Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автомобиль москвич 402

Москвич-402

  • Годы производства: с 1956 по 1958 год
  • Производитель: Автомобильный завод «МЗМА»
  • Выпущено автомобилей: более 87000
  • История создания
  • Дизайн и конструкция
  • Модификации
  • Видео автомобиля
  • Технические характеристики

История создания

Советский легковой автомобиль малого класса Москвич-402, выпускался на заводе «МЗМА» с 1956 по 1958 годы. Всего было выпущено более 87 тысяч экземпляров данной модели, включая всевозможные модификации. Москвич-402 принципиально отличался от предыдущих, 400-й и 401-й моделей. От старых моделей остались лишь двигатель, коробка передач и редуктор заднего моста, хотя и в модифицированном виде.

Автомобиль строился, как говориться всем миром, ну или почти всем. У конструкторов «МЗМА», в то время ЗМА, не было достаточного опыта, по этой причине в проектировании автомобиля принимали участие специалисты Горьковского автомобильного завода и Московского мотоциклетного завода. Кстати, на то время, завод «ГАЗ», был чуть ли не единственным заводом, имеющим собственные мощности для производства штампов и пресс-форм. Вот такой парадокс — огромная страна, с самой передовой военной техникой, которая не имеет практически ничего для производства гражданской. И как не печально, эта ситуация начала меняться только в последние годы, в уже практически другой стране.

Первый опытный Москвича-402 был выпущен еще в 1951 году, он имел оригинальную конструкцию и дизайн. Но нельзя сказать, что этот автомобиль был чисто советским, во многом при его создании помогло изучение технической документации зарубежных авто, это были итальянские, английские, французские и немецкие автомобили, производимые с 1947 по 1958 годы.

Итак, совместными усилиями специалистов нескольких автозаводов, были изготовлены чертежи автомобиля, а уже по ним, на заводе «ГАЗ» были изготовлены штампы. Из этих деталей в дальнейшем было собрано несколько опытных образцов Москвича-402 в 425-ом кузове, это была базовая комплектация.

В мае 1958 года Москвич-402 был снят с производства и заменен более новой моделью Москвич-407.

Дизайн и конструкция

По сравнению с предшественниками автомобиль Москвич-402 получился более просторным и с хорошей обзорностью. Имел отдельный багажник, доступ к которому осуществлялся снаружи. Еще одним нововведением стали лобовое и заднее стекло, впервые в истории советских автомобилей они стали гнутыми! Автомобиль оснащался отопителем, ламповым радиоприемником, работающим в двух диапазонах. Электрооборудование теперь было 12-вольтовое, нежели 6-вольтовое как у предыдущих моделей.

Двигатель автомобиля Москвич-402 был рядным, 4-цилиндровым, объемом 1220 см 3 , с нижним расположением клапанов. Этот двигатель способен был разогнать автомобиль массой более 900 килограмм до скорости 105 километров в час при этом расходуя в среднем 7 литров топлива на 100 километров пути по трассе и до 11 литров в городском режиме. Коробка передач устанавливалась механическая, 3-ступенчатая.

Модификации

Москвич-402 Б

Модификация, предназначенная для инвалидов лишенных нижних конечностей. По сути тот же самый 402-й переоборудованный на ручное управление.

Москвич-402 Т

Такси на базе 402-го Москвича, отличался наличием опознавательных знаков на кузове автомобиля и таксометром.

Москвич-402 М

Медицинский автомобиль. Отличительной особенностью было наличие опознавательных знаков в виде красного креста в белом круге, расположенных на лобовом и заднем стекле, а так же на задних пассажирских стеклах дверей.

Москвич-410

Полноводный автомобиль, повышенной проходимости с усиленным кузовом, построенный на базе автомобиля Москвич-402. Помимо вышесказанного отличался рулевым механизмом от «Победы», двухступенчатой раздаткой с ручным включением. Передняя подвеска была зависимой с гидравлическими амортизаторами рычажного типа, которые лучше переносили грязь.

Москвич-423

Довольно интересный экземпляр, выпускался с 1957 по 1958 годы. Москвич в кузове универсал, первый опытный образец имел только одну водительскую дверь и здоровую такую дверь багажного отделения, которая открывалась в левую сторону.

Впоследствии от задумки с одной дверью пришлось отказаться, ну это и правильно и автомобиль выпускался как в 3-дверном, так и в 5-дверном исполнение.

Москвич-429

Разрабатывался совместно с 423 Москвичом, но это уже был фургон. Отличался от 3-дверной модели 423 более широкими передними дверьми.

Видео автомобиля

Автомобиль москвич 402

Москвич-402 — советский легковой автомобиль малого класса, выпускавшийся на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) с 1956 по 1958 год, выпущено 87658 экземпляров вместе с модификациями. Главный конструктор — Александр Федорович Андронов.

Александр Федорович Андронов

Работа над новой машиной на заводе МЗМА началась в 1950 году. Машина проектировалась в новом «понтонном» кузове, который получил, в соответствии с принятым в те годы на ЗМА порядком номенклатуры моделей, обозначение «402-425» — двигатель и шасси модели «402» в кузове модели «425». Впоследствии для базового седана «Москвич-402» обозначение кузова использовалось только в конструкторской документации, но его модификации — универсал М-423 и полноприводные варианты М-410 и М-411 — именовались именно по обозначениям своих кузовов.

Читать еще:  Москвич 400 салон

Главным конструктором был Александр Федорович Андронов. Он сумел организовать сравнительно небольшой коллектив завода для создания принципиально новой конструкции автомобиля по сравнению с находившимся в производстве «Москвичом-400/ 401». От предыдущей модели он сохранил, и то в модифицированном виде, только двигатель, коробку передач и редуктор заднего моста. Ввиду отсутствия опыта у коллектива завода, в проектировании автомобиля активно участвовали инженеры других автомобилестроительных предприятий СССР. С Горьковского завода были приглашены Б. Д. Кирсанов, Л. И. Белкин, Ю. М. Немцов, с ЗиСа — И. А. Гладилин, С. Д. Чуразов, А. М. Жерядин, К. И. Файбисович. Кроме того, с Московского мотоциклетного завода на ЗМА перешел конструктор двигателей И. И. Окунев.

Первые опытные образцы нового «Москвича» были готовы в 1951 году. Для ознакомления с образцами зарубежного автомобилестроения и совместных сравнительных испытаний по мере проектирования и доводки были приобретены серийные образцы иностранных автомобилей — итальянские Fiat-1100 (1953-1962) и Lancia Aurelia (1950-1958), французские Simca Aronde (1951-64) и Citroen 2CV (1948-1990), английские Hillman Minx (1948-1956), Ford Consul (1951-1956) и Jovett Javelin (1947-1953), немецкий Ford Taunus 12M (1952-1962). Естественно, ни один из них не был использован в качестве прототипа в «чистом виде», но изучение их конструкции во многом помогло выбрать те или иные технические и стилистические решения для имевшей вполне оригинальные конструкцию и дизайн новой модели «Москвича».

Государственные испытания «Москвича» совместно с образцами зарубежного автомобилестроения. Зима 1955 года, Крым.

Приборная панель опытного образца «Москвич-402»

Один из опытных вариантов «Москвич-402»

По разработанным чертежам на Горьковском автозаводе (едва ли не единственном в стране в те годы, имевшем собственные мощности для производства штампов и пресс-форм) были изготовлены штампы. Из отштампованных по ним пробных панелей в процессе доводки были собраны семь опытных экземпляров «402-425», различавшихся деталями оформления — в частности, формой водосточного жёлоба и технологей изготовления крыши (некоторые имели участок «водостока» над лобовым стеклом, как у ГАЗ-21) и облицовками радиатора (в частности, один из вариантов очень напоминал ту облицовку, с которой пошла в серийное производство «Волга» — «со звездой», с той разницей что у «Москвича» сама звезда отсутствовала, а «ус» над центральным брусом был один вместо двух у ГАЗ-21). Один из трех опытных «Москвичей-402», прошедший государственные испытания в феврале 1955 года, экспонировался на ВДНХ. Первый серийный экземпляр был выпущен 20 апреля 1956 года.

Проработка оформления оперения в скульптурном пластилине. «Москви-402»

Автомобиль получил вполне современный внешне, а конструктивно более жёсткий — а значит и более долговечный, существенно более просторный и комфортабельный внутри по сравнению с предшественником кузов с большой площадью остекления и хорошей обзорностью. Он имел отдельный багажник, доступ к которому осуществлялся снаружи автомобиля, а не изнутри, как на М-400 / 401, открывающимся ручкой, установленной на стенке основания заднего сиденья справа. Впервые нашли применение в советском автомобилестроении гнутые лобовое и заднее стёкла. Автомобиль имел достаточно высокий уровень внутренней отделки, был оборудован отопителем с противообледенителем лобового стекла (прошлая модель отопителя не имела), мигающими сигналами поворота с самовозвратом расположенного сверху на кожухе рулевой колонки переключателя, двухдиапазонным пяти ламповым радиоприемником (нечасто встречался в базовой комплектации даже на иномарках этого класса). Дизайн был достаточно незамысловатым и утилитарным, но на тот момент вполне современным. Новый «Москвич» получил независимую бесшкворневую переднюю подвеску с двойными поперечными рычагами вместо шкворневой независимой подвеки типа «Дюбонне» у М-400 / 401, имевший продольные рычаги, 15-дюймовые обода колёс вместо 16-дюймовых, барабанные тормоза с плавающими колодками, 12-вольтовое электрооборудование вместо устаревшего и капризного 6-вольтового у М-400 / 401. Впервые в стране были применены телескопические амортизаторы. Задний мост с негипоидными шестернями и трёхступенчатая коробка передач на этом этапе были унаследованы от предыдущей модели, но коробка получила удлинитель, позволивший укоротить карданный вал и снизить уровень вибраций.

Читать еще:  Авто ру москвич 401

Модификации «Москвич-402»

  • 402 — Седан. Базовая модель
  • 402 Б — Автомобиль «Москвич-402», переоборудованный на полное ручное управление, предназначенный для использования лицами, у которых ампутированы или парализованы обе нижние конечности, но верхние конечности совершенно здоровы.
  • 402 М. Медицинский автомобиль «Москвич-402М»
  • 402 Т — Автомобиль «Москвич-402» для службы такси. Отличия от базового варианта заключались в установке таксометра и нанесенных обозначениях такси – «шашечках»
  • 423 — Универсал. Его опытный образец имел единственную дверь с водительской стороны. Однако, от необычной идеи отказались. Универсал назвали «Москвич-423», использовав проектное обозначение его кузова. «Москвич-423» выпускали с 1957 по 1958 год. Это был, по сути, первый серийный универсал в нашей стране.

  • 410 (1957-1958) – Легковой автомобиль повышенной проходимости, созданный на базе модели 402. В отличие от 402, он получил усиленный кузов, рулевой механизм от ГАЗ М20В Победа, масляный радиатор системы смазки двигателя, оригинальный передний ведущий мост с шарнирами равных угловых скоростей типа «Бендикс-Вейсс», двухступенчатую раздаточную коробку с ручным включением, зависимую переднюю подвеску на продольных рессорах и гидравлические амортизаторы рычажного типа (лучше переносившие грязь, в отличие от телескопических на базовой модели). Автомобиль имел два ведущих моста и зависимую подвеску всех колес на продольный рессорах.

  • 429 — Опытный фургон с широкой передней дверью был построен на агрегатах Москвич 402 одновременно с опытным трехдверным универсалом аналогичной конструкции. Однако при серийном производстве оригинальные кузовные детали потребовали новых штампов, поэтому впоследствии, в целях унификации с существующими моделями, в производство была запущена модель Москвич 430 с кузовом, идентичным обычному универсалу.

  • 402 Пикап. Опытный. В серию не пошел.

Москвич-402 – машина, давшая фору западным малолитражкам

Первым авто семейства стал «Москвич-400». Его собрали по трофейным чертежам «Опель Кадетт» на оборудовании, вывезенном из побежденной Германии. Машина в целом получилось неплохой, но уже к концу войны считалась устаревшей, в первую очередь из-за формы кузова с выступающими крыльями.

Содержание

Технические характеристики Москвича-402

Кузов: седан
Двери/места: 4/4
Габариты Д/Ш/В: 4055/1540/1560
Колесн. база: 2370
Двигатель: четырехцилиндровый, рядный, объемом 1220см3 и мощностью 35л.с.
Привод: задн.
Макс. скорость: 105 км.ч.
Расход топлива: 8-10л/100км

История создания

Потребитель хотел видеть качественно новую малолитражку, мало-мальски приближенную к мировым стандартам. А чтобы разобраться в этих стандартах, были закуплены несколько машин разных компаний, в числе которых: «Фиат», «Лянча», «Форд» и «Ситроен». В результате новое авто практически не вобрало в себя черт западных машин, а от старого четырехсотого «Москвича» взяло только двигатель, коробку передач и редуктор заднего моста. И то все модернизовали до неузнаваемости.

Что касается дизайна машины, его заимствовали с другой советской модели – 21-й «Волги». А все потому, что в разработке участвовали инженеры с разных советских заводов, в том числе с ГАЗа. И именно с подачи горьковских специалистов «Москвич» в итоге стал выглядеть, как младший брат ГАЗ-21.

Особенности

Сейчас в это трудно поверить, но машина была верхом передовой инженерной мысли послевоенных лет. Она имела:

  1. Простой, но привлекательный по тем временам дизайн;
  2. Приличную внутреннюю отделку;
  3. Мягкую подвеску;
  4. Стеклоомыватели и дворники, работавшие от распредвала;
  5. А еще – оснащалась радиоприёмником, который на западных авто этого класса был большой редкостью.

И это далеко не весь перечень достоинств советской малолитражки, которую вскоре оценили потребители не только у нас, не только на территории соцлагеря, но и в развитых капиталистических странах: во Франции, Финляндии, Великобритании, Швеции. Более того, каждый второй выпущенный в СССР «Москвич» уходил на экспорт, а машины, собиравшиеся из наших деталей в Бельгии, продавались под местным брендом Scaldia.

С другой стороны первые экземпляры легендарного автомобиля были вначале, мягко говоря, сырыми и далекими от идеала. Из-за ужасного качества сборки и множественных дефектов на завод чуть не каждую неделю обращались недовольные покупатели с претензиями. Первые «Москвичи» имели аппетит значительно больше заявленного в документах, трескались по швам сварки, быстро ржавели, а зазоры и люфты были вообще обыденным явлением.

Москвич-402

К началу 50-х годов в СССР сложилась такая ситуация: выпускавшиеся Московским заводом Малолитражных автомобилей Москвичи 400-420 полностью устарели и счерпали свой ресурс в качестве массового малолитражного автомобиля. Конечно, работы по модернизации его конструкции шли постоянно, но этого было мало, требовалось разработать и выпустить абсолютно новую машину этого класса. Именно такую задачу поставило тогда перед коллективом завода руководство партии и правительство страны.

Читать еще:  Москвич 412 год выпуска

При этом начальство настаивало именно на разработки абсолютно новой конструкции, а не адаптации уже существующей, поэтому от старого автомобиля разрешено было оставить лишь мотор, коробку передач и задний мост. Сохранённые узлы и агрегаты так же подлежали модернизации. Так как коллектив МЗМА самостоятельно со столь масштабной задачей в короткие сроки самостоятельно бы не справился, конструкторскую группу усилили специалистами ГАЗа, ЗиСа и Московского мотоциклетного завода. Руководство группы осуществлял главный конструктор завода Александр Фёдорович Андронов.

В то время в страну в большом количестве стали поступать иностранные автомобили. Их приобретали специльно для того, что бы изучить новшества в области автомобилестроения которые разработали западные автомобилестроительные компании за послевоенные годы. Так, в частности в Италии приобрели Fiat1100 и Lancia Aurelia, в Великобритании Hillman Minx, Ford Consul и Javelin Jovette, во Франции Simca Aronde и Citroen 2CV. Все они были тщательно изучены конструкторами на предмет использования в качестве базы для новой советской малолитражки. В конце-концов решено было остановиться на Ford Consul, так как именно его посчитали наиболее подходящим для эксплуатации в условиях страны.

Так как МЗМА не имел достаточно мощной производственной базы, практика его поддержки при создании четыреста второго Москвича была продолжена. Так для первых семи опытных образцов нового автомобиля кузова и штампованную оснастку изготовили на ГАЗе в 1951 году, так как именно здесь в то время имелось самое развитое производство штампов. В проектной документации новинка так же обозначалась газовским шифром, то есть индексом состоящим из двух групп цифр: 402-425. что означало модель 402. кузов модели 425.

Что касается силовой линейки этого автомобиля, то она до сих пор вызывает серьёзные споры. Дело в том, что часть историков автомобилестроения утверждает, что советские конструкторы при создании двигателя для «четыреста второго» взяли за основу мотор Ford Consul, расточив его цилиндры до диаметра 72 миллиметра, получив в результате объём в 1221,45 куб. см. Другие же заявляют о том, что советские инженеры самостоятельно разработали абсолютно новый двигатель на базе двигателя Москвича-401, конструктивно изменив объём его цилиндров, строение выпускного тракта и применив при этом распределитель с вакуум-регулятором. В результате чего мощность его достигла 35-ти лошадиных сил.

Основой внешности нового «Москвича» стала так же внешность американского автомобиля, хотя она и претерпела значительные изменения, так, в частности, в элементах его оформления были использованные решения, применённые позже на автомобиле ГАЗ-21 «Волга». Таким образом, можно сказать, что советским конструкторам удалось создать вполне оригинальный дизайн на основе дизайна Ford Consul.

С технической точки зрения кузов новой малолитражки представлял собой жёсткую пространственную ферму. Она сваривалась из несколько крупных узлов-подсборок. Основные узлы при этом изготовлялись из листовой малоуглеродной стали методом штамповки.

На автомобиле были применены впервые в советском автомобилестроении многие технические решения и установлены передовые приборы. В частности его электрооборудование было двендцативольтовым вместо шестивольтового распространённого ранее. С целью уменьшения уровня вибрации длинную карданного вала сократили. Переключение передач было вынесено непосредственно на рулевую колонку. Передняя подвеска стала бесшкворневой и впервые в СССР легковая машина получила телескопические амортизаторы. Доступ в багажник здесь осуществлялся снаружи машины, а не изнутри как на М-400/ 401.

Не смотря на наличие архаичного нижнеклапанного двигателя, который в СССР сохраняли для того, что бы автомобили имели возможность ездить на низкосортном бензине с небольшим октановым числом, «Москвич-402» пользовался высокой популярностью не только в СССР и «странах народной демократии», но и в Западной Европе, в основном, благодаря наличию в нём радиоприемника.

Выпускался этот автомобиль вплоть до мая 1958 года, и всего с конвейера сошло примерно 95 000 его единиц.

В настоящее время машину можно достаточно часто встретить на российских дорогах, особенно в провинции.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector