Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Москвич 3 5 2

Москвич 3-5-2

«Москвичи» серии 3-5 — семейство опытных легковых автомобилей, спроектированных и собранных в небольшом количестве на заводе МЗМА / АЗЛК в Москве в первой половине семидесятых годов. Отличались передовой, особенно для отечественного автопрома, конструкцией, однако, в силу различных причин, в серию ни один из них не пошёл.

Дальнейшие разработки перспективных Москвичей велись в рамках С-серии.

Обозначение «3-5» изначально показывало, что перспективная модель пойдёт в серию приблизительно в 1973…1975 годах.

Содержание

Предыстория

Все пятидесятые и шестидесятые годы Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) находился в состоянии активного развития. Смена моделей на конвейере происходила каждые 4-5 лет, к концу шестидесятых до 55 % выпущенных автомобилей уходили на экспорт во многие страны мира, включая Западную Европу. На заводе работал коллектив молодых и креативных дизайнеров и конструкторов.

Едва освоив в 1963 году считавшуюся «переходной» модель «Москвич-403» — со старым кузовом и «подновлённым» двигателем модели «407», уже в следующем, 1964 году на заводе запустили в серию «Москвич-408», который отличался совершенно новым, стильным и достаточно современным для тех лет кузовом.

Между тем, М-408 также представлял собой «переходную модель»: получив новый кузов, он сохранял архаичный нижневальный мотор, который хоть и развивал в новой модификации достойные по тем временам 50 л.с., но, всё же, корнями уходил ещё в тридцатые годы и настоятельно требовал замены. Таковая уже создавалась с начала шестидесятых годов — на заводе активно велись работы по совершенно новому 1,5-литровому цельноалюминиевому двигателю, задуманному как база для многочисленных модификаций рабочим объемом 1,5…2 литра. В 1967 году они увенчались запуском в серию модели «Москвич-412». Производство двигателя из-за загруженности самого МЗМА вскоре было решено перенести на Уфимский завод авиамоторов — в те годы вряд ли кто либо мог предугадать, какие проблемы принесёт передача моторного производства стороннему предприятию, находящемуся в подчинении другого министерства.

Однако, новый мотор на первом этапе пришлось устанавливать в кузов модели «408», который по мере приближения к концу шестидесятых годов быстро устаревал.

Работа над преемниками «408-го» велась на заводе по двум направлениям.

Ещё с середины шестидесятых велась работа по созданию нового кузова для модели того же класса, что и М-408 — в конечном итоге эта линия привела к рестайлинговому кузову для М-412, в котором эта модель (как и М-408) стала собираться с 1969 года.

Однако, и «Москвич-412» виделся на заводе как «временная» модель — к началу его производства уже был подписан договор с итальянской фирмой Fiat, предусматривавший постройку в городе Тольятти завода, рассчитанного на массовый выпуск лицензионного варианта модели Fiat 124 — того же класса, что и М-412, но превосходившей его технически и по комфортабельности.

Разработка полностью новой модели «Москвича» того же класса была бы в таких условиях нерациональна. Поэтому обновление модельного ряда было решено совместить с переходом в более высокий класс — верхнюю группу малого… низшую группу среднего, что позволило бы заполнить имевшийся в типажах советских легковых автомобилей «вакуум» между «Москвичом-412» и готовившимися к производству моделями ВАЗ малого класса с одной стороны — и «Волгой» среднего класса с другой.

Первые имели длину около четырёх метров и двигатели объёмом 1,2…1,5 литра, вторая — соответственно около пяти метров и 2,5 литра. Между тем, в Европе в шестидесятые годы получили широкое распространение модели, характеристики которых находились как раз примерно посередине между этими цифрами; это соответствовало по тогдашим меркам европейскому «среднему классу» («Mittelklasse»), или так называемому сегменту «больших семейных автомобилей» («Large family cars») — то есть, современному сегменту D.

В Западной Европе автомобили этой размерной группы получили в те годы большое распространение — например, «большие» серии западно-германского Ford Taunus, английский Ford Zephyr, Opel Rekord, и другие. Сохраняя относительные экономичность, дешевизну в эксплуатации и компактность относительно машин класса «Волги», они сочетали их с неплохими вместимостью и комфортабельностью относительно «малолитражек». Такие модели в наибольшей степени соответствовали понятию «семейный автомобиль» — с относительным удобством размещали пятерых взрослых человек, были хорошо приспособлены для длительных загородных поездок, число которых в те годы росло во всём мире, и в СССР — в том числе. В производственных программах отечественных автозаводов подобные модели на тот момент совершенно отсутствовали.

Именно в этом классе и было решено разрабатывать перспективное семейство автомобилей «Москвич», получившее обозначение «3-5» согласно запланированным годам постановки в серийное производство — 1973…1975. Разработка семейства началась весной 1967 года.

Читать еще:  Москвич 2140 белый фото

Планировалось комплектовать эти автомобили унифицированными моторами с рабочим объемом 1,5, 1,6, 1,7 и 1,8 литра мощностью 75…103 л.с., созданными на основе двигателя модели «412», часть выпуска — автоматической трансмиссией.

3-5-2, 3-5-3, 3-5-4

Первым автомобилем серии стал разработанный в конце шестидесятых (начало разработки — весна 1967 года) и построенный в 1970 году прототип «3-5-2» с кузовом типа «седан» (4333х1660х1420 мм, база 2525 мм, 1,7 л., 96 л.с.). Версия с кузовом «универсал» обозначалась как «3-5-3» (4400x1615x1386 мм), а дальнейшая разработка седана, внешне отличающаяся крупноячеистой решеткой радиатора и деталями отделки — «3-5-4» (1,5 л., 81 л.с.).

С точки зрения дизайна, этот автомобиль напоминал увеличенный на 200 мм в длину и на 100 мм в ширину «Москвич-408», сохранение характера расположения поверхностей кузова которого было одним из требований технического задания. Как вспоминал один из работавших над автомобилем дизайнеров, Игорь Андреевич Зайцев, бывший в то время генеральным конструктором МЗМА Александр Андронов видел будущую машину именно в виде увеличенного «408-го», так как считал его дизайн самодостаточным и достаточно оригинальным [1] .

— Мы никак не могли понять, зачем нужны четыре одинаковых макета. Начали лепить самостоятельно, и что-то у нас, казалось, стало получаться интересное. Андронов по нескольку раз в день обходил все КБ: «Чем заняты, какие проблемы?» Заходил и к нам, делал замечания — мол, что-то надо изменить здесь, что-то здесь. А мы продолжаем гнуть свою линию. И Андронов как-то отозвал меня в сторонку: «Почему упрямитесь? Конечно, вам, молодым, хочется проявить себя после Строгановки. Но я-то знаю, что у вас ничего не получится! Если вы не скопируете «четыреста восьмой», то положение передней стойки не найдете.

Результатом возникшего по этому поводу конфликта стал временный уход Зайцева с АЗЛК [1] .

Собранный к 1970 году ходовой образец, по современной оценке, получился устаревшим уже на момент своего создания. Было ясно — необходимы принципиально новые идеи и решения.

3-5-5, 3-5-6

В 1972 году был собран образец «3-5-5», он был окрашен в серебристый металлик. Автомобиль в целом унаследовал от «3-5-2» основные размеры, но дизайн был совершенно новым, более гармоничным и современным, «3-5-5» немного напоминал тогда только запущенный в серию BMW пятой серии E12. При этом, в облике автомобиля присутствовали легко узнаваемые «москвичовские» черты, обозначающие преемственность поколений — ребро жесткости на боковине, форма передних крыльев, оформление панели задка, фары (серийные от «Москвича-412») и клетчатая решетка радиатора. Салон был унаследован в целом от предыдущего прототипа («3-5-2»).

Предусматривалась зависмая рычажно-пружинная подвеска задних колёс, силовые агрегаты увеличенного объёма (1,6, 1,7 и 1,8 л), модернизированная коробка передач. Автомобиль имел также просторный салон, большой багажник с вертикально размещенной «запаской», гнутые боковые стёкла и травмобезопасные ручки дверей.

Ходовой образец «3-5-5» сохранился, но находится в очень плохом состоянии (нет двигателя и КПП, салон в очень плохом состоянии, кузов сгнил, есть неродные детали). В настоящее время он выставлен на обозрение в собрании автомобилей в деревне Черноусово (Тульская обл.) под открытым небом, и, по имеющейся информации, его состояние продолжает ухудшаться [1][2][3][4].

Отдельные черты дизайна «3-5-5» были реализованы на позднейшей модели «Москвич-2140», а оформление головной оптики, вероятно, было заимствовано для модели «Иж-2125».

В 1975 году был собран следующий прототип — «3-5-6», отличавшийся от «3-5-5» полностью новым салоном, при разработке которого первые в отечественной практике был применен посадочный макет [1], автоматической коробкой передач фирмы Borg-Warner, иным оформлением кузова. Ходовой прототип был окрашен в темно-зеленый металлик и имел двигатель объемом 1,8 л. с двумя карбюраторами Zenith (103 л.с.). Этот прототип находился в коллекции музея ОАО «Москвич», в настоящее время находится в коллекции автомобилей журнала АвтоРевю.

Оценка проекта

Автомобили серии 3-5, при условии их постановки в производство в установленные изначально сроки, в целом соответствовали бы зарубежным аналогам и стали бы великолепным продолжением модельного ряда «Москвичей» семидесятых годов.

Однако, уход на пенсию главного конструктора Андронова и последовавшая за ним «кадровая чехарда» в руководстве заводом, а так же в целом негативное отношение к автомобилям этой серии, сложившееся в отраслевом министерстве, не позволили наладить серийный выпуск ни в установленные сроки, ни позднее.

К тому же, за время работ над серией мировой автопром ушел далеко вперед, «машины получались грубыми, устаревшими» [1] , поэтому в 1975 году была начата работа над принципиально новой серией перспективных «Москвичей», наименования которых начались с единицы, как символ отказа от преемственностью с серией «3-5» и другими предшественниками — С-серией.

Читать еще:  Двигатель москвич 2141 фото

А в целях обновления все ещё находившегося на конвейере «Москвича-412» был проведен рестайлинг, результатом которого стала модель Москвич-2140.

Опытные легковые автомобили АЗЛК серии 3-5 (14 фото)

Москвич 3-5-5

Этот проект представлялся как модернизация предыдущих проектов серии 3-5. Стал прототипом для автомобиля «Москвич-2140», который предварительно уменьшили на 200 миллиметров

Автомобиль в целом находился в тех же габаритах, что и «3-5-2», но дизайн был совершенно новым, более гармоничным и современным. При этом, в облике автомобиля присутствовали легко узнаваемые «москвичовские» черты, обозначающие преемственность поколений — ребро жесткости на боковине, форма передних крыльев, оформление панели задка, фары (серийные от «Москвича-412») и клетчатая решетка радиатора. Салон был унаследован в целом от предыдущего прототипа («3-5-2»). Автомобиль был выкрашен в серебристый металлик.

В конструкции ходовой части редусматривалась зависмая рычажно-пружинная подвеска задних колёс, силовые агрегаты увеличенного объёма (1,6; 1,7; 1,8 л), модернизированная коробка передач. Автомобиль имел также просторный салон, большой багажник с вертикально размещенной «запаской», гнутые боковые стёкла и травмобезопасные ручки дверей.

Изготовлен был в двух экземплярах. Сохранился только один. Он находится в музее Михаила Красинца в плачевном состоянии, без двигателя, КПП, с неродными деталями и сгнившим кузовом.

3-5-5 в Черноусово у Красинца:

3-5-6, ФИАТ 132, БМВ Е12:

Москвич 3-5-6

Самый последний и самый известный из всех «Москвичей» серии 3-5. Был представлен как дальнейшее развитие «Москвича-3-5-5». Изготовлен в единственном экземпляре. Ныне хранится на попечении Музея Ретро-автомобилей на Рогожском валу. Состояние хорошее, машина способна передвигаться самостоятельно. Был снабжен автоматической коробкой передач компании Borg–Warner, имел двигатель объемом 1,8 л. с двумя карбюраторами Zenith (мощность двигателя составляла 103 л.с.).

Несмотря на все усилия, затраченные на разработку, ни один из прототипов не пошел в серийное производство, хотя модель для тех лет была признана передовой. Причиной послужила кадровая неразбериха в руководстве завода. В 1975 году были начаты работы над новой серией – «С». Некоторые наработки серии 3-5 позднее будут использованы на автомобилях АЗЛК и ИЖ, а из всех прототипов до наших дней доживет лишь два — 3-5-5 и 3-5-6.

Автомобили серии 3-5, при условии их постановки в производство в установленные изначально сроки, в целом соответствовали бы зарубежным аналогам и стали бы достойным продолжением модельного ряда «Москвичей» семидесятых годов.

Однако, уход на пенсию главного конструктора Андронова и последовавшая за ним «кадровая чехарда» в руководстве заводом, а также в целом негативное отношение к автомобилям этой серии, сложившееся в отраслевом министерстве, не позволили наладить серийный выпуск ни в установленные сроки, ни позднее.

К тому же, за время работ над серией мировой автопром ушёл далеко вперед, «машины получались грубыми, устаревшими», поэтому в 1975 году была начата работа над принципиально новой серией перспективных «Москвичей», наименования которых начались с единицы, как символ отказа от преемственности с серией «3-5» и другими предшественниками — С-серией.

А в целях обновления все ещё находившегося на конвейере «Москвича-412» был проведен рестайлинг, результатом которого стала модель Москвич-2140.

Москвич 3-5-6 с АКПП — автомобиль, который мог занять нишу между Жигулями и «Волгой» в 70-х.

В середине 60-х, столичный автомобильный завод МЗМА (в будущем АЗЛК) находился на пике своего развития. Новую модель запускали в производство каждые 5 лет, и большие партии машин шли за рубеж.

Быстро освоив выпуск 403-го, уже через год заводчане поставили на конвейер Москвич-408. А спустя ещё несколько лет, то есть в 1967 году, советские граждане узнали, а кто-то даже и смог купить Москвич-412.

В принципе, на этом можно было бы остановиться, и передохнуть. Но тут случилась довольно неприятная для московского завода вещь. Был подписан договор с Fiat, а в Тольятти уже начата стройка нового предприятия.

Fiat 124, который теперь стал ВАЗ 2101, входил в тот же класс, что и Москвич-412. Вот только технически, да и в плане комфорта, «копейка» превосходила своего конкурента из златоглавой.

Тогда, на АЗЛК решили приступить к разработке принципиально новой модели , которая была бы на порядок лучше Жигулей, но подешевле горьковской «Волги».

Так и началась история серии 3-5.

Первые неудачи и конфликт поколений

Читать еще:  Завод москвич азлк википедия

Уже в 1967 году был изготовлен первый прототип, получивший индекс 3-5-2. Вслед за седаном появился и универсал 3-5-3, а так же ещё один седан, который отличался от первого элементами отделки.

По сути, все эти машины были удлинёнными версиями 408-го Москвича. На копировании предыдущих разработок настаивал главный конструктор завода Андронов. Это даже стало причиной конфликта с его более молодыми и прогрессивными коллегами, которые иначе видели будущий автомобиль.

В результате прений, с АЗЛК ушёл дизайнер Игорь Зайцев, а прототипы успели морально устареть ещё до начала испытаний.

Совсем другое дело

Новый образец (3-5-5) разработали в 1972 году. Он отличался гораздо более современным дизайном, да и смотрелся гармоничнее, надо признать. Автомобиль даже смахивал на свежую модель BMW 5-й серии , которую запустили в тот же самый год.

Но и типичные черты прошлых Москвичей так же активно просматривались, начиная от оформления боковин, и заканчивая передком. На машину поставили улучшенную механическую коробку передач, гнутые боковые стёкла и хотели оснащать моторами повышенного объёма, вплоть до 1,8 литра .

Отдельные детали этого автомобиля потом перекочевали на Москвич-2140, а в 1975 году был собран последний представитель серии, с индексом 3-5-6 . Ему полностью переделали салон и поставили автоматическую трансмиссию от компании Borg-Warner.

Ходовой макет покрасили в зеленый цвет. Под капотом, как раз стоял двигатель объёмом 1,8 литра, мощностью 103 л.с.

Но, пока на заводе разбирались в тонкостях дизайна, и дошли до финального образца, даже он уже успел устареть. Расстроившись, но не опустив руки, москвичи решили начать всё с нуля и стали работать над серией C, из которой и получился потом Москвич-2141.

Советую посмотреть:

Друзья, блог «Зато не в кредит» возвращается! Каждый день я пишу о народных автомобилях — интересно и полезно. Чтобы не пропустить новые статьи, можно подписаться на канал.

Энциклопедия

советских автомобилей

Относятся к модели 3-5-4
Года производства: 1970—1974 гг.
Размеры, мм: 4333 х 1660 х 1420
Компоновка: двигатель спереди
Ведущие колеса: задние
Кузов: седан
Максимальная скорость, км/ч: 149
Двигатель бензиновый, карбюраторный
Число цилиндров: 4
Рабочий объем: 1703 см3
Число клапанов: 8
Расположение: верхнее
Мощность, л.с./кВт: 96/74 при 5500 об/мин
Коробка передач: механическая пятиступенчатая
Тормоза: гидравлические, с гидровакуумным усилителем
Электрооборудование 12 В
Размер шин 6.45—13

История создания

Семейство «Москвичи» серии 3-5 разрабатывалось с конца 1960-х годов. Изначально планировалось, что автомобили этой серии полностью заменят на конвейере завода М-408 и М-412. Всего было собрано несколько прототипов разных серий. Существовали автомобили с индексами 3-5-2, 3-5-3, 3-5-4, 3-5-5, 3-5-6. Автомобили планировалось запустить в серию в середине 1970-х годов.

Первые работы над автомобилями серии 3-5 относятся к 1967 году. Автомобили должны были занять нишу между «классическим» семейством завода ВАЗ и продукцией завода ГАЗ. Планировалось создание унифицированных моторов мощностью от 75 до 103 л.с. Часть серийных машин должна была комплектоваться автоматической коробкой передач.

В 1970 году был собран первый прототип с кузовом «седан» — «Москвич 3-5-2». По дизайну автомобиль походил на увеличенный М-408. Позднее появилась модель 3-5-4 — дальнейшая работа над версией «седан». Внешних отличий было немного: иная отделка и решетка радиатора.
Разрабатывался прототип с кузовом «универсал» — «Москвич 3-5-3». Внешне он отличался от версии «седан» мелкоячеистой решеткой радиатора.

В 1972 году был выпущен четвертый прототип — «Москвич 3-5-5». Автомобиль подвергли тотальному редизайну. Внешне для начала 1970-х машина выглядела вполне современно. Дизайн интерьера этому прототипу достался от «3-5-2». Над машиной проводились всесторонние испытания. Планировалась установка агрегатов увеличенного объема (1,7 — 1,8 л).

В 1975 году был собран последний прототип — 3-5-6. Автомобиль получил оригинальный интерьер, сохранив в целом внешний дизайн предыдущего прототипа. Изменилась головная оптика и некоторые элементы отделки кузова. На автомобиль были установлены два карбюратора Zenith мощностью 103 л.с. и автоматическая коробка передач.

Несмотря на все усилия, затраченные на разработку, ни один из прототипов не пошел в серийное производство, хотя модель для тех лет была признана передовой. Причиной послужила кадровая неразбериха в руководстве завода. В 1975 году были начаты работы над новой серией – «С». Некоторые наработки серии 3-5 позднее будут использованы на автомобилях АЗЛК и ИЖ, а из всех прототипов до наших дней доживет лишь два — 3-5-5 и 3-5-6.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector