

Особое внимание руководство для ГАЗ-3309 обращает на температурные режимы эксплуатации автомашины, которые в целом рассчитаны на их применение в условиях относительно умеренного российского климата. Параметры эксплуатации грузовиков в целом находятся в диапазоне погодных условий от минус 45 до плюс 45 градусов Цельсия.

При температуре окружающего воздуха 5°С и ниже, на решётку оперения ГАЗ-3309 рекомендуется надеть утеплительный чехол. Система гидроусилителя руля автомобиля при температуре ниже минус 35°С нуждается в заправке специальной рабочей жидкостью. Как свойственно дизельным машинам с турбокомпрессором, остановку двигателя «Газона» рекомендуется производить только после его работы на холостом ходу не менее трёх минут.

История создания и развития

Среднетоннажный грузовик нового поколения, призванного заменить ГАЗ-53А, начал разрабатываться конструкторским бюро Горьковского автозавода ещё с конца 1960-х годов, но первые опытные образцы новых машин с индексом ГАЗ-53-11 было решено в серию не пускать, а создавать автомобиль с более глубоким обновлением конструкции. Прототип будущего ГАЗ-3309 появился к исходу 1970-х годов, причём именно в его конструкции впервые в СССР был применён гидроусилитель руля.

Тем не менее, проблема с разработкой достаточно эффективного отечественного дизельного мотора с воздушным охлаждением долгое время оставалась нерешённой. В итоге в серию с 1986 года пошёл грузовик ГАЗ-3307 с бензиновым двигателем, который уже скоро, с распадом СССР и возникшими в связи с этим новыми экономическими реалиями, оказался слишком неэкономичным. Переоснастить грузовики четвёртого поколения на дизельные моторы Горьковскому автозаводу удалось к 1994 году.

Первые версии дизельных грузовиков ГАЗ-3309 были выпущены совсем небольшой партией в оснащении японским 136-сильным дизелем «Хино». В дальнейшем же вполне разумная ставка на силовые агрегаты отечественного производства оправдалась далеко не сразу. Турбированный 4-цилиндровый двигатель собственной разработки ГАЗ-5441.10 мощностью 122 л.с. ставился на грузовики в течение трёх лет, но в итоге был всё же признан неудачным. В серийном производстве «Газонов», возобновлённом с 2001 года, его сменил минский мотор Д-245.7 с турбонаддувом и немного меньшей мощностью в 117 л.с.

Дальнейшее развитие модели ГАЗ-3309 было связано в основном с совершенствованием двигателя: версия Евро-2 появилась в 2006 году, Евро-3 — два года спустя. С 2013 года и вплоть до настоящего времени «Газоны» комплектуются более экономичными, производительными и малошумными дизельными двигателями Ярославского моторного завода ЯМЗ-53442-10, соответствующими экологическим стандартам Евро-4.

Читать еще:  Автомобиль газель грузовая

Ограниченные партии грузовиков выходили также с китайскими моторами Cummins ISF 3,8L, а совсем небольшая часть машин комплектовалась 6-цилиндровыми дизельными двигателями ГАЗ-562.10, которые представляли собой лицензионную копию австрийских моторов Steyr M-16.

Технические характеристики

Длина и ширина погрузочной платформы ГАЗ-3309 по внутренним сторонам составляет соответственно 3490 и 2170 мм. Высота бортов платформы — 510 мм.

Заправочный бак «Газона» вмещает 105 литров дизельного топлива. Заявленный производителем расход дизтоплива на 100 километров (сопровождаемый оговоркой, что этот показатель «не является нормой, а служит лишь для определения технического состояния автомобиля») составляет 14,5 литра при движении со скоростью 60 км/ч и 19,3 литра — на скорости 80 км/ч.

Максимальная скорость с полной нагрузкой на горизонтальных участках ровного шоссе для грузовика установлена в 95 км/ч. В числе основных технических характеристик ГАЗ-3309 следует отметить наибольший угол преодолеваемого автомобилем подъёма с полной нагрузкой, который составляет 25% (14 градусов).

Устройство и конструкция

ГАЗ-3309 представляет собой двухосный грузовой автомобиль с приводом на заднюю ось. Стандартным для данной машины является дизельный двигатель ЯМЗ-53442-10 с турбонаддувом рабочим объёмом 4,43 литра и номинальной мощностью 134,5 лошадиных сил. Мотор агрегирован с 5-ступенчатой механической коробкой передач (КПП) с постоянным зацеплением шестерён, которая полностью синхронизирована.

Сцепление однодисковое, сухое, фрикционное, с демпфером крутильных колебаний на ведомом диске; с диафрагменной нажимной пружиной. Привод механизма сцепления — гидравлического типа. Карданная передача включает в себя два вала открытого типа с промежуточной опорой и три карданных шарнира на игольчатых подшипниках.

Кабина грузовика ГАЗ-3309 относится к общепринятому стандарту для моделей среднетоннажного семейства машин Горьковского автозавода. Она цельнометаллическая, двухместная, с простым и лаконичным дизайном как внешнего вида, так и интерьера, в котором определяющими являются прямые контуры с резкими гранями. Кабина снабжена дверями с широким проёмом, крупным остеклением с высокой обзорностью; двумя большими боковыми зеркалами заднего вида с ручной регулировкой.

Крупный капот «аллигаторного» типа обеспечивает водителю надлежащую безопасность и предоставляет удобный доступ в моторный отсек с трёх сторон. Сиденья водителя и пассажира в двухместной кабине раздельные, с высокой спинкой, имитацией боковой поддержки. Они оборудованы трёхточечными ремнями безопасности. Водительское кресло регулируется в горизонтальном и вертикальном направлениях. ГАЗ-3309 оснащён достаточно мощным жидкостным отопителем с радиатором, включённым в систему охлаждения двигателя.

Основой ходовой части ГАЗ-3309 служит штампованная клёпаная рама. Колёса — дисковые, с ободом и разрезным бортовым кольцом. Шины — пневматические, радиальные, размером 8,25 R20 (240R508). Ведущий задний мост снабжен коническим шестеренчатым дифференциалом. Элементы подвески включают в себя четыре продольные полуэллиптические рессоры, дополнительно усиленные в задней подвеске. Гидравлические, телескопические амортизаторы двустороннего действия установлены на передней оси автомобиля. Показатель угла свеса (с полной нагрузкой), в градусах составляет: 38 градусов – передний, и 25 градусов – задний.

Рулевой механизм оборудован гидроусилителем руля. Рабочая тормозная система — с пневмогидравлическим приводом. Запасная тормозная система дублирует каждый контур рабочей. Тормозные механизмы — колодочные, барабанного типа, с вакуумным насосом и автоматической регулировкой зазора между накладкой и барабаном. Стояночный тормоз имеет механический тросовый привод к задним колёсным тормозным механизмам.

В электрооборудовании грузовика использована однопроводная система проводки, отрицательные выводы соединены с корпусом автомобиля. Номинальное напряжение в сети составляет 24 Вольта. Генератор переменного тока имеет регулировку «Зима /Лето». Аккумуляторы автомобиля состоят из четырёх батарей марки 6СТ-55А либо 6СТ-55АЗ.

Модификации

В перечень основных модификаций семейства дизельных грузовиков ГАЗ-3309 входят:

  • ГАЗ-33090 — базовое шасси с турбодизелем ММЗ Д-245.7 (Евро-2);
  • ГАЗ-33091 — удлинённая на 1,4 метра версия с тем же мотором;
  • ГАЗ-33092 — вариант с двойной кабиной, способной вместить семь человек, применялась для установки на этом шасси разнообразных специальных надстроек, в том числе: пожарных машин, передвижных ремонтных мастерских и т.п.;
  • ГАЗ-33094 — удлинённый вариант, использованные в качестве базы для автобуса КАвЗ-397650;
  • ГАЗ-33096 — бортовое шасси с мотором Cummins-ISF 3.8L;
  • ГАЗ-33098 — бортовое шасси с турбодизелем ЯМЗ-53442-10;
  • ГАЗ-3309 «Добрыня» — удлинённая до 7,9 метров версия с кабиной, оснащённой спальным местом, пластиковым аэродинамическим оперением и спойлерами.

Использование в коммерческих целях

Среднетоннажные грузовые автомашины ГАЗ-3309 широко и успешно применяются для перевозки самых разнообразных грузов по дорогам всех технических категорий и видов покрытий (в том числе и по грунтовым). В базовой версии грузовика использована платформа с металлическими бортами, из которых задний и оба боковые — откидные, с деревянно-металлическим основанием. Кроме того, завод-производитель на основе базового шасси предлагает внушительный ассортимент спецтранспорта — самосвалов, обычных и изотермических автофургонов, автоцистерн, манипуляторов, топливозаправщиков, мусоровозов и т.д.

С 2000-х годов модель ГАЗ-3309 стала весьма активно использоваться многими компаниями и организациями в качестве базы для создания разнообразных версий с удлинённой рамой. Такие длинные фургоны, автомобили-эвакуаторы, краны-манипуляторы, грузовые платформы широкого назначения обладают грузоподъёмностью 4 тонны, при этом возможности перевозки объёмных, нестандартных или длинномерных грузов у них значительно возрастают.

Версии автомашины с кабиной, оборудованной спальным местом, стала довольно часто использоваться для междугородных грузоперевозок. К числу довольно распространённых специализированных модификаций на шасси ГАЗ-3309 относятся самосвалы ГАЗ-САЗ-35071 (объём кузова 5 кубометров, с надставными бортами — 10 кубометров) и ГАЗ-САЗ-35072-10 (объём кузова 4,5 кубометра).

Достаточно известна и популярна бортовая платформа ГАЗ-3309 «Егерь-2» с тентом, рассчитанная на 5 мест. Этот грузовик повышенной проходимости обладает полным приводом на все колёса и может комплектоваться лебедкой.

Достоинства и недостатки

Грузовой автомобиль ГАЗ-3309 считается оптимально подходящим для отечественных дорог. К числу его проверенных достоинств относят:

  • Небольшой расход топлива;
  • Достаточную мощность мотора;
  • Надёжность ходовой части, двигателя и КПП;
  • Хорошую обзорность кабины;
  • Высокую степень ремонтопригодности.

К основным недостаткам «Газона» причисляют:

  • Избыточную шумность и вибрацию минского двигателя;
  • Недостаточную манёвренность;
  • Не всегда достаточное утепление кабины;
  • Ограниченную ёмкость топливного бака.

Цена от производителя и отзывы владельцев

Стоимость нового грузовика ГАЗ-3309 у официальных дилеров Горьковского автозавода стартует от 1 миллиона 200 тысяч рублей в базовом бортовом варианте с минимальной комплектацией. Более функциональные версии могут быть заметно дороже. Так, минимальная цена на ГАЗ-3309 «Егерь-2» начинается с 1 миллиона 830 000 тысяч рублей. В то же время на вторичном рынке имеется множество предложений о продаже как подержанных грузовиков, так и разнообразной спецтехники на его основе в весьма широком диапазоне цен — от 150 тысяч до 1 миллиона рублей.

Отзывы владельцев ГАЗ-3309 в большинстве положительные, хотя очень многие жалуются на качество сборки и покраски кабины. По мнению опытных автомобилистов, кабину нового «Газона» почти всегда приходится дополнительно утеплять и оснащать шумоизоляцией. Многие отмечают у ГАЗ-3309 низкий по современным меркам уровень комфортности.

В то же время большинство владельцев отмечает достаточную вместительность грузовой платформы (а также фургона и кузова в версии самосвала). В целом грузовик ГАЗ-3309 считают очень хорошо подходящим для осуществления местных и пригородных грузоперевозок, вполне удовлетворительным — при маршрутах по городу и области. Но отправляться на дальние расстояния на данной машине (кроме версии «Добрыня») водители не советуют.

Автовладельцы отмечают, что расходы на содержание данного грузовика невелики, и при использовании в коммерческих целях он начинает приносить прибыль достаточно быстро и регулярно, окупаясь эффективнее любой «иномарки». При этом немаловажно, что запчасти к ГАЗ-3309 имеются в наличии почти всегда и по весьма доступным ценам, а устранение поломок можно без особых затруднений производить самостоятельно.

Volvo с газодизелем: сжиженный метан и солярка!

Автопоезд на фотографии, который я водил в Швеции, необычен по нашим меркам: его длина — традиционные для скандинавов 24 м, высота — не менее впечатляющие 4,5 м (не под каждым мостом пройдет). Но главное, в сверкающем «бочонке» под кузовом — сжиженный метан, в придачу к которому в мотор еще и впрыскивают солярку! А зачем это делают, сейчас разберемся.

Грузовиками, которые могут заправляться газом, никого не удивишь. Но чтобы метан был не сжатым, а сжиженным и подавался в мотор вместе с дизтопливом?

Читать еще:  Иж 2717 размеры грузового отсека

Для начала определимся с терминами. LPG (liquefied petroleum gas) — это сжиженный пропан, CNG (compressed natural gas) — сжатый метан, а вот LNG (liquefied natural gas) тоже метан, однако сжиженный и изначально охлажденный до минус 162 градусов по Цельсию.

Его преимущество в том, что сжиженного газа можно взять на борт больше, чем сжатого, а значит, и запас хода выше — почти в три раза. Компания IVECO, которая первой из «большой семерки» европейских производителей представила чисто газовый тягач Stralis NP, подсчитала: если запас хода «сжатой» версии не превышает 570 км, «смешанной» (на одном борту бак CNG, на другом LNG) — 1080 км, то на сжиженном метане автопоезд проедет уже до 1600 км, что сравнимо с дизельными аналогами. Тогда я испытал Stralis NP c LNG на немецких автобанах — и подтверждаю: судя по борткомпьютеру, у автопоезда полной массой около 33 т топлива должно хватить хоть и не на 1600 км, но на добрых 1400.

Внешние отличия газового тягача Stralis — буквы NP в индексе и емкости для метана на раме

Конечно, хлеба без корок не бывает: «криогенный» тягач дороже дизельного, его техобслуживание тоже, заправки вообще стоят сумасшедших денег (полтора миллиона евро, по нашей информации!), и их инфраструктура крайне слаба. Но больше всего их в Испании, Нидерландах и Великобритании (около 20 в каждой из стран), в Швеции — всего шесть, в Германии три, а в Дании и большинстве стран Восточной Европы вообще по нулям. Совсем негусто.

По данным Volvo Trucks на июнь 2018 года

Как бы то ни было, тягачи на LNG предлагает не только IVECO, но и Scania, а вот вольвовцы пошли своим путем: их машины ездят, повторим, одновременно на сжиженном метане и на дизтопливе.

И если традиционные газовые моторы работают подобно бензиновым, с воспламенением от свечей зажигания, то у Volvo это обычный дизель с воспламенением от сжатия — только с некоторыми техническими отличиями.

Подача топлива происходит так. В криогенной емкости на борту газ хранится при температуре примерно от минус 130 до минус 140 градусов и низком давлении, до десяти бар, но на выходе из «бочонка» его сжимают до 300 бар — и в таком виде он попадает сперва в небольшой цилиндр-хранилище, где поддерживаются постоянные объем и температура, а оттуда уже — в мотор. Поскольку газ в дизельном двигателе от сжатия не воспламеняется, прямо перед подачей метана впрыскивают (через те же форсунки, только спе­циальные) микродозу дизтоплива: смесь состоит из 90—95% газа и 5—10% солярки. В цилиндре происходит бабах, поршень идет вниз — ну а дальше все как в любом учебнике по устройству автомобилей.

У этого решения есть несколько явных преимуществ. Первое — вольвовцам не пришлось тратиться на создание отдельного газового мотора, достаточно было лишь слегка переделать существующий дизель (наверняка потому и был выбран такой путь).

Второе — если газ в емкостях закончится или испарится в атмосферу после долгой стоянки (подробнее об этом чуть позже), можно будет ехать на солярке. Наконец, заявлено, что в отличие от чисто газовых версий характеристики такого двигателя аналогичны «дизельным».

А поскольку шведы помешаны на безопасности, они уделили ей особое внимание: устраивали обычный и боковой краш-тесты, подогревали емкость на открытом пламени, на ходу переворачивали машину, проверяя, не разгерметизируется ли система. Даже если это произойдет, обещано, что ничего страшного не будет, поскольку метан испарится в атмосферу. Для пущей наглядности вольвовцы устраивают «школьные опыты» — например, доливают дымящийся от мороза метан в воду и затем пьют из этого стакана, доказывая, что газ не смешивается с водой.

Если в стакан с водой долить сжиженный метан, с водой ничего не произойдет

Сами криобаки — американской марки Westport. Здесь очень толстые двойные стенки, а между ними вакуум: заявлено, что 22 мм вакуум­ной прослойки равнозначны девяти метрам строительной термоизоляции.

Но ведь газ, нагреваясь, все же потихоньку выходит в атмосферу через предохранительный клапан? Конечно, и чем выше давление и меньше метана в баке, тем скорее содержимое начнет улетучиваться. Скажем, при наполовину заполненном «бочонке» и давлении в нем десять бар метан станет выходить наружу уже через три дня, если же давление будет минимальным, четыре бара, — через неделю.

Тут-то и должен помочь бак с соляркой: на ней машина сможет доехать до газонаполнительной станции (если таковая, конечно, окажется не в соседней стране).

С правой стороны — небольшой бак для солярки и емкость с мочевиной

Ну а как ведет себя такой Volvo FH? Я водил по дорогам шведского полигона и автопоезд, тягач которого оснащен обычным дизелем, и газодизель — с точки зрения водителя никакой разницы! Даже в уровне шума. Есть, конечно, нарекания к рулевому управлению самого FH, но сейчас не об этом.

Этот Volvo FH оснащен обычным дизелем

Если газовый IVECO Stralis NP разгонялся с ленцой, а его крутящий момент немного ниже, чем у дизельного аналога, то здесь момент такой же, как у дизеля, только в меньшем диапазоне оборотов. А поскольку газодизели оснащают стандартным «роботом» I-Shift, то на трассе, когда электроника считает это возможным, коробка сама переходит в нейтраль для экономии топлива.

Вот только обещанный запас хода у Volvo FH LNG ощутимо скромнее, чем у аналогичного IVECO, и понятно почему: газовый «бочонок» тут всего один, а по другую сторону рамы — баки с соляркой и мочевиной! Так что сорокатонный газодизельный автопоезд, по расчетам производителя, сможет проехать без дозаправки всего от 555 км (при емкости на 115 кг газа) до тысячи (если в бак помещается 205 кг метана). При этом газ заправляй, солярку и мочевину доливай. Что-то уж больно компромиссным получилось решение, не находите?

А эти Volvo FH LNG — газодизельные

Когда материал готовился к печати, наши немецкие коллеги запустили по магистральному маршруту два сорокатонных автопоезда с дизельным и газодизельным тягачами Volvo FH и получили вот что.

Средний расход дизельной машины — 31,2 л/100 км, газодизельной — 23,2 кг/100 км. Если умножить последнее число на 1,35 (коэффициент перевода килограммов сжиженного метана в литры дизтоплива), получатся практически те же самые 31,2 л/100 км, но — за другие деньги, поскольку газ дешевле: в Германии около евро за килограмм против 1,3 евро за литр солярки. Вдобавок надо учесть, что газодизель сжигает еще и солярку, однако расходует на 20% меньше мочевины, чем дизельный вариант.

В итоге немцы подсчитали, что при годовом пробеге 120 тысяч километров затраты на топливо и мочевину у газодизельного тягача будут примерно на 13 тысяч евро меньше.

Вот только сам он дороже обычного FH на 45 тысяч евро (135 тысяч евро против 90), а в Германии с учетом субсидии — на 33 тысячи. Отобьется ли эта сумма за предполагаемые три — три с половиной года? За сколько потом удастся продать бэушный тягач? Как будет развиваться инфраструктура заправок? Как изменится цена на топливо?

Да и вообще, есть ли смысл во всех этих экспериментах, если и обычные европейские дизели отвечают нормам Евро-6? Конечно, газодизель выбрасывает в воздух меньше углекислого газа, но это вряд ли волнует среднестатистического перевозчика. Ему бы прибыль получить и с газовой аппаратурой на ремонт не попасть!

Тем временем российское подразделение Volvo собирается завезти газодизельный тягач и к нам, поскольку Газпром планирует строить на крупных трассах криоАЗС для заправки LNG. Первую станцию уже сооружают около Окуловки на платной трассе М11 ­Москва — Санкт-Петербург, а церемонию, посвященную началу ее строительства, приурочили к осеннему пробегу газовых машин из Китая в Питер. На российской территории их заправляли сжиженным метаном из цистерн, которые ехали вместе с колонной.

Ну а о том, как создавали газодизельные грузовики и автобусы в СССР, — читайте здесь.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector