Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История автомобилей москвич

История АЗЛК и его «Москвичи»

Автомобиль «Москвич» — это целая эпоха для Россиян и не только. Каждый, кто на нем не ездил, мечтал о нем. Как зарождалась эпоха и почему «Москвич» пользовался популярностью?

Довоенные и военные годы

История автомобильного завода имени Ленинского Комсомола (АЗЛК) началась в ноябре 1930 года, когда завод приступил к сборке легковых и грузовых машин «Ford». До 1933 г. выпускал автомобили «Форд-А» и «Форд-АА».

В декабре 1930 постановлением Всесоюзного автотракторного объединения завод стал именоваться «Государственный автосборочный завод имени КИМ в Москве».

Начало сборки грузовых автомобилей «ГАЗ-АА» (около 30% от всего выпуска) из деталей, поставлявшихся Горьковским автозаводом произошло в 1932 году. Позже автосборочный завод им. КИМ стал филиалом Горьковского автозавода и полностью перешёл на выпуск автомобиля «ГАЗ-АА».

В соответствии с приказом Наркомсредмаша в 1939 году автосборочный завод им.КИМ выведен из состава Горьковского автозавода и включён в Глававтопром как самостоятельное предприятие, именуемое «Московский автомобильный завод имени КИМ». В 1940 году завод переключился на производство малолитражек КИМ, а с начала войны переориентирован на военную продукцию.

Начало истории «Москвича»

В мае 1945 года принято Постановление Совета Министров СССР о развёртывании строительства автозавода по выпуску малолитражки автомобилей «Москвич» и о наименовании завода «Московский завод малолитражных автомобилей» (МЗМА).

Через два года начался серийный выпуск легковых малолитражных автомобилей «Москвич-400» по образцу «Opel Kadett K38». А уже с апреля 1948 года положено начало экспорту автомобилей «Москвич».

Выпуск модернизированной модели автомобиля «Москвич-401» освоен в 1954 году, а в 1956 с главного конвейера сошел последний «Москвич-401». Тогда же начат выпуск «Москвича-402», таким образом, с конвейера стали сходить машины собственной конструкции.

В июле 1958 начался выпуск автомобиля «Москвич-407» с верхнеклапанным двигателем, а уже в августе на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе автомобили «Москвич-407» и «Москвич-423» отмечены золотыми медалями.

Выпуск переходной модели «Москвич-403» начался в 1963 году, после того, как сошел с производства последний автомобиль «Москвич-407».

В 1964 году начат выпуск автомобилей «Москвич-408», а в мае 1967 состоялся юбилейный выход миллионного автомобиля «Москвич-408».

Октябрь 1967 года — выпуск первой партии автомобилей «Москвич 412», а уже через год появляются модификации этой модели: «Москвич-427» с кузовом универсал и «Москвич-434» с кузовом фургон.

В октябре 1968 года МЗМА переименован в Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК). Спустя три года образовано автомобильное производственное объединение «Авто-Москвич».

В 1974 году с главного конвейера завода сошел двухмиллионный автомобиль «Москвич-412».

С декабря 1975 года началось производство новых автомобилей «Москвич-2138» и «Москвич-2140». Через три года с конвейера сходит трехмиллионный «Москвич-2140». В 86 году завод переходит на переднеприводную модель.

Фирменная эмблема — буква «М», стилизованная под зубец кремлевской стены.

В 1989 году развернута работа по подготовке производства пикапа на базе 2141 и прицепа. Выпуск грузового автомобиля «Москвич-2335-пикап» и прицепа мод.

В 1994 совместно с Киевским авторемонтным заводом организован выпуск многоцелевой модели «Москвич-2901».

За этим последовал период простоя, но в январе 1997 освоен выпуск модели «Юрий Долгорукий» с двигателем ВАЗ и Renault.

После начался выпуск модели «Князь Владимир» с двигателем Renault.

В августе 1997 года на базе серийных автомобилей «М-2141» и «М-2335-пикап» разработаны модели электромобилей (экологически чистые).

Новая модель начинает производство — «Святогор» с двигателем «Рено» и импортными комплектующими узлами.

В 1998 году (февраль-март) организован рекламный пробег «Москва-Омск-Новосибирск-Москва» на автомобилях «Святогор» и «Князь Владимир» протяженностью 7500 км.

Вскоре модельный ряд пополнил автомобиль новой модели «Калита» с двигателем Рено, а в ноябре 98-го разработана полноприводная модель автомобиля «Калита».

В декабре 1998 года с конвейера ОАО «Москвич» сошел 5-и миллионный автомобиль «Князь Владимир».

К марту 1999 года разработаны модели «Дуэт-1» и «Дуэт-2».

В 2000 году предприятие резко снизило темпы производства.

Банкротство

Изначально автомобили Москвич-2141 планировалось комплектовать бензиновыми двигателями «АЗЛК-21415» (2 л, восемь клапанов, 113 л. с.), «АЗЛК-21416» (ранние 1.8 л, 16 клапанный 125, последние версии 2 л, 16 клапанов, 140 л. с.), и турбодизелем «АЗЛК-21413». С целью производства собственных двигателей, в конце 1980-х годов на АЗЛК было начато строительство моторного завода (площадка МСП-3), и на его строительство был взят крупный кредит. К 1991 году моторный завод был готов на 90 %, однако СССР прекратил своё существование, а с ним остановилось и государственное финансирование.

Собственные двигатели завод производить так и не начал. Укомплектованные устаревшими двигателями «ВАЗ-2106» и «УЗАМ-3310» — «УЗАМ-3317», «Москвичи» смотрелись всё более бледно на фоне конкурентов, репутация автомобиля падала, финансовое состояние предприятия ухудшалось. В 1996 году завод остановился, встал вопрос о банкротстве. В 1997 году завод был взят Правительством Москвы в доверительное управление. Прежнее руководство завода во главе с директором Юрием Бородиным было отправлено в отставку, директором АЗЛК стал Рубен Асатрян. Для повышения технического уровня и потребительских качеств автомобилей «Москвич», было принято решение комплектовать их двигателями Renault. Однако после дефолта 1998 года и падения курса рубля закупать импортные двигатели стало невыгодно. Производственные трудности, ошибки менеджмента, падение спроса на фоне кризиса, общая хозяйственная неразбериха в стране и отсутствие зрелых финансовых механизмов привели к закономерному финалу — завод прекратил существование.

В декабре 2006 года состоялась продажа на аукционе территории и имущества завода. Кузнечно-прессовое оборудование было отправлено в Китай, Индию, Турцию, Иран. Новый владелец, финансовая группа «Метрополь», планировала на «старой территории» (бывший завод МЗМА) построить офисные и жилые здания, а часть «новой территории» (бывший завод АЗЛК) продать под расширение сборочных мощностей ОАО «Автофармос». К 2007 году ОАО «Москвич» полностью прекратило существование.

В сентябре 2010 года ОАО «Москвич» после продажи имущества было официально ликвидировано. Владельцем товарных знаков завода с эмблемой «Москвич» с 2009 года является немецкая фирма Volkswagen AG, однако выпуск самих машин под этой торговой маркой «VAG» возобновлять не стала и перевела автомобильный бренд «Москвич» в разряд «спящих». В 2011 году «VAG» продлил права на владение товарным знаком «Москвич» до 2021 года. Информация об этом вызвала недовольство среди некоторых поклонников марки.

Как создавали «Москвич-400», первый народный автомобиль в СССР

В 1946 году в Советском Союзе запустили производство сразу нескольких новых автомобилей: «Победы», грузовика ГАЗ-51 и, наконец, народного «Москвича-400».

Д олгий путь к конвейеру

Советское партийное руководство ещё в 1930-е годы прошлого столетия, глядя на опыт западных соседей, пришло к выводу, что стране необходим автомобиль, так сказать, для «индивидуального пользования». Правда, советский посыл отличался от европейского и американского. Если там, за бугром, машина рассматривалась как проявление свободы, то в Союзе посчитали, что «стальной конь» станет хорошим «тренажёром» для получения водительских навыков. А пригодиться они могли как в мирное время, так и на войне.

Читать еще:  Москвич 412 новый

Создание «народной» машины поручили заводу Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), который впоследствии превратиться в МЗМА. И в 1940 году стартовало мелкосерийное производство модели КИМ-10, которую создали на основе автомобиля Ford Prefect. Но дальше дело не пошло. По одной из версий, сначала машина не понравилась Сталину, поскольку являлась двухдверной, а потом началась Великая Отечественная война и о «народном автомобиле» пришлось забыть.

К этому вопросу вернулись в 1945 году. Иосифу Виссарионовичу показали четрыхдверный седан КИМ-10-52 и немецкий Opel Kadett K38. Вождь выбрал «немца», велев его копировать и запустить в июле 1946 года.

Четырёхдверный Opel Kadett

Задача оказалась невыполнимой. Дело в том, что после победы СССР имел права на использование немецкого промышленного оборудования в Германии. Например, находящегося на заводе в городе Рюссельсхайм — там как раз и собирали «Опели». Правда, толку от оборудования практически не было, поскольку в годы войны предприятие переквалифицировалось на выпуск авиационных деталей. Но главная проблема заключалась в том, что британцы разбомбили завод.

После долгих поисков удалось найти тайники, а в них — документацию по производству шасси и кузова модели Kadett K38 в двухдверном варианте (эта модель являлась самой ходовой в довоенный период). А вот обнаружить хоть какие-нибудь чертежи силовых агрегатов не вышло.

Двухдверный Opel Kadett

Так у советских инженеров в распоряжении была часть документации и несколько живых «Кадетов». И из этого «богатства» им требовалось создать первый массовый автомобиль СССР. Можно, конечно, было обратиться за помощью к заокеанским коллегам из концерна General Motors, который выкупил Opel ещё в 1929 году, но после войны отношения между недавними союзниками резко испортились. Поэтому просить о помощи не стали.

Собственных сил советским специалистам не хватало, и к созданию автомобиля решили подключить самих немцев. И, как показало время, этот ход сработал. Германские мастера из бюро в Шварценберге сумели создать и сам четырехдверный кузов, и шаблоны для штампов, и другие части «Опеля». А инженеры из берлинской конторы сумели воссоздать нижнеклапанный мотор с чугунным блоком и баббитовыми подшипниками.

На просторах Союза

По официальной версии, первый «Москвич-400» собрали 4 декабря 1946 года. Автомобиль был очень тепло принят советскими людьми. Большую роль сыграли прогрессивные решения в конструкции «Москвича»: независимая подвеска типа Дюбонне, несущий кузов, гидравлические тормоза, алюминиевые поршни мотора, а также стеклоочиститель с механическим приводом от распредвала силового агрегата. А вот указателей поворотов не было, поскольку в те времена они еще не считались чем-то обязательным.

В 1947 году, когда Москва праздновала 800-летие, предприятие выпустило юбилейную партию легковушек. От стандартной версии они отличались аккуратным геральдическим щитом, размещенным на капоте с левой стороны.

Отправка продукции МЗМА, 1951 год

Постепенно «Москвич» получал улучшения. Сначала инженеры оснастили машину синхронизаторами на третьей и четвертой передачах, затем переместили рычаг коробки передач на рулевую колонку, после — усилили подшипники в заднем мосту. Ряд инноваций получил и силовой агрегат. Главное изменение — увеличение мощности с 23 до 26 «лошадок». Модель, получившая модернизированный двигатель, стала называться «Москвич-401-420».

Сам по себе «Москвич» оказался настолько удачным, что на его базе вскоре сделали фургон «Москвич-400-422», медицинский автомобиль «Москвич-400М» и даже кабриолет «Москвич-400-420А». С самого начала серийного производства модели был налажен экспорт: сперва машины отправляли в Финляндию, а затем география расширилась, охватив еще Албанию, Польшу и Китай.

Автомобиль для народа

В конце 1940-х — начале 1950-х годов прошлого столетия «Москвич» стоил дорого, около 8 тысяч рублей. Но за ту же «Победу» просили ровно в два раза больше. А ГАЗ-12 и вовсе стоил фантастические 40 тысяч рублей! Так что на «четырехсотого» вполне мог накопить даже простой труженик: средняя зарплата в те времена составляла примерно 550–600 рублей.

Москвич-400 в Тюменской области

На боевом посту «Москвич-400» находился девять лет. За это время выпустили 247 439 машин разных модификаций, около 20 тысяч из них ушли на экспорт. Последний «Москвич» сошел с конвейера 20 апреля 1956 года. На этом история первого «народного автомобиля» и закончилась. Настало время других героев.

История АЗЛК

Рождение и становление

1929 год. Октябрь Началось строительство Московского автосборочного завода, рассчитанного на сборку 24 тысяч автомобилей в год.

1930 год. Ноябрь Автосборочный завод вступил в число действующих предприятий. До 1933 г. выпускал автомобили « Форд -А»и « Форд -АА».
Декабрь Постановлением Всесоюзного автотракторного объединения завод стал именоваться « Государственный автосборочный завод имени КИМ в Москве».

1932 год. Декабрь Начало сборки грузовых автомобилей « ГАЗ -АА» ( около 30% от всего выпуска) из деталей, поставлявшихся Горьковским автозаводом.

1933 год. Август Автосбосрочный завод им. КИМ стал филиалом Горьковского автозавода и перешёл полностью на выпуск автомобиля « ГАЗ -АА».

1939 год. Февраль В соответствии с приказом Наркомсредмаша Автосборочный завод им.КИМ выведен из состава Горьковского автозавода и включён в Глававтопром как самостоятельное предприятие, именуемое « Московский автомобильный завод имени КИМ».

1941 год. Октябрь Завод им.КИМ был эвакуирован на Урал. Его производство было переориентировано на военную продукцию.

Возрождение, признание

1945 год. Май Принято Постановление Совета Министров СССР о развёртывании строительства автозавода по выпуску малолитражки автомобилей « Москвич » и о наименовании завода « Московский завод малолитражных автомобилей» ( МЗМА ).

1947 год. Апрель Начался серийный выпуск легковых малолитражных
автомобилей « Москвич -400».

1948 год. Апрель Положено начало экспорту автомобилей « Москвич ».

1954 год. Февраль Освоен выпуск модернизированной модели автомобиля « Москвич -401».

1956 год. Апрель С главного конвейера сошел последний « Москвич -401». Начат выпуск « Москвича -402»

1958 год. Июль Начат выпуск автомобиля « Москвич -407» с верхнеклапанным двигателем.
Август На Всемирной автомобильном выставке в Брюсселе автомобили « Москвич -407» и « Москвич -423» отмечены золотыми медалями.

1963 год. Декабрь С главного конвейера сошел последний автомобиль « Москвич -407». Начат выпуск переходной модели « Москвич -403».

1964 год. Сентябрь Начат выпуск автомобилей « Москвич -408».

1967 год. Май С главного конвейера завода сошел миллионный автомобиль « Москвич -408».
Октябрь Выпущена первая партия автомобилей « Москвич 412».

1968 год. Январь Начало реконструкции завода и строительства главного сборочного корпуса.
Май Начат выпуск модификаций « Мосвквич -412» — автомобиля « Москвич -427» с кузовом « универсал » и автомобиля « Москвич -434» с кузовом « фургон ».
Октябрь В связи с 50-и летим ВЛКСМ МЗМА переименован в Автомобильный завод имени Ленинского комсомола ( АЗЛК ).

От единиц — к миллионам

1971 год. Сентябрь Образовано автомобильное производственное объединение « Авто -Москвич».

1973 год. Май Открыт памятник — стелла—воинам — автозаводцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Сентябрь На филиале АЗЛК — Кинишемском заводе запасных частей вступил в строй главный корпус.

Читать еще:  Москвич 2141 масса

1974 год. Август С главного конвейера завода сошел двухмиллионный автомобиль « Москвич -412».

1975 год. Декабрь Начато производство новых автомобилей « Москвич -2138» и « Москвич -2140».

1977 год. Декабрь На экспорт отправлен миллионный автомобиль « Москвич » с начала поставок их за границу.

1980 год. Август 25 августа сошел с конвейера трехмиллионный автомобиль « Москвич -2140».

1982 год. Январь АЗЛК начал большую реконструкцию: строительство корпусов прессового, механосборочного цехов, « Порозо » и цеха « Пластмасс ».

1986 год. Сентябрь 17 сентября с конвейера завода сошел четырехмиллионный автомобиль « Москвич ».

1988 год. Июль Закончено производство автомобилей « Москвич -2140».

1989 год. Развернута работа по подготовке производства пикапа на базе мод. 2141 и прицепа.

1992 год. Ноябрь Освоен выпуск грузового автомобиля « Москвич -2335-пикап» и прицепа мод. 8135.

1994 год. Август Совместно с Киевским авторемонтным заводом организован выпуск многоцелевой модели « Москвич -2901».

1997 год. Январь Возрождение завода после более чем годового простоя.
Апрель Освоен выпуск новой модели « Юрий Долгорукий» с двигателями ВАЗ и Рено.
Июнь Начало выпуска модели « Князь Владимир» с
двигателем Рено.
Август На базе серийных автомобилей « М -2141» и « М -2335-пикап» разработаны модели электромобилей ( экологически чистые).
Декабрь Начато производство новой модели автомобилей « Святогор » с двигателем « Рено » и импортными комплектующими узлами.

1998 год. Февраль-март Организован рекламный пробег « Москва -Омск-Новосибирск-Москва» на автомобилях « Святогор » и « Князь Владимир» протяженностью 7500 км.
Август Модельный ряд пополнил автомобиль новой модели « Калита » с двигателем Рено.
Ноябрь Разработана полноприводная модель автомобиля « Калита ».
Декабрь С конвейера ОАО « Москвич » сошел 5-и миллионный автомобиль « Князь Владимир».

Автомобильный завод АЗЛК: история создания, продукция и интересные факты

Автомобили марки «Москвич» продолжают ездить по дорогам всего бывшего СССР, в то время как завод АЗЛК уже давно официально прекратил свою деятельность. Московский автомобильный завод имени Ленинского Комсомола выпускал несколько линеек автомобильной техники, ставшей легендарной. Перспективы у малолитражных отечественных авто были многообещающими, но, к сожалению, экономическая ситуация сложилась не в пользу автопрома.

История началась с «Форда»

История завода АЗЛК началась с идеи и больших планов. Решение о строительстве автомобильного предприятия было принято в 1925 году, оперативно найдено место для будущего гиганта. Первоначальная плановая мощность предприятия предусматривала выпуск 10 тысяч единиц авто в месяц. Перед началом строительства был подписан договор с компанией «Форд» о технических консультациях и поставках в течение четырех лет 74 тысяч машинокомплектов для сборки в СССР. Возведение первых корпусов завода началось летом 1929 года, а к зиме стройку объявили ударной.

Главный заводской корпус был введен в эксплуатацию в ноябре 1930 года. Тогда же автозавод получил первое название: «Государственный автосборочный завод имени КИМ». Загадочная для современников аббревиатура «КИМ» расшифровывается как «Коммунистический Интернационал Молодежи». Производственный цикл предприятия состоял из сборки автомобилей, сборки деталей кузова, окраски, клепки рам и обойки. Помимо основной деятельности, до 1933 года в задачу производства входил ремонт автомобилей (средний, капитальный). В 1932 году завод АЗЛК освоил выпуск двигателей для сельхозтехники (комбайнов).

Горьковский филиал

В 1932 году Автосборочный завод им. КИМ наладил выпуск автомобилей грузового назначения ГАЗ–АА, детали поставлялись Горьковским автозаводом. В общем годовом выпуске грузовой транспорт занимал 30 % от всей продукции. Под патронат ГАЗа завод АЗЛК перешел в качестве филиала в 1933 году. Производственные мощности были полностью переведены на выпуск грузовых авто ГАЗ–АА, двигателей для комбайнов. Комплектующие для цехов Автосборочного завода им. КИМ поставлялись отечественными производителями.

Рост государственного заказа потребовал увеличения мощностей конвейерной сборки до 60 тысяч автомобилей в год. Также в производственных планах стоял выпуск новой техники: модернизированной модели ГАЗ–АА, в народе получившей название «полуторка», и первого легкового авто М-1. Для реализации задач в период с 1935 по 1937 годы была проведена масштабная реконструкция. Планы производства были откорректированы, и от сборки легковых авто в московском филиале ГАЗ отказались.

Первые малолитражки КИМ

В 1939 году завод АЗЛК становится самостоятельным производственным предприятием, где проводится масштабная реконструкция с целью перепрофилирования мощностей на выпуск малолитражных легковых автомобилей. Первоначально планировалось выпускать 50 тысяч единиц машин в год. Для обеспечения деятельности на предприятии был создан конструкторско-экспериментальный цех.

Первая легковая малолитражка КИМ–10-50 сошла с конвейера в апреле 1940 года. Первые автомобили приняли участие в первомайской демонстрации. Помимо выпуска новеньких автомобилей, в начале 1941 года на заводе были установлены дополнительные линии и освоено производство коробок передач скоростей для тяжелой мотоциклетной техники.

Годы войны

С июля 1941 года производство полностью переходит на выпуск военной продукции. Первым заказом был выпуск корпусов снарядов для легендарных «Катюш». Продвижение немецких войск к столице вынудило советское руководство провести эвакуацию большинства стратегических предприятий. Завод АЗЛК в октябре 1941 года был перенесен в город Свердловск, где его соединили с танковым заводом. На базе объединения был начат выпуск танковой техники, снарядов для авиационных батарей.

Окончательное слияние Танкового завода № 37 и Автосборочного завода им. КИМ произошло в 1942 году. Новое предприятие получило название «Завод № 50», специализацией стало производство коробок передач для танков. В оставшихся московских корпусах завода проводился ремонт танковых двигателей, поступавших с фронта. Ликвидация завода началась в 1943 году и продлилась до 1944 года.
Тем временем союзники начали поставлять легковые автомобили по программе лендлиза, и они требовали ремонта. На базе законсервированного московского предприятия было решено открыть завод автозапчастей, где требовалось освоить выпуск 83 наименований запасных частей к иностранной легковой автомобильной технике — «Студебеккерам», «Доджам» и другим. С этой задачей завод с успехом справлялся до конца войны.

Триумфальное возрождение

В мае 1945 года, сразу по окончании войны, советское правительство возрождает идею выпуска малолитражных автомобилей под маркой «Москвич». Для достижения целей строится «Московский завод малолитражных автомобилей». Прототипом первых легковых авто становится «Опель-Кадет К-38». Первые легковые малолитражки выпускались на немецком оборудовании, ввезенном в страну по репарационному договору. Массовый выпуск советских автомобилей начался с модели «Москвич-400» в 1947 году. В 1959 году в конструкторском бюро завода был разработан автомобиль марки М-444 на базе прототипа «Фиат-600». Под названием «Запорожец» его начали выпускать на Запорожском автозаводе.

В 1962 году завод АЗЛК начал выпуск легкового авто модели М-407, а в 1964-м был запущен в серийное производство автомобиль М-408 с кузовом типа седан. Шестидесятые годы прошлого века для МЗМА были полны свершений, побед и новых планов. В 1966 году с конвейера автозавода сошел юбилейный 100–й «Москвич» модели М-408. Тогда же завод АЗЛК за успешную работу в новаторстве и досрочное выполнении планов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В это же время был принят план об очередной реконструкции мощностей предприятия, направленный на расширение производства и увеличение выпуска автомобилей до двухсот тысяч машин в год.

Читать еще:  Москвич 2717 купить

В 1967 году на предприятии запустили в производство новую модель автомобиля модели М-412, а немного позже, в этом же году, из ворот автозавода выехал миллионный «Москвич». Одновременно с наращиванием производства инженерами завода начали проводиться работы по повышению уровня безопасности автомобилей, проводились испытания на прочность (краш-тесты). За плодотворную работу коллектив завода был награжден Памятным Красным Знаменем.

В 1968 году в рамках расширения производственных цехов был заложен новый комплекс в районе Текстильщиков, а 25 октября того же года Московский завод малолитражных автомобилей получил новое имя: завод АЗЛК (Москва).

Гоночные ралли

Впервые в автомарафоне автомобили «Москвич» приняли участие в 1968 году. Гонщики проехали 16 тысяч километров по трассе Лондон – Сидней на авто модели М-412 и завоевали четвертое место в командном зачете. Рейтинг отечественного автопрома резко вырос, и популярность легковушек, которые выпускал завод «Москвич» АЗЛК, приобрела размах, выразившийся в возросшем объеме экспорта.

Следующие соревнования, прошедшие в 1970 году, по трудности были более суровыми, а общая протяженность трассы Лондон – Мехико составила 26 тысяч километров. Команда гонщиков автозавода заняла сразу три места в командном зачете: второе, третье и четвертое. Ноябрьские соревнования этого же года принесли заводу яркий успех: бельгийский экипаж на «Москвиче» М–412 занял высшую ступень пьедестала в авторалли «Тур-де-Бельжик».

Российские гонщики команды АЗЛК получили первое место в 1971 году за прохождение трассы в авторалли «Тур-де-Европа» и завоевали Золотой кубок. В 1973 году в авторалли международного класса «Сафари-73», проводившемся в Западной Африке, заводская команда выступила на трех авто модели М-412 и заняла первое место. Новая победа с завоеванием золотого и серебряного кубков была получена в октябре 1974 года за прохождение трассы «Тур Европы-74» длиною в 15 тысяч километров.

Трудности плановой экономики

Семидесятые годы были периодом расцвета завода. В августе 1974 года предприятие выпустило двухмиллионный автомобиль. Экспорт авто осуществлялся более чем в семьдесят стран мира, что составляло большую часть общего валового продукта. Начало экспортных поставок началось с 1948 года, а в 1977 году в дальнее зарубежье был отправлен миллионный экземпляр.

В этот же период в конструкторском отделе АЗЛК были разработаны опытные образцы абсолютно новой модели малолитражных авто. Но плановые механизмы ведения экономики в СССР были слишком неповоротливы в решениях, и на производственный поток попали устаревшие образцы техники. Это существенно снизило конкурентность, экспорт машин упал до 20 тысяч в год к началу восьмидесятых. На внутреннем рынке спрос также упал.

Ситуация стала меняться в лучшую сторону только к середине 80-х годов. Были предприняты шаги по повышению качества, что существенно снизило претензии к выпущенным автомобилям модели М-2140. На заводе была проведена модернизация, и в 1986 году начался выпуск модели нового образца М-2141.

В 1987 году АЗЛК совместно с АвтоВАЗом приступил к разработке отечественного мотора бензиновой и дизельной конфигурации с рабочим объемом двигателя 1,8–1,9 литра. Для доработки технического совершенства двигателя был заключен контракт о совместной работе с английской компанией «Рикардо». Но работы не были реализованы в полном объеме в связи с распадом СССР. Все выплаты по полученному кредиту по линии контракта легли на баланс АЗЛК.

Закрытие предприятия

Первая волна кризиса начала 90-х застала АЗЛК полным перспектив и свершений. Создавались планы по внедрению в производство модификаций моделей «Москвичей» М-2143, М-2141, М-2336. Но всему этому не суждено было исполниться из-за нехватки финансирования. Выпускались «Москвичи» базовой модели М-2141, и чудом удалось запустить массовое производство авто типа пикап М–2335. На экспорт для стран Западной Европы в девяностых выпустили партию машин модели М–2141-135.

С начала девяностых производство автомобилей постоянно снижалось, в 1996 году производственные линии простаивали. 1997 год, казалось, вдохнул жизнь в завод, была получена поддержка московского правительства, разработана программа оптимизации и развития производства, принято решение комплектовать автомобили двигателями «Рено». До конца 1997 года были выпущены партии машин модификаций моделей М-2141 «Юрий Долгорукий» и М-214241 «Князь Владимир» и несколько других. В первой половине 1998 года завод перестал быть убыточным.

Но дефолт, произошедший в августе 1998 года, загнал компанию в убытки, полностью лишив оборотных средств. В 2001 году на заводе выпустили всего 0,81 тыс. автомобилей, это стало фактически остановкой деятельности. Больше завод АЗЛК не возобновлял работу. Но территории, где размещалась легендарная компания, по-прежнему связывают с именем предприятия АЗЛК: адрес завода — Москва, Волгоградский проспект, д. 40. Официально предприятие было ликвидировано в 2010 году.

Модельный ряд

За весь период своей истории предприятие имело несколько имен, которые послужили названиями автомобилей. Хронология выпуска и модельный ряд авто завода АЗЛК:

  • 1930-1940 годы: «Форд» серии А (седан), грузовик «Форд» серии АА, грузовой ГАЗ серии АА и ГАЗ-А седан. Модели КИМ: седаны КИМ -10-50 и КИМ – 10-52, кабриолет КИМ- 10-51.
  • 1947-1956 годы: седаны М -400-420, М-401-420, фургон М-400-422, кабриолет М-400-420А.
  • 1956-1965 годы: седан М-420, М-407,М-403, полноприводный седан М-410 и М-410Н. Универсал: М-423, М-423Н, М-424, полноприводный универсал М-411.
  • 1964 –1988 годы. Седан: М-408, М-412, М-2138, М-2140, М-2140-117. Универсал: М-426, М-427, М-2136, М-2137. Пикап: М-2315. Фургон: М-433, М-434, М-2733, М-2734.
  • 1986-2001 годы. Хетчбэк: М-2141, М-2141-02 «Святогор», М-2141-R5 «Юрий Долгорукий». Седан: М-2142, М-2142-02 «Святогор», М-2142-R5 «Князь Владимир», М-2142-S «Иван Калита». Фургон: М-2901,М 2901-02 «Святогор». Пикап: М-2335, М-2335-02 «Святогор». Купе: М-2142-SO «Дуэт».

Наши дни

Бывший завод АЗЛК сегодня активно осваивается. С 2017 года местные муниципалитеты получают право развивать промышленные зоны по собственной инициативе. Сегодня в нескольких корпусах завода уже ничего не напоминает о гиганте автопрома. Теперь здесь шумят небольшие производства по изготовлению светодиодов, чипов, строительных материалов. На площадях предприятия, входящих в третье транспортное кольцо, владельцы планируют построить офисные, торговые и жилые здания.

И все же территория завода АЗЛК еще слышит гул сборочных автомобильных цехов. В основном цехе собирают автомобили под маркой «Рено». В 2015 году от завода «Рено Россия» в Патентное бюро России поступила заявка на исторические эмблемы завода АЗЛК, возможно, это попытка возродить легендарные модели автомобилей в современном прочтении. Владельцем товарного знака «Москвич» в настоящее время и до 2021 года является концерн «Фольксваген».

Пока еще не началась реконструкция всей территории завода, и, если есть желание рассмотреть бывший гигант, перенестись в прошлое или построить новые планы, стоит посетить место, где рождались отечественные малолитражки, — завод АЗЛК (Москва). Адрес его прост: Волгоградский проспект, строения 40-42.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector