Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Грузовики газ 53

ГАЗ 53

ГАЗ 53 – советский и российский грузовой автомобиль, выпускавшийся крупными сериями на Горьковском автозаводе с 1961 по 1993 года. Полностью выпуск машины был завершен в 1997 году. Модель по праву считается одним из наиболее легендарных продуктов советского автопрома. Автомобиль десятилетиями находился в эксплуатации, а в некоторых районах его используют и в настоящее время. При этом Горьковский автозавод продолжает выпускать узлы и запчасти к ГАЗ 53.

Модель представляет третье поколение среднетоннажных грузовиков предприятия и является самым массовым продуктом своего класса на территории СССР. Всего выпущено 4 миллиона ГАЗ 53 в классической, специализированной и самосвальной модификации.

Автомобиль эксплуатировали не только в СССР, но и в других странах. ГАЗ 53 экспортировался в Польшу, Кубу, ГДР, Вьетнам, Финляндию, Болгарию, Лаос, Венгрию, Монголию, Румынию, КНДР и другие государства. Версии для восточной Европы также собирали на территории Болгарии. Все это сделало ГАЗ 53 невероятно популярным во многих странах мира.

История и назначение

В конце 1950-х годов на Горьковском автозаводе начались работы по созданию линейки принципиально новых автомобилей третьего поколения. По большинству элементов и узлов они были унифицированы. ГАЗ 56, ГАЗ 62, ГАЗ 66 и ГАЗ 52 представляли собой продвинутые версии и должны были прийти на смену действующим моделям. При этом ГАЗ 52 рассматривался как альтернатива морально устаревшему ГАЗ 51. Его предполагалось использовать для развозов по городским и сельским дорогам, потому к машине предъявлялись высокие требования в плане плавности хода, маневренности и проходимости. В середине 1950-х годов специалисты Горьковского автозавода создали несколько вариаций ГАЗ 51 с измененным оперением и капотом, но в серийное производство их не запустили. Решения, использованные в данных моделях, впоследствии применили для ГАЗ 52.

В начале 1960-х годов конструкторы Горьковского автозавода представили опытный вариант ГАЗ 52Г с высокой грузоподъемностью. Он предназначался для дорог с твердым покрытием. На плохих дорогах мощности мотора не хватало, а рама приходила в негодность довольно быстро. Модель из-за существенных недостатков в серию не запустили, однако она послужила поводом для создания более мощных агрегатов для грузовиков. В итоге появился новый двигатель ГАЗ 13, позволивший увеличить грузоподъемность автомобиля до 4 тонн. Конструкцию машины пришлось дорабатывать, изменяя размеры бортовой платформы, усиливая подвеску и раму и меняя схему трансмиссии. Модель ГАЗ 52 преобразовали в ГАЗ 52А, но с учетом масштабных изменений и повышения грузоподъемности решили присвоить ей индекс ГАЗ 53.

Изначально новинка комплектовалась форсированным мотором от ГАЗ 51А, поскольку мощностей предприятия не хватало для производства передовых моторов. Также ГАЗ 53 комплектовался кабиной от ГАЗ 52 и удлиненным шасси, задним мостом и коробкой передач от ГАЗ 51А.

В 1964 году начался выпуск версии с V-образным агрегатом ЗМЗ-53, новой облицовкой и гипоидным задним мостом. Она имела грузоподъемность в 3 тонны и уже через год была снята с производства. Ее место заняла модификация ГАЗ 53А с усиленной передней подвеской и увеличенной грузоподъемностью. Ее выпускали до 1983 года в исполнении шасси и бортового грузовика.

В 1966 году Горьковский автозавод запустил производство ГАЗ 53Н для Советской Армии. От базовой вариации модель отличалась наличием предпускового подогревателя, специального оснащения (цепи противоскольжения, утеплительного чехла на радиатор, пилы, буксирного троса, топора и лопаты) и дополнительного топливного бака.

В 1973 году во внешности всех версий ГАЗ 53 появилось интересное изменение – повторители указателей поворота. Позднее автомобиль получил Знак Качества, который установили на облицовке между подфарником и фарой.

В 1978 году на крыше ГАЗ 53 появились выштамповки, в гамму цветов добавили голубой оттенок. Еще через 4 года Знак Качества пропал с облицовки.

В 1983 году автомобиль подвергся глубокой модернизации. Были пересмотрены многие элементы: изменена конструкция двигателя, усилены подвеска, рама, рессоры, грузоподъемность выросла до 4,5 тонн. Новинка внешне не отличалась от ГАЗ 53А, но получила название ГАЗ 53-12.

Весной 1984 года автомобиль обзавелся упрощенным бампером без штампованной верхней накладки. Обновления затронули и облицовку. Измененный ГАЗ 53 стали окрашивать в светло-серый или защитный цвет.

Через 2 года грузовик получил новую оптику – задние фонари ФП130 и двухцветные комбинированные подфарники ПФ130. Подверглись изменениям и другие элементы. У модели появились аварийная сигнализация, новый тормозной цилиндр, улучшенная приборная панель с дополнительными индикаторами, бесконтактная система зажигания, раздельные тормозные контуры и гидровакуумные тормозные усилители.

С 1986 года на все версии ГАЗ стали устанавливать увеличенные панорамные зеркала, заключенные в черный пластиковый корпус.

К концу 1980-х годов популярность ГАЗ 53 начала стремительно падать. Распад СССР существенно осложнил ситуацию. После него модель продержалась на конвейере совсем недолго – до 1993 года. Автомобиль изготавливался небольшими партиями, но заказов на него было все меньше. В 1999 году производство грузовика полностью завершилось.

ГАЗ 53 предлагался в различных модификациях:

  • ГАЗ-53Ф – бортовая версия или шасси с 82-сильным агрегатом и задним мостом от ГАЗ 51;
  • ГАЗ 53 – базовая модификация с мотором ЗМЗ 53;
  • ГАЗ 53А – улучшенная вариация бортового грузовика с увеличенной грузоподъемностью;
  • ГАЗ 53Б – самосвал;
  • ГАЗ 53Н – армейская версия ГАЗ 53А с предпусковым подогревателем, дополнительным оборудованием и вторым топливным баком на 100 л;
  • ГАЗ 53-02 – шасси для самосвала;
  • ГАЗ 53-05 – седельный тягач (выпускался небольшими партиями);
  • ГАЗ 53-40 – удлиненный вариант ГАЗ 53А с оперением. Использовался как основа для автобусов КАвЗ 685 и специальных кузовов;
  • ГАЗ 53-50 – экспортный вариант для тропических зон;
  • ГАЗ 53-70 – экспортное исполнение для умеренных зон;
  • ГАЗ 53-12 – модернизированная базовая версия с грузоподъемностью в 4,5 тонны и 120-сильным агрегатом ЗМЗ 511;
  • ГАЗ 53-19 – гибридная модификация, работающая на сжиженном газе;
  • ГАЗ 53-27 – гибридная вариация, функционирующая на сжатом природном газе.

Также существовало несколько специальных исполнений:

  • МПР 9924 – передвижная ремонтная мастерская;
  • АЛ 18 (52-01)-Л2 – автолестница, производство которой осуществлялось на Торжокском заводе. Автомобиль использовался для перевозки личного состава (2 человек), тушения пожаров, выполнения спасательных работ.

Основной сферой применения ГАЗ 53 было строительство. В кузове автомобиля размещались большие объемы сыпучих материалов. Их защиту от дождя и плохих погодных условий обеспечивал брезент. Специальные версии с предпусковым подогревом мотора использовались в военной сфере, а позднее для транспортировки грузов по региональным и городским маршрутам. ГАЗ 53 применялся для перевозок на длинные дистанции, но из-за ограниченной вместительности маршрут обходился довольно дорого.

На автомобиле перевозили не только сыпучие материалы. На сельскохозяйственных предприятиях он транспортировал упакованную продукцию. К середине 1970-х годов ГАЗ 53 «катал» почти половину экономики СССР и использовался в различных сферах. Простота конструкции, неприхотливость и дешевизна сделали модель настолько популярной, что она составляла 80% автопарка всех советских колхозов. До 1990 года автомобиль заслуженно считался лучшим в своем классе.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 6395 мм;
  • ширина – 2020 мм;
  • высота – 2220 мм;
  • колесная база – 3700 мм;
  • дорожный просвет – 265 мм;
  • передняя колея – 1630 мм;
  • задняя колея – 1690 мм;
  • минимальный радиус поворота – 8000 мм.

Габариты платформы:

  • длина – 3740 мм;
  • ширина – 2170 мм;
  • высота бортов – 680 мм.

Весовые характеристики:

  • снаряженная масса – 3200 кг;
  • грузоподъемность – 4500 кг;
  • полная масса – 8250 кг.

Средний расход топлива на скорости 40 км/час составляет 24 л/100 км. Емкость топливного бака – 90 л. ГАЗ 53 способен разгоняться до 90 км/час.

Кабина автомобиля вмещает 2 человек. Грузовик мог работать при температуре от -40 до +40 градусов.

Двигатель

ГАЗ 53 комплектовался различными двигателями. На первые модификации устанавливали 6-цилиндровые агрегаты ГАЗ 11. Они отличались высоким расходом топлива (до 25 л/100 км) и простотой конструкции. Мощности мотора (82 л.с.) для грузовика не хватало.

На смену двигателю ГАЗ 11 пришел агрегат ЗМЗ 53. Им оснащалось большинство версий ГАЗ 53. Мотор имел литой блок цилиндров и классическую моноблочную конструкцию V-образной формы. Чугунные гильзы и полости блока формировали рубашку водяного охлаждения агрегата. Поршневую группу отливали из алюминиевого сплава, головки блока из сплава Ал-4. Коленвал изготавливали из чугуна. Он в обязательном порядке проходил статическую и динамическую балансировку. Двигатель получил карбюратор К-126 и контактную систему зажигания. Для мотора применялась закрытая жидкостная система охлаждения с водяной помпой.

Читать еще:  Тюнинг грузовиков своими руками фото

Характеристики мотора ЗМЗ 53:

  • рабочий объем – 4,25 л;
  • номинальная мощность – 115 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 284,5 Нм;
  • количество цилиндров – 8;
  • степень сжатия – 7,6.

На третью модификацию ГАЗ 53 устанавливался модернизированный агрегат ЗМЗ 53-11, отличающийся от предшественника секционным маслонасосом, закрытой схемой вентиляции картера и полно-поточным фильтрующим элементом.

Характеристики мотора ЗМЗ 53-11:

  • рабочий объем – 4,25 л;
  • номинальная мощность – 120 л.с.

Устройство

ГАЗ 53 получил жесткую усиленную раму с 7 поперечными балками. В ее передней части посредством 2 продольных полуэллиптических рессор крепилась кованая передняя ось из стали. На концах присоединялись поворотные кулаки с цапфами, на которые при помощи конических роликовых подшипников крепились ступицы колес. Также передняя подвеска включала телескопические гидравлические амортизаторы.

В задней части рама опиралась на балку ведущего моста посредством 2 продольных полуэллиптических рессор, установленных на резиновые подушки. Задняя подвеска получила дополнительные рессоры-подрессорники, закрепленные вместе с основными рессорами на площадках полуосевых рукавов. Также в задней части располагалось буксирное устройство, дополненное резиновым элементом. В левой части рамы на кронштейне крепилась запаска.

Достоинством автомобиля была высокая стойкость при длительной работе в экстремальных условиях. Прочная ходовая часть, обладающая огромным ресурсом работы, могла служить долгие годы. Качество металла модификаций ГАЗ 53, произведенных в 1980-х годах, является лучшим за всю историю. На последних версиях металл был хуже и больше подвергался коррозии. При интенсивной эксплуатации ходовая часть и кузов грузовика служили 12-15 лет.

В качестве трансмиссии была выбрана 3-ходовая 4-ступенчатая коробка передач с постоянным зацеплением шестерен на 2 и 3 скоростях. Включение 2 передачи выполнялось муфтой, 3 и 4 – синхронизатором. Задний ведущий мост включал дифференциал, главную передачу и полуоси, смонтированные в литом чугунном картере. Главная передача получила гипоидное зацепление, делающее ход более плавным. Ведущие полуоси были полностью разгруженными. На ГАЗ 53 устанавливалось сухое однодисковое сцепление с механическим приводом включения от педали в полу и пружинами, расположенными периферийно. Карданная передача была открытого типа с карданами с игольчатыми подшипниками. Сцепление считалось слабым местом грузовика и регулярно выходило из строя.

Рулевой механизм представлял собой пару глобоидный червяк и трехгребневый ролик, поворачиваемый на игольчатых подшипниках. Картер рулевого механизма посредством болтов и гаек крепился на левой балке рамы. Для смазки шарнирных сочленений использовались пресс-масленки.

В модели ГАЗ 53 применялись барабанные тормоза на передних и задних колесах. Привод тормозов являлся гидравлическим ножным с гидровакуумным усилителем. Ручной тормоз имел барабанный тип и устанавливался на ведомом валу КП. Тормозная система имела небольшой ресурс работы и обычно подвергалась замене в первую очередь.

На грузовике использовалась однопроводная система проводки с напряжением в 6 В и соединением минусовой клеммы с массой. На базовых моделях применялся аккумулятор 6-СТ-68-ЭМ и генератор Г130-Г.

ГАЗ 53 комплектовался комфортабельной кабиной закрытого типа с 2 креслами и удобным расположением индикаторов и органов управления. Мощный свет и хорошая обзорность облегчали процесс вождения. В сравнении с современными моделями кабина грузовика выглядела «динозавром», но для того периода смотрелась очень прилично. В отличие от предшественника салон ГАЗ 53 стал значительно больше и комфортнее. На общем сиденье-диване из искусственной кожи могли разместиться даже 3 человека. Увеличенный салон позволял устанавливать дополнительную шумоизоляцию, утепление или украшения. Органы управления располагались сразу перед водителем. В салоне присутствовали специальные места для инструментов, бумаг и других вещей. Вместо амперметра и указателя давления масла на приборном щитке появились сигнальные лампы. Также в салоне установили часы.

Автомобиль оснащался большой цельнометаллической кузовной платформой. Специальный механизм позволял выполнять механическую выгрузку на одну сторону (для самосвального исполнения). В этом случае буксировочное и сцепное устройства перемещали на боковую часть рамы.

По характеристикам ГАЗ 53 существенно уступает современным аналогам. Однако простота конструкции, дешевизна и способность выдерживать большие нагрузки делают его использование экономически обоснованным, потому некоторые версии автомобиля продолжают использовать и в настоящее время.

Цена нового и б/у ГАЗ 53

Выпуск ГАЗ 53 завершился довольно давно – почти 20 лет назад. Однако на дорогах России, стран СНГ и на рынке б/у автомобилей данная модель по-прежнему встречается. Стоимость грузовика определяется техническим состоянием и модификацией. Средний ценник варьируется от 35000 до 170000 рублей. Версии в хорошем состоянии обойдутся в 200000-230000 рублей. При этом сложностей с запчастями для автомобиля не возникнет, поскольку на вторичном рынке их достаточно много.

Труженик из СССР: ГАЗ-53

GAZ-53 (самосвал, бортовой грузовик, тягач…): технические характеристики и цены, фото и обзор семейства (грузоподъёмность, двигатели…).

ГАЗ-53 и его модификации стали самыми распространенными вариантами грузовых автомобилей в СССР, за более чем 30-ти летний срок с конвейера сошло свыше 4 миллионов экземпляров грузовиков под этим названием.

Автомобиль ГАЗ-53 — это среднетоннажный грузовик советского периода, выпускавшийся на Горьковском автозаводе с 1961 по 1992 годы. Все отрасли народного хозяйства Страны Советов осуществляли перевозки на «труженике» — ГАЗ-53.

Идея решения дизайна цельнометаллической кабины, рассчитанной на троих пассажиров включая водителя, роднит ГАЗ-53 с ЗИЛ-130: длинный капот, выступающие крылья, маленькая площадь салона.

С начала выпуска до 1975 года фары располагались сверху, подфарники под ними. Изменения в дизайне передней части с «улыбкой» облицовки радиатора и фарами внизу характеризуют ГАЗ-53 1975-1985 годов выпуска.

С 1985 года до снятия грузовика с производства в 1992 году внешность ГАЗ-53 отличалась более крупной облицовкой с новыми габаритными фонарями.

Внутри кабина была по-спартански проста и архаична: общий диван для водителя и пассажиров со спинкой, за которым размещался маленький «схрон» для вещей; металл в отделке, и лишь на потолке железо покрывалось панелями. Об удобстве и комфорте водителя речь в те годы не шла.

На шасси ГАЗ-53 с колесной формулой 4х2 выпускался широкий ряд моделей для различных перевозок. Основные из представленных для советских организаций: бортовой ГАЗ-53, шасси ГАЗ 53-02 под самосвал (САЗ-3503), седельный тягач, удлиненное шасси ГАЗ 53-40 для автобуса КавЗ-685, автолестница АЛ-18(52-02)-Л2, МПР-9924 (передвижная ремонтная мастерская), пищевой (фургон), бензовоз, молоковоз.

Для нужд Советской Армии выпускался ГАЗ-53А-016 с топливным баком на 105 л, предпусковым подогревателем, дополнительным оснащением.

В 1984-1992 годах выпускались ГАЗ-53-19 с двигателем работающим на сжиженном газе (метан) и ГАЗ-53-27 с мотором способным работать на сжатом природном газе (пропан).

Экспортные версии ГАЗ-53-50 (тропическое исполнение) и ГАЗ-53-70 поставлялись во Вьетнам, Кубу, Лаос, Монголию, КНДР, Венгрию, ГДР, Польшу, Румынию, Чехословакию, Финляндию, Югославию. В 1967-1991 годах производство ГАЗ-53 из машинокомплектов производилось на предприятии «Мадара» в городе Шумен (Болгария).

Если говорить от технических характеристиках, то ГАЗ-53 (бортовой) располагает следующими габаритами: длина — 6395 мм, ширина — 2280 мм, высота — 2190 мм, база — 3700 мм, дорожный просвет — 245-265 мм. Масса грузовика в снаряженном состоянии 3200 кг.

Автомобиль ГАЗ-53 комплектовался шинами 8,25 R 20, бензобаком на 90 литров. Передняя и задняя подвеска зависимая рессорная, спереди с телескопическими амортизаторами. ГАЗ-53 и его модификации оснащены тормозами барабанного типа на обоих осях. Отсутствие гидроусилителя рулевого управления делает процесс «руления» физически непростым занятием.

За время производства на ГАЗ-53 устанавливали несколько двигателей, от их мощности зависела грузоподъемность «работяги». Основные технические характеристики различных модификаций:

  • ГАЗ-53Ф (1961-1967 г.в.) с форсированным шестицилиндровым мотором ГАЗ-11 (82 л.с.) и 4-ступенчатой КПП позволял перевозить до 3,5 тонн груза с максимальной скоростью 75 км/ч, расход топлива 22-25 литров;
  • ГАЗ-53 и ГАЗ-53А (1964-1983 г.в.) оснащался восьмицилиндровым ЗМЗ — 53 (115 л.с.) с 4 КПП, грузоподъемность 4000 кг. Средний расход топлива составляет 25 — 28 литров, максимальная скорость до 85 км/ч;
  • ГАЗ-53-12 (1983-1992 г.в.) комплектовался восьмицилиндровым ЗМЗ-511 (120 л.с.) с 4 КПП. Грузоподъемность возросла до 4500 кг, средний расход бензина А-76 25-30 литров, максималка увеличилась до 90 км/ч;
  • ГАЗ-53-19 (1984-1992 г.в.) двигатель ЗМЗ-511 при работе на метане выдавал 105 «лошадей» и обеспечивал максимальную скорость до 80 км/ч;
  • ГАЗ-53-27 (1984-1992 г. в.) при работе на пропане мотор ЗМЗ-511 предлагал 100 л.с. мощности при идентичной максималке.
Читать еще:  Дром грузовики газ 66 в хабаровске

Машина ГАЗ-53 за долгие годы эксплуатации зарекомендовала себя технически простым, ремонтопригодным, надежным грузовиком. Машину можно отремонтировать «в поле», дешевые запасные части на рынке в изобилии. При должном уходе за двигателем (своевременная замена масла и фильтров) ресурс до капитального ремонта составляет 400 000 километров.

К проблемным узлам ГАЗ-53 стоит отнести сцепление (малый ресурс, т.к. трудно тронуться без рывков), кардан из двух частей (на месте соединения шарнирами Гука откручиваются гайки), рессоры при полной нагрузке не выдерживают езду по дорогам с плохим покрытием, проблемы с электрооборудованием (распределитель зажигания), постоянно течет задний сальник коленвала. Не радует и большой расход топлива, мотор ведь карбюраторный.

Но проблему с расходом топлива решают просто – устанавливают дизельный агрегат ММЗ Д-245. С учетом стоимости нового двигателя, эксплуатационные расходы при переходе на дизтопливо быстро окупают вложения в машину (эти расходы на ГАЗ-53 «дизель» окупаются примерно через 40 000 км).

Несмотря на все «проблемы» и давнее снятие с производства, ГАЗ-53 все еще «остается в строю». На вторичном рынке в 2017 году российские «ценители» советского автопрома могут приобрести его по цене от 50 000 рублей (это цена за авто ГАЗ-53 в состоянии «на ходу»). Но за «ухоженные» экземпляры ГАЗ-53 1990-1992 года выпуска просят цену до 200 000 рублей. Более того, самые дорогие на вторичном рынке, встречаются ГАЗ-53 с цистернами (бензовоз, молоковоз, ассенизатор) – их цена доходит до 300 000 рублей.

ГАЗ-53: технические характеристики, разновидности, особенности эксплуатации

В 60-х годах прошедшего века завод, именуемый сегодня «Группа ГАЗ», приступил к производству среднетоннажных грузовых автомобилей.

На грузовики устанавливались новые силовые агрегаты, механизмы трансмиссии, кабина и кузов, органы управления.

Модели серий 52, 53, 66 образовали линейку универсальных грузовиков, которые в интересах народного хозяйства обеспечивали перевозку в промышленности, для сельскохозяйственных и строительных нужд.

Модификации и история выпуска

Автомобиль являлся самым массовым грузовиком союзных республик. На дорогах страны работало 4 млн машин в обычном, самосвальном и специализированном исполнении.

В 1961-1967 гг. производился ГАЗ-53Ф. Шестицилиндровый на 82 л. с. мотор ГАЗ-11 с четырехступенчатой коробкой переключения скоростей обеспечивали перевозку 3 500 кг груза, потребляя на пробег в 100 км 24 литра низкооктанового бензина.

К планируемому времени выпуска модели не было в производстве V-образного восьмицилиндрового силового агрегата.

Для 53Ф форсировали шестицилиндровый ГАЗ-11, увеличив сжатие смеси. Не было готового гипоидного заднего моста, поэтому поставили механизм с коническими шестернями от модели 51A (автомобиль изображен на фото).

Объективно, по своим техническим характеристикам, автомобиль ГАЗ-53Ф являлся переходной моделью между серией 51A (с нагрузкой 2 500 кг) и серией САЗ-53Б (с грузоподъемностью на тонну больше), что достигалось увеличенной до 3,7 м базой и новыми шинами 8,25-20, монтируемыми на стальные диски.

Автомобиль использовали не только в качестве самосвала, но также была распространена ассенизаторская машина, бензовозы и молоковозы.

ГАЗ-53 не являлся законченной конструкцией, из-за частых выходов из строя деталей и механизмов не имел популярности среди водителей и работников ремонтных служб автотранспортных предприятий. Грузовик с явно слабым мотором и ненадежным мостом выпускался до 1967 года.

С 1964 по 1983 год на дороги выходили модели серий 53 и 53А с грузовой нагрузкой 3 500 и 4 000 кг. Более мощный силовой агрегат ЗМЗ-53 на 115 л. с. обеспечил увеличение скоростного параметра до 85 км/ч при потреблении бензина 25 литров на 100 км.

А вот здесь можно найти описание ЗИЛ-131 КУНГ.

Отличия линейки 53А от 53

Модели автомобиля имеют следующие отличия:

  • усиленная передняя ось;
  • новая конструкция кардана;
  • более надежная конструкция рулевого привода;
  • новая решетка радиатора;
  • сигналы поворота дублируются повторителями на крыльях кабины;
  • наличие стеклоочистителей с электроприводом;
  • отопление кабины.

В 1973 г. модель 53А отметили Государственным знаком качества СССР.
Расширяя функциональные возможности машины, было налажено изготовление шасси 53 01 под крытые кузова и спецоборудование.

Шасси 53 02 являлось платформой для применения кузова самосвального типа и оборудовалось устройством снятия мощности для гидравлического насоса.

На экспорт шли грузовики моделей 53 50 и 53 70. Машины охотно приобретались в Бельгии, Финляндии, в соцстранах. В Болгарии и на Кубе осуществлялась сборка грузовиков из комплектов, поступающих с ГАЗа.

Модель 53 12 производилась с 1983 по 1992 год, как дальнейшее развитие 53-й линейки. В грузовик был установлен восьмицилиндровый мотор ЗМЗ-511.

Мощностной параметр в 120 л. с. позволил довести нагрузку до 4,5 т, а скоростной показатель – до 90 км/ч.

Потребление бензина повысилось до 30 литров, но была предусмотрена возможность установки оборудования для заправки сжиженным или сжатым газом.

Технические характеристики базового бортового автомобиля ГАЗ-53:

Показатель

Значение

6 395, 2 380, 2 220

один диск, сухого типа, с рычажным приводом

на четыре ступени

одинарная, коническая, гипоидная

червяк глобоидной формы и ролик на три гребня

механизм барабанного типа по всем осям, с гидравлическим приводом

Дизельный двигатель автомобиля

Двигатель на грузовике ГАЗ-53 (ЗМЗ-53) V-образный, восьмицилиндровый (два ряда по четыре цилиндра), карбюраторного типа, работает по четырехтактному циклу.


Рабочий объем цилиндров ДВС автомобиля ГАЗ-53 – 4,25 л (при размере цилиндров в поперечном сечении 92 мм и ходах поршня 80 мм).

Технические характеристики по мощности 115 л. с. Запуск мотора ГАЗ-53 осуществляется при помощи стартера.

Номинальные обороты коленчатого вала в минуту – 3 200. Степень сжатия смеси – 6,7.

Системы и механизмы

Блок цилиндров выполнен литьем из сплава Ал-4, после отливки герметизирован термической обработкой и пропиткой синтетической смолой. Это моноблочная конструкция V-образной формы с углом по осям цилиндров 90 градусов.

Полости блока и чугунные гильзы под поршни формируют рубашку водяного охлаждения двигателя. Предусмотрена возможность ремонтной замены гильз (5 групп с буквенными обозначениями). С торца блока резьбовыми шпильками закреплен картер механизма сцепления.

Поршни делятся на 5 ремонтных групп по собственному диаметру (буквенная маркировка) и на 4 группы по диаметру отверстия поршневого пальца (цветовая маркировка).

Головки блоков выполнены из сплава Ал-4. Седла клапанов из чугуна, направляющие втулки – из медно-графитовой керамики. Блок и головки цилиндров соединяются резьбовыми шпильками через прокладки из асбокартона, армированного сталью.

Коленчатый вал отлит из чугуна, на нем сформированы шейки шатунов, опоры и противовесы. Вал проходит динамическую и статическую балансировку.

Осевое перемещение коленвала исключают две шайбы, установленные по обе стороны от опоры первой шейки. Герметизируется в блоке маслосгонными канавками, сальниками и асбестовой набивкой.

Механизм газораспределения с верхней установкой клапанов обеспечивает впуск в цилиндры рабочей смеси и выпуск отработанного газа.

Устройство состоит из: распределительных валов и шестерен, толкателей, коромысел, штанг, клапанов, направляющих втулок и пружин.

Распределительный вал куется из стали. Имеет пять шеек опоры, кулачки, шестеренчатый привод маслонасоса и распределителя зажигания.

В систему питания входят: бензобак на 90 л, трубопроводы, диафрагменный насос с механическим приводом, фильтрующие устройства очистки топлива и двухкамерный карбюратор К-126 – устройство для приготовления бензовоздушной смеси.

Система смазки подает масло к трущимся деталям под давлением и самотеком. Маслонасос шестеренчатый с приводом от распредвала, масляный фильтр полнопоточный, обслуживаемый.

Фильтр подготовки воздуха обслуживаемый, инерционный, с оседанием загрязняющих частиц в масляной ванне.

Система охлаждения с водяной помпой, закрытого типа, жидкостная. Она состоит из водяной рубашки блока цилиндров, радиатора, помпы, термостата, жалюзи, вентилятора, его кожуха, пробки радиатора и соединительных шлангов. Емкость – 22 литра. Система зажигания контактная.

Модель 53 12

Грузовик предназначен для транспортировки грузов весом до 4 500 кг по асфальту и грунтовым дорогам. Машина допускала эксплуатацию при температуре от +40 до -40º C.

Вариант 53 12 является глубокой модернизацией модели 53А с лучшими показателями по экономии горючего, ремонтным регламентам и безопасности.

Читать еще:  Грузовая цистерна газ 53 а

Повышение мощности силовой установки, применение новых радиальных шин позволило увеличить динамику и проходимость машины.

Автомобили серий 53 27 и 53 19 работали на сжатом и сжиженном газе.

Силовой агрегат ЗМЗ-53-11 получил секционный маслонасос, полнопоточное фильтрующее устройство, новые головки цилиндров с повышенным параметром сжатия, вентиляция картера была переведена на закрытую схему.

У автомобиля были усилены: рессорная подвеска, рамные элементы, поперечина (балка) оси. Удалось на 19% уменьшить токсичность выхлопа.

В дальнейшем автомобиль оборудуется триплексом переднего обзора, бесконтактной системой зажигания, новой светотехникой, аварийными сигналами, гидровакуумным усилителем с распределением давления торможения по осям.

В этом обзоре рассмотрена базовая модель и разновидности УАЗ-3303.

Самосвал

Грузовик выпускался для транспортировки сыпучих грузов в интересах сельского хозяйства и промышленности. За счет гидравлической системы механизировался процесс разгрузки.

Емкость цельнометаллической кузовной платформы – 5 кубометров. Специальный механизм допускает механическую выгрузку на одну из рабочих сторон.

Производился самосвал на шасси ГАЗ-53 02 с укороченной в задней части на 270 мм рамой. Колесная база при этом оставалась прежней. Оборудовался валом отбора мощности.

Платформа комплектовалась гидронасосом шестеренчатого типа, который через систему управляющих клапанов обеспечивал работу трех звеньевого гидроцилиндра подъема кузова.

Задние сцепное и буксировочное устройства были перемещены на боковые части рамы.

Проблемные вопросы всей серии

Серия автомобилей имеет следующие недостатки:

  • малый ресурс сцепления и тормозной системы;
  • значительный расход топлива;
  • ненадежные: соединение частей карданной передачи, распределитель и вариатор катушки зажигания;
  • течь сальника заднего коренного подшипника двигателя.

Среднетоннажный грузовик 53-й серии показал себя технически простым, надежным автомобилем, легким в управлении. Долговечные, с неброским дизайном автомобили можно и сейчас встретить на сельских дорогах регионов.

При замене масла и фильтрующих элементов в регламентные сроки ресурс двигателя до капремонта может превысить 400 тыс. км.

И в заключении посмотрим видео тест-драйва грузовика ГАЗ-53, а также узнаем мнение экспертов о технических характеристиках автомобиля:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Грузовики газ 53

История долгожителя”пятьдесят третьего” восходит к октябрю 1961 года, когда начался выпуск 3,5-тонного грузовика ГАЗ-53Ф. Это была переходная модель со старой “шестеркой” ГАЗ-11, форсированной до 82 лошадей. Такие машины выпускались до января 1967 года. Однако уже в июле 1964 года начался выпуск более совершенного автомобиля – “четырехтонки” ГАЗ-53. Она оснащалась новым V-образным 8-цилиндровым мотором ЗМЗ-53 в 115 лошадиных сил.

Через год после незначительных изменений машина получила индекс ГАЗ-53А. Эта модель продержалась на конвейере до 1983 года. Она выпускалась большими партиями в многочисленных модификациях. Шасси ГАЗ-53-02 предназначалось для самосвалов, ГАЗ-53-40 – для автобусов, ГАЗ-53-11 – для специализированных автомобилей. В 1983 году появляется обновленная модель ГАЗ-53-12. Внешне она отличалась иной облицовкой радиатора. Двигатель получил новую головку цилиндров. Претерпели изменения некоторые детали ходовой части. Грузоподъемность автомобиля увеличилась до 4,5 тонн.

В 1990 году на смену этой машине пришла новая модель – ГАЗ-3307. На этом более чем 30-летняя история выпуска “пятьдесят третьего”, по сути, закончилась. Но эти машины продолжали и продолжают оставаться на службе в народном хозяйстве и сегодня. Нужно сказать, что параллельно с ГАЗ-53, начиная с 1966 года, выпускался автомобиль ГАЗ-52-03. Он имел такую же кабину, но использовал узлы и агрегаты машины ГАЗ-51. И имел с ней одинаковую грузоподъемность – 2,5 тонн.

В 1976 году на смену ему пришел грузовик ГАЗ-52-04, отличавшийся более короткой базой. Ходовая часть его была унифицирована с ГАЗ-53А. В свое время ГАЗ-53 имел довольно современную внешность, которая выгодно отличала его от устаревшего “пятьдесят первого газона”. Для простоты обслуживания облицовка радиатора выполнена цельной, заподлицо с фарами. Она устанавливается через прокладки на боковины крыльев и брызговики. Естественно, такой автомобиль эксплуатируется круглый год, а моют его от случая к случаю. Вот и скапливается в этих местах большое количество дорожной грязи. Как результат – появление очагов коррозии.

Рама автомобиля очень прочная (изготовлена из толстого металла), что позволяет ей пережить несколько кабин. Бензобак находится под сиденьем водителя. Заливная горловина располагается за кабиной, у края водительской двери. Все это оказалось весьма кстати при переоборудовании машины под “голубое топливо” – газовый баллон стали устанавливать под кузовом, там, где у других грузовиков находится бак для топлива. Рабочее место водителя не такое аскетичное, как на предшественнике. Улучшилась обзорность благодаря панорамному лобовому стеклу и новым зеркалам. ГАЗ-53 имел прогрессивную на то время технологию запуска – электрический стартер с втягивающим реле. В результате из-под ног водителя исчезла педаль стартера. Имеется также неплохой отопитель и электрические стеклоочистители.

В кабине более-менее комфортно могут ехать только двое. Сиденье водителя и пассажира объединены в одно целое. Тем не менее, сидеть здесь довольно удобно даже в зимней одежде. Кстати, под подушкой и за спинкой предусмотрено немало места для перевозки необходимых вещей, например, инструмента или запчастей. ГАЗ-53-12 оснащен V-образной карбюраторной “восьмеркой” ЗМЗ-53. Мотор верхнеклапанный, с алюминиевыми блоком и головкой цилиндров. Среди конструктивных недочетов следует отметить распределитель зажигания: он имеет малый размер и на его крышке расположены все 8-ми высоковольтных контактов.

Попавшая на крышку вода приводит к появлению прогаров и сбоям в работе. Кстати, ранние образцы мотора имеют не электронное зажигание, а обычный прерыватель, контакты которого часто подгорают. Поэтому чтобы не было сложностей с запуском, последние следует периодически зачищать. Иногда подводит катушка зажигания, точнее, ее вариатор – устройство, служащее для регулирования мощности искры при запуске. Он представляет собой обычное сопротивление – нихромовую нить, намотанную на керамический сердечник. Когда производится запуск автомобиля, втягивающее реле замыкает специальный контакт и сопротивление шунтируется.

В конце запуска втягивающее реле возвращается в первоначальное положение, и шунтирующий контакт размыкается. Если вариатор катушки зажигания целый, то электрический импульс от прерывателя проходит через вариатор, на катушку. Если вариатор перегорает, то после запуска мотор, естественно, сразу глохнет. Поэтому часто водители возят с собой специальный кусок провода, которым в случае перегорания вариатора производят шунтирование соответствующих клемм катушки зажигания. Двигатель “выхаживает” до капитального ремонта около 400 тыс. километров.

Конечно, при условии своевременной замены масла и фильтров. Говорить об особой экономичности этого мотора не приходится. Тем не менее, была предпринята попытка улучшения этого показателя – вместо однокамерного карбюратора на поздних выпусках применили двухкамерный. Теперь о других “болячках”. Первая из них – внутренняя коррозия блока цилиндров в местах посадки гильз. Дело в том, что в блок устанавливались так называемые “мокрые” гильзы, которые омывались охлаждающей жидкостью со всех сторон.

Это характерная особенность всех моторов на “газонах”. А чтобы уплотнить чугунную гильзу в месте посадки, под ее фаску подкладывалось специальное резиновое кольцо, не позволяющее охлаждающей жидкости просачиваться в картер мотора. При малейшем перегреве кольцо плавилось и охлаждающая жидкость попадала в масляный картер. Эту недоработку устранили уже в конце 70-х годов, подкладывая кольца из жженой меди. Ненадежным для машин разных лет выпуска узлом является сцепление. Как ни старайся, а тронуться с места без характерных рывков не получается.

Подвеска у автомобиля зависимая, рессорная. Сзади над основными рессорами расположены еще одни, поменьше. Когда автомобиль движется порожняком, работают только нижние; а когда с нагрузкой – основные рессоры, прогибаясь, задействуют верхние, дополнительные. Передняя подвеска оснащена телескопическими амортизаторами. Управление машиной под силу физически крепким людям – руль без гидроусилителя. Переключение передач осуществляется по старинке, с двойным выжимом сцепления. Карданная передача состоит из двух валов, соединенных шарнирами Гука. Эти соединения требуют к себе постоянного внимания: гайки крепления часто откручиваются. А вообще ГАЗ-53 – это простой и надежный помощник на все случаи жизни. Главная заслуга “пятьдесят третьего” – простота конструкции и ремонтопригодность. Хорошо, что запасных частей к этому автомобилю на наших рынках – хоть отбавляй.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector