Авто ру москвич 401 - Про отечественный автопром
Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авто ру москвич 401

«Москвич-401» и его знаменитые владельцы

До появления вазовской классики, «москвичи» были наиболее распространенной машиной советских автовладельцев. Да и после того, как совместное детище советского и итальянского автопрома завоевало симпатии автолюбителей, «Москвич» по-прежнему оставался востребован.

Среди людей, владевших автомобилями этой марки были как простые жители необъятной страны, так и звёзды её большого, так сказать, экрана – знаменитые советские артисты, и не только. У многих из них «Москвич» был первой машиной.

«Аннушка» Алексея Баталова. «Москвич – 401».

Такое необычное прозвище первый автомобиль Алексея Баталова получил благодаря Анне Ахматовой, за деньги которой, он, собственно, и был приобретен. Баталов известен прежде всего по кинофильму «Москва слезам не верит», в котором он играл роль Гоши, слесаря. Приобрел он «слона» в 1953 году, машина была подержанной, и стоила недорого.

По рассказам самого Баталова, Анна Ахматова, жившая тогда на Ордынке, в доме Нины Ольшевской, матери самого актёра, подарила ему часть своего гонорара за перевод одного из произведений Виктора Гюго.

Баталов, только недавно вернувшийся из армии, отказывался от щедрого подарка, но всё равно его получил, и отправился покупать новый костюм. Домой вернулся без обновки, но на своем автомобиле, денег хватило на самый дешевый подержанный автомобиль, который продавался у комиссионки.

Великая поэтесса одобрила это приобретение и ездила иногда на этой машине, правда, в качестве пассажира, а когда Анны Андреевны не стало, Алексей вез крест на кладбище, на этой машине.

После 401-й модели, Баталов ездил на «Москвич-407». Сохранилось его фото за рулем этого автомобиля, у которого, как видим, не родная приборная панель. Её сделали декораторы «Ленфильма», панель из красного дерева.

Помимо приборной панели в салоне хватало и другого тюнинга.

Еще одним знаменитым владельцем «Москвич-401» был актер, кинорежиссер Павел Кадочников, известный по таким фильмам как «Повесть о настоящем человеке», «Неоконченная пьеса для механического пианино»…

Говорят, «Москвич» Кадочникова был одой из первых машин этой марки, появившейся в Ленинграде. Бытует мнение, что актер даже какое-то время ездил без водительских прав, не имея при этом проблем с инспекторами ГАИ, так как водил аккуратно и был узнаваем всеми. Возможно, это всего лишь одна из многочисленных легенд, появившихся вокруг его персоны.

А вот лидер группы «Чайф» никогда не скрывал, что несколько лет катался на «Москвиче» без водительских прав.

«Четыреста первый» достался Владимиру Шахрину от дедушки, но и тот сел за руль уже не новой машины, до этого она успела отработать в медучреждении. Насколько мне известно, тот «Москвич-401» до сих пор есть у музыканта, стоит где-то на даче в ожидании реставрации.

Аналогичная история и у Алексея Глызина, первой машиной которого тоже был 401-й, купленный совместно с друзьями.

Так же совместно они на нем и катались. У Глызина тогда не было «прав», так что ездил он на раритетной машине в основном, вдали от глаз гаишников.

Легендарный лётчик-испытатель Владимир Ильюшин тоже, по некоторым данным, начинал свой свою историю владения личным автомобилем с «Москвича» первого поколения.

Это ж Опель? История Москвич-400

История появления этого автомобиля на свет опутана противоречиями, домыслами и слухами в виде версий. Однако его появление состоялось – и вместе с ним состоялся массовый советский автопром. К 70-летию Москвича вспоминаем об этом легендарном автомобиле.

Писательский вес по машинам Они измеряли в беседе: Гений — на ЗИМе длинном, Просто талант — на «Победе», А кто не сумел достичь В искусстве особых успехов, Покупает машину «Москвич» Или ходит пешком. Как Чехов. Самуил Маршак, «Меры веса» (1954)

В июне 1946 года начали выпускаться сразу два советских автомобиля – легковой ГАЗ-М-20 Победа и грузовик ГАЗ-51. А 4 декабря того же года на заводе ЗМА собрали первый Москвич-400. Казалось бы, всё логично – страна ускоренными темпами, напрягая все жилы, встаёт из руин. Но появлению первого Москвича предшествовала длинная и запутанная история.

До Москвича

Ещё до войны, в 1930-е, руководству страны было понятно, что автопрому пора осваивать модель «индивидуального пользования». О том, что личный автомобиль давал советскому гражданину слишком уж много свободы, в те годы ещё не думали (этот «тренд» в советской власти возникнет позже), доводы были другими: личный автомобиль мог быть хорошим средством поощрения рядовых граждан, а также мог служить целям подготовки водителей для сельского хозяйства и армии. Эти задачи представлялись весьма важными, особенно на фоне бума автомобилизации на Западе.

У нас же в то время простые граждане были почти полностью лишены возможности купить авто. За редким исключением: приобретение через профсоюзную организацию (не иначе как, опять-таки, за серьёзные заслуги) или же покупка подержанного авто через комиссионный магазин. Ещё можно было выиграть автомобиль ЗИС-101 в лотерею, но возможность эта была, скорее, теоретической. И всё перечисленное – это фактически единичные случаи. В остальном машины «распределялись» по организациям, ведомствам и министерствам.

Читать еще:  Москвич 2140 sl люкс

Дабы создать «народный» автомобиль, экономический совет при Совнаркоме СССР в марте 1939 года выпустил постановление, где были утверждены характеристики будущей модели. Уже в следующем, 1940-м, на заводе Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ, позднее переименованный в ЗМА, а потом в МЗМА) началось мелкосерийное производство автомобиля КИМ-10, в основу которого лёг английский Ford Perfect.

Байка о четырёх дверях

Но «фордовскому варианту» не суждено было дойти до серии. В 1940 году Сталину показывали зарубежные «аналоги» и двухдверный КИМ-10-50. Сталин непрактичную машину не одобрил и указал на Opel Kadett K38, имевший схожий дизайн и пропорции, но представленный именно в четырёхдверном варианте – мол, вот как должна выглядеть советская малолитражка.

На фото: Opel Kadett 4-door (K38) ‘1938–1940

Этот факт, кстати, полностью опровергает известную байку о послевоенном смотре 1945 года, когда Сталин якобы сказал директору МЗМА фразу «садись и ты, дорогой», предлагая сесть на заднее сиденье, воспользовавшись задней дверью.

В 1945 году вождь знакомился уже с 4-дверным седаном КИМ-10-52. Что именно он там сказал и кому, мы не знаем, но проект был обречен по вполне объективной причине. Дело в том, что при эвакуации завода КИМ в октябре 1941 года на Урал большая часть документации и оснастки для выпуска КИМ-10 была утрачена. Об альтернативе думали недолго – взяли «одобренный» Сталиным немецкий седан. Постановление ГКО от 26 августа 1945 года именовалось так: «О постановке на производство на МЗМА автомобиля Опель-Кадет К-38 в его существующем виде».

На фото: КИМ-10-52 ‘1941

Решено было воспроизвести наиболее прогрессивный и достаточно редкий вариант Кадета – с четырёхдверным кузовом и независимой передней подвеской. Но с этим «чистым копированием» тоже возникли сложности.

Москвич под СВАГом

Был ли первый Москвич полностью сделан на оборудовании и по документации, вывезенной с завода Opel в немецком Рюссельсхайме? Такого мнения придерживается знаменитый Юрий Долматовский в книге «Мне нужен автомобиль», и эта версия очень популярна. Но ведь могло быть так, что чертежи на Кадет были уничтожены в ходе бомбёжек или же спрятаны немцами?

О том, что документацию пришлось почти полностью восстанавливать из небытия по части чудом уцелевшей оснастки, говорит не менее авторитетный источник – Лев Шугуров в книге «Автомобили России и СССР». А ещё один источник, А.Ф. Андронов, генеральный конструктор МЗМА (АЗЛК) с 1949 года, в своих воспоминаниях и вовсе утверждает, что чертежи Москвича-400 создавались самостоятельно Отделом главного конструктора в Москве, а вся оснастка делалась на ГАЗе и ЗИСе… Так где же правда?

Пожалуй, максимально возможную на данный момент ясность в этом вопросе вносят воспоминания инженера МЗМА Е.И. Борычева. Советский Союз имел право на использование части промышленного оборудования побеждённой Германии, в том числе и находившегося на заводе в Рюссельсхайме, но проблема была в том, что использовать там было особо нечего – во время войны завод делал не автомобили, а авиационные детали, и поэтому при наступлении был действительно разбомблен британскими ВВС до основания. Кое-что, однако, нашлось в тайниках – уцелела оснастка для производства шасси и кузова Кадета, но только в двухдверном исполнении, самом популярном в довоенной Германии. Никаких сведений не сохранилось и по двигателю.

Итак, недостаток оснастки (причем в самой сложной с точки зрения технологии «дверной» части), нехватка чертежей, несколько «живых» экземпляров Кадета… С таким «наследством» советским инженерам предстояло поставить автомобиль на производство, причем с чётким сроком – первые пять Москвичей должны были пойти в серию в июле 1946 года. К американцам из General Motors, владевшей с 1929 года маркой Opel, обращаться за недостающими чертежами не представлялось возможным – послевоенная союзническая эйфория уже сменилась первым поветрием «холодной войны». Своими силами было не справиться.

И тогда к восстановлению утраченного знания привлекли немецких специалистов – трудовые коллективы, состоящие из немцев и возглавляемые гражданами СССР, создавались под началом Советской военной администрации в Германии (СВАГ) ещё с лета 1945 года.

В результате четырёхдверный кузов, включая деревянную мастер-модель и шаблоны для штампов, был воссоздан конструкторским бюро в Шварценберге, а нижнеклапанный двигатель с чугунным блоком и баббитовыми подшипниками «перерождён» в Берлине.

К сроку, правда, всё равно не успели – долгое время заняла «увязка» репарационного и заново созданного оборудования, а также устранение проволочек со смежниками – и 17 августа 1946 года изначально установленный срок перенесли Приказом Министра Автотракторной промышленности СССР на IV квартал 1946-го.

Читать еще:  Москвич 2140 комби

В серии

Большинство источников утверждает, что первый серийный автомобиль был выпущен на МЗМА 4 декабря 1946 года – именно этот день считается днём рождения Москвича. Однако есть мнение, что первые серийные машины собрали в ночь с 8 на 9 декабря. Как бы там ни было, а подготовка к производству, учитывая все проблемы, заняла всего полтора года, и новый, 1947-й год завод встречал явно на подъёме. В 1947 году Москвич даже заимел свой собственный «спешл эдишн» – к 800-летию Москвы выпустили юбилейную партию машин с миниатюрным геральдическим щитом на левой боковине капота.

На фото: Москвич-400-420 ‘1946–1954

Первая модель послевоенного МЗМА, согласно полному обозначению, именовалась Москвич-400-420 (цифры указывали, соответственно, на номер двигателя и номер кузова), однако долгое время «четырёхсотый» называли просто Москвич, ведь других Москвичей просто не существовало.

На фото: Москвич-400 ‘1946–1954

Машина получилась удачной – технологичной, симпатичной и надёжной. В целом не блиставшая новаторством конструкция всё же отличалась некоторыми интересными решениями – весьма прогрессивно воспринимались послевоенной общественностью несущий кузов, алюминиевые поршни двигателя, гидравлические тормоза и, главное, независимая подвеска типа Дюбонне, воплощающая истинное инженерное изящество. Вместе с тем, у машины не было указателей поворота, зато стеклоочиститель (сам по себе бывший тогда редкостью) имел механический привод от… распредвала двигателя.

За 1947 год был выпущен 1 501 автомобиль, за 1948-й – уже 6 706, за 1949-й – 19 806. Скоро годовой объём выпуска довели до 35 000 штук, потом до 50 000, а в июне 1953-го модель вышла на точку самоокупаемости, став рентабельной. В октябре того же года с конвейера сошел 100 000-й Москвич, а уже в марте 1954 года (через полгода!) общий объём выпуска достиг 150 000 экземпляров (однако часть источников утверждает, что максимальный годовой объём выпуска был достигнут в 1955 году и составил 47 758 машин).

Со временем машина получила некоторые обновления, обзаведясь синхронизаторами на третьей и четвёртой передачах, более удобным (по сравнению с напольным) рычагом КПП на рулевой колонке и усиленными подшипниками в заднем мосту. Всё это, плюс блок цилиндров с короткими сухими гильзами, новая головка блока, изменённая конструкция распредвала, обоих коллекторов, водяного насоса, стартера и генератора, в 1954 году оформилось в модификацию Москвич-401, а точнее – Москвич-401-420. Мощность мотора поднялась с 23 до 26 л. с. при 4 000 об/мин. В салоне «четыреста первый» отличался от предшественника более «дорогим» рулевым колесом с цветным пластиком обода и переехавшей вслед за рычагом КПП на рулевую колонку рукояткой «ручника».

На фото: Москвич-401-420 ‘1954–56

После запуска четырёхдверного седана в серии появились и деревянные фургоны Москвич-400-422, они выпускались с 1949 и до 1956-го, то есть практически до конца выпуска основной модели.

Москвич-401 и его модификации

  • Годы производства: с 1954 по 1956 год
  • Производитель: Автомобильный завод «МЗМА»
  • История создания
  • Дизайн и конструкция
  • Модификации
  • Видео автомобиля
  • Технические характеристики

История создания

В 1954 году с целью продлить жизнь устаревшему автомобилю Москвич-400 заводом «МЗМА» была выпущена новая модель, точнее сказать даже не модель, а модификация с незначительными внешними изменениями, но новым двигателем. Эта новая модель, собравшая в себе все то лучшее, чем в течение 7 лет производства и доработок могла похвастаться предыдущая модель, получила название Москвич-401.

Москвич-401 производили в течение двух лет с 1954 до 1956 год, после чего его место занял новый 402-й Москвич.

Дизайн и конструкция

Внешних отличай от предыдущей модели, было не так много, точнее оно было одно — наличие указателей поворотов, расположенных на крыльях под фарами, однако на некоторых моделях их там тоже не было, их устанавливали потом отдельно. Остальные же характеристики были точно такими же, как у предыдущей модели.

Совсем иначе дело обстояло с двигателем, который был модернизирован. В результате изменения головки блока цилиндров, а так же увеличения степени сжатия до 6.2 единиц, мощность двигателя возросла с 23 до 26 лошадиных сил — мелочь, а приятно. Двигатель Москвич-401 был способен разогнать автомобиль весом чуть менее тонны до скорости 90 километров в час, при этом работая на бензине марки А66. Кузов автомобиля был усилен во многих местах, площадка для аккумулятора была частично утоплена в моторный щит, в старом варианте 400-го Москвича, она приваривалась консольно.

Так же Москвич-401 получил новую коробку переключения передач, с рычагом на рулевой колонке. Был оборудован реле-генератором, которым 400го начали снабжать только с 1952 года, с его помощью ток регулировался путем перемещения щетки генератора в зависимости от сезона.

Модификации

Москвич-401-420А

Кабриолет, для защиты от дождя использовался тент из двухслойной склеенной ткани, который складывался в предназначенное для него специальное место, за спинкой заднего сиденья, был оснащен чехлом и ремнями, для надежной укладки.

Читать еще:  Азлк москвич текстильщики официальный

Москвич-401-420М

Медицинский вариант автомобиля, использовался для доставки врачей к дому пациента, и оказания помощи на месте. Внешне кузов отличался наличием характерных опознавательных знаков в виде красного креста, на крыше имелся фонарь «красный крест». Обивку салона — передних и задних сидений, боковин центральной стойки, передних и задних дверей и их уплотнителей, делали из кожзама (автобим). Такой материал обивки был необходим для того, чтобы салон автомобиля можно было легко мыть и дезинфицировать.

Москвич-401-422

Фургон на шасси 401-го Москвича, предназначался для перевозки грузов весом до 200кг с одним пассажиром и водителем, или до 250кг без пассажиров. Данный автомобиль оснащался усиленными рессорами, запасное колесо было перенесено под пол грузового отделения. У данной модели было три двери, две из них для водителя и пассажира, третья двухстворчатая в грузовой отсек.

Москвич-401 Пикап

До войны потребность в пикапах удовлетворял Горьковский автозавод, но после отказался от их производства. В «МЗМА» решили, что пора и им выпускать пикапы, к тому же спрос на них был. Результатом их работы стало несколько опытных образцов пикапов, отличавшихся друг от друга длиной, конструкцией платформы и типом шин.

Видео автомобиля

Авто ру москвич 401

Москвич 401 1952 год после рестоврации ходовая родная резинки стекол новые коробка 3 ступка после ремонта двигатель заводится сполоборота.

Купить Москвич 401 1956 год в Тюмени, Продам под.

  • Продам под восстановление. Торг уместен), бензин.

Продам под восстановление. Торг уместен), бензин Трансмиссия: механика Привод: задний Тип кузова: хэтчбек 5 дв. Цвет: черный Пробег, км: 100000 О

Москвич 401 1953 года в Кемерово, обмен, механика, бензин.

  • Продам москвича 401 после кап ремонта. Оригинальность 98.

Продам москвича 401 после кап ремонта. Оригинальность 98 процентов. В придачу отдам двигатель 407. Почти новый коробка передач новая.

Москвич 401 54 в Анапе, Машина в хорошем состоянии, была.

  • Машина в хорошем состоянии, была вся проварена, двигатель.

Машина в хорошем состоянии, была вся проварена, двигатель перебран. Бензин, 1.1 л Мощность: 50 л.с. 50 л. С. Налог на 2020 год 0 руб. Хэтчбек 5 д

Москвич 401 1953 г.в

  • 2 500
    км.
  • 1953
    Год

Модернизированный, салон перешитый, спорт-наддув, бак из нержавейки, диски литые, вентилированные, заниженные амортизаторы, усиленные рессоры, ру

Москвич 401, 1947

  • 1947
    Год

Раритетный авто, 45 лошадиных сил, производство Германия. Объявление размещено 29 января 2010 и обновлено 28 марта 2014 1947

Москвич 401 1954 года в Кемерово, серый, седан, мкпп

  • Продам мерскович 401 на ходу заводится с пол пинка доки.

Продам мерскович 401 на ходу заводится с пол пинка доки есть все норм 99 т. Р торга нет и не будет вообще обмен на грузовичок. Бензин.

Москвич 401 1983 в Чите, Машина находу езжю каждый день.

  • Машина находу езжю каждый день зоводится хорошо, мотрр для.

Машина находу езжю каждый день зоводится хорошо, мотрр для своих лет хорошо себя чувствует, вложение требует в косметику обмен интересен, торг у

Продажа Москвич 401 53г. в Омске, МКПП, бежевый, б/у, цена.

  • Бензин Трансмиссия: механика Привод: задний Тип кузова.

Бензин Трансмиссия: механика Привод: задний Тип кузова: седан Цвет: бежевый Город: Омск, седан Цвет: бежевый Город: Омск, бежевый Город: Омск, ме

Москвич 401 1954 г.в

  • 32 000
    км.
  • 1954
    Год

Хорошее состояние, гаражное хранение, много оригинальных запчастей в подарок, 2оригинальных сумки для инструментов, внедорожные колеса и многое д

Москвич 401 1954 г.в

  • 5 000
    км.
  • 1954
    Год

На ходу, состояние шикарное. Несли гнилой, двигатель от 408, установлена печка. Все изменения зафиксированы в птс и разрешены ГАИ. На учёт встаёт

Авто ру Воронеж

  • 50 000
    км.
  • 1970
    Год

Продаётся Москвич 401,1955 года. Не на ходу. Двигатель снят, рабочий, есть все запчасти, машина готовилась к реставрации, салон разобран.

Москвич 401 1952 г.в

  • 10 000
    км.
  • 1952
    Год

Машина в хорошем состоянии, на ходу, имеются запчасти (коробка, мост, двигатель, колеса и еще много чего). Срочно! Звонить в любое время.

Москвич 401 1980 г.в

  • 100 000
    км.
  • 1980
    Год

Добрый день! Продаю свой автомобиль. Автомобиль в отличном состоянии, на ходу. Вложений не требует. Юридически Чист. Имеется только летний компле

Москвич 401, 1953

  • 100 000
    км.
  • 1953
    Год

Документы Все родное Объявление размещено 31 августа 2011 и обновлено 28 марта 2014 зеленый 1953 РКП

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector