Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Российский автопром это

Автомобилестроение в России: где и какие машины собирают

История автопрома РФ

Зачинателем российской автомобильной промышленности считают Е. А. Яковлева, который успешно продемонстрировал свой четырехколесный легковой автомобиль на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.

Уже в 1900 году на Всемирной выставке появилась первая отечественная грузовая машина, которую изобрел Борис Луцкий. С того времени и началась богатая история российского автопрома.

После Первой мировой войны должна была решиться проблема, связанная с нехваткой автомобилей российской армии.

Начали появляться первые автомобильные заводы в городах России:

  • в Москве — для выпуска автомобилей FIAT 15 Ter в объеме 1500 машин в год;
  • Ярославле — Crossley 20/25HP в объеме 1500 машин в год;
  • Рябинске — 1500 автомобилей в год марки Рено;
  • Мытищах, где предполагался выпуск размером в 3000 автомобилей в год.

Революция 1918 года остановила производство, однако со временем все пришло в норму.

Советское время

Первый советский автомобиль АМО-Ф-15 выпустили в 1924 году заводом АМО. Именно с этого момента начинается развитие советского автомобилестроения. В 1931—1933 годах предприятие было переименовано в ЗИС и стало выпускать машины американской фирмы Autocar.

Затем в Нижнем Новгороде появилось еще одно предприятие — НАЗ, которое выпускало легковые и грузовые авто. Они стали основой национального автомобилестроения и обеспечили СССР выход на первое место в Европе по выпуску грузовиков.

В 1950—1970 годах происходит экстенсивное развитие советского автопрома. Интересно, что приоритет в те годы отдавался именно грузовым автомобилям.

С о строительством Италией Волжского автомобильного завода (ВАЗ) в Тольятти и развертыванием массового выпуска на его мощностях машин марок «Жигули » и «Нива» началась м ассовая автомобилизация СССР. Практически с нуля появилось крупное производство — ИжАвто.

В 1980 году Советский Союз занял пятое место в мире по общему производству, третье место — по выпуску грузовых машин, первое — по изготовлению автобусов. Однако в то же время начались и кризисные явления — практически прекратился рост производства легковых машин, сохранялся дефицит автозапчастей.

Несмотря на проблемы в стране, появились потенциально новые марки:

  • ВАЗ-2018 «Спутник»;
  • Москвич-2141 «Алеко»;
  • ВАЗ-1111 «Ока»;
  • ЗАЗ-1102 «Таврия»
  • грузовики ГАЗ-4301 и ЗИЛ-4331;
  • автобусы ЛиАЗ-5256 и ЛАЗ-4202 .

Буквально вся страна ездила на советских автомобилях.

Современный период

С распадом Советского Союза страна потеряла множество предприятий, расположенных в других странах. Из-за этого автомобилестроение перетерпело затяжной кризис.

К середине 90-х выпуск грузовых автомобилей сократился в 5,5 раз, автобусов большого класса — в 10 раз, легковых автомобилей — на треть. В результате остановились заводы АЗЛК и ИЖ, которые выпускали более 150 тысяч востребованных рынком недорогих легковых автомобилей.

Тем не менее, в России все же появлялись новые модели:

И хотя сейчас на российских дорогах все чаще встречаются иномарки, владельцы старых советских машин не желают менять свою «ласточку» на новое авто.

Начиная с 2002 года, в России налаживается выпуск иностранных марок. Так, д оля производства иностранных марок составила в сегменте легковых автомобилей 41,3 %, грузовиков — 7,9 %, автобусов — 9,8 %.

В 2000-е годы в стране были открыты десятки заводов, которые выпускали автомобили под марками известных производителей:

В ноябре 2009 года Renault-Nissan и ОАО «АвтоВАЗ» подписали соглашение по основным условиям реструктуризации российского автопроизводителя. Согласно документу, компания Renault-Nissan будет использовать производственные мощности АвтоВАЗа. В обмен на это государство обязано предоставить финансовую помощь.

Уже в 2016 году суммарный выпуск грузовых, легковых авто и автобусов в России достигает отметки в 1 299 926 автомобилей в год. Она занимает 16-е место в мире по общему выпуску, хотя в 2012 году страна занимала 7-е место.

Собственное производство

В Российской Федерации собирают большое количество различных машин. А география расположения заводов весьма обширная.

Список заводов

В России находится огромное количество заводов, которые изготавливают отечественные марки автомобилей.

Крупнейшие российские предприятия автомобильной промышленности:

  • АвтоВАЗ — крупнейший производитель легковых машин в Восточной Европе;
  • КАМАЗ — занимает 11-е место в мире среди производителей тяжелых грузовиков;
  • ООО «Павловский автобусный завод»(ПАЗ);
  • ОАО «Голицынский автобусный завод» (ГолАЗ);
  • ОАО «Саранский завод автосамосвалов»;
  • ОАО «Автодизель»;
  • ООО «Ликинский автобусный завод»(ЛиАЗ);
  • ООО «КАВЗ»;
  • ОАО «Автомобильный завод Урал»;
  • ОАО «Челябинские строительно-дорожные машины»;
  • ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей»;
  • ОАО «Арзамасский машиностроительный завод»;
  • ООО «Канашский автоагрегатный завод»;
  • ЗИЛ;
  • Брянский Автомобильный Завод (БАЗ).

АвтоВАЗ известен не только в России, но и в странах Северной Европы: Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии. Его популярность связана с хорошей адаптированностью автомобилей к эксплуатации в регионах с суровым климатом.

Флагманские модели

Флагманские модели авто — это лучшие в своей «линейке». Они отличаются более полной комплектацией и техническими характеристиками.

Какие автомобили собирают в России (список лучших моделей) :

  • Автобусы Scania;
  • Lada Kalina, Granta, Priora;
  • ВАЗ Samara, 4×4, 2107;
  • Газель, Соболь и пр;
  • УАЗ: Patriot, Pickup, Hunter.

Ежегодно в стране выпускаются миллионы различных транспортных средств, однако самыми популярными для граждан остаются всего несколько марок авто.

Сбор иномарок в РФ

В России собирают машины не только отечественных, но и иностранных производителей. Это приносит немалый вклад в экономику страны.

BMW — одна из самых известных марок. Предприятия по их сборке находятся по всему миру. В России сборка осуществляется в городе Калининграде на заводах предприятия «Автотор». Именно он производит практически все модели БМВ.

В этот список входят:

Однако некоторые марки в России не собирают. Например, BMW 520d или BMW 520i находятся на рынке страны уже в укомплектованном виде.

Еще одна немецкая фирма Audi известна своей высокой степенью комфорта, надежностью и стильным внешним видом.

Ее филиалы разбросаны по всему миру, но, к сожалению, не в каждом из них грамотно осуществляется сборка автомобиля. Выпуск этих иномарок в России происходит в городе Калуга, где собирают модели A6, A7 и A8.

Модели Q7 и Q5 были сняты с производства в России в связи с плохим качеством сборки.

Тойота

Одной из самых распространенных фирм в России остается концерн японского производителя автомобилей Toyota.

В РФ налажено производство двух моделей бренда — Кемри и Ленд Крузер Прадо. Одни собирают в Санкт-Петербурге, другие — во Владивостоке. Цена на них не снизилась, несмотря на то что собирают машины в России.

Прочие марки

На территории России производятся и другие модели. Например, заводы фирмы Chevrolet находятся в Нижнем Новгороде, Калининграде, Тольятти и Санкт-Петербурге.

Список иностранных марок и география заводов:

  • Brilliance: H530, V5 — Черкесск;
  • Cadillac: CTS, Escalade, SRX — Калининград;
  • Chevrolet: Aveo, Captiva, Cruze (универсал), Malibu, Niva, Orlando, Tahoe, Captiva, Trailblazer, Tahoe, Cruze;
  • Citroen: С4 Калуга PCMA;
  • Datsun: mi-DO, on-Do — Тольятти;
  • Ford: Fiesta 1.6, EcoSport, Edge, Explorer, Focus, Galaxy, Kuga, Mondeo, S-Max — Набережные Челны и Всеволожск;
  • GeelyЖ Emgrand, MK — Черкесск;
  • Great Wall H3/H5 — Липецк;
  • Hyundai: Eduus, i40, Solaris, Creta — Калининград и Санкт-Петербург;
  • Kia: Rio C, Rio X-Line, Cee’d, Cerato, Mohave, Optima, Quoris, Sorento, Soul, Sportage, Venga — Калининград и Санкт-Петербург;
  • Lifan: Smily, Solano, X60 — Черкесск;
  • Luxgen 7 SUV — Черкесск;
  • Mazda: 6, CX-5, CX-9 — Владивосток;
  • Mitsubishi: Pajero Sport, Outlander — Калуга;
  • Nissan: Almera, Murano, Quasqai, Teana, Terrano, X-Trail — Москва, Тольятти и Санкт-Петербург;
  • Opel: Antara, Astra C, Astra, Astra Family, Insignia, Meriva, Mokka, Zafira, Zafira Tourer — Калининград;
  • Peugeot: 408, Expert — Калуга;
  • Renault: Duster, Fluence, Koleos, Latitude, Logan-1, Logan-2, Megane, Sandero-1, Sandero-2 — Москва и Тольятти;
  • Skoda: Fabia, Octavia, Rapid, Yeti — Нижний Новгород, Калуга;
  • SsangYong: Actyon, Actyon Sports, Kyron, Rexton — Владивосток;
  • Volkswagen: Jetta, Multivan, Polo, Tiguan, Touareg — Калуга.

Сегодня происходит замена отечественных производителей иностранными. Все больше людей интересуется, какие зарубежные машины собирают в России.

Видео об автомобилестроении

Из видео можно узнать интересные факты из истории российского автопрома.

Узнать о нынешней ситуации автомобилестроения в России можно из следующего видеоролика.

Российские марки автомобилей | Каталог

Самые популярные Российские автомобильные марки.

Хотя Российские автомобильные марки не могут сравниться с Немецкими, Американскими и Японскими автомобильными компаниями, они, тем не менее, являются важными игроками в мировой автопромышленности. В Советские годы отечественные автомобильные марки играли огромную роль для страны и пользовались сверхпопулярность. В наше время популярность России Отечественных автомобильных марок падает, но, тем не менее, согласно статистике продаж новых автомашин, некоторые автомобильные марки Российского происхождения остаются самыми популярными по продажам.

Читать еще:  Фгуп нами москва

Несмотря на снижение популярности, и наступлению конкуренции, нельзя сбрасывать со счетов Российские автомобили. Многие автомобильные компании после долгих лет упадка медленно, но верно начинают развиваться. Именно поэтому наши отечественные автомобили достойны упоминания. В целом также не нужно сбрасывать наш рынок автомобилей со счетов, так как наши автомобили имеют колоссальный потенциал развития. Несмотря на огромный спад продаж новых автомобилей в стране, Российский рынок по-прежнему входит в десятку самых крупных рынков мира. Примечательно, что это достижение стало возможным за очень короткий срок.

Сегодняшней статьей мы открываем серию публикаций, которые будут посвящены всем автомобильным маркам в мире. В каждой новой статье мы будем рассказывать об автомобильных брендах каждой страны, которая известна во всем мире своими автомобилями. Конечно, первую публикацию мы посвящаем Российским маркам, которые 30-50 лет назад открыли новую эру в отечественном автопроме, некоторые из которых до сих пор известны на рынке своими новыми транспортными средствами.

Aurus

  • Год старта проекта: 2012 год — настоящее время
  • Штаб-квартира: Москва, Россия
  • Основатель / Компания-учредитель: ООО «Аурус»
  • Веб-сайт:https://aurusmotors.com/

Первая со времен Николая II люксовая линейка автомобилей сверхдорого сегмента в нашем отечестве, которую можно приобрести обычному человеку при условии наличия соответствующей суммы денежных средств. Предполагается, что уже выпущенные и еще разрабатываемые сегодня автомобили Aurus (многосмысловое название, в которое входит как слово на латыни Aurum — «золото», так и частица «rus» — олицетворяющая Россию, российское производство) начнут продавать не только на территории России и стран СНГ, но также автомобили будут поставлять в Европу, Азию и Южную Америку.

На середину 2018 года было известно, что для производства эксклюзивных автомобилей были выстроены производственные площади на территории НАМИ «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт „НАМИ“», где по сей день и происходит мелкосерийная сборка автомобилей.

При этом объем ежегодного тиража планировался в районе 200-300 автомобилей, с возможностью подключения мощностей Sollers при росте мирового спроса. В 2019 году было объявлено о том, что на заводе Соллерс-Елабуга ведется переоснащение для серийного производства автомобилей Aurus Senat и Aurus Komendant.

Серийное производство в Елабуге должно начаться в 2021 году. Оно будет включать в себя полноценный цикл: штамповку деталей, сварку, сборку, окраску и производство двигателей.

Несмотря на широкую гамму и разнообразие моделей: седан и лимузин, кабриолет, внедорожник и минивэн и даже мотоцикл , все легковые автомобили будут построены на единой модульной платформе. Aurus-41231(SB)/41231 лимузины, Aurus-4123 седаны, Aurus-4124 кроссоверы, микроавтобусы Aurus-4125 в вариантах с длинной и короткой базой.

Русский «Роллс-Ройс», как прозвали модель Aurus Senat в СМИ, стал первым автомобилем из линейки показанным на публике. Полноценный лимузин Aurus Senat L700 был задействован на церемонии инаугурации президента России 7 мая 2018 года.

Сегодня на официальном сайте предлагается к покупки две модели: Aurus Senat и Aurus Senat Limousine — в длинобазной версии. В дальнейшем модельный ряд расширится за счет минивэна Aurus Arsenal и внедорожника Aurus Komendant. Автомобили также могут быть бронированными, как была бронированной президентская версия.

  • Год основания компании: 1966 г. — настоящее время
  • Штаб-квартира: Тольятти, Самарская область
  • Основатель / Компания-учредитель: ЗАО АвтоВАЗ
  • Веб-сайт:https://www.lada.ru/

Эта одна из самых известных отечественных автомобильных марок в мире, которая была основана в 60-х годах и до сих пор производит автомобили. В Советские годы компания Автоваз была крупнейшим производителем автомобилей Лада, большая часть которых поставлялась на экспорт во всю Западную Европу. Напомним, что первые модели Лада были основаны на Итальянских автомобилях Фиат. Внешне некоторые модели Жигулей были очень похожи на автомобили Итальянской марки.

Тем не менее, несмотря на схожесть, первые автомобили Лада на самом деле не были Итальянскими Фиатами. Это был реально наш Российский автомобиль внешний дизайн, которого и был списан с Фиат.

Да Лада это не БМВ и не Мерседес. Но руководство компании и не рассчитывала делать ставку на изысканность и мощность. Главный расчет это произвести простой и надежный автомобиль, который сможет доставлять людей из пункта А в пункт В, предлагая оптимальную манёвренность на дороге и комфорт.

Не многие мировые автопроизводители могут похвастаться производством моделей, которые впервые были выведены на рынок более 40 лет. К примеру, Автоваз только недавно снял с серийного производства «Ваз-2105» и «Ваз-2107». Старая классика в различных версиях (2101,2102, 2103, 2104) разошлась 20 миллионным тиражом по всему миру. И лишь только в 2012 году руководство компании приняла решение полностью остановить производство старых моделей.

Самой популярной моделью из всех классических Жигулей стала модель «Ваз-2105», которая была основана на 124 модели Fiat 1966 года. Классика Автоваза ценилась за низкую стоимость и за простую конструкцию.

С самого начала компания Фиат была главным партнером компании Автоваз. В наши дни генеральным партнером завода является группа компаний Renault-Nissan. Сегодня автомобильный завод Автоваза обновил модельную линейку своей продукции. В наши дни на заводе выпускается «Лада Гранта», «Лада Калина», «Лада Ларгус», «Лада Приора» и внедорожник «Нива 4×4». Также совсем скоро начнется серийное производство новых моделей «Лада Веста» и «Лада X-Ray».

Производство автомобилей в России

Правительственная стратегия направлена на увеличение производственных мощностей. Так, только в 2018 году автомобильные заводы России получили 12,2 млн. рублей на поддержку и развитие производства (Распоряжение №548 от 30.03.018), что позволило увеличить объем продукции на 101% по сравнению с 2017 годом. Казалось бы, о затяжном кризисе 90-х, когда многие крупные заводы были обанкрочены, пора забыть. Что же происходит на самом деле?

Автомобильные заводы России

Автомобильное производство в России нельзя рассматривать в качестве гладкой эволюции. Она сегментирована по меньшей мере на три характерных этапа:

  1. До 1917 года. Производство было представлено небольшими частными мастерскими «Лесснер», «Дукс», «Россия», «Аксай», «Фризе и К». Контракты на постройку крупных заводов («Русский Рено», «Казенный завод военных самоходов») реализованы так и не были. Многие мастерские перепрофилировали деятельность («Русский Рено» – производство авиамоторов, «Руссо-Балт» – самолетостроение).
  2. Советский период. Строительство крупных заводов – КамАЗ, ВАЗ, УралЗИС (ныне «Урал», УльЗИС (ныне УАЗ), ЗиЛ, ЛАЗ, ПАЗ. Самым крупным (и одним из самых крупных в мировых масштабах) заводом являлся КамАЗ. Большой упор делался на производство грузовиков, которые до сих пор славятся во всем мире.
  3. Современный период ознаменовался двумя событиями: децентрализацией производства, потом кризисом 90-х и началом производства и сборки иномарок, что стало неотъемлемой частью отечественного автопрома.

На территории РФ находится множество автозаводов

Первый автомобильный завод в России – АМО (завод Автомобильного Московского Общества), построенный еще в 1916 году. Переживший революцию, он оказался ненужным современности — это всем известный Завод им. Лихачева, закрытый в 2013-м. С 1916 г. также работает Завод Лебедева, который с 1960-х занимается производством двигателей марки ЯМЗ (Ярославльский моторный завод). Производство легковых автомобилей в России значительно опережает производство грузовиков, которые начали выпускаться массово только в предвоенный период.

Отечественные марки

Помимо предприятий «с историей», известных с советских времен, на сегодняшний день существуют новые, развивающиеся бренды. Стоит упомянуть и те и другие:

  1. ГАЗ (г. Нижний Новгород). Один из старейших отечественных заводов, существует с 1932 года. Специализация: легковые авто, грузовики, микроавтобусы.
  2. ВАЗ – самое финансируемое и производящее (в том числе на экспорт) предприятие. По итогам прошлого года, Лада «Веста» (первое место) и Лада «Гранта» (второе место) – самые продаваемые авто России. Специализация: легковые авто.
  3. УАЗ. Изначально (с 1941 года) завод был филиалом АМО ЗИЛ. Специализация: внедорожники для гражданских нужд, а также нужд МВД и армии.
  4. УралАЗ – довоенный завод, перекочевавший при эвакуации в г. Миасс. Специализация: грузовые авто, самосвалы, шасси с повышенной проходимостью, которые могут быть использованы как в гражданских, так и в военных целях.
  5. КамАЗ – лидер по продажам грузовиков, производящий за последние годы в среднем 400 тыс. единиц техники за год. Филиалы завода находятся во Вьетнаме, Пакистане, Китае, Эфиопии, Казахстане. Специализация: грузовые автомобили, бронированная военная техника (КамАЗ «Тайфун»).
  6. ПАЗ. Год основания – 1951. На сегодняшний день предприятие перепрофилировалось под производство низкопольных автобусов (для города). Изначально производил автобусы малого класса, рассчитанные на езду по дорогам, на которых отсутствует усовершенствованное покрытие.
  7. ГолАЗ (г. Голицын) относительно новое предприятие (создан в 1990-м). Именно автобусы ГолАЗ были задействованы для обслуживания зимних Олимпийских игр 14-го года в Сочи. Специализация: сельхозтехника, автобусы всех классов за исключением малого.
  8. БАЗ (г. Брянск). Специализация: тяжелые шасси, тягачи спецконструкции для нужд армии.
  9. НефАЗ изготовляет на шасси КамАЗа спецтехнику и автобусы.
  10. КАвЗ знаменит производством широкого спектра моделей капотных автобусов. Сегодня от капотной продукции пришлось отказаться и главной специализацией стало производство автобусов среднего класса (последняя линейка – «Аврора»).
  11. Marussia Motors – уникальный завод по производству спорткаров. Команда Marussia участвовала на Формуле-1 в 2009-2014 году. После «новинок» не выпускалось.
  12. Scania. Автозавод занят изготовлением автобусов и грузовых авто.
  13. Ирбитский мотоциклетный завод. По сегодняшний день на заводе производятся тяжелые мотоциклы известной марки «Урал». Примечательно, что продаются в России они значительно хуже, чем идут на экспорт. Так, «Урал-Патруль» был признан одним из самых продаваемых и качественных мотоциклов в США в 2010 году.
  14. Тролза. Специализация: производство троллейбусов. Существует с 2014 года.
  15. «Тонар». Специализация: выпуск прицепов к легковым авто, седельных тягачей.
  16. АЗ «Чайка-Сервис». Специализация: сложная автомобильная спецтехника.
Читать еще:  Справочник нами онлайн

На сегодняшний день закрыты: ТагАЗ (г. Таганрог), ЗиЛ, СеАЗ (г. Серпухов).

Завод ВАЗ в г. Тольятти

Иномарки

С 2000-х годов на отечественных просторах начали запускаться заводы, преимущественно по сборке, иномарок. На сегодняшний день существует 16 заводов, на которых совершается полный цикл изготовления:

  • Hyundai, Nissan, Toyota, General Motors (заводы располагаются в Санкт-Петербурге, General Motors пока не функционирует);
  • Ford-Sollers (три завода на территории России – в г. Всеволжск, г. Елабуга и г. Набережные Челны);
  • Sollers (г. Владивосток, изготовляются «Мазды» и Toyota Land Cruiser Prado);
  • Renault (г. Москва).
  • «Автотор» (г. Калининград, изготовляются различные модели Kia, Hyundai);
  • Volksvagen, Peugeot (г. Калуга);
  • Derways (г. Черкесск);
  • Горьковский автозавод выпускает Skoda Yeti, Skoda Octavia, Volksvagen Jetta;
  • на АвтоВАЗ производят Nissan Almera, Renault Logan;
  • на «ИжАвто» (г. Ижевск) выпускается Nissan Sentra.

Если задаться вопросом о том, где находятся наиболее крупные заводы России по производству авто, можно заметить, что основная их часть сконцентрирована в Поволжье, Центральном и Уральском экономических районах, небольшой ареал автомобилестроения расположен в Северо-Западных регионах. «Карта» заводов, в основном сложилась из-за эвакуации, проводимой во время Второй мировой войны. Изменить ее не смогло и внедрение «иномарочного» производства.

Автомобили собираются под строгим контролем специалистов

Почему иномарки собирают в России

Современный отечественный авторынок уже отошел от поляризации «наших авто» и «иномарок». Ведь даже некоторые автомобили российского производства уже не совсем российские (к примеру, УАЗ «Патриот» более чем наполовину комплектован иностранными деталями). Поэтому стратегия автопрома автоматически предопределяется уклоном современного автомобилестроения на производство «полукровок», которое устраивает всех. Но есть и несколько особенных причин:

  • дешевизна рабочей силы;
  • наличие готовой базы (ГАЗ, АвтоВАЗ);
  • автомобили, собранные в «филиалах», сразу находят покупателя, не нужно искать и завоевывать рынок сбыта.

Преимущества российской сборки

Конечно, «оригинал» лучше, но у иномарок российской сборки есть свои плюсы:

  • при условии ограничения импорта, иномарки российской сборки продолжают выпускаться;
  • пригодность к отечественным климатическим условиям, а поскольку большая часть заводов собирает японские автомобили, то для российского рынка они специально делаются леворульными;
  • более доступный каталог запчастей;
  • никаких проблем с растаможкой, оформлением.

Российская сборка ориентирована на «отечественного» покупателя и условий, в которых он находится, поэтому, к примеру, «японец» не должен заглохнуть на морозе, а при поломке «Рено» не нужно будет искать и переплачивать за доставку комплектующих.

Сколько бы ни было вопросов к качеству российских автомобилей, ежегодно на развитие отрасли выделяются миллиарды рублей. И все же, есть достойные модели (чего стоит один автомобиль «Шаман»!), к тому же за два последних года было экспортировано более 120 тыс. автомобилей. Хотя бы поэтому состояние автопрома нельзя расценивать как упадок.

С чего начинался российский автопром. Часть 1

Ровно 120 лет назад, в июле 1896 года посетителям Всероссийской Нижегородской выставки был продемонстрирован первый русский автомобиль. Лайф вспоминает самые известные автомобили Российской империи.

За 120 лет существования отечественной автомобильной промышленности довелось переживать как бурный расцвет, так и ужасающий упадок, отбрасывавший её на десятилетия назад. Лайф вспомнил, как развивалась автомобильная отрасль в России на протяжении своего существования.

Первый автомобиль, с которого и ведёт своё начало российский автопром, по своему внешнему виду совсем не напоминал современные машины. Фактически это были извозчицкие дрожки, оснащённые двигателем внутреннего сгорания, т.н. безлошадный экипаж. Автомобиль получил название по фамилиям своих создателей — фабрикантов, на заводах которых были сделаны комплектующие для него, — Фрезе и Яковлева.

На заводе Яковлева были сконструированы двигатель и трансмиссия, всё остальное создали на экипажном заводе Фрезе. Автомобиль имел целых две передачи: одна была холостой, другая позволяла ехать вперёд. Тормозов было также два: ножной воздействовал на коробку передач, ручной тормозил задние колёса машины. Двигатель имел мощность две лошадиных силы, благодаря чему «безлошадный экипаж» мог развивать скорость до 20 вёрст в час (примерно 21 км/ч). В целом автомобиль Яковлева — Фрезе напоминал Benz Velo — первый в истории серийно выпускавшийся коммерческий автомобиль, который был по сути пролёткой с мотором.

Автомобиль был продемонстрирован посетившим выставку императору Николаю и его супруге. Однако вскоре Яковлев умер, и автомобиль так и не пошёл в серию, хотя поначалу предполагалось продавать его. Правда, цена его была такой, что приобрести его могли только богатейшие люди, — 1500 рублей. За эти деньги можно было приобрести целый табун лошадей. Точное количество построенных и проданных автомобилей так и не установлено. Стоит отметить, что первый российский автомобиль не так уж и запоздал, появившись всего на 10 лет позже первого самодвижущегося экипажа в мире.

После смерти Яковлева Фрезе обратил внимание на опыты инженера Ипполита Романова с электромобилями. Фактически это были электрические кареты, приводившиеся в движение аккумуляторными батареями. Было построено несколько таких двухместных автомобилей. Фрезе планировал использоваться машины с ДВС и электромобили в качестве общественного транспорта, но не нашёл поддержки.

Проблема заключалась в том, что машины тех лет при езде издавали чудовищный шум, грохот разносился и по соседним улицам, пугая не только прохожих, но и лошадей (извозчики тогда заменяли нынешнее городское такси), которые бросались в разные стороны, что приводило к травмам прохожих и пассажиров. Что же касается электромобилей, то их проблема заключалась в том, что в городах просто не было мест для подзарядки, а оборудовать их в обычных деревянных ангарах, где хранились пролётки, было слишком опасно из-за возможных возгораний. Поэтому городские власти в итоге сделали выбор в пользу более безопасных и тихих трамваев.

В 1901 году Фрезе создаёт на своей фабрике первый российский грузовик. Машина могла перевозить до 1000 килограммов груза и имела двигатель мощностью шесть лошадиных сил, что позволяло развивать ей скорость до 16 километров в час.

Кроме того, Фрезе освоил производство легковых автомобилей De Dion Bouton — правда, двигатели и шасси для них он получал непосредственно от французов. Фрезе стал пионером автомобилестроения в Российской империи. Все его автомобили в основном выходили штучными экземплярами, и общее количество созданных автомобилей за всю карьеру Фрезе не превышало нескольких сотен. В 1910 году он продал свои мощности Русско-Балтийскому вагонному заводу.

Именно этот завод стал флагманом дореволюционного автопрома. Изначально он был только вагонным заводом, но постепенно там стали появляться и другие отделы, в том числе авиационный и автомобильный, который был создан в 1908 году. На должность главного конструктора удалось переманить швейцарского инженера Поттера, работавшего ранее в бельгийской компании Fondu.

Выпускавшиеся заводом автомобили носили название русско-балтийских, как и сам завод, но в просторечии закрепилось сокращение от их французского названия «Руссо-Балтик», которое превратилось в «Руссо-Балт».

Первый автомобиль появился уже в 1909 году и носил название С-24/30. В названии были зашифрованы расчётная и максимальная мощности двигателя в лошадиных силах. Эта машина выпускалась до 1915 года (а модификация с 40-сильным двигателем, появившаяся позднее, — до 1918 года). Машина имела три передачи и могла развивать скорость до 75 км/ч. Всего было выпущено более 300 автомобилей. Эти машины не только продавались в частные руки, но и использовались в качестве штабных автомобилей в армии. Последний автомобиль был выпущен в апреле 1918 года.

Читать еще:  Список автопроизводителей в россии

Следом вышла популярная серия К-12/20. Хотя этот автомобиль обладал не самым мощным двигателем, он мог разгоняться до 50 километров в час и был достаточно популярен благодаря меньшей стоимости (серия К стоила около 5,5 тысячи, автомобиль серии «С» — от 7500 рублей). Единственный сохранившийся до наших дней экземпляр русско-балтийского автомобиля — это как раз К-12/20. Автомобиль не имел аккумулятора, двигатель заводился рукояткой, а зажигание производилось от магнето (которое было практически единственной деталью, импортируемой из-за границы).

В сериях «Т» и «М» «Руссо-Балт» выпускал грузовики для нужд армии, а на базе С-24/30 была создана партия бронеавтомобилей, которые успешно применялись в ходе Первой мировой войны (при этом ни один автомобиль не был потерян).

В силу того, что число потенциальных покупателей было сильно ограничено, а конвейерная сборка также отсутствовала, автомобили производили тиражами, существенно уступающими современным. В среднем за год выпускалось около 100 машин.

«Руссо-балты» пополняли гаражи великих князей, императорской семьи, богатых промышленников и банкиров. Именно на «руссо-балтах» принимал участие в престижных европейских гонках самый знаменитый дореволюционный автомобилист Андрей Нагель — редактор первого российского журнала «Автомобиль», популяризатор машин и автогонщик. Специально для Нагеля был построен эксклюзивный С-24/30 «Гран-Туризмо», выпущенный в единичном экземпляре. Машина имела дополнительные бензобаки, специальные защитные колпаки для колёс и особый кузов, удобный для дальних поездок. Именно на этой машине впервые в истории Нагель впервые покорил Везувий, заехав на его вершину.

Нагель также принимал участие в международных ралли. Специально для участия в престижном ралли Монако был построен первый в России «спорткар» «Русс-Балт С-24/55». По сути он являлся существенно обновлённой версией С-24/30. Двигатель был усилен, что позволяло разгоняться до скоростей, превышавших 100 километров в час. Было убрано ветровое стекло, чтобы облегчить кузов, а также установлены новые шины.

Автомобиль без поломок и каких-либо проблем доехал от Петербурга до Монте-Карло за 195 часов (причём дело было зимой). Этот заезд дал хорошую рекламу РБ, и автомобили завода стали пользоваться большим спросом в России.

Второй «спорткар» С-24/58 был построен специально для скоростных гонок. Из-за формы кузова, характерной для гоночных болидов, он получил прозвище «огурец». В заезде на скорость в 1913 году он разогнался почти до 130 километров в час.

Кроме автомобилей на заводе производились самолёты, а также корабельные корпуса. В годы Первой мировой войны завод был эвакуирован из Риги в Россию, в частности, автомобильный отдел переехал в Москву. После революции он был национализирован и переоборудован в авиационный, хотя в самом начале 20-х на нём было выпущено около двух десятков автомобилей «Промбронь» (копия С-24/40) для партийных деятелей. Общее количество всех автомобилей, выпущенных заводом за восемь лет, точно неизвестно. В различных источниках указываются цифры от 600 до 1000 автомобилей.

В настоящее время он сохранился под названием Космический НПЦ им. Хруничева и является одним из ключевых предприятий в ракетно-космической области.

Помимо «Руссо-Балта» в первые годы ХХ века появилось немало других предприятий, начавших производство автомобилей: как правило, это были велосипедные или экипажные фабрики. Их бизнес-подход существенно отличался: так, фирма «Лесснер» занималась выпуском произведённых по лицензии автомобилей фирмы Daimler.

Двигатели для них производились в России, а не импортировались. Сотрудничество стало возможным благодаря русскому инженеру Борису Луцкому, который очень успешно работал в Германии и входил в состав правления фирмы Daimler. Он же стал консультантом и конструктором нескольких лесснеровских автомобилей. Кроме того, «Лесснер» выполнял государственные заказы на производство броневиков для нужд армии (несколько «лесснеров-40Б» стали первыми бронеавтомобилями в императорской армии), а также производил почтовые и пожарные автомобили и таксомоторы. Известно, что один из «лесснеров» приобрёл премьер-министр России Витте.

Акционерное общество «Дукс» поначалу занималось производством велосипедов. Не желая отставать от модных тенденций, фабрика начала производить машины. Сначала делалась ставка на паромобили, которые достаточно скоро проиграли конкуренцию машинам с двигателями внутреннего сгорания.

В дальнейшем завод строил автомобили по требованиям заказчиков, предлагая любые кузова и двигатели на выбор. Но основную прибыль заводу приносило производство велосипедов, так как машины продавались штучными тиражами, не более десятка экземпляров в год. В итоге фабрика не смогла выиграть конкуренцию у «Руссо-Балта» и переквалифицировалась на выпуск лицензионных самолётов, в чём весьма преуспела — к началу революции на ней выпускалось более 20 различных типов самолётов.

После революции завод национализировали и он выпускал истребители И-16 и МиГ-3. Позднее его разделили и после войны эвакуировали по частям. В настоящее время преемственность от «Дукса» ведут РКЦ «Прогресс» (один из лидеров ракетно-космической отрасли) и Иркутский авиазавод, который производит истребители Су-30.

Выросший из ремонтной мастерской и торговли запчастями РАЗИПП (Русский автомобильный завод И.П. Пузырева) также предлагал покупателям автомобили собственного производства (28/35 и его модернизированная версия А28/40, которая развивала скорость до 80 километров в час) с техническим новшеством: рычаг переключения передач в этих автомобилях находился внутри салона, а не за правым бортом, как тогда было принято (почти все автомобили в то время были ещё и праворульными).

Кроме того, большая часть комплектующих автомобилей Пузырева были российской сборки, что он пытался использовать в продвижении своей марки. Однако достаточно высокая цена на автомобили Пузырева (от 6,7 до 8 тысяч рублей в зависимости от отделки салона) из-за дополнительных затрат на производство комплектующих, а также неожиданная смерть Пузырева в 1914 году не способствовали популярности бренда.

Всего было построено лишь несколько десятков автомобилей, зато одну из машин купил сам император. Несколько машин было куплено военным ведомством, но основным поставщиком для армии тогда уже был «Руссо-Балт», и было решено отказаться от дальнейших покупок у Пузырева, чтобы не распыляться на разных поставщиков и не создавать сложностей с обслуживанием и запчастями, тем более что военное ведомство посчитало, что машины Пузырева находятся на одном уровне с «Руссо-Балтом», но не превосходят их.

После смерти Пузырева его завод прекратил производство автомобилей и занимался только ремонтом и обслуживанием машин других марок.

Император Николай II был страстным поклонником автомобилей, и в том числе благодаря этому автозаводы регулярно получали заказы для нужд армии, покупавшей как простые автомобили для штабных нужд, так и грузовики. Кроме того, императорская армия стала одной из первых в Европе, получившей бронеавтомобили, хотя в европейских консервативных военных кругах, живших реалиями прошлых войн, идея таких машин поначалу не находила понимания. С началом Первой мировой войны бронеавтомобили производили на Путиловском и Ижорском заводах.

Ещё накануне Первой мировой войны было принято решение о претворении в жизнь государственной автомобильной программы по строительству нескольких заводов. Эти работы были активизированы во время войны. В 1916 году было начато строительство завода Автомобильного московского общества — АМО, который и стал пионером теперь уже советского автопрома.

Основная проблема, с которой сталкивались российские автопроизводители, — недостаток квалифицированных кадров. Что касается объёмов выпуска, то они находились на неплохом уровне: производство машин в те годы было достаточно непростым делом и происходило путём ручной сборкой. Годовой выпуск машин на «Руссо-Балте» примерно соответствовал выпуску Rolls-Royce 40/50HP Silver Ghost.

Настоящая революция в автомобилестроении произошла после того, как на заводах Форда удалось освоить поточное производство автомобилей, что резко удешевило стоимость автомобилей и сделало их гораздо более доступными для населения, а также позволило увеличить объёмы их производства. Бум автомобилизации начался в США в те годы, когда Европа участвовала в Первой мировой войне, а потом лежала в руинах. В России к этому добавилась ещё и Гражданская война и ломка старого экономического уклада.

Всего до революции в России было произведено около 12 тысяч автомобилей, включая машины, собранные из иностранных комплектующих по индивидуальным заказам на экипажных фабриках и велосипедных заводах. Автопромышленности в плане специализированных автомобильных заводов в дореволюционной России не было (точнее, специализированные заводы были заложены уже в годы Первой мировой), однако производство автомобилей находилось на достаточно неплохом уровне — просто машины выпускались специальными автомобильными отделами при крупных заводах, велосипедными и экипажными фабриками.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector