Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Газ 21 микроавтобус

Газ 21 микроавтобус

ГАЗ-22 Микроавтобус

История создания

Спроектировал и построил эту машину-микроавтобус в конце 1970-х годов Алексей Никитович Арсеньев, ныне покойный. Работал он жестянщиком в гараже МВД и, как говорится, дело свое знал. При ремонте и восстановлении побитых автомобилей мастерство проявить, конечно можно, а вот творческий подход вряд ли найдет здесь применение. Видно, потому и появился этот микроавтобус — как выход творческой энергии его создателя. С виду автомобиль напоминает микроавтобус (так и записано в ПТС), но по внутренней компоновке он больше напоминает минивэн.

По задумке мастара построенный им микроавтобус должен стать большим и вместительным, но стилитически не должен отличаться от семейства «Волга» 21. За основу был выбран РАФ-977Д т.к. он был спроектирован на узлах и агригатах ГАЗ-21 Волга и имел несущий кузов. Оставалось совместить платформу от РАФа и кузов от ГАЗ-22. С этой непростой задачей мог справиться только опытный кузовщик с творческим мышлением и большим опытом, каким и был Алексей Никитович.

Экстерьер

Платформа (несущее основание) РАФа — практически без изменений. Вот только запасное колесо поменялось местами с бензобаком и перекочевало со средней части платформы, с ее левой стороны, под пол за задним мостом: закреплено там на откидывающемся ложементе. Бензобак же установлен на месте «запаски», а рядом с другого бока — еще один. У каждого — своя горловина: одна выведена на правый борт за входную дверь в салон, другая — на противоположную сторону. Волговский кузов от ГАЗ-22 «Универсал» подвергся довольно значительной переделке, особенно его передняя и задняя части.

Передок был укорочен, а задок, наоборот, — удлинен дополнительной вставкой, вырезанной тоже из другого кузова ГАЗ-22. При этом средняя часть была передвинута вперед до того положения, когда водительская дверь, как и у РАФа, находилась бы над передним колесом автомобиля. Освободившееся место между средней и задней частью заняла вставка от другого кузова. Стыки между вставкой и частями кузова очень аккуратно сварены изнутри (в этом А.Н.Арсеньев был действительно виртуоз) и тщательно заделаны снаружи. Стык же между передней и средней частями пришелся на переднюю дверную стойку и внешне не заметен.

Количество дверей уменьшилось — слева осталась одна водительская, а пассажирская — заварена и тщательно заделана. Волговский кузов был установлен на платформу РАФа, а силовые элементы (лонжероны и поперечины) той и другой конструкции были стянуты в нескольких местах стремянками и болтами. Чтобы прикрыть эти соединения, снизу к бортам кузова приварены юбки. Но эти элементы выполнены как обвесы и в маскировке шва не нуждались.

Интерьер

В передней части автомобиля, как и в РАФе, размещались два сиденья между которыми находился моторный отсек с силовым агрегатом ГАЗ-21А мощностью 75 л.с, прикрытым звукоизолирующей крышкой. Салон от передней части отделен перегородкой, но она не высокая и не создает впечатления разделения внутреннего пространства и служит скорее для усиления кузова, все-таки салон машины очень длинный. в салоне установлено два стационарных сиденья — одноместное, за сиденьем водителя, и трехместное, посередине салона от борта до борта. Спинка последнего отделяет от салона большое багажное отделение. Все боковые стекла опускающиеся, кроме самых задних багажных, а передние окна — с поворачивающимися форточками.

Рулевое управление — смешанное: «баранка» и колонка с валом — от «Волги», а червячный редуктор с сошкой и тягами — от РАФа. Тормозная система тоже от «рафика», кроме тормоза стояночного (он — от ГАЗ-21). Рычаг переключения передач у «Волги», как известно, находился на рулевой колонке, здесь же она на полу, как в РАФе. Приборная панель — волговская. Приборы освещения (как внутреннего, так и наружного) — волговские. Дополнительно установлены сзади красные световозвращающие катафорты, а впереди — противотуманные фары и еще боковые зеркала заднего вида.

Микроавтобус Старт: социалистический романтизм

Этот автомобиль особенно ярко отражает дух и реалии своего времени.

Микроавтобус «Старт»

Помню, как впервые увидел этот микроавтобус в Москве в конце 1960-х. Московскому пацану, повидавшему к тому времени даже иномарки, диковинный автомобиль, тем не менее, показался созданием фантастическим — пришельцем из иного, очень необычного, а потому прекрасного и заманчивого мира. Да что там пацаны! Взрослые тоже заглядывались на невиданную машину с интересом. Неравнодушные к автомобилям разглядели чудной микроавтобус в финальных кадрах «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая. К слову, киношники выбрали самый выигрышный для машины ракурс. Но в 1967-м, когда фильм вышел на экраны, история «Старта» уже пару лет как финишировала.

СВОБОДА ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА

Микроавтобус «Старт»

Как известно, Никита Сергеевич Хрущев был фигурой противоречивой. Едва позволив печатать то, что авторы отчаялись увидеть при жизни, вскоре снова стал строить писателей и художников «рядами и колоннами». Зато одарил относительной свободой местную промышленность, создав (вернее, возродив) в 1957-м советы народного хозяйства — совнархозы. В стране помимо больших, мощных заводов росли небольшие предприятия, движущей силой которых стали энергичные технари и хозяйственники.

Вот и начальник северодонецкого автотранспортного управления А.С. Антонов, выпускник ХАДИ, сумел заразить таких же романтиков-энтузиастов идеей постройки прицепа-дачи из стеклопластика, а затем и аналогичного автомобиля. Этим материалом тогда бредили во всем мире. Еще в 1950-х появилось немало экспериментальных и даже серийных машин (скажем, «Шевроле-Корвет») с кузовом из самого современного, как казалось в те годы, материала — легкого и не подверженного коррозии.

Читать еще:  Газон next фургон

Дизайн северодонецкого автомобиля разработал художник Ю.И. Андрос. Узлы и агрегаты 10-местная машина получила от ГАЗ-21 — выбирать было, по сути, не из чего. Первый образец собрали в конце 1963 года.

МИР, ТРУД, «СТАРТ»

Советская космическая летопись 1963 года фиксировала пуски искусственных спутников чуть не каждую пару месяцев, а еще был и полет первой женщины-космонавта Валентины Терешковой. Отечественная авиация в тот год отметилась первым полетом Ил-62.

Каким мог стать микроавтобус страны великих социальных и технических свершений, которая вот-вот обгонит США по уровню производства и благосостоянию? Смелости создателям «Старта» и вправду было не занимать. Конечно, влияние американской стилистики на украинских художников очевидно. Но в мире немного нашлось бы в ту пору фирм, чьи дизайнеры не испытывали этого влияния. Четыре фары под козырьками, длинный хвост сзади заканчивается острыми «плавниками» (впрочем, в США они уже вышли из моды). Сюда бы еще панорамные стекла — непременные элементы американского аэрокосмического дизайна. Но кто же даст мелкому предприятию стекло от «Чайки»? Машину делали по принципу «что можно достать».

Микроавтобус «Старт»

Не слишком оригинально назвав микроавтобус «Стартом», его повезли в Москву на ВДНХ, где показали самому Хрущеву. Никите Сергеевичу автомобиль понравился. Заметки о необычной машине попали в газеты и журналы. А ее создатели получили лимиты на несколько десятков комплектов узлов и агрегатов 21-й «Волги». Совнархозы совнархозами, но свободного рынка подобных изделий в СССР не было. А значит, без разрешения высоких инстанций запустить даже мелкосерийное производство невозможно.

БОЛЬШАЯ «ВОЛГА»

Ох уж эти украинские романтики-шестидесятники! Конечно, за полвека представления об эргономике сильно изменились, но и для тех лет «Старт», мягко говоря, своеобразный автомобиль. Энтузиазма тем, кто его создавал, конечно, не занимать, а вот опыта проектирования автомобилей у них явно не было.

С животом, в который упирается руль, конечно, надо бороться. Но что делать с ногами? Правая, неестественно согнутая, пристраиваясь к педали газа, поначалу болит просто отчаянно. Чтобы перенести ногу на тормоз, нужно, не разгибая, задрать ее почти до руля. Та же участь ждет левую конечность при необходимости выжать тугое сцепление. Ну почему не сдвинуть сиденье хоть немного назад, приблизив позу водителя к естественной? Чтобы сделать просторней салон? Там-то места как раз с избытком. Современные компоновщики, пожертвовав широченным проходом, уместили бы здесь куда больше кресел. Правда, трансформируемых сидений тогда не знали не только в СССР.

Микроавтобус «Старт»

Впрочем, привыкнуть можно ко всему. Вот и правая нога болит уже не так сильно, приспособившись нажимать на педаль газа мыском. Ехать, в общем-то, можно. Желательно, правда, пореже тормозить и переключать передачи. Малозагруженные дороги и слабенький по нынешним меркам, но тяговитый волговский мотор это позволяли. Но, сидя в «Старте», даже тесноватый микроавтобус РАФ-977 ( ЗР, 2012, № 9 ), не говоря о 21-й «Волге», вспоминаешь как поразительно комфортный для шофера.

Зато в длинном хвосте «Старта» довольно вместительный, отделенный от салона багажник. Ох уж этот хвост! Знаешь, что он там торчит, но при маневрах в заднее стекло его не видно, а боковых зеркал у машины нет.

На ходу «Старт» — как большая «Волга» или чуть уменьшенный РАФ. Машина с задумчивостью не выучившего урок школьника реагирует на руление и тормоза, без рвения разгоняется даже с тремя пассажирами без багажа, валится в поворотах. Впрочем, в этом автомобиль похож на большинство зарубежных аналогов того времени.

«И ЖИТЬ ЕЩЕ НАДЕЖДЕ»

Знаменитых «Атлантов» — гимн романтиков 1960-х — Александр Городницкий написал тоже в 1963-м, когда другие романтики, на Украине, взялись за необычный стеклопластиковый автомобиль. «Старт», как и многие начинания того противоречивого времени, стал жертвой не быстрых вроде, но неумолимых перемен.

Микроавтобус «Старт»

Несколько машин собрали на Луганском авторемонтном заводе. Неутомимый Антонов, переведенный в 1964-м в Донецк, пытался организовать производство на автобазе Главдонбасстроя. Но под именем «Донбасс» там собрали не больше десяти автомобилей.

В 1965-м упразднили совнархозы, а в окончательно централизованной экономике «Старт» стал лишним. Продавать такие машины частникам никому не пришло бы в голову. Да и сколько они могли стоить при трудоемком полукустарном производстве! ГАЗ едва справлялся с поставкой агрегатов для «волг», РАФа, а с 1966-го и ЕрАЗа. К слову, рижские микроавтобусы были куда лучше доведены, а вдобавок вместительнее и технологичнее в производстве.

Конечно, Гайдай, создавая в 1967-м романтическую комедию, совершенно не задумывался о проблемах советского автопрома, но он запечатлел для потомков один из самых (если не самый) романтичных автомобилей в истории нашей страны. Машина, что попала в кадр, говорят, служила на «Мосфильме». Вообще, немногочисленные «старты» жили довольно долго: кузов-то не гнил, а детали от 21-й при определенном старании достать можно. Вот и машина, на которой мы сегодня путешествовали в 1960-е, воссоздана практически заново из останков негниющего кузова.

Полвека назад этот автомобиль казался фантастическим. Но недаром сегодня то далекое время в современных трактовках и людской молве часто населяется фантазиями. Интересный маршрут мы со «Стартом» проделали — не только в пространстве, но и во времени.

Микроавтобус «Старт»

От «СТАРТА» ДО ФИНИША

Микроавтобус «Старт» длиной 4830 мм при базе 2700 мм разработали в Северодонецке в 1963 году на основе агрегатов «Волги» ГАЗ-21 — 70-сильного двигателя объемом 2,45 л и трехступенчатой коробки передач. Модель строили в Северодонецке, Луганске и, под именем «Донбасс», в Донецке. Всего изготовили не более 100 экземпляров.

Читать еще:  Газель фургон сколько кубов

Редакция благодарит мастерскую Евгения Шаманского за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки.

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Пластмассовый микроавтобус «Старт» известен не каждому автомобилисту. Хотя многие наверняка его видели в кино. Этот уникальный аппарат снялся сразу в нескольких фильмах, а самый известный из них — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

«Старт» — творение украинского автопрома, он был создан на Северодонецкой авторемонтной базе, а собирали футуристичное авто на сборочных предприятиях в Луганске и Донецке. К сожалению, он так и остался дорогой игрушкой, которую не пустили в серийное производство.

Микроавтобус «Старт» мало кто видел «живьем»

Машина эта по-своему уникальная. Единственный в 60-х по-настоящему авангардный автомобиль с пластмассовым кузовом, комфортабельным салоном и агрегатами от «двадцать первой» Волги.

В финале «Кавказской пленницы» героиня Натальи Варлей уезжает на футуристического вида микроавтобусе. Это и есть тот самый «Старт»

«Старт» был разработан и изготовлен в 1963 году силами Северодонецкой авторемонтной базы и Северодонецкого производственного объединения «Стеклопластик» с использованием комплектующих от ГАЗ-21. Устанавливавшийся на рамное шасси кузов скорлупного типа имел работающую обшивку из стеклопластика, которая выклеивалась внутри специальной шестиразъемной матрицы за один технологический прием вручную, контактным формованием, после чего в нее вклеивались деревянные усилители боковин, крыши, проемов окон и дверей.

Скромная заметка о «Старте» в советской прессе

При 2840-миллиметровой колесной базе «Старт» имел 5535-миллиметровую длину и 1980-миллиметровую ширину. Масса же десятиместного микроавтобуса составляла всего 1342 килограмма, в то время как пятиместная «Волга», на базе узлов и агрегатов которой он создавался, весила 1460 кг (в заметке выше опечатка). 75-сильный волговский двигатель обеспечивал «Старту» 110-километровую скорость.

Юрий Андрос (крайний слева) за работой над масштабной (1:10) моделью «Старта».

Дизайном кузова занимался художник-конструктор Юрий Андрос. Сначала он смастерил макет в одну десятую натуральной величины. Машина на тот момент выглядела броско, изящно, «по-западному». Для создания технологии выклейки кузова пригласили студентов Харьковского автодорожного института, имевших дело со спортивным автомобилем ХАДИ.

А вот масштабная модель. Оформление решетки радиатора слегка отличается от серийной версии

Внешний вид «Старта» был выполнен в плавниковом стиле, характерном для американских автомобилей 50-х годов. Переднее освещение было четырехфарным. Причем одна фара из каждой пары давала и ближний, и дальний свет, а другая — только дальний и включалась в момент перехода на дальнее освещение.

Для сравнения вот Corvair Greenbrier…

…а вот «Старт». Что-то общее есть, но «Старт» круче

Выбор пластмассы как основного материала кузова был неслучаен. Во-первых, в регионе было большое количество предприятий, занятых производством эпоксидных смол, во-вторых, в стране тогда шла правительственная программа по поиску альтернативных материалов, а в-третьих, ждать собственных штампов для производства металлических деталей было просто неоткуда.

Для создания пластмассового кузова первоначально был создан эталонный гипсовый макет. Затем прямо по нему была создана контрформа, внутри которой и выклеивались из эпоксидной смолы кузова автобусов.

Процесс создания контрформы, или матрицы для кузовных панелей, был очень трудоемким и дорогим

Механическую начинку для авто взяли от 21-й «Волги». В основу силовой архитектуры легла сварная рама, сконструированная таким образом, чтобы «примирить» неизмененное шасси «Волги» с оригинальным кузовом вагонного типа. Смещение двигателя позволило использовать укороченный карданный вал без промежуточной опоры. Таким образом двигатель оказался в салоне. А «горб» моторного отсека приспособили под столик. Фонари, элементы интерьера, подфарники, птичка на багажнике были взяты с «Волги».

Несмотря на отсутствие испытательной базы и больших финансовых ресурсов, машину удалось довести до ума и даже привезти в Москву, где она стала настоящим медийным персонажем. Авто показали в выпуске программы «Время», упомянули в «Правде», выставили в одном из павильонов ВДНХ и даже продемонстрировали Хрущеву.

Приехал в Москву и сразу всех покорил!

«Старт» предназначался для перевозки пассажиров на трассах со слабым движением, туристических семейных поездок, экскурсий. Он имел хорошее управление и обзор для водителя. Кузов из стеклопластика противопоставлялся металлическому, так как не поддавался коррозии. В салоне находилось 10 посадочных мест. Сиденья были поролоновыми и обшиты искусственной кожей. Во времена всесоюзного развития химии это был шик! В салоне предусматривался радиоприемник и «печка». Капот двигателя во время остановок с легкостью превращался в столик для игры в шахматы. Для хранения вещей пассажиров имелся багажник. Отдельный багажник был и у водителя.

«Старт» после тщательной реставрации

Первое время все складывалось замечательно: один из первых серийных «Стартов» со стандартной планировкой салона подарили секретарю ЦК КПСС Украины Шелесту, что обеспечило автомобилю поддержку на республиканском уровне. «Старты» разлетались по Украине. Один из них и попал в Крым, где впоследствии проходили съемки «Кавказской пленницы». Там он использовался в качестве обычной маршрутки.

Тест на внимательность. Найдите отличия между этим «Стартом»…

…и вот таким. На первый взгляд все то же самое, но, приглядевшись, можно заметить иной дизайн центральной стойки крыши. Все потому, что на этом снимке — машина, изготовленная в Луганске на заводе ЛАСЗ

Микроавтобус позже пытались выпускать под маркой ЛАСЗ на Луганском автосборочном заводе. Поскольку старая оснастка не сохранилась, луганская машина несколько отличалась от северодонецкого «Старта»: средняя стойка кузова имела не треугольную форму, а была тонкой наклонной. Подвеска была переработана — в ней использовались узлы от более тяжелого ЗиМа, в результате чего движение стало более плавным. Надписи «Старт» ни на капоте, ни на радиаторной решетке не было. Вместо нее автобус нес эмблему Луганского автосборочного завода. Всего было выпущено около 20 экземпляров.

Читать еще:  Вес газели фургон

В отличие от большинства микроавтобусов, «Старт» имел выступающий багажник седанного типа

Однако вскоре газовские машинокомплекты были израсходованы, и встал вопрос о налаживании серийного производства микроавтобуса «Старт». В начале осени 1965 года два «Старта» с заводскими номерами 27 и 37 прибыли в лабораторию испытаний автобусов при отделе легковых автомобилей и автобусов автополигона НАМИ.

Рисунок Александра Захарова из книги Льва Шугурова «Автомобили России и СССР»

Главным эксплуатационным недостатком «Старта» оказался высокий расход топлива — в среднем на 10% выше, чем у РАФа. А все потому, что плавники создавали дополнительное сопротивление воздуху. Кроме того, недостаточно прочными оказались силовые элементы рамы и кузова: так, например, салонные двери «Стартов» после эксплуатации в качестве маршруток едва не отваливались, а поскольку двигатель был расположен практически в центре салона, доступ к нему был затруднен: обслуживать и ремонтировать его было крайне неудобно.

Пластиковый кузов коррозии не боится. Хороший вариант для реставрации

Помимо низкой эксплуатационной рентабельности, к минусам можно было отнести крайне высокую себестоимость производства с большой долей ручного труда. Из-за этого отпускная цена «Старта» составляла 9500 рублей, в то время как самая дорогая модификация ГАЗ-21 стоила 8500, а РАФик отпускался госпредприятиям за 5600 рублей.

«Старт» навсегда останется в памяти народной как автобус из «Кавказской пленницы»

После испытаний государство не нашло причины, чтобы взять производство «Стартов» под свою опеку и планово его поддерживать. Получилось, что «Старт» стал красивой, современной, но дорогой и бесполезной игрушкой. Но мелкосерийное производство Северодонецку никто не запрещал. После испытаний «Старты» еще собирались пару лет, а потом производство сошло на нет.

Восстановленный «Старт» можно увидеть на разных выставках в России

Всего с 1964 по 1970 год было выпущено около 130 таких микроавтобусов: в Северодонецке (около 100 штук), в Донецке (не более 10 штук) и в Луганске на ЛАСЗ (около 20 штук). К настоящему времени известно только о нескольких сохранившихся «Стартах».

Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках, в ютюбе и инстаграме, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс видео о том, как это сделано, устроено и работает.

11 модификаций автомобиля ГАЗ-21 «Волга»

Автомобиль ГАЗ-21 «Волга» в заводском исполнении выпускался только в кузове универсал, тогда как его зарубежные аналоги имели более широкий ряд комплектаций. Тем не менее, эксперты нашли 11 модификаций некогда популярного советского автомобиля, некоторые из которых собирали другие компании, умельцы и инженеры в виде заводских прототипов.

Двухдверные модификации. В Европе и США молодые люди предпочитали двухдверные модификации автомобиля ГАЗ-21 «Волга», а потому там именно она пользовалась большой популярностью, пишет zr.ru.

Фургон ГАЗ-22А. Прототип грузового авто вышел в единственном экземпляре в 1958 году. Инженеры планировали запустить серийное производство машины с грузоподъемностью в 500 килограммов, однако популярность универсалов так и не дала им этого сделать.

Кабриолет ГАЗ. Последняя подобная модификация авто была построена на базе Победы ГАЗ-М20. В 1960-х годах подобные машины строились на армейский авторемонтных заводах для парадов.

Двухдверный кабриолет ГАЗ-21 «Волга». Инженеры компании не воплотили данный концепт в жизнь, однако «Волгу» в необычном исполнении смогли построить энтузиасты. Автомобиль в итоге стал уникальным, так как имел только один экземпляр.

Грузовик на базе ГАЗ-21 «Волга». В Риге популярный универсал смогли превратить в грузовой автомобиль, после чего его модифицировали и в Воронеже. Тюнинг проходили, прошедшие капитальный ремонт, аварийные седаны.

«Волга»-минивэн. Такой автомобиль мог бы стать вполне востребованным, а создан он был А.Арсеньевым и получил название «Афалина». Похожую комплектацию можно увидеть в рижском микроавтобусе РАФ и украинском «Старте», однако вариант с «Волгой-21» является более интересным.

Удлиненная версия ГАЗ-21 «Волга». В Западной Европе сторонние компании наладили выпуск удлиненной модификации популярного советского универсала. Использовали ее для перевозки туристов или в качестве служебного авто для посетителей отеля. Российские умельцы тоже смогли представить свой удлиненный вариант машины.

Спортивное купе на базе ГАЗ-21 «Волга». Машину модифицировали, оснастив двигателем V8 на 195 л.с. Агрегат использовали в оснащении «Чайки ГАЗ-13» и «Волги ГАЗ-23» для спецслужб.

Scaldia Volga. Европейская компания Scaldia Volga смогла модифицировать отечественный автомобиль, представив его в качестве люксового авто.

Жилой модуль ГАЗ-21 «Волга». Поклонник универсала из Чехии смог создать на его основе жилой модуль. Концепт впечатлил мастеров и получил заслуженное право на существование.

Рестайлинговая ГАЗ-21 «Волга». Художник Эдуард Молчанов в 1965 году представил концепт улучшенного варианта популярного универсала. В будущем его хотели запустить в производство, однако в 1970 году проект по созданию машины закрыли.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector