Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Машина москвич 412

Легенды советского автопрома: Почему «Москвич-412» был крутым автомобилем своего времени

Этот советский заднеприводный малогабаритный седан выпускался на Московском заводе МАМЗ (позже был переименован в АЗЛК) сначала с 1967 по 75 год, а затем в Ижевске, в период с 1968 по 98 год, но уже как ИЖ-412. Новинка московского автопрома конструировалась на базе 408-го «Москвича».

По сути, во внешнем облике автомобиля практически ничего не изменилось, он также сильно напоминал своего «младшего брата», это скорее был простой рестайлинг. А вот если посмотреть с технической стороны, то здесь инженеры серьезно продвинулись вперед, конечно, если проводить сравнение по тем временам. Свою популярность автомобиль приобрел благодаря участию в заездах Лондон-Сидней, протяженностью 16 тыс. км, и Лондон-Мехико, с расстоянием 26 тыс. км.

На пути последнего приходилось проезжать по горным дорогам, высота которых достигала почти 5 000 м. На таком уровне запас кислорода ограничен, поэтому вместо заложенных 82 л.с. движок «Москвича» смог выжать из себя только 20. Это очень серьезное испытание для машины, тем не менее в этом нелегком марафоне он занял 3-е место, а в Лондон-Сидней 4-е. Это стало прекрасной рекламой для машины, и серьезно повлияло на экспорт «Москвича» за рубеж.

Внешний вид

С самого начала и вплоть до 1969-го года автомобиль имел круглые передние фары и решетку радиатора по дизайну аналогичную своему предшественнику. А вот вид сзади был изменен — фары расположили горизонтально, а поверх них были треугольные габариты.

Немногим позже форму фар на 412-ом «Москвиче» сменили на прямоугольные. Кстати, закупали эту запчасть в ГДР. На каждом автомобиле были хромированные ручки на дверях и круглые кнопки для открытия последних. Сам автомобиль получил посвежевший кузов, который отвечал всем требованиям безопасности и выглядел он по тем меркам очень современно. С годами на этих машинах появлялись все новые элементы — например, клыки на бамперах, которые также выступали дополнительной защитой.

Интерьер

Обновленный «Москвич» оснащался ремнями безопасности и имел складывающуюся телескопической формы рулевую колонку. Последняя также играла свою роль в безопасности — за счет подобной конструкции последствия от ДТП кратно снижались.

В сравнении с ранними версиями «Москвича», в этой модели рычаг КПП располагался между сиденьями, а не под рулем. Если рассматривать этот автомобиль вместе с его конкурентом в лице ВАЗ-2101, то у «Москвича» салон несколько уже. А от своих предшественников, 412-я модель отличалась раздельными передними сидениями. Теперь в «Москвиче» могли удобно расположиться до пяти человек.

Техническая сторона вопроса

Под капотом автомобиля таился новый УЗАМ-ский 75-сильный движок, объемом 1,5 л. Сам двигатель, картер и крышка клапана были сделаны из легкого алюминия. А особенность была в том, что блок двигателя располагался с наклоном в правую сторону. Именно за счет этой «изюминки» конструкторы добились миниатюрных размеров силового агрегата, чем значительно снизили вес самой машины.

Движок синхронизировался с 4-х ступенчатой «механикой». Спереди подвеска была независимой, а задняя ставилась зависимой — благодаря установленным на ней рессорам на автомобиле можно было перевозить легкие грузы. На всех колесах устанавливались барабанные тормоза, которые дополнительно оборудовались вакуумным усилителем.

Эта модель «Москвича» была настоящей гордостью завода, но несмотря на все достоинства, были у него и минусы. Например, тот факт, что картер делался из алюминия, это же делало его практически беспомощным перед пробитием, поэтому у автолюбителей появлялась потребность в установке дополнительной защиты.

Особенность установленного в «Москвиче» движка была и в необычной форме камеры сгорания, которая была сферической. Также отмечалось отличное расположение — они «стояли» друг против друга, а не рядом как в ВАЗе. Такая особенность в размещении клапанов значительно улучшала продув в камере сгорания. Подобную систему расположения можно увидеть и сейчас, на движках HEMI, которые ставятся на Chrysler.

Для сравнения можно вспомнить лучший автомобиль Европы 67-го года. Это был Fiat 124 с 60-сильным движком. Мотор от BMW развивал мощность 75 л.с., таким же по мощи был и движок у «Москвича», однако вращательный момент «немца» все же был несколько выше советского автомобиля — 118 против 108 Н·м. Но есть в двигателе «Москвича» и слабые стороны — по причине продолжительной фазы открытия выпускных клапанов, агрегат имел склонность к детонации. Для сравнения, если фаза открытия клапанов у ВАЗа-2101 была 232 градуса, то у «Москвича» этот показатель находился в районе 282.

Если верить паспортным данным, с места до сотни 412-я модель разгонялась за 19 секунд, а максимальная скорость ограничивалась с завода на уровне 142 км. Кстати, еще одно отличие «Москвича» от ВАЗа кроется в тормозах, на последнем к тому времени ставились современные дисковые, а на первом, как уже говорили, барабанные. Зато благодаря вакуумному усилителю, со 100 км/час тормозной путь «Москвича» составлял 43,2 м, при сухом асфальте.

КПП 412-ой модели тоже уступает той, что стояла на ВАЗах. С одной стороны, установка рессор на задней подвеске повлияла в лучшую сторону на грузоподъемность машины, но и это же становилось причиной перегрузов, от которой эти машины нередко страдали. Расход горючего у «Москвича» составлял 10,3 литра на сотню в городских условиях, и 7,4 литра на трассе.

Движок

Над двигателем для «Москвича» трудился Игорь Окунев и если посмотреть на результат его работы, то можно заметить много нового и современного для тех времен. Верхнее, вместо нижнего, расположение распределительного вала. Последний приводился в движение пластинчатой цепью Морзе с натяжителем-звездочкой. Подобной схеме следовали и многие другие фирмы, в том числе и Honda.

До выхода в свет ВАЗ-2108, наши спортсмены предпочитали именно 412-ю модель «Москвича», что объяснялось мощностью движка. Под конец производства на базе силового агрегата «Москвича» были выпущены модели с объемом 1,7; 1,8; 2,0 литра. Их ставили на 2141 модель под названием «Святогор», но большой популярностью они не пользовались.

Читать еще:  Москвич 2141 красный

Подведем итоги

Автомобиль имел порядка 14 модификаций, предназначенных для разных целей. Предлагались версии и для такси (412Т), и для медицинских услуг (412М), и для тропической местности (412Ю), и другие.

Сейчас 412-я модель «Москвича» считается раритетом, но в свое время это был удачный автомобиль. Он имел прекрасный мощный двигатель, был достаточно проходимым и очень простым в обслуживании и эксплуатации. А вот «сырая» КПП и высокий расход топлива подводили его.

Если вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями!

Москвич-412

Автомобиль малого класса «Москвич-412» выпускался на предприятии МЗМА (позднее АЗЛК) в Москве с октября 1967 по декабрь 1975 года. Представляет собой глубокую модернизацию модели «Москвич-408».

В конце шестидесятых годов «четыреста восьмой» пользовался значительным успехом, в том числе за рубежом: более половины тиража шло на экспорт. Конечно, основным фактором успеха была низкая цена. Однако слабый двигатель, несоответствие европейским нормам безопасности и устаревающая внешность послужили главными поводами для «омоложения» Москвича.

«Взбодрить» старый двигатель малой кровью не получилось бы, да и прирост мощности при этом был бы меньше желаемого, поэтому агрегат стали создавать заново. За основу взяли полуторалитровый мотор BMW М-115 (М10) образца 1961 года. Среди особенностей модели: алюминиевый блок цилиндров с чугунными гильзами, распредвал в головке блока, цепной привод. Благодаря отказам от толкателей клапанов уменьшилась инерция деталей ГРМ, что, в свою очередь, позволило поднять максимальные обороты с 4750 до 5800 в минуту. Блок цилиндров наклонен на 20 градусов вправо по ходу движения, что сделало новый двигатель М-412 объёмом 1,5 литра и мощностью 75 л. с. очень компактным. Заднеприводная машина оснащалась четырёхступенчатой коробкой передач.

Благодаря новым передней и задней панелям кузова у машины появились энергопоглощающие зоны — впервые в отечественном автопроме. В 1969 году у «Москвича-412» появились ремни безопасности и мягкие детали в салоне, включая подлокотники дверей и накладки на стойках. Передняя панель в 1971 году получила одну общую накладку из пенополиуретана вместо нескольких маленьких. На активную безопасность и удобство управления работали гидровакуумный усилитель тормозов, разделившаяся на два контура в 1969 году тормозная система, синхронизированная коробка передач с управлением на тоннеле пола.

Интерьер седана «Москвич-412»

Внешне отличить «Москвич-412» от более ранних моделей можно было по нескольким элементам. Узнаваемость автомобилю придавали новая решётка радиатора, прямоугольные фары, а также иное решение кормы, где указатели поворотов остались вертикальными остроконечными, но дополнились горизонтальными секциями с габаритными огнями, стоп-сигналами, катафотами и фонарями заднего хода.

За рубежом «четыреста двенадцатый» предлагался вплоть до середины семидесятых, причём география включала не только «страны социализма», но также Западную Европу и Латинскую Америку, а в Болгарии и Бельгии он даже собирался из машинокомплектов (под марками Rila и Scaldia соответственно).

Отметился «Москвич-412» и в спорте. На ралли Лондон-Сидней 1968 года, где из 98 стартовавших экипажей до финиша добралось 56, советские машины заняли места 20, 22, 33 и 38 в абсолютном зачёте. Через два года стартовало ралли Лондон-Мехико, которое стало ещё более жёстким: начинало гонку 96 экипажей, а закончило 23. В индивидуальном зачёте отечественные автомобили пришли на 12-е, 17-е и 20-е места, а вот в командном зачёте «Москвичам» удалось взять бронзу!

Кроме седана выпускались также универсал «Москвич-427» и грузовой фургон «Москвич-434». Параллельно с московским автозаводом производством седанов занимались в Ижевске — там «Москвич-412» делали до девяностых годов.

На смену «четыреста двенадцатому» пришёл «Москвич-2140».

Легендарный автомобиль ИЖ 412 (18 фото)

«Москвич-412» выпускался в столице нашей Родины на автомобильном заводе МЗМА (более известном под именем – АЗЛК) с 1967 по 1977. Далее производство легендарной модели было перенесено в Ижевск, где серийно автомобили марки «Москвич» выпускались до 1997 года под названием ИЖ 412. Отдельные модели продолжали выпускать даже до 2001 года.

Преображение базы «Москвича-408» для превращения его в более унифицированную и комфортную модель «Москвич-412» началось с установки на шасси «408го» более мощного двигателя, который позволил существенно повысить технические характеристики нового «Москвича». Главной особенностью нового двигателя «Москвича-412» — наклонённый вправо по ходу движения блок цилиндров (так называемый slant-block). Это решение позволило сделать двигатель более компактным, снизить центр тяжести автомобиля. Рабочий объем двигателя составлял 1480 см³ и был способен развивать до 75 л.с. При этом сохраняя экономичность, что несомненно было важно для любого советского человека, на которого и был рассчитан автомобиль. Динамика нового «Москвича» не уступала показателям западноевропейских аналогов того времени.

Также из ощутимых нововведений, которые несомненно приближали передвижение на автомобили к более комфортному, можно отметить улучшение тормозной динамики и введение гидровакуумного усилителя в тормозной системе. Впоследствии большинство отзывов об улучшениях, которые хотелось бы отметить счастливым обладателям нового «Москвича», касались именно этих новшеств.

Изначально в экстерьер и интерьер «412го» были внесены лишь небольшие изменения. Внимание уделялось лишь прохождению сертификации краш-тестов, которые впоследствии успешно были проведены во Франции и позволили широко предлагать автомобиль на внешнем рынке. Стоит отметить, что в первые годы выпуска новые «Москвичи» достать в СССР было практически нереально, так как большая часть шла на экспорт в развитые европейские страны. Сборка автомобиля для внешнего рынка осуществлялась под двумя марками – Rila и Scaldia. На экспорт М-412 также шел под брендами, представляющими собой различные варианты латинизированного написания слова «Москвич» — Moskvich, Moskvitch, Moskwitsch, Moskvitsh; или (на некоторые рынки) как Moskvitch Elite 1500 или просто Elite 1500.

После продаж первых партий во внешнюю конструкцию кузова «408го», на базе которого был разработан «412й» были внесены существенные изменения. Одной из основных причин, по которым советские конструкторы приняли решение о модификации кузова было то, что более широкий радиатор, установленный для новых моторов не вписывался в подкапотное пространство нового кузова.

Читать еще:  Москвич 2140 sl люкс

Как уже упоминалось в начале, автомобили Москвич 412 с 1967 года начали производить на автозаводе в Ижевске. При этом марка Москвич в названии модели была сохранена, поэтому на багажниках автомобилей красовалась надпись «Москвич 412», несмотря на то, что на решетке радиатора и руле находились логотипы Ижевского автозавода.

Оборонное прошлое завода положительно сказалась на качестве Ижевских автомобилей, но интерьер был выполнен значительно грубее московских экземпляров: сказывалось отсутствие автомобильного опыта. Некоторые детали на ИЖах внедрялись гораздо позже московских аналогов. Например, мягкая пластиковая панель появилась на ИЖ 412 только в 1975 году.

С 1969 года седан получил новый кузов (412ИЭ) с горизонтальными задними фонарями, аналогичными московским моделям. Но если «настоящие» «Москвичи» получили еще и обновленное оформление передней части с широкими подфарниками и прямоугольными фарами, то автомобили ИЖ 412 сохранили прежнюю решетку с двумя круглыми фарами. Впервые для российского автопрома при создании автомобиля был поднят вопрос о безопасности пассажиров автомобиля. Все кузова получили крепления для ремней безопасности, а выступающие элементы салона стали не такими травмоопасными за счет мягких накладок. В 1982 году появились утопленные травмобезопасные дверные ручки и черная решетка радиатора.

Но без спортивного прошлого рядовой, хоть и популярный советский автомобиль не стал бы культовым. Благодаря своей конструкции, относительно мощному двигателю и таланту гонщиков, «Москвичи-412» выступили в трансконтинентальном марафонском пробеге «Лондон — Сидней», протяженностью около двух тысяч километров, где заняли четвёртое место в общекомандном зачёте; в ралли «Лондон — Мехико», протяженностью около двух тысяч километров, где получили бронзовое третье место также в общекомандном зачёте, лучший из советских экипажей занял двенадцатое место в индивидуальном зачете из-за сложности маршрута (финиша достигли только 23 автомобиля различных марок из 96 стартовавших); «Тур Европы» (1971); «Золотые Пески» (этап чемпионата Европы, Болгария, 1972);«Сафари» в Нигерии (начало 1973 года; второе, третье пятое места, из 27 стартовавших автомобилей финишировало восемь, в том числе — все три «Москвича» без серьёзных поломок); «Рейд польский» (этап чемпионата Европы, 1973); и других.

В 1972 году на базе М-412 был построен спортивный М-412Р с форсированным двигателем с двумя распределительными валами и литыми легкосплавными дисками для участия в общесоюзном первенстве. До восьмидесятых годов и появления семейства «Лада Спутник», «Москвичи» считались одними из наиболее перспективных для спорта советских автомобилей благодаря удачной конструкции двигателя (см. выше в соотв. разделе). В августе 1968 года серийный «Москвич-412» стал на чемпионате страны первым, а всего на счету этой модели 15 побед в общесоюзных чемпионатах.

Непростая, но насыщенная и техническими и спортивными событиями история модели «Москвич-412» позволяет считать его по-настоящему культовым советским автомобилем малого класса. Несмотря на все свои недостатки, «Москвич-412» — одна из немногих моделей, продержавшихся на конвейере более тридцати лет, и благодаря низкой цене и доступным запчастям и сервису он пользовался спросом даже в девяностые годы.

Пять причин любить и ненавидеть Москвич-412

О старых советских машинах приходится рассказывать по-особенному: ну никак не применишь к ним критерии, по которым меряют современный автопром. И это здорово – ведь эти рассказы дают понять, за что любили автомобили раньше. И за что ненавидели.

М осквич-412, явившийся эволюционным развитием модели 408, был запущен на МЗМА (который позже стал заводом АЗЛК) в 1967 году, а годом позднее – на Ижевском автозаводе.В отличие от Запорожца, который в 1970-е годы был хоть и вожделенным, но всё-таки не престижным автомобилем, Москвич-412 являл собой настоящий «советский люкс», и даже появившиеся в 1971-м Жигули не смогли в одночасье сместить его с пьедестала – уж очень много у него было поклонников. Есть они и сейчас. Да и машины в довольно большом количестве на ходу – иным уж по 50 лет, но они ездят себе, периодически радуя или огорчая владельцев.

На фото: Москвич-412 ‘1964–75

Ну как огорчая? Скорее, просто заставляя проникнуться. Текущие сальники на советских автомобилях – это, вообще говоря, анекдот (жаль, что формат статьи никак не способствует анекдотам, но когда-нибудь стоит его рассказать). В общем, примерно до «ноль-первых» Жигулей считалось совершенно нормальным, что сальники текут. В частности, сальники заднего моста на Москвичах текли всегда, и никому даже не приходило в голову искоренять эту проблему, нужно было лишь периодически доливать масла – ну просто вот так это было спроектировано и изготовлено. Простить, понять и принять. Так что у этой «ненависти» только пятое место.

На фото: Москвич-412ИЭ ‘1969–76

По меркам 1970-х «четыреста двенадцатый» был очень стильным автомобилем, и надо сказать, стиль оказался тем самым, что пережил моду – машина и сегодня выглядит весьма гармонично. И «динамичный» силуэт, и плавники задних фонарей – всё это вроде бы совсем недавно считалось архаикой, но сегодня… вам же не приходит в голову критиковать Мэрилин Монро за фигуру?

На фото: Москвич-412ИЭ ‘1967–68

Сегодня облик Москвича-412 — канонический образ для учебника по истории автопрома. Как вам салон с сиденьями из белого или красного кожзама? А радиоприёмник, который мог стоять в автомобиле, а мог вытаскиваться из передней панели (не просто так, а через «разблокировку» поворотом отдельного ключа в специальном замке) и становиться автономным, потому что у него была собственная батарея, антенна и динамик? Уау! Какие, нафиг, Жигули?

Часть недовольств автомобилем у нынешних владельцев «четыреста двенадцатых» проявляется как раз в том, что он, дескать, холодный. Но не стоит спешить с выводами: более опытные товарищи на это вполне справедливо возражают, что большая часть проблем с этим автомобилем возникает по недосмотру и нерадивости хозяина – не забывайте, это же тачка из той эпохи, в которой техника требовала чуть большего ухода, чем регулярная доливка омывайки.

Читать еще:  Москвич 407 вес

На фото: Москвич-412 ‘1969–82

Но вот в машинах ранних годов выпуска действительно были проблемы с отопителем – его радиатор был склонен к завоздушиванию, из-за чего тепла в салон поставлял мало. Такие варианты нынче в цене для реставраторов, ценящих максимальную аутентичность, но прочие владельцы предпочитают более эффективные «печки», появившиеся на Москвичах в 1970-х годах.

Созданный на ЗМЗ 1,5-литровый мотор волею судеб стал для «четыреста двенадцатого» единственным на протяжении всего его жизненного пути – напомним, на АЗЛК модель выпускали до 1975-го, а на Ижевском автозаводе аж до 1998-го. Но на ранней стадии он сослужил отличную службу модели и, по сути, создал ей реноме. Мотор «пиковый», ездить на нём было сложнее, чем на жигулёвском, но форсировался он меньшими затратами и при этом имел прекрасный ресурс, благодаря чему и заработал для Москвича спортивную славу – в первую очередь, раллийную. Что до коробки, то все передачи начинали нормально включаться только спустя год после начала эксплуатации, но чёткость сохранялась на десятилетия, да и тянуться за «нечётными», в отличие от Жигулей, не приходилось. Главное – не пытаться воткнуть пятую, ведь там у Москвича задняя…

Вот яркий пример «ненависти» родом из сегодняшнего дня – в первые годы выпуска Москвича ругать его за эргономику или уровень безопасности не пришло бы в голову никому. Но уж коль эти машины до сих пор в строю, им приходится иметь дело с нынешними владельцами (которые зачастую уже не первые) и с их мнением. Посадка с прямой спиной, маленькое левое зеркало и отсутствие правого, тонкий обод руля – вот короткий список современных «претензий» к Москвичу. Зато тонкие передние стойки кузова обеспечивают великолепную обзорность. Только не думайте о пассивной безопасности кузова или о готовности Москвича к экстремальным манёврам вроде «лосиного» теста.

На фото: Москвич-412 ‘1969–82

Объём багажника «четыреста двенадцатого» составляет 350 литров, а паспортная грузоподъёмность – всего 340 кг. Как вы понимаете, ключевое слово тут – «паспортная». Рессорная задняя подвеска этих машин позволяла загружать их так, что и в страшном сне не может привидеться нежным пружинкам ваших Солярисов. Каких только издевательств Москвичи не терпели (просто перечитайте, что мы писали по этому поводу о Запорожце и умножьте на два) и, самое удивительное, продолжают терпеть: «Сегодня с отцом ездили на москвиченке сдавать металлолом. Загрузили 300 кг чермета, Москвич принял позу «атакующего таракана» и поехали. », — радостно пишет в своём блоге пользователь TRD22. И это они с отцом ещё багажник на крышу не поставили…

На фото: Москвич-412ИЭ ‘1969–76

Да, родной москвичёвский бензонасос действительно склонен к перегреву – сейчас на них ездят только фанаты старой закалки, коих, впрочем, немало. Но проблема в том, что перегреваясь, насос перестаёт качать, и автомобиль глохнет. Те, кому осточертели дедовские способы вроде водружённой на насос мокрой тряпочки, меняют родной узел на аналогичный от автомобилей ВАЗ, но, так как и они указанной склонности полностью не лишены, то часть «тюнеров» идёт дальше и ставит электрические бензонасосы сверхнизкого давления – такие подходят, например, от карбюраторных Ford Scorpio или Sierra.

Всего 75 силёнок, 108 «ньютонометров» и покрышек НИИШП-Ралли на задней оси вполне хватало, чтобы превратить Москвич в почти вездеход. Да, привод задний, независимая двухрычажка только спереди, (сзади – неразрезной мост), но дорожный просвет в 173 мм в сочетании с базой в 2 400 мм позволяет этой машине показывать чудеса проходимости. Впоследствии даже появилась модель 21406 «для села», где клиренс был ещё больше, а движок – дефорсирован под более доступный А-76. Впрочем, подобные переделки осуществлялись повсеместно и в гаражах, но о «гаражном тюнинге» – дальше.

На фото: Москвич-412ИЭ ‘1967–68

Не плохая или недостаточная, а просто отсутствующая – такова шумоизоляция в Москвичах. Нет, формально она кое-где присутствует, но исключительно формально. Неподготовленный «юзер», впервые попавший на «борт 412» с заведённым мотором, ощущает себя в консервной банке, по которой бьют велосипедными цепями. К счастью, это тот аспект конструкции Москвича, который отлично поддаётся улучшению, чем владельцы с огромным энтузиазмом и занимаются.

Нет, Москвич-412 не вошёл в историю как эталон надёжности – он выпускался слишком долго, и хоть и попытался угнаться за временем, превратившись в АЗЛК-2140, его репутация затерялась на фоне более современных моделей. Однако для 1970-х годов это был прекрасный автомобиль, причем в первую очередь именно с точки зрения неприхотливости, приспособленности к реалиям СССР. Он фактически избежал «детских болезней» (кроме капризного отопителя особо и вспомнить нечего), что для советского автомобиля почти нонсенс. Он мог быть отремонтирован в любом гараже, причем за копейки. Он любил уход, но дарил комфорт и позитив. Отличный памятник эпохи. А для тех, кто владеет им сейчас – настоящая машина времени.

На фото: Москвич-412 ‘1969–82

Многие придерживаются мнения, что быть хоть как-то пригодным для каждодневной эксплуатации «четыреста двенадцатый», разработанный в 1960-х (а по сути – выросший из конструкции древнего «четыреста восьмого») сегодня может быть только с поправкой на повсеместный на «улучшайзинг»: пресловутая доработка карба К-126 (а лучше – замена на«допиленный» «Солекс» от ВАЗ-2109), замена распределителя зажигания на бесконтактный от Волги, родного масляного фильтра – на жигулёвский с переходником, термостата – на фольксвагеновский от Passat B3… и так далее. Находятся и те, кто любит эту машину в первозданном виде. Но и первые, и вторые питают к Москвичу самые нежные чувства. Ненавистью тут и не пахнет. Пахнет разогретым маслом – видать, сальники опять потекли…

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector