Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модели иж авто

ИЖ‑2126 (он же Орбита, Ода. ) — полная история «бедного родственника»

Этот автомобиль печально прославился как первый и последний серийный продукт оригинальной конструкции из рожденных на ижевском заводе.

В нашей стране почти каждый новый автомобиль шел к конвейеру долго и мучительно. Отчасти это компенсировалось в дальнейшем продолжительностью производства и гигантскими тиражами.

Но ИЖ‑2126, известный под именами Орбита, Ода, Фабула и Ника, — пожалуй, один из самых (если не самый!) несчастливых отечественных автомобилей. Суммарный тираж всех модификаций — под 300 тысяч экземпляров, однако для полутора десятков лет производства это не так уж много. А продолжалась вся эта история и вовсе более четырех десятилетий!

От сложного к простому

Как известно, формально конкуренции между производителями, а заодно и проблем со сбытом в СССР не было. Но зависть к более успешным коллегам, обласканным властью (и финансированием), имела место. Вот и работники Ижевского автомобильного всегда в той или иной степени завидовали коллегам, трудившимся на ВАЗе и АЗЛК — и, в общем-то, небеспричинно.

Ижевский завод в советском автопроме был бедным родственником. Созданный под производство упрощенного варианта Москвича и подчиненный Министерству оборонной промышленности, для которого автомобили были отнюдь не главным делом, а в каком-то смысле даже обузой, Ижмаш с трудом пробивал даже нехитрые модификации Москвича‑412 — знаменитые впоследствии ИЖ‑2125 Комби, фургон ИЖ‑2715 и его варианты. А ведь инженерам хотелось создать свой, оригинальный и желательно еще и передовой автомобиль. И потенциал-то вроде был.

В 1972 году в Ижевске собрали прототип ИЖ‑13 — пятидверный хэтчбек с передним приводом, но максимально унифицированный по узлам и агрегатам с серийным 412‑м Москвичом. Ижевцы надеялись, что такая унификация поможет получить добро верхов.

Строго говоря, ИЖ‑13 первым переднеприводным автомобилем в СССР не был (над подобными конструкциями активно работали и в НАМИ), но неким важным шагом вперед — стал. Несмотря на все попытки заинтересовать машиной верхи, в 1974‑м постановление правительства окончательно закрыло тему переднего привода на ижевских машинах, как бесперспективную, и направило усилия завода на модернизированный автомобиль, который по-прежнему должен был базироваться на узлах Москвича‑412. И в 1975 году появился ИЖ‑19 — хэтчбек классической компоновки с довольно смелым по тем временам дизайном, но максимально унифицированный с серийной моделью. Эту машину можно в определенной мере считать первым робким шагом к ИЖ‑2126. Но до его рождения было еще полтора десятилетия.

Не успела просохнуть краска на прототипе ИЖ‑19, как сверху санкционировали создание на АЗЛК переднеприводного автомобиля, а ижевцам разрешили-таки проектировать новую модель — заднеприводную. Естественная разунификация с московским заводом немного развязала ижевцам руки. Опыта у них было маловато, но этот недостаток компенсировали энергией и энтузиазмом.

Первый прототип ИЖ‑2126Э появился в марте 1977 года. Машина получилась довольно страшненькой, но на этом этапе дизайн как таковой не был в приоритете. Предстояло отработать общую схему просторного пятидверного хэтчбека с совершенно новой для завода передней подвеской McPherson и 14‑дюймовыми колесами. Силовой агрегат остался тот же: вполне приличный по тем временам (и с хорошими перспективами модернизации!) уфимский 412‑й двигатель мощностью 75 л.с. да конструктивно не самая удачная и не самая надежная 4-ступенчатая омская коробка передач с капризными тягами.

Практически ежегодно в Ижевске создавали следующий вариант автомобиля. Более гармоничным становился дизайн, доводили до ума ходовую. Переднюю подвеску McPherson сочетали с задней зависимой, но пружинной. Пружины сначала установили перед балкой, однако такая схема оказалась неудачной — и их разместили над ней. Отказались от 14‑дюймовых колес в пользу 13‑дюймовых, зато пришли к вполне современному реечному рулевому механизму. Скобы передних дисковых тормозов унифицировали с перспективными — вазовскими для «восьмерки», бампер — с бампером Москвича‑2141.

Создавая новый автомобиль, ижевцы, конечно, максимально использовали наработки других советских заводов, более счастливых в смысле самостоятельности. А совсем новую коробку передач заполучить так и не удалось. В Омске лишь модернизировали древнюю конструкцию, сделав коробку пятиступенчатой и отказавшись от тяг. В перспективе на ИЖ‑2126 планировали ставить уфимский двигатель с увеличенным до 1,8 литра объемом и даже опытные на тот момент вазовские дизели семейства ВАЗ‑341 (1,5 л) и ВАЗ‑343 (1,8 л).

В 1984 году опытный ИЖ‑2126 вывели на госиспытания. Сравнивали машину ни больше ни меньше как с заднеприводным хэтчбеком Ford Sierra, занявшим в 1983 году второе место в конкурсе «Автомобиль года», и с новой переднеприводной Короллой. В выводах комиссии, рекомендовавшей отечественную новинку в серийное производство, отмечалось, что «по технико-эксплуатационным показателям ИЖ‑2126 находится на уровне зарубежных аналогов». Конструктивно ИЖ действительно был довольно современен, но все-таки в сравнении с Жигулями, а не с Фордом с его независимой задней подвеской. Кроме того, мы-то прекрасно знаем, какова дистанции между опытными образцами, представляемыми на госиспытания, и советскими товарными машинами.

Ни в пир, ни в мир

Первые сто товарных машин ИЖ‑2126 Орбита собрали лишь в 1990 году. До этого несколько образцов успело побывать на фирме Renault. Ее вклад в доводку Орбиты довольно туманен. Обычно поминали дизайн салона, который, к слову, на серийных автомобилях упростили. Новая советская машина, о которой взахлеб писала пресса, стала одним из символов перемен конца 1980‑х — времени надежд и смелых планов. Впрочем, интерес потребителей к Орбите был уже не тот, что вызывала некогда любая советская новинка. В страну пошел поток сильно поезженных, но всё же иномарок, которые неплохо конкурировали с отечественными новинками.

А завод тем временем логично старался расширить модельный ряд. Прототипы фургона, грузопассажирского автомобиля на его базе и пикапа с задней рессорной подвеской появились уже в 1986 году, а вскоре — и вполне гармоничный универсал. Но времена наступали всё более нелегкие. Лихорадило уфимский завод, поставлявший в Ижевск моторы объемом 1,7 и 1,8 литра. Основным стал двигатель ВАЗ‑2106 меньшей мощности. Орбиты, качество изготовления которых было далеко не эталонным, продавались не слишком хорошо. Заняться бы в первую очередь доводкой автомобиля, но завод упорно пытался работать на далекую и очень далекую перспективу.

В 1991 году на узлах Орбиты построили семиместный минивэн ИЖ‑042 с каркасным кузовом и навесными кузовными панелями. В 1992‑м сделали Орбиту с гибридной силовой установкой! В паре с двухцилиндровым двигателем Оки работал электродвигатель сарапульского производства. В том же 1992‑м на Орбиту пытались пристроить дизель Perkins.

Всё это, конечно, было очень интересно, но на качестве серийных машин и спросе на них никак не отражалось. Объем производства сократился с почти 190 тысяч выпущенных в 1988 году автомобилей до 8020 машин в 1997‑м. Лишь в 1998 году начали серийный выпуск пикапов ИЖ‑27171, годом позже на конвейер встали фургоны ИЖ‑2717. Да и то с временным, а не специально спроектированным колпаком над кузовом. Эти модели немного оживили спрос. И тут у завода появилась еще одна надежда — полный привод.

Уникальные автомобили Ижевского автозавода, которых мы так и не увидели

Экскурсия по музею Ижевского автозавода показывает нечто большее, чем стройные ряды автомобилей, которые никогда так и не вышли в серию.

Читать еще:  Машина иж фабула

В 1966 году на базе Ижевского машиностроительного (читай, оружейного) завода был построен автомобильный завод. 12 декабря из машинокомплектов, поступавших с московского АЗЛК, был собран первый Москвич-408 с эмблемой ИЖ на радиаторной решетке. К началу семидесятых годов на предприятии было развернуто полноценное производство.

Оборудование – прессы, окрасочные камеры, автоматические и поточно-механизированные линии и так далее – было, как нетрудно догадаться, импортным, европейским. Поставщики – «Рено», «Эрфурт», «Блисс», «Спирц», «Клиринг». В те годы, как и сейчас, российский автопром поднимали с иностранной помощью.

Ижевский завод был построен по тем же принципам, что и ВАЗ, но с втрое меньшей проектной мощностью, составляющей 220 тысяч автомобилей в год. «Четыреста-восьмой» выпускали три года – с конвейера сошло 4196 экземпляров.

Главным хитом завода стал производимый с 1967 года «Москвич-412», который с небольшими модификациями выпускался тут аж до конца девяностых годов. На рубеже шестидесятых и семидесятых годов эти автомобили блистали в ралли, спрос на них существовал и за пределами Союза — их собирали также в Болгарии и Бельгии, поставляли на экспорт в капстраны. Интересный факт — Ижевский 412-й пережил свою модифицированную версию – 2140 – выпускаемую на АЗЛК на долгих девять лет.

Вместе с тем, на заводе с самого начала работали над автомобилями собственной конструкции, хотя их шанс попасть на конвейер и был минимальным.

Самый старый образец заводского музея — ИЖ-ВНИИТЭ, разработанный во второй половине шестидесятых Всесоюзным научно-исследовательским институтом технической эстетики, а если быть точным, группой дизайнеров под руководством легендарного Ю.А. Долматовского.

Для 1967 года это был очень необычный автомобиль — кузов-хетбек, сдвижные двери по бокам, узкие полоски фонарей по всем задним стойкам…

В перспективе, автомобили ИЖ предполагалось сделать переднеприводными, но у данного прототипа — все еще стандартный для “москвичей” задний привод, как и мотор УМЗ-412, и панель приборов.

Работы над первым в СССР переднеприводным автомобилем были начаты в следующем, 1968 году. Опытный экземпляр ИЖ-13 “Старт” был готов к 1972 году. Автомобиль отличала необычная компоновка, обусловленная использованием уже выпускаемых компонентов заднеприводных автомобилей.

Двигатель с КПП был расположен продольно и смещен относительно продольной оси вправо и наклонен на 45 градусов. Сзади коробки располагался оборачивающий редуктор, через который крутящий момент передавался при помощи короткого кардана на размещенную под БЦ главную передачу. Привод передних колес — при помощи сдвоенных карданных шарниров с крестовинами от обычного 412-го. Задняя подвеска была независимой, с торсионами регулируемой жесткости.

На этом конструкторы ИЖ не остановились. Еще одна новинка, представленная в 1972 году — ИЖ-14, прототип тредверного полноприводного автомобиля повышенной проходимости с несущем кузовом.

Раздаточная коробка позволяла переключаться между передним, задним или полным приводом. Передняя подвеска — МакФерсон. Привод передних колес — через сдвоенные карданы “Гука”. Заднюю подвеску планировалось сделать торсионной, но у прототипа — неразрезной мост от 412-го. По мнению многих специалистов, именно эта разработка группа конструкторов под руководством А. С. Кондрашкина вдохновила легендарной “Нивы”.

В следующем, 1973 году, на конвейер ижевского завода встала первая самостоятельная модель марки — ИЖ с индексом 2125 «Комби». Вместе с ним на заводе в Ижевске делали «каблучки»- «пирожки» 2715 и пикапы на их базе. К слову, пикапы закончили делать еще в 1982 году, а вот «пирожки» клепали до 2001 года.

Почти три десятка лет на конвейере – норма для российского автопрома времен постсоветского упадка… Но не будем забегать вперед, ведь до упадка в начале семидесятых было еще далеко.

1975 год завод встретил с очередной перспективной разработкой — “спортивный” хетчбек ИЖ-19 “Старт-Комби”.

С точки зрения дизайна, автомобиль выглядел преемником идей ИЖ-13. Ниспадающий капот явно намекает на наличие блок-фар, но на прототипе — обычные сдвоенные круглые фары в пластиковой оправе. Салон — гораздо современнее, чем на предшественниках. Обращают на себя внимание и аэродинамические корпуса зеркал, и небольшой воздухозаборник в крыше — как на раллийных авто.

К концу семидесятых “Москвичи” уже безнадежно устарели, и на заводе была разработана новая модель с индексом 2126. При ее создании широко применяли современные технологии проектирования. Расчет кузовов и узлов при помощи ЭВМ, продувка в аэродинамической трубе.

Перед вами ИЖ-2126-0, уже неофициально называемый “Орбитой”. Это второй по счету прототип данной модели, выпущенный небольшой партией в 1977 году.

На пятидверный хетчбек предполагалось серийно устанавливать трехступенчатый “автомат” с гидротрансформатором, разработанный в ЦКБ-36 автомобильного производства “Ижмаш” в начале семидесятых. Серийная модель автомата лишилась, зато ее доводку выполняла компания Renault. На испытаниях, по словам заводчан, автомобиль превзошел одноклассников — Ford Sierra и Toyota Corolla.

Рядом с “нулевкой” стоит копия прототипа ИЖ-2126, прошедшего государственные приемочные испытания и одобренного к выпуску в 1984 году. Этот автомобиль примечателен прежде тем, что у него под капотом- это единственный сохранившийся экземпляр экспериментального двигателя ВАЗ-321, разработанного с целью применения на Москвич-2141, “Ниве” ВАЗ-2123 и ИЖ-2126.

При мощности в 98 л.с. и моменте в 137 Нм, этот мотор разгонял ИЖ до сотни за 10.2 с, максималка составляла 185 километров в час. 321-й мотор обладал повышенной тягой и эластичностью, но внутренний конкурс выиграл мотор конструкции АЗЛК. А серийного выпуска ИЖ-2126 пришлось ждать почти десять лет…

Причин такого временного лага было несколько. Смерть куратора завода, министра обороны маршала Устинова. Переходный период в экономике, перестройка, хозрасчет. Отсутствие в стране свободных мощностей для производства крупногабаритных штампов и пресс-форм, наконец.

После долгожданного получения кредита в 240 миллионов инвалютных рублей штампы были заказаны у японской Fuji Heavy Industries, также были заказаны автоматические сварочные линии немецкой марки KUKA. Но в условиях финансовых и организационных проблем, до их монтажа дело не дошло. Кузова первых серийных ИЖ-2126, выпущенных в 1990 году, были сварены ручными кондукторами, а немецкие “роботы” пролежали на территории почти десять лет.

Впрочем, на заводе в начале девяностых все еще теплилась конструкторская мысль. В 1991 году на заводе был разработан автомобиль вагонной компоновки ИЖ-042 — другими словами, минивэн.

Конструкция кузова — панельно-каркасная, то есть при помощи навесных металлических панелей можно было добиваться различных модификаций кузова, включая бортовой грузовой. Характеристики были, мягко говоря, не выдающимися — 90-сильный двигатель 1.8 разгонял двухтонный минивен до сотни за долгие 42 секунды.

Более того, в 1992 году ижевскими инженерами была разработана первая в СССР и одна из первых в мире гибридных трансмиссий! Система, установленная на “Фабулу”, была полностью отлажена к 2000 году. Это был классический параллельный гибрид.

ДВС — бензиновый двухцилиндровый 30-сильный 650-кубовый от «Оки, с крутящим моментом 44,1 Нм. Тяговый электродвигатель — 120 вольтовый, постоянного тока ПТ-125-12, выдающий 49 Нм. Аккумуляторы стандартные, свинцовые 6СТ-55 — 8 штук. Расположение батарей в заднем свесе позволило улучшить развесовку автомобиля. Вал бензинового мотора и якорь электродвигателя связаны через редуктор, на его выходе — стандартный маховик и сцепление, дальше — обычная МКП и кардан, приводящий задние колеса. Запас хода чисто на электротяге — всего 10-15 км, в комбинированном режиме система продемонстрировала расход топлива на 20% меньше, чем у обычного ИЖ-2126.

Читать еще:  Кузов иж 2715

На рубеже миллениума завод сотрясали различные дрязги. Объем выпуска составлял всего 8 тысяч автомобилей в год. Пришли новые хозяева в лице группы “СОК”. Конструкторы все еще старались предлагать руководству разные модификации выпускаемой модели: например, “Каблук” — 27172 и даже переднеприводную версию с двигателем Rover, а также полноприводный фургон с индексом 27717.

Финансовое положение стало несколько лучше после того, как на заводе начался выпуск модификаций древних «жигулей» 2106, 2107 и 2104, а также каблучка ИЖ-21775 на базе 2104. Объем выпуска продукции к 2003 году превысил 60 тысяч автомобилей в год. Это позволило компании даже сделать некоторое количество “выставочных” автомобилей.

В их числе — ИЖ-2126 “Ника”. Попытка сделать из “Оды” современный автомобиль. Яркий цвет, пластиковый обвес, затянутый в кожу интерьер, парктроники, центральный замок, электропакет. Но самое важное — четырехступенчатый автомат ZF 4HP22, сопряженный с 85-сильным двигателем УЗАМ 1.8.

В числе других интересных моделей — полноприводная версия запущенного в серию в 2004 году универсала ИЖ-21261 “Фабула”, а также пикап “Версия”.

Финансовые вложения в выпуск “Оды” себя не оправдали — автомобиль был безнадежно устаревшим, качество подвергалось критике. В 2005 году выпуск всех собственных моделей был прекращен, на предприятии начали промсборку различных моделей Kia: Spectra, Rio, Sorento.

Финансовый кризис 2008 года, и продажа предприятия ее менеджменту за скромные 200 миллионов долларов привели к тому, что руководство завода было объявлено в розыск, а фактическим собственником завода стал “Сбербанк”. Долги предприятия составляли при этом 13.5 миллиардов рублей. В марте 2009 производство было остановлено. Вскоре компания была признана банкротом. На несколько месяцев конвейер был законсервирован.

Вскоре долги были переуступлены “Ростехнологиям” и подконтрольному им АвтоВАЗу. После модернизации производства, в 2012 году на заводе начали выпускать лифтбек Lada Granta, в 2015 году — Lada Vesta. На сегодняшний день производство “гранты” перенесено обратно в Тольятти — чтобы “дозагрузить” простаивающие мощности ВАЗа, и дать ижевскому заводу полностью сосредоточиться на выпуске разных модификаций Vesta, спрос на которые постоянно растет.

Жаль только, что новых ижевских разработок в тесном музее на цокольном этаже здания заводоуправления мы скорее всего уже никогда не увидим…

Ижевский Автомобильный Завод

История предприятия.

Апрель 1966 года стает началом известной автомобильной марки ИЖ, ведь именно тогда было принято серьезное решение выпускать автомобили на заводских конвейерах «Ижмаш». Вообще официально датой рождения предприятия считается 21 октября 1965 года, ведь именно тогда началась подготовка самого производства, и соответственно она дала начало самой фирмы.

Сначала на конвейер была поставлена легенда отечественного автопрома – «Москвич-408». Московский завод имени Ленинского комсомола предоставил комплектующие детали для производства. Уже 12 декабря следующего года с конвейера сошел первый производственный образец – «Москвич-408», с украшающей радиатор эмблемой «ИЖ». Интересно, что до конца года с конвейера было выпущено около 300 таких автомобилей, а за весь период завод изготовил около 4000 образцов данной модели, которые были исконно «ижевского» производства.

Корпорация «Рено», которая была генеральным подрядчиком компании, расширяла все больше сферу поставок оборудования, привлекая интересы других компаний. Было закуплено оборудование французского производства, а также японской фирмы «Кумацу». К разработкам были также привлечены специалисты с других стран, в том числе Германии, Италии и Швеции.

Предприятие заработало в полную силу после сдачи основных цехов в эклсплуатацию, ведь тогда было задействовано около 500-от единиц различного оборудования. Линии конвейеров длились на десятки километров, а в окраски машин помогали роботы и автолинии, что имело положительный результат.

Уже в декабре 1967 года была выпущена следующая модель — Москвич-412, а через 10 лет с конвейера Ижевского завода сошел миллионный автомобиль данной марки. Через некоторое время предприятие поставило на испытание государства две новые модели, это были такие известные марки, как 2125 «Комби», а так же 2715, предназначенная для перевозки грузов.

ИЖ-2715

Фургон «Москвич-434» выпускался с конвейеров завода в1968-73 годах, а после этого его заменил ИЖ-2715 различного типа кузова. Среди населения данные авто завоевали большое доверие, ведь отличались огромным качеством механизмов, и вообще данная модель была на то время единственной грузовой малолитражкой.

Конструкторы данного предприятия разработали в 1972 году прогрессивную модель внедорожника, именуемою ИЖ-14, но проблемой данного производства было то, что полноценный выпуск так и не был осуществлен. Сама идея полностью была воплощена в жизнь производителями ВАЗ. Конструкторским бюро так же были разработаны малолитражные модели ИЖ-13 и ИЖ-19, но по старой причине так же не были воплощены в жизнь их серийные выпуски.

В начале 1980 годов авто производства компании ИЖ получили новый облик, так как были усовершенствованы новые конструкции тормозов, двигателя, электропроводки и освещения.

Через четыре года все испытания прошла новая прогрессивная модель, производственный образец ИЖ-2126, а уже в 1991 году была выпущена комплектующаяся модель данного образца, именуемая – «Орбита». Это была модель с пятидверным кузовом, а также двигателем от классической «шестерки». С этого времени автомобили данного производства называются никак не иначе, как «Ода».

Современное положение дел.

О перспективности предприятия конечно можно было только мечтать, ведь вплоть до 2000 года фирма переживает крупный застой и производственный спад. В начале 21 века значительно поменялась юридическая платформа, а также руководство, после чего предприятие вновь заработало на прежних оборотах.

ОАО «ИжАвто» стал составной частью группы «СОК».

В 2005 году было полностью остановлено производство собственных комплектующих моделей ИЖ, а через год – остановился выпуск моделей ВАЗ-2106. После подписания важных договоров началась сборка автомобилей «РИОСпектра» корейской корпорации « КИА Моторс». Инвестиционные вклады составили около 60 миллионов рублей, что хорошо повлияло на сами производственные мощи предприятия.

2006 год стал юбилейным, так как предприятие отмечали 40-летие со дня выпуска с конвейера своего первого автомобиля.

На данном этапе мощности предприятия позволяют выпускать около 200 тысяч автомобилей в год, а всего с конвейера сошло больше 2 миллионов 300 тысяч единиц под эмблемой марки ИЖ.

ИЖ-2125

В 2008 году начались финансовые сложности, так как через экономическую ситуацию на валютном рынке, детали «КИА» подорожали на целых 40% ( за оценкой специалистов предприятия). Производство продолжалось, но в 2009 году оно было приостановлено, так как предприятие переживало огромные трудности.

К сожалению, фирма не смогла полностью погасить свои долги и найти средства для реструктуризации для возобновления работы конвейера, стоящего еще с мая. Руководство не получило поддержку со стороны «Сбербанка России» из-за чего предприятие стало банкротом. Долг составил около 7, 74 млрд. рублей. Предприятие было вынуждено дать в залог контрольный пакет акций «ИжАвто».

29 апреля 2009 года предприятие прекратило свою работу и выпуск автомобилей остановился. Далее идут дискуссии о будущем «ИжАвто». После назначения нового руководства оно должно вновь стать государственным, но многие аналитики, интересующиеся дальнейшей судьбой предприятия говорят, что скорее всего оно будет кому – то продано за определенную сумму. Конвейер застыл в ожидании, производство временно заморожено, но благодаря возможным инвестициям производство должно наладиться уже в ближайшее время, но от их источника, конечно же, зависит то, какую продукцию будет предприятие выпускать.

Читать еще:  Оренбург ваз вис иж каблук

История марки ИЖ-Авто

История ИЖавто началась 21 октября 1965 года, когда в Ижевске под патронажем министра оборонной промышленности CCCH Устинова началось строительство автомобильного завода.

В наше время ИЖмаш это современный многопрофильный концерн, включающий в себя предприятия по выпуску автомобилей, мотоциклов, высокоточных приборов, производственного оборудования и оружия.

История ИЖмаш

Автозавод находится в столице Удмуртии, городе Ижевске, на берегу реки Иж. В наше время полная версия названия «ИжАвто» звучит как «Ижевский автомобильный завод ООО «ОАГ».

Первый ижевский автомобиль «Москвич-408» выехал из ворот завода в ночь на 12 декабря 1966 года. Уже к концу месяца завод выпустил 300 автомобилей, доведя в мае следующего года выпуск до 1000 машин. До запуска конвейера все детали и необходимые комплектующие доставлялись с завода «АЗЛК». Всего за три года было выпущено 4196 экземпляров этой модели, в том числе небольшое количество автомобилей в экспортной комплектации «408Э» с более мощным двигателем и улучшенным экстерьером.

Главный конвейер завода был запущен в 1970 году, почти одновременно с мощностями Авто Ваза. Протяженность конвейера уже на момент постройки составляла более 50 километров. Линия сварки и окраски кузовов была автоматизированной.

В 1967 году на заводе была запущена сборка модифицированной модели «Москвича» в том же кузове. Модель получила порядковый номер 412. Эта, ставшая истинно народной машина, выпускалась долгие годы вместе с моделью 408, трансформировавшись позже в обновленную модификацию «Москвич 2140».

Вскоре, на основе 412 , заводом был освоен выпуск моделей ИЖ-2125 «Комби» и ИЖ-2715 «каблучок» собственной разработки, которые сразу стали востребованы, так как не имели на то время в союзе аналогов. На их базе было выпущено множество модификаций, многие из которых выпускаются и сегодня, и также востребованы. Модели активно выпускались в 80-90 годы. Был разработан и выпущен также и внедорожник с полным приводом джип ИЖ-14 (с оригинальным самоблокирующим дифференциалом), к сожалению, так и не пошедший в серию. Однако разработки инженеров не пропали зря, и мало кто знает о том, что модель послужила основой для создания известной тольяттинской Нивы.

В конце 90-х завод попал в полосу жесточайшего кризиса, и объемы производства буквально рухнули, скатившись до 10 тысяч машин в год, при общей мощности завода в 220 тысяч.

В 2000 году произошло второе рождение автозавода: производство удалось поднять новому руководству, состоявшему во многом из бывших специалистов АвтоВАЗа. Первым шагом возродившегося завода стал выпуск пользующейся любовью народа, вазовской «шестерки», а затем и модели универсала ВАЗ-2104. Общий выпуск этих моделей составил более 250 тысяч.

Уже в 2004 году ОАО «ИжАвто» по производству легковых авто занимало второе место в РФ после АвтоВАЗа. Объем производства за этот период вырос почти в 4 раза, и до 8% поднялась рыночная доля завода.

В декабре 2005 года на конвейер были возвращены и автомобили семейства ИЖ, снятые до этого с производства по причине устаревания модели и падении на 32% объема продаж. С конвейера стала выходить модель фургона ИЖ-27175 , на базе ВАЗ-2104, и «Оды», выпуск которых на сегодня составляет более 25 тысяч.

В том же 2005 году было прекращено производство «шестерок» и началась сборка модели Spectra корейской компании KIA Motors Corporation. В следующем году был начат выпуск KIA Rio второго поколения, а с 2007 года продолжен выпуск «ВАЗ-21043», и сборка KIA Sorento. Весной 2011 года завод начал выпускать Lada 2107, но ровно через год в апреле 2012 год выпуск был прекращен.

Альянс «Renault-Nissan-АвтоВАЗ» весной 2012 года заявил о намерении вложить в модернизацию «ИжАвто» около 10 млрд рублей. К 2016 году мощность завода планируется довести до 300 тысяч машин в год, что должно сделать его одним из крупнейших автозаводов в стране.

По состоянию на весну 2012 года активы «ИжАвто» контролировались «АвтоВАЗом» через дочернюю компанию «Объединенная автомобильная группа» (ОАГ)

На сегодняшний день Ижевским автозаводом выпущено более 2 миллионов 300 тысяч автомобилей.

Мотоциклы марки ИЖ

Уместно вспомнить, что помимо автомобилей концерн «Ижмаш» выпускал и мотоциклы, и его модель Иж-49 (начало выпуска 1951 г) стала такой же народной, как и автомобиль «Москвич 412». Мотоцикл имел малый вес неподрессоренной части, что давало отличную устойчивость и управляемость, и мог преодолевать вброд водоемы глубиной до 30 см. Всего до перехода завода в 1956 году на новую модель Иж-56 на заводе было выпущено более 500 тысяч двухколесных машин.

Нельзя не упомянуть и такую знаменитую модель завода как «Иж Планета Спорт» (выпускалась с 1973 по 1984 год), породившую покупательский бум. Мотоцикл поставлялся во многие страны соцлагеря, где заметно потеснил конкурентов «Яву» и «СZ».

Ключевые модели ИЖавто

На фоне производившихся в СССР устаревших морально копий довоенной техники европейского производства Москвич 408 стал настоящим средоточием инноваций. В тормозах была применена автоматическая система регулировки зазоров, чего не было даже у Ваз 2101, копии Фиат 124. В подвеске Москвича 408 впервые в СССР были применены сайлентблоки и шаровые опоры.

Первые автомобили оснащались двигателем мощностью 50 лошадиных сил, копией довоенного двигателя Opel. Однако уже в 1967 году был разработан новый двигатель. Его мощность составляла уже 75 л.с. Именно этот агрегат с незначительными модификациями ставился на все последующие модели вплоть до исчезновения марки с рынка. Двигатель был неприхотлив к качеству ГСМ, обладал завидной тягой на низах, что делало «Москвич» почти что вездеходом. Машина была проста и доступна в ремонте своими силами, что было идеально для сельской местности, вдали от СТО и бензоколонок с «девяносто вторым».

Знаменитый Москвич-412 был выпущен в декабре 1967 года, а десять лет спустя в октябре 1977 года с конвейера завода сошел миллионный автомобиль. Выпуск модели продолжался до 1999 года, поскольку она пользовалась неизменной популярностью у населения. В общей сложности за 32 года производства было выпущено 2 317 493 автомобиля этой модели.

Интересные факты об ИЖавто

На первом этапе создания модели дизайнеры применяли любопытную технику: макет из пластика выполнялся прямо на поверхности «Москвича-407». Впоследствии макеты делались уже традиционным способом – целиком из пластика, а первые экземпляры кузова до создания пресс-форм делала вручную бригада жестянщиков.

План продавать Москвич 408 на экспорт существовал с самого начала выпуска модели. По этой причине «Москвич-408» был впервые в истории советских автомобилей подвергнут краш-тесту.

«Москвич-408» увековечен в финальных кадрах фильма «Бриллиантовая рука» 1968 года в роли автомобиля Шефа. Если смотреть внимательно, то в одной из сцен видно, что в кадре модель 408Э в экспортном исполнении с четырьмя фарами и обилием хрома на передней части кузова.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector