Москвич 412 история создания - Про отечественный автопром
Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Москвич 412 история создания

Москвич-412: история создания.

При создании семейства автомобилей 3-го поколения на МЗМА были созданы шесть вариантов опытных автомобилей, на которых отрабатывались различные компоновочные и стилистические решения кузова.

Пятый по счёту образец был самым близким к совершенству. Затем прошли государственные испытания опытных образцов, после чего был построен последний шестой вариант, которого мы знаем как Москвич-408. Помимо отработки макета кузова седан, было создано целое семейство, куда входили различные модификации, и, в первую очередь, автомобили с кузовом универсал и фургон с высокой степенью унификации основных детали для достижения максимальной преемственности деталей наружных поверхностей, но не в ущерб красоте а, наоборот, для создания гармоничной красоты всего семейства. Особое внимание при этом уделялось боковине, задним боковым дверям, линии водостока крыши, углам наклона переднего и заднего стёкол.

Кроме того, при проектировании кузова сразу закладывалась возможность будущей модернизации автомобиля. С этой целью передняя его часть была геометрически и эстетически решена с возможностью в будущем устанавливать прямоугольные фары. Конечно, при применении прямоугольных фар решётка радиатора должна была получить новое решение. Задняя часть автомобиля могла при некоторой переработке позволить установку горизонтальных фонарей. Все эти изменения были реализованы при модернизации кузова и создания модели Москвич-412.

Обновленный кузов впоследствии стал единым для модели 412 и 408.

Большое количество изменений в интерьере с одновременным улучшением эстетических качеств было направлено на удовлетворение требований безопасности. Единый диван передних сидений, отличавшийся удобством и никогда не имевший замечаний, все же нуждался в переработке. Новые раздельные сиденья показали хорошие результаты.

При самых малых сравнительных габаритах сиденья оказались весьма комфортабельными, удобными, сравнительно мало утомляющими, не стесняющими действий водителя и отвечающими требованиям безопасности. Для улучшения интерьера были переработаны ручки дверей, коврики, кожух пола, кожух отопителя, введены мягкие накладки, мягкая панель приборов, рычаг ручного тормоза перенесен в зону между двумя передними сидениями. Рычаг переключения передач снова стал напольным.

Однако, главное отличие Москвич-412 – это, конечно, новый двигатель.

Всем было понятно, что существенных резервов повышения мощности двигателя Москвич-408 не осталось. Габаритные размеры блока цилиндров двигателя М-408 и координаты резьбовых отверстий для болтов ГБЦ были сохранены и соответствовали параметрам нижнеклапанного блока двигателя Москвич-400 мощностью 23 л.с. Как можно заметить, благодаря блестящей работе конструкторов и испытателей, мощность двигателя была увеличена с 23 до 50 л.с., и все на том же, сильно устаревшем оборудовании!

Думаю, что дальнейшая доработка позволила бы поднять мощность до 55-60 л.с., что примерно соответствовало бы мощности двигателя FIAT-124. Но возможности дальнейшей форсировки и увеличения рабочего объема больше не было. Выпуск автомобилей с устаревшими техническими характеристиками погубил бы экспорт и репутацию автомобиля и завода.

А популярность «Москвича» единственного у нас легкового малолитражного автомобиля отечественной конструкции росла и крепла в нашем государстве и за рубежом. Из года в год увеличивался экспорт «Москвичей», начавшийся еще в 1948 году.

Для преодоления тупиковой ситуацией с двигателем государство поддержало инициативу срочного проектирования и постройки образцов нового двигателя. Его производство в начальной стадии предполагалось освоить на заводе МЗМА с параллельным строительством нового собственного моторного завода и переводом туда производства двигателя.

Двигатель модели «412» начали проектировать в конце 1964 года, а через полгода – в мае 1965 – уже построили первые пять образцов!

Как это стало возможно?

Во-первых, на заводе уже давно прорабатывались варианты нового двигателя. На опытных двигателях МЗМА-405 и МЗМА-406 были отработаны и алюминиевый блок и полусферическая камера сгорания.

Во-вторых, в конструкции двигателя МЗМА-412 отчетливо прослеживается сходство с одним из лучших двигателей того времени – BMW M-115.

Размерность двигателей почти одинаковая: 82×71 у M115 и 82х70 у М-412 . Основные компоновочные решения, такие как наклон вправо блока цилиндров на 20 градусов, конструкция головки блока цилиндров, практически идентичны.

Основным принципиальным отличием двигателей M-115 и Москвич-412 является конструкция блока цилиндров. На Москвиче он из алюминиевого сплава с «мокрыми», съемными гильзами, а на BMW блок цилиндров выполнен из чугуна.

Однако, вышеупомянутые прототипы двигателя МЗМА-412 были именно с чугунным блоком! МЗМА не имел технической возможности выпускать серийные двигатели с алюминиевым блоком — у него просто отсутствовало оборудование для литья таких блоков цилиндров.

Смею предположить, что первые опытные двигатели были идентичны двигателю BMW, но переработаны с учетом доступных технологий и станочного парка МЗМА и отечественных комплектующих, таких как карбюратор К-126, распределитель зажигания, масленный фильтр и др.

Испытания двигателя показали, что рабочем объеме 1,5 литра возможно достижение мощности в 75 л.с. при 5800 об/мин, что было сопоставимо с прототипом (75-80 л.с. при 5500 об/мин).

К сожалению, попытки организовать производство двигателя на МЗМА даже в небольшом количестве не увенчались успехом.

В этой ситуации единственным решением стала организация производства на Уфимском авиамоторном заводе (УМЗ), который, как понятно, принадлежал другому министерству, которому деньги выделялись куда более охотно, чем министерству автомобильной промышленности.

Читать еще:  Авто москвич 408

Решение было принято, но с условием: блок цилиндров должен быть алюминиевым именно потому, что на УМЗ было оборудование именно для алюминевого литья.

МЗМА пришлось перепроектировать мотор и совместно с Уфимским заводом построить образцы. Проект двигателя с алюминиевым блоком был создан в очень сжатые сроки, однако было необходимо произвести все виды испытаний, откорректировать чертежи, устранить недостатки. По заданию министерства МЗМА дожен был передать чертежи Уфимскому заводу в июне 1966 года.

В итоге был создан двигатель Москвич-412.

Алюминевый блок цилиндров с «мокрыми», съемными, омываемыми охлаждающей жидкостью гильзами цилиндров. Такая конструкция была типична для алюминевых блоков тех лет. Однако, характерной особенностью блока 412 стали длинные шпильки, проходящие через весь двигатель и стягивающие и придающие жесткость всей конструкции. Съемные гильзы увеличили межцентровое растояние, что увеличило длину, вес двигателя и снижало жесткость блока. А вот снизить массу при такой конструкции не очень то и получилось – двигатели ВАЗ легче при такой же мощности и при этом имеют жесткий блок цилиндров из чугуна.

Как видно их изложенного, у конструктора двигателей МЗМА И. Окунева не было стремления создать двигатель с «прогрессивным» алюминевым блоком цилиндров.Это решение было вынужденным, чтобы двигатель вообще увидел свет. Но это именно то решение, которое и не позволяет считать двигатель Москвич-412 копией двигателя BMW.

В итоге на МЗМА был создан новый преспективный двигатель, который позволил поднять популярность Москвичей как на внутреннем ( Москвич-412 до появления ВАЗ-2103 был самым мощным и быстроходным автомобилем в СССР), так и на внешнем рынке, поднял престиж нашего автопрома в мире и с упехом конкурировал с грандами автомобилестроения на гоночных трассах.

Москвич-412: вот как советские инженеры переделали двигатель BMW

412-й Москвич — одна из самых успешных моделей завода АЗЛК, и во многом благодаря двигателю. Ходит легенда, что он был лицензионной копией мотора BMW-1500 (позже известного как BMW M10). Только это не совсем легенда.

К нам на тест попала очень редкая машина — так называемый переходной 412-й. Его отличает иная задняя часть — вентиляционные решетки на задних крыльях, фонари — все как у будущего Москвича-2140. Такие автомобили выпускались с конца ноября до конца декабря 1975-го. Наш экземпляр — декабрьский.

Нельзя не отметить хорошо проработанную эргономику. Даже по сегодняшним меркам посадка в 412-м удобная. Взаимное расположение сиденья и органов управления вопросов не вызывают. Ноги и руки согнуты под правильным углом. А до рычага коробки передач не нужно тянуться. Жигулям такое и не снилось.

Довольно большой багажник позволяет загрузить машину по полной, чем владельцы и пользовались. Да и сам салон, несмотря на короткую колесную базу в 2400 мм, довольно просторен. Места сзади хватает. Но сидеть неудобно — диван слишком мягкий. При посадке буквально чувствуешь, как подушка прогибается до каркаса сиденья.

412-й Москвич — одна из самых успешных моделей завода АЗЛК, и во многом благодаря двигателю. Ходит легенда, что он был лицензионной копией мотора BMW-1500 (позже известного как BMW M10). Только это не совсем легенда.

Баварские корни

Доля правды в истории про лицензионный двигатель BMW есть — многие решения действительно взяты от «баварцев». Например, наклонный блок цилиндров — это необходимо для снижения общей высоты двигателя и, как следствие, снижения центра тяжести. А также полусферические камеры сгорания — клапаны располагаются друг напротив друга. Это заметно улучшает процесс смесеобразования и отвода отработавших газов. В итоге с 1,5-литрового объема сняли 75 л.с. — отличный показатель для конца 60-х!

Москвич действительно хорошо ускоряется. У него отличная тяга на низких оборотах, которая практически не спадает, пока стрелка тахометра не подберется к красной зоне. Кстати, обороты максимальной мощности для того времени очень высокие — почти 6000 об/мин. Обидно, что разгонную динамику сильно портят настройки коробки передач, и не слишком удачно подобранные передаточные числа — еще полбеды. У Москвича совершенно невнятный избирательный механизм. «Замешивание» рычага перед включением нужной передачи отнимает слишком много времени. Именно поэтому, несмотря на большую мощность, динамика 412-го ничуть не лучше, чем у Жигулей. К тому же москвичевская коробка еще и не отличалась надежностью.

Стоит отдать должное неубиваемой подвеске — независимая пружинная спереди и рессорная сзади. Можно смело мчать по самым убитым дорогам. А вот управляемость далека от идеала даже по меркам 70-х: чрезмерные запаздывания на поворот руля, огромные крены. Еще хуже дела с шумоизоляцией — ее, по сути, нет. Слышно, как работает двигатель, как грохочет подвеска, как шумит ветер. В Москвиче очень шумно. Особенно на фоне Жигулей и Волг из той же эпохи.

Москвич 412 — история создания, модели и производство

Заднеприводное авто второй группы, малый класс, выпускался с 1967 по 1977 на заводе АЗЛК,ранее МЗМА, также с 1967 по 1988 год на заводе в Ижевске. Является преемником модели 408, продолжительное время модели выпускались параллельно.

Читать еще:  Москвич 402 годы выпуска

История создания

Производство модификации с улучшенным двигателем рассматривалось еще по время проектирования “Москвич 408”. Появления новой модели предзнаменовало изменения устоявшейся на то время принципа устройства малолитражных автомобилей.

До начала выпуска “Москвич 412”,проектировались с заведомо ухудшенными техническими характеристиками, ведь такие авто должны были абсолютно по всем техническим показателям уступать машинам среднего класса.

В 1967 году модель была утверждена для запуска в серийное производство, однако новая модель, как и старая, производилась в кузове образца 1964 года, что вызывало ряд технических проблем. Некоторые детали новой модели не помещались в пространство под капотом старой, например радиатор новой модели был шире и не помещался. Первые собранные автомобили “Москвич 412”изготавливались в кузовах со спец. доработками.

Позже был выпущен “унифицированный” кузов, в который устанавливались силовые агрегаты обеих моделей без изменений кузова. Более того была начата разработка нового кузова. В 1969 году он был выпущен, соответствовал нормам пассивной безопасности что было удостоверено на испытаниях во Франции. В 1971 году на заводе МЗМА была проведена реконструкция, количество выпускаемых моделей “Москвичей” значительно возросло. Также в 1971 году внутренняя отделка автомобилей была существенно доработана.

Основные модификации

Москвич 412М — модификация которая была разработана специально для медицинской службы.

Москвич 412Т — модификация для таксомоторных предприятий, широко распространена не была.

Москвич 412У — учебная модификация, оснащалась добавочными элементами управления, наносилась цветографическая схема.

Москвич 412Э — модель выпускаемая для экспорта.

Москвич 427 — модель которая оснащалась кузовом типа: “универсал”.

Москвич 434 — модель которая оснащалась кузовом типа: “фургон”.

“Москвичи” из Ижевска

В 1967 году одновременно с выпуском новой модели “Москвич” на заводе МЗМА в Москве, подобные авто начали выпускать на автозаводе в городе Ижевск, который курировал министр оборонной промышленности. Наименование “Москвич” при этом сохранилась, и все авто сходящие с конвейера завода в городе Ижевск маркировались как “Москвич 412”, хотя и имели обозначение “ИЖ” на радиаторной решетке.

Также на заводе”ИЖ” куда строже контролировалось качество продукции, так как фактически завод являлся оборонным предприятием. Благодаря этому на заводе в городе Ижевск почти не было бракованных моделей, но Московские модели имел лучшую отделку салона.

Помимо модели “412” на Ижевском заводе производились авто с кузовами типа пикап и “Комби” ( “ИЖ 2715” и “ИЖ 2125” соответственно). В 1982 году модель была модернизирована, появилась радиаторная решетка черного цвета, двери с обновленными ручками, кузов базовой модели был стандартизирован с кузовом моделей пикап и “Комби”.

“Москвич” в автоспорте

За счет надежности конструкции авто и довольно мощного мотора, “Москвич 412” хорошо показал себя на межнациональном авто марафоне “Лондон — Сидней” который состоялся в 1968 году, команда СССР смогла занять 4 место. В 1970 3 место среди команд на ралли “Лондон — Мехико”, также советские гонщики заняли 12 место в личном зачете, из 96 участников на финиш доехало всего 23.В большинстве ситуаций “Москвичи” конкурировали с заведомо более сильными соперниками, “Ford Falcon GT”, “BMW 2002ti”, которые были специально доработаны для участия в спортивных состязаниях.

У советских моделей же устанавливался каркас безопасности, противотуманные фары на крыше, дополнительный бак для топлива, более широкие диски. “Москвич 412” является пятнадцати кратным триумфатором различных всесоюзных соревнований. Спортивные достижения положительно сказались на уровне продаж модели на рынке, как внешнем, так и на внутреннем.

“Москвич” зарекомендовал себя как прежде всего надежные автомобили. Впрочем позже спортивные показатели пошли на спад, в средине семидесятых годов модель “АЗЛК” технически устарела, новую модель выпустить не получилось, на заводе в Ижевске разработка спортивных модификаций прекратились после ухода из жизни главного конструктора.

Москвич 412 история создания

В нашей статье мы расскажем вам о том, как автомобиль Москвич 412 он же (М-412) появился на свет. А именно технические характеристики, как был выбран двигатель, его конструкция и преимущество. Также подборка фото и видео Москвича 412.

Москвич 412 автомобиль легенда – надежный и работоспособный, созданный с учетом европейских стандартов безопасности, он продержался на конвейере почти тридцать лет и стал одной из самых популярных моделей в истории отечественного автопрома.

М-412 является предшественником Москвича 408, который хорошо продавался за границей в 60-ых годах, почти половина автомобилей отправлялось на экспорт. Такой успех стал благодаря цене, которую установило Министерство внешней торговли СРСР.
Москвич 408 практически ни в чем не уступал зарубежным автомобилям своего класса. И вот спустя некоторое время для того чтобы удержать позицию на внешнем рынке, Москвич 408 нужно было оборудовать более мощным двигателем, что бы соответствовать
европейским нормам так Москвич 408 стал Москвичом 412.

Читать еще:  Москвич 2140 люкс

Двигатель на Москвич 412 был выбран на основе 1,5 литрового BMWM-115 (М10).

Именно этот прототип взят на разработку в качестве основы для нового агрегата М-412. Его четырехцилиндровый блок, отлит из алюминия, и оснащен сменными чугунными гильзами, что существенно упростило проведение капитального ремонта и увеличивало ходовой ресурс двигателя. Распредвал двигателя перешел в алюминиевую головку блока цилиндров, где приводился в движение пластинчатой цепью Морзе.

Отказавшись от толкающих штанговых клапанов, дало возможность снизить инерцию газораспределительного механизма, таким способом увеличили обороты с 4750 до 5800 в мин. Сами клапаны располагались по обе стороны продольной оси цилиндров под углом друг к другу, благодаря чему стало возможным применить сугубо гоночное решение, сделать камеры сгорания полусферическими.
Это давало возможность для более полного сгорания топлива и в итоге, повышало КПД двигателя (Тепловой баланс двигателя).

Отличия этого двигателя от других, это блок цилиндров, который расположен под наклоном 20 градусов вправо по ходу движения, за счет чего удалось уменьшить высоту двигателя, сделав его более компактным, и перенести ниже центр тяжести автомобиля. В результате мотор рабочим объемом 1478 см с мощностью 75 л.с. (в полтора раза больше, чем у Москвича 408) весил 146 кг всего на 6 кг тяжелее предшественника.

Кузов автомобиля был разработан художниками-конструкторами МЗМА, но под конец 60-х годов он выглядел устаревшим, и нуждался в доработке: в Европе стали уделять большое внимание пассивной безопасности, и чтобы сохранить конкурентоспособность машины на западных рынках, необходимо было срочно нарастить силы.

Обновленные панели (передняя и задняя) кузова Москвича 412 позволили впервые в отечественной практике создать сминаемые при столкновении зоны, поглощающие энергию удара.
Модернизацию, не затронувшую основные несущие элементы, проводили в несколько этапов. Так в 1967 году адаптировали кузов М-408, чтобы установить мотор УЗАМ-412, изменения коснулись передней части подкапотного пространства и пола. Со временем поставили раздельные передние сиденья, для того что бы, рычаг переключения передач перенести с руля на пол. Официально было заявлено, что конструкция без сложных тяг намного проще, а значит, надежнее и долговечнее. К тому же рычаг, расположенный между сиденьями, существенно облегчал сборку автомобилей с правым рулем. Эпопея с разделением переднего сиденья и перемещением рычага передач КПП, а кроме того, они все получили синхронизаторы.
Разумеется, самые заметные изменения коснулись внешнего вида Москвича. Облицовка радиатора стала уже, получила более фактурный рисунок, а невыразительные круглые фары уступили место модным в то время прямоугольным (производства ГДР).

А вот дизайнерское решение задней панели кузова можно считать шедевром – художникам удалось обыграть морально устаревшие “кили” задних крыльев, противопоставив горизонтально расположенным новым задним фонарям с раздельными секторами габаритов и стоп-сигналов треугольные указатели поворота.
16 августа 1974 года с главного конвейера Автомобильного завода им. Ленинского Комсомола (в 1968 году МЗМА был переименован в АЗЛК) сошел двухмиллионный Москвич (разумеется, это был москвич 412), а в 1975-м завод выпускал уже 650 автомобилей в день.

Фото Москвич 412

Этот М-412 был выпущен 16 августа 1974 года.
Приборную панель сделали радикально черной, чтобы в ночное время она перестала давать блики на ветровое стекло. На двухмиллионном автомобиле стоит комбинация приборов с круглыми циферблатами, предназначенная для модернизированных Москвичей-2140. Такими приборами снабжались многие М-412 поздних выпусков.


Автомобили с улучшенной пассивной безопасностью отличали прямоугольные фары: они появились на московских машинах в 1969 году. Практически на всех классических Москвичах горловина бензобака спрятана за задней номерной табличкой. Новые задние фонари горизонтального расположения, соответствовавшие строгим европейским нормам по светотехнике, придали Москвичам более современный вид. На седанах 408 и 412 багажник открывался дистанционно, с помощью небольшой ручки с левой стороны от водительского сиденья. Блок управления воздуховодами печки отопления салона у М-412 переместился с верхней части приборной панели вниз и стал более функциональным.


Клыки на бамперах и колпаки колес с новым рисунком характерны для машин поздних выпусков. В отделке салона автомобилей 70-х годов использовались материалы разнообразных расцветок, гармонировавших с цветом кузова. По качеству отделки салон Москвичей соответствовал лучшим европейским образцам того же класса. Фонарь освещения салона размещался на средней стойке кузова.


Москвичи начали оснащать гидровакуумным усилителем тормозов, выпускавшимся по лицензии английской фирмы Girling. Самый консервативный агрегат под капотом слегка модернизированный карбюратор К-126Н, применявшийся ранее и на Москвиче 408.
С 1969 года тормозная система стала раздельной двухконтурной. Под капотом М-412, в отличие от М-408, стоял 1,5-литровый двигатель. УЗАМ-412 можно узнать по слегка наклоненному в сторону блоку цилиндров и корпусу воздушного фильтра округлой формы.

Цена на Москвич 412 составляла 4900 руб. и считалась не такой большой для такого автомобиля. В то Время как Жигули ВАЗ 2101 стоил 5500 руб.

Видео Москвич 412 тест драйв

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector