Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Двигатель руссо балта

«Руссо-Балт»: лидер автопрома Российской империи, уничтоженный войной

До 1908 года «Руссо-Балт» был известен в Российской империи как вагонный завод. Однако возглавивший предприятие Михаил Владимирович Шидловский решил расширить мощности для производства автомобилей и не прогадал. Несколько цехов (кузовной, жестяницкий, обойно-малярный, рессорный, кузнечный, литейный) были заняты в выпуске автомобильной продукции. Так «Руссо-Балт» превратился в одного из мировых лидеров молодой автомобильной промышленности.

Автомобильный отдел «Руссо-Балта» находился в подчинении у инженера Ивана Александровича Фрязиновского. При отделе действовали механическая и испытательная лаборатории. Первым конструктором первого «руссо-балтовского» автомобиля был иностранный специалист, бельгиец из Швейцарии Жюльен Поттера, который до этого успешно конструировал легковые авто марки «Фондю».

Первый автомобиль сошел с конвейера и был представлен публике 27 мая 1909 года (модель С). Его основным достоинством был 4-цилиндровый двигатель мощностью в 30 лошадиных сил.

«Руссо-Балт» Модель С / Фото: dar-web.ru

Авторы и руководство завода поняли, что необходимо развивать успех. Правительство, узнав о выдающемся событии, существенно увеличило государственные дотации на нужды отечественного автопрома. Тогда же стартовала сборка крупными партиями автомобилей «Руссо-Балта» из деталей отечественного производства.

В Риге и Санкт-Петербурге действовали два экипажных отдела, которые выпускали однотипные кузова для разных видов машин. Инженеры «Руссо-Балта», в том числе прославленные Фрязиновский и Бондарев, разработали проекты машин-торпедо, лимузинов и фаэтонов.

Автомобили были представлены на авторитетных международных выставках и завоевывали высшие награды.

Пользовалась популярностью и машина модели К (более поздняя усовершенствованная версия — модель К-12/20), производство которой также началось в 1909 году. В ней применялось водяное охлаждение двигателя без насоса; цилиндры были отлиты общим блоком; расположение клапанов одностороннее; коробка передач устанавливалась отдельно от мотора.

«Руссо-Балт» К-12/24 в Политехническом музее в Москве / Фото: russoauto.ru

Большим спросом пользовались и дорогостоящие автомобили «Руссо-Балта» с кузовом ландоле. Среди владельцев такой машины отметились отставной министр Сергей Юльевич Витте, великий князь Константин Константинович, промышленник Эдуард Нобель, русский физик, основоположник сейсмологии Борис Голицын.

«Руссо-Балт» С24/30 Ландоле / Фото: rocky-g.narod.ru

Темпы производства росли. В предвоенное пятилетие предприятие выпускало до 145 автомобилей в год, и это был невиданный доселе прогресс. Стоимость машин колебалась от 5400 до 8800 рублей. Всего производилось четыре типа легковых и один грузовой автомобиль.

К 1912 году завод занимал территорию в 20 гектаров, а в его состав входили 50 цехов. В эти же годы капитал предприятия составлял 9,5 миллиона рублей.

Примечательно, что еще в 1906 году «Руссо-Балт» инкорпорировал другую рижскую фабрику — «Феникс», — специализировавшуюся на производстве вагонов; тогда промышленное объединение (синдикат) получило название «Продвагон». В 1910 году руководство «Руссо-Балта» купило и присоединило к себе «Экипажную фабрику Фрезе и Ко», основанную пионером русского автомобилестроения Петром Александровичем Фрезе. В итоге объединение к 1914 году производило 97% всей вагонной продукции страны.

Иными словами, рижский «Руссо-Балт» являлся составной частью великой вагоно- и автомобилестроительной империи России.

Вскоре была открыта новая страница в выдающейся истории «Руссо-Балта». В предвоенные годы завод начал ориентироваться на производство специальных версий легковых автомобилей, а именно — гоночных. Например, в 1913 году гоночный «Руссо-Балт» смог развить скорость до 128,5 километра в час, что было замечательным показателем.

Один из первых русских автогонщиков Андрей Платонович Нагель решил испробовать силу «руссо-балтовского» шедевра. Впервые он принял участие в международном автосоревновании за рулем рижского «Руссо-Балта» в 1910 году. Состоялся масштабный пробег по маршруту Санкт-Петербург — Берлин — Сен-Готард — Рим — Неаполь — Берлин — Санкт-Петербург.

В следующий раз международное ралли прошло в 1912 году, когда автомобиль марки «Руссо-Балт» благодаря Нагелю обрел всемирную славу.

Автогонщик вместе со штурманом Вадимом Михайловым занял девятое место в гонке Монте-Карло и получил специальный приз за наибольшую пройденную дистанцию.

В ралли, прошедшем в Сан-Себастьяне в этом же году, «Руссо-Балт», пилотируемый Нагелем, занял второе место. Успеху гонщика радовалась вся Россия, в том числе и император Николай II, присвоивший Андрею Платоновичу орден Святой Анны 3-й степени; это был первый случай в истории страны, когда спортсмен-автомобилист удостоился столь высокой государственной награды.

Нагель на своем «Руссо-Балте» / Фото: 33mayak.ru

Однако на этом Нагель не остановился и в следующем, 1913 году снова сел за руль «Руссо-Балта». На сей раз он превзошел все предыдущие достижения: в ходе международного автопробега гонщик преодолел 15 тысяч километров по дорогам Европы и Северной Африки.

Читать еще:  Установка лебедки на зил 131

Всего же автомобили разных типов и классов, произведенные на «Руссо-Балте», до 1914 года были отмечены четырьмя золотыми медалями. Но грянули драматические события Первой мировой войны.

Уже при приближении армии неприятеля к Риге осенью 1915 года на уровне императорской власти было принято решение об эвакуации всех производственных мощностей автомобильного отдела «Руссо-Балта» в Москву. Большее число рабочих и инженеров было эвакуировано, кто-то стал беженцем или потерял средства к существованию, утратив профессиональную квалификацию.

Рижские цеха оказались заброшены. В начале 1920-х годов в них расположились многочисленные кустарные мастерские. А эвакуированный «Руссо-Балт» в 1916 году разместился в имении Петровское-Фили.

Свежесмонтированные станки в новеньких цехах «Руссо-Балта» / Фото: pozyczkinadowod.info

В революционное время советское правительство национализировало завод, переименовав его в «Первый государственный бронетанковый завод», чья продукция была в основном ориентирована на нужды ВПК.

Советская военная техника (например, бронеавтомобиль «Промбронь»), сходившая с конвейеров этого предприятия, представляла собой переделанные версии легковых автомобилей модели С-24/40 довоенного «Руссо-Балта».

В 1923 году в рамках активного военно-промышленного сотрудничества между советской Россией и Веймарской республикой на заводе, переданном в концессию фирме «Юнкерс», производились немецкие самолеты Ju-20, Ju-21.

Промбронь-С24/45 на Красной площади / Фото: narod.ru

Попытки возрождения производства «Руссо-Балта» оказались малорезультативными. На сегодняшний день единственный оригинальный экспонат, произведенный на этом легендарном предприятии, сохранился в Политехническом музее в Москве. Он был произведен в 1911 году по заказу Воздухоплавательной школы в Твери.

Память о «Руссо-Балте» в современной Риге, его родном городе, никак не увековечена. Не существует специальной музейной экспозиции (если не считать собранной из остатков прежних автомобилей «Руссо-Балта» реплики пожарной машины, размещенной в экспозиции Рижского мотормузея), не установлены памятные таблички. А ведь именно в Риге в 1869 году начиналась грандиозная история этого флагмана российского автопрома, и во многом благодаря «Руссо-Балту» имя Риги прозвучало по всему миру.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Руссо-Балт — автомобильный производитель при царской России

Руссо-Балт — Основан в 1869 году в Риге. территория- 20 га, капитал-9,6 млн. рублей. Пятьдесят цехов в которых находилось 553 станка, 4 тыс. рабочих мест, вот краткая характеристика Русско-Балтийского завода того времени. Его производственные мощности размещались в Риге, Санкт-Петербурге и Твери, а с 1916 года — в Москве и Таганроге. Завод изготовлял не только железнодорожные вагоны, но и сельскохозяйственные машины, стационарные нефтяные двигатели и аэроплан. РБВЗ выпускал также спортивные, грузовые, пожарные машины, машины на полугусеничном ходу, автобусы и броневики и имел статус поставщика императорского двора.

В 1908 году на заводе — специализировавшегося на выпуске вагонов был создан автомобильный отдел. Для выпуска автомобилей возвели специальный цех со 142 новейшими станками. К концу 1910 г. его площадь увеличили с 250 до 700 м2. Кроме того, заготовками и специализированными работами, связанными с автомобилями, занимались кузовной, жестяницкий, обойно-малярный, рессорный, кузнечный, литейный цеха. Автоотдел РБВЗ, где работало 154 человека, располагал кроме механообрабатывающего и сборочного отделений собственными испытательными лабораториями. Для того времени, это была мощная производственная единица. Автомобили марки «Русско-Балтийский», или «Руссо-Балт», выпускал Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ). До 1918 года было выпущено чуть больше 600 автомобилей.

В этой статье мы опишем легковые модели автомобилей Руссо-Балт.

1908г Директор — Иван Александрович Фрязиновский. На должность главного конструктора был приглашен 26-летний Жульен Поттера, который перед этим работал на бельгийской фирме «Fondu». Прототипом первых Руссо-Балт стали автомобили Фондю.

Название Руссо-Балт закрепилось вследствие сокращения названия на французском языке — Russo-Baltique (Руссо-Балтик). Первая серийная модель автомобильного отдела Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ) получила название С-24/30 . Модель С. Её производство было начато 26 мая (8 июня) 1909 г. выпускалась вплоть до 1918 года. Последний её экземпляр был сдан 26 апреля 1918 года окружной коллегии управления Воздушным флотом Петрограда. Индекс модели расшифровывается так: 24 — расчетная мощность двигателя в лошадиных силах, 30 — максимальная мощность. Объем двигателя составлял 4501 см³. В дальнейшем выпускались модификации: С-24/35 (1912—1914) и С-24/40 (1913—1918), с 35-сильным и 40-сильным моторами соответственно. Главной особенностью машин серии «С-24» являлся двигатель, цилиндры которого отливались в двух блоках, а нижние клапаны располагались по обе стороны цилиндров. Для циркуляции воды в системе охлаждения служил центробежный насос. Топливо из расположенного сзади между рессорами бензобака поступало под давлением отработавших газов. Подвеска задних колес в целях обеспечения комфортабельной езды по булыжнику и грунтовым дорогам состояла из трех взаимосвязанных полуэллиптических рессор: двух продольных и одной поперечной.

Читать еще:  Руссо балт м24 35

Машины всех изготовленных 9 серий заметно различались. Так, в 1911 году использовали шины одинакового размера для передних и задних колес(880×120мм). На следующий год завод отказался от карбюратора РБВЗ в пользу французского «Зенит» (Zenith) и изменил профиль кулачков распределительного вала, что позволило поднять мощность с 30 до 35 л. с. В том же 1912 году были удлинены рессоры, и колесная база увеличилась с 3160 до 3165 мм. Дальнейшее повышение мощности приходится на 1913 год вместе с внедрением 4-ступенчатой коробки передач и заднего моста с полуосями одинаковой длины. При этом завод стал делать рамы с увеличенной колесной базой 3305 мм для машин с закрытыми кузовами. В зависимости от типа кузова снаряженная масса автомобилей колебалась от 1540 до 1950 кг.

За 9 лет РБВЗ выпустил 347 автомобилей «С-24», из них 285 — с открытыми кузовами торпедо, 17 лимузинов, 14 лан-доле, 10 дубль-фаэтонов и 21 иных типов.

История “Руссо-Балта”

Современный АО “Русско-Балтийский вагонный завод” является идейным наследником старого “Руссо-Балта”.

Вагонный завод основан в 1869 году как филиал немецко-голландской фирмы Ван-дер-Ципен и Шарлье (Herren Van der Zypen und Charlier) находящегося в Кельне и производившей железнодорожные вагоны. Получив в России большой заказ на 500 вагонов от Рижско-Дибунарской железной дороги, с целью снижения затрат компания основала новый завод в Риге.

Через пять лет на завод обратил внимание русский предприниматель Михаил Владимирович Шидловский и 29 августа 1874 года, завод был преобразован в «Акционерное общество Русско-балтийского вагонного завода» («Р.Б.В.З.» или «Руссо-Балт»). Его соучредителями стали царскосельский купец 1-ой гильдии Иван Дмитриевич Куликов, титулярный советник Антон Николаевич Матвеев и Санкт-Петербургский купец 1-ой гильдии Оскар Иванович Фрейвирт. Фрейвирт стал первым генеральным директором Русско-Балтийского вагонного завода (сокращенно Р.Б.В.З.).

К тому времени предприятие уже освоило самостоятельное производство товарных вагонов, а с 1875 года РБВЗ стал выпускать и пассажирские. Однако до начала 90-х спрос на них в Российской империи был незначительным. Положение резко изменилось с началом строительства великого сибирского пути — Транссибирской магистрали. Как отмечала пресса, «1893 год стал исходным пунктом блестящей эры завода». В акционерное общество вошли русские предприниматели, и оно перестало зависеть от иностранной фирмы. Пик производства приходится на 1900 год — 5513 товарных и 219 пассажирских вагонов. Завод стал одним из крупнейших машиностроительных предприятий в Российской Империи. Благоприятствовал расцвету Руссо-Балта и повышенный спрос на его продукцию во время русско-японской кампании, однако после окончания войны объем выпуска резко упал.

По инициативе председателя правления Михаила Владимировича Шидловского в 1908 году на «РБВЗ» было начато производство автомобилей.

Для этих целей построили цех, который укомплектовали 142 новейшими станками. Заготовками и специализированными работами, связанными с выпуском автомобилей, занимались кузовной, жестяницкий, обойно-малярный, рессорный, кузнечный, литейный цеха завода. Автомобильный отдел Руссо-Балта, который возглавил инженер И.А.Фрязиновский, и где было занято 154 человека, имел механообрабатывающее и сборочное отделения, механическую и испытательную лаборатории. На предприятие пригласили 26-летнего бельгийского инженера, швейцарца по происхождению Жульена Поттера, имевшего опыт конструирования и разработки машин на фирме «Фондю». Первый серийный автомобиль изготовили уже 27 мая 1909 года к дню основания Санкт-Петербурга. Он имел 4-х цилиндровый двигатель мощностью в 30 лошадиных сил. На его радиаторе было написано: «Русско-Балтийский» (позже закрепилась торговая марка «Руссо-Балт»).

Ежегодно из ворот предприятия выезжало от 100 до 140 автомашин. Выпускались они малыми сериями от 3 до 50 штук. Это были четыре типа легковых автомобилей, а также три типа грузовиков.

Автомобили “Руссо-Балт” были тяжелее и дороже своих зарубежных конкурентов, однако отличались прочностью и надежностью, что в условиях российского бездорожья было решающим преимуществом перед иномарками, неприспособленными к местным условиям.

Читать еще:  История завода зил в москве

Автомобили Русско-Балтийского вагонного завода были всемирно известны благодаря своим победам в престижных соревнованиях, например Санкт-Петербург — Монте Карло в 1912-1913 годах. “Руссо-Балт” стартовал от Александрийской колонны на Дворцовой площади Санкт-Петербурга и преодолел расстояние в 4200 км до столицы королевства Монако – Монте-Карло без единой поломки. «Руссо-Балт» стал первым автомобилем, добравшимся до вершины Везувия.

Всего было выпущено 623 автомобиля.

19 июня 1910 года Правление акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода в Риге заявило в Главное инженерное управление о создании на заводе воздухоплавательного отдела. В 1911 году в Риге в составе предприятия появилась авиационная мастерская, которая начала строить по французскому образцу аппараты «Соммер». В январе 1911 году на «РБВЗ» был приглашен инженер путей сообщения А.С.Кудашев, построивший к тому времени в Киеве первый русский самолет своей конструкции, а позднее еще двое изобретателей-конструкторов: инженер-технолог И.И.Воловский и инженер Я.М.Гаккель. После гибели летчика В.Ф.Смита во время показательного полета, выпуск самолета разработки Роже Соммера — ученика Анри Фармана — на «РБВЗ» был прекращен, а ввиду выяснившейся целесообразности отделения авиационного завода от вагонного 27 мая 1911 года авиационная мастерская в Риге была закрыта.

По предложению председателя Совета директоров Акционерного общества «РБВЗ» М.В.Шидловского в 1912 году в Санкт-Петербурге на Строгановской набережной, при автомобильном гараже «РБВЗ», открылась новая авиационная мастерская. Для нее еще осенью 1911 года был получен заказ на производство по лицензии аэропланов типа «Фарман», «Блерио», «Ньюпор».

М.В.Шидловский долго подбирал грамотного специалиста, способного возглавить инженерно-конструкторские кадры. В итоге выбор остановлен на студенте II курса Киевского Политехнического института И.И. Сикорским. В марте 1912 года с Игорем Ивановичем Сикорским заключили договор на постройку разработанных им самолетов. И.И.Сикорский, вступив в должность главного инженера и конструктора авиационного отделения «РБВЗ», сумел преобразовать мастерскую в авиационный завод, в последствии получившее сокращенное название “АвиаБалт”.

В КБ АвиаБалта были разработаны первые отечественные истребители и штурмовики, а наибольшую известность “АвиаБалту” принес первый в мире тяжелый 4-х моторный дальний стратегический бомбардировщик “Русский витязь”. Впоследствии он получил название “Илья Муромец”, первый вылет которого состоялся 23 декабря 1913 г. Ровно через год, 23 декабря 1914 г. вышел указ о создании первой эскадры “Муромцев”. Этот день и сейчас считается днем основания российской дальней авиации. Во время I Мировой войны Михаил Шидловский сам лично командовал эскадрой “Муромцев” и за период боевых действий был сбит только один самолет. Еще до войны всемирную известность этому типу самолетов принес рекордный перелет летом 1914 г. “Ильи Муромца” из Петербурга в Киев, на родину И.И.Сикорского и В.И. Кисличенко. Всего за период 1912—1917 заводом было выпущено 240 самолётов различных типов.

После начала I Мировой войны председатель правления Русско-Балтийского завода объявил конкурс на создание авиационного двигателя для самолёта «Илья Муромец». Новый двигатель должен был заменить немецкий мотор «Argus», который прекратил поступать в связи с начавшейся Первой Мировой войной. В конкурсе участвовали две группы конструкторов. Инженер В.В.Киреев руководил первой группой, находившейся в Риге на Русско-Балтийском заводе. И.И.Сикорский возглавлял вторую группу, которая находилась в Петрограде на Механическом заводе Р.Б.В.З. Мотор И.И.Сикорского копировал «Argus» в 140 л.с. Двигатель В.В.Киреева основывался на конструкции мотора «Benz» в 150 л.с. Мотор Киреева признали лучшим и стали готовить его серийное производство в Риге. Двигатель был двухтактным шестицилиндровым с водяным охлаждением, цилиндры располагались в ряд. Радиаторы автомобильного типа располагались по его бокам. Винт соединялся напрямую с валом двигателя, редуктор отсутствовал. Уже после эвакуации Р.Б.В.З. в Петроград сделали опытную партию из пяти двигателей, а затем стали изготавливать двигатель серийно под обозначением «РБВЗ-6». Всего в Петрограде изготовили 45 двигателей «РБВЗ-6». Двигатели «РБВЗ-6» устанавливались на самолетах «Илья Муромец» серий «В» и «Г».

Летом 1915 г., в связи с угрозой захвата немцами Риги, Русско-Балтийский вагонный завод был эвакуирован в Петроград, в Москву, Тверь и Таганрог (в Москву эвакуировали Автомобильный отдел, в Тверь был эвакуирован Вагоностроительный отдел, производство сельхозмашин и молотилок переехало в Таганрог).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector