Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Руссобалт какой вулкан покорил

Руссо-Балт. Везувий проснулся

Руссо-Балт. Везувий проснулся

Мода на возрождение легендарных марок в самом разгаре. Несколько лет назад мы стали свидетелями возвращения марки Maybach. Та же история с Bugatti и Spyker. За океаном производители не оставляют попыток возродить знаменитые muscle-cars. Циркулируют слухи о скором начале выпуска суперкаров Duesenberg. Россия не осталась в стороне, и в ее истории существовала фирма, которую по праву можно считать легендарной и престижной — на уровне тех же Maybach и Duesenberg. Речь о Руссо-Балте.

Эта марка просуществовала совсем недолго, но ее автомобили делали то, чего так не хватает России сейчас. Они олицетворяли собой престиж страны. Автомобильный отдел Русско-Балтийского вагонного рижского завода был основан в 1907 году. Первой машиной компании стала 30-сильная двухместка, созданная к 9 июня 1909 года. Когда настало время представить автомобили миру, компания дебютировала в Европе с пробегом Санкт-Петербург — Берлин — Прага — Рим — Неаполь — Везувий. Да-да, тот самый знаменитый спящий вулкан. До него машина добралась без проблем. В январе 1912 года специальная спортивная модификация С 24–50 взяла «Первый приз маршрутов за дальность» и «Первый приз туризма за выносливость» на ралли Монте-Карло. Особенность этого автомобиля заключалась в том, что он один из первых в мире был оснащен алюминиевыми поршнями. Поступали крупные заказы от военного ведомства, для которого строились транспортеры и легковые автомобили так называемого «военного типа», велась разработка полугусеничных автомобилей. Но, пожалуй, главным было то, что компания являлась поставщиком двора Его Императорского Величества Николая II. В царском гараже были автомобили Руссо-Балт К 12–20 (кузов «ландоле», шасси 217, серия X), Руссо-Балт С 24–40 (кузов «ландоле» шасси 270, серия XXIII), а также Руссо-Балт С24–30 с кузовом «торпедо» и впервые с полугусеничным движителем. После октябрьской революции 1917 года компания начала испытывать трудности. Последним годом существования марки Руссо-Балт стал 1919 год.

Однако в апреле 2006 года на престижной итальянской автомобильной выставке Concours d Elegance Villa d Este был представлен суперкар Russo-Baltique Impression. Новый! Из России!

История этого автомобиля началась с дизайнерского конкурса, объявленного столичным кузовным ателье A:Level. Эта компания приобрела права на марку Russo-Baltique. Лучшими были признаны эскизы тбилисского художника Звиада Циколии. Среди дизайнеров, работавших над проектом, был Эрнест Царукян (дизайнер Audi), а консультантом проекта стал Владимир Пирожков (Toyota). Нельзя сказать, что есть заметная стилистическая связь между Impression и дореволюционными Руссо-Балт. Современный автомобиль создан с оглядкой скорее на тридцатые годы, внешне напоминает Talbot Lago T23 и T150, работы ателье Figoni & Falaschi. Однако знаменитое имя отлично подходит суперкару. Он так же величественен, как и машины начала века. Заслуживает внимания и высочайший уровень исполнения. Автомобиль создавался в сотрудничестве с немецкой компанией GERG, которая специализируется на создании эксклюзивных автомобилей по заказам автостроителей и выпускает высокотехнологичные компоненты для гоночных автомобилей серий Formula-1, DTM.

Шасси Impression изготовлено из углепластика. У четырехместного автомобиля длина 5183 мм, ширина 1847 мм, высота 1433 мм и колесная база 3150 мм. В его основе лежат агрегаты купе Mercedes-Benz CL65 AMG. Impression оснащен двигателем V12 biturbo мощностью 555 л.с., 6-ступенчатой автоматической трансмиссией и пневмоподвеской. Интересные особенности авто — светодиодные фонари и крыша с изменяемой прозрачностью. Создатели проекта планируют выпустить мелкую серию — 10–15 автомобилей. Ожидается, что постройка одного экземпляра займет 12 месяцев, а его стоимость составит 1 800 000 долларов. Вполне возможно, что по пути к производству название автомобиля может поменяться с Impression на какое-либо другое. Но главное — марка — останется!

«Руссо-Балт»: каким был автомобиль добравшийся до вершины Везувия

Достаточно просто зайти в интернет, чтобы понять, как русские относятся к отечественным автомобилям: с горькой иронией. При этом мало кто знает, что меньше века назад русское автомобилестроение не только процветало, но и опережало зарубежное по всем параметрам.

Еще во времена Российской империи завод «Руссо-Балт» был знаменит на весь мир своими легковыми автомобилями: лимузины, фаэтоны и даже двухместные гоночные машины были известны своим качеством и роскошью. Об этом красноречиво говорит их цена: в то время, как европейские «Рено» и «Опель» стоили всего по 5000 рублей, «Руссо-Балт» модели С можно было приобрести только за 7500.

Эти автомобили можно без сомнений назвать гордостью Российской империи и благодаря победам в престижных ралли: например, Санкт-Петербург — Монте-Карло в 1912 и 1913 годах.

Более того, «Руссо-Балт» был первым автомобилем, добравшимся до вершины Везувия. О прочности этой машины говорит курьёзный случай, произошедший во время одного из пробегов: водитель наехал на избу; при этом изба развалилась, а автомобиль остался почти невредимым.

Сейчас многие водители жалуются на неудобства во время езды по российским «суровым» дорогам. В «Руссо-Балте» же все это было предусмотрено: подвеска задних колес была сделана особым образом, чтобы обеспечить удобную езду по булыжнику и грунтовым дорогам.

Кроме того, создатели позаботились и о суровой русской зиме: так как в то время не было шипованной резины, машина была оснащена лыжами и резиновыми гусеницами с металлическими гребнями.

Разумеется, множество российских известных персон того времени не смогли устоять перед покупкой такого роскошного автомобиля: великий князь Константин Константинович Романов приобрел три «Руссо-балта», великая княжна Мария Павловна Романова премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын и многие другие—по одному автомобилю.

Так что же случилось с блестящим и успешным проектом под названием «Руссо-Балт»? Его печальная история началась во время Первой Мировой Войны: завод был эвакуирован из Риги в Москву. Однако последним ударом стала национализация «Руссо-Балта» в 1918 году по постановлению Совета Народных Комиссаров – после нее завод не производил почти ничего, кроме военной техники.

Тем не менее, легенда российского автопрома не была забыта. В 2002 году была предпринята попытка восстановить бренд, однако она не увенчалась успехом и была забыта, оставив после себя концепт «Руссо-Балт» Impression.

Voted Thanks!

Показать комментарии (2)

Водкин

Дистиллят завезли при Иване Грозном из Италии и спились уже при нем. Он даже ввел сухой закон. Но потом ввел госмонополию и народ продолжил спиваться. Петр славен тем что привил коррупцию в менталитет.

Сергей

Глава «Сталин» несколько претензиозна.
«В годы Великой Отечественной войны водка в армии была окончательно узаконена. 22 августа 1941 г. постановлением ГКО была установлена, начиная с 1 сентября 1941 г., выдача 100 грамм 40 градусной водки в день на одного бойца и командира передовой линии действующей армии. Правда, 11 мая 1942 г. ГКО приказал с 15 мая приостановить массовую ежедневную выдачу водки. Ежедневная выдача была сохранена только для войск передовой линии, которые имели успехи в боевых действиях, к тому же их норма увеличивалась до 200 грамм водки. Все остальные военнослужащие передовой линии имели право на 100 грамм в праздничные дни: 7–8 Ноября, 5 Декабря (День Конституции СССР), 1 Января, 23 Февраля, 1–2 Мая и др. 6 июня 1942 г. постановление ГКО было подтверждено. Учитывая постоянное стрессовое состояние и тяжёлое физическое состояние военнослужащих на фронте, регулярное употребление умеренного количества алкоголя считалось, с медицинской точки зрения, вполне разумным.

Читать еще:  Легковые автомобили зил модельный ряд

12 ноября 1942 г. постановлением ГКО 100 грамм водки в сутки полагалось частям ведущим боевые действия. По 50 грамм полагалось частям резерва, обеспечения, выполняющим ответственные задачи, раненым (по указанию врачей). Кроме того, сохранялась выдача 100 грамм водки в праздничные дни. На Закавказском фронте вместо водки выдавали 300 грамм столового вина или 200 грамм крепленого вина. 23 ноября 1943 года, после Курской битвы и форсирования Днепра, «наркомовские» нормы были окончательно утверждены: 100 грамм для бойцов на передовой и 50 грамм для остальных военнослужащих.

На передовую линию обычно привозился спирт в бочках или флягах, и уже на месте его разбавляли водой до концентрации водки. Эту обязанность выполняли ротные старшины, они же разливали водку по солдатским фляжкам и котелкам. Бывало, что такое «священное действо» происходило после боя, уже в сильно поредевшем подразделении. Излишки выпивали или они шли для обмена – меняли на еду, табак и пр. необходимые товары. Это было нарушение, но на него закрывали глаза. Злоупотребления в тылу были более масштабные. Армейская водка в значительном количестве оказывалась на «чёрном рынке». Несмотря на случаи отравления, несчастные случаи из-за «человеческого фактора, в целом фронтовики были благодарны Сталину и власти за «наркомовские сто грамм».

Немецкие солдаты также не были трезвенниками. Рядовым на фронт в массовом порядке шёл шнапс, а командному составу — французское шампанское. Британская разведка могла по сообщению о крупных закупках французского шампанского тыловиками вермахта вычислить начало крупной операции на Западном или Восточном фронте. Кроме того, немцы осуществляли программу по деградации творческого, интеллектуального и физического потенциала населения советских оккупированных территорий. Суть этой программы хорошо выразил Гитлер: «Никаких прививок, никакой гигиены — только водка и табак» (причём, сам фюрер был трезвенником). Оккупанты первым делом восстанавливали на захваченной территории колхозы, храмы и водочные заводы.»

Как «Руссо-Балт» сделал Россию лидером мирового автопрома

В июне 1909 года на российском заводе в Риге приступили к выпуску самых массовых отечественных автомобилей начала ХХ века

Начало ХХ столетия стало временем бурного развития техники и ознаменовалось широким распространением таких технических новинок, как самолеты и автомобили. Первоначальный бум, связанный с производством и тех и других, пришелся на первое десятилетие нового века. И в это самое время в рядах автопроизводителей появилась самая массовая русская серийная марка авто — «Руссо-Балт». Первый автомобиль этой марки — «Руссо-Балт» модель С — сошел с конвейера завода в Риге в начале июня 1909 года, а через пару лет российские машины уже заслужили славу очень крепких и надежных.


«Руссо-Балт»-С24/40 выпуска 1913 года во дворе Русско-Балтийского вагонного завода в Риге.
На заднем сидении в кепке — председатель правления РБВЗ генерал-майор Михаил Шидловский.
Источник: https://i.wheelsage.org

Не от хорошей жизни

Появление «Руссо-Балта» стало, как это нередко бывает, следствием тяжелого финансового положения, в котором к концу первого десятилетия ХХ века оказалось акционерное общество «Русско-Балтийский вагонный завод» — РБВЗ. Чтобы исправить его, председатель правления РБВЗ генерал-майор Михаил Шидловский предложил диверсифицировать производство, наладив выпуск новой, более конкурентоспособной продукции. Самыми востребованными новинками того времени являлись автомобили и самолеты — и именно их решено было выпускать на рижском заводе. Первым на РБВЗ появился автомобильный отдел: он открылся в 1908 году. Директором его стал Иван Фрязиновский, а главным конструктором — швейцарец Жюльен Поттера, успевший сделать себе имя в Бельгии на местном автомобильном концерне Fondu.

Любопытно, что эта бельгийская фирма проделала тот же самый путь, что и РБВЗ: создавалась она как вагоностроительное предприятие, а за автомобили взялась только в 1906 году, для чего на завод и был приглашен молодой конструктор Поттера. Он успел спроектировать и запустить в производство в Бельгии шесть моделей автомобилей, после чего его буквально перекупил РБВЗ, предложивший 26-летнему Жюльену не только более высокую зарплату, но и более высокий статус, а также более широкие возможности для самореализации.


Модель «Руссо-Балт»-К12/20 была самой доступной из машин, выпускавшихся РБВЗ.
Источник: https://livejournal.com

В Риге к Поттера присоединились два русских конструктора автомобилей — Иван Фрязиновский и Дмитрий Бондарев, только-только закончивший Харьковский технологический институт. Без всякого смущения швейцарец пустил в дело свои конструктивные наработки, сделанные еще в Бельгии, отчего автомобили Fondu принято считать прототипами первых машин «Руссо-Балта». В действительности это были вполне самостоятельные модели, при разработке которых использовались многие технические решения, уже найденные и опробованные Жюльеном Поттера на бельгийском предприятии.

Вперед, к рекордам!

Преемственность «Руссо-Балтов» проявлялась прежде всего в том, что это были автомобили, спроектированные с выдающимся запасом прочности и потрясающей надежностью. Причем это проявлялось, начиная с самой первой модели — той самой С (цэ, поскольку литера в названии была латинской).


Андрей Нагель (у борта автомобиля справа) возле своей машины «Руссо-Балт»-С24/40
перед стартом на автопробег по маршруту Санкт-Петербург-Монако.
Источник: https://upload.wikimedia.org

Полностью модель называлась «Руссо-Балт»-С24/30, и цифры в этом индексе обозначали расчетную и максимальную мощность двигателя: 24 и 30 л.с. соответственно. С точки зрения сегодняшнего автопрома, это выглядит смешно, но для того времени это были весьма приличные показатели. Достаточно сказать, что даже пять лет спустя, к началу Первой мировой войны, вполне достаточной для автомобильного мотора мощностью считали 7-10 л.с., а моторы в 33 л.с. уже относили к числу очень сильных!

В свой первый автопробег, которые тогда были не столько спортом, сколько, прежде всего, демонстрацией возможностей того или иного автопроизводителя, «Руссо-Балт»-С24/30 отправился вскоре после начала выпуска — в августе 1909 года. И одержал убедительнейшую победу. Из 19 машин, вышедших на старт маршрута Санкт-Петербург—Рига—Санкт-Петербург, до финиша добралось всего 8 автомобилей, то есть меньше половины. И только один из них прошел всю дистанцию в 1177 километров в одну сторону всего за 8 часов, показав среднюю скорость в 70 км/ч и не заработав ни единого штрафного очка.


Андрей Нагель (за рулем на переднем плане) в своем автомобиле «Руссо-Балт»-С24/40
перед стартом во время пробега по маршруту Санкт-Петербург-Севастополь-Санкт-Петербург.
Источник: https://goodspb.livejournal.com

Столь выдающийся результат ни у кого не оставил сомнений ни в необходимости такого мощного мотора, ни в безусловном лидерстве автомобиля РБВЗ, которому и досталась золотая медаль — первая из многих. Другие С24/30 получил в последующие четыре года, пока не началась война: на трех международных выставках и двух автосалонах, а также добрых полутора десятках международных соревнований, первыми из которых стало ралли Санкт-Петербург—Монако, прошедшее в самом начале 1912 года. Автомобилем РБВЗ, который принимал в нем участие, управлял гонщик и журналист Андрей Нагель, основавший в 1902 году первый русский специализированный журнал «Автомобиль». Нагель стартовал из Петербурга 31 декабря 1911 года, когда на улице стоял 17-градусный мороз, а на восьмой день на своем «Руссо-Балте» модели С24/30 третьей серии (заводской номер 14), которой шел уже третий год, финишировал первым из 87 участников, получив сразу несколько главных призов.

Читать еще:  Лебедка зил 131 устройство

Русский конвейер

Были и другие доказательства надежности, крепости и проходимости автомобилей марки «Руссо-Балт» — от выдающихся до курьезных. Скажем, именно машина РБВЗ в 1910 году стала первым авто, добравшимся до вершины знаменитого вулкана Везувий. А в одном из пробегов «Руссо-Балта» водитель не справился с управлением, врезался в избу — и развалил ее, а сам отделался лишь незначительными повреждениями.


Модель «Руссо-Балт»-С24/40 с кузовом ландоле была самой дорогой и редкой среди машин
Русско-Балтийского вагонного завода. Источник: http://avtoriga.infoportal.lv

С 8 июня 1909 года до осени 1915 года, когда завод был эвакуирован из Риги из-за опасно приблизившегося к ней фронта в Санкт-Петербург, было выпущено около 500 автомобилей марки «Руссо-Балт». Некоторые из них находились в составе гаража, обслуживавшего семью императора Николая II, другие приобретали его родственники — великие князья и княгини; на «Руссо-Балтах» ездили энтузиасты автомобилестроения и русские купцы. С одной стороны, многочисленные победы в соревнованиях и ралли, а также выдающиеся показатели скорости и надежности марки «Руссо-Балт» способствовали ее успеху, а с другой, привели к такому росту цен на эти автомобили, при котором они были уже не по карману многим покупателям. Достаточно сказать, что даже самый недорогой из рижских автомобилей модели К12/20 стоил 5500 рублей, тогда как иностранные «Опели» и «Рено» обходились на 500 рублей дешевле, а за самый популярный С24/30 приходилось выкладывать уже 7500 рублей.

Причиной тому была не только высокая популярность марки. Начиная с первых машин, многие детали для «Руссо-Балтов» — от радиаторов и генераторов и до спидометров — приходилось заказывать за рубежом: отечественная промышленность их не выпускала. Чтобы устранить эту зависимость, на РБВЗ решили самостоятельно освоить выпуск всей номенклатуры деталей — и успешно справились с задачей, но для этого пришлось строить новые цеха и покупать новые станки. Правда, за счет ориентированного на конкретные задачи развития производства удалось сразу же наладить сборку машин конвейерного типа, по образцу американских заводов Форда. При этом на «Руссо-Балте» научились выпускать детали с допусками в сотые доли миллиметра, а взаимозаменяемость деталей у машин одной производственной партии была стопроцентной. Но за все эти достижения в конечном счете приходилось платить покупателю, и платить немало.


Полугусеничный автомобиль «Руссо-Балт» активно использовался военными и медиками в годы Первой Мировой войны.
Источник: http://avtoriga.infoportal.lv

Автомобили в погонах

Довольно быстро автомобили марки «Руссо-Балт» привлекли внимание командования Русской императорской армии, и она начала закупать эти машины. Тому способствовала и весьма широкая номенклатура моделей: на РБВЗ делали не только классические четырехколесные варианты авто, но и более экзотические. Скажем, существовала модель для езды по снегу, представлявшая собой достаточно мощную С24/40, у которой между передних колес была установлена поворотная пара лыж, а вместо задних — резинометаллический гусеничный привод, разработанный трудившимся в то время в России французом Адольфом Кегрессом. Такой автомобиль начали производить в 1913 году, и он заслужил высокую оценку у армейских автомобилистов, а также вошел в состав гаража царской фамилии.

Но все-таки большинство армейских автомобилей представляли собой шестиместные открытые модели С24 и играли роль штабных. Лишь с началом Первой мировой войны шасси «Руссо-Балта» стали использовать для строительства бронеавтомобилей. Несмотря на то, что все броневики, построенные на базе машин РБВЗ, носили название «Руссо-Балт», в действительности изготавливались они на других предприятиях.


1-я автопулеметная рота во время напутственного молебна. Санкт-Петербург, Семеновский плац, 19 октября 1914 года.
Источник: https://www.wikireading.ru

Первыми стали броневики «Руссо-Балт» типа С, унаследовавшие индекс модели от шасси «Руссо-Балта» С24/40. Ижорский завод выпустил всего восемь таких машин, но это были первые отечественные бронеавтомобили. При весьма компактных размерах и небольшом весе, что определялось особенностями шасси, они имели внушительное вооружение: три пулемета «Максим», которые могли вести огонь вперед, назад и вбок по курсу движения машины. Кроме того, броневик имел очень рациональные углы наклона брони, что усиливало его защиту, и оригинальной конструкции шторки для пулеметных гнезд, где броневой щиток, из которого выглядывал ствол пулемета, перемещался вслед за ним, не открывая стрелка вражескому огню. Эти бронемашины успели принять активное участие в Первой мировой и последовавшей за ней Гражданской войне и были окончательно списаны в начале 1920-х годов уже из РККА.

До тех же лет дослужили и броневики другого проекта, разработанного штабс-капитаном Некрасовым и инженером-изобретателем Александром Братолюбовым. Основой для них послужили четыре легковых С и шесть грузовых D шасси «Руссо-Балт», на которых разместили два типа бронеавтомобилей: пулеметные и пушечно-пулеметные, предназначенные для борьбы с броневиками противника. В отличие от проекта Ижорского завода, эти машины оказались менее удачными и подвизались в качестве учебных в Усиленной автомобильной роте, а воевать начали только после Октябрьской революции.


Броневик «Руссо-Балт» Некрасова-Братолюбова с пулеметным вооружением, носивший собственное имя «Победоносец».
Источник: http://wikiwarriors.org

Какой вулкан Эльбрус — действующий или потухший? Где он находится?

Одним из удивительных и необычных творений природы является Эльбрус. Это вулкан, расположенный на Кавказе. Его считают высочайшей точкой России и относят к списку самых высоких частей света. С некоторых пор людей волнует вопрос о том, вулкан Эльбрус действующий или потухший. Эта огромная гора представлена двумя обособленными вулканами с самой высокой точкой в 5.642 метра над уровнем моря. Как и все вулканы, Эльбрус состоит из горных пород и насыпного конуса, который образовался в результате извержения. Высота пьедестала составляет около 3.7 километров, а все остальное – это прирост. У данной горы есть и другое название – Малая Антарктида. Оно связано с ледяной шапкой, которая не сходит с вершины на протяжении всего года. Пока что идут споры ученых по поводу того, какой вулкан Эльбрус – действующий или потухший.

Самый высокий вулкан

А где находится действующий или потухший вулкан Эльбрус, когда он образовался? Это далеко не все вопросы, волнующие людей. Для начала стоит отметить, что это образование считается самой высокой точкой Европы и России. Так как четкого разделения границ Азии и Европы нет, то это образование можно смело относить как к Европе, так и к Азии. Высота горы в самой высокой точке составляет 5.642 километра.

Эльбрус является частью Кавказских гор, хотя был образован несколько иначе. Сами горы появились около пяти миллионов лет тому назад, а вот вулкан появился позже из-за сложных и длительных геологических процессов. Сперва появилась вершина, затем с восточной стороны бокового кратера начал образовываться второй конус.

Определить точно, действующий или потухший вулкан Эльбрус, несложно. Хотя некоторые ученые все же определили его в список потухших, но это не совсем правильно.

Красоты Эльбруса

Красота горы не оставляет равнодушным ни одного человека, даже на фото она выглядит грациозно. Потухший вулкан Эльбрус славится разнообразием природы: красивейшие горные луга, хвойные леса, необычный растительный и животный мир, бурные реки. Не так давно был создан национальный парк «Приэльбрусье», из-за которого в этом месте запрещается охота и вырубка леса, также нельзя вести строительство.

Читать еще:  Автобус зил 127

Подножье горы славится огромным количеством ущелий, среди которых — Джылы-Су с минеральными источниками и водопадами, высотой до сорока метров. Среди них стоит выделить водопад Султан, расположенный на реке Малка.

На склоне горы, на высоте около трех километров, расположено ледовое озеро Джикаугенкез. В его средней части возвышается пик Калицкого, высотой около трех с половиной километров. Здесь когда-то были созданы культовые святилища из огромных камней.

Внешний вид вулкана

А какой вулкан Эльбрус, как он выглядит? Это уникальное природное творение выглядит следующим образом:

  1. У горы есть две вершины, каждая из которых представляет собой вулкан. Их соединяет между собой седловина, высотой около 5.3 километров. Между вершинами расстояние — три километра.
  2. С восточной стороны горы располагается молодой конус. Он ниже западного – его высота 5.621 км. У этого конуса есть четкий кратер, диаметр которого составляет двести метров, а глубина — около восьмидесяти метров.
  3. Западный вулкан выше восточного на двадцать один метр. У этого образования огромный кратер – порядка шестисот метров. Глубина кратера – триста метров. Верхняя часть частично разрушена.
  4. Склоны горы в основном пологие, но с четырех тысяч метров над уровнем моря угол увеличивается до тридцати пяти градусов.

С северной стороны располагается большое количество скал отвесного типа. Высота некоторых из них достигает километра.

Ледники вулкана

Потухший или действующий вулкан Эльбрус покрыт ледниками. Их площадь составляет более сотни квадратных километров. Вся стекаемая с семидесяти ледников горы вода собирается в три потока, которые питают местные реки – Малке, Кубань и Баксану. На той территории, где нет льда, поверхность рыхлая. На вершине горы находится снег, который не сходит на протяжении всего года.

С северной стороны Эльбруса, на высоте трех километров, находится Бирджаль – лавовое урочище с большим количеством останцев из оплавленного песка. Под влиянием осадков, эрозии почв, образовались гроты и арки, мосты, пещеры. Они расходятся в разные стороны, создавая самые необычные формы.

Действие вулкана

Какой вулкан Эльбрус – потухший или действующий, и активен ли он сейчас? Считается, что за все время своего существования вулкан был активным всего четыре раза, причем возраст самых древних вулканических пород этого места – около трех миллионов лет.

За долгие годы своего существования вулкан Эльбрус действовал последний раз около двух тысяч лет тому назад, а наибольшая его активность была 225 тысяч лет тому назад. Эти извержения не были нигде зафиксированы, но ученые смогли найти потоки лавы, длиной двадцать километров и порядка трехсот квадратных метров обломков, что говорит о сильных выбросах.

Официально Эльбрус относится к потухшим вулканам, хотя вулканологи с этим не согласны. Они регистрируют слабую активность, из-за которой о нем говорят, как о спящем вулкане. Он выделяет хлористые и сернокислые газы с восточной стороны, а также здесь есть горячие источники, известные по всему миру: температура «Горячих Нарзанов» достигает шестидесяти градусов. Исходя из имеющихся о вулкане данных, ученые пришли к выводу, что активная жидкая магма располагается на глубине шести километров от поверхности земли.

Когда проснется

По поводу активации Эльбруса мнения ученых расходятся. Одни считают, что он активируется уже в этом столетии, а другие – что в ближайшие триста лет извержений можно не ждать.

Ученые, которые говорят о возможной активации Эльбруса в ближайшие годы, нашли колонию мхов на западной вершине. Особенность этих растений заключается в том, что они растут только на теплой земле. После замеров выяснилось, что температура грунта составляет 21 градус, в то время, как температура окружающей среды составляла минус двадцать градусов. Такие показатели доказывают, что внутри, под землей, течет магма, и она не очень далеко от поверхности земли.

Точное месторасположение

А где находится вулкан Эльбрус, в какой стране? Эта гора располагается на Кавказе, на границе Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Образование расположено севернее главного Кавказкого хребта и является самой высокой точкой России.

Координаты вулкана Эльбрус следующие: 43°21′11″ с. ш. 42°26′13″ в. д. Эта гора разделена на две части, высота которых — 5.642 и 5.421 км. Оба вулканических образования стоят друг от друга на расстоянии трех километров и разделены седловиной в 5.2 км.

Каким он был?

В результате подъема Кавказского хребта возник вулкан. Это было в далеком неогене. По мнению ученых, его извержения были похожи на извержения Везувия, только сильнее в несколько раз. В результате извержений раскаленная лава выходила наружу и очень быстро застывала. И чем выше становилась гора, тем быстрее потоки лавы остывали. Камни, пепел и лава наслаивались друг на друга, наращивая высоту и ширину горы.

В мире есть несколько супервулканов, среди которых — Эльбрус, а больше него — только Йеллоустоун. Считается, что из-за него за последние два с половиной миллиона лет планета Земля полностью меняла свой облик.

Сложно себе представить силу извержения: пепел до сих пор находят на удалении 90 километров от основания горы.

После извержений пришло время затишки. Реки и ледники разрушили вулканический конус до самого основания. Слои вулканических пород перекрылись речными отложениями. С момента появления Эльбруса и до настоящего времени конус размывался и возрождался несколько раз.

Ученые доказали, что за всю свою историю существования вулкан не раз менял точку извержения. Самым древним кратером считается юго-запад, место под названием Хотю-Тау-Азау. Те две вершины, которыми вулкан представлен сегодня, считаются самыми молодыми.

Погода на горе

Эльбрус вызывает огромный интерес не только у ученых, но и у альпинистов. Гору не раз пытались покорить спортсмены со всего мира, однако это не всем удалось сделать. В межсезонье погода в этом месте настолько сурова, что не каждый возвращается домой с победой. Ближе к самой вершине очень холодно, но с этим можно смириться. А вот сильнейшие ветра этого места могут достигать сотни километров в час, что, в сочетании с двадцатиградусным морозом, смертельно.

Самые смелые могут дойти до четырех тысяч километров, но штормы, снега и температура в минус тридцать градусов с ветром останавливают даже самых опытных альпинистов.

Климат Эльбруса переменчив. Это связано с особенностью расположения горы: она находится на месте встречи черноморских и средиземноморских циклонов с арктическими. Из-за таких «свиданий» погода может моментально изменяться с жаркой и летней на холодную, зимнюю. Лютые холода могут накрыть гору всего за несколько минут. Идущие с черноморской стороны потоки воздуха вызывают осадки на горе, выпадающие в виде снега. Причем, на больших высотах он выпадает как при минусовых, так и при плюсовых температур. Больше всего осадков выпадает летом и зимой. Исходя из этого, самым лучшим временем для подъема на гору считается ноябрь, когда снежный покров плотный и постоянный.

В заключении стоит отметить, что Эльбрус может проснутся в любой момент и не повезет тем альпинистам и туристам, которые окажутся на вулкане.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector