Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой вулкан удалось покорить руссо балт

Как «Руссо-Балт» сделал Россию лидером мирового автопрома

В июне 1909 года на российском заводе в Риге приступили к выпуску самых массовых отечественных автомобилей начала ХХ века

Начало ХХ столетия стало временем бурного развития техники и ознаменовалось широким распространением таких технических новинок, как самолеты и автомобили. Первоначальный бум, связанный с производством и тех и других, пришелся на первое десятилетие нового века. И в это самое время в рядах автопроизводителей появилась самая массовая русская серийная марка авто — «Руссо-Балт». Первый автомобиль этой марки — «Руссо-Балт» модель С — сошел с конвейера завода в Риге в начале июня 1909 года, а через пару лет российские машины уже заслужили славу очень крепких и надежных.


«Руссо-Балт»-С24/40 выпуска 1913 года во дворе Русско-Балтийского вагонного завода в Риге.
На заднем сидении в кепке — председатель правления РБВЗ генерал-майор Михаил Шидловский.
Источник: https://i.wheelsage.org

Не от хорошей жизни

Появление «Руссо-Балта» стало, как это нередко бывает, следствием тяжелого финансового положения, в котором к концу первого десятилетия ХХ века оказалось акционерное общество «Русско-Балтийский вагонный завод» — РБВЗ. Чтобы исправить его, председатель правления РБВЗ генерал-майор Михаил Шидловский предложил диверсифицировать производство, наладив выпуск новой, более конкурентоспособной продукции. Самыми востребованными новинками того времени являлись автомобили и самолеты — и именно их решено было выпускать на рижском заводе. Первым на РБВЗ появился автомобильный отдел: он открылся в 1908 году. Директором его стал Иван Фрязиновский, а главным конструктором — швейцарец Жюльен Поттера, успевший сделать себе имя в Бельгии на местном автомобильном концерне Fondu.

Любопытно, что эта бельгийская фирма проделала тот же самый путь, что и РБВЗ: создавалась она как вагоностроительное предприятие, а за автомобили взялась только в 1906 году, для чего на завод и был приглашен молодой конструктор Поттера. Он успел спроектировать и запустить в производство в Бельгии шесть моделей автомобилей, после чего его буквально перекупил РБВЗ, предложивший 26-летнему Жюльену не только более высокую зарплату, но и более высокий статус, а также более широкие возможности для самореализации.


Модель «Руссо-Балт»-К12/20 была самой доступной из машин, выпускавшихся РБВЗ.
Источник: https://livejournal.com

В Риге к Поттера присоединились два русских конструктора автомобилей — Иван Фрязиновский и Дмитрий Бондарев, только-только закончивший Харьковский технологический институт. Без всякого смущения швейцарец пустил в дело свои конструктивные наработки, сделанные еще в Бельгии, отчего автомобили Fondu принято считать прототипами первых машин «Руссо-Балта». В действительности это были вполне самостоятельные модели, при разработке которых использовались многие технические решения, уже найденные и опробованные Жюльеном Поттера на бельгийском предприятии.

Вперед, к рекордам!

Преемственность «Руссо-Балтов» проявлялась прежде всего в том, что это были автомобили, спроектированные с выдающимся запасом прочности и потрясающей надежностью. Причем это проявлялось, начиная с самой первой модели — той самой С (цэ, поскольку литера в названии была латинской).


Андрей Нагель (у борта автомобиля справа) возле своей машины «Руссо-Балт»-С24/40
перед стартом на автопробег по маршруту Санкт-Петербург-Монако.
Источник: https://upload.wikimedia.org

Полностью модель называлась «Руссо-Балт»-С24/30, и цифры в этом индексе обозначали расчетную и максимальную мощность двигателя: 24 и 30 л.с. соответственно. С точки зрения сегодняшнего автопрома, это выглядит смешно, но для того времени это были весьма приличные показатели. Достаточно сказать, что даже пять лет спустя, к началу Первой мировой войны, вполне достаточной для автомобильного мотора мощностью считали 7-10 л.с., а моторы в 33 л.с. уже относили к числу очень сильных!

В свой первый автопробег, которые тогда были не столько спортом, сколько, прежде всего, демонстрацией возможностей того или иного автопроизводителя, «Руссо-Балт»-С24/30 отправился вскоре после начала выпуска — в августе 1909 года. И одержал убедительнейшую победу. Из 19 машин, вышедших на старт маршрута Санкт-Петербург—Рига—Санкт-Петербург, до финиша добралось всего 8 автомобилей, то есть меньше половины. И только один из них прошел всю дистанцию в 1177 километров в одну сторону всего за 8 часов, показав среднюю скорость в 70 км/ч и не заработав ни единого штрафного очка.


Андрей Нагель (за рулем на переднем плане) в своем автомобиле «Руссо-Балт»-С24/40
перед стартом во время пробега по маршруту Санкт-Петербург-Севастополь-Санкт-Петербург.
Источник: https://goodspb.livejournal.com

Столь выдающийся результат ни у кого не оставил сомнений ни в необходимости такого мощного мотора, ни в безусловном лидерстве автомобиля РБВЗ, которому и досталась золотая медаль — первая из многих. Другие С24/30 получил в последующие четыре года, пока не началась война: на трех международных выставках и двух автосалонах, а также добрых полутора десятках международных соревнований, первыми из которых стало ралли Санкт-Петербург—Монако, прошедшее в самом начале 1912 года. Автомобилем РБВЗ, который принимал в нем участие, управлял гонщик и журналист Андрей Нагель, основавший в 1902 году первый русский специализированный журнал «Автомобиль». Нагель стартовал из Петербурга 31 декабря 1911 года, когда на улице стоял 17-градусный мороз, а на восьмой день на своем «Руссо-Балте» модели С24/30 третьей серии (заводской номер 14), которой шел уже третий год, финишировал первым из 87 участников, получив сразу несколько главных призов.

Русский конвейер

Были и другие доказательства надежности, крепости и проходимости автомобилей марки «Руссо-Балт» — от выдающихся до курьезных. Скажем, именно машина РБВЗ в 1910 году стала первым авто, добравшимся до вершины знаменитого вулкана Везувий. А в одном из пробегов «Руссо-Балта» водитель не справился с управлением, врезался в избу — и развалил ее, а сам отделался лишь незначительными повреждениями.

Читать еще:  Руссо балт 1909


Модель «Руссо-Балт»-С24/40 с кузовом ландоле была самой дорогой и редкой среди машин
Русско-Балтийского вагонного завода. Источник: http://avtoriga.infoportal.lv

С 8 июня 1909 года до осени 1915 года, когда завод был эвакуирован из Риги из-за опасно приблизившегося к ней фронта в Санкт-Петербург, было выпущено около 500 автомобилей марки «Руссо-Балт». Некоторые из них находились в составе гаража, обслуживавшего семью императора Николая II, другие приобретали его родственники — великие князья и княгини; на «Руссо-Балтах» ездили энтузиасты автомобилестроения и русские купцы. С одной стороны, многочисленные победы в соревнованиях и ралли, а также выдающиеся показатели скорости и надежности марки «Руссо-Балт» способствовали ее успеху, а с другой, привели к такому росту цен на эти автомобили, при котором они были уже не по карману многим покупателям. Достаточно сказать, что даже самый недорогой из рижских автомобилей модели К12/20 стоил 5500 рублей, тогда как иностранные «Опели» и «Рено» обходились на 500 рублей дешевле, а за самый популярный С24/30 приходилось выкладывать уже 7500 рублей.

Причиной тому была не только высокая популярность марки. Начиная с первых машин, многие детали для «Руссо-Балтов» — от радиаторов и генераторов и до спидометров — приходилось заказывать за рубежом: отечественная промышленность их не выпускала. Чтобы устранить эту зависимость, на РБВЗ решили самостоятельно освоить выпуск всей номенклатуры деталей — и успешно справились с задачей, но для этого пришлось строить новые цеха и покупать новые станки. Правда, за счет ориентированного на конкретные задачи развития производства удалось сразу же наладить сборку машин конвейерного типа, по образцу американских заводов Форда. При этом на «Руссо-Балте» научились выпускать детали с допусками в сотые доли миллиметра, а взаимозаменяемость деталей у машин одной производственной партии была стопроцентной. Но за все эти достижения в конечном счете приходилось платить покупателю, и платить немало.


Полугусеничный автомобиль «Руссо-Балт» активно использовался военными и медиками в годы Первой Мировой войны.
Источник: http://avtoriga.infoportal.lv

Автомобили в погонах

Довольно быстро автомобили марки «Руссо-Балт» привлекли внимание командования Русской императорской армии, и она начала закупать эти машины. Тому способствовала и весьма широкая номенклатура моделей: на РБВЗ делали не только классические четырехколесные варианты авто, но и более экзотические. Скажем, существовала модель для езды по снегу, представлявшая собой достаточно мощную С24/40, у которой между передних колес была установлена поворотная пара лыж, а вместо задних — резинометаллический гусеничный привод, разработанный трудившимся в то время в России французом Адольфом Кегрессом. Такой автомобиль начали производить в 1913 году, и он заслужил высокую оценку у армейских автомобилистов, а также вошел в состав гаража царской фамилии.

Но все-таки большинство армейских автомобилей представляли собой шестиместные открытые модели С24 и играли роль штабных. Лишь с началом Первой мировой войны шасси «Руссо-Балта» стали использовать для строительства бронеавтомобилей. Несмотря на то, что все броневики, построенные на базе машин РБВЗ, носили название «Руссо-Балт», в действительности изготавливались они на других предприятиях.


1-я автопулеметная рота во время напутственного молебна. Санкт-Петербург, Семеновский плац, 19 октября 1914 года.
Источник: https://www.wikireading.ru

Первыми стали броневики «Руссо-Балт» типа С, унаследовавшие индекс модели от шасси «Руссо-Балта» С24/40. Ижорский завод выпустил всего восемь таких машин, но это были первые отечественные бронеавтомобили. При весьма компактных размерах и небольшом весе, что определялось особенностями шасси, они имели внушительное вооружение: три пулемета «Максим», которые могли вести огонь вперед, назад и вбок по курсу движения машины. Кроме того, броневик имел очень рациональные углы наклона брони, что усиливало его защиту, и оригинальной конструкции шторки для пулеметных гнезд, где броневой щиток, из которого выглядывал ствол пулемета, перемещался вслед за ним, не открывая стрелка вражескому огню. Эти бронемашины успели принять активное участие в Первой мировой и последовавшей за ней Гражданской войне и были окончательно списаны в начале 1920-х годов уже из РККА.

До тех же лет дослужили и броневики другого проекта, разработанного штабс-капитаном Некрасовым и инженером-изобретателем Александром Братолюбовым. Основой для них послужили четыре легковых С и шесть грузовых D шасси «Руссо-Балт», на которых разместили два типа бронеавтомобилей: пулеметные и пушечно-пулеметные, предназначенные для борьбы с броневиками противника. В отличие от проекта Ижорского завода, эти машины оказались менее удачными и подвизались в качестве учебных в Усиленной автомобильной роте, а воевать начали только после Октябрьской революции.


Броневик «Руссо-Балт» Некрасова-Братолюбова с пулеметным вооружением, носивший собственное имя «Победоносец».
Источник: http://wikiwarriors.org

Руссо-Балт. Везувий проснулся

Руссо-Балт. Везувий проснулся

Мода на возрождение легендарных марок в самом разгаре. Несколько лет назад мы стали свидетелями возвращения марки Maybach. Та же история с Bugatti и Spyker. За океаном производители не оставляют попыток возродить знаменитые muscle-cars. Циркулируют слухи о скором начале выпуска суперкаров Duesenberg. Россия не осталась в стороне, и в ее истории существовала фирма, которую по праву можно считать легендарной и престижной — на уровне тех же Maybach и Duesenberg. Речь о Руссо-Балте.

Эта марка просуществовала совсем недолго, но ее автомобили делали то, чего так не хватает России сейчас. Они олицетворяли собой престиж страны. Автомобильный отдел Русско-Балтийского вагонного рижского завода был основан в 1907 году. Первой машиной компании стала 30-сильная двухместка, созданная к 9 июня 1909 года. Когда настало время представить автомобили миру, компания дебютировала в Европе с пробегом Санкт-Петербург — Берлин — Прага — Рим — Неаполь — Везувий. Да-да, тот самый знаменитый спящий вулкан. До него машина добралась без проблем. В январе 1912 года специальная спортивная модификация С 24–50 взяла «Первый приз маршрутов за дальность» и «Первый приз туризма за выносливость» на ралли Монте-Карло. Особенность этого автомобиля заключалась в том, что он один из первых в мире был оснащен алюминиевыми поршнями. Поступали крупные заказы от военного ведомства, для которого строились транспортеры и легковые автомобили так называемого «военного типа», велась разработка полугусеничных автомобилей. Но, пожалуй, главным было то, что компания являлась поставщиком двора Его Императорского Величества Николая II. В царском гараже были автомобили Руссо-Балт К 12–20 (кузов «ландоле», шасси 217, серия X), Руссо-Балт С 24–40 (кузов «ландоле» шасси 270, серия XXIII), а также Руссо-Балт С24–30 с кузовом «торпедо» и впервые с полугусеничным движителем. После октябрьской революции 1917 года компания начала испытывать трудности. Последним годом существования марки Руссо-Балт стал 1919 год.

Читать еще:  Автобус зил фото

Однако в апреле 2006 года на престижной итальянской автомобильной выставке Concours d Elegance Villa d Este был представлен суперкар Russo-Baltique Impression. Новый! Из России!

История этого автомобиля началась с дизайнерского конкурса, объявленного столичным кузовным ателье A:Level. Эта компания приобрела права на марку Russo-Baltique. Лучшими были признаны эскизы тбилисского художника Звиада Циколии. Среди дизайнеров, работавших над проектом, был Эрнест Царукян (дизайнер Audi), а консультантом проекта стал Владимир Пирожков (Toyota). Нельзя сказать, что есть заметная стилистическая связь между Impression и дореволюционными Руссо-Балт. Современный автомобиль создан с оглядкой скорее на тридцатые годы, внешне напоминает Talbot Lago T23 и T150, работы ателье Figoni & Falaschi. Однако знаменитое имя отлично подходит суперкару. Он так же величественен, как и машины начала века. Заслуживает внимания и высочайший уровень исполнения. Автомобиль создавался в сотрудничестве с немецкой компанией GERG, которая специализируется на создании эксклюзивных автомобилей по заказам автостроителей и выпускает высокотехнологичные компоненты для гоночных автомобилей серий Formula-1, DTM.

Шасси Impression изготовлено из углепластика. У четырехместного автомобиля длина 5183 мм, ширина 1847 мм, высота 1433 мм и колесная база 3150 мм. В его основе лежат агрегаты купе Mercedes-Benz CL65 AMG. Impression оснащен двигателем V12 biturbo мощностью 555 л.с., 6-ступенчатой автоматической трансмиссией и пневмоподвеской. Интересные особенности авто — светодиодные фонари и крыша с изменяемой прозрачностью. Создатели проекта планируют выпустить мелкую серию — 10–15 автомобилей. Ожидается, что постройка одного экземпляра займет 12 месяцев, а его стоимость составит 1 800 000 долларов. Вполне возможно, что по пути к производству название автомобиля может поменяться с Impression на какое-либо другое. Но главное — марка — останется!

«Руссо-Балт» ( Тема недели 62)

Что-то как-то в теме недели мы не вспоминаем об автопроме родного отечества) Предлагаю это немножко исправить)
Те, кто интересуется автомобильной историей России начала ХХ века, безусловно, согласятся со мной, что одними из ярких автомобилей тех лет, производившихся на территории Российской империи, были автомобили «Акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода» («РБВЗ»), располагавшегося в городе Рига.
Вот кстати плакетка этого предприятия из Музея Московской железной дороги:

Процессу создания и развития «РБВЗ», его ценным бумагам и выпускаемой продукции посвящено множество статей, монографий и книг, изданных как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно хочется отметить труд нашего историка Л.М. Шугурова » В погоне за Руссо-Балтом», который он писал почти два десятка лет. В России выпустили даже аудио книгу: «Рыцарь «серебряного века» — история «Руссо-Балта» ( если поискать можно найти ее всети и насладиться рассказом), готовятся к воплощению в жизнь новые книги и статьи, возможно в ближайшем будущем будет создан и качественный документальный фильм ( а почему нет?). Все это доказывает, что интерес к «РБВЗ» не ослабевает и особенно к изделиям его автомобильного отдела образованного в 1908 году. К сожалению, до наших дней сохранился только единственный экземпляр автомобиля «Руссо-Балт». Это автомобиль К12/20, 1911 года выпуска, вызвавший огромный интерес у искушенной публики на «Олдтаймер Галерее» Ильи Сорокина, проходившей весной 2012 года в Москве и постоянно экспонируемого в автомобильном отделе Политехнического музея столицы России.


в Музее киноконцерна «Мосфильм» есть очень страшная реплика «Руссо-Балта» К12/20, очень страшная )), но это не мешает снимать ее в кино


Пожарный автомобиль «Руссо-Балт» Д24/40, находящийся в Рижском автомобильном музее, к сожалению, не полностью состоит из оригинальных деталей. Кстати в 2014 году его «переобули» в новые покрышки.


Именно поэтому продукция предприятий, мастерских и мастеров одиночек создающих масштабные модели это, по сути единственная возможность увидеть автомобили, выпускавшиеся «РБВЗ», в объеме. И это прекрасно, что благодаря инициативе сотрудников саратовского объединения «Тантал» (позднее переименованного в «Агат»), начиная с 1978 года, увидели свет знакомые многим копии в масштабе 143 пять различных модификаций автомобилей «Руссо-Балт» ( фото тут размещать не буду, так как их видели многие), которые в дальнейшем позволили расширить линейку моделей автомобилей «РБВЗ» путем «конверсирвания» этой продукции.
«Конверсии» создавались как правдоподобные (т.е. прототип реального автомобиля все же существовал) и не очень, например почтовый автомобиль, созданный неизвестным автором из города Иванова (на следующем фото)

Читать еще:  Трос лебедки зил 131


Фантазиныйх «Руссо-Балтов» очень много можно увидеть в каталогах «Автомобиль на ладони», особенно во второй части. Каких там только нет))
Серьезные же мастера одиночки такие как Виталий Молотков, Андраник Манукян, Андрей Самолдин, Игорь Ильюшин, Юрий Кипер, Зиновий Лахтерман ( с помощью Станислава Кирилец) и другие, и объединения, например «ЕКАМ», «Саратовская лаборатория минимоделей», «АБ-Моделс», пытались создавать копии реальных прототтпов. Не стоить думать, что масштабные модели автомобилей «Руссо-Балт» изготавливались только на базе продукции «Тантал». Известны и полностью созданные с нуля, например мастерскими «Русский вариант», «Eastern Models» или мастерами Игорем Борцовым, Евгением Бабуриным, Дмитрием Володичевым и ранее уже упоминавшимся Андраником Манукяном.

У меня нет цели показать тут все «конверсии», покажу некоторые из них, начиная с фото интересных «конверсий» сначала созданных на базе саратовских моделей:


Переделка мастера из Прибалтики


«Руссо-Балт Гранд Туризмо», автор Андраник Манукян ( если присмотреться можно увидеть и колеса от казанской модели АМО-Ф-15)


Копия этого медецинского атомобиля создано в уже далеких 90-х мастерской «ЕКАМ»


Пожарный, автор Андраник Манукян


Лимузин, автор Андраник Манукян


«Руссо-Балт» С24/55 ралли Монте Карло, автор Андраник Манукян


«Руссо-Балт Огурец», автор Андраник Манукян


» Руссо-Балт» С24/40 Торпедо, шасси 376, XIII серии, 1914 год, автор З иновий Лахтерман

» Руссо-Балт» С24/30 с движетелем Кегресса, автор З иновий Лахтерман

Далее немного фотографий масштабных моделей «Руссо-Балтов» созданных с нуля, без участия частей и кузовов от саратовских моделей


» Руссо-Балт» бронеавтомобиль Автомобиль Джеффери — Поплавко, мастерская «Уральский Сокол»


» Руссо-Балт» бронеавтомобиль 1914 год, р абота Юрия Пивкина из города Пенза


» Руссо-Балт» Е15/35, автор Андраник Манукян

» Руссо-Балт» Т 40/65 с пушкой, автор Андраник Манукян

» Руссо-Балт» M24/35 1912, авторы Артель «Универсал» ( Украина)

» Руссо-Балт» С 24/55 Ралли Монте-Карло 1912 , мастерская из Нижнего Новогрода ( автор мастер-модели Игорь Борцов)

К сожалению, большую часть «конверсий» изготовленных в девяностых года прошлого века и начале двухтысячных, а также качественные самоделки уже крайне трудно найти – в среде коллекционеров это признанные раритеты, но расстраиваться не нужно, кто ищет тот всегда найдет) , если конечно это интересно.

lsvsx

Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.

По надёжности и прочности «Руссо-Балт» входил в число лучших автомобилей мира.

Самым «продвинутым» в автомобильном отношении городом Российской империи была Рига. Здесь в 1898 году на велосипедной фабрике Лейтнера был собран первый мотоцикл, а спустя 11 лет — первый серийный автомобиль. Начало отечественного автопрома было положено на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе (РБВЗ), для начала XX века это производство было достаточно передовым. Завод выпускал трамваи, пассажирские и товарные вагоны, части артиллерийских орудий и с 1912 года — аэропланы.

Работу над проектом «Русско-Балтийского» автомобиля вела команда инженеров под руководством бельгийского конструктора Жульена Поттера, поэтому неудивительно, что прототипом первого российского авто стал бельгийский автомобиль Fondu.

За год работы инженерам и рабочим удалось добиться важного результата — 8 июня 1909 года из ворот завода выехал первый автомобиль, воплотивший самые современные технические достижения своего времени. Практически все детали автомобиля были отечественного производства. Использование метрической системы и высокая точность изготовления — обеспечивали полную взаимозаменяемость деталей для машин всех серий и создавали надежную основу для технического обслуживания автомобиля в дальнейшем.

Машины «Руссо-Балт» считались одними из лучших и надёжных в Европе, их охотно приобретали и россияне. И хотя русские предпочитали иномарки, количество «Руссо-Балтов» было достаточно большим, известно, что в 1912 году в Петербурге насчитывалось 70 машин этой марки, 88 машин «Рено», 95 «Мерседесов» и т.д.

Рижские автомобили неоднократно участвовали в международных соревнованиях, в 1911 году «Руссо-Балт», которым управляли автомобильные журналисты Андрей Нагель и Вадим Михайлов, занял два первых приза в категориях маршрутов и туризма престижного ралли Санкт-Петербург–Монако. Ближайшего конкурента, немца, они обогнали на шесть часов.

За семь лет флагман российского автопрома выпустил порядка 500 автомобилей. Основным партнёром завода было военное ведомство, закупившее 64% всех «Руссо-Балтов», которых использовали как штабные и санитарные машины, и в качестве шасси для постройки броневиков. В автопарке императора Николая II, большого любителя автомобилей, находилось два «Руссо-Балта», были они и у других членов царской семьи. Владельцами «Руссо-Балта» были отставной премьер-министр Сергей Витте, промышленники Эммануил Нобель и Алексея Путилова, в списке заказчиков значились известные фамилии — Голицына, Бобринского, Шереметева и других.

В годы Первой мировой войны, когда разные отделы завода были эвакуированы в разные российские города, технические наработки не пропали даром. Но основе РБВЗ были созданы вагоностроительный завод в Твери, Ростовский завод, впоследствии — Ростсельмаш. Петроградское производство, ориентированное на выпуск самолётов, стало основой Ленинградского Северного завода, выпускавшего военные ракетные комплексы. Второй автомобильный завод «Руссо-Балта» в Москве положил начало заводу АМО (впоследствии — ЗИС и ЗИЛ).

И хотя в результате катаклизмов, потрясших нашу страну в начале XX века, судьба «Руссо-Балта» не сложилась, он имеет достаточно интересную историю.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector