Горьковский автомобильный завод история
История горьковского автомобильного завода
Важное объявление
Уважаемые читатели!
С 18 марта до особого распоряжения библиотеки Автозаводского района приостанавливают очное обслуживание читателей.
Основание: Приказ Департамента культуры администрации города Нижнего Новгорода от 18 марта 2020 г. № 37 «Об организации мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Доступ к информационным ресурсам библиотек осуществляется в удаленном режиме. Также вы можете воспользоваться электронной библиотекой ЛитРес.
1929 год. Договор о создании завода подписан. В центре — Генри Форд
История открытого акционерного общества «ГАЗ» (ранее «Горьковский автомобильный завод») берет свое начало в 1929 году. 4 марта 1929 года принято решение ВСНХ СССР и подписан приказ о строительстве автомобильного завода. 6 апреля 1929 года утверждено решение о выборе района строительства будущего автозавода — около города Нижнего Новгорода.
1 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма «Ford Motor Company» заключили соглашение о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа «Ford-А» и грузовых автомобилей типа «Ford-АА». Технологическое и строительное проектирование велось в Америке в основном силами отечественных инженеров при тесном сотрудничестве с фирмой «Ford Motor Company». Архитектурно-строительный проект разрабатывался фирмой «Austin & K».
2 мая 1930 года под Нижним Новгородом был заложен первый камень в фундамент будущего автомобильного завода. Благодаря удачному проекту, умелому руководству, личной ответственности каждого участника завод был построен за 18 месяцев. 1 января 1932 года автозавод вступил в строй действующих. 29 января 1932 года с конвейера сошел первый автомобиль — грузовик ГАЗ-АА. С декабря 1932 года на автозаводе началась сборка легкового автомобиля среднего класса ГАЗ-А.
Газовские автомобили на марках России и СССР
2012 год
ГАЗ-М1
ГАЗ-67Б
ГАЗ-АА
2007 год
ГАЗ-АА (ММ) (1932)
2003 год
ГАЗ-676 (1946)
ГАЗ-М1 (1939)
ГАЗ-21 Волга
ГАЗ-М-20 Победа
ГАЗ-11-73
1986 год
ГАЗ-53А (1966)
1976 год
ГАЗ-М20 (1946)
ГАЗ-51 (1946)
1975 год
ГАЗ-67Б (1943)
ГАЗ М-1 (1936)
1974 год
ГАЗ-03-30 (1933)
ГАЗ-АА (1932)
1973 год
ГАЗ-А (1932 год)
1971 год
Волга ГАЗ-24
ГАЗ-66
1960 год
Волга ГАЗ-21
Электронные ресурсы:
- Автозаводский район [Электронный ресурс] : коллекция видеохроники. Ч. 3 : Горьковский автомобильный завод / МКУК ЦБС Автозаводского р-на, Информ.-библиогр. отдел ; сост. и компьютер. дизайн В.М. Копыловой. – Нижний Новгород : МКУК ЦБС Автозаводского района, 2015. – 1 электрон. опт. диск (DVD) : зв., цв. – Загл. с обложки диска.
Что читать об истории Горьковского автомобильного завода
Книги
- Бусыгин, А. Х. Свершения / Бусыгин Александр Харитонович : [лит. запись Е. Н. Микулиной]. – М. : Профиздат, 1972. – 191, [1] с. – (Повести о героях труда).
Книга находится в БДЦ - В вечном поиске совершенства: из истории изобретательской и рационализаторской деятельности Горьковского автозавода / А. И. Кирьянов, Л. А. Золотов, В. И. Крылов, Г. С. Дмитриев ; ОАО «ГАЗ». – 2- е изд., доп. – Н. Новгород : Печать НН, 2004. – 414, [1] с. : ил.
Книга находится в БДЦ, ЦДБ - В вечном поиске совершенства: из истории изобретательской и рационализаторской деятельности Горьковского автозавода / А. И. Кирьянов [и др.]. — Н. Новгород : ОАО «ГАЗ», 2001. – 403, [1] с. : ил.
Книга находится в БДЦ, ф1, ф10, ф11, ф2, ф3, ф5, ф6, ф7, ф8, ф9, ЦДБ - Вдовин, М. Н. Все для Победы! : очерки истории оборон. промышленности Горьк. обл. 1930-1945 гг. / Вдовин Михаил Николаевич, А. М. Горева. – Н. Новгород : Кварц, 2010. – 302, [1] с. – Список основ. сокр.: с. 271-272. – Прим.: с. 273-301
- Война. Народ. Победа, 1941-1945 : Статьи. Очерки. Воспоминания. Кн. 2 / сост. И. М. Данишевский, Ж. В. Таратута. – 2-е изд., доп. – М. : Политиздат, 1984. – 245, [3] с. : 8л. фот.
Книга находится в БДЦ, ф10, ф9 - Война. Народ. Победа, 1941-1945 . Кн. 2 / [сост. И. М. Данишевский]. – М. : Политиздат, 1976. – 206 с. : 8 л. фот.
- «Волга» ГАЗ-3111. – Н. Новгород : ОАО «ГАЗ», [1996]. – 32 с. : ил.
- ГАЗ – открытое акционерное общество. – Н. Новгород : Яблоко, 1997. – 84 с. : ил.
Книга находится в БДЦ, ф1, ф3, ф9, ЦДБ - Горьковский автомобильный / [редкол.: И. И. Киселев, В. Я. Доброхотов, А. В. Новиков и др. ; науч. ред. В. Я. Доброхотов]. – М. : Мысль, 1981. – 302, [2] с. : ил. 32 л. фот.
Книга находится в БДЦ, ф1, ф10, ф2, ф3, ф5, ф6, ф7, ф8, ф9, ЦДБ - Горьковский автомобильный завод: производственное объединение ГАЗ = The Gorky Automobile: production amalgamation / авт. альбома Н. Добровольский ; текст В. Кропотова. – М. : Внешторгиздат, 1978. – 144 с. : ил. Книга находится в БДЦ
- Горьковский автомобильный : очерк истории завода / П. Алешина [и др.]. – М. : Профиздат, 1964. – 295 с. : фот.
Книга находится в БДЦ, ф10, ф6, ф8, ф9 - Записки краеведов : очерки, воспоминания, ст., док., хроника / [сост. Н. И. Куприянова]. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1973. – 182, [2] с. : ил., 4 л. вкл. – (Горьковская область)
Книга находится в БДЦ - Патреев, А.И. Инженеры : роман. Кн.1 : Так начиналась жизнь / Патреев Александр Иванович. — М. : Современник, 1974. — 476, [1] с.
Книга находится в БДЦ - Патреев, А.И. Инженеры : роман / Патреев Александр Иванович. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1985. – 397, [2] с.
Книга находится в БДЦ, ф10 - Производственное объединение ГАЗ г. Нижний Новгород : [фотоальбом] / [авт.-сост. Л. Шугуров ; худож. А. Ершов, А. Захаров]. – М. : Мир искусства, 1991. – 150 с. : фот.
Книга находится в БДЦ, ф9 - Профиль времени / Камышев Павел Александрович ; [лит. обраб. В. Л. Кузьмина]. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1979. – 208 с. : ил.
Книга находится в БДЦ, ф1, ф2, ф7, ф8, ф9, ЦДБ - Пугин, Н. А. 50 лет с Горьковским автомобильным : Воспоминания. Размышления / Н. А. Пугин ; [лит. обраб. С. Сторожук]. – Н. Новгород : Кварц, 2008. – 304, [24] с. : 20 л. фот.
Книга находится в БДЦ, ф12, ф6, ф9, ЦДБ - Путь к рекорду / [сост. Г. А. Кузьмин]. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1988. – 207 с. : ил., фот. – (Люди трудовой доблести).
Книга находится в БДЦ - Труд и подвиг историю пишут / [сост. Г. А. Кузьмин]. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1981. – 224 с. : ил., 16 л. фот.
Книга находится в БДЦ, ф1, ф2, ф7, ф8, ф9, ЦДБ - Узюмов, Ю. А. Страна Автомобилия / Узюмов Юрий Александрович ; худож. Ю. А. Трупаков. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1973. – [28] с. : ил.
Книга находится в БДЦ - Федоров, В. Д. История Нижегородской области : кн. для чтения : [для учащихся школ, гимназий и лицеев по программе ист. краеведения] / Федоров Валерий Дмитриевич, А. И. Тюрина, О. Ю. Лапшина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Арзамас : АГПИ им. А. П. Гайдара, 2004. – 299, [1] с. : ил.
Книга находится в БДЦ, ф1, ф10, ф11, ф12, ф5, ф6, ф7, ф8, ф9, ЦДБ - Юность огневая / [сост. Ю. Е. Курганов, К. В. Урлин]. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1968. – 367, [1] с. : фот.
Книга находится в БДЦ
Статьи из сборников
- Куняев, Н. А. Андрей Александрович Липгарт: [Главный конструктор автозавода в 30-40-е годы] / Н. А. Куняев // Записки краеведов. – Горький, 1983. – С. 80-88.
Статьи (в обратной хронологии)
2011
2010
- Гордин, А. «. Если нужно будет, сменим чертежные доски на винтовки». 17 сентября 1939 года: советская пропаганда и общественные настроения : [город Горький (Нижний Новгород) в 1939 году] / А. Гордин // Родина. – 2010. – № 9. – С. 8-9.
2008
- Погорская, Т. «Мы – кузнецы» : [о презентации книги, рассказывающей о работе кузнечного производства ГАЗа с 1929 по 2007 год] / Т. Погорская // Автозаводец. – 2008. – 16 сент. (№ 137). – С. 2. – фот.
- Директор : [о директоре ГАЗа И. К. Лоскутове] // Автозаводец. – 2008. – 26 апр. (№ 62). – С. 1. – фот.
Горьковский автомобильный завод история
Автозаводский район г.Нижнего Новгорода расположен в заречной части города и занимает площадь 9,4 тыс.га. Население района по состоянию на 01.01.2019 года составила 298 698 человек. Виды района
История Автозаводского района начинается с 1931 года. В сентябре этого года Президиум Нижегородского Краевого Исполнительного Комитета рассмотрел вопрос об организации Райсовета в Автозаводском районе. К тому времени на территории Автозавода проживало около 30 тысяч человек. Четвертый район города Нижнего Новгорода был образован из земель Канавинского района Нижнего Новгорода и Дзержинского района Нижегородского края.
Первоначально район состоял из рабочего города автозавода с относящимися к нему поселками Американским, Восточным, Северным, Западным и селениями Карповка, Монастырка, Малышево.
В 1932 году вступил в строй автомобильныйзавод, давший жизнь району и ставший его неотъемлемой частью.
История открытого акционерного общества «ГАЗ» (ранее «Горьковский автомобильный завод») берет свое начало в 1929 г. 4 марта 1929 г. принято решение ВСНХ СССР и подписан приказ о строительстве автомобильного завода. 6 апреля 1929 г. утверждено решение о выборе территории строительства будущего автозавода — около города Нижнего Новгорода. 1 января 1932 года Горьковский автозавод вступил в строй действующих предприятий страны,а уже 29 января с конвейера сошел первый грузовик ГАЗ-АА. Строительство, создание производства и обучение персонала велись в тесном сотрудничестве с американской фирмой “Форд”. ВСНХ СССР и американская фирма «Ford Motor Company» заключили соглашение о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа «Ford-А» и грузовых автомобилей типа «Ford-АА». Технологическое и строительное проектирование велось в Америке в основном силами отечественных инженеров при тесном сотрудничестве с фирмой «Ford Motor Company». Архитектурно-строительный проект разрабатывался фирмой «Austin & K».
Жилой дом барачного типа 1934 г.
Одновременно с такими постройками был возведен ряд зданий, до сих пор поражающих своей величественной красотой, своеобразной архитектурой. К ним, в первую очередь, нужно отнести так называемый Радиусный дом (построен в 1935-1937 гг.), а также Квартал архитектора Голосова в границах улиц Лоскутова – Комсомольской – пр. Октября – пер. Моторный (годы застройки 1935-1937), который входит в число памятников истории и культуры Нижегородской области, здание кинотеатра “Мир” (1937 год), станция «Счастливая» Детской железной дороги (1940год, в настоящее время Дворец бракосочетания Автозаводского района) и Дворец культуры (1961 год).
Радиусный дом
Суровые испытания легли на плечи автозаводцев в годы Великой Отечественной войны. Особенно сильный ущерб от налетов вражеской авиации был причинен Автозаводу. Было разрушено и повреждено 50 зданий и сооружений. 35 тысяч горьковчан пришли восстанавливать лежащие в развалинах корпуса Автозавода и сумели сделать это всего за 100 дней.
За досрочную ликвидацию последствий налетов вражеской авиации и непрерывный выпуск продукции 9 марта 1944 года автозавод по праву был награжден орденом Красного Знамени. Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по выпуску артиллерийских самоходных установок коллектив завода в сентябре 1945 года был награжден орденом Отечественной войны I степени.
В 1980 году в ознаменование боевых и трудовых подвигов автозаводцев в годы ВОВ 1941-1945 гг был открыт Монумент Славы с Вечным Огнем.
Война прервала на время застройку района. В послевоенные годы пришлось потратить много сил и средств на ликвидацию причиненных войной разрушений.
В начале 50-х годов развернулось строительство крупных массивов двухэтажных 8-16 квартирных домов, что позволило в какой-то мере ослабить остроту нужды в жилье.
В конце 50-х годов произошли резкие изменения в масштабах и в характере жилищного строительства. Почти полностью прекращено строительство малоэтажных домов. В основном начали производиться дома в 4-5 этажей.
Жилые дома на пр. Ильича
Из года в год район все больше благоустраивался: строились новые кварталы, прокладывались дорожные магистрали, расширялся городской транспорт, велись работы по озеленению, освещению.
Площадь перед ДК ОАО «ГАЗ» является композиционным центром района, к которому сходятся основные автомагистрали.
Площадь им. И. И. Киселева
Сейчас эта площадь носит имя Ивана Ивановича Киселева. Став в марте 1958 г. директором завода, И.И. Киселев возглавлял ГАЗ в течение 25 лет. Под его руководством были созданы мощные специализированные заводы, что позволило преобразовать Горьковский автомобильный завод в крупнейшее производственное объединение.
Сегодня Автозаводский район – это территория качественного проживания, перспективный деловой центр с хорошо развитой промышленной, социальной и транспортной инфраструктурой. Здесь проживает ¼ населения Нижнего Новгорода. Из года в год район все больше благоустраивался. На протяжении многих лет Автозаводский район в лидерах по чистоте и благоустройству.
Одной из особенностью современного Автозаводского района является строительство жилых микрорайонов с обязательным комплексным благоустройством прилегающих территорий. Так за последние годы построены и введены в эксплуатацию такие жилые микрорайоны, как «Юг», «Молодежный», «Водный мир». Впервые именно на территории района разработан и реализован проект «Антикризисный дом», в рамках которого построен микрорайон «Спутник».
Введен в эксплуатацию детский сад в микрорайоне «Юг», «Водный мир», два семейных детских сада на ул. Хлебосольная, детский сад на пр.Ильича и ул.Лескова. В районе открыты три новых спортивных комплекса «Лидер», «Новое поколение» и «Северная звезда». Проведена реконструкция стадионов «Северный», «Строитель». Построен Храм им. Святителя и Чудотворца Николая и др.
Микрорайон «Водный мир»
Микрорайон «Юг»
Дворец спорта «Северная звезда»
Храм им. Святителя и Чудотворца Николая
Наиболее значимые предприятия:
Горьковский автомобильный завод — крупнейшее предприятие, прославившее Автозаводский район и Нижний Новгород далеко за пределами области. За годы существования освоено более 100 различных моделей автомобилей.
Главная проходная ОАО «ГАЗ»
Известные люди района.
Бусыгин Александр Харитонович — кузнец Горьковского автомобильного завода, зачинатель стахановского движения в машиностроении, Герой Социалистического Труда. Вся жизнь А.Х. Бусыгина неразрывно связана с Горьковским автомобильным заводом. В 1931 году он приехал на строительство Горьковского автозавода. После окончания строительства перешёл на работу в кузницу, в кратчайшие сроки овладев мастерством кузнечного дела и став специалистом высокой квалификации, инициатором принципиально новых методов, направленных на повышение производительности труда. Повышение производительности труда достигалось за счёт предварительной подготовки рабочего места, совершенствования станков и инструмента, оптимизации приемов нагрева и штамповки металла, усиления трудовой дисциплины.
В сентябре 1935 года бригада, которой руководил Бусыгин, установила рекорд, отковав за смену 966, затем — 1001 коленчатый вал при норме 675 (впоследствии довёл выработку до 1146 валов). За рекордную производительность труда Александр Бусыгин был награждён орденом Ленина.Даже Всесоюзное движение новаторов некоторое время носило название стахановско-бусыгинского
В героической летописи Великой Отечественной войны значатся дела и подвиги автозаводцев. 39 из них стали Героями Советского Союза, 35 619 человек награждены орденами и медалями.
Автозаводский район богат культурными и спортивными традициями. Именем легендарного автозаводского хоккеиста, Олимпийского чемпиона Виктора Коноваленко назван Дворец спорта с ледовой ареной.
Дворец спорта им. В. Коноваленко
Среди известных нижегородских спортсменов много автозаводцев: Олимпийская чемпионка по метанию диска, Заслуженный мастер спорта России Наталья Садова, многократный победитель Чемпионатов Мира по самбо Раис Рахматуллин и другие.
История ГАЗ первые автомобили ГАЗ
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
История ГАЗ — это не просто этапы развития очередного автопроизводителя. Это неотъемлемая часть истории России, которая вызывает гордость у каждого россиянина. Известные всем «Чайка», «Волга» и грузовые автомобили выпускались именно на этом предприятии, которому будет посвящён наш разговор.
Город, в котором был основан автомобильный завод, носил название Горький. Отсюда и пошла история названия величайшего автомобильного производства — Горьковского автомобильного завода. Сейчас этот город известен, как Нижний Новгород. Производство было запущено в 1932 году, не обошлось здесь без участия американских инженеров из компании Ford Motor Company. В начале марта 1929-го советское правительство утвердило решение о возведении автомобильного завода, в апреле того же года было выбрано место для будущей стройки, а в конце мая был заключён договор с американцами. Годом позже началось масштабное строительство, которое затянулось на 18 месяцев.
ПЕРВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ
История создания знаменитых автомобилей началась в конце января 1932-го, когда общественность увидела грузовик ГАЗ-АА. В народе он назывался полуторкой. Прошёл всего месяц, и с конвейера сошла первая легковушка ГАЗ-А, которую отнесли к среднему классу.
Эти две модели советских автомобилей, которые были первопроходцами, создавались на основании чертежей, предоставленных американской компанией. Логично было подумать, что у советских и американских автомобилей должно присутствовать много общих черт. Но это совсем не так, разница была поразительная. Советские конструкторы усилили картер сцепления и изменили рулевой механизм. Разработки американцев умело дополнялись идеями советских конструкторов, которые смогли создать много моделей на основе своего первого автомобиля ГАЗ-АА.
ОТКАЗ ОТ АМЕРИКАНСКИХ ИДЕЙ
Советские конструкторы не стали останавливаться на своих достижениях, открыв новый этап в истории бренда. А начался он с выпуска нового легкового автомобиля М-1. Мы помним, что ранее был заключён договор с американцами, согласно которому у автомобиля должен быть прототип с фордовским характером. В планы конструкторов это не входило, поэтому автомобиль был мало чем похож на своего американского друга. Отличия заключались в следующих элементах:
- в двигателе увеличена мощность до 50 лошадей;
- шасси состояла из рамы повышенной прочности и подвески с видоизменённой формой (не две поперечных рессоры, а четыре);
- колёса со спицами были заменены на дисковые штампованные колёса с увеличенными шинами;
- передняя часть кузова стала более укрупнённой;
- рама удлинилась;
- пропорции улучшились;
- крылья капота и радиатор стали выразительными и интересными.
Такие изменения сделали автомобиль ГАЗ-М1 более выносливым и прочным.
ЭРА БОЛЬШИХ АВТОМОБИЛЕЙ
После выпуска легковых машин конструкторы концерна нацелились на создание автотранспорта другого назначения. Сначала был выпущен служебный автобус ГАЗ-03-30, который моментально заслужил популярность. После этого события завод получил генплан, на реализацию которого были направлены все силы. В результате плодотворной работы был создан ряд автомобилей:
- грузовик с тремя осями ГАЗ-ААА;
- самосвал ГАЗ-410;
- санитарный автобус ГАЗ-55;
- грузовик с газогенератором ГАЗ-42.
В это же время увидел свет первый в истории завода пикап, основанный на базе ГАЗ-4.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К АМЕРИКАНСКИМ КОЛЛЕГАМ
Окончание 30-х годов ознаменовалось возвращением к сотрудничеству с американской компанией Ford Motor Company. Совместными усилиями была создана новая легковая модель М-1. В этот раз новинка имела много схожих черт с экземплярами американской автомобильной промышленности. Конструкторы были не в восторге от полученного результата, поэтому начали усиленно работать над ГАЗ М-1, который получился полностью советским и совсем непохожим на американца. Отличия заключались в следующих моментах:
- двигатель с четырьмя цилиндрами;
- улучшенная подвеска;
- дисковые колёса.
Такое творение в то время считалось идеальным легковым автомобилем, на который была возложена честь представлять страну на международной выставке в Париже. Эту модель много раз подвергали модернизации, в результате чего на свет появилось много достойных автомобилей.
ГОРЬКОВСКИЙ АВТОЗАВОД. ИСТОРИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Строительство автогиганта
Начальной точкой для Горьковского автозавода послужило 4 марта 1929 г., когда был подписан приказ о начале строительства. Но возвести автогигант и разработать автомобиль своими силами оказалось затруднительно – привлеченные организации были не в состоянии выполнить подобную работу, и тогда было принято решение о привлечении зарубежного опыта. Это привело к подписанию соглашения о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей между американской фирмой «Ford Motor Company» и ВСНХ СССР сроком на 9 лет. Это произошло в американском Дирборне, штат Мичиган, тремя месяцами позднее подписания указа о начале строительства.
«Ford Motor Company» за 30 миллионов долларов обязался спроектировать завод, наладить серийное производство, передать техническую документацию, необходимое оборудование и лицензию на производство подходящего для советских реалий легкового и грузового автомобилей.
Первый камень в фундамент заложили 2 мая 1930 г. Построенный всего за полтора десятка месяцев, Нижегородский автозавод, 1 января 1932 года стал действующим.
Довоенный выпуск автомобилей
Уже 29 января 1932 г. был изготовлен первый автомобиль — НАЗ-АА. С декабря 1932 г. к грузовику присоединился легковой фаэтон ГАЗ-А, а в 1933 г. на автосборочном заводе № 1 началось изготовление автобуса ГАЗ-03-30.
В конце 1934 г. начался выпуск грузовика ГАЗ-ААА, за ним — самосвала ГАЗ-410. 17 апреля 1935 года с конвейера сошел уже стотысячный автомобиль (первый подобный в СССР).
В 1937 г. начался выпуск санитарного автобуса ГАЗ-55 на филиале завода. Тогда же был разработан газогенераторный ГАЗ-42.
ГАЗ становится ведущим автозаводом страны и дает СССР 450 тысяч автомобилей, освоив выпуск 17-ти моделей и модификаций автомобилей. Это порядка 68% всех производимых в СССР автомобилей.
В 1938 году запустили в серию модернизированный ГАЗ-ММ и газогенераторный ГАЗ-42, а также полугусеничный грузовик ГАЗ-60.
Военный и послевоенный период
Война заставила предприятие переориентироваться на изготовление боевой техники: вездеходов ГАЗ-64 и ГАЗ-67, бронемашин БА-64, БА-64Б, танков.
Налеты авиации летом 1943 года разрушили большую часть корпусов ГАЗа. За годы войны завод успел изготовить 176 тысяч автомобилей и множество танков и был награжден орденами Красного Знамени, Ленина и Отечественной войны 1-й степени.
После войны кардинально изменился практически весь модельный ряд: среди новинок — грузовик ГАЗ-51, ГАЗ М-20 «Победа», ГАЗ-12 «ЗИМ». Выпуск автобусов «ГАЗ-651» и «санитарок» «ГАЗ-653» передали на ПАЗ.
В 1953 году внедорожник ГАЗ-69 пришел на смену ГАЗ-67. В конце 1956 года начался серийный выпуск ГАЗ-21 «Волга». В 1959 году началось производство семиместного ГАЗ-13 «Чайка».
Шестидесятые-восьмидесятые годы
На конвейер встают грузовые машины третьего поколения — ГАЗ-66, ГАЗ-52, ГАЗ-53А, и их модификации. В 1970 году начинается массовый выпуск ГАЗ-24 «Волга». Начинается выпуск ГАЗ-14 «Чайка».
В 1973 году завод преобразуется в Производственное Объединение «ГАЗ» в составе 11 заводов. В марте 1981 г. выпускается 10-ти миллионный автомобиль.
В 1980-ые годы завершается самая большая за всю историю реконструкция.
Во второй половине 80-х начинается разработка нового представительского легкового автомобиля ГАЗ-3105, начинается выпуск модернизированной «Волги» ГАЗ-24-10 и «Волги» ГАЗ-3102.
В 1984 году изготавливается первый грузовой ГАЗ-4301 с дизельным силовым агрегатом.
Современный период
После распада СССР, в ноябре 1992 года, завод был преобразован в ОАО.
В 1992 году начинается выпуск рестайлингового ГАЗ-31029, разрабатывается прототип развозного пикапа ГАЗ-2304 «Бурлак».
В июле 1994 года начинается выпуск удачного малотоннажного грузовика «Газель», обеспечившего предприятию стабильность.
В 1997 году снова модернизируется «Волга». Новая модель стала называться ГАЗ-3110. В этом же году ГАЗ купил лицензию у австрийской Steyr на выпуско малолитражных дизельных
Моторов и заключил соглашение с FIAT о создании совместного предприятия, названного «Нижегород-моторс».
В 1999 году полноприводный капотный грузовик ГАЗ-3308 «Садко» сменил своего бескапотного предшественника — ГАЗ-66. Ведутся работы над созданием семейства малотоннажных пикапов и внедорожников «Атаман».
В 1998 году на базе «Волги» начинается выпуск «переходного» седана ГАЗ-3111.
В 2001 году ОАО «ГАЗ» входит в состав автохолдинга «РусПромАвто», который в результате реструктуризации в 2005 году был преобразован в холдинг «Группа ГАЗ», где ОАО «ГАЗ» отвелась роль головного предприятия. Впоследствии ряд перспективных направлений, таких така «Атаман» и ГАЗ-3115 свернули.
На узлах ГАЗели разрабатывается среднетоннажный низкорамный грузовик ГАЗ-3310 «Валдай», он запускается в серию в 2005 году. Осенью этого же года выпускается миллионная «ГАЗель».
В 2006 году «Группа ГАЗ» покупает у DaimlerChrysler сборочное предприятие Стерлинг-Хиллз, на оборудовании которого в 2008 году начинается выпуск модели Siber. Также завод покупает английскую марку LDV. В Нижнем Новгороде начался выпуск переднеприводных фургонов Maxus.
В 2013 году начался выпуск нового поколения ГАЗели — ГАЗель Next, в 2014 году – его грузопассажирской версии. Также начался выпуск нового среднетоннажного грузовика – ГАЗон Next. В 2016 году – микроавтобуса ГАЗель NEXT на базе фургона.
В конце 2016 года начались общероссийские продажи микроавтобусов поколения NEXT и серийное производство автомобиля «ГАЗон NEXT» на сжатом природном газе.
В январе 2017 года автогигант отметил свое 85-летие со дня основания.
По данным самого завода, сегодня «Группа ГАЗ» занимает 80% российского рынка автобусов и 50% российского рынка легких коммерческих автомобилей. Горьковский автомобильный завод считается крупнейшим предприятием российского автомобилестроения. Со дня основания ГАЗ произвел более 18 миллионов грузовых и легковых автомобилей, разработал более 350 моделей и модификаций.