Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Руссо балт какой вулкан покорил

Как «Руссо-Балт» сделал Россию лидером мирового автопрома

В июне 1909 года на российском заводе в Риге приступили к выпуску самых массовых отечественных автомобилей начала ХХ века

Начало ХХ столетия стало временем бурного развития техники и ознаменовалось широким распространением таких технических новинок, как самолеты и автомобили. Первоначальный бум, связанный с производством и тех и других, пришелся на первое десятилетие нового века. И в это самое время в рядах автопроизводителей появилась самая массовая русская серийная марка авто — «Руссо-Балт». Первый автомобиль этой марки — «Руссо-Балт» модель С — сошел с конвейера завода в Риге в начале июня 1909 года, а через пару лет российские машины уже заслужили славу очень крепких и надежных.


«Руссо-Балт»-С24/40 выпуска 1913 года во дворе Русско-Балтийского вагонного завода в Риге.
На заднем сидении в кепке — председатель правления РБВЗ генерал-майор Михаил Шидловский.
Источник: https://i.wheelsage.org

Не от хорошей жизни

Появление «Руссо-Балта» стало, как это нередко бывает, следствием тяжелого финансового положения, в котором к концу первого десятилетия ХХ века оказалось акционерное общество «Русско-Балтийский вагонный завод» — РБВЗ. Чтобы исправить его, председатель правления РБВЗ генерал-майор Михаил Шидловский предложил диверсифицировать производство, наладив выпуск новой, более конкурентоспособной продукции. Самыми востребованными новинками того времени являлись автомобили и самолеты — и именно их решено было выпускать на рижском заводе. Первым на РБВЗ появился автомобильный отдел: он открылся в 1908 году. Директором его стал Иван Фрязиновский, а главным конструктором — швейцарец Жюльен Поттера, успевший сделать себе имя в Бельгии на местном автомобильном концерне Fondu.

Любопытно, что эта бельгийская фирма проделала тот же самый путь, что и РБВЗ: создавалась она как вагоностроительное предприятие, а за автомобили взялась только в 1906 году, для чего на завод и был приглашен молодой конструктор Поттера. Он успел спроектировать и запустить в производство в Бельгии шесть моделей автомобилей, после чего его буквально перекупил РБВЗ, предложивший 26-летнему Жюльену не только более высокую зарплату, но и более высокий статус, а также более широкие возможности для самореализации.


Модель «Руссо-Балт»-К12/20 была самой доступной из машин, выпускавшихся РБВЗ.
Источник: https://livejournal.com

В Риге к Поттера присоединились два русских конструктора автомобилей — Иван Фрязиновский и Дмитрий Бондарев, только-только закончивший Харьковский технологический институт. Без всякого смущения швейцарец пустил в дело свои конструктивные наработки, сделанные еще в Бельгии, отчего автомобили Fondu принято считать прототипами первых машин «Руссо-Балта». В действительности это были вполне самостоятельные модели, при разработке которых использовались многие технические решения, уже найденные и опробованные Жюльеном Поттера на бельгийском предприятии.

Вперед, к рекордам!

Преемственность «Руссо-Балтов» проявлялась прежде всего в том, что это были автомобили, спроектированные с выдающимся запасом прочности и потрясающей надежностью. Причем это проявлялось, начиная с самой первой модели — той самой С (цэ, поскольку литера в названии была латинской).


Андрей Нагель (у борта автомобиля справа) возле своей машины «Руссо-Балт»-С24/40
перед стартом на автопробег по маршруту Санкт-Петербург-Монако.
Источник: https://upload.wikimedia.org

Полностью модель называлась «Руссо-Балт»-С24/30, и цифры в этом индексе обозначали расчетную и максимальную мощность двигателя: 24 и 30 л.с. соответственно. С точки зрения сегодняшнего автопрома, это выглядит смешно, но для того времени это были весьма приличные показатели. Достаточно сказать, что даже пять лет спустя, к началу Первой мировой войны, вполне достаточной для автомобильного мотора мощностью считали 7-10 л.с., а моторы в 33 л.с. уже относили к числу очень сильных!

В свой первый автопробег, которые тогда были не столько спортом, сколько, прежде всего, демонстрацией возможностей того или иного автопроизводителя, «Руссо-Балт»-С24/30 отправился вскоре после начала выпуска — в августе 1909 года. И одержал убедительнейшую победу. Из 19 машин, вышедших на старт маршрута Санкт-Петербург—Рига—Санкт-Петербург, до финиша добралось всего 8 автомобилей, то есть меньше половины. И только один из них прошел всю дистанцию в 1177 километров в одну сторону всего за 8 часов, показав среднюю скорость в 70 км/ч и не заработав ни единого штрафного очка.


Андрей Нагель (за рулем на переднем плане) в своем автомобиле «Руссо-Балт»-С24/40
перед стартом во время пробега по маршруту Санкт-Петербург-Севастополь-Санкт-Петербург.
Источник: https://goodspb.livejournal.com

Столь выдающийся результат ни у кого не оставил сомнений ни в необходимости такого мощного мотора, ни в безусловном лидерстве автомобиля РБВЗ, которому и досталась золотая медаль — первая из многих. Другие С24/30 получил в последующие четыре года, пока не началась война: на трех международных выставках и двух автосалонах, а также добрых полутора десятках международных соревнований, первыми из которых стало ралли Санкт-Петербург—Монако, прошедшее в самом начале 1912 года. Автомобилем РБВЗ, который принимал в нем участие, управлял гонщик и журналист Андрей Нагель, основавший в 1902 году первый русский специализированный журнал «Автомобиль». Нагель стартовал из Петербурга 31 декабря 1911 года, когда на улице стоял 17-градусный мороз, а на восьмой день на своем «Руссо-Балте» модели С24/30 третьей серии (заводской номер 14), которой шел уже третий год, финишировал первым из 87 участников, получив сразу несколько главных призов.

Русский конвейер

Были и другие доказательства надежности, крепости и проходимости автомобилей марки «Руссо-Балт» — от выдающихся до курьезных. Скажем, именно машина РБВЗ в 1910 году стала первым авто, добравшимся до вершины знаменитого вулкана Везувий. А в одном из пробегов «Руссо-Балта» водитель не справился с управлением, врезался в избу — и развалил ее, а сам отделался лишь незначительными повреждениями.


Модель «Руссо-Балт»-С24/40 с кузовом ландоле была самой дорогой и редкой среди машин
Русско-Балтийского вагонного завода. Источник: http://avtoriga.infoportal.lv

С 8 июня 1909 года до осени 1915 года, когда завод был эвакуирован из Риги из-за опасно приблизившегося к ней фронта в Санкт-Петербург, было выпущено около 500 автомобилей марки «Руссо-Балт». Некоторые из них находились в составе гаража, обслуживавшего семью императора Николая II, другие приобретали его родственники — великие князья и княгини; на «Руссо-Балтах» ездили энтузиасты автомобилестроения и русские купцы. С одной стороны, многочисленные победы в соревнованиях и ралли, а также выдающиеся показатели скорости и надежности марки «Руссо-Балт» способствовали ее успеху, а с другой, привели к такому росту цен на эти автомобили, при котором они были уже не по карману многим покупателям. Достаточно сказать, что даже самый недорогой из рижских автомобилей модели К12/20 стоил 5500 рублей, тогда как иностранные «Опели» и «Рено» обходились на 500 рублей дешевле, а за самый популярный С24/30 приходилось выкладывать уже 7500 рублей.

Читать еще:  Настройка карбюратора к 135 на зил 130

Причиной тому была не только высокая популярность марки. Начиная с первых машин, многие детали для «Руссо-Балтов» — от радиаторов и генераторов и до спидометров — приходилось заказывать за рубежом: отечественная промышленность их не выпускала. Чтобы устранить эту зависимость, на РБВЗ решили самостоятельно освоить выпуск всей номенклатуры деталей — и успешно справились с задачей, но для этого пришлось строить новые цеха и покупать новые станки. Правда, за счет ориентированного на конкретные задачи развития производства удалось сразу же наладить сборку машин конвейерного типа, по образцу американских заводов Форда. При этом на «Руссо-Балте» научились выпускать детали с допусками в сотые доли миллиметра, а взаимозаменяемость деталей у машин одной производственной партии была стопроцентной. Но за все эти достижения в конечном счете приходилось платить покупателю, и платить немало.


Полугусеничный автомобиль «Руссо-Балт» активно использовался военными и медиками в годы Первой Мировой войны.
Источник: http://avtoriga.infoportal.lv

Автомобили в погонах

Довольно быстро автомобили марки «Руссо-Балт» привлекли внимание командования Русской императорской армии, и она начала закупать эти машины. Тому способствовала и весьма широкая номенклатура моделей: на РБВЗ делали не только классические четырехколесные варианты авто, но и более экзотические. Скажем, существовала модель для езды по снегу, представлявшая собой достаточно мощную С24/40, у которой между передних колес была установлена поворотная пара лыж, а вместо задних — резинометаллический гусеничный привод, разработанный трудившимся в то время в России французом Адольфом Кегрессом. Такой автомобиль начали производить в 1913 году, и он заслужил высокую оценку у армейских автомобилистов, а также вошел в состав гаража царской фамилии.

Но все-таки большинство армейских автомобилей представляли собой шестиместные открытые модели С24 и играли роль штабных. Лишь с началом Первой мировой войны шасси «Руссо-Балта» стали использовать для строительства бронеавтомобилей. Несмотря на то, что все броневики, построенные на базе машин РБВЗ, носили название «Руссо-Балт», в действительности изготавливались они на других предприятиях.


1-я автопулеметная рота во время напутственного молебна. Санкт-Петербург, Семеновский плац, 19 октября 1914 года.
Источник: https://www.wikireading.ru

Первыми стали броневики «Руссо-Балт» типа С, унаследовавшие индекс модели от шасси «Руссо-Балта» С24/40. Ижорский завод выпустил всего восемь таких машин, но это были первые отечественные бронеавтомобили. При весьма компактных размерах и небольшом весе, что определялось особенностями шасси, они имели внушительное вооружение: три пулемета «Максим», которые могли вести огонь вперед, назад и вбок по курсу движения машины. Кроме того, броневик имел очень рациональные углы наклона брони, что усиливало его защиту, и оригинальной конструкции шторки для пулеметных гнезд, где броневой щиток, из которого выглядывал ствол пулемета, перемещался вслед за ним, не открывая стрелка вражескому огню. Эти бронемашины успели принять активное участие в Первой мировой и последовавшей за ней Гражданской войне и были окончательно списаны в начале 1920-х годов уже из РККА.

До тех же лет дослужили и броневики другого проекта, разработанного штабс-капитаном Некрасовым и инженером-изобретателем Александром Братолюбовым. Основой для них послужили четыре легковых С и шесть грузовых D шасси «Руссо-Балт», на которых разместили два типа бронеавтомобилей: пулеметные и пушечно-пулеметные, предназначенные для борьбы с броневиками противника. В отличие от проекта Ижорского завода, эти машины оказались менее удачными и подвизались в качестве учебных в Усиленной автомобильной роте, а воевать начали только после Октябрьской революции.


Броневик «Руссо-Балт» Некрасова-Братолюбова с пулеметным вооружением, носивший собственное имя «Победоносец».
Источник: http://wikiwarriors.org

Руссо-Балт — автомобильный производитель при царской России

Руссо-Балт — Основан в 1869 году в Риге. территория- 20 га, капитал-9,6 млн. рублей. Пятьдесят цехов в которых находилось 553 станка, 4 тыс. рабочих мест, вот краткая характеристика Русско-Балтийского завода того времени. Его производственные мощности размещались в Риге, Санкт-Петербурге и Твери, а с 1916 года — в Москве и Таганроге. Завод изготовлял не только железнодорожные вагоны, но и сельскохозяйственные машины, стационарные нефтяные двигатели и аэроплан. РБВЗ выпускал также спортивные, грузовые, пожарные машины, машины на полугусеничном ходу, автобусы и броневики и имел статус поставщика императорского двора.

В 1908 году на заводе — специализировавшегося на выпуске вагонов был создан автомобильный отдел. Для выпуска автомобилей возвели специальный цех со 142 новейшими станками. К концу 1910 г. его площадь увеличили с 250 до 700 м2. Кроме того, заготовками и специализированными работами, связанными с автомобилями, занимались кузовной, жестяницкий, обойно-малярный, рессорный, кузнечный, литейный цеха. Автоотдел РБВЗ, где работало 154 человека, располагал кроме механообрабатывающего и сборочного отделений собственными испытательными лабораториями. Для того времени, это была мощная производственная единица. Автомобили марки «Русско-Балтийский», или «Руссо-Балт», выпускал Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ). До 1918 года было выпущено чуть больше 600 автомобилей.

В этой статье мы опишем легковые модели автомобилей Руссо-Балт.

1908г Директор — Иван Александрович Фрязиновский. На должность главного конструктора был приглашен 26-летний Жульен Поттера, который перед этим работал на бельгийской фирме «Fondu». Прототипом первых Руссо-Балт стали автомобили Фондю.

Читать еще:  Руссо балт м

Название Руссо-Балт закрепилось вследствие сокращения названия на французском языке — Russo-Baltique (Руссо-Балтик). Первая серийная модель автомобильного отдела Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ) получила название С-24/30 . Модель С. Её производство было начато 26 мая (8 июня) 1909 г. выпускалась вплоть до 1918 года. Последний её экземпляр был сдан 26 апреля 1918 года окружной коллегии управления Воздушным флотом Петрограда. Индекс модели расшифровывается так: 24 — расчетная мощность двигателя в лошадиных силах, 30 — максимальная мощность. Объем двигателя составлял 4501 см³. В дальнейшем выпускались модификации: С-24/35 (1912—1914) и С-24/40 (1913—1918), с 35-сильным и 40-сильным моторами соответственно. Главной особенностью машин серии «С-24» являлся двигатель, цилиндры которого отливались в двух блоках, а нижние клапаны располагались по обе стороны цилиндров. Для циркуляции воды в системе охлаждения служил центробежный насос. Топливо из расположенного сзади между рессорами бензобака поступало под давлением отработавших газов. Подвеска задних колес в целях обеспечения комфортабельной езды по булыжнику и грунтовым дорогам состояла из трех взаимосвязанных полуэллиптических рессор: двух продольных и одной поперечной.

Машины всех изготовленных 9 серий заметно различались. Так, в 1911 году использовали шины одинакового размера для передних и задних колес(880×120мм). На следующий год завод отказался от карбюратора РБВЗ в пользу французского «Зенит» (Zenith) и изменил профиль кулачков распределительного вала, что позволило поднять мощность с 30 до 35 л. с. В том же 1912 году были удлинены рессоры, и колесная база увеличилась с 3160 до 3165 мм. Дальнейшее повышение мощности приходится на 1913 год вместе с внедрением 4-ступенчатой коробки передач и заднего моста с полуосями одинаковой длины. При этом завод стал делать рамы с увеличенной колесной базой 3305 мм для машин с закрытыми кузовами. В зависимости от типа кузова снаряженная масса автомобилей колебалась от 1540 до 1950 кг.

За 9 лет РБВЗ выпустил 347 автомобилей «С-24», из них 285 — с открытыми кузовами торпедо, 17 лимузинов, 14 лан-доле, 10 дубль-фаэтонов и 21 иных типов.

110 лет назад, из ворот завода РБВЗ выехал первый автомобиль «Руссо-Балт».

По надёжности и прочности «Руссо-Балт» входил в число лучших автомобилей мира.

Самым «продвинутым» в автомобильном отношении городом Российской империи была Рига. Здесь в 1898 году на велосипедной фабрике Лейтнера был собран первый мотоцикл, а спустя 11 лет — первый серийный автомобиль. Начало отечественного автопрома было положено на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе (РБВЗ), для начала XX века это производство было достаточно передовым. Завод выпускал трамваи, пассажирские и товарные вагоны, части артиллерийских орудий и с 1912 года — аэропланы.

Работу над проектом «Русско-Балтийского» автомобиля вела команда инженеров под руководством бельгийского конструктора Жульена Поттера, поэтому неудивительно, что прототипом первого российского авто стал бельгийский автомобиль Fondu.

За год работы инженерам и рабочим удалось добиться важного результата — 8 июня 1909 года из ворот завода выехал первый автомобиль, воплотивший самые современные технические достижения своего времени. Практически все детали автомобиля были отечественного производства. Использование метрической системы и высокая точность изготовления — обеспечивали полную взаимозаменяемость деталей для машин всех серий и создавали надежную основу для технического обслуживания автомобиля в дальнейшем.

Машины «Руссо-Балт» считались одними из лучших и надёжных в Европе, их охотно приобретали и россияне. И хотя русские предпочитали иномарки, количество «Руссо-Балтов» было достаточно большим, известно, что в 1912 году в Петербурге насчитывалось 70 машин этой марки, 88 машин «Рено», 95 «Мерседесов» и т.д.

Рижские автомобили неоднократно участвовали в международных соревнованиях, в 1911 году «Руссо-Балт», которым управляли автомобильные журналисты Андрей Нагель и Вадим Михайлов, занял два первых приза в категориях маршрутов и туризма престижного ралли Санкт-Петербург–Монако. Ближайшего конкурента, немца, они обогнали на шесть часов.

За семь лет флагман российского автопрома выпустил порядка 500 автомобилей. Основным партнёром завода было военное ведомство, закупившее 64% всех «Руссо-Балтов», которых использовали как штабные и санитарные машины, и в качестве шасси для постройки броневиков. В автопарке императора Николая II, большого любителя автомобилей, находилось два «Руссо-Балта», были они и у других членов царской семьи. Владельцами «Руссо-Балта» были отставной премьер-министр Сергей Витте, промышленники Эммануил Нобель и Алексея Путилова, в списке заказчиков значились известные фамилии — Голицына, Бобринского, Шереметева и других.

В годы Первой мировой войны, когда разные отделы завода были эвакуированы в разные российские города, технические наработки не пропали даром. Но основе РБВЗ были созданы вагоностроительный завод в Твери, Ростовский завод, впоследствии — Ростсельмаш. Петроградское производство, ориентированное на выпуск самолётов, стало основой Ленинградского Северного завода, выпускавшего военные ракетные комплексы. Второй автомобильный завод «Руссо-Балта» в Москве положил начало заводу АМО (впоследствии — ЗИС и ЗИЛ).

И хотя в результате катаклизмов, потрясших нашу страну в начале XX века, судьба «Руссо-Балта» не сложилась, он имеет достаточно интересную историю.

«Руссо-Балт»: лидер автопрома Российской империи, уничтоженный войной

До 1908 года «Руссо-Балт» был известен в Российской империи как вагонный завод. Однако возглавивший предприятие Михаил Владимирович Шидловский решил расширить мощности для производства автомобилей и не прогадал. Несколько цехов (кузовной, жестяницкий, обойно-малярный, рессорный, кузнечный, литейный) были заняты в выпуске автомобильной продукции. Так «Руссо-Балт» превратился в одного из мировых лидеров молодой автомобильной промышленности.

Автомобильный отдел «Руссо-Балта» находился в подчинении у инженера Ивана Александровича Фрязиновского. При отделе действовали механическая и испытательная лаборатории. Первым конструктором первого «руссо-балтовского» автомобиля был иностранный специалист, бельгиец из Швейцарии Жюльен Поттера, который до этого успешно конструировал легковые авто марки «Фондю».

Первый автомобиль сошел с конвейера и был представлен публике 27 мая 1909 года (модель С). Его основным достоинством был 4-цилиндровый двигатель мощностью в 30 лошадиных сил.

Читать еще:  Легковой зил фото

«Руссо-Балт» Модель С / Фото: dar-web.ru

Авторы и руководство завода поняли, что необходимо развивать успех. Правительство, узнав о выдающемся событии, существенно увеличило государственные дотации на нужды отечественного автопрома. Тогда же стартовала сборка крупными партиями автомобилей «Руссо-Балта» из деталей отечественного производства.

В Риге и Санкт-Петербурге действовали два экипажных отдела, которые выпускали однотипные кузова для разных видов машин. Инженеры «Руссо-Балта», в том числе прославленные Фрязиновский и Бондарев, разработали проекты машин-торпедо, лимузинов и фаэтонов.

Автомобили были представлены на авторитетных международных выставках и завоевывали высшие награды.

Пользовалась популярностью и машина модели К (более поздняя усовершенствованная версия — модель К-12/20), производство которой также началось в 1909 году. В ней применялось водяное охлаждение двигателя без насоса; цилиндры были отлиты общим блоком; расположение клапанов одностороннее; коробка передач устанавливалась отдельно от мотора.

«Руссо-Балт» К-12/24 в Политехническом музее в Москве / Фото: russoauto.ru

Большим спросом пользовались и дорогостоящие автомобили «Руссо-Балта» с кузовом ландоле. Среди владельцев такой машины отметились отставной министр Сергей Юльевич Витте, великий князь Константин Константинович, промышленник Эдуард Нобель, русский физик, основоположник сейсмологии Борис Голицын.

«Руссо-Балт» С24/30 Ландоле / Фото: rocky-g.narod.ru

Темпы производства росли. В предвоенное пятилетие предприятие выпускало до 145 автомобилей в год, и это был невиданный доселе прогресс. Стоимость машин колебалась от 5400 до 8800 рублей. Всего производилось четыре типа легковых и один грузовой автомобиль.

К 1912 году завод занимал территорию в 20 гектаров, а в его состав входили 50 цехов. В эти же годы капитал предприятия составлял 9,5 миллиона рублей.

Примечательно, что еще в 1906 году «Руссо-Балт» инкорпорировал другую рижскую фабрику — «Феникс», — специализировавшуюся на производстве вагонов; тогда промышленное объединение (синдикат) получило название «Продвагон». В 1910 году руководство «Руссо-Балта» купило и присоединило к себе «Экипажную фабрику Фрезе и Ко», основанную пионером русского автомобилестроения Петром Александровичем Фрезе. В итоге объединение к 1914 году производило 97% всей вагонной продукции страны.

Иными словами, рижский «Руссо-Балт» являлся составной частью великой вагоно- и автомобилестроительной империи России.

Вскоре была открыта новая страница в выдающейся истории «Руссо-Балта». В предвоенные годы завод начал ориентироваться на производство специальных версий легковых автомобилей, а именно — гоночных. Например, в 1913 году гоночный «Руссо-Балт» смог развить скорость до 128,5 километра в час, что было замечательным показателем.

Один из первых русских автогонщиков Андрей Платонович Нагель решил испробовать силу «руссо-балтовского» шедевра. Впервые он принял участие в международном автосоревновании за рулем рижского «Руссо-Балта» в 1910 году. Состоялся масштабный пробег по маршруту Санкт-Петербург — Берлин — Сен-Готард — Рим — Неаполь — Берлин — Санкт-Петербург.

В следующий раз международное ралли прошло в 1912 году, когда автомобиль марки «Руссо-Балт» благодаря Нагелю обрел всемирную славу.

Автогонщик вместе со штурманом Вадимом Михайловым занял девятое место в гонке Монте-Карло и получил специальный приз за наибольшую пройденную дистанцию.

В ралли, прошедшем в Сан-Себастьяне в этом же году, «Руссо-Балт», пилотируемый Нагелем, занял второе место. Успеху гонщика радовалась вся Россия, в том числе и император Николай II, присвоивший Андрею Платоновичу орден Святой Анны 3-й степени; это был первый случай в истории страны, когда спортсмен-автомобилист удостоился столь высокой государственной награды.

Нагель на своем «Руссо-Балте» / Фото: 33mayak.ru

Однако на этом Нагель не остановился и в следующем, 1913 году снова сел за руль «Руссо-Балта». На сей раз он превзошел все предыдущие достижения: в ходе международного автопробега гонщик преодолел 15 тысяч километров по дорогам Европы и Северной Африки.

Всего же автомобили разных типов и классов, произведенные на «Руссо-Балте», до 1914 года были отмечены четырьмя золотыми медалями. Но грянули драматические события Первой мировой войны.

Уже при приближении армии неприятеля к Риге осенью 1915 года на уровне императорской власти было принято решение об эвакуации всех производственных мощностей автомобильного отдела «Руссо-Балта» в Москву. Большее число рабочих и инженеров было эвакуировано, кто-то стал беженцем или потерял средства к существованию, утратив профессиональную квалификацию.

Рижские цеха оказались заброшены. В начале 1920-х годов в них расположились многочисленные кустарные мастерские. А эвакуированный «Руссо-Балт» в 1916 году разместился в имении Петровское-Фили.

Свежесмонтированные станки в новеньких цехах «Руссо-Балта» / Фото: pozyczkinadowod.info

В революционное время советское правительство национализировало завод, переименовав его в «Первый государственный бронетанковый завод», чья продукция была в основном ориентирована на нужды ВПК.

Советская военная техника (например, бронеавтомобиль «Промбронь»), сходившая с конвейеров этого предприятия, представляла собой переделанные версии легковых автомобилей модели С-24/40 довоенного «Руссо-Балта».

В 1923 году в рамках активного военно-промышленного сотрудничества между советской Россией и Веймарской республикой на заводе, переданном в концессию фирме «Юнкерс», производились немецкие самолеты Ju-20, Ju-21.

Промбронь-С24/45 на Красной площади / Фото: narod.ru

Попытки возрождения производства «Руссо-Балта» оказались малорезультативными. На сегодняшний день единственный оригинальный экспонат, произведенный на этом легендарном предприятии, сохранился в Политехническом музее в Москве. Он был произведен в 1911 году по заказу Воздухоплавательной школы в Твери.

Память о «Руссо-Балте» в современной Риге, его родном городе, никак не увековечена. Не существует специальной музейной экспозиции (если не считать собранной из остатков прежних автомобилей «Руссо-Балта» реплики пожарной машины, размещенной в экспозиции Рижского мотормузея), не установлены памятные таблички. А ведь именно в Риге в 1869 году начиналась грандиозная история этого флагмана российского автопрома, и во многом благодаря «Руссо-Балту» имя Риги прозвучало по всему миру.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector