Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Москвич 400 420а

Описание модели Москвич-400-420 (400-420, 400-420А)

Легковой заднеприводный автомобиль, выпускался заводом МЗМА (Московском заводе малолитражных автомобилей — так в 1945 — 1968 гг. назывался АЗЛК) с двумя вариантами кузовов: закрытым и открытым с с мягким складным тентом. Мощность 4-х цилиндрового двигателя составляла 23 л.с.

Производство Москвич-400 началось вскоре после окончания Великой Отечественной войны. Он стал первым массовым легковыми автомобилями в СССР, который стал поступать в продажу населению. Автомобиль выпускался в 1946 — 1954 гг и являлся модернизацией автомобиля Опель Кадет К38, выпускавшегося в Германии перед Второй Мировой войной (в 1937 — 1940 гг.)

В 1945 году из СССР в побеждённую Германию прибыла группа инженеров, которая совместно с военными обследовала доставшиеся победителям промышленные объекты. В их поле зрения попал хорошо сохранившийся ведущий завод компании «Байерише Моторен Верке» в городе Эйзенахе, а также «Научно-техническое бюро автомобилестроения» той же компании в Хемнице. «BMW-321» вполне могла стать основой для создания нового советского автомобиля. Но Сталину продемонстрировали Opel Olimpia, Opel Kadett и КИМ-10-52. Вождь КИМ видеть не хотел и остановил выбор на Kadett.

Часть оснастки вывезли с завода «Опель» в Рюссельсхайме. От московского завода туда ездила группа под руководством О. В. Дыбова. Часть немецкого оборудования увезли в Днепропетровск, для завода, который должен был делать грузовики ДАЗ — аналог ЗИС-150. Автомобильное производство там так и не начали. Кузовные штампы для «Москвича», видимо, частично не вывезли. Поэтому их (в частности, штампы дверей) делал завод ЗИС. Очевидно, чертежей тоже не было или был не весь комплект. Документацию по образцам автомобилей создавали на МЗМА.

4 декабря 1946 года с конвейера московского автозавода сошел первый послевоенный автомобиль, названный «Москвич-400». Его 1,1-литровый двигатель развивал 23 л. с., а длина кузова составляла 3855 мм. Максимальная скорость не превышала 90 км/ч при расходе топлива 9 л на 100 км. Необычной чертой машины являлась независимая подвеска передних колес типа Дюбонне.

На первых автомобилях «Москвич-400» был выявлен ряд конструктивных недостатков кузова: появление в некоторых местах трещин на оплавке и на основном металле, поломки дверных замковых ручек и замков капота, недостаточные уплотнение и пылезащита кузова, отклеивание обивки потолка, недостаточная антикоррозионная защита и некоторые другие. В период 1948-1953 годов удалось повысить долговечность, увеличить мощность двигателя, повысить удобство и эксплуатационные качества, а также снизить вес «Москвича-400». В 1951 году «Москвич-400» оснастили новой коробкой передач с синхронизаторами и рычагом, установленным на рулевой колонке, а не на полу, как это было ранее.

В 1952 г. внесён ряд конструкторских решений, повысивших пробег до капитального ремонта.

В 1954 году двигатель «Москвича» был значительно модернизирован и его мощность доведена до 26 л. с. Эта модификация, получившая индекс «401», имела новую трансмиссию с синхронизаторами на второй и третьей передачах. Внешне модель отличало наличие подфарников — указателей поворота на передних крыльях.
Всего с 1946 по 1956 год в Москве было изготовлено 247 439 (216 006 седанов ) машин. Они стали первыми советскими массовыми автомобилями, которые продавались для индивидуального пользования.
«Москвичи» 400-го семейства несли двойной индекс: первое число означало модель двигателя, а второе — модификацию кузова. Базовая модификация кузова – четырехдверный седан – обозначалась индексом «420».

Модификации Москвич-400:

УЗЛЫ И АГРЕГАТЫ

Двигатель.

Трансмиссия.

Ходовая часть.

Механизмы управления.

Электрооборудование.

Контрольно-измерительные приборы и специальное оборудование.

Кузов

Емкости заправочные в л

Бензинового бака — 31,0
Системы охлаждения — 6,0
Системы смазки двигателя:
— без фильтра тонкой очистки — 2,7
— с фильтром тонкой очистки — 3,3
Картера коробки передач — 0,4
Картера заднего моста — 0,9
Картера рулевого механизма — 0,13
Системы гидравлического привода тормозов — 0,5
Переднего амортизатора и цилиндра подвески — 1,0
Заднего амортизатора — 0,1

Заводские номера автомобиля (шасси), кузова и двигателя выбиты на таблице, помещенной на кузове под капотом и на блоке двигателя, с правой стороны за бензонасосом.

Москвич 400 420а

Только мы, знаем, ваши мечты! Коллекционные автомобили, техника и вооружение.
От ретро-старины до концептов будущего

История появления этого автомобиля на свет опутана противоречиями, домыслами и слухами в виде версий. Однако бесспорно одно — его появление положило начало массовому отечественному автопрому.

Дебют в 1946 году первого поколения заднеприводных «Москвичей» имеет довольно извилистую предысторию. Если коротко, то рождение состоялось вместе с перезапуском московского автозавода имени Коммунистического Интернационала молодежи, когда предприятие стало называться Заводом малолитражных автомобилей. На новую производственную программу повлияли события военных лет и личностный фактор вождя того времени.

Вместо ранее планировавшихся моделей КИМ стартовал выпуск автомобиля ЗМА. За основу был взят четырехдверный Opel Kadett K38 (Opel, кстати, уже тогда принадлежал GM), производство которого в Германии велось с 1937 по 1940 годы. Важно отметить, что это не был прямой перенос производства: в процессе подготовки специалистам ЗМА пришлось восстанавливать и заново разрабатывать документацию, а также вносить новые конструктивные решения. Большинство источников утверждает, что первый серийный автомобиль был выпущен на МЗМА 4 декабря 1946 года – именно этот день считается днём рождения Москвича. Однако есть мнение, что первые серийные машины собрали в ночь с 8 на 9 декабря. Как бы там ни было, а подготовка к производству, учитывая все проблемы, заняла всего полтора года, и новый, 1947-й год завод встречал на подъёме. События происходили в канун празднования 800-летия столицы, что и повлияло на происхождение названия — «Москвич».

Решение о выборе прототипа принимал сам Сталин. Opel Kadett понравился Сталину еще до войны. В 1940 году на показе в Кремле образцов зарубежных и перспективных отечественных легковых автомобилей Сталин отверг двухдверный КИМ-10, спроектированный с оглядкой на компактный Ford Prefect, и указал на Opel — вот каким должен быть советский народный автомобиль! Желание вождя не обсуждалось — конструкторы сделали два четырехдверных прототипа под маркой КИМ-10-52, соединивших шасси Форда с внешностью четырехдверного Кадета. Потом началась война. А на показе трофейной и союзнической техники в начале 1945 года Иосиф Виссарионович вновь выхватил взглядом Kadett — и судьба Москвича была решена окончательно.

Производство Москвич-400 началось вскоре после окончания Великой Отечественной войны. Он стал первым массовым легковыми автомобилями в СССР, который стал поступать в продажу населению. Любопытно, что государственные приёмочные испытания автомобиль прошёл «задним числом» — лишь в 1949 году, уже в ходе своего серийного производства. Это при том, что Москвич уже год как поставлялся на экспорт – с 1948 года его отправляли в Финляндию, а позднее он экспортировался также в Албанию, Польшу и даже Китай.

Главное достоинство М-400 заключалось в удачном соотношении параметров, сбалансированной взаимосвязи технических решений и сравнительной простоте. «Четырехсотый» был оснащен 4-цилиндровым весьма компактным нижнеклапанным двигателем. Головку и блок цилиндров «Москвича-400» отливали из самого дешевого металла – чугуна. Все важнейшие узлы двигателя были расположены так, что при поднятых боковинках капота открывался удобный доступ к ним в процессе эксплуатации и при ремонтных работах. Двигатель «четырехсотого» имел степень сжатия всего 5,8 единиц, работал на бензине с октановым числом 66 и по тем временам отличался завидной долговечностью. Его мощности в 23 л. с. при 3400 об./мин вполне хватало, чтобы на ровном шоссе машина шла со скоростью 90 км/ч. Довольно скромная приемистость «четырехсотого» объяснялась трехступенчатой коробкой передач, которая не имела синхронизаторов (потери времени на переключение замедляют разгон). Рычаг переключения до 1951 г. размещался на верхней крышке коробки передач, а позже был перенесен на рулевую колонку.

Читать еще:  Москвич 2140 sl

Необычной чертой машины являлась независимая подвеска передних колес типа Дюбонне. Названная по имени французского изобретателя, гонщика 20-х годов, она обеспечивала колесу качание в плоскости, параллельной продольной оси машины. Фиксировали колесо два продольных рычага. Один действовал на пружину, заключенную в цилиндрический корпус, где размещался гидравлический амортизатор одностороннего действия. Этот кожух одновременно служил резервуаром амортизаторной жидкости и мог поворачиваться относительно шкворня. Другой рычаг, шарнирно соединенный с корпусом, передавал на него реактивные усилия при торможении, когда колесо вместе с тормозными колодками и их опорным диском стремилось повернуться относительно первого рычага. Подвеска задних колес на продольных полуэллиптических рессорах представляла конструкцию, традиционную для многих десятилетий автомобильной техники. Тормоза были довольно нестандартными. Во-первых, гидравлический привод в начале 40-х годов еще не полностью взял верх над механической системой тяг, коромысел, уравнителей и тросов. Во-вторых, на «Москвиче» чугунный тормозной барабан одновременно служил и ступицей, и диском колеса. Барабан сидел непосредственно на шариковых подшипниках цапфы передней подвески или же на конической шейке полуоси заднего моста. Шпильки крепления колеса были вынесены на максимально допустимый конструкцией диаметр. Поэтому колесо вместо привычного нам диска практически имело лишь обод с гнездами для гаек. В целом избранная конструкция подвески, тормозного барабана и колеса обеспечивала малую массу неподрессоренных деталей, что положительно сказывалось на устойчивости машины. Четырехместный четырехдверный кузов был сделан несущим и отличался высокой прочностью. Старые автомобилисты отмечали его высокую устойчивость против коррозии.

В салоне «четырехсотого» не было таких привычных для наших современников отопителя и радиоприемника. Стеклоочиститель приводился в действие не электромотором, а гибким валом от двигателя. Это на первый взгляд рациональное решение имело один небольшой минус. В сильный дождь или снег, когда дорога становилась скользкой и невольно приходилось идти на малой скорости, вследствие малого числа оборотов двигателя «дворники» работали медленно и не всегда успевали очищать стекло достаточным образом. Для эксплуатации «Москвича» в морозы ниже минус 15 градусов согласно инструкции рекомендовалось сливать на ночь не только воду, но и масло. А утром возвращать его в двигатель нагретым. А систему охлаждения, естественно, заправлять кипятком. Не удивительно, что среди частников зимой отваживались ездить только самые преданные рулю.

Живучесть этих автомобилей оказалась на высоте.Отдельные экземпляры ездили у рачительных хозяев еще в конце 80-х. В трудолюбивых руках автомобиль старательно работал десятилетиями, становился свидетелем взросления, а нередко и старения хозяина. Даже если пересаживались в более новые «москвичи», а то и «волги», то 400-е и 401-е переходили в руки детей и внуков, оставаясь в семье. Первые малолитражки послевоенного времени в каком-то смысле пережили своих более поздних и не в пример массовых последователей.

Ничто так вживую не окунет в эпоху первых малолитражных автомобилей советского производства, как «Москвич»-400-420А кабриолет или как их еще тогда называли «кабриолимузин».

Со второй половины 1950-х «четырёхсотый», в силу своей надёжности, надолго стал властителем дум тех, кто мечтал сравнительно недорого обрести вожделенную возможность перемещения на своих колёсах – в 1960-е и даже в 1970-е подержанные Москвичи были своеобразным воплощением духа свободы.

Актер Алексей Баталов, получив от Анны Ахматовой деньги, чтобы приодеться, вместо этого купил себе четырехсотого Москвича. Поездила на таком в начале своей карьеры и балерина Майя Плисецкая.

Эта машина стала первой в СССР и массовой спортивной. Уже на первом Чемпионате страны в 1950 году их было больше 20. А начальник испытательного цеха завода Лев Гивартовский стал первым Чемпионом СССР. Тогда за это давали красный свитер.

Популярными в то время были и так называемые конкурсы профессионального мастерства. И однажды на такой приехал водитель-испытатель завода Юрий Чвиров поучаствовать в 100-километровых соревнованиях на экономичность. Чтобы показать хороший результат, кроме хорошо подготовленного автомобиля, он на ходу при попутном ветре открывал все двери, чтобы они служили парусами, подталкивая Москвич. И победил с результатом 2,45 л на 100 км. Хотя обычно машина расходовала литров 10.

Ныне о марке «Москвич» приходится говорить в прошедшем времени. Одному из крупнейших советских автозаводов, чья биография началась еще в 1930 году, не удалось вписаться в новые реалии — в 2002 году производство остановили, а в 2010-м официально объявили о ликвидации предприятия.

Так что для ценителей истории теперь каждый восстановленный «Москвич» имеет особое значение, тем более если речь идет о первом поколении этих автомобилей. Автомобиль Москвич-400-420А из проекта КБ Смирнова, обнаруженный нами в Краснодарском крае и тщательно отреставрированный пополнил их достойные ряды. Кабриолет был доукомплектован всеми недостающими деталями и аутентичными запасными частями, был воссоздан тент, а так же внутренне убранство салона. Большинство элементов внешнего декора были заново отхромированы, был произведен капитальный ремонт двигателя. Сотрудники нашего КБ отыскали и отреставрировали оригинальные диски Opel которые крайне редко попадались на автомобилях Москвич ранних выпусков.

И в наши дни спрос среди коллекционеров и реставраторов на «Москвичи» очень велик, для многих они стали пропуском в мир старинных автомобилей. Стандартные седаны, коих выпустили в количестве 216 тысяч штук, сейчас еще можно найти, а вот кабриолет (тираж всего около 18 тысяч) — весьма затруднительно. И практически не возможно заполучить такой автомобиль в достойном коллекционном состоянии.

Это ж Опель? История Москвич-400

История появления этого автомобиля на свет опутана противоречиями, домыслами и слухами в виде версий. Однако его появление состоялось – и вместе с ним состоялся массовый советский автопром. К 70-летию Москвича вспоминаем об этом легендарном автомобиле.

Писательский вес по машинам Они измеряли в беседе: Гений — на ЗИМе длинном, Просто талант — на «Победе», А кто не сумел достичь В искусстве особых успехов, Покупает машину «Москвич» Или ходит пешком. Как Чехов. Самуил Маршак, «Меры веса» (1954)

В июне 1946 года начали выпускаться сразу два советских автомобиля – легковой ГАЗ-М-20 Победа и грузовик ГАЗ-51. А 4 декабря того же года на заводе ЗМА собрали первый Москвич-400. Казалось бы, всё логично – страна ускоренными темпами, напрягая все жилы, встаёт из руин. Но появлению первого Москвича предшествовала длинная и запутанная история.

Читать еще:  История моделей москвич

До Москвича

Ещё до войны, в 1930-е, руководству страны было понятно, что автопрому пора осваивать модель «индивидуального пользования». О том, что личный автомобиль давал советскому гражданину слишком уж много свободы, в те годы ещё не думали (этот «тренд» в советской власти возникнет позже), доводы были другими: личный автомобиль мог быть хорошим средством поощрения рядовых граждан, а также мог служить целям подготовки водителей для сельского хозяйства и армии. Эти задачи представлялись весьма важными, особенно на фоне бума автомобилизации на Западе.

У нас же в то время простые граждане были почти полностью лишены возможности купить авто. За редким исключением: приобретение через профсоюзную организацию (не иначе как, опять-таки, за серьёзные заслуги) или же покупка подержанного авто через комиссионный магазин. Ещё можно было выиграть автомобиль ЗИС-101 в лотерею, но возможность эта была, скорее, теоретической. И всё перечисленное – это фактически единичные случаи. В остальном машины «распределялись» по организациям, ведомствам и министерствам.

Дабы создать «народный» автомобиль, экономический совет при Совнаркоме СССР в марте 1939 года выпустил постановление, где были утверждены характеристики будущей модели. Уже в следующем, 1940-м, на заводе Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ, позднее переименованный в ЗМА, а потом в МЗМА) началось мелкосерийное производство автомобиля КИМ-10, в основу которого лёг английский Ford Perfect.

Байка о четырёх дверях

Но «фордовскому варианту» не суждено было дойти до серии. В 1940 году Сталину показывали зарубежные «аналоги» и двухдверный КИМ-10-50. Сталин непрактичную машину не одобрил и указал на Opel Kadett K38, имевший схожий дизайн и пропорции, но представленный именно в четырёхдверном варианте – мол, вот как должна выглядеть советская малолитражка.

На фото: Opel Kadett 4-door (K38) ‘1938–1940

Этот факт, кстати, полностью опровергает известную байку о послевоенном смотре 1945 года, когда Сталин якобы сказал директору МЗМА фразу «садись и ты, дорогой», предлагая сесть на заднее сиденье, воспользовавшись задней дверью.

В 1945 году вождь знакомился уже с 4-дверным седаном КИМ-10-52. Что именно он там сказал и кому, мы не знаем, но проект был обречен по вполне объективной причине. Дело в том, что при эвакуации завода КИМ в октябре 1941 года на Урал большая часть документации и оснастки для выпуска КИМ-10 была утрачена. Об альтернативе думали недолго – взяли «одобренный» Сталиным немецкий седан. Постановление ГКО от 26 августа 1945 года именовалось так: «О постановке на производство на МЗМА автомобиля Опель-Кадет К-38 в его существующем виде».

На фото: КИМ-10-52 ‘1941

Решено было воспроизвести наиболее прогрессивный и достаточно редкий вариант Кадета – с четырёхдверным кузовом и независимой передней подвеской. Но с этим «чистым копированием» тоже возникли сложности.

Москвич под СВАГом

Был ли первый Москвич полностью сделан на оборудовании и по документации, вывезенной с завода Opel в немецком Рюссельсхайме? Такого мнения придерживается знаменитый Юрий Долматовский в книге «Мне нужен автомобиль», и эта версия очень популярна. Но ведь могло быть так, что чертежи на Кадет были уничтожены в ходе бомбёжек или же спрятаны немцами?

О том, что документацию пришлось почти полностью восстанавливать из небытия по части чудом уцелевшей оснастки, говорит не менее авторитетный источник – Лев Шугуров в книге «Автомобили России и СССР». А ещё один источник, А.Ф. Андронов, генеральный конструктор МЗМА (АЗЛК) с 1949 года, в своих воспоминаниях и вовсе утверждает, что чертежи Москвича-400 создавались самостоятельно Отделом главного конструктора в Москве, а вся оснастка делалась на ГАЗе и ЗИСе… Так где же правда?

Пожалуй, максимально возможную на данный момент ясность в этом вопросе вносят воспоминания инженера МЗМА Е.И. Борычева. Советский Союз имел право на использование части промышленного оборудования побеждённой Германии, в том числе и находившегося на заводе в Рюссельсхайме, но проблема была в том, что использовать там было особо нечего – во время войны завод делал не автомобили, а авиационные детали, и поэтому при наступлении был действительно разбомблен британскими ВВС до основания. Кое-что, однако, нашлось в тайниках – уцелела оснастка для производства шасси и кузова Кадета, но только в двухдверном исполнении, самом популярном в довоенной Германии. Никаких сведений не сохранилось и по двигателю.

Итак, недостаток оснастки (причем в самой сложной с точки зрения технологии «дверной» части), нехватка чертежей, несколько «живых» экземпляров Кадета… С таким «наследством» советским инженерам предстояло поставить автомобиль на производство, причем с чётким сроком – первые пять Москвичей должны были пойти в серию в июле 1946 года. К американцам из General Motors, владевшей с 1929 года маркой Opel, обращаться за недостающими чертежами не представлялось возможным – послевоенная союзническая эйфория уже сменилась первым поветрием «холодной войны». Своими силами было не справиться.

И тогда к восстановлению утраченного знания привлекли немецких специалистов – трудовые коллективы, состоящие из немцев и возглавляемые гражданами СССР, создавались под началом Советской военной администрации в Германии (СВАГ) ещё с лета 1945 года.

В результате четырёхдверный кузов, включая деревянную мастер-модель и шаблоны для штампов, был воссоздан конструкторским бюро в Шварценберге, а нижнеклапанный двигатель с чугунным блоком и баббитовыми подшипниками «перерождён» в Берлине.

К сроку, правда, всё равно не успели – долгое время заняла «увязка» репарационного и заново созданного оборудования, а также устранение проволочек со смежниками – и 17 августа 1946 года изначально установленный срок перенесли Приказом Министра Автотракторной промышленности СССР на IV квартал 1946-го.

В серии

Большинство источников утверждает, что первый серийный автомобиль был выпущен на МЗМА 4 декабря 1946 года – именно этот день считается днём рождения Москвича. Однако есть мнение, что первые серийные машины собрали в ночь с 8 на 9 декабря. Как бы там ни было, а подготовка к производству, учитывая все проблемы, заняла всего полтора года, и новый, 1947-й год завод встречал явно на подъёме. В 1947 году Москвич даже заимел свой собственный «спешл эдишн» – к 800-летию Москвы выпустили юбилейную партию машин с миниатюрным геральдическим щитом на левой боковине капота.

На фото: Москвич-400-420 ‘1946–1954

Первая модель послевоенного МЗМА, согласно полному обозначению, именовалась Москвич-400-420 (цифры указывали, соответственно, на номер двигателя и номер кузова), однако долгое время «четырёхсотый» называли просто Москвич, ведь других Москвичей просто не существовало.

На фото: Москвич-400 ‘1946–1954

Машина получилась удачной – технологичной, симпатичной и надёжной. В целом не блиставшая новаторством конструкция всё же отличалась некоторыми интересными решениями – весьма прогрессивно воспринимались послевоенной общественностью несущий кузов, алюминиевые поршни двигателя, гидравлические тормоза и, главное, независимая подвеска типа Дюбонне, воплощающая истинное инженерное изящество. Вместе с тем, у машины не было указателей поворота, зато стеклоочиститель (сам по себе бывший тогда редкостью) имел механический привод от… распредвала двигателя.

Читать еще:  Москвич 2141 белый

За 1947 год был выпущен 1 501 автомобиль, за 1948-й – уже 6 706, за 1949-й – 19 806. Скоро годовой объём выпуска довели до 35 000 штук, потом до 50 000, а в июне 1953-го модель вышла на точку самоокупаемости, став рентабельной. В октябре того же года с конвейера сошел 100 000-й Москвич, а уже в марте 1954 года (через полгода!) общий объём выпуска достиг 150 000 экземпляров (однако часть источников утверждает, что максимальный годовой объём выпуска был достигнут в 1955 году и составил 47 758 машин).

Со временем машина получила некоторые обновления, обзаведясь синхронизаторами на третьей и четвёртой передачах, более удобным (по сравнению с напольным) рычагом КПП на рулевой колонке и усиленными подшипниками в заднем мосту. Всё это, плюс блок цилиндров с короткими сухими гильзами, новая головка блока, изменённая конструкция распредвала, обоих коллекторов, водяного насоса, стартера и генератора, в 1954 году оформилось в модификацию Москвич-401, а точнее – Москвич-401-420. Мощность мотора поднялась с 23 до 26 л. с. при 4 000 об/мин. В салоне «четыреста первый» отличался от предшественника более «дорогим» рулевым колесом с цветным пластиком обода и переехавшей вслед за рычагом КПП на рулевую колонку рукояткой «ручника».

На фото: Москвич-401-420 ‘1954–56

После запуска четырёхдверного седана в серии появились и деревянные фургоны Москвич-400-422, они выпускались с 1949 и до 1956-го, то есть практически до конца выпуска основной модели.

Москвич-400-420А кабриолет

Создавая семейство кузовов для будущего «Москвича», немецкие инженеры, работавшие после войны в советской оккупационной зоне в восточной Германии, предложили шесть различных типов кузова, но кабриолета среди них не было.

«Москвич-400-420А» кабриолет

Поэтому, открытый четырёхдверный кузов можно считать первой оригинальной разработкой конструкторов КБ кузовов МЗМА.

«Москвич-400-420А» — четырёхдверный кабриолимузин

Официально он был представлен, как «автомобиль для южных районов страны».

«Москвич-400-420А» кабриолет

Неофициально — в условиях послевоенного дефицита стального проката кто-то решил сэкономить металл, заменив у легковых автомобилей обычную крышу на складной брезент.

«Москвич-400-420А» — четырёхдверный кабриолимузин

Одновременно с открытой модификацией «Москвича», на ГАЗе проектировали и осваивали аналогичный кузов на базе «Победы».

«Москвич-400-420А» кабриолет

В то же время на МЗМА пришли работать инженеры из Горького, например, один из ведущих конструкторов Бюро кузовов Л.И. Белкин, заведующий Бюро общей компоновки Б.Д. Кирсанов. Велика вероятность, что «Москвич»-кабриолет инженеры МЗМА создавали, активно обмениваясь идеями с коллегами и товарищами с ГАЗа.

«Москвич-400-420А» — четырёхдверный кабриолимузин

Создание открытого несущего кузова — очень сложная задача, так как жесткая стальная крыша играет роль ключевого силового элемента, «увязывающего» вместе передний моторный отсек и задний багажник.

«Москвич-400-420А» кабриолет

Убрать весь верхний «фонарь» кузова, оставив только лобовое стекло, можно у рамного автомобиля (ЗИС-102, ЗИС-110Б, ГАЗ-11-40, КИМ-10-51).

«Москвич-400-420А» кабриолет

На кабриолете «Москвич», прежде всего, пришлось поставить жёсткие дуги над рамками дверей, усиленные трубами цилиндрического сечения.

«Москвич-400-420А» кабриолет

Одновременно на жёсткие дуги над рамками дверей монтировался каркас съёмного тента.

Opel Kadett

Кстати, тем же путем до войны шли конструкторы Opel, проектировавшие кабриолеты на базе несущих кузовов моделей Kadett и Olympia. Но одних дуг оказалось недостаточно.

«Москвич-400-420А» кабриолет

Для обеспечения требуемой жёсткости кузова на кручение, в разных местах пришлось приваривать несколько десятков уголков и раскосов. В результате, снизить металлоёмкость кузова практически не удалось, а его масса, по сравнению с седаном, даже увеличилась на 50 килограммов.

«Москвич-400-420А» кабриолет

Правда, на усилители шёл не цельный стальной лист, как на крышу, а отходы и обрезки заготовок, которые неизбежно остаются при кузовном производстве.

«Москвич-400-420А» кабриолет

Мягкий брезентовый тент был утеплён с тыльной стороны байковой тканью, хорошо натягивался на дуги, поэтому зимой в машине было не намного холоднее, чем в базовом седане, а возможные неплотности только создавали вытяжную вентиляцию. Да и времена массовой эксплуатации открытых автомобилей в 50-х ещё не были забыты. К ветровому стеклу натянутый тент пристегивали два кожаных ремня, а основание тента крепилось к торцу панели багажника оригинальным деревянным усилителем.

«Москвич-400-420А» кабриолет

В 1949-м, через два года после освоения базового седана «Москвич-400-420», с конвейера пошли кабриолеты. Идея открытого автомобиля «для южных районов» в то время всё-таки получила поддержку руководства. Тогда же в Горьком начался выпуск «Победы»-кабриолета, построенной по той же схеме с дугами и усилителями.

ГАЗ-М-20 «Победа» кабриолет

Так как обе модификации создавались «вдогонку», по инициативе конструкторов заводов, и не планировались типажом Министерства автотракторной промышленности, этим машинам не досталось отдельных цифровых индексов. «Москвич» обозначили, как модификацию «400-420А», а у открытой «Победы» вообще не было своего индекса, она числилась в документах, как и базовый седан ГАЗ-М20.

«Москвич-400-420А» — четырёхдверный кабриолимузин

Серийные кабриолеты очень понравились кинематографистам, поэтому в советских художественных фильмах их часто использовали в качестве игрового транспорта. В 50-х на кабриолетах «Москвич» ездили персонажи, которых играли знаменитые артисты: Павел Кадочников в картине «Большая семья», Георгий Вицин в фильме «Она вас любит».

«Москвич-400-420А» кабриолет

Спустя много лет, в конце 70-х, на стареньком «Москвиче-400-420А» двое молодых мужчин с огромной скоростью возили по крымским серпантинам героиню фильма «Дамы приглашают кавалеров», которую играла Марина Неелова. Кабриолету «Москвич» нашлось место даже в фантасмагорической ленте «Оно», снятой на «Ленфильме» по мотивам повестей русского сатирика XIX века М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Автомобиль «Москвич-400» (Музей Москвы)

В 1952-1953 годах выпуск кабриолетов сочли нерентабельным — слишком дорого в условиях массового производства приваривать все лишние усилители и косынки. Поэтому, выпуск открытых машин как начали, так и прекратили почти одновременно и МЗМА и ГАЗ. До модернизации 1954 года и замены индекса базовой модели с «Москвич-400-420» на «Москвич-401» кабриолет не дожил.

«Москвич-400-420А» кабриолет

Всего с конвейера МЗМА сошло 17742 открытых «Москвича». Сегодня эти машины встречаются значительно реже, чем аналогичные седаны, и ценятся достаточно высоко. Люди, мечтавшие об открытой машине, потом днём с огнём искали подержанные кабриолеты «Москвич» и «Победа».

«Москвич-400-420А» кабриолет

Техническая характеристика «Москвича-400-420А» кабриолета: Число мест — 4. Габаритные размеры — 3855х1400х1555 мм. Колёсная база — 2340 мм. Двигатель — бензиновый, карбюраторный, рядный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный МЗМА-400. Рабочий объём — 1074 см3. Мощность — 23 л.с. при 3600 об/мин. Снаряженная масса — 855 кг. Максимальная скорость — 90 км/ч. Расход топлива — 8 л/100 км.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector