Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Год выпуска москвич 401

Москвич-401. История создания

Определение

Москвич-401 — советский легковой автомобиль малого класса с типом кузова седан. Серийно выпускался на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМЛ, так в 1945 — 1968 гг. назывался АЗЛК) в 1954 — 1956 гг. Являлся модернизацией автомобиля Москвич-400, на который ставился новый двигатель, и был практически идентичен довоенному Opel Kadet.

История Москвич-401

Москвич-401 серийно выпускался на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМЛ, так в 1945 — 1968 гг. назывался АЗЛК) в 1954 — 1956 гг

Панель управления Москвич-401

Москвич-401 — советский легковой автомобиль малого класса с типом кузова седан

Салон автомобиля Москвич-401

Рекламная листовка Москвич-401 Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР

«Москвич-400» оказался приспособленным для тяжелых условий эксплуатации. Несущий кузов был крепким, двигатель (1074 см3, 23 л.с.) тянул на низких оборотах, «переваривал» плохие бензин и масло, а необычная «опелевская» передняя подвеска, традиционные рессоры сзади и 16-дюймовые колеса выдерживали езду по ямам и ухабам. На первых автомобилях «Москвич-400» был выявлен ряд конструктивных недостатков кузова: появление в некоторых местах трещин на оплавке и на основном металле, поломки дверных замковых ручек и замков капота, недостаточные уплотнение и пылезащита кузова, отклеивание обивки потолка, недостаточная антикоррозионная защита и некоторые другие. На протяжении 1948-1953 годов Московским заводом малолитражных автомобилей велась непрерывная работа в направлениях: повышения долговечности, увеличения мощности двигателя, повышения удобства и эксплуатационных качеств автомобиля, снижения веса. Внедрение в производство большого количества конструктивных и технологических мероприятий в 1952 г. улучшило качества автомобиля и повысило его пробег до капитального ремонта. В 1954 году машине присвоили новый индекс — «Москвич-401», хотя для непосвященных модель «400» и сменившая ее «401-я» практически неразличимы. Хотя даже внешне есть некоторые отличия. По рекомендации работников автодорожной инспекции, некоторые владельцы «Москвича-400» своими силами и в удобных для них местах на «лицевой» части автомобиля устанавливали указатели поворотов. На передних крыльях «Москвича-401» уже устанавливались заводские подфарники в штатных местах. Вначале 50-х годов предпринимались попытки радикально модернизировать кузов: дутые передние крылья, аллигаторный капот, выступающий багажник, три варианта оформления передка. Но вся тяжелая промышленность была ориентирована на военные нужды, и никто не собирался тратить средства на новые штампы для легкового автомобиля. Кроме того, «Москвичу» пришлось даже послужить в армии: небольшими партиями делали спецмашину АПА-7 с установкой для пуска реактивных авиадвигателей, строили пикапы со скамьями вдоль бортов, блокировкой дифференциала, вездеходной резиной. В 50-е годы отношение к легковым автомобилям стало меняться: теперь их могли покупать и рядовые советские граждане, для которых даже маленький «Москвич» казался чудом техники. Спрос на легковушки стал резко расти, появились очереди.

Технические характеристики Москвич-401

Тип кузова: седан
Дверей/мест: 4/4
Длина: 3855 мм
Ширина: 1375 мм
Высота: 1545 мм
База: 2340 мм
Колея передняя: 1105 мм
Колея задняя: 1170 мм
Клиренс: 190 мм
Масса снаряженная: 845 кг
Объем бака: 31 л
Объем двигатель: 1074 см куб.
Тип привода: задний
Максимальная скорость: 90 км/ч
Цена автомобиля в 1954 г.: 9 тыс. руб.

Отличия Москвич-401 от Москвич-400

Москвич 401 первый советский народный автомобиль

Москвич 401 выпускался с 1954 по 1956 годы. Автомобиль являлся продолжением линейки 400-х москвичей. Отличия состояли в том, что в 401 устанавливался более мощный двигатель (26л.с. при 4000 об/мин и степенью сжатия 6,27), а также присутствовали некоторые дополнительные элементы отделки. Всего было выпущено 247,5 тыс. автомобилей этого семейства всех модификаций, из них 17 742 кабриолета. Мощность двигателя до 26 л.с. /4000 об/мин по сравнению с 23 л.с. / 3600 об/мин у 400. Крутящий момент 58 Н.м/2200 об/мин против 55 Н.м / 2000 об/мин у 400. Масса автомобиля — 855 кг. против 845 кг у 400.

Интересный факт

Еще в 1945 году на совещании по развитию автопрома руководители страны во главе со Сталиным выбрали автомобиль, которому было суждено прийти на замену «КИМ-10». Им стал Opel Kadett P38. Раз во вражеской Германии сумели сделать удачную массовую модель, то почему был не принять в качестве контрибуций и репараций определенные производственные мощности? Новая машина была названа «Москвич» в честь 800-летнего юбилея столицы. Настало время продемонстрировать автомобиль Сталину. О правительственном показе существует легенда.
…Бросив хмурый взгляд на машину, вождь сел за руль. Повертел баранку, потыкал пальцами в кнопку сигнала и кивнул мерзнущим Кагановичу и Молотову: «Садытэсь и вы, товарыщи. » Товарищи остались мерзнуть – у экспериментального «Москвича» было всего две двери, как и у массового довоенного Kadett P38! Сталин не одобрил компоновку кузова и повелел сделать автомобиль четырехдверным…
В спешном порядке пришлось осваивать новые пресс-формы, менять арматуру кузова. Но надо отдать должное прозорливости генералиссимуса – послевоенный СССР был охвачен бэби-бумом едва ли меньше, чем заокеанские экс-союзники по коалиции, и четырехдверный варианта кузова пришелся кстати.

  • Веди себя как счастливый человек, и станешь счастливым.
  • В 1922 году в Германии цены менялись по 5-6 раз за сутки, зарплату выплачивали два раза в день.

design by:

Если Вы хотите познать прошлое, не равнодушны к предметам старины, если Вас влечет дух ретро, тогда Добро пожаловать на портал РЕТРОБАЗАР! РЕТРОБАЗАР – это проект, созданный специально для людей, увлекающихся коллекционированием разного направления. Наша цель – организовать общение единомышленников со всего мира, а также помочь купить, продать или обменять интересные экземпляры для коллекции, демонстрировать предметы личных коллекций, создавая виртуальные выставки и галере. Приглашаем на РЕТРОБАЗАР как опытных коллекционеров, так и новичков, как профессионалов, рассматривающих антиквариат как заработок, так и истинных любителей старины. Мы сделали функционал портала RETROBAZAR простым, доступным и бесплатным для каждого зарегистрированного пользователя или гостя. Теперь коллекционеры всегда будут в курсе событий, происходящих в мире антиквариата. Мы предоставим интересную информацию о региональных выставках, клубах, рынках, ретро-магазинах, посвященных коллекционированию. Будет полезным РЕТРОБАЗАР и для тех, кого интересуют искусство и живопись, литература и история. С этой целью наша информационная база регулярно пополняется интересными фактами и новостями из жизни коллекционеров. Оставаясь с нами, Вы всегда будете в курсе того, чем живет антиквариат Украины и других стран. К Вашим услугам неограниченные категории предметов коллекционирования — бонистика, нумизматика, авто, военная археология или что-либо другое, — которые может пополнять любой пользователь, предлагая и свои личные. Ещё одна наша цель – создать уникальную базу людей, объединенных одними интересами, со всего мира. Это позволит Вам налаживать общение и сотрудничество с коллекционерами из разных уголков планеты, Вашей страны, а, возможно, и Вашего города. Универсальность портала RETROBAZAR заключается ещё и в том, что на нем можно организовать продажи разных видов: от обычных торгов до масштабных аукционов. Каждый зарегистрированный пользователь, желая продать или купить любые предметы старины, будь то старинные платья, старинные книги, марки, монеты, самовар, авто, мото или что-то еще, может воспользоваться услугами портала. Для реализации всех задач РЕТРОБАЗАР предлагает целый ряд инструментов, позволяющий интересно и с пользой провести досуг: форум,доска объявлений,внутренняя (приватная) почта,личная страница,обратная связь с администрацией портала,мультиязычный режим. Уже сейчас РЕТРОБАЗАР пользуется популярностью среди коллекционеров, пополняясь все новыми пользователями. Надеемся, что проведенное с нами время будет для Вас интересным и полезным!

Год выпуска москвич 401

Нигде в интернете не нашёл нормального списка различий данных Москвичей по моделям и годам выпуска и решил создать собственную тему.Сам являюсь счастливым обладателем Москвича 400 или 401, пока что не разобрался ещё, Москвича-410 и большого количества старых мотоциклов. К технике отношусь очень трепетно, люблю поковыряться всегда)
Итак, начнём.По данным интернета, с 1946 по 54 год выпускался автомобиль Москвич-400, В 54 его немного модернизировали, и индекс поменялся на 401, данный же экземпляр выпускался до 56 года.
Теперь немного данных из имеющегося у меня экземпляра какой-то старой книги по автомобилям, обложка, к сожалению, не сохранилась.

1.»Коленчатый вал двигателей выпуска до августа 1949 года имел разные диаметры коренных шеек и устанавливался на бронзовых вкладышах.В последующих выпусках двигателей все шейки коленчатого вала одинакового диаметра.Вкладыши применяются стальные.»

2.»В 1952 году в конструкцию двигателя был внесен ряд усовершенствований, повышающих его качество.В верхнюю часть цилиндров двигателя запрессовывают сухие короткие гильзы из легированного чугуна и применяют хромирование верхнего компрессионного кольца, что значительно повышает износоустойчивость двигателя.Внедрена в производство новая головка с улучшенной формой камеры сгорания,вследствие чего степень сжатия повысилась до 6,2 против 5,8. Применен новый распредвал с измененными фазами газораспределения и улучшенным профилем кулачков, обеспечивающим более бесшумную работу механизма.Улучшена конструкция впускного трубопровода.Все внесенные изменения способствуют повышению мощности примерно до 26 л.с.»

3.»С 1952 года на двигателе автомобиля Москвич установлен водяной насос усовершенствованной конструкции, обеспечивающий большую надежность и больший срок его работы.Валик насоса установлен в кронштейне крышки корпуса насоса на двух шарикоподшипниках, смазка к которым подаётся через маслёнку.Подшипники снабжены сальниками.»
В помпе старой конструкции были втулки.

4.»В 1952 году конструкция масляного фильтра была изменена и размеры его значительно увеличены.На автомобилях выпуска до июля 1949 года фильтр тонкой очистки не устанавливался.Емкость системы смазки без фильтра равна 2, 7 литра.»

5.»С августа 1950 года карбюратор К-24 снят с производства и взамен его устанавливается карбюратор К-25 измененной конструкции с другим способом компенсации смеси.В карбюраторах выпуска с 1 июня 1951 года нет отверстия, через которое поступает в распылитель воздух.»

6.»На автомобилях Москвич до августа 1952 года ставили трёхщёточный вентилируемый генератор Г-28.Обмотка возбуждения на нем соединена на массу через предохранитель, который установлен в пробке, ввернутой в заднюю крышку корпуса.На автомобилях более поздних выпускоВ ставят двухщёточный генератор Г-29.И реле РР-29

7.»Коробка передач с рычагом переключения, расположенным непосредственно на крышке коробки, применялась на автомобилях Москвич до мая 1951 года.С мая 1951 года устанавливается новая коробка передач, имеющая синхронизатор инерционного типа для безударного включения второй и третьей передач.Рычаг переключения расположен на рулевой колонке.»

8.»В 1952 году внедрен в производство новый задний мост с усиленными подшипниками.Размеры всех подшипников увеличены, что обеспечивает больший срок службы заднего моста.Шариковый подшипник заднего конца вала малой конической шестерни заменен роликовым цилиндрическим подшипником.Концы полуосей устанавливают в полуосевых рукавах на однорядных шарикоподшипниках вместо двухрядных.

По № двигателя или кузова или шасси .

Новый распределительный вал (устанавливается на двигатели с № 5287395*) имеет кулачки с улучшенной формой профиля, обеспечивающей расширенные фазы газораспределения и, кроме того, снижающей шумность работы клапанного механизма.
Новая чугунная головка блока цилиндров (устанавливается на двигатели с № 5295689) имеет большее проходное сечение для поступления рабочей смеси, меньшие пути горения смеси и повышенную, степень сжатия. Выбранная форма камеры сгорания обеспечивает бездетонационную работу двигателя.
Повышение износостойкости цилиндро-прршневой группы деталей двигателя за счет применения коротких гильз из специального антикоррозионного чугуна, запрессовываемых в блок цилиндров (с двигателя № 5291728), и применения пористого хромирования верхних компрессионных поршневых колец (устанавливаемых на двигатели с № 5291285).
Изменение крепления выхлопной системы двигателя за счет введения дополнительной эластичной подвески глушителя к основанию кузова (на автомобилях, имеющих шасси с № 52207 — «седан» и с № 16644 — «кабриолет»).
Применение нового водяного насоса системы охлаждения двигателя с измененной конструкцией подшипников и уплотнения валика крыльчатки (устанавливается на двигателях с № 5184457).
Применение нового маслоприемника маслонасоса двигателя (устанавливается на двигателях с № 5290289).
Применение нового прерывателя-распределителя типа Р-34 (устанавливается на двигателях с № 5291530), отличающегося малыми габаритными размерами и весом.
Применение нового шунтового генератора типа Г-29 повышенной мощности, работающего совместно с реле-регулятором типа РР-29(устанавливается на автомобили, имеющие шасси с № 69002 — «седан» и с № 17753″- «кабриолет»)
Повышение надежности и долговечности заднего моста за счет применения новых усиленных подшипников качения для ведущей шестерни главной передачи, для коробки дифференциала и для задних колес. Новый задний мост устанавливается на автомобили, имеющие шасси с № 66153 — «седан» и с № 17753 — «кабриолет».
Применение подвесного рычага ручного тормоза с измененной конструкцией тросового привода (устанавливается на автомобилях, имеющих шасси с № 66120 — «седан» и с № 17753 — «кабриолет»).
Введение газопровода новой конструкции (устанавливается на двигателях с № 153858).
Применение новой крышки подшипника щита переднего тормоза, отличающейся от крышки прежней констоукции наличием угловой пресс-масленки и измененной установкой сальника в крышке. Сальник установлен так, что кромка его резиновой манжеты обращена в сторону крышки подшипника. Крышка подшипника с пресс-масленкой устанавливается на автомобилях, имеющих шасси с № 117896 и далее.
Введение нового рулевого колеса с литой ступицей из цинкового сплава и необлицованными пластмассой спицами. Новое рулевое колесо (устанавливается на автомобили, имеющие шасси с № 123673)

* При определении номера двигателя следует иметь в виду, что с последнего квартала 1953 г. заводом была изменена система нумерации. Первые две цифры номера, обозначавшие раньше год выпуска двигателя, были исключены.

Применение нового, утопленного в щит передка кузова, гнезда для установки и крепления аккумуляторной батареи.
Введение защиты от помех радиоприему за счет установки высокоомного подавительного сопротивления в провод высокого напряжения, соединяющий катушку зажигания с распределителем, и за счет улучшения электрического контакта между частями кузова и шасси при помощи дополнительной гибкой перемычки (плетеной медной шины), соединяющей блок цилиндров двигателя со щитом передка кузова.
Введение смазки втулок педалей, для чего в наружном торце оси педалей поставлена пресс-масленка. Устройство принудительной смазки втулок и оси педалей исключило возможность заедания педалей на оси.
Введение окраски нижней поверхности основания кузова, что значительно повысило стойкость основания против коррозии.
Применение новой крышки подшипника щита переднего тормоза, отличающейся от крышки прежней констоукции наличием угловой пресс-масленки и измененной установкой сальника в крышке. Сальник установлен так, что кромка его резиновой манжеты обращена в сторону крышки подшипника. Крышка подшипника с пресс-масленкой устанавливается на автомобилях, имеющих шасси с № 117896 и далее.
Бензопровод, проложенный изначально слева, чтоб размежеваться с выхлопной трубой в целях пожарной безопасности, перекочевал, при смене модели, на правую сторону.

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Первые автомобили «Москвич» сошли с конвейера Московского завода малолитражных автомобилей 4 декабря 1946 года. Эти машины впервые в СССР разрешено было покупать частным лицам, не спрашивая разрешения начальства. Цену на него назначили директивным порядком 9 тысяч рублей. Тогда это были большие деньги. Зарплата рабочего была рублей 700. Но были в советской стране и высокооплачиваемые люди. Они легко могли позволить купить себе такой автомобиль. Хотя бывало всякое. Энтузиасты автомобильного дела покупали его вскладчину и пользовались по очереди. А наш великий актер Алексей Баталов, получив от Анны Ахматовой деньги, чтобы приодеться, вместо этого купил себе четырехсотого Москвича. Поездила на таком в начале своей карьеры и балерина Майя Плисецкая.

В 1946 году в нашей стране ввели новую систему обозначения моделей. Среди всех автозаводов поделили цифровые индексы от 1 до 999. Москвич получил № 400. Но относился он только к двигателю и шасси. Четырехдверный кузов обозначили как 420, кабриолет 420А, а деревянный фургон 422. Правда, для этих машин на МЗМА делали только шасси. А потом они своим ходом отъезжали в Черкизово, где на них ставили кузова с каркасом из березовых брусьев, панелями из фанеры и крышей из дерматина.

В начале хотели делать и универсал, пятидверный со складными задними сидениями. Но в серию он не пошел, так как деревянный кузов, ослабленный дверными проемами, оказался очень недолговечным.

В 1947 году к 800-летию Москвы на заводе сделали юбилейную партию машин. Кроме того, что их постарались собрать качественнее из хорошо отобранных деталей, на левой боковине капоте был значок в виде древнерусского щита с цифрой 800. До наших дней не дожил ни автомобиль, ни даже значок.

В конце 40-х завод повернулся лицом к народному хозяйству и запустил в серию модификацию 420М для поликлиник с обивкой из кожзаменителя. Их почему-то называли «неотложки».

Не оставили в стороне и военных. Для них сделали двухместный пикап с аэродромным пусковым агрегатом. Без таких истребители МИГ 15 не взлетали.

На испытаниях поработали над пикапом повышенной проходимости, но до серии его не довели. Через три года выпуска стало ясно, что машина, в основе которой лежал Opel Kadet образца 1938 года, устарела. И на заводе сделали пять прототипов Э424 с измененным внешним видом. Именно их планировали выпускать как модель 401, но не нашли где сделать штампы. И ЗИС, и ГАЗ отказались.

Только в 1951 году Москвич 400 удалось модернизировать. Рычаг с пола переехал на рулевую колонку, вторая и третья передача в коробке обзавелись синхронизаторами.

Прошло еще три года выпуска. Двигатель получил новую головку блока и увеличенную степень сжатия. Мощность достигла 26 л.с. Тогда же поменяли и индекс 401 – 420. Но выглядел Москвич все так же.

Эта машина стала первой в СССР и массовой спортивной. Уже на первом Чемпионате страны в 1950 году их было больше 20. А начальник испытательного цеха завода Лев Гивартовский стал первым Чемпионом СССР. Тогда за это давали красный свитер.

Но в фаворе у начальства тогда были не гонки, а конкурсы профессионального мастерства. И однажды на такой приехал водитель-испытатель завода Юрий Чвиров поучаствовать в 100-километровых соревнованиях на экономичность. Чтобы показать хороший результат, кроме классно подготовленного автомобиля, он на ходу при попутном ветре открывал все двери, чтобы они служили парусами, подталкивая Москвич. И победил с результатом 2,45 л на 100 км. Хотя обычно машина расходовала литров 10.

Простоял на конвейере Москвич 400 – 401 10 лет, до апреля 1956 года. За это время сделали 246 тысяч машин. Отдельные экземпляры ездили у рачительных хозяев еще в конце 80-х.

Это ж Опель? История Москвич-400

История появления этого автомобиля на свет опутана противоречиями, домыслами и слухами в виде версий. Однако его появление состоялось – и вместе с ним состоялся массовый советский автопром. К 70-летию Москвича вспоминаем об этом легендарном автомобиле.

Писательский вес по машинам Они измеряли в беседе: Гений — на ЗИМе длинном, Просто талант — на «Победе», А кто не сумел достичь В искусстве особых успехов, Покупает машину «Москвич» Или ходит пешком. Как Чехов. Самуил Маршак, «Меры веса» (1954)

В июне 1946 года начали выпускаться сразу два советских автомобиля – легковой ГАЗ-М-20 Победа и грузовик ГАЗ-51. А 4 декабря того же года на заводе ЗМА собрали первый Москвич-400. Казалось бы, всё логично – страна ускоренными темпами, напрягая все жилы, встаёт из руин. Но появлению первого Москвича предшествовала длинная и запутанная история.

До Москвича

Ещё до войны, в 1930-е, руководству страны было понятно, что автопрому пора осваивать модель «индивидуального пользования». О том, что личный автомобиль давал советскому гражданину слишком уж много свободы, в те годы ещё не думали (этот «тренд» в советской власти возникнет позже), доводы были другими: личный автомобиль мог быть хорошим средством поощрения рядовых граждан, а также мог служить целям подготовки водителей для сельского хозяйства и армии. Эти задачи представлялись весьма важными, особенно на фоне бума автомобилизации на Западе.

У нас же в то время простые граждане были почти полностью лишены возможности купить авто. За редким исключением: приобретение через профсоюзную организацию (не иначе как, опять-таки, за серьёзные заслуги) или же покупка подержанного авто через комиссионный магазин. Ещё можно было выиграть автомобиль ЗИС-101 в лотерею, но возможность эта была, скорее, теоретической. И всё перечисленное – это фактически единичные случаи. В остальном машины «распределялись» по организациям, ведомствам и министерствам.

Дабы создать «народный» автомобиль, экономический совет при Совнаркоме СССР в марте 1939 года выпустил постановление, где были утверждены характеристики будущей модели. Уже в следующем, 1940-м, на заводе Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ, позднее переименованный в ЗМА, а потом в МЗМА) началось мелкосерийное производство автомобиля КИМ-10, в основу которого лёг английский Ford Perfect.

Байка о четырёх дверях

Но «фордовскому варианту» не суждено было дойти до серии. В 1940 году Сталину показывали зарубежные «аналоги» и двухдверный КИМ-10-50. Сталин непрактичную машину не одобрил и указал на Opel Kadett K38, имевший схожий дизайн и пропорции, но представленный именно в четырёхдверном варианте – мол, вот как должна выглядеть советская малолитражка.

На фото: Opel Kadett 4-door (K38) ‘1938–1940

Этот факт, кстати, полностью опровергает известную байку о послевоенном смотре 1945 года, когда Сталин якобы сказал директору МЗМА фразу «садись и ты, дорогой», предлагая сесть на заднее сиденье, воспользовавшись задней дверью.

В 1945 году вождь знакомился уже с 4-дверным седаном КИМ-10-52. Что именно он там сказал и кому, мы не знаем, но проект был обречен по вполне объективной причине. Дело в том, что при эвакуации завода КИМ в октябре 1941 года на Урал большая часть документации и оснастки для выпуска КИМ-10 была утрачена. Об альтернативе думали недолго – взяли «одобренный» Сталиным немецкий седан. Постановление ГКО от 26 августа 1945 года именовалось так: «О постановке на производство на МЗМА автомобиля Опель-Кадет К-38 в его существующем виде».

На фото: КИМ-10-52 ‘1941

Решено было воспроизвести наиболее прогрессивный и достаточно редкий вариант Кадета – с четырёхдверным кузовом и независимой передней подвеской. Но с этим «чистым копированием» тоже возникли сложности.

Москвич под СВАГом

Был ли первый Москвич полностью сделан на оборудовании и по документации, вывезенной с завода Opel в немецком Рюссельсхайме? Такого мнения придерживается знаменитый Юрий Долматовский в книге «Мне нужен автомобиль», и эта версия очень популярна. Но ведь могло быть так, что чертежи на Кадет были уничтожены в ходе бомбёжек или же спрятаны немцами?

О том, что документацию пришлось почти полностью восстанавливать из небытия по части чудом уцелевшей оснастки, говорит не менее авторитетный источник – Лев Шугуров в книге «Автомобили России и СССР». А ещё один источник, А.Ф. Андронов, генеральный конструктор МЗМА (АЗЛК) с 1949 года, в своих воспоминаниях и вовсе утверждает, что чертежи Москвича-400 создавались самостоятельно Отделом главного конструктора в Москве, а вся оснастка делалась на ГАЗе и ЗИСе… Так где же правда?

Пожалуй, максимально возможную на данный момент ясность в этом вопросе вносят воспоминания инженера МЗМА Е.И. Борычева. Советский Союз имел право на использование части промышленного оборудования побеждённой Германии, в том числе и находившегося на заводе в Рюссельсхайме, но проблема была в том, что использовать там было особо нечего – во время войны завод делал не автомобили, а авиационные детали, и поэтому при наступлении был действительно разбомблен британскими ВВС до основания. Кое-что, однако, нашлось в тайниках – уцелела оснастка для производства шасси и кузова Кадета, но только в двухдверном исполнении, самом популярном в довоенной Германии. Никаких сведений не сохранилось и по двигателю.

Итак, недостаток оснастки (причем в самой сложной с точки зрения технологии «дверной» части), нехватка чертежей, несколько «живых» экземпляров Кадета… С таким «наследством» советским инженерам предстояло поставить автомобиль на производство, причем с чётким сроком – первые пять Москвичей должны были пойти в серию в июле 1946 года. К американцам из General Motors, владевшей с 1929 года маркой Opel, обращаться за недостающими чертежами не представлялось возможным – послевоенная союзническая эйфория уже сменилась первым поветрием «холодной войны». Своими силами было не справиться.

И тогда к восстановлению утраченного знания привлекли немецких специалистов – трудовые коллективы, состоящие из немцев и возглавляемые гражданами СССР, создавались под началом Советской военной администрации в Германии (СВАГ) ещё с лета 1945 года.

В результате четырёхдверный кузов, включая деревянную мастер-модель и шаблоны для штампов, был воссоздан конструкторским бюро в Шварценберге, а нижнеклапанный двигатель с чугунным блоком и баббитовыми подшипниками «перерождён» в Берлине.

К сроку, правда, всё равно не успели – долгое время заняла «увязка» репарационного и заново созданного оборудования, а также устранение проволочек со смежниками – и 17 августа 1946 года изначально установленный срок перенесли Приказом Министра Автотракторной промышленности СССР на IV квартал 1946-го.

В серии

Большинство источников утверждает, что первый серийный автомобиль был выпущен на МЗМА 4 декабря 1946 года – именно этот день считается днём рождения Москвича. Однако есть мнение, что первые серийные машины собрали в ночь с 8 на 9 декабря. Как бы там ни было, а подготовка к производству, учитывая все проблемы, заняла всего полтора года, и новый, 1947-й год завод встречал явно на подъёме. В 1947 году Москвич даже заимел свой собственный «спешл эдишн» – к 800-летию Москвы выпустили юбилейную партию машин с миниатюрным геральдическим щитом на левой боковине капота.

На фото: Москвич-400-420 ‘1946–1954

Первая модель послевоенного МЗМА, согласно полному обозначению, именовалась Москвич-400-420 (цифры указывали, соответственно, на номер двигателя и номер кузова), однако долгое время «четырёхсотый» называли просто Москвич, ведь других Москвичей просто не существовало.

На фото: Москвич-400 ‘1946–1954

Машина получилась удачной – технологичной, симпатичной и надёжной. В целом не блиставшая новаторством конструкция всё же отличалась некоторыми интересными решениями – весьма прогрессивно воспринимались послевоенной общественностью несущий кузов, алюминиевые поршни двигателя, гидравлические тормоза и, главное, независимая подвеска типа Дюбонне, воплощающая истинное инженерное изящество. Вместе с тем, у машины не было указателей поворота, зато стеклоочиститель (сам по себе бывший тогда редкостью) имел механический привод от… распредвала двигателя.

За 1947 год был выпущен 1 501 автомобиль, за 1948-й – уже 6 706, за 1949-й – 19 806. Скоро годовой объём выпуска довели до 35 000 штук, потом до 50 000, а в июне 1953-го модель вышла на точку самоокупаемости, став рентабельной. В октябре того же года с конвейера сошел 100 000-й Москвич, а уже в марте 1954 года (через полгода!) общий объём выпуска достиг 150 000 экземпляров (однако часть источников утверждает, что максимальный годовой объём выпуска был достигнут в 1955 году и составил 47 758 машин).

Со временем машина получила некоторые обновления, обзаведясь синхронизаторами на третьей и четвёртой передачах, более удобным (по сравнению с напольным) рычагом КПП на рулевой колонке и усиленными подшипниками в заднем мосту. Всё это, плюс блок цилиндров с короткими сухими гильзами, новая головка блока, изменённая конструкция распредвала, обоих коллекторов, водяного насоса, стартера и генератора, в 1954 году оформилось в модификацию Москвич-401, а точнее – Москвич-401-420. Мощность мотора поднялась с 23 до 26 л. с. при 4 000 об/мин. В салоне «четыреста первый» отличался от предшественника более «дорогим» рулевым колесом с цветным пластиком обода и переехавшей вслед за рычагом КПП на рулевую колонку рукояткой «ручника».

На фото: Москвич-401-420 ‘1954–56

После запуска четырёхдверного седана в серии появились и деревянные фургоны Москвич-400-422, они выпускались с 1949 и до 1956-го, то есть практически до конца выпуска основной модели.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Москвич 412 комби фото
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector