Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Газ 24 история модели

Энциклопедия

советских автомобилей

Годы производства: 1968-1992
Размеры, мм: 4735x1800x1490
Компоновка: двигатель спереди
Ведущие колеса: задние
Кузов: седан
Максимальная скорость, км/ч: 145
Двигатель: ЗМЗ-24Д
Число цилиндров: 4
Рабочий объем: 2445 см3
Число клапанов: 8
Расположение: верхнее
Мощность, л.с./кВт: 95/69,9 при 4500 об/мин
Коробка передач: механическая четырехступенчатая
Тормоза: гидравлические, с гидровакуумным усилителем
Электрооборудование: 12 В
Размер шин: 7.35—14

История создания

ГАЗ 24 «Волга» — автомобиль среднего класса, созданный на замену ГАЗ 21. Серийно выпускался на заводе ГАЗ с 1969 по 1992 год. К началу 1960-х годов стало ясно, что модель ГАЗ 21 устаревает и необходимо разрабатывать модель на замену. Первые работы по новой модели в инициативном порядке были выполнены в 1960 году группой дизайнеров завода. В 1959 году в Москве проходила выставка американской промышленности, и, находясь под впечатлением от увиденного, дизайнеры ГАЗ выполнили первые эскизы ГАЗ 24. С 1961 года к работе подключилась группа конструкторов. С 1962 по 1965 год было создано несколько макетов с разными дизайнами. К 1965 году осталось два основных варианта: с двумя или четырьмя передними фарами. В 1966 году были построены первые опытные модели с двумя вариантами оформления передней части машины. В серийное производство в итоге пошла модификация с двумя фарами и вертикальной решеткой радиатора. Новая модель создавалась с расчетом на установку сразу 4 разных двигателей: от 4-х до 8-ми цилиндровых силовых агрегатов. На серийную машину устанавливали модифицированный двигатель ГАЗ 21, получивший название ЗМЗ-24, и механическую 4-х ступенчатую коробку передач. На заводе планировали наконец освоить модель с автоматической коробкой, но не сложилось. Стоит отметить, что некоторые зарубежные дилеры ГАЗ комплектовали 24-ки иностранными двигателя Peugeot.

Первые серийные машины увидели свет в 1968 году, а на полную мощность конвейер вышел к 1969 году. Модель пользовалась оглушительным успехом. Она завоевала две золотые медали на выставках в Пловдине и Лейпциге. Салон машины стал больше и просторнее. У модели была уникальная система вентиляции. Как раз для нее на задних стойках модели имеются «жабры»-воздухозаборники. Появились новые тормоза с усилителями и обдув заднего стекла теплым воздухом. В стандартную комплектацию входил радиоприемник.

С 1969 по 1977 год выпускались автомобили так называемой «первой серии» по аналогии с производством ГАЗ 21. Они отличались передним сидением диванного типа, которое при необходимости могло стать трехместным, передними бамперами без клыков и вынесенными отдельно от задних фар катафотами. В течение всего производства в модель внедрялись новшества и проводились модернизации. Но происходило это постепенно, поэтому деление на «серии» по аналогии с моделью ГАЗ 21 в большой степени условно. Существовало много различным переходных моделей, сочетающих в себе детали отделки от машин предыдущих лет выпуска, и новшества, внедренные в производство недавно.

С 1976 года начали производиться автомобили «второй серии». Они отличались двумя клыками с резиновыми вставками на бампере, новым дизайном задних фонарей, стояночными огнями на задних стойках. Модель оснастили раздельными передними сидениями и ремнями безопасности, как спереди, так и сзади. Кроме того, изменился радиоприемник, а ненадежный ленточный спидометр заменили на более надежный и привычный стрелочный.
В 1984 году публике представили модернизированный вариант модели: ГАЗ 24-10. Условно можно обозначить эту модель «третьей серией». Серийное производство стартовало в 1986 году. Модернизации подверглись многие узлы автомобиля. Например, на заводе изменили конструкцию тормозов. Появились новые, «утопленные» внешние дверные ручки, бесфорточные передние окна и электрообогрев заднего стекла. Бампера снова были лишены клыков, а с радиаторной решетки исчез хром. Также исчезли габаритные огни под основными фарами и стояночные огни на задних стойках.
Автомобиль имел специальные модификации для таксопарков и широко использовался по всей территории СССР. Последняя машина этой модели была выпущена в 1992 году. ГАЗ 24 стал самой массовой легковой моделью завода ГАЗ.

Дизайн

Облик автомобиля сочетает в себе черты американских моделей конца 1950-х годов. Финальный вариант дизайна автомобиля не копирует ни одну известную модель и полностью самобытен. На фоне иностранных аналогов 1970-х годов модель смотрелась весьма современно. Стоит отметить, что в дизайне машины есть преемственность поколений — горизонтальная решетка радиатора со множеством отверстий практически повторяет решетку на ГАЗ 21 «третьей серии». Интерьер автомобиля менялся вместе с ходом производства и неоднократно модернизировался.

Двигатель

С 1969 года ГАЗ 24 комплектовалась модернизированным двигателем от ГАЗ 21, получившим название ЗМЗ-24. Он имел рабочий объем 2,4 литра и выдавал мощность в 98 л.с. На модернизированную версию 24-10 устанавливали двигатель ЗМЗ-402.10 мощность 100 л.с. Максимальная скорость составляла 145 км/Ч с двигателем ЗМЗ-24 и 147 км/Ч с ЗМЗ-402.10. Стоит отметить, что для спецслужб была разработана модификация модели с индексом 24-24, получившая двигатель объемом 5,5 литра и мощностью 195 л.с.

История ГАЗ-24 «Волга»

ГАЗ-24 «Волга» — это легковой автомобиль среднего класса, рассчитанный на широкий круг потребителей. Он производился серийно на заводе им. Молотова с 1970 вплоть до 1978 года.

Знаменитый ГАЗ-21 долге годы был на пике популярности и благодаря ряду инноваций оставлял позади многих своих конкурентов. Но ближе к 60-м годам ХХ столетия этот автомобиль уже выглядел немного устаревшим, а потому и было дано задание конструкторам Горьковского завода взяться за поиск новых решений и разработки новой «Волги».

Немного истории о автомобиле

Первые работы по созданию ГАЗ-24 были начаты еще в 1961 году, за которые взялся главный конструктор Горьковского завода Александр Невзоров. Проектированием внешнего вида занимались дизайнеры Киреев Н.И. и Циколенко Л.И. С самого начала еще не было обрисовано четкой картины, поэтому одновременно разрабатывалось несколько вариантов нового ГАЗа и каждый из них — под разные двигатели. Решили использовать не только четырехцилиндровый 2.5 литровый двигатель (кстати, от предшественника ГАЗ-21) и восьмицилиндровый V-образный на 3 литра, но также 5.53-литровый восьмицилиндровый и дизельный четырехцилиндровый (скорей всего – только для импорта).

поисковый макет новой «Волги», 1959-60 гг.

Только спустя 4 года уже окончательно был разработан как внешний вид, так и технические характеристики нового автомобиля. В такой достаточно серьезной модернизации положительную роль сыграло и то, что как раз в этот момент сам завод тоже переживал серьезную модернизацию и получил много современного оборудования. Это позволяло без особых затруднений воплощать в жизнь все замыслы.

американские аналоги — AMC Rambler (сверху) и Mercedes-Benz W111 (снизу)

Как и предыдущие модели ГАЗа, новая Волга была создана, ориентируясь на американский автопром. Это чувствуется не только в «начинке», но и внешнем виде. ГАЗ-24 ничем особо не отличался и для Европы (впрочем, как и для СССР) был заслуженным «средняком». Единственное, чем может похвастаться отечественная модель, так это тем, что много оборудования, которое в импортных автомобилях предлагалось, как дополнительное, в ГАЗ-24 включалось в базовую комплектацию, и потому он удовлетворял потребности даже требовательных покупателей. Дизайн кузова давался конструкторам очень непросто: пытаясь создать современный автомобиль, никому не хотелось копировать уже чей-то. В результате на «заключительный» вердикт было представлено около шести полноразмерный макетов (с круглыми и прямоугольными фарами).

В средине 1967 года конструкторы дали официальное объявление о скором выходе в свет новенького ГАЗа и уже зимой 1968 года эта «Волга» красовалась на автомобильной выставке в Киеве, которая проходила на ВДНХ. За этот год было выпущено 32 опытных экземпляра, которые собирались по «обходной» технологии. Спустя год этот показатель вырос до 215 штук. Но официальная дата выпуска ГАЗа-24 приходится на 15 июля 1970 года и ответ тому прост – именно в этот день Советский Союз отмечал столетие Владимира Ленина, а этот автомобиль решили связать с именем великого вождя.

Читать еще:  История ваз 2108

иллюстрация журнала «За рулем», 1968 год

Дизайнерские решения обновленной «Волги»

В общих чертах, внешний вид автомобиля был типичным тем временам и во многом повторял американские модели, хотя светотехника была приближенной к европейской. Линии кузова выглядят довольно-таки строго, его панели просты и лаконичны, а стекла уже не имеют такого изгиба, как у более ранних моделях, и только дополняют эту самую «строгость». Крыша имела сглаженные углы и четкие ребра, которые очерчивали ее профиль. Стекла как задних, так и передних дверей имели срезаны наискосок уголки, которые выполняли роль форточки. Кстати, такой «прием» спустя какое-то время позаимствовали некоторые иностранные конструкторы. Но были некоторые элементы, которые достаточно сильно выделяли ГАЗ-24 на фоне остальных, например, декорированная хромированными накладками задняя стойка, штампированный воздухосборник на капоте и вентиляционные дефлекторы. Кстати, достаточно интересно смотрелись и расположенные на задних крыльях «плавники», а также – выступающие ребра жесткости на передних крыльях (никакой особой роли они не выполняли, зато помогали водителю лучше чувствовать габариты автомобиля).

панель управления ГАЗ-24

Радиаторная решетка имела V-образную форму, небольшой наклон вперед и своеобразный рисунок, названный в народе «китовый ус». Под решеткой располагался по все ширине горизонтальный молдинг. Как габаритные огни, так и поворотники имеют несколько классическую европейскую конструкцию. Глядя на автомобиль сзади, сразу бросаются в глаза вертикальные шестигранные фонари, которые еще больше подчеркивали широкие габариты этой модели. Поначалу катофары устанавливались отдельно, но потом их перенесли в сами фонари, тем самым, упростив всю конструкцию. Схема работы фонарей была стандартной: красные – это стоп-сигнал, белые – это задний ход, а оранжевые – это поворотники.

Декорирующих деталей в Волге сравнительно немного. Одними их них являются серебристый молдинг с острыми углами, а также – эмблема «Волга» на передней и задней части кузова. Дизайн дверных ручек с большой удобной кнопкой остался прежним. Бампер имел защитную резиновую полоску и крепился без использования дополнительных скрытых болтов. Номерной знак крепился на специальной откидной площадке под передним бампером. Кроме этого, в автомобиле были предусмотрены на крыльях два зеркала заднего вида и автоматически выдвижной антенной (она была на правом крыле). Что касается окраски автомобиля, то цвета подбирались достаточно простые и не бросающиеся в глаза. Для продажи на внутреннем рынке, автомобили окрашивали в серо-голубой, белый, лимонный (для такси) или серый цвета. Все другие цвета либо использовались для экспорта, либо красились по индивидуальному заказу высокопоставленных лиц. Иногда можно встретить и двухцветные Волги, но как правило это импортные модели, которые уже перекрашивались за границей.

салон базовой модели ГАЗ-24

Что касается салона ГАЗ-24, то он тоже достаточно прост и почти аскетичен. Скромная обивка, минимум оборудования и приглушенные цвета не вызывали диких эмоций, но и не были навязчивыми. Но многим он нравился, ведь салон был достаточно просторным и широким, а диваны (до 1977 года они устанавливались как сзади, так и спереди) отличались мягкостью, комфортабельностью и имели подлокотники. Передняя панель плоская, симметричная и минималистическая (отсутствовал даже тахометр), ее обивка была сделана из матового фактурного хрома, которого немного позже заменила обивка «под дерево». Интересно и то, что спидометр был ленточным, на котором скорость показывалась в следствии прокрутки красной ленты с цифрами слева направо. Руль и все рукоятки были изготовлены из черного прочного пластика, но последние дополнительно имели белые декоративные вставки (которые потом заменили на черные).

В принципе, все приборы управления были «американского типа», а поэтому несколько непривычными для советского населения. К примеру, кнопка переключения ближнего и дальнего света, а также – педаль акселератора находились на полу, а «ручник» — под панелью приборов. Все остальные кнопки и переключатели (свет фар, отопление, омыватели, «поднос»…) располагались горизонтально в один ряд, как справа, так и слева от руля. Цвет диванов гармонично сочетался с цветом обивки дверей (до 1977 года это была комбинация ворсистой ткани и винила, а цвет использовался исключительно красный, серый либо коричневый). Иногда можно встретить велюровые или плюшевые нарядные обивки, но они делались исключительно под заказ высокопоставленных лиц. Все модификации ГАЗ-24 имели трехдиапазонный приемник, который принимал волны разной длины (короткие, средние и длинные), а некоторые модели дополнялись и коротковолновой приставкой под основной радиолой. Экспортные экземпляры оборудовали приемниками, принимавшими FM-диапазон и имеющими исключительно английские обозначения.

Общие характеристики и технические особенности ГАЗ-24

Двигатель автомобиля ГАЗ-24

Новая «Волга», как и ее предшественник, была заднеприводной, вот только сама база стала на 10 см больше, и это дало возможность вывести диван за пределы задних колес, сделав его шире. Несущий кузов автомобиля имел приваренную подмоторную раму и отличался такой компоновкой, которая гарантировала хорошую унификацию к любым его типам (универсал, такси, седан и т.д.). По сравнению с ГАЗ-21, 24-я модель стала на целых 13 см ниже, чем немного не соответствовала ГОСТу (передняя необозреваемая зона была на 1.5 см больше допустимой). Зато такое решение положительно сыграло управляемости автомобиля на высокой скорости, а также – комфорте сидящих в нем пассажиров, ведь машину намного меньше «трясло» во время езды по бездорожью. За счет уменьшения длины кузова и увеличения поворотных углов передних колес, улучшилась маневренность автомобиля.

первый эскиз багажника автомобиля

Четырехцилиндровый двигатель имел достаточно простую и типичную для того времени конструкцию – восемь приводных клапанов были расположены в головке блока цилиндров (по 2 шт). Сам блок цилиндров, поршни, головка блока и впускной коллектор изготавливались из легких алюминиевых сплавов. Благодаря тому, что гильзы были сменные (их еще называли «мокрыми»), ремонтировать двигатель стало намного проще. Одной из особенностей Волговского двигателя было и то, что он был очень дефорсирован, а это, в свою очередь, положительно сказалось на тяговой силе автомобиля, особенно при малых оборотах и использовании любых доступных смазочных материалов. ГАЗ-24 разгонялся до 100 км/ч всего за 19 секунд, а максимальная скорость, при этом, составляла 145 км. Да, показатели не самые лучшие, но вполне приемлемые для 70-х годов.

компоновочная схема автомобиля

Кстати, одними из важных нововведений стали синхронизировання коробка передач, тормозная система с раздельными приводами и самоотводящими цилиндрами, полнопоточный маслофильтр, амортизаторы телескопического типа, а также – заднеприводный стояночный тормоз. Карданная передача у Волги была двухшарнирная, а задний мост имел разрезной картер, аналогичный картерам компании Timken. Задний мост ГАЗ-24 был заметно облегченный, гипоидный и имел разъемный картер. Шасси отличалось простотой и консервативностью, зато обеспечивало долговечность всех деталей. Шкворневой передний мост был кованным, имел очень прочную поперечину и рычаги. Рессорная задняя подвеска имела телескопические амортизаторы, а удлиненные несимметричные рессоры имели более широкие листы, которые улучшали саму подвеску и боковую устойчивость автомобиля. Руль имел заднее расположение тяг, шарниры которых оснащались вкладышами из пластика. Само рулевое колесо имело две спицы, а ступица была немного углублена. Колодочные барабанные тормоза имели гидравлический привод и автоматическую регулировку зазора. Диаметр барабанов составлял 11 дюймов, и это гарантировало отличную динамику тормозов в сочетании с мощностью двигателя и возможностью езды на достаточно высоких скоростях.

Читать еще:  История создания автомобиля нива

Кроме того, новинкой советского автопрома стал гидровакуумный усилитель, который, по сути, являлся полной копией узла Girling PowerStop и современное отопление салона с функцией обдува не только переднего, но и заднего стекла. Хоть новая «Волга» обрела достаточно эргономичную и современную компоновку, нельзя не остановить свое внимание и на нескольких ее недостатках. Во-первых – это несоответствие пропорций и углов пониженной крыши с дверным проемом, что делало посадку в машину несколько затрудненной. Во-вторых – это неудобный багажник с излишней погрузочной высотой и затрудненным доступом к его передней стенке. Хотя сам багажник вполне может похвастаться более удобным и надежным замком.

ГАЗ 24 “Волга”

ГАЗ-24 пришёл на смену медленно, но верно устаревавшей в то время ГАЗ-21. Преемник легендарной “Волги” должен был сочетать в себе лучшие качества старой модели и, без сомнения, принести что-то новое в образ автомобиля.

История создания

Разрабатывать новую, 24-ю, “Волгу” начали в 1958-м году под руководством А.М Невзорова. Внешним видом авто занимались сразу две команды советских дизайнеров, одной руководил Л. Еремеев, второй Л. Циколенко.

По состоянию на 1964-й год было предложено шесть разных вариаций кузова, которые сильно отличались своим внешним видом. В 1966-ом году автомобиль был утвержден, подготавливался к запуску в массовое производство.

Одна из первых модификаций автомобиля ГАЗ-24

Однако из за кризиса спровоцированного “ Шестидневной войной ” на Ближнем Востоке, выпуск моделей нового авто пришлось отложить, так как основные активы завода были брошены на постройку военной техники.

В серийном производстве использовалось две вариации двигателя, четырехцилиндровый рядный и V-образный восьмицилиндровый, объемами 2.5 и 5.5 литров соответственно. Экспортные версии оснащались дизельными двигателями. За свою историю 24 модель ощутимо модернизировалась всего 2 раза.

Основные модификации

“ГАЗ-24 Фаэтон”

Парадный Фаэтон на базе ГАЗ-24 поставлялся в Министерство Обороны, участвовал в парадах и всевозможных смотрах в военных округах.

«Волга» модификация «Фаэтон», участвовала в парадах и смотрах, как транспорт для чиновников

У данной модели не просто срезали крышу, как думает большинство обывателей, но и предварительно производили усиление кузова.

“ГАЗ-24-01”

Седан такси, от стандартной версии отличался обивкой салона из легко моющегося материала, отсутствием радиоприемника и наличием таксометра под приборной панелью.

“ГАЗ-24-02”

Модификация с кузовом универсал изготавливалась с 1972 года. Сиденья расположены в три ряда, благодаря этому количество пассажирских мест увеличилось до семи.

“ГАЗ-24-03”

Модель с кузовом “универсал” предназначавшийся для работы в качестве карет скорой помощи. На месте заднего ряда сидений располагались носилки. Присутствовали матовые задние стекла с изображением знака Красного креста.

“ГАЗ-24-10”

В середине 1980-х годов авто было существенно модернизировано. Большинство хромированных деталей кузова было заменено пластиковыми, установлена новая печка, заменена приборная панель, руль и прочие детали салона.

«Волга» с кузовом универсал

“ГАЗ-24-24”

Усиленная версия для спецслужб. Устанавливался двигатель от “Чайки”, автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля. Также данная модификация имела видоизмененную ходовую часть. Разгонялась до 170 км/ч.

“ГАЗ-24-76”

Экспортная версия, выпускалась с 1970 года в объединении с импортером из Бельгии, Scaldia Volga . Из Советского Союза в Бельгию поставлялись уже собранные авто.

“Волга” в автоспорте

На момент своего выпуска, “Волга” не успела принять участие в популярных тогда авто марафонах “Лондон — Сидней” и “Лондон — Мехико”, вследствие чего практически не участвовала в международных соревнованиях.

ГАЗ-24 «Волга» тюнингованные для спортивных гонок

Но повсеместное распространение автомобиля в пределах страны, обеспечило его появление на соревнованиях внутри СССР. Для участия в соревнованиях на ГАЗ-24 требовалось быть работником таксопарка, что в свою очередь привело к притоку молодежи, интересующейся автоспортом, к автотехнике.

Умельцы без особых проблем доводили мощность заводского двигателя до 175 л.с. Чаще всего “Волга” участвовала в гонках по кольцу и автокроссах. Также были локальные соревнования среди водителей таксопарков, на регулярность движения. В наши дни ГАЗ 24 “Волга” также участвует во всевозможных автосоревнованиях, причем в разнообразных дисциплинах, от кольцевых гонок до дрифтинга и драг-рейсинга.

История ГАЗ-21 и -24: откуда течет Волга

Вспомним, как создавались легендарные «Волги» — «двадцать первая» и «двадцатьчетверка».

Отгремела первая послевоенная пятилетка, Горьковский автозавод вовсю штампует «Победы», а в недрах конструкторского отдела ГАЗа развернулась работа по созданию ее преемницы – ГАЗ-21 «Победа-II». Дизайнер Лев Еремеев представил гипсовый макет, схожий с укороченным ЗИМом. Но гораздо более радикальным выглядел параллельный проект под названием «Звезда», которым занимался Джон Вильямс. Его «победовский» преемник выглядел как фастбек с плавниками сзади. Тем не менее работа Еремеева была гораздо ближе к технологическим возможностям завода, и с 1953 года все усилия художников сосредоточились на ней.

Поскольку автомобиль проектировался для жестких условий советской реальности, конструктивные особенности будущей «Волги» были полны противоречий. Например, рессорная задняя и шкворневая рычажная передняя подвески соседствовали с несущим кузовом, цельноалюминиевым двигателем, автоматической трансмиссией, составным карданным валом и централизованной смазкой узлов.

К 1953 году определился общий стиль будущей машины, навеянный американской модой, а также название — «Волга». Ходовые прототипы 21-й «Волги» (1954 − 1955) выглядели почти так же, как серийные машины. За исключением оформления передка − цельный штампованный стальной лист с вертикальными прорезями уступил место трем горизонтальным балкам, украшенным каплевидным утолщением со звездой. И уже на капоте прототипов обосновалась фигурка скачущего оленя.

В 1956 году «Волга» ГАЗ-21-М («Молотовец») увидела свет. Первая серия машин (до ноября 1958-го) была частично укомплектована «победовским» нижнеклапанным мотором, расточенным до объема 2,42 л (ГАЗ-21Г), — завод не успел освоить новый алюминиевый двигатель. Самые ранние машины оснащались автоматическими коробками.

С конца 1958 − начала 1959 года «Волга» прошла «рестайлинг», самой заметной частью которого стал возврат к историческому виду передней части автомобиля. Двигатель на второй серии был только верхнеклапанный ГАЗ-21, небольшое количество автомобилей второй серии опять получило АКП. В самом конце выпуска этой разновидности появился прототип «Волги» с кузовом универсал − ГАЗ-22. Машины и первого выпуска, и второго могли окрашиваться в два цвета.

«Волга». Все течет…

Легендарные «Волги», «двадцать первая» и «двадцатьчетверка», как они создавались, как были выстраданы дизайнерами, конструкторами и технологами? Мы оглянулись назад и попытались лишь очень кратко вспомнить их историю

Отгремела первая послевоенная пятилетка, Горьковский автозавод вовсю штампует «Победы», а в недрах конструкторского отдела ГАЗа развернулась работа по созданию ее преемницы — ГАЗ-21 «Победа-II». Дизайнер Лев Еремеев представил гипсовый макет, схожий с укороченным ЗИМом. Но гораздо более радикальным выглядел параллельный проект под названием «Звезда», которым занимался Джон Вильямс. Его «победовский» преемник выглядел, как фастбек с плавниками сзади. Тем не менее работа Еремеева была гораздо ближе к технологическим возможностям завода, и с 1953 года все усилия художников сосредоточились на ней.

Читать еще:  История горьковского автозавода

Поскольку автомобиль проектировался для жестких условий советской реальности, конструктивные особенности будущей «Волги» были полны противоречий. Например, рессорная задняя и шкворневая рычажная передняя подвески соседствовали с несущим кузовом, цельноалюминиевым двигателем, автоматической трансмиссией, составным карданным валом и централизованной смазкой узлов.

К 1953 году определился общий стиль будущей машины, навеянный американской модой, а также название — «Волга». Ходовые прототипы 21-й «Волги» (1954 − 1955) выглядели почти так же, как серийные машины. За исключением оформления передка − цельный штампованный стальной лист с вертикальными прорезями уступил место трем горизонтальным балкам, украшенным каплевидным утолщением со звездой. И уже на капоте прототипов обосновалась фигурка скачущего оленя.

В 1956 году «Волга» ГАЗ-21-М (молотовец) увидела свет. Первая серия машин (до ноября 1958-го) была частично укомплектована «победовским» нижнеклапанным мотором, расточенным до объема 2,42 л (ГАЗ-21Г), — завод не успел освоить новый алюминиевый двигатель. Самые ранние машины оснащались автоматическими коробками.

С конца 1958 − начала 1959 года «Волга» прошла «рестайлинг», самой заметной частью которого стал возврат к историческому виду передней части автомобиля. Двигатель на второй серии был только верхнеклапанный ГАЗ-21, небольшое количество автомобилей второй серии опять получило АКП. В самом конце выпуска этой разновидности появился прототип «Волги» с кузовом универсал − ГАЗ-22. Машины и первого выпуска, и второго могли окрашиваться в два цвета.

Но самая грандиозная модернизация произошла с 21-й «Волгой» весной-летом 1962 года, когда появилась третья серия. Внешне эти машины отличаются радиаторной решеткой «китовый ус» с 36 прорезями, менее волнистыми бамперами, отсутствием клыков и знаменитой фигурки оленя. Третья серия создавалась под девизом «больше чистых линий, меньше хрома». В борьбе за удешевление производства ушли в небытие двухцветная окраска и АКП.

Двадцать первая «Волга» продержалась на конвейере до 15 июня 1970 года, когда ее полностью сменила 24-я модель. Для того чтобы понять, как появлялась эта машина и почему она получилась именно такой, нужно вообразить себе нашу страну и Горьковский автозавод середины − конца 60-х.

В это время по дорогам вовсю ездили легковые автомобили третьего послевоенного поколения, по стилю и характеристикам ушедшие далеко вперед от своих предшественников. Это появившийся в 1964-м «Москвич-408» с 50-сильным двигателем и передовым дизайном. В 1967 году ему в пару вышел еще более совершенный «Москвич-412» — автомобиль скоростной и по тем меркам безопасный. А в самом конце десятилетия свет увидел «топ» отечественного автопрома − полулицензионный ВАЗ-2101.

Таким образом, несмотря на то что крепко сработанный и приносящий валюту ГАЗ-21 признавали даже за границей, зарубежные дилеры прозрачно намекали, что с внешностью машины пора что-то делать.

На умы художников начала 60-х сильнейшим образом повлияла американская промышленная выставка 1959 года в Сокольниках. Молодой дизайнер Юрий Данилов представил проект, схожий с «Чайкой». Макет Данилова можно считать первой отправной точкой в истории ГАЗ-24. В 1960-м два передовых проекта подготовили Еремеев (автор 21-й «Волги») и Циколенко. Оба продолжают тяготеть к «чайковским» барочным формам. Два года спустя проект Еремеева становится увеличенным «Москвичом», прямолинейным и лаконичным, но неоригинальным. В этот момент принимается судьбоносное решение — уменьшить высоту кузова, посадить ниже водителя и пассажиров, увеличить базу. То есть сделать новый автомобиль более «плоским».

К 1963 году новый проект подготовили Циколенко и Киреев. На этом макете впервые можно увидеть знаменитые «24-е» форточки со скошенными углами снизу и цельноштампованные двери без отдельной оконной рамки. Долгий и мучительный процесс внезапно закончился тем, что в канун 1964-го Циколенко и Киреев, запершись в мастерской, буквально за две недели вылепили абсолютно новую машину — лишенную вычурностей, с аккуратными переходами поверхностей и, главное, самобытную.

Изначально под капотом ГАЗ-24 «Волга» должны были поселиться четыре различных вида силовых агрегатов: привычная всем рядная «четверка», два варианта 6-цилиндровых V-образников, «чайковский» V8 и перспективный рядный 4-цилиндровый дизель. Но построенный еще в начале производства 21-й модели Заволжский моторный завод, которому передали все двигательное производство с ГАЗа, откровенно не справлялся с новой программой. В результате 24-я «Волга» в абсолютном большинстве случаев комплектовалась потомком 21-го мотора — рядной «четверкой» с объемом 2,4 л и мощностью, в зависимости от степени сжатия, от 85 до 95 л.с. Как и на ее предшественнице, серийно на 24-й не появилось никакой другой коробки передач, кроме хрестоматийной механической «четырехступки». Разрабатывались для машины «автомат» под двигатель V6 и экзотическая трехступенчатая «механика» с рычагом на руле и автоматическим овердрайвом — все это осталось лишь на бумаге.

Заводские документы на новую «Волгу» были готовы к 1965 году, производство могло быть запущено в 1966-м. Почему же на следующую пятилетку ей был уготован «красный свет»? За стенкой легкового конструкторского экспериментального отдела находились военные специалисты завода. Грузовики и военная техника — основная продукция ГАЗа того времени. А на дворе — арабо-израильская война. СССР оказывал поддержку арабам, в первую очередь БТР60П. По заводской терминологии этот бронеавтомобиль называется ГАЗ-49, и именно на его выпуск, а также на разработку его преемника БТР70 бросили силы завода. За период с 1965-го по 1970-й в общей сложности было собрано менее 400 штук ГАЗ-24 — мелкосерийных. И только в июле 1970 года новый ГАЗ-24 «Волга» заменил на нитке конвейера 21-ю модель.

Новая «Волга» была принята хорошо. Машина пошла в серию, замелькала на столичных улицах. Стране она понравилась — выглядела современно, возила комфортно. Статус завода заметно поднялся в глазах чиновников из госаппарата. О ней безуспешно мечтали — большинство машин до перестройки распространялось только по организациям. Купить ее в частное пользование могли лишь избранные. Ею одаривали космонавтов и в виде награды разрешали приобрести знаменитым артистам.

Не предназначенная для продаж в частные руки, «Волга» с самого начала проектировалась как автомобиль для различных служб . Версия для такси ГАЗ-24-01 (2) отличалась от базовой дефорсированным мотором, моющейся дерматиновой обивкой салона и таксометром с «зеленым огоньком». На базе универсала 24–02 выпускалась машина «Скорой помощи» (3). В ее кузове устанавливалась перегородка за передним рядом, размещались носилки для больного и сиденье медперсонала. Серийно выпускались также «таксишный» универсал 24–04 и газобаллонное такси 21–07.

В середине 80-х годов вконец износились кузовные штампы. Но на подготовленную изначально на смену «двадцатьчетверке» (а отнюдь не на параллельный выпуск!) новую модель 3102 военные наложили вето, заявив: «Мы не позволим, чтобы на „генеральском“ автомобиле ездили в такси!»

В результате появился компромиссный ГАЗ-31029. Кузов 3102, но бензобак за спинкой заднего сиденья не годился для универсала и для газобаллонного оборудования такси. Поэтому вернули бак между лонжеронов в полу багажника, а чтобы генералов не дразнить, сделали спереди спокойное оперение вкупе с простой пластиковой черной решеткой и оптикой от «Москвича-2141».

Но все это будет потом, спустя 20, 30 и 40 лет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector