Бронеавтомобиль руссо балт - Про отечественный автопром
Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бронеавтомобиль руссо балт

Бронеавтомобиль руссо балт

История производства отечественных бронеавтомобилей неразрывно связана с историей создания первого в российской армии бронеавтомобильного подразделения, известного под названием «1-я автомобильная пулеметная рота».
Сразу же после начала первой мировой войны Верховный Главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич поставил перед военным министром генерал-адьютантом Сухомлиновым задачу создать специальное подразделение, оснащенное бронированными автомобилями с пулеметным вооружением. Сухомлинов вызвал к себе лейб-гвардии егерского полка полковника А. Добржанского, временно прикомандированного к канцелярии Военного министерства, и поручил ему и штабс-капитану Некрасову в кратчайшие сроки построить два десятка бронеавтомобилей и сформировать «бронированную пулеметную автомобильную батарею». Спустя два дня своим официальным приказом приступить к постройке броневых машин военный министр «положил начало существованию блиндированных автомобилей и формированию роты».

Выбор военного министра не был случайным он знал, кому доверить организацию производства отечественных бронеавтомобилей. Еще до войны полковник Добржанскии в соавторстве с подполковником в отставке Л. Чемерзиным разработал теоретические основы применения бронемашин в ходе военных действий, изучив и обобщив опыт испытаний первого русского бронеавтомобиля подъесаула М. Накашидзе. Он считал что в будущей войне эти машины смогут применяться для ведения разведки в тылу и на флангах противника, для огневой поддержки своих войск в наступлении и преследовании отступающего врага, для срыва атак его кавалерии, для поддержания связи и выполнения других видов боевых задач. Кроме того, Добржанский был знаком с производством бронемашин на заводах французской фирмы «Крезо» и принимал непосредственное участие в их проектировании.
Добржанскому и Некрасову удалось сделать почти невозможное — всего за полтора месяца с нуля спроектировать и построить девять бронемашин. И уже 16 октября 1914 года — до прибытия в Россию 48 бронемашин «Остин», заказанных в Англии, — на фронт отправилась автомобильная пулеметная рота, укомплектованная первыми отечественными броневиками.
В качестве производственной базы Добржанский избрал Ижорский завод в Колпино, под Петроградом. Туда с 24 августа по 1 октября 1914 года из Риги с Русско-Балтийского вагонного завода прибыли семь легковых шасси модели «Руссо-Балт-С24-40» серии ХШ-бис, оснащенных 294-киловаттными (40 л. с.) двигателями На основании указаний полковника Добржанского, назначенного командиром нового подразделения, инженер-механик Грауэн разработал проект бронировки шасси. Работы по изготовлению бронекорпусов и их установке на шасси велись в бронепрокатной мастерской № 2 Ижорского завода.

Прежде всего, на рамах шасси были смонтированы каркасы, выполненные из прокатного уголкового профиля, к которым с помощью болтов и заклепок крепились броневые листы из хромоникелевой стали особой закалки — их прокатывали непосредственно на Ижорском заводе. Толщина передней и задней стенок корпуса составляла 5 мм, бортов — 3,5 мм и крыши — 3 мм. Бронелисты располагались под наклоном таким образом, что в поперечном сечении бронекорпус представлял собой шестиугольник с несколько расширенной верхней частью. Такая конфигурация корпуса способствовала повышению пулестойкости бронировки, которая обеспечивала противопульную защиту на расстоянии 200 шагов. Бронемашина не имела вращающейся башни, и вооружение устанавливалось в стенках корпуса Экипаж «Руссо-Балта» состоял из командира машины. который, как правило, был офицером, шофера и трех пулеметчиков.

Руссо-Балт тип С Бронеавтомобиль

Заслуживший положительные отзывы, но не получивший дальнейшего развития проект бронеавтомобиля Накашидзе, всё же оказал заметное вляиние на моторизацию русской армии. В августе 1914 г. военный министр Российской Империи генерал-адъютант Сухомлинов, на основании требований Великого Князя Николая Николаевича, издал приказ о создании “бронированной пулеметной автомобильной батареи” и постройке двадцать бронемашин. Работа была поручена лейб-гвардии Егерского полка полковнику Добржанскому и штабс-капитану Некрасову, под руководством которых был спроектирован первый российский серийный бронеавтомобиль.

Для постройки броневика было выбрано наиболее массовое и надежное на тот момент шасси легкового автомобиля Руссо-Балт С2440 сериии XIII-бис. Для этой цели выделили восемь шасси: № 530, 532, 533, 534, 535, 538, 539 и 542.

Проект одного из самых оригинальных корпусов бронеавтомобиля времен Первой Мировой войны, изготавливаемого из хромоникилевой брони особой закалки, разработал инженер-механик Грауэр, руководствуясь указаниями Добржанского. Лобовые и бортовые листы располгались под рациональными углами наклона, что несколько усложняло сборку, но повышало их пулестойкость. Бронелисты крепились к стальному каркасу из прокатных уголков при помощи болтов и заклёпок. Толщина переднего и заднего вертикального бронелиста составляла 5 мм, бортового – 3,5 мм, крыши – 3 мм. Такая схема бронирования позволяла защитить экипаж от поражения пулями винтовочного калибра на дистанции до 200 метров. Посадку в бронеавтомобиль экипаж осуществлял через одностворчатые двери в боковых нижних бронелистах.

Экипаж машины состоял и пяти человек: офицера (командира), водителя и трёх пулеметчиков. Вооружение включало три 7,62-мм пулемета “максим” образца 1910 г., установленных по бортам корпуса и в лобовом листе с левой стороны. Для их монтажа полковником Главного Артиллерийского Управления А.Соколвым было разработано два типа станков и скользящие щиты. Полный боекмплект был довольно внушительным – 9000 патронов. Масса броневика в снаряженном состоянии не превыщала 2960 кг.

Существовал также вариант бронеавтомбиля “Руссо-Балт” с открытым кузовом, где на тумбовых установках монтировалось два 7,62-мм и имел третий переносной, а также небольшой серией была выпущена 76,2-мм зенитная самоходная установка.

Общий объём выпуска оказался небольшим – всего 15 машин. Первые семь шасси переоборудовали в период с 24 августа по 1 октября 1914 г., и уже 9 октября “Руссо-Балты” и ещё два других бронеавтомобиля были отправлены на Северо-Западный фронт. Здесь они поступили в распоряжение 1-й автомобильной пулеметной роты, формирование которой завершили 16 октября. Именно с этим соединением будет неразрывно связана судьба первых серийных российских бронемашин – пулеметных Руссо-Балт и пушечных Паккард.

История 1-й АПР началась 17-го августа 1914 года, когда военный министр В.А.Сухомлинов предложил полковнику лейб-гвардии Егерского полка Александру Николаевичу Добржанскому сформировать «бронированную пулемётную автомобильную батарею». Определенный опыт в этом отношении уже имелся, поскольку ещё в 1910-1911 гг. были выделены средства на закупку автомобилей для армии и к началу Первой Мировой войны уже имелось несколько тысяч подготовленных водителей и техников. Добржанский взялся за дело весьма резво и очень скоро, при активном содействии командира 1-й Учебной автомобильной роты П.И.Секретева, начался набор личного состава и материальной части. Уже 19-го августа резолюцией военного министра было официально «положено начало существования блиндированных автомобилей и формированию 1-й пулемётной автомобильной роты».

Подготовительный процесс и, собственно, само формирование 1-й АПР завершили всего за полтора месяца. Помимо бронемашин Руссо-Балт в состав роты включили пушечные Паккард и Маннесман-Мулаг. В общей сложности, к 19 сентября 1914 года удалось собрать четыре взвода:

1-й взвод – два Руссо-Балт тип С (номера 1 и 2, шасси 530 и 534) и один Маннесман-Мулаг (номер 10, шасси 2003)

2-й взвод – два Руссо-Балт тип С (номера 3 и 4, шасси 532 и 538) и один Паккард (номер 20)

3-й взвод– два Руссо-Балт тип С (номера 5 и 6, шасси 534 и 535) и один Паккард (номер 30)

4-й взвод – два Руссо-Балт тип С (номера 7 и 8, шасси 539 и ?) и один Маннесман-Мулаг (номер 40, шасси 1878)

Кроме того, в состав роты включили два 3-тонных грузовика (немецкий Benz и английский Oldice) вооружённых 37-мм автоматическими пушками Максима-Норденфельта, но не забронированных из-за недостатка времени. 22-го сентября командиром 1-й АПР стал полковник Добржанский. Соответственно, командирами взводом назначили штабс-капитанов Б.Л.Подгурского, Б.А.Шулькевича, С.А.Дейбеля и П.В.Гурдова.

На фронт 1-я АПР отправилась 19-го октября 1914 года. К этому времени две русские армии потерпели жестокое поражение в Пруссии и начали откатываться назад, оставив значительную часть территории Польши. На этот проблемный участок фронта рота прибыла к концу месяца и вскоре была переведена в оперативное подчинение штаба 2-й армии. Следующие две недели экипажи Руссо-Балтов готовились к участию в контрнаступлении, начатом 29-го сентября. В ходе Варшавско-Ивангородской оборонительно-наступательной операции против германо-австрийских армий в Польше противник был отброшен на исходный рубеж. Бронемашины пошли в бой 9-го ноября, войдя в состав Ловичского отряда генерал-лейтенанта В.А.Слюсаренко.

Наибольший эффект от их применения был достигнут 10-го ноября. В этот день шесть пулемётных бронеавтомобилей под командованием штабс-капитана Б.А.Шулькевича прорвалась через занятый противником город Стрыков, а два пушечных автомобиля поддержали огнём наступление 9-го и 12-го Туркестанских стрелковых полков. Впоследствии, хотя и с большим запозданием, командир 2-го взвода был награждён мечами и бантом к ордену Святого Станислава III степени.

В не меньшей степени отличился и командир 4-го взвода Гурдов. Несмотря на то, что линия фронта отчасти стабилизировалась, обе стороны периодически предпринимали меры по оттеснению противника с выгодных позиций. В течении 20-21 ноября у польского города Пабьянице немцам удалось прорвать непрочную русскую оборону, создав угрозу выхода в тыл. Ранним утром навстречу противнику вышли бронемашины 1-й АПР. Далее события описываются развивались образом. Встретив противника на подступах к Ласскому шоссе две пулеметные бронемашины заставили противника залечь. Подоспевшие пушечные «маннесманы» открыли по немцам сильный огонь, но сопротивление с обоих сторон оказалось слишком велико. Спустя несколько часов Гурдов принял решение выйти из боя, поскольку бронемашины получили многочисленные попадания из стрелкового оружия, а среди экипажей было много раненых. Тем не менее, дальнейшее продвижение немцев удалось остановить на несколько дней, а гурдов был представлен к Ордену Святого Георгия IV-степени со следующей формулировкой:

Читать еще:  Руссо балт к12 20

«…за то, что в боях под п. Пабьянице 20 и 21 ноября 1914 года с 4 бронеавтомобилями выдвинулся вперёд по шоссе Ласк без прикрытия и, приблизившись на 150 шагов к наступающей колонне противника, нанёс ей большой урон и привёл её в полное расстройство, продолжая действовать несмотря на то, что штабс-капитан Гурдов и все пулемётчики были ранены, причём все автомобили, хотя и повреждены, были вывезены из боя,»

Несмотря на положительные отзывы в боях 1914-го года у бронемашин 1-й АПР было выявлен целый ряд серьёзных недостатков. Главным из них была недостаточная защищенность. Если в первые недели применения можно было рассчитывать на определенный моральный эффект, то впоследствии немцы привыкли к наличию у русской армии большого количества бронеавтомобилей и пытались подтянуть артиллерию к месту их появления. Кроме того, броня толщиной 5-6 мм защищала от пуль на дистанции до 300 метров. В ближнем бою бронелисты пробивались пулями калибра 7,92-мм и 9-мм навылет. Также, в условиях осенней распутицы, проявилась недостаточная проходимость машин. Вне дорог их старались не использовать вообще.

Объединив опыт, полученный в первых боях, были выработаны определённые тактические приёмы, а 11-го февраля 1915 года приказом Верховного Главнокомандующего № 7 была введена «Инструкция для боевого применения бронированных автомобилей». В этом документе детально описывались действия бронемашин в условиях наступления, обороны и преследования противника.

В марте 1915 года пришло первое пополнение – рота получила четыре новых пушечных бронеавтомобиля. За прошедшие полгода безвозвратные потери составили всего один «паккард», погибший вместе с экипажем штабс-капитана Гурдова у деревни Добржанково. Служба «руссо-балтов» продолжалась на Западном фронте вплоть до поздней осени 1916 года, когда она была переформирована в 1-й броневой дивизион. Дальнейшая судьба этого соединения, пополненного в сентябре 33-м автомобильным пулеметным отделением, оказалась довольно бурной. До лета 1917 года 1-й бронедивизион находился в Финляндии, прикрывая дислоцированные там русские части от возможной высадки немецкого десанта. Впрочем, финское правительство сохраняло лояльность по отношению к русским вплоть до Октябрьской революции и помощь бронемашин не понадобилась.
В октябре 1917 года боеспособные машины, в основном «остины», перебросили под Двинск (теперь это латвийский Даугавпилс), где немцы успешно наступали практически не встречая сопротивления со стороны деморализованных русских войск. Всеобщий хаос затронул и 1-й бронедивизион. Практически не получая поддержки от Генерального Штаба Северо-Западного фронта экипажи бронемашин оказались в патовой ситуации. Война шла, а воевать было некому. И уж тем более бывшим царским офицерам не хотелось воевать на стороне большевиков. Всё это привело к значительным потерям в материальной части и личном составе, восполнить которые было уже невозможно. История некогда легендарной 1-й автомобильной пулеметной роты завершилась трагически – оставленные в Двинске машины были захвачены немцами в марте 1918 года и частично введены в строй после ремонта. Правда, «руссо-балтов» среди них уже не было.

Ещё одной страницей в истории бронемашин Руссо-Балт тип С стала служба в составе Кавказской Туземной дивизии, прибывшей на Юго-Западный фронт в ноябре 1914 года. О количестве «руссо-балтов», переданных дивизии точных данных пока найти не удалось. Возможно, всё ограничилось только одной машиной, которая, помимо прочего немного отличается конструкцией корпуса (изменена передняя часть). Как сложилась судьба «туземной» бронемашины также сказать весьма затруднительно. Единственный снимок этого «руссо-балта» был опубликован в журнале «Нива» весной 1916 года – то есть, теоретически эта бронемашина могла принять участие в Брусиловском прорыве. Не исключено, что в начале 1917 года «руссо-балт» был уничтожен при отступлении русских войск.

После революции карьера немногих сохранившихся бронемашин Руссо-Балт тип С оказалась весьма насыщенной. Несколько броневиков попало в руки “красных” и эксплуатировалось до конца Гражданской войны. Одна из машин (№539) дважды переходила из рук в руки. Летом 1919 г. этот бронеавтомобиль, принадлежавший 21-му автобронеаотряду (АБО), был оставлен экипажем в бою у балки Шклянская и был захвачен белогвардейцами. Впрочем, спустя всего три месяца, этот же “Руссо-Балт” вновь перешел в руки РККА, когда его отбил у “белых” 32-й АБО 1-й конной армии. К концу войны бронеавтомобилей “Руссо-Балт” осталось совсем немного. По состоянию на 1921 г. в составе 41-го АБО числилась одна машина и ещё две находились в ведении Ликвидационной Комиссии. В скором времени их окончательно вывели из состава РККА и разбронировали.

Таким образом, до настоящего времени ни одного настоящего «руссо-балта» не сохранилось. Однако, в 2009 году специалистами мастерских КИП «Лейбштандарт», по оригинальным чертежам из архивов Политехнического музея, РГАКФД и других была изготовлена полноразмерная модель-копия бронеавтомобиля. На постоянной основе она находится в открытой экспозиции Центрального музея современной истории России и периодически «руссо-балт» привлекают для различных военно-исторических реконструкций. Благо, ходовая часть у него полноценная, хоть и не 100% аутентичная.

Бронеавтомобили «Руссо-Балт Тип C»

Русская императорская армия изначально проявила интерес к бронеавтомобилям, но в дальнейшем охладела к ним. В результате к началу Первой мировой наша армия, в отличие от вооруженных сил других государств, не располагала подобной техникой. Уже в первых боях против врага, вооруженного броневиками, стали понятны перспективы такой техники. Результатом этого стали несколько приказов военного командования, в соответствии с которыми были разработаны первые отечественные серийные броневики.

17 августа 1914 года военный министр генерал-адъютант В.А. Сухомлинов по распоряжению великого князя Николая Николаевича приказал начать работы по созданию нового бронеавтомобиля, предназначенного для вооружения армии. Предполагалось, что в обозримом будущем будет построено несколько таких машин, которые будут сведены в одну бронированную пулеметную автомобильную батарею. Непосредственным исполнителем проекта был назначен полковник Лейб-гвардии егерского полка А.Н. Добржанский. Он должен был отвечать за разработку проекта и дальнейшее строительство новых броневиков. Примечательно, что незадолго до войны полковник Добржанский занимался созданием бронебойной пули для патрона 7,62х54 мм R, а после начала конфликта стал указывать на необходимость массового строительство броневика.

Имея опыт работы с броней и бронебойными боеприпасами, Добржанский предложил несколько оригинальных идей, направленных на повышение уровня защиты бронекорпуса и сокращение массы конструкции. При этом по своей общей архитектуре новый броневик не должен был отличаться от иной техники этого класса, созданной в то время. В качестве основы для нового броневика планировалось взять готовое шасси серийного автомобиля, поверх которого следовало монтировать броневой корпус.

Базой для перспективного броневика должен был стать массовый серийный легковой автомобиль C24/40 серии XIII-бис Русско-Балтийского завода («Руссо-Балт»). Для строительства бронеавтомобилей были выделены восемь шасси с номерами от «530» до «542». Перед началом работ шасси перегнали на Ижорский завод. Изготовлением корпусов должна была заняться бронепрокатная мастерская №2.

В ходе разработки проекта новый броневик получил собственное обозначение. По названию базового шасси его обозначили как «Руссо-Балт Тип C». Под этим именем бронеавтомобили пошли в серию и эксплуатировались в войсках.

Разработкой проекта корпуса и броневика в целом занимались несколько специалистов во главе с А.Н. Добржанским. При этом за создание бронекорпуса отвечал инженер-механик Грауэр, имевший солидный опыт в работе с броней. В качестве материала для корпуса была выбрана хромоникелевая броневая сталь особой закалки. Листы толщиной от 3 до 5 мм предлагалось устанавливать на базовом каркасе с использованием болтов и заклепок. Грауэр и Добржанский использовали несколько оригинальных идей, которые позволили повысить уровень защиты корпуса без применения тяжелой брони. По имеющимся данным, им удалось обеспечить защиту от винтовочных пуль при обстреле с дистанций до 200 м.

Броневой корпус машины «Тип C» состоял из двух основных отсеков: моторного и обитаемого. Для улучшения характеристик защиты было решено разместить основные бронелисты корпуса под углами к вертикали. Т.н. рациональные углы бронирования позволили в некоторой мере повысить уровень защиты без серьезного роста веса всей конструкции. Лоб и корма машины были защищены наклонными листами толщиной 5 мм, борта имели толщину 3,5 мм, а сверху экипаж защищался 3-мм крышей. Как выяснилось позже, рациональные углы не были излишними, поскольку действительно позволили вывести защиту машины на приемлемый уровень.

Двигатель базового шасси располагался в передней части корпуса и был защищен угловатым капотом. Предусматривался наклонный лобовой лист с люком для вентиляции и вертикальные борта. Крышка капота была выполнена в виде двух наклонных и одной горизонтальной панелей. При этом боковые листы закреплялись на петлях и могли подниматься, открывая доступ к двигателю.

Обитаемый отсек корпуса имел шестиугольный лобовой лист, сопряженный с капотом. Борта корпуса состояли из двух основных деталей: нижние их части были установлены с развалом наружу, тогда как верхние сходились внутрь. Кормовая проекция защищалась крупным шестиугольным листом. В передней части обитаемого отсека предусматривалась небольшая надстройка. Таким образом, крыша отделения управления была выше крыши боевого отделения.

В корпусе предусматривался набор смотровых щелей и люков. Водитель, располагавшийся в передней части машины у правого борта, должен был следить за дорогой через смотровые щели в лобовом листе и борту. Посадка в машину производилась через люки в нижней части бортов. Кроме того, в лобовом, кормовом и верхних бортовых листах предусматривались люки для пулеметов со специальными подвижными щитками для защиты стрелков.

Читать еще:  Трос на лебедку зил 131

Под капотом нового броневика находился бензиновый двигатель мощностью 40 л.с. При помощи механической трансмиссии крутящий момент двигателя передавался на ведущую заднюю ось. Как и множество машин того времени, базовый автомобиль имел зависимую подвеску на листовых рессорах.

Экипаж боевой машины «Руссо-Балт Тип C» состоял из пяти человек: водителя, командира и трех стрелков. Ввиду небольших габаритов обитаемого отсека посадка членов экипажа была крайне плотной.

Вооружение нового броневика состояло из трех пулеметов «Максим» с жидкостным охлаждением ствола. Специально для новой боевой машины были разработаны два варианта пулеметных станков, устанавливавшихся рядом с амбразурами. В лобовом листе, корме и бортах корпуса предусмотрели по одной амбразуре оригинальной конструкции. В листах корпуса, рядом со станком пулемета, предусматривался широкий люк сравнительно небольшой высоты. Снаружи этот люк закрывался скользящим щитком, установленным на специальных держателях. В центре щитка находилось отверстие для кожуха ствола пулемета с небольшим дополнительным вырезом сверху для прицеливания. Таким образом, при перемещении пулемета в горизонтальной плоскости щиток скользил в своих держателях и постоянно закрывал широкий люк, обеспечивая требуемую защиту стрелка. Кроме того, конструкция амбразур позволяла максимально увеличить ширину обстреливаемого сектора, обеспечив некоторое перекрытие зон ответственности соседних пулеметов.

Броневик «Тип C» имел четыре подобные амбразуры, но оснащался только тремя пулеметами. По одному пулемету размещалось в лобовом и кормовом листах, а третий предполагалось устанавливать на один из бортовых станков, в зависимости от обстановки на поле боя. Вдоль бортов корпуса располагались стеллажи для патронных коробок. Общий боезапас нового бронеавтомобиля составлял 9000 патронов – по 3 тыс. патронов на каждый пулемет.

Из-за легкового шасси и связанных с ним ограничений машина получилась компактной и легкой. Общая длина броневика конструкции Добржанского не превышала 4,5 м, ширина и высота – около 2 м. Боевая масса с полным боекомплектом и экипажем находилась на уровне 2,96 т.

Соотношение характеристик базового шасси и нового корпуса сказалось на ходовых характеристиках броневика. Его максимальная скорость на хорошей дороге не превышала 20 км/ч. На пересеченной местности максимальная скорость сокращалась вдвое. Запаса топлива хватало на 100 км пути по шоссе. Тем не менее, для начала Первой мировой войны подобные характеристики были вполне достаточными и позволяли новой машине эффективно выполнять поставленные задачи.

Разработка и строительство новых бронеавтомобилей «Руссо-Балт Тип C» заняли всего несколько недель. Чуть более чем через месяц после первого приказа военного министра Ижорский завод завершил строительство всех восьми требуемых броневиков. 19 сентября были сформированы четыре взвода по две машины в каждом. Кроме того, вскоре эти взводы были усиленны новыми броневиками с пулеметным и пушечным вооружением. Четыре взвода были сведены в 1-ю автомобильную пулеметную роту, которой также придали несколько вспомогательных машин и небронированных грузовиков с вооружением.

Имеются сведения о строительстве нескольких других броневиков на базе аналогичного шасси. Одновременно с машинами «Тип C» на Ижорском заводе собрали несколько бронеавтомобилей с открытым сверху корпусом, двумя пулеметами в амбразурах и одним ручным пулеметом. По другим данным, это были броневики, отличавшиеся от первоначальной проектной конфигурации только отсутствием крыши. Кроме того, существовало несколько зенитных бронеавтомобилей с 76-мм пушками. При строительстве этой техники использовались некоторые наработки по проекту Добржанского.

Через месяц после формирования, 19 октября, 1-ю роту отправили на войну. В качестве места службы новых бронеавтомобилей был выбран самый проблемный участок фронта. К этому времени русская армия была вынуждена отступить в Пруссии и Польше, куда и направили автомобильную пулеметную роту. Подчиняться она должна была командованию 2-й армии. До конца месяца броневики готовились к вступлению в бой и обкатывались в новых условиях.

9 ноября состоялся первый бой с участием серийных отечественных бронеавтомобилей, не запомнившийся особыми успехами. На следующий день броневики показали весь свой потенциал. Сразу шесть машин «Тип C» прорвались через город Стрыков, где находился противник. Кроме того, два пушечных броневика поддержали наступление стрелковых полков. За успешное выполнение задачи несколько офицеров были представлены к наградам.

В дальнейшем 1-я автомобильная пулеметная рота участвовала в боях на различных участках фронта, эффективно поддерживая пехоту пушечным и пулеметным огнем. При этом машины нередко попадали под ответный огонь противника, что приводило к появлению пробоин и ранениям экипажей. Тем не менее, наносимый противнику урон был несравнимо выше.

По результатом первых месяцев эксплуатации броневиков «Руссо-Балт Тип С» и другой техники 1-й автомобильной пулеметной роты были сделаны определенные выводы. Выяснилось, что машины имеют как плюсы, так и минусы. Положительным качеством сочли сравнительно высокую огневую мощь и количество техники. На полях сражений Первой мировой даже один пулеметный броневик являлся серьезной силой, не говоря о более многочисленных соединениях.

Тем не менее, были выявлены и недостатки. Несмотря на все усилия полковника Добржанского и инженера Грауэра, 5-мм броня машин не обеспечивала требуемый уровень защиты. Она спасала только от обстрела с дистанций более 200-300 м, что в некоторых ситуациях было недостаточно. Более того, на малых дистанциях не исключались и сквозные пробития винтовочными пулями. Также осенью проявилась невысокая проходимость машин по бездорожью. Достаточная подвижность обеспечивалась только на грунтовых дорогах, однако и в таком случае она оставляла желать лучшего.

Несмотря на выявленные недостатки, эксплуатация новой техники позволила определить наиболее эффективные тактические приемы. 11 февраля 1915 года военное ведомство издало специальную инструкцию, по которой следовало вести дальнейшую эксплуатацию бронеавтомобилей всех типов. Как и другие новые соединения, 1-я автомобильная пулеметная рота изучила этот документ и начала использовать его на практике.

Время от времени 1-я рота получала новую бронетехнику различных типов. В конце осени 1916 года роту переформировали в 1-й броневой дивизион. К этому времени в составе соединения присутствовала техника различных типов, в том числе и несколько машин из самого первого состава роты.

Несколько машин «Руссо-Балт Тип C» дожили до начала Гражданской войны. По некоторым данным, все сохранившиеся броневики достались Красной Армии, которая применяла их в различных операциях. Известно, что один из «красных» броневиков успел дважды сменить хозяев. Так, летом 1919 года бойцы 21-го автобронеотряда был вынужден бросить свою машину, из-за чего она стала трофеем белогвардейцев. Через несколько месяцев 32-й автобронеотряд 1-й конной армии во время наступления отбил машину. В дальнейшем этот бронеавтомобиль использовался только РККА.

По разным данным, до конца Гражданской войны в строю оставалось менее половины построенных машин «Тип C». Так, в 1921 году в разных подразделениях Красной Армии числилось всего три таких броневика. Прочие были уничтожены в боях или разобраны ввиду выработки ресурса. Остававшиеся в армии машины так же не отличались высоким ресурсом, из-за чего их тоже разобрали за ненадобностью.

Все восемь броневиков «Руссо-Балт Тип C» были уничтожены или утилизированы. Тем не менее, в настоящее время существует возможность увидеть подобную машину. В 2009 году энтузиасты из московского клуба исторической реконструкции «Лейбштандарт», использовав оригинальные чертежи, построили полноразмерную копию первого отечественного серийного броневика. Получившаяся реплика в течение некоторого времени присутствовала в экспозиции Государственного центрального музея современной истории России (Москва). Кроме того, броневик время от времени участвует в различных военно-исторических мероприятиях.

Наследники «Руссо-Балта»

Данная статья изначально планировалась как обзор самых интересных моделей бронированных автомобилей, стоящих на вооружении армий и спецназов разных стран мира. И, в первую очередь, производимых в России. Однако вышло нечто совсем иное. Причиной послужило то, что я сильно и надолго разочаровался в отечественном производстве автомобилей особого назначения. И впал я было в тоску, но друзья из Латвии подсказали, что искать и где. Выяснилось, что умеют-таки разрабатывать в нашей стране отличные бронемашины. Даже в мирное время. И, как всегда, отнюдь не государственные предприятия.

Российский танк на колесах

Несколько лет назад питерское КБ Дмитрия Парфенова и производственная компания «Автокад» (тоже питерская) разработали проект автомобиля особого назначения, известного под названием Т-98 «Комбат» . Получилось очень красиво, вкусно и надежно. А за рубежом его стали называть «российским танком на колесах».

В первую очередь, данный автомобиль разрабатывался для доставки командного состава в зону боевых действий и на передовую. А в коммерческом варианте – для максимальной защиты VIP-персон, если захочется кому-то по ним из тяжелого пулемета пострелять или из гранатомета жахнуть. Подствольного, разумеется. Потому и имеет «Комбат» такие характеристики, какие «Тиграм» и прочим нашим бронеавтомобилям, изготавливаемым по заказу государства, не снились.

Во-первых, это самый быстрый в мире автомобиль с тяжелым бронированием: он может умчать вас от противника со скоростью 180 км/ч. Тут питерцы утерли нос и британцам, и французам, и американцам. Во-вторых, может иметь (в зависимости от модификации) высший класс защиты B7: ему не страшны ни крупнокалиберные пулеметы, ни крупнокалиберные же снайперские винтовки, ни фугасные и гранатные осколки, ни противопехотные мины, ни противотанковые ружья. В-третьих, «Комбат» имеет салон VIP-класса: кожа, шпон, звук, климат и прочие навороты. Правда, салон в вариантах для спецназа и полиции отделан попроще. Нечего, мол, на службе расслабляться.

Читать еще:  Длина лебедки зил 131

Свое воплощение в броне «Комбат» получил отнюдь не в России. Его производством занимается эстонская Combat Armor Group , располагающаяся в городке Лоо под Таллинном. И дело тут вовсе не в отсутствии патриотизма. Дело в том, что бронированный «сэндвич» (высоколегированная шведская сталь с прослойкой из керамики), которым обшит Т-98 изготавливается в Германии, а шасси, двигатель и управление – в США. И, поскольку Эстония является страной, входящей в Евросоюз, доставка необходимых комплектующих в нее проще, нежели в нашу страну. Это сказывается и на цене внедорожника. В максимальной комплектации и с уровнем высшей защиты B7, «Комбат» обойдется приблизительно в 8 миллионов рублей. Для сравнения, за штутгардский «Гелендваген» с шильдиком «Guard» придется выложить не менее 400 тысяч евро. Правда и салон у него будет покруче, но вот соваться на нем на передовую все-таки противопоказано.

«Комбат» прошел боевые испытания в Афганистане и получил самые лестные оценки экспертов. Ныне ведутся переговоры о принятии его на вооружение армейских и полицейских спецподразделений стран Европы и Азии, а некоторые из них уже поставили этот автомобиль на боевое дежурство. О наличии «Комбатов» у российских силовиков ничего не слышно: то ли цена высока, то ли упертость армейцев (да и Правительства) в полностью отечественную сборку сказывается, то ли кому-то взятку не дали. Факт остается фактом: великолепная российская разработка практически полностью ушла в коммерческий сектор. И как ушла…

Безумный бронированный гламур

В 2008 году в Риге была основана Dartz Motorz , начавшая выпускать наверное самые неоднозначные бронированные внедорожники в мире. Вообще-то, производимые ей автошедевры должны были бы носить исконно российский бренд «Руссо-Балт» . Во-первых, марку хотели возродить, во-вторых, автомобили собираются на старом Русско-балтийском вагонном заводе (РБВЗ) в Риге, где имперские «Руссо-Балты» до октябрьского переворота 1917 года и производились. Но бренд, почему-то, оказался во владении швейцарцев, поэтому и было решено оставить название завода Dartz ( Division Automobile Riga Tank Zavod ), а внедорожники выпускать под маркой Prombron ( «Промбронь» ). Именно под таким названием в 1922 году на бывшем РБВЗ, переименованном в Бронетанкоремонтный и автомобильный завод № 1, были выпущены аж 5 легковых автомобилей. Разумеется, стратегическим партнером нового завода стала питерская «Автокад». А внедорожники стали собирать на базе броневика Т-98 «Комбат».

Dartz взорвала рынок гламурных авто на автомобильной выставке Top Marques Monaco 2010 . Компания представила на суд общественности бронированный внедорожник Dartz Prombron’ Red Diamond , ставший самым дорогим и самым скандальным в мире: кто-то умудрился купить его аж за 1,6 миллиона долларов. Сейчас этот рекорд пытается побить Mercedes со своим 6-колесным вариантом «Гелендвагена», да куда ему…

Во-первых, в отличие от своего военного собрата, данный экземпляр может двигаться со скоростью 312 км/ч , а «сотню» набирает всего за 5,2 секунды . И это при снаряженной массе в 2940 кг. Впечатляет?! Меня впечатлило, но я в эти данные не верю, если честно, хотя они и приведены на офсайте компании. Во-вторых, этот автомобиль в полной мере воплощает в себе фразеологизм «с жиру беси́ться». Посудите сами. Red Diamond имеет интерьер, отделанный золотом, платиной, бриллиантами и рубинами, оснащен дорогущей Hi-End стереосистемой Rogue, мини-баром, в котором имеется бутылка самой дорогой в мире водки «Russo-Baltique» и прочими изысками, типа позолоченных (пуленепробиваемых, разумеется) стекол. Кстати, водка тоже «отгламурена» по самое некуда: шикарная хрустальная бутылка с пробкой из белого и желтого золота, заключенная в пуленепробиваемое стекло, толщиной в 30 см! Это, наверное, чтобы гарантированно от обстрела не пострадала. В самом деле, чем стресс снимать, после того, как внедорожник вас из под огня злодеев вынесет?

Но самой-самой уже не гламурной, а безумной, на мой взгляд, опцией стала обшивка салона кожей из… крайней плоти полового органа кита . Дамы, извините. Данное безобразие вызвало такое возмущение среди защитников живой природы и Памелы Андерсон, в частности, что представители компании имели весьма бледный вид. Они клялись, что против китов ничего не имеют и не хотят, чтобы их массово истребляли (представьте, сколько китов надо было умертвить, чтобы салон обшить), что они так больше не будут, что сделали это только из-за любви к необычному. В общем, допекли их. А автомобиль продали еще до окончания шоу. И до сих пор данная версия представлена в единственном экземпляре.

Только для девочек

Через год после скандальной премьеры модели Red Diamond, компания Dartz представила очередной свой автошедевр: первый в мире безопасный грузопассажирский автомобиль (Safety Utility Car) для женщин . Иначе говоря, броневик для жён (или дочерей) очень состоятельных людей под названием Dartz Prombron L4P Ladies.Only . Показали его все в том же Монако на Top Marques Monaco 2011 . Первой покупательницей этого чисто женского авто стала дочь казахского нефтяного магната Регина Абдуразакова . Папа разрешил, ага. Так вот и с этой моделью без выпендрежа и эпатажа опять-таки не обошлось. Что же представляет собой Ladies.Only?

Во-первых, автомобиль представляет собой бронированную капсулу, также именуемую «монококом», вокруг которой уже и построен автомобиль. В Dartz утверждают, что эта капсула сделана по секретным советским технологиям сталинского времени. А что, классный маркетинговый ход. Да и бронированная техника тех времен действительно изготавливалась по этому принципу.

Во-вторых, Ladies.Only имеет только 3 двери : две передних и одну пассажирскую. Последняя, разумеется, находится справа. Такое решение принято, скорее всего, для того, чтобы блондинистая мамаша не смогла высадить ребенка из машины на проезжую часть. Шутка. На самом деле это сделано во избежание киднеппинга, угона, кражи вещей с заднего сидения и других проблем безопасности, кои могут подстерегать состоятельную дамочку на улице.

В-третьих, для облегчения парковки применены три технических решения. База автомобиля уменьшена на 300 мм, по сравнению с аналогичной «мужской» моделью Iron.Diamond . Он оснащен системой автоматической парковки, а если даме захочется-таки припарковаться вручную, в ее распоряжении – видеосистема из 8 камер , специально разработанная для Dartz легендарной немецкой компанией Telefunken, дающая обзор на 360 градусов.

В-четвертых, супермощный двигатель в 999 л.с. ! Для сравнения, 16-цилиндровый полноприводный Bugatti Veyron имеет всего на 2 «лошадки» больше. Страшно подумать, что может учудить на дороге на 3-тонном броневике с таким двигателем неаккуратная блондинка.

А теперь о наворотах. Мультимедийный комплекс в броневике представлен весьма дорогостоящей: объединенной аудио-видео-тв системой Telefunken-Leibowitz. Надо сказать, что это тоже эксклюзив, поскольку продукции совместного производства этих двух легендарных компаний давно не выпускалось. По-моему, со времен Третьего Рейха, хотя могу и ошибаться. Салон выполнен в двухцветном ультрамягком винтажном стиле, обшивка же предлагается в 5 вариантах: змеиная, крокодиловая или китовая кожа, шахматная обшивка или любая другая кожа на выбор. Например, слона, ската или хамелеона. Не знаю, стоит ли говорить, что в салоне море золота, серебра, бриллиантов и рубинов, а на руле красуется российский двуглавый орел, выполненный из белого золота?

Теперь об эпатаже. Во-первых, при покупке авто вам вручат килограмм эксклюзивной икры «Russo-Baltique» и, опять-таки, бутылку водки той же марки. Только вот бутылка вмещает в себя литров 5 этого напитка и сделана из золота. Куда там владельцу вышеописанного Red Diamond с его хрустальной поллитровкой. Во-вторых, дабы владелице Ladies.Only было не скучно в дороге (другого объяснения я просто найти не могу), вдобавок к водке и икре ей вручают G-Device (проще говоря, вибратор) от известного российского автомобильного дизайнера Виктора Пунтуса. Известен он более всего дизайном «Ё-мобиля» и участием в проекте «Кортеж». Эпатажно? А то!

И напоследок. Dartz планирует выпустить всего 10 единиц модели Prombron L4P Ladies.Only. Так что поспешите с приобретением. А стоит это чудо «всего» полтора миллиона долларов США. Правда, в казахской прессе писали, что Регина Абдуразакова заплатила за свой экземпляр в 2 раза меньше. Наверное, папа все-таки пожадничал.

В заключение

Dartz произвела значительное количество эксклюзивных автомобилей. И не только бронированных. Они, например, «одели» в змеиную кожу Mini Cooper Cabrio и Bentley Continental GT. А для съемок фильма «Крепкий орешек 5» специально был спроектирован и собран в единственном экземпляре броневик DARTZ Kombat MRAP (я знаю, сколько за это заплатили, но не скажу, хи-хи. ). Засветились автомобили этой компании и в фильме «Диктатор». Они там все из себя золотые.

Вся философия компании выражена следующим образом: мы даем клиенту «автомобиль, который будет, как и он, единственным в мире – настоящим шедевром». Добавить к этому нечего, да и незачем.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector