Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Руссобалт модели 1 43

«Руссо-Балт»

Те, кто интересуется автомобильной историей России начала ХХ века, безусловно, согласятся со мной, что одними из ярких автомобилей тех лет, производившихся на территории Российской империи, были автомобили «Акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода» («РБВЗ»), располагавшегося в городе Рига.
Вот кстати плакетка этого предприятия из Музея Московской железной дороги:

Процессу создания и развития «РБВЗ», его ценным бумагам и выпускаемой продукции посвящено множество статей, монографий и книг, изданных как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно хочется отметить труд нашего историка Л.М. Шугурова » В погоне за Руссо-Балтом», который он писал почти два десятка лет. В России выпустили даже аудио книгу: «Рыцарь «серебряного века» — история «Руссо-Балта» ( если поискать можно найти ее всети и насладиться рассказом), готовятся к воплощению в жизнь новые книги и статьи, возможно в ближайшем будущем будет создан и качественный документальный фильм ( а почему нет?). Все это доказывает, что интерес к «РБВЗ» не ослабевает и особенно к изделиям его автомобильного отдела образованного в 1908 году. К сожалению, до наших дней сохранился только единственный экземпляр автомобиля «Руссо-Балт». Это автомобиль К12/20, 1911 года выпуска, вызвавший огромный интерес у искушенной публики на «Олдтаймер Галерее» Ильи Сорокина, проходившей весной 2012 года в Москве и постоянно экспонируемого в автомобильном отделе Политехнического музея столицы России.


в Музее киноконцерна «Мосфильм» есть очень страшная реплика «Руссо-Балта» К12/20, очень страшная )), но это не мешает снимать ее в кино


Пожарный автомобиль «Руссо-Балт» Д24/40, находящийся в Рижском автомобильном музее, к сожалению, не полностью состоит из оригинальных деталей. Кстати в 2014 году его «переобули» в новые покрышки.


Именно поэтому продукция предприятий, мастерских и мастеров одиночек создающих масштабные модели это, по сути единственная возможность увидеть автомобили, выпускавшиеся «РБВЗ», в объеме. И это прекрасно, что благодаря инициативе сотрудников саратовского объединения «Тантал» (позднее переименованного в «Агат»), начиная с 1978 года, увидели свет знакомые многим копии в масштабе 143 пять различных модификаций автомобилей «Руссо-Балт» ( фото тут размещать не буду, так как их видели многие), которые в дальнейшем позволили расширить линейку моделей автомобилей «РБВЗ» путем «конверсирвания» этой продукции.
«Конверсии» создавались как правдоподобные (т.е. прототип реального автомобиля все же существовал) и не очень, например почтовый автомобиль, созданный неизвестным автором из города Иванова (на следующем фото)


Фантазиныйх «Руссо-Балтов» очень много можно увидеть в каталогах «Автомобиль на ладони», особенно во второй части. Каких там только нет))
Серьезные же мастера одиночки такие как Виталий Молотков, Андраник Манукян, Андрей Самолдин, Игорь Ильюшин, Юрий Кипер, Зиновий Лахтерман ( с помощью Станислава Кирилец) и другие, и объединения, например «ЕКАМ», «Саратовская лаборатория минимоделей», «АБ-Моделс», пытались создавать копии реальных прототтпов. Не стоить думать, что масштабные модели автомобилей «Руссо-Балт» изготавливались только на базе продукции «Тантал». Известны и полностью созданные с нуля, например мастерскими «Русский вариант», «Eastern Models» или мастерами Игорем Борцовым, Евгением Бабуриным, Дмитрием Володичевым и ранее уже упоминавшимся Андраником Манукяном.

У меня нет цели показать тут все «конверсии», покажу некоторые из них, начиная с фото интересных «конверсий» сначала созданных на базе саратовских моделей:


Переделка мастера из Прибалтики


«Руссо-Балт Гранд Туризмо», автор Андраник Манукян ( если присмотреться можно увидеть и колеса от казанской модели АМО-Ф-15)


Копия этого медецинского атомобиля создано в уже далеких 90-х мастерской «ЕКАМ»


Пожарный, автор Андраник Манукян


Лимузин, автор Андраник Манукян


«Руссо-Балт» С24/55 ралли Монте Карло, автор Андраник Манукян


«Руссо-Балт Огурец», автор Андраник Манукян


» Руссо-Балт» С24/40 Торпедо, шасси 376, XIII серии, 1914 год, автор З иновий Лахтерман

» Руссо-Балт» С24/30 с движетелем Кегресса, автор З иновий Лахтерман

Далее немного фотографий масштабных моделей «Руссо-Балтов» созданных с нуля, без участия частей и кузовов от саратовских моделей


» Руссо-Балт» бронеавтомобиль Автомобиль Джеффери — Поплавко, мастерская «Уральский Сокол»


» Руссо-Балт» бронеавтомобиль 1914 год, р абота Юрия Пивкина из города Пенза


» Руссо-Балт» Е15/35, автор Андраник Манукян

» Руссо-Балт» Т 40/65 с пушкой, автор Андраник Манукян

» Руссо-Балт» M24/35 1912, авторы Артель «Универсал» ( Украина)

» Руссо-Балт» С 24/55 Ралли Монте-Карло 1912 , мастерская из Нижнего Новогрода ( автор мастер-модели Игорь Борцов)

К сожалению, большую часть «конверсий» изготовленных в девяностых года прошлого века и начале двухтысячных, а также качественные самоделки уже крайне трудно найти – в среде коллекционеров это признанные раритеты, но расстраиваться не нужно, кто ищет тот всегда найдет) , если конечно это интересно.

Масштабные модели «Руссо-Балт» С 24/40 торпедо и «Руссо-Балт С 24/30 – Кегресс»

Кто интересуется автомобильной историей России начала ХХ века, безусловно, согласится со мной, что одними из ярких автомобилей тех лет, производившихся на территории Российской империи, были автомобили Акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ), располагавшегося в Риге. Процессу создания и развития этого предприятия, его ценным бумагам и выпускаемой продукции посвящено множество статей, монографий и книг, изданных как в нашей стране, так и за рубежом. Неоднократно обращался к этой теме и наш журнал*.

Читать еще:  Все модели зил фото

Интерес к РБВЗ не ослабевает, особенно к изделиям его автомобильного отдела, образованного в 1908 году. К сожалению, до наших дней сохранился единственный экземпляр автомобиля «Руссо-Балт» К12/20 1911 года выпуска. Он хранится в автомобильном отделе Политехнического музея столицы России (см. «Прощальный показ»). Пожарный автомобиль «Руссо-Балт» Д24/40, находящийся в Рижском автомобильном музее, к сожалению, не полностью состоит из оригинальных деталей.

Именно поэтому продукция предприятий, мастерских и мастеров-одиночек, создающих масштабные модели, это, по сути, единственная возможность увидеть автомобили, выпускавшиеся РБВЗ, в объёме. Благодаря инициативе сотрудников саратовского объединения «Тантал» (позднее переименованного в «Агат»), начиная с 1978 года, увидели свет копии в масштабе 1:43 пяти различных модификаций автомобилей «Руссо-Балт», которые в дальнейшем позволили расширить линейку моделей автомобилей РБВЗ путём «конверсирования» этой продукции.

Подобные «конверсии» создавались как мастерами-одиночками (Виталий Молотков, Андраник Манукян, Андрей Самолдин, Игорь Ильюшин и др.), так и объединениями, например, «ЕКАМ», «Саратовская лаборатория мини-моделей», «АБ-Моделс». Но не стоить думать, что масштабные модели автомобилей «Руссо-Балт» изготовлялись только на базе продукции «Тантал». Известны и модели, созданные с нуля, например, мастерскими «Русский вариант», Eastern Models или мастерами Игорем Борцовым, Евгением Бабуриным, Дмитрием Володичевым и ранее уже упоминавшимся Андраником Манукяном.

Но, к сожалению, большую часть «конверсий», изготовленных в девяностых годах прошлого века и начале двухтысячных, а также качественные самоделки уже крайне трудно найти – в среде коллекционеров это признанные раритеты. Видимо, поэтому, двое друзей, любимой маркой автомобиля которых является «Руссо-Балт», решили изменить существующее положение вещей.

Зиновий Романович Лахтерман, 65 лет. Бывший организатор и первый председатель Киевского городского клуба стендового моделизма. Один из основателей мастерской «Разум» в начале 1990-х годов работал там вместе с Ш. Сабитовым и В. Молотковым. С 2001 года проживает в Германии, коллекционирует в основном уменьшенные в 43 раза копии пожарных автомобилей.

Станислав Васильевич Кирилец, 53 года. В Германию переехал из Ленинграда в 1991 году. С детских лет увлекается коллекционированием масштабных моделей автомобилей и всего, что связано с историей их прототипов – в первую очередь книги и старые фотографии, журналы, проспекты по автоистории. В начале 1990-х Станислав одним из первых организовал собственное дело за рубежом по продаже масштабных моделей российского и украинского производства. Постепенно отошёл от модельного бизнеса и профессионально занялся историческими исследованиями – основное направление автомобилизм в Российской империи. Результатом его деятельности в этом направлении стали более 100 статей и очерков в российской и немецкой прессе. Станислав является одним из авторов книги «Автомобили Русской Императорской армии» («Русские Витязи». М., 2010).

Началось все в 2008 году, когда Станислав увлёк Зиновия идеей мелкосерийного производства редких модификаций автомобилей «Руссо-Балт». Копировать предполагалось конкретные исторические автомобили, но создавать их модели не с нуля, а путем тщательной переделки масштабных моделей, выпущенных саратовским объединением «Тантал». Станислав Кирилец взял на себя заботы по подбору информационного материала, необходимого для создания будущей масштабной модели, поставке моделей «доноров», обеспечению финансирования, организации продвижения на рынок и сбыту готовой продукции. Зиновию Лахтерману изготовлял чертежи и готовые модели. Реализовывался проект в небольшой мастерской Лахтермана, расположенной в его квартире.

Первой моделью, созданной в 2011 году, стала копия штабного автомобиля «Руссо-Балт» модели С 24/40 торпедо (шасси № 376, ХIII серии) выпуска 1914 года из состава автомобильной команды крепости Владивосток, на котором начальник автокоманды штабс-капитан А.П. Головачёв предпринял летом 1914 г. пробег из Владивостока в Петербург. Пробег был прерван 18 июля 1914 г. в Чите, когда позади было уже 1892,9 вёрст, из-за объявления мобилизации на Первую мировую войну (см. «Незаконченный пробег»).

В качестве «доноров» для создания копии автомобиля использовались номерные модели А 22 «Руссо-Балт» С24/40 торпедо объедения «Тантал» выпуска 1984 года. Лахтерман саратовские модели скрупулезно довел до «ума». Много пришлось пилить и шпатлевать, применить фототравление (решётка радиатора, рычаги переключателя скоростей и ручного тормоза), спаять из проволоки держатели для фар и ручку пуска двигателя, укрепить тонкую кожу (защитный фартук, ремень на капоте). Необходимо было изготовить множество дополнительных деталей: флаги, флагштоки, коврики в салоне, дополнительные бензобаки, канистры для масла, ящики, дорожный мешок, застеклить фары и подфарники, подобрать необходимый цвет краски, для окрашивания кузова, нанести надписи, регистрационный номер. Огрехи производителя «донорской» модели были по возможности устранены, но полностью исправить их не удалось. Отсутствовал и маскот – фигурка орла на радиаторе автомобиля, который был у реального прототипа. Тираж моделей составил 16 штук, из них 15 поступило в свободную продажу, поэтому эта масштабная модель – уже раритет.

Второй моделью дуэта Кирилец – Лахтерман стала копия автомобиля «Руссо-Балт С 24/30 – Кегресс» (шасси № 21, серия IV, переделка 1913.). Подробную информацию о прототипе можно почерпнуть из публикаций Станислава в журнале «Грузовик Пресс» (см. «Автомобили «Руссо-Балт» специального назначения (ч. 1)» и «Приборы Кегресса»). Новая конверсия вышла в свет уже с новым логотипом – маскот орла с радиатора автомобилей «Руссо-Балт» и буквами ЛК = Лахтерман и Кирилец, отныне друзья решают использовать его во всех своих проектах.

Читать еще:  Легковые автомобили зил модельный ряд

Для создания второй «конверсии» в качестве «донора» использовались масштабные модели саратовского производства. Но дополнительно Станислав и Зиновий привлекли к работе и коллектив известной украинской мастерской «Херсон Моделс», где заказали изготовление деталей подвески с гусеницами и полозья (лыжи). После поиска возможных технических решений остановились на следующем варианте исполнения: мост и кардан взять от моделей «доноров», причём задний мост и его крепление были кардинально изменены, ось немного удлинить и вместо стандартных задних колёс установить вновь изготовленные «приборы» Кегресса. При таком подходе имитация подвески оказалась недействующей, так как крутящиеся барабаны и ролики гусениц изготовить не представлялось возможным.

Помимо деталей подвески и гусениц в мастерской «Херсон Моделс» были заказаны клаксон, боковые сумки, полозья с треногами, цилиндры, в которые входят треноги (середину балки по технологическим причинам решили использовать от модели «донора»). Лыжи, которые размещались на передней оси модели, установили не на одном уровне с шинами, а чуть-чуть повыше – буквально на 0,2 мм, чтобы вся нагрузка от веса модели шла на передние колёса, а не на эти довольно ажурные детали (кстати, они и на прототипе стояли чуть выше, но высоту можно было регулировать в зависимости от дорожных условий гайкой на цилиндре).

Гусеницы для модели изготовили специалисты «Херсон Моделс» из резины с правильным профилем – двойной зигзаг, боковой обвес гусениц отлили из полистирола. Цвет модели выбрали тёмно-зелёным с изумрудным оттенком, сиденья светло-зелёные матовые, комбинация цвета оказалась очень привлекательной.

Как и при работе над первой «конверсией» вновь использовали изготовленные на заказ фототравленые детали: маскот орла на радиаторе, рамку стекла (с возможностью откидывания), приводные цепи, рычаг переключения скоростей, фирменную надпись «Русско-Балтийский» на радиаторе. Кропотливую и трудоёмкую сборку деталей подвески и полозьев, подгонку и установку их на модели, покраску и окончательную сборку моделей осуществил Зиновий Лахтерман. Он же изготовил из толстой фольги накладки на капот с луврами, для этого Зиновию пришлось создать металлическую пресс-болванку. В итоге получилась правдоподобная масштабная модель, а в сочетании с имитацией снега на подставке и фото русской природы в качестве задника в боксе ещё и прекрасно оформленной.

Первые двадцать экземпляров уменьшенных в 43 раза «Руссо-Балт С 24/30 – Кегресс» были проданы в конце 2012 года. После получения моделей коллекционеры высказывали критику по поводу несоответствия между качеством проработки созданной подвески и используемого от модели «донора» и переделанного кузова выпущенной копии автомобиля. Но её создатели Кирилец и Лахтерман сразу позиционировали свои изделия как максимально качественные «конверсии», а не выполненные с нуля модели, поэтому с этим пришлось смириться. Всего планируется выпустить 60 экземпляров копий автомобиля «Руссо-Балт С 24/30 – Кегресс».

На изготовлении второй «конверсии» С. Кирилец и З. Лахтерман решили не останавливаться, в планах очень много интересных новинок, например, «Руссо-Балт» С 24/30 ремонтная авиационная летучка 1911 года.

RUSSO-BALT

Большая часть человечества заинтересована в приобретении масштабных моделей реально существующих или существовавших автомобилей, в той или иной степени. Кому-то они интересны в качестве подарка другу на день рождение, кому-то как игрушка для себя любимого. У одних людей подобные машинки связаны с детскими воспоминаниями, которые во взрослой жизни приобретают более серьезный настрой к коллекционированию.

Пример из жизни

У одного человека первый экземпляр масштабного авто (М:1 к 35) появляется достаточно нестандартным способом, еще в детстве: отец передает подарок сыну полученный в честь празднования Нового года от коллег. Отцу пожелали в скором времени приобрести такой же марки авто, только большое и настоящее. И в действительности, в скором времени это происходит, семья мальчика приобретает автомобиль. Вот таким образом, детский незатейливый подарок становится реальностью. Когда этот мальчик подрос, он решил действовать тем же путём, и присмотрев себе шикарный Mercedes приобретает его миниатюрную копию. На что только люди не идут, чтобы приблизиться к своей мечте.

Конечно, купить масштабный автомобиль или самолет гораздо проще, чем настоящее, но это не единственная причина приобретения миниатюрных копий. Люди, а зачастую мужчины никогда не забывают о своих детских увлечениях: автомобильном моделизме. Недаром это считается довольно увлекательным хобби во времена существования СССР, когда модели авто производились на достаточно хорошем уровне. Даже, сегодня, можно встретить коллекционеров у которых сохранился модельный ряд автомобилей с тех времен: ВАЗ, ГАЗ, грузовики и другой спец. транспорт.

Современный мир принес широкий ассортимент масштабных моделей. Это особенно важно тем, кто увлекается автомоделизмом: настоящее раздолье, масса неограниченных возможностей для реализации своих желаний.

Как все начиналось?

Вернуться домой после тяжкого рабочего дня и не кинуться в объятия комфортного дивана, а подойти к заветному месту на полочке и в сотый раз взять в ладони масштабную модель любимого автомобиля Audi A4. Вот тогда настоящий коллекционер обретает гармонию и спокойное душевное состояние.

Коллекционирование издавна считается элитным увлечением для избранных людей. И не только потому, что стоимость хороших масштабных моделей высока, а потому, что оценить по функциональности суть коллекционных моделей могут только те, кто обладает чувством прекрасного. Недаром, по всему миру насчитывается более десяти миллионов коллекционеров, собирающих модельный ряд масштабных авто. При этом, история начинания сего хобби у каждого своя. Хотя, мы навряд ли ошибемся, если отметим, что большинство моделистов заниматься такого рода хобби начали еще в детстве.

Читать еще:  Автобус зил фото

Игры затянулись….

Какой мальчишка, сжимая в руках игрушечную модель, не мечтает о приобретении настоящей машины в будущем? Есть даже такие индивиды, которые, сидя за рулем своего импортного авто, готовы ехать хоть на край света за давно забытой олимпийской масштабной моделью ВАЗ-2102…

У большинства современных коллекционеров в наличии есть машина, которая перешла к ним по наследству или была подарена еще в детстве. С которой и началась история собирательства моделей авто в масштабе.
Коллекционирование масштабных моделей началось еще в середине прошлого века во времена Советского Союза. Сначала, эта разновидность собирательства выступала в виде производства дорогостоящих миниатюрных копий дефицитных иномарок. После, в виде миниатюрных копий авто советского производства. Буквально, сразу же все коллекционные машины были распроданы в связи с резким ростом спроса на масштабные изделия.
Однако, в отличие от пищевых продуктов и французских духов, модели автомобилей стали по-настоящему популярны среди коллекционеров, в распоряжении которых имелось более сотен, а то и тысяч коллекционных авто советского и зарубежного производства.

Руссо-Балт — автомобильный производитель при царской России

Руссо-Балт — Основан в 1869 году в Риге. территория- 20 га, капитал-9,6 млн. рублей. Пятьдесят цехов в которых находилось 553 станка, 4 тыс. рабочих мест, вот краткая характеристика Русско-Балтийского завода того времени. Его производственные мощности размещались в Риге, Санкт-Петербурге и Твери, а с 1916 года — в Москве и Таганроге. Завод изготовлял не только железнодорожные вагоны, но и сельскохозяйственные машины, стационарные нефтяные двигатели и аэроплан. РБВЗ выпускал также спортивные, грузовые, пожарные машины, машины на полугусеничном ходу, автобусы и броневики и имел статус поставщика императорского двора.

В 1908 году на заводе — специализировавшегося на выпуске вагонов был создан автомобильный отдел. Для выпуска автомобилей возвели специальный цех со 142 новейшими станками. К концу 1910 г. его площадь увеличили с 250 до 700 м2. Кроме того, заготовками и специализированными работами, связанными с автомобилями, занимались кузовной, жестяницкий, обойно-малярный, рессорный, кузнечный, литейный цеха. Автоотдел РБВЗ, где работало 154 человека, располагал кроме механообрабатывающего и сборочного отделений собственными испытательными лабораториями. Для того времени, это была мощная производственная единица. Автомобили марки «Русско-Балтийский», или «Руссо-Балт», выпускал Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ). До 1918 года было выпущено чуть больше 600 автомобилей.

В этой статье мы опишем легковые модели автомобилей Руссо-Балт.

1908г Директор — Иван Александрович Фрязиновский. На должность главного конструктора был приглашен 26-летний Жульен Поттера, который перед этим работал на бельгийской фирме «Fondu». Прототипом первых Руссо-Балт стали автомобили Фондю.

Название Руссо-Балт закрепилось вследствие сокращения названия на французском языке — Russo-Baltique (Руссо-Балтик). Первая серийная модель автомобильного отдела Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ) получила название С-24/30 . Модель С. Её производство было начато 26 мая (8 июня) 1909 г. выпускалась вплоть до 1918 года. Последний её экземпляр был сдан 26 апреля 1918 года окружной коллегии управления Воздушным флотом Петрограда. Индекс модели расшифровывается так: 24 — расчетная мощность двигателя в лошадиных силах, 30 — максимальная мощность. Объем двигателя составлял 4501 см³. В дальнейшем выпускались модификации: С-24/35 (1912—1914) и С-24/40 (1913—1918), с 35-сильным и 40-сильным моторами соответственно. Главной особенностью машин серии «С-24» являлся двигатель, цилиндры которого отливались в двух блоках, а нижние клапаны располагались по обе стороны цилиндров. Для циркуляции воды в системе охлаждения служил центробежный насос. Топливо из расположенного сзади между рессорами бензобака поступало под давлением отработавших газов. Подвеска задних колес в целях обеспечения комфортабельной езды по булыжнику и грунтовым дорогам состояла из трех взаимосвязанных полуэллиптических рессор: двух продольных и одной поперечной.

Машины всех изготовленных 9 серий заметно различались. Так, в 1911 году использовали шины одинакового размера для передних и задних колес(880×120мм). На следующий год завод отказался от карбюратора РБВЗ в пользу французского «Зенит» (Zenith) и изменил профиль кулачков распределительного вала, что позволило поднять мощность с 30 до 35 л. с. В том же 1912 году были удлинены рессоры, и колесная база увеличилась с 3160 до 3165 мм. Дальнейшее повышение мощности приходится на 1913 год вместе с внедрением 4-ступенчатой коробки передач и заднего моста с полуосями одинаковой длины. При этом завод стал делать рамы с увеличенной колесной базой 3305 мм для машин с закрытыми кузовами. В зависимости от типа кузова снаряженная масса автомобилей колебалась от 1540 до 1950 кг.

За 9 лет РБВЗ выпустил 347 автомобилей «С-24», из них 285 — с открытыми кузовами торпедо, 17 лимузинов, 14 лан-доле, 10 дубль-фаэтонов и 21 иных типов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector