Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нами 0284 дебют

НАМИ-0284 «Дебют»

  • Концептуальный либо не серийный автомобиль
  • Был выпущен: в 1987 году
  • Производитель: Научно-исследовательский институт «НАМИ»
  • История создания
  • Дизайн и конструкция
  • Фотографии автомобиля
  • Технические характеристики

История создания

Один из очень удачных концептуальных малолитражных автомобилей в истории отечественного автомобилестроения произведенный силами института «НАМИ» в 1987 году получил название НАМИ-0284 «Дебют».

В конце 80-х годов институту было поручено заняться исследованиями в области создания легковых автомобилей сверхмалого класса. Эти машины должны были иметь малую массу, а так же уменьшенный расход топлива (не менее чем на 25-30% в сравнении с нормой).

По существу создания автомобиля НАМИ-0284 «Дебют» существует две версии, по одной из версий автомобиль был создан на основе опытных разработок автомобиля такого же класса «Компакт», по другой – создан параллельно с ним конкурирующей группой инженеров-конструкторов института. Проверить какая из версий является более правдоподобной, возможности нет.

В то время у института «НАМИ» не было специалистов проектировщиков, поэтому для этих целей была приглашена группа специалистов с завода АЗЛК. Основную конструкторскую работу над автомобилем НАМИ-0284 вел А. Наместников. С производственной точки зрения НАМИ-0284 Дебют разрабатывался как новая модель для Запорожского автозавода «Коммунар».

Инженеры АЗЛК участвовали в проработке кузова автомобиля вечерами, в свободное от основной работы время. Математическое моделирование модели выполнял М. Епифанов, консультации по аэродинамическому моделированию провёл С.Л. Бартенев, а руководителями кузовных групп были В.Н. Андросов, Г.В. Михайлов и В.А. Андронов.

Для автомобиля длиной 3685 и шириной 1550 миллиметров удалось получить коэффициент лобового сопротивления равный 0,23, такой прекрасный результат является результатом работ высококлассных специалистов из АЗЛК.

Для своего времени проект НАМИ-0284 Дебют был просто революционным и появившиеся в журналах в 1990 годы его фотографии были восторженно встречены публикой. Однако из-за проблем технологического и финансового характера он в серийное производство не пошёл.

К сожалению, дальнейшего развития, как часто бывало в нашем автопроме, проект НАМИ-0284 «Дебют» не получил, но его наработки были использованы при создании другого прототипа — ЗАЗ-1106.

Дизайн и конструкция

Кузов автомобиля НАМИ-0284 «Дебют» по замыслу разработчиков был каркасного типа, а все навесные панели были изготовлены из пластмассы. На гладком днище кузова присутствовал специальный тоннель, куда были подведены все коммуникации, а так же выхлопная труба.

Проект автомобиля включал такие недостижимые по тем временам для большинства автолюбителей вещи как пневматическая подвеска колёс с изменяемым клиренсом, круиз-контроль и электровакуумное управление сцеплением.

В качестве силового агрегата на прототипе применили несколько двигателей. Так в разное время на нём испытывали моторы ВАЗ-1111, объёмом 0.65 литра и ВАЗ-11113, объёмом 0.75 литра. Самым последним вариантом двигателя стал мотор, устанавливаемый на «Дебют-2» МеМЗ-245 от Таврии. Так же имелись планы создания прототипов с двигателями от ВАЗ-11113 с турбонаддувом и МеМЗ с головкой блока, имеющей шестнадцать клапанов.

Автомобили НАМИ-0284 Дебют и НАМИ-0288 Компакт (видео)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Авто-Юниор». Одними из ярчайших страниц в истории НАМИ стали разработки, развивающие тему компактного автомобиля — прототипы (или как их нынче называют — концепт-кары) Дебют и Компакт.

В то время институт развивал тему исследований, которая, несмотря на то, что она имела отношение к автомобилям малого класса, называлась довольно громоздко: «Создание конструкции перспективного легкового автомобиля особо малого класса с использованием опережающих решений по существенному снижению массы и расхода топлива не менее чем на 25-30%, изготовление и испытание опытных и макетных образцов».

По одним источникам проект Компакт, стал продолжением проекта Дебют, но по другим – два проекта велись практически одновременно разными группами специалистов и являлись конкурирующими.

НАМИ-0284 Дебют, создавался как рабочее предложение новой модели Запорожского автозавода «Коммунар».

Большую часть работы провёл А. Наместников, но чтобы заниматься кузовом профессионально, у НАМИ никого не было. Сектор Ф.Г. Хайдукова состоял лишь из него самого, А.А. Раша и одного молодого паренька, поэтому А. Наместников обратился за помощью на АЗЛК, ныне утерянный нами завод, которому не было равных в стране по инженерному уровню кузовных разработок и техническому оснащению.

Проработку поверхности кузова Дебюта по вечерам проводила группа ведущих специалистов АЗЛК: математическое моделирование — М. Епифанов, плазовый проект поверхности — руководители кузовных групп В.Н. Андросов (впоследствии руководитель проекта 2335), Г.В. Михайлов (впоследствии руководитель проектов 2142 и 2143), В.А. Андронов (впоследствии сотрудник Venture) и талантливейший конструктор Н.Н. Андросов. Аэродинамические консультации проводил С.Л. Бартенев (ныне руководитель проектов кабин НАТИ).

Читать еще:  Нами 0295 русь

Благодаря слаженной работе этих замечательных специалистов, коэффициент лобового сопротивления удалось получить довольно малый – 0.23. Это очень хорошая величина для сравнительно короткой (3685 мм) и широкой (1550 мм) машины.

Кузов у Дебюта — каркасного типа, все навесные панели — пластмассовые. Днище кузова выполнено гладким. В нем был спроектирован тоннель, куда вывели все коммуникации и выпускную трубу.

На автомобиль устанавливали двигатели Оки (ВАЗ-1111, 0.65л и ВАЗ-11113, 0.75л), а на более поздний вариант с несколько измененной отделкой Дебют-2 — МеМЗ-245 от Таврии. Планировали даже испытания автомобиля с двигателями ВАЗ-11113 с турбонаддувом и МеМЗ с 16-клапанной головкой блока.

Конструкция машины предусматривала применение пневматической подвески колес с изменяемым дорожным просветом, электровакуумное управление сцеплением, систему круиз-контроля.

НАМИ-0284 дал импульс разработчикам прототипа ЗАЗ-1106, снимки которого появились в печати в 1990 году и показывали, сколь серьезно его дизайнеры подошли к проблеме снижения аэродинамического сопротивления.

К сожалению, дальнейшего развития, как часто бывало в нашем автопроме, этот проект не получил.

Технические характеристики НАМИ-0284 Дебют:

длина х ширина х высота 3685x1550x1370, база 2360;

двигатель спереди, ведущие колеса передние;

ВАЗ-1111 — рабочий объем 650 см3, ВАЗ-11113 — рабочий объем 750 см3, бензиновые, карбюраторные, рядные, число цилиндров 2, число клапанов 4, расположение верхнее, мощность, л.с/кВт 28/21 при 4800 об/мин и 34/25 при 5600 об/мин соответственно;

передняя — независимая, пружинная, типа «МакФерсон», задняя — зависимая, пружинная (ВАЗ-2108);

гидравлические, с вакуумным усилителем, спереди дисковые, сзади барабанные;
Электрооборудование:

В создании прототипа НАМИ-0288 Компакт, также, как и проект Дебют, развивающего идеи компактного автомобиля, принимали участие А. Антонов, Е. Виноградов, С. Лебедевский, Л. Точилин, И. Ломоносов, А. Москвинов, И. Назин. Группу дизайнеров возглавляли А. Миронов и А. Пономарев. Руководители проекта — С. Разовский и А. Наместников.

Кузов Компакта, как и кузов Дебюта, представлял собой легкий стальной каркас весом всего 65 кг с навесными пластиковыми панелями. Пластиковыми были крыша, задняя часть автомобиля, двери, частично пол, однако конструкция вполне позволяла использование и других видов пластика, и металлических панелей, и их комбинации.

Из интересных особенностей конструкции стоит отметить такие решения, как подрамник передней части кузова, который крепился посредством шарнирного соединения к остальному каркасу кузова, независимую пневмоподвеску колес типа «Мак-Ферсон» спереди и оригинальную заднюю подвеску, в которой был применен алюминиевый направляющий аппарат и пневматические упругие элементы. Компакт благодаря пневмоэлементам в подвеске и компрессору имел регулируемый от 140 до 200 мм дорожный просвет (норма — 170 мм). Резино-кордовый бензобак располагался в несущей поперечине каркаса под передними сиденьями, которые в свою очередь могли вращаться, упрощая доступ к заднему ряду сидений состоящему из трех кресел, каждое из которых можно было сложить, причем среднее кресло могло сдвигаться назад для более удобной посадки трех пассажиров.

В качестве двигателя был использован модернизированный МеМЗ-245. Агрегат был бензоводо-родным (запас бензина — 35 л, водорода — 25 л, под давлением 250 кгс/см ). Количество водорода, подаваемого в систему питания, колебалось от 100 % на разгоне до 0 % при достижении 70 км/ч.

Тормоза, как и у многих автомобилей малого класса, были выполнены по самой распространенной схеме: для передних колес -дисковые, для задних – барабанные. Шины были использованы радиальные, низкопрофильные, размерностью 145/70SR13.

Компакт в 1989 году принимал участие в Токийском автосалоне и был отмечен дипломом и вошел в пятерку лучших в номинации «Наиболее интересный концепт-кар»:

«КОНЦЕПТКАР ИЗ РОССИИ

В октябре 1989 года в Матахури (пригород Токио) проходил традиционный международный автомобильный салон. Свои последние достижения демонстрировали ведущие мировые фирмы.

В конкурсе концепткаров, то есть автомобилей-идей, участвовали тридцать моделей. В пятерку наиболее интересных был зачислен легковой автомобиль особо малого класса Компакт, разработанный в Московском научно — исследовательском автомобильно — автомоторном институте.

Какие же качества Компакта привлекли внимание строгого международного жюри? Прежде всего это просторный салон, в котором с комфортом размещаются пять человек, несмотря на малые габариты машины. Такое сочетание вызвало трудности в поисках оптимальных аэродинамических форм. И все же, как показали испытания, коэффициент аэродинамического сопротивления равен 0,27.

Вес автомобиля также минимален — 630 килограммов вместе с заправленным бензобаком.

Автомобиль рассчитай на использование бензоводородного топлива, что позволяет в несколько раз уменьшить количество вредных выбросов. Одной заправки ему хватает на 200 километров. Скорость 100 км/час Компакт способен набрать за 13 секунд, а его максимальная скорость — 150 км/час.

Читать еще:  Институт нами официальный сайт

За правильной работой основных узлов автомобиля следит бортовой компьютер, а пневматической подвеской Компакта управляет микропроцессор.

Позаботились конструкторы и о безопасности водителя. Это и ремни с автоматическим натягом, и специальная подушка, мгновенно надувающаяся в момент столкновения и спасающая водителя от удара.

Успех Компакта показал, что советские автоконструкторы способны конкурировать со своими зарубежными коллегами. К сожалению, их идеи и разработки чаще всего на много лет опережают возможности промышленности.»

В ходе работы над машиной был также создан грузовой вариант. По некоторым данным этот вариант не сохранился, но продолжением идей, заложенных в Компакте, стало создание грузопассажирской машины под именем Компакт-2 КОМПИ.

Это грузопассажирская версия со съёмной задней частью крыши и удлинённой базой.

Выпущен один опытный образец как дальнейшее развитие идей, заложенных в прототипы Дебют и Компакт. За общую компоновку автомобиля отвечал А. Миронов, дизайнер — А. Пономарев, конструктор кузова — В. Власов. Пятиместный салон легко превращался в грузовой отсек. Дорожный просвет машины, так же как и Компакта, можно было менять от 125 мм. В конце 1992 года Копакт-2 КОМПИ выставлялся на выставке в Болонье.

Технические характеристики НАМИ-0288 Компакт:

длина х ширина х высота 3330x1550x1430 мм, база – 2280 мм;

двигатель спереди, ведущие колеса передние;

МеМЗ-245, модернизированный, бензоводородный, рядный, число цилиндров 4, рабочий объем 1091 см3, число клапанов 8, расположение верхнее, мощность, л.с./кВт 56/41 при 5600 об/мин;

передняя — независимая, пружинная, типа «МакФерсон», с пневмоэлементами, задняя — зависимая, пружинная, с пневмоэлементами;
Тормоза:

гидравлические, с вакуумным усилителем, спереди дисковые, сзади барабанные;

Оба проекта сейчас почти забыты, как и многие прототипы автомобилей СССР, но в своё время о них говорили и писали очень много. Например обложка самого автомобильного журнала в стране «За рулем» в №2 за 1990 год, была целиком посвящена автомобилю Компакт. Вы можете ознакомиться со статьей об автомобиле Компакт из этого номера журнала и посмотреть небольшой видеоролик дающий более полное представление о дизайне автомобилей Дебют и Компакт:

Уникальные фото из хранилища концептов и прототипов НАМИ

22 мая 2017 Анна Полякова

Фотографии, сделанные в одном из ангаров Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ». Здесь хранятся уникальные прототипы и концепты, в разные годы сделанные специалистами предприятия.

Прототип НАМИ-0342 «Кузя», разработанный в конце 1980-х годов прошлого века. Предполагалось, что машина будет аналогом немецкого коммунального автомобильчика «Мультикар», но в итоге серийное производство модели не началось.

В феврале 2006 года министерство сельского хозяйства объявило конкурс на создание мобильного малогабаритного транспортного средства. Сроки были очень сжатыми, но несмотря на это НАМИ удалось создать две серии машин и пять опытных экземпляров и как следствие выиграть конкурс. Самым маленьким «тракторомобилем» в серии был салатовый НАМИ-2339, длина которого была чуть больше 3,5 метров.

Несколько иначе сложилась жизнь одной из машин второй серии. На выставке 2006 года были представлены три версии модели отличающиеся между собой размерами — НАМИ-1337, НАМИ-1338 и НАМИ-2338. Как и у салатовой модели основа машины практически вся взята с серийных автомобилей, силовой агрегат — дизельный двигатель с воздушным охлаждением производства Владимирского моторо-тракторного завода, рама, мосты и коробка передач с небольшими изменениями позаимствована от «Соболя»

В 2010 году производство машин было организовано в Великом Новгороде под маркой Silant («сила новгородских технологий»). За основу был взят самой большой из серии «тракторомобиль» — НАМИ-2338. Удалось сделать небольшую партию машин, и вскоре фирма обанкротилась.

Школьный автобус на шасси грузовика ГАЗ-3310 «Валдай». Внутри были установлены специальные детские кресла с поясными ремнями безопасности. У каждого ряда сидений располагается красная кнопка подачи звукового сигнала водителю. Каркас опытной машины усилен, над кабиной водителя сделана специальная надстройка, которая позволяет встать и не сгибаясь пройти в салон сопровождающему. Всего внутри помещается 11 детей и два сопровождающих.

Один из таких образцов тюнинга — «Волга Престиж». Автомобиль был создан специалистами НАМИ в 1995 году в единственном экземпляре. Задумка дизайнеров была в том, чтобы, изменив кузов «Волги» за счет прикрепления стеклопластиковых деталей оригинальной формы, придать автомобилю современный динамичный образ.

В середине 1990-х годов прошлого века дизайнеры НАМИ занимались так же тюнингом «Оки», но до наших дней машина не сохранилась. Зато в полузаброшенном помещении нашлась версия с кузовом кабриолет.

Читать еще:  Фгуп нами расшифровка

Среди малолитражек в отдельном помещении ангара нашлись уникальные концепт-кары созданные в 1987 и 1988 годах. Это НАМИ-0288 «Компакт», НАМИ-0284 «Дебют I» и «Дебют II». Среди них выделился «Компакт», который в 1989 году на японской выставке вошел в пятерку самых интересных прототипов. Привлек он внимание не своим внешним видом, а техническими характеристиками. Внутри, несмотря на малые габариты, помещались пять человек. За правильной работой основных узлов автомобиля следил бортовой компьютер, а пневматической подвеской «Компакта» управлял микропроцессор. Вес автомобиля тоже был очень маленький — 650 кг с полным баком.

10 забытых прототипов из СССР

Несколько десятилетий советская автомобильная промышленность выпускала множество прототипов, большая часть из которых по тем или иным причинам были впоследствии забыты.

ЗИЛ-Э167

Экспериментальный вездеход разрабатывали для работы в максимально сложных дорожных условиях. Э167 использовал некоторые узлы и агрегаты от военного ЗИЛ-135Л.

Оснащался сразу двумя двигателями ЗИЛ-375 мощностью 118 лошадиных сил каждый. Они размещались в задней части, где охлаждались с помощью огромных воздухозаборников на корпусе. Колеса диаметром 1.8 метра имели уникальные стеклопластиковые диски.

ЗИЛ-4904

Шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-4904 был создан в 1972 году и до сих пор считается самой большой машиной такого класса в мире. Он мог перевозить до 2.5 тонн груза и развивать до 10 км/ч.

Его шнеки, наполненные полимером, позволяют вездеходу преодолевать водные преграды, однако по твердым поверхностям (например, асфальт) ему двигаться противопоказано.

НАМИ-0284 «Дебют»

Прототип автомобиля особо малого класса строили специально для дальнейшего производства на ЗАЗе. Кузов имел отличную аэродинамику с коэффициентом лобового сопротивления Cx=0.23.

Под капот устанавливали двигатели от ВАЗ-1111 и 11113 «Ока», а на более поздний прототип «Дебют-II» — МеМЗ-245. Интересно, что «Дебют» оснащен электровакуумным сцеплением и круиз-контролем.

МАЗ-2000 «Перестройка»

В 1988 году МАЗ построил смелый прототип модульного магистрального тягача «Перестройка». Большая часть агрегатов: двигатель, коробка, ведущая ось — находились в переднем блоке.

Кузов и любая из «пассивных» тележек могла заменяться, позволяя создавать грузовики любой конфигурации и самого разного назначения. На автосалоне в Париже концепция удостоилась высшей похвалы.

Панголина

Автомобиль Панголина был спроектирован и построен одним человеком — Александром Кулыгиным, что не может не вызывать восхищения. Его кузов сделано из стеклопластика, а в качестве шасси использован ВАЗ-2101.

Александр планировал оснастить Панголину роторным силовым агрегатом, но был вынужден поставить обычный «копеешный» движок.

Создателями купе «Юна» являются братья Алгебраистовы — чемпионы СССР по авиамодельному спорту. Автомобиль построили на агрегатах ГАЗ-24 «Волга», которую в то время купить простому гражданину СССР было практически невозможно.

Кузов сделали из привычного для авиамоделистов стеклоткани, а на разработку только макета ушел целый год. Из стеклоткани также сделали анатомические кресла для водителя и пассажира.

ЗИЛ-112С

Первый экземпляр гоночного автомобиля ЗИЛ-112С был создан в 1961 году. Осенью того же года он впервые принял участие в гонках. В последующие несколько лет он установил пять всесоюзных рекордов.

Его 6-литровый V8 с четырьмя карбюраторами выдавал 240 лошадиных сил, а версия с 6.95-литровым двигателем «раскочегарили» до 300 л.с. Гоночный ЗИЛ разгонялся до 270 км/ч, а первую «сотню» набирал за 4,5-5 секунд.

Лада Родстер

Лада Родстер стала первой работой тольяттинского дизайнера Сергея Нужного, который учился в дизайнерской школе Sbarro. Кузов прототипа создан из необычного материала — полиэфирных смол.

Основной фишкой прототипа была его складная крыша, которая не складывалась в багажник, а укладывалась на него сверху. Уникальное решение, не имеющее аналогов в мире.

НАМИ-0157

В начале 70-х НАМИ разработал прототип вездехода для нужд нефтегазовой промышленности. Вездеход представлял собой два автономных модуля, объединенных шарнирным соединением: передний с кабиной водителя и задний — с грузовой платформой.

Вездеход мог брать на борт до 8 тонн груза. В конструкции широко применялись серийные детали от грузовиков Урал и ЗИЛ.

ГАЗ-ЦАКС

В 1937 году московский Центральный Автомотоклуб Спорта (ЦАКС) создал спортивный автомобиль на базе узлов и агрегатов ГАЗ-А и ГАЗ-М1. В основе он имел деревянный каркас, на который были закреплены стальные кузовные панели.

Особенности конструкции: алюминиевая головка цилиндров, зависимая подвеска всех колес на поперечных рессорах. Управлял болидом известный в те годы испытатель танков Виктор Кульчицкий.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector