Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Завод москвич азлк сегодня

Москва не для «Москвичей»: посмотрите, во что превратился советский автозавод АЗЛК

Огромная территория недалеко от центра Москвы с полузаброшенными зданиями и руинами гигантских цехов — так в двух словах можно описать состояние советского автомобильного завода, машины на котором выпускали еще до Великой Отечественной войны. Подробнее о сегодняшнем состоянии места и его истории — в этом материале.

Как сейчас выглядит историческая часть бывшего советского завода АЗЛК

Выглядит сейчас все очень грустно. Руины громадных цехов, груды камней, гигантская плохо убранная территория. Здесь можно снимать фильмы о последствиях ядерной войны, брутальные фотосессии и продолжение сериала «Чернобыль» . Любителям таких пейзажей и ландшафтов — обязательно к посещению, пока здесь все не снесли окончательно. Вход на территорию, кстати, свободный. Правда, висит предупреждение о запрете на фото и видеосъемку, но кого это когда-то останавливало, тем более в таком месте.

На этом снимке ⬆ — одно из немногих сохранившихся напоминаний о славной истории АЗЛК. Эти мозаичные панно с изображениями автомобилей, которые когда-то здесь выпускали: Ford-А , ГАЗ-А , «Москвичи»: 400 , 401 , 402 , 407 , 403 , 408 .
Наблюдая, как все здесь разрушается, очень хочется, чтобы хотя бы эти следы АЗЛК сохранили и передали на хранение неравнодушным к истории людям — например, в музей «Московский транспорт» , расположенный сравнительно недалеко; к тому же в его экспозиции — уникальная коллекция серийных и экспериментальных моделей марки «Москвич».
Еще пару лет назад здания цехов стояли по обе стороны аллеи, начинающейся от главного входа. В них находилось огромное количество недорогих кафе разных национальных кухонь, дешевые мини-отели с объявлениями у входа «Заселяем только женщин»; в гигантских лабиринтах-закоулках чего только не было — от площадок для автовождения до подпольных игровых клубов. Словом, какое-то время на территории бывшего гиганта советского автопрома существовал целый полусекретный город. Другая Москва в привычной нам Москве, и всего в двух станция метро от Садового кольца. В настоящей момент от всего этого остались только невысокие здания по правой стороне аллеи бывшего завода, в них еще теплится какая-то жизнь: кафе восточной кухни, лавка турецких товаров, но и эта часть истории места подходит к концу.

Очень краткая история бывшего автогиганта

В ноябре 1930-го года в районе современного Волгоградского проспекта начал свою деятельность автомобильный завод, на котором первые 10 лет производили отверточную сборку автомобилей Ford. С 1939 года — на предприятие стали выпускать модель КИМ-10 (на базе) Ford Prefect . Так началась гигантская история знаменитого советского автопредприятия, которое, прежде чем окончательно не развалиться, сменило несколько названий. Вот они:

· Автозавод им. КИМ (Коммунистический Интернационал Молодежи),

· МЗМА («Московский завод малолитражных автомобилей»),

· АЗЛК (Автозавод им. Ленинского Комсомола).

Желающие ознакомиться с более полной хронологией существования завода могут сделать это по ссылке — на сайте АЗЛК, который еще почему-то жив, хоть и не обновляется с 2004 года. Закончилась же эпоха предприятия, выпускающего б о льшую часть своей истории легковые «Москвичи», следующим образом. Предприятие полностью обанкротилось в начале «нулевых». В его «новой» части, построенной в начале 70-х рядом со станцией метро «Текстильщики», теперь собирают автомобили французского автоконцерна Renault, также на бывшей территории АЗЛК открылся Технополис «Москва» . Что происходит на исторической части завода АЗЛК — вы увидели в этом материале.

Реорганизация завода «Москвич» (АЗЛК)

Территория, сформированная на площадях бывшего Автомобильного завода имени Ленинского Комсомола (АЗЛК), больше десяти лет назад закрывшего производство и признавшего себя банкротом в 2006 году, может сегодня называться удачным примером реорганизации неработающей промзоны.

Ныне несуществующий автомобилестроительный завод был основан в 1930 году в поселке текстильщиков на Волгоградском проспекте (до 1964 года Остаповское шоссе) и просуществовал более 70 лет. Начав свою деятельность со сборки легковых и грузовых автомобилей Ford, завод со временем перешел на самостоятельный выпуск автомобилей легендарных марок «КИМ» и «Москвич». В начале девяностых годов АЗЛК все еще оставался одним из крупнейших автомобилестроительных предприятий СССР. Однако с развалом Союза и с возникшей в связи с этим хозяйственно-экономической неразберихой завод находился в состоянии кризиса.

Форд-А (1931 г.).

КИМ 10-50 (1941 г.).

Москвич-401 седан (1954 г.).

Из-за своего расположения завод оказался в более уязвимом положении по сравнению с предприятиями, расположенными в других регионах: цена проживания и самого производства в Москве стала стремительно расти. Производство автомобилей на АЗЛК в скором времени оказалось дотационным, расходы на производство не покрывали доходы от реализации продукции. В 2001 году завод, выпустив последние автомобили, окончательно встал. В 2006 году ОАО «Москвич» официально было объявлено банкротом.

Производство автомобилей на АЗЛК

По планам столичных властей бывшее автомобильное предприятие было решено преобразовать в территорию инновационного развития «Москвич», а затем в технополис «Москва», где, кроме офисных площадей, разместятся компании, задействованные в производстве наукоемкой продукции. На территорию бывшего «Москвича» был разработан проект планировки для реконструкции и строительства зданий, в которых будут размещаться инновационные компании.

Цель реорганизации площадки — предоставить производителям площадки и набор сервисов для развития инновационных производств, а также максимально использовать простаивающие производственные помещения бывшего завода.

Проект реорганизации промышленной территории должен быть окончательно реализован в 2015 году. К моменту полного запуска мощностей технополиса на рассматриваемой территории смогут работать до 6 — 7 тысяч высококвалифицированных специалистов. Предполагается, что технополис станет центром притяжения не только для сотрудников компаний-резидентов, но и общегородским местом проведения конференций, семинаров, обучающих программ, а также культурного досуга.

Москвич-426 (1967 г.).

Москвич-2140 (1976 г.).

Москвич-2141 (выпуск с 1986 по 1997 г.).

Прошлое, настоящее и будущее АЗЛК — в спецпроекте «Ъ»

Весной с крыши административного корпуса бывшего Автомобильного завода имени Ленинского комсомола (АЗЛК) на Волгоградском проспекте были демонтированы гигантские буквы — «МОСКВИЧ». Это был один из последних атрибутов, напоминавших о когда-то работавшем здесь предприятии. «Ъ» решил узнать, во что были превращены заброшенные цеха легендарного «Москвича», и заодно вспомнить его почти 70-летнюю историю.

Ведь предупреждали, «Москвича» на Волгоградском проспекте уже давно нет. Не верилось. Неужели от существовавшего с 1930 года громадного автомобильного завода, выпускавшего в лучшие годы около 200 тыс. машин в год, мало что осталось? С 1995 года предприятие работало с перебоями, в 2001-м окончательно встало. Потом банкротство в 2006-м, и в том же году распродажа имущества на торгах.

У административного здания АЗЛК нас встречает бывший начальник цеха прессового корпуса завода Анатолий Гресев. Рядом стоит его припаркованный «Москвич-2141» — гордость и напоминание о прошлом, когда вся жизнь крутилась вокруг этих машин и была простой и понятной.

— Мы же здесь и учились, и занимались спортом, и рожали детей — и все без отрыва от производства. А какая у нас была самодеятельность, какие концерты, знали бы вы! — он широко улыбается.

Читать еще:  Коробка москвича 412

Истории заводчан — «Москвич» это или ЗИЛ, или «Серп и молот» — часто похожи между собой: многие работали на московских предприятиях династиями, здесь же находили себе жен, мужей. Приходили совсем молодыми и дорабатывали, как правило, до самого закрытия производства — даже в кризисные годы не веря, что близится конец. Так и Анатолий Гресев пришел на АЗЛК сразу после армии и из простого штамповщика превратился в начальника цеха нового прессового корпуса.

Вид на здание бывшего музея «Москвича» и административный корпус за ним

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

— Тогда у меня в подчинении было 1200 человек, после объединения прессового и кузовного цехов я уже руководил 3 тыс.— вспоминает он, пока мы поднимаемся на крышу административного здания АЗЛК. Отсюда открывается лучший вид на бывшую территорию завода. Недалеко от станции метро «Текстильщики» стеклянным фасадом бликует дворец спорта «Москвич», за ним на Волгоградское шоссе смотрит культурный центр «Москвич», чуть подальше теряется за зеленью и домами стадион — он тоже «Москвич». Переходим на другую сторону — вдалеке слева на огромной заставленной парковке переливаются на солнце теснящиеся автомобили. Когда-то это были цеха «Москвича», сегодня здесь собирают машины Renault. Ближе к нам по земле стелятся еще два огромных корпуса — это уже «Технополис “Москва”», в котором сегодня главным администратором и работает Анатолий Гресев. На территории этих цехов московское правительство с 2010 года создает центр инновационного производства.

Раньше в административном корпусе сидело руководство АЗЛК, были своя столовая и даже небольшой концертный зал, а сегодня здесь хаос: двери сорваны с петель, на полу валяются обвалившийся потолок и мусор. Искать следы истории уже бесполезно: кроме сложенных на первом этаже букв «МОСКВИЧ» и одного плаката, об автомобильном прошлом здесь ничего не напоминает. По соседству с административным зданием парит похожий на летающую тарелку бывший музей АЗЛК. Но коллекции старых «Москвичей» здесь не найти: через несколько лет после объявления завода банкротом они были перевезены в Музей ретроавтомобилей на Рогожском Валу. Руководство «Технополиса» и столичные власти обещают, что через несколько лет в эти здания вновь вернется жизнь: к 2017 году они будут объединены в офисно-гостиничный комплекс.

Теперь нас ждут производственные цеха. Первый на очереди — прессовый, в котором, как раз и работал Анатолий Гресев. Его реконструкцию руководство «Технополиса» планирует начать этим летом. Цех необъятен и пустынен. В полу чернеют огромные проемы, потолок подпирают раскрашенные яркой краской железные колонны, шумит какая-то строительная техника. Никакого оборудования здесь давно нет.

— Наши прессы были вывезены в Китай, Индию, Турцию, Иран, где до сих пор продолжают работать. Ни один из них не ушел в Россию. Это был 2005 год,— вспоминает господин Гресев.

Скоро и эти цветные колонны, и эти темные проемы исчезнут, а старый прессовый цех займут инновационные компании, уже освоившие 220 тыс. кв. м соседнего корпуса АЗЛК, где о «Москвиче» уже ничего и не напоминает. Теперь здесь вовсю развиваются совсем иные производства — чипов, светодиодов, композитных материалов. В этом январе сюда была перевезена библиотека Политехнического музея, закрытого на реконструкцию до 2018 года.

Так сегодня выглядит прессовый корпус АЗЛК

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Но перестраиваемые московскими властями цеха АЗЛК и производство «Рено Россия» (бывший «Автофрамос») — это еще не вся территория «Москвича». Около 22 га земли, а с ними и 15 бывших заводских зданий общей площадью почти 250 тыс. кв. м, но уже внутри Третьего транспортного кольца, принадлежат группе «Метрополь». Именно «Метрополь» в 2006 году на торгах выкупил всю недвижимость банкротящегося завода. Позже часть зданий, среди которых был и дом культуры «Москвич», компания продала правительству Москвы. В 2007 году группа анонсировала планы по строительству на месте старых цехов 1,5 млн кв. м, но из-за кризиса проект был заморожен. В 2013 году «Метрополь» обнародовал новые параметры стройки, за прошедшие годы уменьшившиеся до 640 тыс. кв. м жилых и торгово-офисных площадей.

— Проанализировав ситуацию, мы сделали вывод, что принять в этом месте 1,5 млн кв. м недвижимости не смогут ни улично-дорожная сеть, ни сложившийся рынок недвижимости. Сейчас мы готовим проект редевелопмента территории и планируем, что в этом году оформим необходимую градостроительную документацию,— пояснил генеральный директор УК «Метрополь Девелопмент» Денис Фокин. Как будет выглядеть район, который должен появиться на месте полуразрушенных корпусов «Москвича», в «Метрополе» пока не раскрывают — концепция еще дорабатывается.

« Мы продолжали выпускать машины, но они скапливались мертвым грузом »

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Главный администратор «Технополиса “Москва”», в прошлом начальник цеха прессового корпуса АЗЛК Анатолий Гресев

В каждом цехе была своя столовая. Все было шикарно, играла музыка. Во вредных цехах — свое особенное меню: сметана, всякие вкусности. Наш завод, кстати, не только автомобили выпускал, но и жилье строил. Дома в Печатниках, Люблино — это наши дома. У меня четыре сына, сначала я получил комнату, потом квартиру, затем как многодетный отец еще одну квартиру, и все это было бесплатно, от завода,— только работай хорошо. Если хотел купить машину, давали кредит. Мой «Москвич», на котором я вас возил, я так и купил.

Поэтому когда у АЗЛК начались проблемы и нам почти три года не платили зарплату, многие все равно не могли себе представить, что в итоге завод будет закрыт. Наверное, уже тогда было негласно решено, что все тяжелые производства из Москвы будут выводиться, но нам, работникам, некогда было вникать в эту историю: весь день мы проводили в цехах. Мы продолжали выпускать машины, но они скапливались мертвым грузом. Во-первых, спроса почти не было, во-вторых, и наши поставщики столкнулись с серьезными проблемами: они не поставляли нам комплектующие, а мы как результат не могли дособрать автомобили. В итоге оборудование было законсервировано, потом на уровне правительства приняли решение распродать его на аукционе. Я получал приказы: «Петрович, должны приехать китайцы, демонтируйте то-то и то-то».

« Даже когда у завода появились проблемы, дворец никогда не пустовал »

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Заведующий постановочной частью культурного центра «Москвич» (раньше ДК АЗЛК) Владимир Заикин

Я работаю здесь с 1977 года, с момента основания дворца. Пришел сюда сразу после школы заниматься технической связью, и, когда сдавался дворец, мне сказали: «Ты хороший парень. Приходи, может, займешься звуком». Так я разобрался, что такое микрофон, научился паять, а потом стал звукорежиссером, а сейчас руковожу всей постановочной частью. Таких, как я, долгожителей у нас в коллективе много. Удивительно, но почти все сотрудники остались. Если и уходят, то, как правило, на пенсию.

Читать еще:  Машина москвич фото

Во времена расцвета у АЗЛК было все — и собственный дворец спорта, и культурный центр (на фото). В отличие от завода, им удалось выжить. Как и раньше, в культурном центре «Москвич» работают многочисленные детские студии, а на сцене выступают труппы столичных театров

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Когда АЗЛК был жив, он всегда подкидывал какие-то средства, но потом пришлось выживать самим. Было время, что жили за счет сдачи площадей в аренду. Но, даже когда у завода появились проблемы, дворец никогда не пустовал: всегда проходили какие-то мероприятия. Заводчане к нам ходят до сих пор. Был момент, когда они нам даже помогли отстоять дворец: это было в тот момент, когда у завода образовались большие долги и нас хотели продать. Люди собрали подписи и отстояли.

Эти стены такое количество артистов видели и во времена АЗЛК, и сейчас. Почти все московские театры проводили и до сих пор проводят у нас свои мероприятия, здесь проходили рок-фестивали. Как и во времена завода, у нас очень много детских студий. Интересно смотреть, как взрослые тетеньки приводят сюда своих детей, а ведь сами когда-то были такие же маленькие и посещали те же самые кружки. Единственное чего здесь сейчас нет, так это заседаний партийных и комсомольских организаций. Это да, а все остальное живет и здравствует.

« Наше счастье, что территория, выделенная под «Технополис “Москва”» меньше, чем у ЗИЛа »

Автомобильный завод АЗЛК: история создания, продукция и интересные факты

Автомобили марки «Москвич» продолжают ездить по дорогам всего бывшего СССР, в то время как завод АЗЛК уже давно официально прекратил свою деятельность. Московский автомобильный завод имени Ленинского Комсомола выпускал несколько линеек автомобильной техники, ставшей легендарной. Перспективы у малолитражных отечественных авто были многообещающими, но, к сожалению, экономическая ситуация сложилась не в пользу автопрома.

История началась с «Форда»

История завода АЗЛК началась с идеи и больших планов. Решение о строительстве автомобильного предприятия было принято в 1925 году, оперативно найдено место для будущего гиганта. Первоначальная плановая мощность предприятия предусматривала выпуск 10 тысяч единиц авто в месяц. Перед началом строительства был подписан договор с компанией «Форд» о технических консультациях и поставках в течение четырех лет 74 тысяч машинокомплектов для сборки в СССР. Возведение первых корпусов завода началось летом 1929 года, а к зиме стройку объявили ударной.

Главный заводской корпус был введен в эксплуатацию в ноябре 1930 года. Тогда же автозавод получил первое название: «Государственный автосборочный завод имени КИМ». Загадочная для современников аббревиатура «КИМ» расшифровывается как «Коммунистический Интернационал Молодежи». Производственный цикл предприятия состоял из сборки автомобилей, сборки деталей кузова, окраски, клепки рам и обойки. Помимо основной деятельности, до 1933 года в задачу производства входил ремонт автомобилей (средний, капитальный). В 1932 году завод АЗЛК освоил выпуск двигателей для сельхозтехники (комбайнов).

Горьковский филиал

В 1932 году Автосборочный завод им. КИМ наладил выпуск автомобилей грузового назначения ГАЗ–АА, детали поставлялись Горьковским автозаводом. В общем годовом выпуске грузовой транспорт занимал 30 % от всей продукции. Под патронат ГАЗа завод АЗЛК перешел в качестве филиала в 1933 году. Производственные мощности были полностью переведены на выпуск грузовых авто ГАЗ–АА, двигателей для комбайнов. Комплектующие для цехов Автосборочного завода им. КИМ поставлялись отечественными производителями.

Рост государственного заказа потребовал увеличения мощностей конвейерной сборки до 60 тысяч автомобилей в год. Также в производственных планах стоял выпуск новой техники: модернизированной модели ГАЗ–АА, в народе получившей название «полуторка», и первого легкового авто М-1. Для реализации задач в период с 1935 по 1937 годы была проведена масштабная реконструкция. Планы производства были откорректированы, и от сборки легковых авто в московском филиале ГАЗ отказались.

Первые малолитражки КИМ

В 1939 году завод АЗЛК становится самостоятельным производственным предприятием, где проводится масштабная реконструкция с целью перепрофилирования мощностей на выпуск малолитражных легковых автомобилей. Первоначально планировалось выпускать 50 тысяч единиц машин в год. Для обеспечения деятельности на предприятии был создан конструкторско-экспериментальный цех.

Первая легковая малолитражка КИМ–10-50 сошла с конвейера в апреле 1940 года. Первые автомобили приняли участие в первомайской демонстрации. Помимо выпуска новеньких автомобилей, в начале 1941 года на заводе были установлены дополнительные линии и освоено производство коробок передач скоростей для тяжелой мотоциклетной техники.

Годы войны

С июля 1941 года производство полностью переходит на выпуск военной продукции. Первым заказом был выпуск корпусов снарядов для легендарных «Катюш». Продвижение немецких войск к столице вынудило советское руководство провести эвакуацию большинства стратегических предприятий. Завод АЗЛК в октябре 1941 года был перенесен в город Свердловск, где его соединили с танковым заводом. На базе объединения был начат выпуск танковой техники, снарядов для авиационных батарей.

Окончательное слияние Танкового завода № 37 и Автосборочного завода им. КИМ произошло в 1942 году. Новое предприятие получило название «Завод № 50», специализацией стало производство коробок передач для танков. В оставшихся московских корпусах завода проводился ремонт танковых двигателей, поступавших с фронта. Ликвидация завода началась в 1943 году и продлилась до 1944 года.
Тем временем союзники начали поставлять легковые автомобили по программе лендлиза, и они требовали ремонта. На базе законсервированного московского предприятия было решено открыть завод автозапчастей, где требовалось освоить выпуск 83 наименований запасных частей к иностранной легковой автомобильной технике — «Студебеккерам», «Доджам» и другим. С этой задачей завод с успехом справлялся до конца войны.

Триумфальное возрождение

В мае 1945 года, сразу по окончании войны, советское правительство возрождает идею выпуска малолитражных автомобилей под маркой «Москвич». Для достижения целей строится «Московский завод малолитражных автомобилей». Прототипом первых легковых авто становится «Опель-Кадет К-38». Первые легковые малолитражки выпускались на немецком оборудовании, ввезенном в страну по репарационному договору. Массовый выпуск советских автомобилей начался с модели «Москвич-400» в 1947 году. В 1959 году в конструкторском бюро завода был разработан автомобиль марки М-444 на базе прототипа «Фиат-600». Под названием «Запорожец» его начали выпускать на Запорожском автозаводе.

В 1962 году завод АЗЛК начал выпуск легкового авто модели М-407, а в 1964-м был запущен в серийное производство автомобиль М-408 с кузовом типа седан. Шестидесятые годы прошлого века для МЗМА были полны свершений, побед и новых планов. В 1966 году с конвейера автозавода сошел юбилейный 100–й «Москвич» модели М-408. Тогда же завод АЗЛК за успешную работу в новаторстве и досрочное выполнении планов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В это же время был принят план об очередной реконструкции мощностей предприятия, направленный на расширение производства и увеличение выпуска автомобилей до двухсот тысяч машин в год.

Читать еще:  Москвич азлк 2140

В 1967 году на предприятии запустили в производство новую модель автомобиля модели М-412, а немного позже, в этом же году, из ворот автозавода выехал миллионный «Москвич». Одновременно с наращиванием производства инженерами завода начали проводиться работы по повышению уровня безопасности автомобилей, проводились испытания на прочность (краш-тесты). За плодотворную работу коллектив завода был награжден Памятным Красным Знаменем.

В 1968 году в рамках расширения производственных цехов был заложен новый комплекс в районе Текстильщиков, а 25 октября того же года Московский завод малолитражных автомобилей получил новое имя: завод АЗЛК (Москва).

Гоночные ралли

Впервые в автомарафоне автомобили «Москвич» приняли участие в 1968 году. Гонщики проехали 16 тысяч километров по трассе Лондон – Сидней на авто модели М-412 и завоевали четвертое место в командном зачете. Рейтинг отечественного автопрома резко вырос, и популярность легковушек, которые выпускал завод «Москвич» АЗЛК, приобрела размах, выразившийся в возросшем объеме экспорта.

Следующие соревнования, прошедшие в 1970 году, по трудности были более суровыми, а общая протяженность трассы Лондон – Мехико составила 26 тысяч километров. Команда гонщиков автозавода заняла сразу три места в командном зачете: второе, третье и четвертое. Ноябрьские соревнования этого же года принесли заводу яркий успех: бельгийский экипаж на «Москвиче» М–412 занял высшую ступень пьедестала в авторалли «Тур-де-Бельжик».

Российские гонщики команды АЗЛК получили первое место в 1971 году за прохождение трассы в авторалли «Тур-де-Европа» и завоевали Золотой кубок. В 1973 году в авторалли международного класса «Сафари-73», проводившемся в Западной Африке, заводская команда выступила на трех авто модели М-412 и заняла первое место. Новая победа с завоеванием золотого и серебряного кубков была получена в октябре 1974 года за прохождение трассы «Тур Европы-74» длиною в 15 тысяч километров.

Трудности плановой экономики

Семидесятые годы были периодом расцвета завода. В августе 1974 года предприятие выпустило двухмиллионный автомобиль. Экспорт авто осуществлялся более чем в семьдесят стран мира, что составляло большую часть общего валового продукта. Начало экспортных поставок началось с 1948 года, а в 1977 году в дальнее зарубежье был отправлен миллионный экземпляр.

В этот же период в конструкторском отделе АЗЛК были разработаны опытные образцы абсолютно новой модели малолитражных авто. Но плановые механизмы ведения экономики в СССР были слишком неповоротливы в решениях, и на производственный поток попали устаревшие образцы техники. Это существенно снизило конкурентность, экспорт машин упал до 20 тысяч в год к началу восьмидесятых. На внутреннем рынке спрос также упал.

Ситуация стала меняться в лучшую сторону только к середине 80-х годов. Были предприняты шаги по повышению качества, что существенно снизило претензии к выпущенным автомобилям модели М-2140. На заводе была проведена модернизация, и в 1986 году начался выпуск модели нового образца М-2141.

В 1987 году АЗЛК совместно с АвтоВАЗом приступил к разработке отечественного мотора бензиновой и дизельной конфигурации с рабочим объемом двигателя 1,8–1,9 литра. Для доработки технического совершенства двигателя был заключен контракт о совместной работе с английской компанией «Рикардо». Но работы не были реализованы в полном объеме в связи с распадом СССР. Все выплаты по полученному кредиту по линии контракта легли на баланс АЗЛК.

Закрытие предприятия

Первая волна кризиса начала 90-х застала АЗЛК полным перспектив и свершений. Создавались планы по внедрению в производство модификаций моделей «Москвичей» М-2143, М-2141, М-2336. Но всему этому не суждено было исполниться из-за нехватки финансирования. Выпускались «Москвичи» базовой модели М-2141, и чудом удалось запустить массовое производство авто типа пикап М–2335. На экспорт для стран Западной Европы в девяностых выпустили партию машин модели М–2141-135.

С начала девяностых производство автомобилей постоянно снижалось, в 1996 году производственные линии простаивали. 1997 год, казалось, вдохнул жизнь в завод, была получена поддержка московского правительства, разработана программа оптимизации и развития производства, принято решение комплектовать автомобили двигателями «Рено». До конца 1997 года были выпущены партии машин модификаций моделей М-2141 «Юрий Долгорукий» и М-214241 «Князь Владимир» и несколько других. В первой половине 1998 года завод перестал быть убыточным.

Но дефолт, произошедший в августе 1998 года, загнал компанию в убытки, полностью лишив оборотных средств. В 2001 году на заводе выпустили всего 0,81 тыс. автомобилей, это стало фактически остановкой деятельности. Больше завод АЗЛК не возобновлял работу. Но территории, где размещалась легендарная компания, по-прежнему связывают с именем предприятия АЗЛК: адрес завода — Москва, Волгоградский проспект, д. 40. Официально предприятие было ликвидировано в 2010 году.

Модельный ряд

За весь период своей истории предприятие имело несколько имен, которые послужили названиями автомобилей. Хронология выпуска и модельный ряд авто завода АЗЛК:

  • 1930-1940 годы: «Форд» серии А (седан), грузовик «Форд» серии АА, грузовой ГАЗ серии АА и ГАЗ-А седан. Модели КИМ: седаны КИМ -10-50 и КИМ – 10-52, кабриолет КИМ- 10-51.
  • 1947-1956 годы: седаны М -400-420, М-401-420, фургон М-400-422, кабриолет М-400-420А.
  • 1956-1965 годы: седан М-420, М-407,М-403, полноприводный седан М-410 и М-410Н. Универсал: М-423, М-423Н, М-424, полноприводный универсал М-411.
  • 1964 –1988 годы. Седан: М-408, М-412, М-2138, М-2140, М-2140-117. Универсал: М-426, М-427, М-2136, М-2137. Пикап: М-2315. Фургон: М-433, М-434, М-2733, М-2734.
  • 1986-2001 годы. Хетчбэк: М-2141, М-2141-02 «Святогор», М-2141-R5 «Юрий Долгорукий». Седан: М-2142, М-2142-02 «Святогор», М-2142-R5 «Князь Владимир», М-2142-S «Иван Калита». Фургон: М-2901,М 2901-02 «Святогор». Пикап: М-2335, М-2335-02 «Святогор». Купе: М-2142-SO «Дуэт».

Наши дни

Бывший завод АЗЛК сегодня активно осваивается. С 2017 года местные муниципалитеты получают право развивать промышленные зоны по собственной инициативе. Сегодня в нескольких корпусах завода уже ничего не напоминает о гиганте автопрома. Теперь здесь шумят небольшие производства по изготовлению светодиодов, чипов, строительных материалов. На площадях предприятия, входящих в третье транспортное кольцо, владельцы планируют построить офисные, торговые и жилые здания.

И все же территория завода АЗЛК еще слышит гул сборочных автомобильных цехов. В основном цехе собирают автомобили под маркой «Рено». В 2015 году от завода «Рено Россия» в Патентное бюро России поступила заявка на исторические эмблемы завода АЗЛК, возможно, это попытка возродить легендарные модели автомобилей в современном прочтении. Владельцем товарного знака «Москвич» в настоящее время и до 2021 года является концерн «Фольксваген».

Пока еще не началась реконструкция всей территории завода, и, если есть желание рассмотреть бывший гигант, перенестись в прошлое или построить новые планы, стоит посетить место, где рождались отечественные малолитражки, — завод АЗЛК (Москва). Адрес его прост: Волгоградский проспект, строения 40-42.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector