Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ваз история завода

ВАЗ: история создания и развития. ОАО «АвтоВАЗ»

Волжский автомобильный завод был создан в 60-х годах прошлого столетия. Это производство было на то время просто необходимо. Правительство с его строительством стремилось удовлетворить потребность советских граждан в персональном авто. ВАЗ изначально планировался как наиболее крупное производство машиностроительной отрасли СССР. За годы своей работы легендарное предприятие знало взлеты и падения. Его легковушки до сих пор встречаются в большом количестве на дорогах нашей страны.

Разработаны также новые модели ВАЗ. История автогиганта богата событиями и интересна для каждого автолюбителя. Ведь по мощи этому производству не было равных на всей территории Советского Союза.

Создание производства

История создания автогиганта начинается в середине 60-х годов прошлого столетия. В 1966 году было принято решение построить машиностроительное производство в г. Тольятти. «АвтоВАЗ» создавался очень быстро.

Оборудование, принимающее участие в технологических циклах, производилось на заводах не только СССР и дружественных ему стран, но и предприятиях Европы и США.

В августе 1966 года руководство страны заключило договор с итальянским «Фиатом». Этот концерн помогал возводить в г. Тольятти легендарное производство. Итальянцы не только принимали активное участие в строительном процессе, но и обучали технологии выполнения технологического цикла персонал.

На этом этапе известна небольшая казусная ситуация. В эмблеме, придуманной советскими художниками, была допущена ошибка. При выпуске ее итальянцы в слове «Тольятти» вместо буквы «Я» написали букву «R». Брак быстро устранили.

Интересные факты

История создания ВАЗ была бы неполной, если бы не было рассмотрено несколько интересных фактов. В период переговоров с представителями итальянской компартии советское руководство разрабатывало план строительства огромного машиностроительного предприятия в городе Ставрополе. В 1964 году его переименовали в Тольятти.

Это решение было принято не случайно. Название города, в котором был построен завод, было дано в честь генсека коммунистической партии Италии П. Тольятти. Его постигла скоропостижная кончина во время посещения его делегации пионерского лагеря «Артека». В этот период советские руководители обговаривали со своими партнерами детали предстоящего совместного предприятия.

Чтобы почтить память генерального секретаря в его честь был назван город, где был возведен первый завод «АвтоВАЗа».

Начало работы

С 1970 года начинается работа знаменитого ВАЗ. Волжский автомобильный завод возводился ударными темпами, поэтому первая партия «Копеек» появилась на свет очень скоро. Это легендарная модель ВАЗ-2101. Она была произведена в количестве 6 штук. Этой машине было присвоено название «Жигули». За первый год работы предприятия было создано 100 тыс. машин, которые распределялись между работниками советских предприятий как поощрения за ударный труд.

Спрос на «Жигули» ограничивался только производственными возможностями ВАЗ. История развития говорит также об экспортном направлении реализации продукции автогиганта. Только для поставок заграницу название «Жигули» поменяли на Lada. Первоя наименование на французском языке звучало, как «жигало», то есть мужчина, танцующий за деньги.

Разработка моделей

После начала производства в Тольятти «АвтоВАЗ» появились новые модели. На мировой рынок вышли ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103. Это были модификации уже полюбившейся всем «Копейки».

С 1966 по 1991 год производственные мощности были сконцентрированы на 5 основных заводах. Первый генеральный директор «АвтоВАЗа» Поляков В. Н. (фото представлено далее) и весь трудовой коллектив завода адаптировали первую модель автомобилей под условия отечественных дорог.

«Копейка» была создана по прототипу седана Fiat 124. Только у нее конструкторы увеличили клиренс до 175 мм и усилили подвеску и тормоза. «Тройка» же считалась на то время «люксовой» моделью. Ее отличал от «Копейки» дизайн. «Тройка» обладала 4 фарами, улучшенный вид приборной панели, а также хромированные элементы.

«Классические» модели

В следующие годы было разработано еще несколько «классических» моделей ВАЗ. История выделяет их как самые покупаемые автомобили. К ним относятся ВАЗ-2104, 2105, 2106, 2107. Но наиболее популярной стала именно «Шестерка». За 30 лет ее серийного производства (начиная с 1976 года) было распродано более 4,3 млн автомобилей этой марки.

«Четверка» и «Пятерка» известны как модели эконом-класса. «Семерка» стала улучшенной версией ВАЗ-2105. Дизайнерами были разработаны модная на то время прямоугольная форма фар. Салон каждой последующей модели переделывался и модернизировался.

Улучшения проводились и в области двигателя. Все «классические» модели хорошо продавались. И ныне можно встретить представителей этого поколения легковушек на наших дорогах.

Последующая модернизация

Последующие модели «АвтоВАЗа» разрабатывались в 80-х годах прошлого столетия. Первым представителем этого поколения легковушек стал «Спутник». В народе его сразу же стали называть «Восьмеркой». В индексе эта машина имела соответствующую цифру. ВАЗ-2108 наделялся клиновидной формой передка. За это его также окрестили «Зубилом».

Эта модель обладала улучшенной коробкой передач и обновленным двигателем. Все внутренние компоненты «Восьмерки» компания создала совместно с Porsche. Главный директор «АвтоВАЗа» Исаков В. И. поручил разработку дизайна отечественным художникам. Через некоторое время в продажу поступили пятидверные «Восьмерки» с кузовом типа седан и хэтчбек.

Конец 80-х годов ознаменовался выходом в свет малолитражки под названием «Ока». Прототипом этого авто стал Daihatsu Cuore.

Распад СССР

Кризис коснулся практически всех предприятий. Не исключением стал и ВАЗ. История этого предприятия знала длительный кризис. Причиной тому стало множество внутренних и внешних причин.

В первую очередь, «АвтоВАЗ» столкнулся с таким понятием, как конкуренция. В те годы рынок наводнили импортные подержанные автомобили. Отечественные легковушки на их фоне не выдерживали никакой критики. Спрос на продукцию некогда процветающего предприятия значительно уменьшился.

В 90-х годах автомобили «АвтоВАЗа» стали производиться гораздо меньшими объемами. В это время сокращение рабочих мест достигло 25%. Несмотря на государственные дотации и повышение таможенных пошлин на зарубежные автомобили, спрос катастрофически падал.

Работа в кризисный период

ОАО «АвтоВАЗ» в кризисный период работало над созданием новых моделей. В начале 90-х мир увидела одна из немногих моделей этого периода ВАЗ-2110. «Десятка» представляла собой улучшенную версию «Восьмерки». Эта модель седана обладала более совершенным дизайном салона и оригинальной формой кузова.

В последующие десять лет производство не знало существенных изменений. Только в 2003 году в серийное производство поступила Chevrolet Niva (ВАЗ-2121). Это единственная отечественная модель, которая продавалась в Японии.

Существует интересное утверждение главного конструктора «Нивы» Прусова П. М. о присвоении названия этой модели. Он говорил, что это аббревиатура из первых букв имени его дочерей (Нина, Ирина) и сыновей главного конструктора «GM-АвтоВАЗ» (Вадим, Андрей).

Инвестиции в производство

ОАО «АвтоВАЗ» пользовалось поддержкой госбюджета, но этого было недостаточно, чтобы пробудить предприятие из долгого кризисного состояния. Ситуация усугублялась внутренней борьбой за владение компанией. Были зафиксированы случаи хищения имущества в очень крупных масштабах. Эти суммы равнялись годовой выручке от реализации компании. Поэтому все эти события не способствовали выходу из убыточного состояния.

В 2009 году снижение выручки от реализации достигло рекордного уровня 39%, сравнительно с предыдущим периодом. Такого краха компания не знала за всю свою историю. Чтобы предприятие не прекратило свою работу, требовались кардинальные меры. Для этого в активы вливались огромные инвестиции.

В июле 2009 года уставный капитал предприятия увеличился на 240 млн. евро. При этом компания Renault-Nissan владела 25% акций, а «Ростехнология» — 44%. На должность главного дизайнера был назначен Стив Маттин. Он ранее занимал аналогичную должность в концернах Мерседес, Вольво. С этого времени начался период возрождения.

Музей «АвтоВАЗа»

Несомненно, история «АвтоВАЗа» богата событиями. Его продукция стала настоящим символом той эпохи. Неудивительно, что существует музей «АвтоВАЗа». Он находится в г. Тольятти. Это учреждение посвящается известному не только в нашей стране, но и за рубежом бренду «Лада». Ведь именно он стал известен всему миру, как машина, сделанная в нашей стране.

Здесь представлено множество значимых для автогиганта экспонатов. Здесь можно встретить и первые модели, выпущенные после развала СССР, и самые давние экземпляры. Некоторые из представленных на экспозиции авто сейчас уже не встретить на дорогах. Их не только не выпускают уже много лет, но и полностью изъяли из эксплуатации.

Музей «АвтоВАЗа» готов продемонстрировать своим посетителям первую «Копейку» вишневого цвета, которая была продана через сеть реализации. Ее владелец эксплуатировал свое авто более 19 лет. В 2000 году он подарил его музею. За это «АвтоВАЗ» презентовал меценату новую машину, только что сошедшую с конвейера завода. Это крупнейшее производство легковых автомобилей заслуживает славы и признания.

Читать еще:  Уаз патриот история создания

Предприятие сегодня

После выхода из затяжного, глубочайшего кризиса ВАЗ, история которого испещрена самыми разными событиями, снова наращивает производство. Еще в 2004 году свет увидели универсальные хэтчбеки и седаны «Калина». С этого момента ведутся неустанные разработки нового дизайна и составных компонентов «Лады».

В 2007 году была выпущена новая модель под названием «Приора». Спрос в это время все еще падал. Чтобы его стимулировать, была разработана более дешевая версия «Калины». Ее назвали «Гранта». Это время знаменуется для «АвтоВАЗа» выходом из кризисного состояния. Наращиваются производственные мощности.

В 2012 году на базе автомобиля Renault Logan была разработана «Лада» модели «Ларгус». Для процветания легендарного предприятия требуется грамотный подход, новые, неординарные идеи и достаточное инвестирование. При правильном подходе эта компания снова сможет приносить государству огромную прибыль. Для этого у современного «АвтоВАЗа» есть все возможности. Это производство может стать не только прибыльным, но и вернуть свое звание легендарного предприятия отечественного и мирового машиностроения.

История АВТОВАЗа: от «копейки» до Х-дизайна

20 июля 1966 года было подписано правительственное постановление «О строительстве в городе Тольятти автомобильного завода». С тех пор эта дата считается днем рождения АВТОВАЗа.

Предприятие стало одним из крупнейших производителей легковых автомобилей в Европе. За всю историю автозавода в Тольятти было собрано более 29 млн машин 50 различных серийных моделей. Каждая новая модель становилась событием не только в масштабах предприятия, но и всей страны. История АВТОВАЗа – это история отечественного автопрома.

Предлагаем вспомнить, с чего все начиналось 53 года назад, как появлялись знаковые вазовские модели, которые оказали значительное влияние на развитие автозавода и страны.

Рождение автогиганта

Советские граждане могли приобретать автомобили еще в начале 1950-х годов, но тогда выбор был невелик: самым доступным по цене легковым автомобилем являлся «Москвич», самым дорогим – «Победа». Количество выпускаемых «Москвичей» было недостаточным, чтобы покрыть спрос.

Страна нуждалась в по-настоящему «народном автомобиле». В какое-то время на эту роль претендовал даже «Запорожец». Однако многие слои населения автомобиль, относившийся к микролитражному классу, не устраивал. В итоге правительство предложило построить новый автомобильный завод, который мог бы выпускать свыше полумиллиона легковых автомобилей в год и таким образом удовлетворять автомобильный бум в стране.

Для ускорения создания такого предприятия было решено привлечь иностранных специалистов. Выбор пал на итальянский концерн FIAT, легковые автомобили которого были популярны в Европе. В частности, в 1966 году концерн представил свою новую модель FIAT 124, признанную «автомобилем года». Производство именно этой машины и предстояло освоить в СССР.

Решение о строительстве нового автомобильного завода в городе Тольятти было официально принято 20 июля 1966 года. Стройка стала грандиозной – оборудование для нового предприятия изготавливали на 844 машиностроительных заводах СССР, на 900 заводах других стран, в том числе ФРГ, Италии, Великобритании, Франции.

На такую масштабную стройку было выделено шесть лет, однако предприятие было возведено в рекордные сроки – за три с половиной года. Уже в 1970 году с конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули».

Первая «копейка» в копилке моделей

Первая модель была создана на платформе FIAT 124, однако можно сказать, что это был уже другой автомобиль. Собранный полностью из местных комплектующих, он имел по сравнению с прототипом более 800 доработок, которые были призваны приспособить автомобиль к местным дорогам и климату. В частности, был усилен кузов, увеличен дорожный просвет. Кроме того, ВАЗ-2101 обзавелся новым, более мощным, карбюраторным двигателем объемом 1,2 л.

ВАЗ-2101, или «копейка», как прозвали этот автомобиль в народе, не только сократил автомобильный дефицит в стране, но перевернул представление советских автолюбителей о легковых машинах. Высокий уровень комфорта, хорошая динамика, легкость управления, экономичность позволили в кратчайшие сроки первому автомобилю Волжского автомобильного завода стать по-настоящему «народным» автомобилем.

ВАЗ-2101 и его модификации выпускались до 1988 года, за это время было выпущено около 4,8 млн «копеек». Но и сегодня, спустя три десятилетия после того как с конвейера сошла последняя «копейка», многие из них в отличном состоянии бегают по дорогам страны и за рубежом. Кстати, с 1971 года автомобили ВАЗ-2101 поставлялись за рубеж. Именно тогда автомобиль получил экспортное имя LADA, в то время как на внутреннем рынке машина известна была как «Жигули» (по названию гор).

Популярная «шестерка»: четыре миллиона авто

Второй самой популярной за всю историю АВТОВАЗа моделью является «шестерка» (ВАЗ-2106). Ее серийное производство началось в 1976 году и продолжалось вплоть до 2006 года. Всего было выпущено более 4 млн «шестерок».

Базой для ВАЗ-2106 стал автомобиль FIAT 124 Speciale 1972 года. «Шестерка» имела сравнительно мощный двигатель объемом 1,6 л и мощностью 75 л. с. и развивала скорость до 152 км/час.

Это был четырехдверная пятиместная модель с четырех- или пятиступенчатой коробкой передач и кузовом типа «седан». В отделке нового автомобиля появились современные детали: пластмассовая окантовка передних фар, радиаторная решетка, подсветка номерного знака. В салонах улучшилась шумоизоляция, передние сиденья снабдили подголовниками, а кресла – рельефностью.

«Нива»: всегда готова к трудностям

В 1977 году на Волжском автозаводе вышел с конвейера первый ВАЗ-2121 «Нива». Эта модель открыла новую эру в истории полноприводных машин. На внедорожниках тех времен основной ведущей осью была задняя, а передняя подключалась при съезде на бездорожье. «Нива» в любой момент готова к преодолению трудных участков, так как на ней полный привод задействован всегда. Впервые на внедорожнике такого класса были применены «легковые» атрибуты, такие как несущий кузов, независимая передняя подвеска, передние дисковые тормоза. Также, в отличие от внедорожников того времени, «Нива» получила высокооборотный двигатель.

Ну и, пожалуй, самый примечательный факт: ВАЗ-2121 «Нива» стал первым полностью оригинальным автомобилем, разработанным на Волжском автозаводе.

«Нива» ВАЗ-2121 является наиболее экспортируемым советским и российским автомобилем. Были времена, когда до 70% «Нив» поставлялось за рубеж. Праворульная модификация «Нивы» даже продавалась в Японии, Великобритании и других странах с левосторонним движением.

Всего с 1977 года было выпущено около 2,5 млн внедорожников ВАЗ-2121. За свой путь «Нива» прошла несколько циклов модернизации, в 2005 году сменила название на LADA 4х4. Самая современная модификация – Urban. Машина получила кондиционер, электропакет, пластиковые бамперы в цвет кузова, металлизированную окраску, литые диски колес, более комфортабельный салон. При этом сохранен постоянный полный привод и раздаточная коробка с понижающей передачей. Обновления продолжаются и в настоящее время. Например, в 2016 году на LADA 4х4 появились газонаполненные амортизаторы и необслуживаемые подшипники передних ступиц.

Новая эпоха: последние модели с советскими корнями

После распада Союза Волжский автозавод оказался в тяжелом состоянии, как и многие предприятия в стране. Но уже к середине 1990-х предприятию удалось наладить собственное производство автомобилей.

Первой моделью АВТОВАЗа в постсоветское время стала «десятка» – ВАЗ-2110. Из-за трудностей переходного периода она вышла с задержкой на три года, лишь в 1995-м. На российском рынке этот автомобиль вполне мог конкурировать с популярными иномарками того времени, такими как Daewoo Nexia, Audi 80 или даже Opel Astra. Почти сразу была выпущена так называемая «одиннадцатая» модель, а еще через несколько лет АВТОВАЗ выпустил ВАЗ-2112. В 2007 году с конвейера выходит Priora ‒ последняя модель АВТОВАЗа с советскими корнями (за исключением LADA 4×4).

В 2008 году, в период экономического кризиса, АВТОВАЗ наладил сотрудничество с компанией Renault. Это послужило стимулом для получения финансовой поддержки от российского правительства и открыло новую страницу в истории развития предприятия. В партнерстве с французским концерном были созданы новые модели LADA: Largus, Granta и Kalina второго поколения.

Новейшая история: время «икс»

Новые времена потребовали новых автомобилей. Объединившемуся с Renault и Nissan АВТОВАЗу нужна была новая платформа, способная конкурировать с европейскими и корейскими популярными моделями. Так появилась Vesta, ставшая основой новейшей истории АВТОВАЗа.

Днем рождения Vesta можно считать 10 июня 2010 года, когда была представлена идея новой платформы АВТОВАЗа, которая должна к 2020 году обеспечить смену модельного ряда. Особенность этой машины не только в конструкции. Появление LADA Vesta значительно повысило имидж марки: по статистике, сегодня каждый третий покупатель LADA Vesta пересаживается на нее с автомобиля другой марки.

Новые модели LADA Vesta и LADA XRAY, которые вышли в 2015 году, стали настоящим прорывом для марки. Используемая Х-графика – это отличительная черта современного АВТОВАЗа. Стиль разработан командой дизайнеров завода во главе с директором по дизайну Стивом Маттином. Главные акценты нового стиля LADA – это четко выраженная Х-графика, объединяющая фары, решетку радиатора и нижние воздухозаборники, подкрепленная двумя индивидуальными хромированными элементами буквы X.

Читать еще:  Газель история создания

После начала выпуска обеих моделей АВТОВАЗ распространяет новый стиль LADA и на другие существующие и перспективные модели. Формируется более понятный и современный модельный ряд. У каждого потребительского сегмента свои модели: семейство LADA Granta – это бюджетные автомобили, Vesta и XRAY – автомобили подороже, и две узкоспециализированные модели – LADA 4×4 и Largus.

Самой популярной LADA по итогам продаж за первую половину 2019 года стала LADA Granta – своих покупателей нашли почти 64 тыс. автомобилей этого семейства, что на 40% превышает показатели прошлого года. LADA Vesta заняла вторую строчку рейтинга: за полгода продано более 55 тыс. автомобилей.

История не раз доказывала, что выпуск даже самых удачных автомобилей приходит к концу. Когда-то конвейер остановится и для Vesta, как в свое время для популярной «копейки». Но АВТОВАЗ останавливаться не намерен – до 2026 года завод пообещал запустить в серию восемь новых моделей.

События, связанные с этим

«Вечные двигатели» и их создатели. Владимир Климов

История «АвтоВАЗа»: самая крупная российская компания, которая пережила смену эпохи

ОАО «АвтоВАЗ» является центральным автопроизводителем в современной России. Компания выпускает машины под логотипом Lada. На данный момент она является составляющей альянса Renault-Nissan, поэтому основные точки выпускают автомобили бренда Ниссан, Рено, Лада и Датсун. Основные производственные мощности находятся в Тольятти.

Начало длинного пути АвтоВАЗа

История ВАЗ начинается с 1966 года. Руководство Советского Союза принимает решение о создании автомобильного завода. Производство организовывают в городе Тольятти. Главной задачей становится обеспечение советских граждан доступными автомобилями в личное пользование. На тот момент автомобильной промышленности как таковой не было, поэтому те автомобили, которые поставлялись в ограниченном количестве, были дорогими и являлись непозволительной роскошью.

Перед тем как приступить к строительству, руководство заключает договор с итальянской компанией Fiat, которая уже на тот момент является развитой и выпускает огромное количество единиц техники. В итоге, советская промышленность получает технический проект, оборудование и техническую документацию. Более того, итальянские коллеги делятся собственным интеллектуальным богатством – присылают специалистов. В связи с этим, первые автомобили марки максимально приближены к известным моделям Fiat. Именно поэтому фото Лада того времени так похожи на «иностранцев».

4 действия, которые увеличивают расход топлива: эти ошибки совершает почти каждый водитель

Предупреждаем об опасности на дороге световыми сигналами и жестами: от аварий и штрафов

Какой бензин выбирать в зимний период? Советы для идеальной работы двигателя.

Итак, строительство завода официально начинается в 1967 году. Тогда оно велось усиленными темпами и носило название «комсомольской стройки». Более 840 машиностроительных заводов, расположенных на территории СССР и более 900 иностранных площадок были задействованы в поставке оборудования.

Выпуск ВАЗ-2101 – 1970-1988

В 1970 году заводу удалось выпустить первый автомобиль — ВАЗ 2101 «Жигули». Невооруженным взглядом было заметно максимальное сходство с французским Фиат-124. Конечно, перенос в СССР внес свои коррективы. По замечаниям конструкторов того времени, в связи с собственными наработками, сменой оборудования отечественный аналог имел более 800 различий. В их числе называется увеличенный клиренс, использование барабанных тормозов вместо дисковых, усиление кузова и подвески. Таким образом, с конвейера спустился пригодный для использования на низкокачественных дорогах седан. Поставки наладили во все республики СССР.

В качестве основного силового агрегата выступал бензиновый двигатель с усиленной конструкцией распредвала. Советскому гражданину было доступно два варианта – на 64 и 69 лошадиных сил. В первом случае объем составлял 1,2 литра, во втором 1,3 литра. Максимальная скорость, которую они способны развить – 142 и 148 км/ч, а разгон занимает в среднем 19 секунд.

Конечно, ВАЗ-2101 был далек от совершенства. Инженерам то и дело приходилось дорабатывать несовершенную конструкцию. В связи с этим «Жигули» так и не удалось стать народным автомобилем из бюджетного сегмента. Отзывы Лада были не самыми лестными, однако это не стало преградой для популярности машины, поскольку отечественные автолюбители попросту не имели другой альтернативы.

Первый автомобиль спустился с конвейера в марте 1971 года, а 16 июля выпущен 100-тысячный экземпляр. Мощностей завода должно было хватить на 220 000 единиц ежегодно. ВАЗ-2101 в народе получает прозвище «копейка» и становится родоначальником семейства «Классика». Ему предстояло пройти долгий путь – он выпускался до 1988 года. За 17 лет существования тольяттинскому заводу удалось обеспечить более 4,85 млн водителей машинами в разных модификациях. Волжский завод получает за его выпуск международную премию «Золотой Меркурий».

Выпуск ВАЗ-2102 – 1972-1985 года

Спустя год после начала производства «копейки», стартует производство более мощного автомобиля – ВАЗ 2102. Визуально автомобили почти не отличались, однако здесь упор был сделан на изменение привода. Ваз задний привод в кузове универсал стал главным автомобилем для дачников, поскольку был проходимым и вмещал больше количество рассады и садового инвентаря.

Выпуск ВАЗ-2103 – 1972-1984 года

1972 год становится датой начала производства еще одной модели – ВАЗ-2103. Для экспорта появляется альтернативное название – Lada 1500. В качестве силового агрегата устанавливают полуторалитровый мотор с предельной мощностью 77 лошадиных сил и максимальным разгоном до 152 км/ч. Инженерам удалось повысить динамику. Теперь для набора первой «сотни» автомобилю требовалось 16 секунд, что позволило стать прямым конкурентом для доступных в то время иномарок. Однако говорить о создании собственного дизайна было еще рано, поскольку внешность была почти полностью скопирована с французского Fiat 124 Speciale (1968 год). Конечно, для российских дорог автомобиль пришлось «рехтовать», но в целом глобальных изменений не наметилось. Машина получила просторный салон, в багажном отделении появилась пластиковая отделка, немного усовершенствовали шумоизоляцию. В связи с этим Лада, цена которой подросла, стала дороже.

Выпуск этой модели продолжался 12 лет, за которые удалось произвести больше 1,3 млн единиц.

Выпуск ВАЗ-2106 — 1976–2005 года

Новый этап развития отечественного завода связан с появлением самой популярной модели — ВАЗ 2106. Но и здесь нет собственных открытий. Он наследует внешность прототипа того же автомобиля Fiat 124 Speciale, но уже 1972 года. Интересный факт: в момент выхода автомобиля его позиционировали только, как замену «тройки», но никто не ожидал подобной популярности от незаурядной модели.

Под капотом «шестерки» оказался 1,6-литровый двигатель на 75 «лошадей». Динамика увеличилась до 152 км/ч., а экстерьер отличался появлением новой передней облицовки, изменением бамперов и панели багажника, появились боковые указатели поворотов, колпаки для колес и решетки вентиляции. Не больше изменений было и в салоне: новая обивка, подлокотники на дверных кассетах и регулируемые подголовники.

Но, были и новшества, которые несомненно заслуживают внимания: подрулевой выключатель омывателя, появление «аварийки», карбюратор ВАЗ, на передней панели обозначился индикатор уровня тормозной жидкости. В расширенных версия устанавливался радиоприемник, обогрев заднего стекла и единственный красный противотуманный фонарь.

Выпуск ВАЗ-2121 — 1977 год

В 1977 году была открыта новая эпоха автомобилей АвтоВАЗ – появился первый внедорожник ВАЗ-2121 или просто «Нива». Отсутствие полного привода не мешало ему справляться с бездорожьем. Это происходило благодаря 1,6-литровому мотору, рамному шасси. Примечательно, что авто признали не только местные жители, но и зарубежные. К последним уходило почти 50% от всех произведенных внедорожников. К слову, на местном рынке ажиотажа не наблюдалось, поскольку стоил внедорожник относительно дорого, да и столь габаритные автомобили требовались далеко не всем.

Вместе с мощным мотором устанавливалась 4-ступенчатая «механика» с блокировкой межосевого дифференциала и двухуровневой «раздаткой». Уже тогда стало понятно, что «Нива» стала сенсацией и понижать уровень центральный производитель не собирается. В дальнейшем акцент был сделан именно на цельнометаллический кузов, независимую переднюю подвеску и сохранение бюджетного сегмента.

В 1978 году ВАЗ-2121 заслуживает звание «Лучший автомобиль» в своем классе на выставке в Брно, а в 1980-м заслуженно получает медаль Познаньской международной ярмарки из чистого золота. Вслед за классическим исполнением на рынок выходит праворульная версия с 1,3-литровым мотором, которые названы спецверсией для экспорта.

Читать еще:  Автоистория бесплатно по номеру

Выпуск ВАЗ-2105 – 1979-2010 года

Стоит немного сказать об автомобиле ВАЗ-2105, выпуск которого продолжался до 2010 года. Машина специально разрабатывалась для продолжения заднеприводной линейки. В то же время он стал «донором» для создания «премиального» седана ВАЗ 2107 и универсала ВАЗ 2104.

Выпуск ВАЗ-2108 – 1984-2003 года

Знаменитый ВАЗ-2108 стал завершающей моделью из линейки «классики». Если сравнивать его с предшественниками, то можно сказать, что он является «люксовой» модификацией «пятерки». Изменения претерпел двигатель, фары, бампера, капот, радиаторная решетка, дефлекторы, приборная панель, сиденья.

В 80-х годах очевидно вырисовывалась перспектива переднеприводных автомобилей. В связи с этим руководству пришлось пересматривать свою точку зрения. К тому же, отечественные автолюбители откровенно устали от однотипного дизайна. Так, в 1984 году появился трехдверный ВАЗ-2108 «Самара» (хэтчбек), а позже пятидверная модификация ВАЗ-2109 «Спутник». В это время появляется расширенная моторная гамма и покупатель может выбрать между 1,1-, 1,3- и 1,5- литровыми агрегатами. Немного позже появляется ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115, которые также именуются «Самара».

Выпуск ВАЗ-2110 – 1995-2007 года

После выхода «восьмерки» АвтоВАЗовцы проектируют более солидный автомобиль, который возглавляет «семейный» модельный ряд. ВАЗ-2109 получается солидным. В то же время наряду с появлением переднего привода появляется целый ряд недостатков: слабый маслоприемник и картер. В 90-м году выходит в свет четырехдверный седан ВАЗ-21099, который становится последним авто произведенным в СССР.

Несмотря на сложный период АвтоВАЗ выпускает ВАЗ 2110, который разработан был в 1989 году, но экономическое состояние завода позволило приступить к началу производства только в 1995 году. Двигатель ВАЗ обладал объемом 1,5 литра, имел 8 клапанов и 79 л.с. Вместе с ним шел аналог 1,6-литровый мотор с 16 клапанами и 92 л.с. Его противопоставляли таким знаменитым конкурентам, как Опель Астра, Ауди 80 и Деу Нексиа. Со временем на рынке появились модификации с разными типами кузова. Вплоть до выхода Lada Priora, «десятка» считалась самым престижным и дорогим авто.

Выпуск Lada Kalina – 2004-2011 года

1993 год стал отправной точкой для разработки Lada Kalina. Дебют новинки состоялся только в 1999 году. Первый представленный экземпляр был в кузове хэтчбек. Через год на рынок представили седан, а еще годом позже универсал. Однако выпуск начался только в 2004 году. Лада Калина получила новый двигатель на 1,4 литра в июле 2007 года, а в сентябре современную антиблокировочную систему. Со временем перечень функций дополнился штатной аудиосистемой. Выпуск продолжался до 2011 года.

Кризис АвтоВАЗа и появление альянса Renault-Nissan

В 2008 году четверть акций «АвтоВАЗ» переходит во владение корпорации Renault-Nissan. На следующий год государство выделяет поддерживающие средства, в размере 25 млрд рублей, на производство автомобилей. После было объявлено о предбанкротном состоянии автозавода, поэтому начались массовые сокращения. Без работы остались 50 тысяч сотрудников.

В 2010 году удалось поправить дела автомобильного завода в связи с предложением Renault организовать на волжском заводе производство автомобилей смежных предприятий на платформе В0. К концу 2013 году 76,25% акций ОАО «АвтоВАЗ» отошло к французско-японскому альянсу.

Lada Priora – 2007 год

В 2007 году на арене появляется седан Лада Приора, обозначенная в качестве преемника ВАЗ-2110. Спустя год появляется хэтчбек с аналогичным названием, а в 2009 году на рынок выходит перспективный универсал. Независимо от типа кузова под капотом 8-клапанный мотор на 81 л.с. и 16-клапаннный на 98 «лошадей». В создании интерьера приняла участие итальянская студия Carcerano.

Lada Granta – 2011 год

В мае 2011 года стартовало серийное производство Лада Гранта, донором для которого выступила Калина. Спустя два года появляется лифтбек, с минимальным количеством изменений. Обе версии родит единственный двигатель на 1,6 литра с мощностью 87,98,106 лошадиных сил. В начале своего пути авто вызвал ажиотаж. Позже успех был подкреплен появлением автоматической коробки на 4 диапазона. Это первый случай, когда российская разработка получила «автомат».

Lada Largus – 2012 год

При поддержке Renault на рынок выходит универсал повышенной комфортности Лада Ларгус, закрывая образовавшуюся брешь в модельном ряду отечественного производителя. На данный момент у покупателей есть возможность купить 5- и 7- местные модификации. В качестве платформы используется «тележка» от Logan. Спустя пару лет на рынке появляется Лада кросс версия для универсала.

Модельный ряд в настоящее время

На данный момент линейка АвтоВАЗа включает множество моделей. Помимо перечисленных в список можно включить семейство Лада Веста, Лада Нива, Лада Х Рей, Лада СВ Кросс, Лада Гранта и их модификации. Качество машин с каждым годом становится лучше: повышается шумоизоляция, усиливается подвеска, а современный мотор соответствует стандартам Евро-4 и Евро-5. В 2014 году «АвтоВАЗ» производил 17% легковых автомобилей, продаваемых в России. Автор: Н. Плотникова

Энциклопедия

советских автомобилей

Годы работы: 1970 — н. в.
Расположение: г. Тольятти, Самарская область

История завода ВАЗ берет свое начало в 1966 году. Именно тогда было принято решение о строительстве нового автомобильного завода в СССР. Не секрет, что правительство СССР интересовала возможность широкого экспорта советских автомобилей, а новый завод мог расширить модельный ряд экспортных советских автомобилей. Создание модели автомобиля «с нуля» — очень долгий и ресурсозатратный процесс, при этом новую модель придется продвигать за рубежом. На это бы ушло слишком много времени, поэтому завод было решено строить с привлечением иностранной компании. В дальнейшем планировалась покупка у этой компании оборудования, документации и, наконец, самой базовой модели нового завода. Продавать хоть и переработанный, но знакомый многим европейцам автомобиль казалось намного выгоднее.

Вариантов иностранных компаний было несколько, но был сделан выбор в пользу итальянской компании FIAT. Завод строили ударными темпами, а в основном на стройке работала молодежь. Основное технологическое оборудование было закуплено у итальянцев, у них же обучались первые будущие работники завода. Запуск огромного завода планировался в очень сжатые сроки, но при этом работу он начал на три года раньше срока, в 1970-м году. Можно только догадываться, ценой каких усилий трудовых ресурсов это было сделано. Первая линия завода, начавшая работу в 1971 году, была рассчитана на выпуск 220 тысяч автомобилей в год. В 1972 году начала работу вторая линия завода, которая удвоила первоначальную производственную мощность.

Первой моделью нового завода стал ВАЗ 2101. Серийно модель производилась с 1970 по 1983 год. В основе первенца тольяттинского завода лежал FIAT 124. Позднее, в 1971 году появилась версия «копейки» в кузове универсал, а к концу 1970-х модельный ряд ВАЗ-а включал в себя: ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2106 и внедорожник 2121 «Нива».

В начале 1980-х на заводе началось сворачивание модельного ряда «первого поколения» классических «Жигулей». Им на смену пришло семейство «второго поколения» в лице ВАЗ 2105, 2104 и 2107. Эти модели были более комфортабельны и экономичны, но при этом использовали кузов от «первого поколения». Семейства 2105-2107 стало настоящим долгожителем на конвейере завода: некоторые модели закончили выпускать только в 2012 году.

К середине 1980-х годов на конвейер завода ВАЗ планировалось поставить семейство «Самара». В него входили трехдверный хэтчбэк ВАЗ 2108, пятидверный хэтчбэк 2109 и седан 21099. ВАЗ 2108 начал производиться с 1984, а ВАЗ 2109 с 1987. Припозднилась модель с кузовом седан: её выпуск начался только в 1990 году. В середине 1980-х семейство «Самара» было не единственной разработкой тольяттинского завода.

Создавалась перспективная модель ВАЗ 2110. Она была готова к серийному производству к концу 1980-х, но из-за последующего распада СССР и тяжелой финансовой ситуации добралась до конвейера только в 1995 году. В 1998 году появилась версия с кузовом универсал и индексом 2111, а затем последовала версия с кузовом пятидверный хэтчбэк. Она носила индекс 2112 и начала выпускаться с 1999 года.

В 2000-х годах АвтоВАЗ выпустил несколько перспективных моделей, в их числе семейство «Калина», запущенное в производство в 2004 и глубоко модернизированное 10-е семейство под именем «Приора». Стоит отметить, что завод в течение 2000-х годов испытывал определенные финансовые трудности и столкнулся с риском повторить судьбу АЗЛК, но на помощь пришли деньги, выделенные правительством России.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector