Иж москвич 412 иэ - Про отечественный автопром
Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иж москвич 412 иэ

История Москвич-412

Москвич-412 — это 4-х дверный седан малого класса, который производился на Московском заводе малолитражных автомобилей в период с 1967 до 1997 года (на Ижевском автомобильном заводе — вплоть до 2001 года).

Эта модель является одновременно и советской, и российской, а главной особенностью считается то, что на протяжении этого долгого периода сходила с конвейера вместе и со своим предшественником – автомобилем Москвич-408. Как результат, этих «собратьев» в конечном итоге объединили в Москвич-2140/2138.

Москвич-412 (ранний выпуск)

История создания Москвич-412

Инженерами Московского автозавода было решено немного модернизировать 408-й Москвич, и первое, что они сделали – это установили новый двигатель. В результате, автомобиль был таким же экономичным, недорогим, но весьма проходимым и надежным, что даже смог конкурировать со многими европейскими аналогами. Кроме того, тормозная система улучшилась за счет установки гидровакуумного усилителя, уровень пассивной безопасности смог соответствовать всем стандартам Еврокомиссии ООН, «внешний облик» стал более симпатичным и все это дало автомобилю новое имя — Москвич-412, который также с успехом экспортировался во многие другие страны. Бытует мнение, что успех Москвичу достался именно за его неоднократное участия в ралли. Поначалу он собирался не только на просторах Советского союза, но и в странах Европы под другими брендами.

Москвич-3-5-3. Один из первых вариантов Москвича 1970 года, который должен был сменить 408-й

Но вернемся к концу 60-х. Так как 412-й был по сути тем же 408-м, но только с более мощным мотором, кузов для них обоих изготавливали одинаковый. Но инженерами сразу было подмечено, что новый силовой агрегат требует более широкой решетки радиатора, поэтому кузов дополнительно дорабатывался. Длилось это не очень долго, менее, чем через пол года, на заводе создали новый «универсальный» кузов, который, хоть и был оформлен по-старому, но идеально вписывался как на новую, так и старую модель Москвича. Инженеры понимали, что автомобиль требует более нового и современного облика, но без изменений общей конструкции кузова, крыши и дверных проемов. Как результат, уже в декабре 1969 года старый и новый Москвич начали сходить с конвейера в новом оформлении и с отвечающей международным требованиям пассивной безопасностью. Автомобили даже проходили испытания во Франции и удостоились соответствующего сертификата.

Кроме обновленных ремней безопасности с закрепителями, большинство элементов в салоне были покрыты специальными мягкими материалами, которые заметно снижали риск получения серьезных травм в случае удара. Кстати, именно благодаря таким нововведениям, в названиях Москвичей появились буквы «ИЭ», а это положительно влияло на конкурентоспособность при экспорте в другие страны. Как ни странно, но именно Москвич-412 знаменит тем, что в него вкладывались колоссальные усилия в повышение безопасности. В частности, была также обновленная тормозная система, а в 1974 году бампера обзавелись клыками.

Также были изменены передние круглые фары на прямоугольные, поворотники стали треугольными, а фонари – горизонтальными. Не нарушая фирменной «фишки» этого семейства автомобилей – декоративных плавников, — радиатор получил клетчатую решетку, а сами поворотники сместились под фонари. Кстати, с конца 1969 года 412-й также начали производить в Ижевске. Были и такие варианты автомобилей, в которых передний диван был заменен на 2 кресла, между ними располагался «ручник», коробка передач имела напольное расположение, а более безопасная рулевая колонка при ударе складывалась.

Но факт оставался фактом: даже модернизированный автомобиль имеет большой недостаток, и это опять кузов. Большой зазор между землей и полом, а также – узкие колесные колеи делали Москвич неудобным, в некоторых ситуациях сложным в управлении и неустойчивым, а усугублялось это еще и задней подвеской рессорного типа. Но многие просто закрывали на это глаза, ведь даже по сравнению с более дорогими ВАЗами, Москвич-412 имел большую грузоподъемность, был менее прихотливым и более живучим, даже при постоянной беспощадной эксплуатации по сельской местности. Недоработкой инженеров была также и КП, которая принадлежала еще 407-му Москвичу и которая не отличалась «долгой жизнью» по сравнению с более современным и мощным мотором. 1971 год для Москвича стал знаменательным. Во-первых, на Московском заводе прошла полная реконструкция, поэтому новые производственные линии позволяли увеличить количество выпускаемых авто в 2 раза. Во-вторых, инженеры Ижевского завода модернизировали салон автомобиля, установив цельную панель приборов с мягким покрытием и полностью изменив внутреннюю обшивку. Эти и еще некоторые мелкие доработки внешнего дизайна дают основание считать Москвич-412ИЭ переходной моделью. Но, не смотря на многочисленные доработки на протяжении 70-хх годов, все-таки дать жизнь полностью новой модели не удалось. Случилось это лишь спустя десятилетие, когда советские специалисты взяли за основу французский автомобиль Simca и разработали современный хэтчбэк Москвич-2141 с передним приводом.

Особенности Ижевских «Москвичей»

Бытует мнение (причем, подкрепленные видимыми доказательствами), что Москвичи, собранные в Ижевске, несколько отличаются и могут похвастаться более высоким качеством, нежели Московские. Это действительно так, ведь мало того, что автомобильный завод был более современным и принадлежал государственному оборонному предприятию, так его работу всегда контролировал оборонный министр Устинов.

«Ижевский» салон, который считают немного хуже, нежели от АЗЛК

Кстати, о более высоком качестве сборки автомобиля говорят не только его обладатели, но и многие эксперты, ссылаясь на то, что сам завод имел репутацию, сводящей риск брака практически к нулю. Хотя, что касается внутренней отделки Москвича, то «ижевская» была более грубой, нежели «московская», хотя на комфорт это практически не повлияло.

До 1969 году «ижевские» Москвичи производились по полной аналогии «московским», в том же кузове от 408-го, но имели небольшой фирменный значок завода на руле и радиаторе. Первая модернизация досталась радиаторной решетке, где число брусьев возросло до трех. Несколько позже автомобиль был переименован в Москвич-412ИЭ, так как был проведен небольшой рестайлинг и улучшена система пассивной безопасности.

Читать еще:  Машина москвич комби

Москвич-412 от Ижевского завода, (поздний выпуск, 80-е)

Ранний «ижевский» Москвич-412 (вид сзади)

Ранний «ижевский» Москвич-412 (вид спереди)

В то время как на МЗМА Москвичи уже обрели более современные прямоугольные фары с решеткой и новые поворотники , «ижевцы» решили их не менять, за исключением экспортных модификаций 72-74 гг производства. Кстати, Ижевский автозавод только в 1973 году решился спустить с конвейера транспортное средство под собственным «брендом» и дебютировал здесь лифтбэк Иж-2125. Именно поэтому можно встретить немало источников, где Москвича называют также «Иж-Москвич-412».

Следующей видимой модернизации автомобиль был подвергнут лишь в начале 80-х. Тогда радиатор обрел черный цвет и дверные ручки стали немного «утопленными», а к основному названию прибавилось обозначение «028». В тот период инженеры также потрудились и над унификацией кузова для всех свои трех творений – Москвича седана, Ижа пикапа и Ижа комби. Стоит отметить, что рестайлинг и модернизация силовой системы происходила на Ижевском заводе отдельно от МЗМА, без какого-либо согласования, а само производство длилось вплоть до 2001 года.

Экспортный Москвич-412ИЭ от Ижевского завода

Москвич 412ИЭ на Ижевском заводе. Ограниченная серия в честь полумиллионного выпуска

Москвич-412 под другими брендами

Так как автомобиль экспортировался во многие развитые страны Европы в больших количествах, вскоре его начали также собирать и за границей. К примеру, Иж-2715 был широко популярен в Финляндии, как Elite 1500, а «ижевский» пикап – как Elite PickUp. В Болгарии Москвичей собирали и продавали под именем Rila. Это продолжалось и с их последующими модификациями 2140 и 2141, но уже как Moskvitch Balkan.

Москвич-412 для финского производства с названием Elite 1500

Бельгийское предприятие Scaldia-Volga S.A. пошло немного иным путем и самостоятельно совершенствовала советские автомобили. Оснащая дизельными установками от Perkins и более «продвинутым» интерьером салона, выпускали их с названием Moskvitch Scaldia 1500. Кстати, сам автомобиль предлагался в разной комплектации (Normal, LS, Elita и Rally), что, соответственно, отображалось на его цене.

Позже, в той же Финляндии, появился официальный дилер завода МЗМА, который поставлял из СССР только машинокомплекты, а финны, во время сборки, использовали собственную отделку салона и даже кое-что меняли из технических характеристик.

Экспортная решетка 412-го Москвича

Конструкция 412-го Москвича

Этот автомобиль стал буквально воплощением мечты миллионов, так как по характеристикам на просторах СССР практически не имел аналогов среди такого класса. Первое, что нужно удостоить большого внимания – это двигатель от известного инженера Игоря Окунева с верхним расположением валов. Кроме того, силовой агрегат Москвича мог похвастаться тормозной системой с гидровакуумным усилителем, синхронизированной КП, воздушным фильтром со сменными узлами и полнопоточным масляным фильтром. Но теперь обо всем по порядку….

Так как автомобильная промышленность развивалась стремительным путем, все прекрасно понимали, что брать за основу для нового двигателя модель М-408 просто бессмысленно, так как следующее поколение Москвичей кардинально отличалось как технически, так и конструктивно. Поэтому, коллектив МЗМА взялся за разработку потенциально нового, более мощного и долговечного мотора, который впервые «показал» свою работу на спортивном Москвич-Г4М, занявшим 4-е место на всенародных гонках в 1966 году. Это был верхнеклапанный двигатель, в котором блоки цилиндров были из литого алюминия, а камеры сгорания впервые имели полусферическую форму. Кстати, бытует мнение, что в качестве прототипа был взят мотор BMW M10 на 1.5 л., который в те годы уже заработал огромную славу. Блок цилиндров решили слегка наклонить вправо, обозначив это конструктивное решение как «slant-block». Благодаря такой хитрости, сам двигатель занимал меньше места, а центр тяжести удалось снизить.

Благодаря тому, что камеры сгорания имели форму полусфер, топливо сгорало более качественно, что, в свою очередь, стало причиной повышения коэффициента полезного действия двигателя. Алюминиевые блоки цилиндров имели гильзы, отлитые из чугуна, которые очень легко снимались и облегчали ремонт мотора. Таким образом, имея рабочий объем 1.5 л, силовой агрегат этого Москвича мог похвастаться мощностью до 75 л.с., а в начале 70-х это считалось отличным показателем. Из недочетов нужно отметить весьма короткий ход, недостаточную тяговую способность и случаи детонационного горения топлива.

Что касается спортивных седанов, то для них инженерами МЗМА были сконструированы немного другие и более мощные двигатели с несколькими вариантами рабочего объема – от 1.5 до 1.8 л. Они имели тех же 8 клапанов, но обзавелись двумя распредвалами, а финальная мощность могла достигать и 125 л.с.

Усиленное сцепление впервые за историю работы Московского завода стало разрабатываться с диафрагменной пружиной, производство которой осуществлялось по британским технологиям и имели лицензию компании Borg & Beck. Современная коробка передач с напольным расположением и полностью синхронизированными передними передачами. Но некоторые считают КП весьма неудачной в связи с ее коротким сроком службы (до 63000 км), тогда как у ВАЗа этот показатель был более, чем в 2 раза выше.

Москвич-412: вот как советские инженеры переделали двигатель BMW

412-й Москвич — одна из самых успешных моделей завода АЗЛК, и во многом благодаря двигателю. Ходит легенда, что он был лицензионной копией мотора BMW-1500 (позже известного как BMW M10). Только это не совсем легенда.

К нам на тест попала очень редкая машина — так называемый переходной 412-й. Его отличает иная задняя часть — вентиляционные решетки на задних крыльях, фонари — все как у будущего Москвича-2140. Такие автомобили выпускались с конца ноября до конца декабря 1975-го. Наш экземпляр — декабрьский.

Читать еще:  Москвич 408 экспортный вариант

Нельзя не отметить хорошо проработанную эргономику. Даже по сегодняшним меркам посадка в 412-м удобная. Взаимное расположение сиденья и органов управления вопросов не вызывают. Ноги и руки согнуты под правильным углом. А до рычага коробки передач не нужно тянуться. Жигулям такое и не снилось.

Довольно большой багажник позволяет загрузить машину по полной, чем владельцы и пользовались. Да и сам салон, несмотря на короткую колесную базу в 2400 мм, довольно просторен. Места сзади хватает. Но сидеть неудобно — диван слишком мягкий. При посадке буквально чувствуешь, как подушка прогибается до каркаса сиденья.

412-й Москвич — одна из самых успешных моделей завода АЗЛК, и во многом благодаря двигателю. Ходит легенда, что он был лицензионной копией мотора BMW-1500 (позже известного как BMW M10). Только это не совсем легенда.

Баварские корни

Доля правды в истории про лицензионный двигатель BMW есть — многие решения действительно взяты от «баварцев». Например, наклонный блок цилиндров — это необходимо для снижения общей высоты двигателя и, как следствие, снижения центра тяжести. А также полусферические камеры сгорания — клапаны располагаются друг напротив друга. Это заметно улучшает процесс смесеобразования и отвода отработавших газов. В итоге с 1,5-литрового объема сняли 75 л.с. — отличный показатель для конца 60-х!

Москвич действительно хорошо ускоряется. У него отличная тяга на низких оборотах, которая практически не спадает, пока стрелка тахометра не подберется к красной зоне. Кстати, обороты максимальной мощности для того времени очень высокие — почти 6000 об/мин. Обидно, что разгонную динамику сильно портят настройки коробки передач, и не слишком удачно подобранные передаточные числа — еще полбеды. У Москвича совершенно невнятный избирательный механизм. «Замешивание» рычага перед включением нужной передачи отнимает слишком много времени. Именно поэтому, несмотря на большую мощность, динамика 412-го ничуть не лучше, чем у Жигулей. К тому же москвичевская коробка еще и не отличалась надежностью.

Стоит отдать должное неубиваемой подвеске — независимая пружинная спереди и рессорная сзади. Можно смело мчать по самым убитым дорогам. А вот управляемость далека от идеала даже по меркам 70-х: чрезмерные запаздывания на поворот руля, огромные крены. Еще хуже дела с шумоизоляцией — ее, по сути, нет. Слышно, как работает двигатель, как грохочет подвеска, как шумит ветер. В Москвиче очень шумно. Особенно на фоне Жигулей и Волг из той же эпохи.

Легендарный автомобиль ИЖ 412 (18 фото)

«Москвич-412» выпускался в столице нашей Родины на автомобильном заводе МЗМА (более известном под именем – АЗЛК) с 1967 по 1977. Далее производство легендарной модели было перенесено в Ижевск, где серийно автомобили марки «Москвич» выпускались до 1997 года под названием ИЖ 412. Отдельные модели продолжали выпускать даже до 2001 года.

Преображение базы «Москвича-408» для превращения его в более унифицированную и комфортную модель «Москвич-412» началось с установки на шасси «408го» более мощного двигателя, который позволил существенно повысить технические характеристики нового «Москвича». Главной особенностью нового двигателя «Москвича-412» — наклонённый вправо по ходу движения блок цилиндров (так называемый slant-block). Это решение позволило сделать двигатель более компактным, снизить центр тяжести автомобиля. Рабочий объем двигателя составлял 1480 см³ и был способен развивать до 75 л.с. При этом сохраняя экономичность, что несомненно было важно для любого советского человека, на которого и был рассчитан автомобиль. Динамика нового «Москвича» не уступала показателям западноевропейских аналогов того времени.

Также из ощутимых нововведений, которые несомненно приближали передвижение на автомобили к более комфортному, можно отметить улучшение тормозной динамики и введение гидровакуумного усилителя в тормозной системе. Впоследствии большинство отзывов об улучшениях, которые хотелось бы отметить счастливым обладателям нового «Москвича», касались именно этих новшеств.

Изначально в экстерьер и интерьер «412го» были внесены лишь небольшие изменения. Внимание уделялось лишь прохождению сертификации краш-тестов, которые впоследствии успешно были проведены во Франции и позволили широко предлагать автомобиль на внешнем рынке. Стоит отметить, что в первые годы выпуска новые «Москвичи» достать в СССР было практически нереально, так как большая часть шла на экспорт в развитые европейские страны. Сборка автомобиля для внешнего рынка осуществлялась под двумя марками – Rila и Scaldia. На экспорт М-412 также шел под брендами, представляющими собой различные варианты латинизированного написания слова «Москвич» — Moskvich, Moskvitch, Moskwitsch, Moskvitsh; или (на некоторые рынки) как Moskvitch Elite 1500 или просто Elite 1500.

После продаж первых партий во внешнюю конструкцию кузова «408го», на базе которого был разработан «412й» были внесены существенные изменения. Одной из основных причин, по которым советские конструкторы приняли решение о модификации кузова было то, что более широкий радиатор, установленный для новых моторов не вписывался в подкапотное пространство нового кузова.

Как уже упоминалось в начале, автомобили Москвич 412 с 1967 года начали производить на автозаводе в Ижевске. При этом марка Москвич в названии модели была сохранена, поэтому на багажниках автомобилей красовалась надпись «Москвич 412», несмотря на то, что на решетке радиатора и руле находились логотипы Ижевского автозавода.

Оборонное прошлое завода положительно сказалась на качестве Ижевских автомобилей, но интерьер был выполнен значительно грубее московских экземпляров: сказывалось отсутствие автомобильного опыта. Некоторые детали на ИЖах внедрялись гораздо позже московских аналогов. Например, мягкая пластиковая панель появилась на ИЖ 412 только в 1975 году.

С 1969 года седан получил новый кузов (412ИЭ) с горизонтальными задними фонарями, аналогичными московским моделям. Но если «настоящие» «Москвичи» получили еще и обновленное оформление передней части с широкими подфарниками и прямоугольными фарами, то автомобили ИЖ 412 сохранили прежнюю решетку с двумя круглыми фарами. Впервые для российского автопрома при создании автомобиля был поднят вопрос о безопасности пассажиров автомобиля. Все кузова получили крепления для ремней безопасности, а выступающие элементы салона стали не такими травмоопасными за счет мягких накладок. В 1982 году появились утопленные травмобезопасные дверные ручки и черная решетка радиатора.

Читать еще:  Москвич 2140 ссср

Но без спортивного прошлого рядовой, хоть и популярный советский автомобиль не стал бы культовым. Благодаря своей конструкции, относительно мощному двигателю и таланту гонщиков, «Москвичи-412» выступили в трансконтинентальном марафонском пробеге «Лондон — Сидней», протяженностью около двух тысяч километров, где заняли четвёртое место в общекомандном зачёте; в ралли «Лондон — Мехико», протяженностью около двух тысяч километров, где получили бронзовое третье место также в общекомандном зачёте, лучший из советских экипажей занял двенадцатое место в индивидуальном зачете из-за сложности маршрута (финиша достигли только 23 автомобиля различных марок из 96 стартовавших); «Тур Европы» (1971); «Золотые Пески» (этап чемпионата Европы, Болгария, 1972);«Сафари» в Нигерии (начало 1973 года; второе, третье пятое места, из 27 стартовавших автомобилей финишировало восемь, в том числе — все три «Москвича» без серьёзных поломок); «Рейд польский» (этап чемпионата Европы, 1973); и других.

В 1972 году на базе М-412 был построен спортивный М-412Р с форсированным двигателем с двумя распределительными валами и литыми легкосплавными дисками для участия в общесоюзном первенстве. До восьмидесятых годов и появления семейства «Лада Спутник», «Москвичи» считались одними из наиболее перспективных для спорта советских автомобилей благодаря удачной конструкции двигателя (см. выше в соотв. разделе). В августе 1968 года серийный «Москвич-412» стал на чемпионате страны первым, а всего на счету этой модели 15 побед в общесоюзных чемпионатах.

Непростая, но насыщенная и техническими и спортивными событиями история модели «Москвич-412» позволяет считать его по-настоящему культовым советским автомобилем малого класса. Несмотря на все свои недостатки, «Москвич-412» — одна из немногих моделей, продержавшихся на конвейере более тридцати лет, и благодаря низкой цене и доступным запчастям и сервису он пользовался спросом даже в девяностые годы.

ИЖ 412 ИЭ (1987 г.)

Автор отзыва: TOREZ1K Добавлено: 10 января 2012 Срок владения: 4 года Пробег: 30000 км

Привет! В общем, напишу и я про свой автомобиль. Купил я его в 2007 году полуживого, задница была ударена, был порван правый лонжерон, двигатель был немного уставший. Друзья смеялись, но после того как я сделал ему капремонт, смех их пропал, появилась зависть. Выехал он из СТО как из автосалона. Уставшая машина превратилась в новую. Была заменена задняя часть полностью с Москвича-412 1977 года выпуска с открыванием крышки багажника из салона, заменили передние крылья, капот, решетку радиатора, лонжероны вварили новые, передние сидения были взяты с авто «Dacia Logan», двигатель подвергся капремонту, была набрана новая ходовая часть. Окрасили его в красный цвет. Из всей машины остались родные: кузов, двери, крыша, рессоры, коробка передач, передняя балка и задний мост. Сейчас езжу в нём с удовольствием! Машина надежная, удобная в управлении, хорошо проходимая по бездорожью, ходовая мягкая и салон бесшумный. После обкатки мотора стрелка спидометра ложится. Пошел бы и больше, но мотор жаль и страшно, машину начинает кидать по сторонам. Машина надежная, всегда привезет куда угодно и доставит домой без проблем. Есть ещё и Жигули ВАЗ-21063 и тоже с капремонта, но в ней одни минусы по удобству, как говорится «не то пальто» по сравнению с Москвичем.

Удобство, надежность в эксплуатации, редко ломается, хорошая проходимость по грязи и снегу, двигатель мощный, можно привезти всё что угодно, до 600 кило можно тащить на нём или им же , только в прицепе. машина способна валить боком, выворот передних колес больше чем у классики ваз . одни положительные эмоции от владения данным автомобилем.

почти нет , разве что надо немного \колхозить\ штатное на чтото другое. к примеру стеклоомыватель я вколхозил от девятки , рулевую трапецию воткнул с шарнирами от волги , карбюратор дааз 2107 озон , сайлентблоки нашел советские , иные детали только фирмы Фенокс применяю. ещё один большой и жирный минус — стояночный тормоз, он что есть-что его нет. малый ресурс резинок рессор и стабилизатора, и главного тормозного цилиндра. пожалуй и всё.остальные детали вполне надежны и ресурс даже тех шаровых опор в десять раз больше чем у классики ваз. колхозил кпп от ваз 2106 — разочаровался и воткнул назад штатную от москвича. настоятельно не рекомендую! штатная кпп надежна и долговечна.

внимательно при покупке такого автомобиля смотрите на состояние кузова и краски. всё остальное делается, зачастую самостоятельно. на СТО ремонт узлов и агрегатов дорого не обойдется. кусается кузов и косметика. Москвич — это надежный автомобиль, верно служит тебе многие годы, главное не запускать его, не издеваться над мотором, и ходовой, и он тебе прослужит долгие годы. Отличный автомобиль! Я им очень доволен! валить боком зимой — ну просто выше всяких похвал , очень послушный и отлично держит дорогу на штатной резине, любые твои капризы исполнит, чего не добиться от классических жигулей . как бы есть с чем сравнить, но лучше москвича я машины ещё не видел, из советского автопрома.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector