Москвич 408 турист - Про отечественный автопром
Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Москвич 408 турист

«Москвич-408 Турист»: 7 малоизвестных фактов о советском спорткаре (10 фото)

Многие в статьях и блогах называют «Турист» купе. Я считаю, что это родстер. Дело в том, что автомобиль не имел стационарной твердой крыши. А жёсткая крыша, которую мы видим на фотографиях, была дополнительным аксессуаром, и превращала «Москвич» в хардтоп-купе. Возможно, серийный автомобиль получил бы съемную матерчатую крышу с механическим приводом. Посадочная формула 2+2 (двое взрослых плюс двое детей) у авто была также нетипична для отечественного автопрома, и очень характерна для популярных в 60-е компактных европейских родстеров. Но всерьез мы можем говорить исключительно об опытных образцах, которые видим на фотографиях.

В таком варианте — перед нами хардтоп-купе. Но крыша легко демонтировалась.

Отличия кузова от серийных М-408

Кузов автомобиля отличался не только формой. В виду отсутствия крыши, чтобы сохранить жесткость кузова на том же уровне, на днище появились небольшие лонжероны, Х-образные перемычки, соединяющие тоннель кардана и пороги. Мы знаем, что на фургонах «Москвич-433» заднее крыло и панель, где могла бы быть задняя дверь, штамповалась одной деталью. Но в 1963 году, когда создавался «Турист», эти детали еще не штамповались. Поэтому были взяты филенка двери и крыло от седана, и просто сварены. Интересно, что на одном из двух экземпляров не задействованные в силовой структуре кузовные панели были выполнены из алюминия!

Команда конструкторов и водителей-испытателей возле опытной машины.

Сколько же всего было машин?

В интернете встречается информация о том, что на МЗМА было изготовлено от пяти до семи экземпляров «Москвичей». Но документация не знает о трех «тайных» машинах. Скорее всего, два известных экземпляра долгое время служили как шасси для испытаний опытных моторов и трансмиссий, других узлов и агрегатов, проходя ремонты и меняя цвета кузова – с черного на темно-зеленый и с темно-синего «антрацит» на «электрик». Их в разных ипостасях и запомнили заводчане – кто черный, кто коричневый, кто темно-синий и т. д.

На улицах опытный автомобиль выглядел очень футуристично.

Что же с моторами?

История с двигателями «Туристов» запутанная. Известно, что на одном экземпляре устанавливался изначально впрысковый двигатель, разработанный в Центральном научно-исследовательском и конструкторском институте топливной аппаратуры автотракторных и стационарных двигателей. Инжектор работал очень ненадежно и постоянно глох, и инженеры никак не могли заставить его правильно работать. Видимо, из-за отвратительных результатов, в отчетах испытаний история с инжекторным мотором не нашла своего отображения. На машине испытывались и менее глобальные узлы – топливные насосы, системы выпуска и пр. Идея с оснащением 408-го 1,4-литрового мотора впрыском была связана с желанием повысить мощность двигателя. На второй машине стоял стандартный 50-сильный силовой агрегат, как и на других модификациях М-408. Также известно, что в конце 60-х и начале 70-х перспективные моторы, которые разрабатывались для нового семейства машин, испытывались на «Туристах».

В плане завода главные потребители «Москвича» с кузовом «гранд-турист» прописаны довольно однозначно – для экспорта, проката и индивидуального использования. Конечно, в последнее верится слабо. Но за границей такой автомобиль мог пользоваться стабильным спросом. План предполагал ежегодный выпуск авто на уровне 150 экземпляров. К тому же от руководства «Автоэкспорта» регулярно поступали запросы на создание спортивной версии «Москвича», предполагалось даже оснастить его двигателем от Ford Cortina! В Союзе же дела обстояли иначе. Запуск производства базовых машин М-408, М-426 и М-433 немного затянулся. В 1965 году уже во всю испытывали и готовили к запуску М-412 в обновленном кузове.

Про сложность изготовления реплик

За последний десяток лет в разных концах СНГ было создано несколько реплик «Москвич-408 Турист». Конечно, их нельзя считать точными. И на это есть несколько причин. Основная – это отсутствие полного набора заводских чертежей. Автомобильный историк Сергей Ионес поделился со мной историей постройки кузовов: «Туристы» строили без чертежей, как макетные образцы, по одному эскизу, сделанному конструктором кузовов Анатолием Веселовым, будущим заместителем главного (при нём конструировали С1, С3 и переднеприводный вариант 2141). Ну а работники Экспериментального цеха не впервые делали машины по указаниям конструкторов без документации».

На фото отлично видны все детали салона.

Вторая причина – это установка на машине нескольких уникальных узлов и деталей, которые после не производились серийно и достать их сегодня – огромная удача. Самая заметная и диковинная из них – это антенна радиоприемника с электроприводом. Также на «Туристе», как и других опытных машинах 408-го семейства, решетка радиатора была с широкими горизонтальными прорезями, которая серийно не производилась. Автомобиль имел собственное лобовое стекло и оконную рамку. Поговаривают, что его позаимствовали у какой-то иномарки. Но подтверждения этому факту нет.

Не все так просто было и с колесами. На машине были особые колпаки и фальшдиски. Некоторые умельцы ставят ижевские, которые отдаленно напоминают опытные колпаки и «фальши» по форме. Но разница между ними в производстве – минимум 8-9 лет (прототип 1963 года, ижевские колпаки пошли с 1971 года), и они не могли пересекаться. Фантазий с салоном также быть не может. На современных репликах приходится видеть поздние колесные диски, грузовые жесткие шины М-100 вместо дефицитных М-107. На спорткарах стояли передние раздельные сидения и напольный рычаг КПП, так что наслаждаться диваном можно только в седанах и универсалах. Фурнитура салона полностью повторяла ранние московские машины, так что ни о каких мягких дверных ручках и пр. речи быть не может.

Спорткары тяжелой судьбы

На сегодняшний день ничего не известно о судьбе двух уникальных прототипов. Многие историки сходятся на мысли, что они были утилизированы в середине 70-х годов, как и многие другие опытные экземпляры. Но мы все же надеемся, что на какой-то заброшенной даче, или старом гаражном кооперативе Москвы пылится он, черный «Москвич-408 Турист». Если у вас есть какие-то дополнительные факты, или фотографии — присылайте, мы обязательно разузнаем о них все подробности!

Читать еще:  Москвич 21251 комби

Москвич 408 турист

1964 год в Советском Союзе был ознаменован выпуском серийного седана Москвич-408, но мало кто знает, что в то же время конструктор А. Веселов разработал модель элегантного купе-кабриолет Москвич-408 «Турист», который был выпущен всего в двух экземплярах. Через много лет, в конце 70-х годов, Анатолий Иванович стал заместителем главного конструктора, руководил работой над вариантами АЗЛК-2141 — от заднеприводного прототипа С1 до финального переднеприводного образца. При создании спортивного «Москвича» Веселов пошел по пути максимальной унификации кузова с базовой моделью.

Этот элегантный автомобиль был попыткой создать модификацию с открытым двухдверным кузовом, так называемого типа 2+2. Турист подходил под класс Gran Tursimo и являлся без сомнения очень красивым и элегантным автомобилем. Интересно, что планировался очень маленький объем производства автомобилей «гранд-туризм» — всего 150 экземпляров в год.

Основным полем деятельности для будущего автомобиля виделся автомобильный спорт, где он должен был стать альтернативой очень популярным в СССР на рубеже 50-х — 60-х годов самодельным гоночным автомобилям на серийных шасси с облегченными открытыми кузовами, использовавшимся в том числе и заводской командой МЗМА — малосерийный выпуск кабриолета позволил бы дать спортивным организациям готовый заводской вариант гоночного автомобиля, с минимальными переделками пригодного для участия в соревнованиях. Участию в спортивных состязаниях и успехам заводских гонщиков в Отделе главного конструктора традиционно уделяли много внимания.

Также вполне справедливо считалось, что автомобиль такого типа найдёт спрос на экспортных рынках (а в ещё большей степени — как и любая спортивная модель будет создавать «гало-эффект» вокруг марки, привлекая публику в автосалоны дилеров). Кроме того, предполагалась и его продажа в «индивидуальное пользование» граждан, а в особенности — использование в получившей в те годы большое развитие службе автопроката, в первую очередь в южных республиках Союза, на курортах.

Шасси и некоторые детали корпуса Туриста были позаимствованы от 408й модели, но в остальном машины были довольно оригинальны. На разных этапах конструирования на опытных образцах устанавливали несколько вариантов силовых агрегатов и карбюраторов, от обычных «408» с ранним 126-м карбюратором с синхронным открытием камер, до экспериментальных с впрыском. Опытные экземпляры «Туриста» широко использовались в качестве носителей разрабатывавшихся на МЗМА перспективных агрегатов — вариантов «412-го» двигателя, новых коробок передач и других узлов.

Изначально автомобиль задумывался с мягким верхом, но после понимания инженерами МЗМА невозможности изготовления высокотехнологичной конструкции крыши в отведенные сроки, изготовили быстросъемный жесткий верх из стеклоткани. Двери прототипа были лишены рамок стекол, что придало автомобилю экстравагантности и новизны. Отсутствие крыши отрицательно сказывалось на жесткости кузова, поэтому было изготовлено множество дополнительных усилителей и кузовных деталей, которые обеспечили кузову дополнительную прочность.

Интерьер Туриста был типичным для шестидесятников, как наших, так и зарубежных. Приборная панель была выполнена из метала, и окрашена в цвет кузова. Салон, по традиции, был обшит красным кожзамом.

Интересно, что на самом раннем этапе наряду с открытым «Туристом» прорабатывалась и концепция «туристического» трёхдверного универсала. Однако практической реализации её не последовало.

Существует информация о ещё нескольких собранных на МЗМА экземплярах «Туриста». Однако в других источниках эти сведения рассматриваются как легенда, возникшая в результате того, что имевшиеся на заводе два опытных образца в процессе эксплуатации многократно ремонтировались и неоднократно перекрашивались, в результате чего могли восприниматься сотрудниками завода, не задействованными непосредственно в работах по этому направлению, как разные машины. За «Туристы» могли приниматься и развозные пикапы, переделывавшиеся из бракованных кузовов седанов и использовавшихся для внутризаводских нужд.

Последний шанс спортивный вариант «Москвича» мог бы получить, благодаря интересу иностранных дилеров — занимавшаяся продажей советских автомобилей в странах Бенилюкса фирма Scaldia-Volga, проявляла к этой модификации немалый интерес, причём с её стороны было сделано предложение временно, до освоения «412-го» силового агрегата, комплектовать «Туристы» иностранным двигателем от автомобиля Ford Cortina. Однако на заводе с полным на то основанием ответили на данный запрос, что имеющиеся прототипы автомобиля были собраны без составления необходимой производственной документации, и налаживание даже малосерийного его производства потребовало бы такого объёма работ, который завод при текущей загруженности не смог бы себе позволить.

Если бы автомобиль был выпущен в серию, то это повлияло бы на развитие отечественного автопрома в целом. Для него открылось бы новое направление и возможно сейчас на рынке мелькали бы конкурентоспособные купе, изготовленные в России, но, увы. Из-за загруженности конвейеров, выпускавших получивших большую популярность 408й седан, ни оригинальное купе, ни инновационная система электронного впрыска топлива не получили шансов на светлое будущее.

Каждый автомобиль является олицетворением своей эпохи. В сияющих хромом колпаках динамичного, стильного Москвича словно застыло отражение той далекой эпохи. Эпохи открытия Космоса, больших амбиций и культовых фильмов.

Вот такие интересные модели могли разрабатывать наши инженеры в те годы. Увы, кроме фотографий и статей в журналах от Туриста ничего не осталось. С современными репликами тоже не просто, найти законченную реплику прототипа крайне сложно. Возможно, это связано с тем, что информации о том, как же был устроен Турист практически нет, да и сделать кабриолет не так то и просто, одним срезание крыши дело не заканчивается, нужно учесть много моментов.

Автомобиль марки «Москвич» был найден нами в городе Москва. В виду большой загруженности сотрудников КБ, мы обратились за помощью к нашему другу Борису Полякову, профессиональному гонщику в прошлом и увлеченному создателю гоночных автомобилей и по сей день. Именно он занялся работами по усилению жесткости кузова Туриста, ибо сложно представить, кто лучше знает об этом, чем человек, посвятивший большую часть своей жизни подготовке автомобилей для кольцевых автогонок. После того как кузов был им усилен, мы привезли купе в наше КБ и приступили к воссозданию уникального съемного жесткого верха. Для этого, по нашей просьбе, к процессу подключился главный дизайнер таких мелкосерийных автомобилей как «Лаура», «Ладога», «Онега» и самого быстрого бронированного внедорожника в мире «Комбат Т-98» Андрей Сутнев.

Читать еще:  Москвич 2140 комби

Наше КБ с гордостью представляет полноценно завершенный проект Москвич-408 «Турист». В процессе воссоздания прототипа в нашем КБ была разработана и освоена вся необходимая оснастка, штампы и матрицы для комплектования данного проекта, позволяющие с уверенностью утверждать о 100% копийности и несомненно большой коллекционной ценности полученного изделия.

Москвич 408 турист

Копирайт с сайта autowp.ru участником которого я являюсь.

А вот его реплика.

таково же мнения.

Вот человек создает копию, оригиналы, к сожалению уничтожены. https://www.drive2.ru/r/moskvich/1473658/

политика партии дело такое. но на самом деле были проблемы с выпуском штампов для железа. и открытия новых мощностей для производства. авто катострофически не хватало и лди брали что им предлагалось. простая логика. зачем делать что то новое если и то что есть берут.

Вот этот вечный дефицит, и «плевать как сделано, всё равно возьмут, очередь на много лет вперёд» отечественного производителя и расслабил, а потом боком вышло.

Так его и собирались делать для мажоров из кап.стран, до начала 70х МЗМА был вполне европейским автопроизводителем, и сочитание очень социалистической цены с около-американским дизайном и танковой (ну относительно всяких вёдер из той же ценовой категории) надёжностью делали их довольно популярными.

Кто скажет, что это за чудо-красотка советского автопрома бордового цвета в центре Москвы, и почему все надписи, в том числе «Москвич» сделаны на английском латиницей? На руле вообще какая-то кулебяка? В честь дня славянской письменности?

Баянометр ругался, увидев в этом авто Warhammer из компьютерной игры.

Автомобили #67. АЗЛК Москвич С-1

Всем привет! Прошу прощения за долгое молчание! =) Сегодня хочется поведать о давно уже забытом большинством автолюбителей советском прототипе АЗЛК Москвич С-1.

В 1975 году на мощностях АЗЛК был построен прототип, получившего обозначение «С-1». По обеим сторонам капота автомобиль имел боковую декоративную накладку с названием «Меридиан-1700TS», благодаря которой в литературе можно встретить и такое обозначение этого же автомобиля.

Интересной деталью внешности этого автомобиля являлось наличие маленькой крышки багажника вместо полноценной пятой «двери» , т.е. по сути перед нами седан, напоминающий по форме кузова хэтчбек. При этом багажник был довольно вместительным, правда из-за особенности конструкции скорее всего пользоваться таким багажным отделением было бы неудобно.

Под капотом «Москвича-С1» скрывался модернизированный карбюраторный двигатель М-412, объемом 1,7 литра и мощностью 85 л. с. Модернизации подверглась головка блока цилиндров, кроме того, был перемещен трамблер распределителя зажигания с коленчатого вала на распределительный для того, чтобы он располагался выше и при преодолении небольших водных преград (тут создатели предполагали, что довольно часто автомобиль будет использоваться за пределами городов) его не заливало. При этом автомобиль имел задний привод.

Панель приборов была выполнена с использованием импортных комплектующих ( в частности использовались приборы фирмы Jaeger, производившей грузовики), они просто были на складе и их решили задействовать при постройке опытных экземпляров.

Аналогично поступили и с фарами – поскольку блок-фар в СССР тогда не выпускали, на прототипе были использованы фары от Opel Ascona. На автомобиле также нашли применение передняя подвеска типа McPherson и независимая задняя, рычаг коробки передач в салоне шел напрямик из коробки, и поэтому переключения были очень четкими.

Автомобиль получил оригинальную запоминающуюся внешность — «утопленные» ручки дверей и боковые стойки, расположенные на внешней части кузова, а не прикрытые дверьми, как это обычно бывает. Спустя небольшой промежуток времени были собраны еще два опытных образца. Всего было построено три опытных образца «С-1». Но, как это часто бывает с опытными моделями, в серию «С-1» не попал.

Всем спасибо за внимание! Продолжение следует!

Пожалуй, самый красивый «Москвич»

Автомобиль Москвич 2141 опытной серии 3-5-5.

Немного о технической части: автомобиль оснащался двигателем с двухвальной головкой повышенной мощности, новой коробкой передач взамен проблемной от «Москвич-408/412».

Два образца были построены в 1972-1973 г. Кстати, мало кто знает о существовании второй машины, но она даже успела попасть на фото.

Первая, показательная машина была серебристой, вторая — вишнёвой. Вишнёвый образец был разбит и отправлен в лом ещё в советские годы, серебристый дожил до 1990-х в плачевном виде, «намотав» сотни тысяч километров. Руководство заводского музея тогда намеревалось сдать его в металлолом, однако энтузиасты договорились обменять его на мотор для «Волги». С тех пор он ржавеет в деревне в Тульской области (и это, конечно, всё равно лучше, чем ничего).

К сожалению, у этого автомобиля не было шансов попасть в серийный выпуск, и вот почему.

Первая причина: УСТАРЕВАНИЕ. На АЗЛК и в министерстве рассчитывали, что новый «Москвич» будет обладать актуальным дизайном, когда выйдет в серию, и за счёт этого долго продержится на экспортных рынках. Однако всё получилось не так.

Появившись лишь в 1972 году, эта модель обладала рядом существенных дефектов, которые устранили на следующей опытной серии 3-5-6 только в 1974 году. Если учитывать, что на подготовку производства в советских реалиях ушло бы ещё пару лет, новый «Москвич» в лучшем случае вышел бы примерно в 1977 году, в то время как его оформление явно отсылало к европейским моделям конца 1960-х — начала 1970-х, например, Fiat 130 или BMW E12. Смотрите сравнение этих трёх моделей ниже (верхняя картинка — Москвич-2141 мод. 3-5-6, далее соответственно Fiat и BMW).

коллаж Эдварда Молотова

По этой причине на АЗЛК уже с 1974 года начали работать над входившими тогда в моду хетчбеками.

Вторая причина: ОТСУТСТВИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ. Наиболее благоприятно было бы, если бы машина была готова к 1972 году — именно тогда закончилось строительство основного завода АЗЛК. Вместо старой, тесной и маломощной площадки, где собирали «Москвичи» в 1960-х, советское государство профинансировало постройку нового завода в другом месте, который был намного мощнее и современнее. Это, к слову, о баснях, будто бы АЗЛК ничего не перепадало из-за ВАЗ — как видите, на самом деле ему «перепали» новые мощности уже спустя 2 года после запуска автогиганта в Тольятти.

Читать еще:  Москвич 2141 объем двигателя

Однако ввиду отсутствия к 1972 году новой модели, готовой к производству, эту промплощадку оборудовали под выпуск всё тех же старых «Москвичей» семейств 408 и 412. Разумеется, всё переделывать спустя лишь 2 года после запуска при советской плановой экономике было невозможно. Таким образом, получалось, что производить авто в ближайшие годы попросту негде, а потом — см. первый пункт, устаревание и т.д.

В конечном итоге получилось всё ещё хуже, чем ожидалось — погнавшись за новизной и актуальностью, заводчане и министерство остались «у разбитого корыта».

Многострадальный отраслевый индекс 2141 передавался от одного проекта к другому, каждый раз к разработанному с нуля. Но ни один из них ещё долго не удавалось запустить в серию. Более-менее перспективные хетчбеки 2141-С1 и 2141-С3 в 1976 году отвергли из-за заднего привода и огрехов в дизайне. Появившиеся затем переднеприводные «Москвичи-2141» серии С7 на базе закупленных французских Chrysler Simca доводили до ума ещё 10 лет, а до полноценного конвейерного выпуска — все 12 лет.

К чести заводских конструкторов надо сказать, что получившаяся в итоге машина не была копией «Симки» — к концу разработки от французского оригинала остались лишь общие габариты и пара заимствованных мелких деталей. С другой стороны, было бы странно, если бы по прошествии 12 лет было как-то иначе.

Несбывшиеся советские «туристы»: Москвич-408 и ВАЗ-2106

Представить себе автомобиль класса Gran Turismo производства СССР в 60-70-е годы довольно трудно. Однако, оказывается, были у наших конструкторов и такие идеи, и даже вполне удачно воплощенные, но, к сожалению, не нашедшие отклика у руководства, и потому — не выпущенные в серию. Речь пойдет о двух автомобилях — Москвич-408 «Турист» 1964 года выпуска и ВАЗ-2106 «Турист» 1976 года.

В сентябре 1964 года на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА, который с 1968 года стал называться АЗЛК — Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола) начался выпуск новой модели Москвича — Москвич-408. Начиная с этого времени эта модель стала основной моделью завода, а через три года ее стали выпускать еще и на Ижевском заводе. Однако параллельно конструктором А. Веселовым был разработан еще один кузов — четырехместный купе-кабриолет на базе 408-го (ходили слухи, что разработать его решили после того, как Хрущеву во Франции подарили Renault Caravelle и этот автомобиль попал на завод МЗМА).

Москвич-408 и Москвич-408 «Турист» с четырехфарной решеткой радиатора

Было выпущено два разных экземпляра этого купе-кабриолета, один из них был сделан полностью на базе 408-го, а второй отличался новинкой — двигателем емкостью 1.4 литра с электронной системой впрыска топлива (разработанной в центральном научно-исследовательском и конструкторском институте топливной аппаратуры автотранспортных и стационарных двигателей (ЦНИИТА)), который мог развивать мощность до 63 л.с., и благодаря этому, мог достигать скорости в 130 км/ч, а до 100 км/ч разгонялся за 24 секунды. Планировалось выпускать «туриста» мелкими сериями, в основном, для экспорта.

Москвич-408 «Турист» с установленной пластиковой крышей

Еще одним существенным отличием был кузов «туриста», частично выполненный из алюминия, что позволило существенно снизить вес автомобиля. Для того чтобы москвич выглядел настоящим кабриолетом также убрали рамки у стекол передней двери. Все эти мелочи повлияли на развесовку автомобиля по осям и на жесткость кузова, поэтому днище «туриста» пришлось усилить Х-образной поперечиной.
На кабриолет ставилась жесткая пластиковая крыша. Ее минус был в том, что она была не автоматической и не складывалась в багажник (в нем для нее просто не было места из-за ее размеров), к тому же установка и снятие крыши были делом не пустяковым, с которым желательно было справляться вдвоем.
В серию Москвич-408 «Турист» так и не пошел из-за загруженности сборочной линии обычной 408-й моделью. На заводе кустарно из бракованных кузовов иногда продолжали делать пикапы-технички на базе «туриста», но сами два экземпляра купе-кабриолета даже не сохранились.

Позднее, в 1976 году, у техдирекции завода ВАЗ возникла еще одна идея нового туристического автомобиля. Это было уже не купе и не кабриолет, а некий двухместный «пикап», у которого в кузове хранилась палатка, которая в собранном состоянии предполагалась размещатся наполовину — над кузовом, а наполовину — на стойках над землей.

ВАЗ-2106 «Турист» с собранной палаткой в кузове

В перспективе на этот автомобиль предполагалось поставить систему полного привода с подключаемым передним мостом и блокировкой дифференциалов, так как основное ее предназначение было именно туристское. Однако, пробный единственный экземпляр не успели даже оснастить палаткой — головная дирекция завода полностью отвергла модель (именно поэтому нет фотографий реальной модели с установленной палаткой, а только фото моделей).

Единственный экземпляр ВАЗ-а — «Туриста» окрасили в серебристый металлик (редкость по тем временам), а после того, как проект закрыли и переделали его в обычный пикап — перекрасили в обычный красный. После перекраски «турист» влился в отряд пикапов, как в случае и с Москвичом-408, созданных кустарно (сваренных из бракованных частей кузова), использующихся как технички для заводских нужд.

Одна из техничек на базе ВАЗ-2106, напоминающая «Туриста»

Стоит заметить, что кузова типа «купе», «пикап» или Gran Turismo вообще были крайне непопулярны в советском автопроме (впрочем, тут нет ничего удивительного) — несколько «купе» были переделаны из серийных москвичей для раллийных гонок в 50-е и 60-е годы, а после было всего несколько попыток создать автомобили с такими кузовами, в том числе и приведенные выше «туристы».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector