Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
48 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Установка лебедки на зил 131

Правила пользования лебедкой

В целях надежной и долговечной работы лебедки соблюдай следующие правила ее эксплуатации. Для включения лебедки:

  • поставь рычаг переключателя коробки передач в нейтральное положение;
  • включи скользящую муфту 1 (рис 1) включения барабана лебедки;
  • нажми до отказа на педаль сцепления;
  • включи передачу (для наматывания или разма­тывания троса) в коробке 7 отбора мощности;
  • плавно отпусти педаль сцепления.

Разматывать свободный трос, как правило, следует

вручную, не включая передачу и выключив муфту 1 включения барабана 5 лебедки.

1 — скользящая муфта включения барабана лебедки; 2 — вилка включения барабана лебедки; 3 — трос лебедки с крюком: 4 — редуктор лебедки; 5 — барабан лебедки: 6 — рычаг управления коробкой отбора мощности; 1 — ко­робка отбора мощности

Для самовытаскивания автомобиля:

  • размотай трос;
  • закрепи трос за надежный предмет (дерево, пень и т. п.) ;
  • выключи сцепление и включи передачу для нама­тывания троса в коробке отбора мощности;
  • включи сцепление и подтягивай автомобиль При 1000—1100 об/мин коленчатого вала двигателя.

При самовытаскивании на увлажненных дорогах с дерновым покрытием допускается включение ведущих мостов на первой передаче коробки передач.

При вытаскивании лебедкой другого автомобиля не­обходимо поставить рычаг переключения коробки пере дач в центральное положение и затормозить автомобиль.

После самовытаскивания (или вытаскивания друго­го автомобиля) необходимо:

  • зацепить крюк троса за передний буксирный крюк;
  • выключить сцепление и включить передачу для наматывания троса в коробке отбора мощности;
  • включить сцепление и плавно натянуть трос,
  • поставить рычаг управления коробкой отбора мощности в нейтральное положение.

Рис. 2. Схема пользования лебедкой с применением блока:

а — при самовытаскивании, б — для изменения направления тяги при вытаскивании другого автомобиля, в — для увеличения усилия при вытаскивании другого автомобиля.

Для увеличения тягового усилия (свыше 4500 кгс) при самовытаскиваиии следует применять блок (поли­спаст) (рис 2, а) который закрепить за неподвижный предмет, выбранный в качестве опоры, а крюк троса ле­бедки— за передний буксирный крюк автомобиля.

Для изменения направления (рис.2, б) тяги при вы­таскивании другого автомобиля блок (полиспаст) за­крепляют на неподвижном предмете, служащем опорой, а крюк троса лебедки зацепляют за «буксирный крюк вытаскиваемого автомобиля.

Для увеличения тягового усилия при вытаскивании другого автомобиля (рис. 2, в) блок (полиспаст) закреп­ляют за крюк вытаскиваемого автомобиля, а крюк тро­са лебедки — за неподвижный предмет, .служащий опо­рой.

При пользовании лебедкой не допускается:

  • тяговое усилие на тросе без применения блока более 4500 кгс;
  • рабочая длина троса более 65 м, при этом не ме­нее трех-четырех витков должно оставаться намотан­ными на барабан;
  • частота вращения барабана при наматывании троса под нагрузкой более 15—16 об/мин,
  • температура масла в редукторе при работе ле­бедки более 130° С;
  • угол расположения троса по отношению к оси ав­томобиля (в горизонтальной плоскости) более 15°. При больших углах применяй блок (полиспаст).

При работе с лебедкой категорически запрещается:

  • пользоваться тросом лебедки для буксировки ав­томобиля;
  • включать передачу заднего хода автомобиля во время работы лебедки;
  • находиться возле троса или между тросами (при использовании блока) и поправлять укладку витков тро­са во время работы лебедки;
  • закладывать в отверстие вилки кардана болты или другие детали вместо специального предохранитель­ного пальца;
  • переключать передачи во время подтягивания ав­томобиля;
  • начинать движение автомобиля с отключенным от вала барабаном лебедки.

Конструкция и ремонт лебедки автомобиля ЗИЛ-131

На автомобиле установлена лебедка, предназначенная для самовытаскивания автомобиля при преодолении труднопроходимых участков пути, а также для оказания помощи другим застрявшим в пути автомобилям

Лебедка (рис. 1) установлена спереди автомобиля, прикреплена болтами к переднему буферу и передней поперечине рамы.

Передний буфер крепится болтами к съемным удлинителям лонжеронов.

Привод лебедки осуществляется карданным валом от коробки отбора мощности, закрепленной на коробке передач.

Барабан 5 лебедки свободно вращается на валу и жестко соединяется с валом при помощи муфты 29.

При переводе рукоятки вилки 35 включения барабана в крайнее левое положение муфта включения барабана передвигается на валу по двум шпонкам и торцовыми кулачками входит в зацепление с торцовыми кулачками барабана.

Вилка включения барабана установлена на траверсе лебедки.

Вилка включения снабжена тормозной колодкой, шарнирно закрепленной в ушках траверсы на оси.

При выключении муфты тормозная колодка под действием нажимного болта с пружиной упирается в торец реборды барабана, притормаживает его вращение и предотвращает возможность самораспускания троса при разматывании его вручную.

Тормоз регулируют натяжением или ослаблением пружины упорного болта при помощи гайки с контргайкой, а при необходимости (когда усилие пружины недостаточно) — перемещением этого болта ввертыванием или вывертыванием резьбовой втулки. Давление пружины отрегулировано правильно, если трос разматывается под действием усилия руки без самораспускания в реборде барабана с внутренней стороны имеется впадина, в которую закладывают конец троса, закрепляя его скобой и гайками.

Трос лебедки стальной, нераскручивающийся, с металлическим сердечником. На свободном конце троса закреплен крюк.

Вал барабана вращается в трех бронзовых подшипниках, из которых два установлены в картере редуктора и один в траверсе. Траверса и картер редуктора прикреплены болтами к поперечинам.

Подшипник вала барабана в траверсе смазывают через масленку 30.

Подшипники вала барабана в картере редуктора смазываются маслом, стекающим с червячного колеса редуктора и со стенок крышки картера. Поверхности вращения барабана на валу смазываются через две масленки 18, расположенные у ступиц барабана.

Читать еще:  Руссо балт вулкан

Редуктор лебедки (рис. 2) состоит из глобоидного однозаходного стального червяка 21, червячного колеса 3 с бронзовым венцом, разъемного картера, вала 7 барабана, автоматического тормоза, подшипников и их крышек. Червячное колесо редуктора установлено на валу барабана лебедки на двух шпонках и закреплено от осевых перемещений штифтом.

Перемещение вала барабана с червячным колесом в осевом направлении осуществляется изменением толщины набора прокладок под шайбой 4, установленной между правым торцом картера редуктора и торцом выточки в крышке 6. Шайба 4 прикреплена к торцу вала болтами. В крышке картера редуктора имеется смотровой люк, закрытый крышкой 11. Червяк 21 установлен в картере 13 редуктора на двух конических роликовых подшипниках. Подшипники закрыты крышками 14 и 22. В крышку 14 запрессована манжета 18. Крышки подшипников прикреплены к картеру редуктора болтами.

На заднем конце вала червяка установлены барабан 15 автоматического тормоза редуктора лебедки и фланец 16 крепления карданного вала. Барабан тормоза смонтирован на шпонке, а фланец — на шлицах; от осевых перемещений они закреплены гайкой. Барабан тормоза закрыт крышкой. В крышке имеется войлочная манжета 17, предотвращающая попадание грязи в тормоз.

Между торцом внутреннего кольца подшипника и торцом ступицы барабана тормоза расположено уплотнительное кольцо из меди или паронита.

Торможение барабана осуществляется лентой 9 тормоза с фрикционной накладкой. Один конец ленты тормоза закреплен в стенке крышки подшипника жестко, а другой — подвижно через пружину. Пружина затягивает ленту в направлении, противоположном вращению вала червяка при наматывании троса лебедки. Лента под действием силы трения сжимает пружину, что приводит к ослаблению нажатия ленты на барабан, т. есть к уменьшению торможения

Вследствие жесткого закрепления противоположного конца ленты при обратном вращении под действием силы трения происходит самозатягивание ленты, вызывающее притормаживание червяка.

При небольшой частоте вращения вала червяка усилие торможения, создаваемое автоматическим тормозом, незначительно и не препятствует разматыванию троса.

В случае среза в результате перегрузки предохранительного пальца, когда барабан лебедки начинает вращаться в обратном направлении с повышенной частотой вращения, действие тормоза становится значительным и служит дополнением к самотормозящему действию червячной передачи, препятствующему быстрому вращению барабана лебедки и разматыванию троса.

Натяжение ленты тормоза регулируется гайкой 24. При вращении гайки по часовой стрелке нажимное усилие пружины увеличивается. Тормоз должен быть отрегулирован так, чтобы при разматывании троса чрезмерно не нагревался его барабан

К нижней полке переднего буфера и задней поперечине лебедки болтами прикреплены направляющие троса лебедки. Спереди между направляющими установлены направляющий ролик троса лебедки и штанга, удерживающая трос от выпадения. Ролик вращается на оси, закрепленной гайками в направляющих. Смазывают подшипники роликов через масленку, установленную в левом конце оси ролика.

Карданный вал лебедки (рис. 3) трубчатый, с двумя шарнирами. На переднем конце карданного вала установлена вилка с предохранительным штифтом, на заднем на шлицах, установлена скользящая вилка. При увеличении нагрузки выше предельной штифт срезается, предохраняя детали лебедки от поломки.

Техническое обслуживание лебедки заключается в проверке и подтяжке всех деталей крепления, смазывании подшипников, смене масла в редукторе, проверке качества уплотнений, регулировке подшипников, проверке и регулировании осевого зазора вала барабана и зацепления червячной передачи

Картер редуктора лебедки заправляют маслом через люк в верхней части редуктора до уровня контрольно-заливного отверстия.

После 15—20 подтягиваний автомобиля надо проверять уровень масла. При необходимости следует добавлять масло до уровня контрольного отверстия. Масло в редукторе следует менять в сроки, указанные в карте смазывания.

Шарниры, шлицевые соединения карданных валов привода лебедки, подшипники вала барабана и направляющего ролика надо смазать согласно карте смазывания.

Зил -130

Зил самосвал

Лебедка ЗИЛ

Лебедка ЗИЛ

На грузовых автомобилях повышенной проходимости (ЗИЛ-157, КрАЗ-214. Урал-375 и др.) устанавливают лебедку. при помощи которой преодолевают тяжелые дорожные участки. эвакуируют застрявшие машины, поднимают и подтягивают грузы.

Лебедка ЗИЛ

Лебедка представляет собой барабан на который намотан трос. Барабан насажен на вал с червячным колесом, находившимся в зацеплении с червяком. Червячная пара расположена в картере и приводится во вращение от коробки отбора мощности при помощи карданной передачи. Коробка отбора мощности имеет обычно две рабочие передачи для подтягивания груза и одну для разматывания троса.

Большинство лебедок оборудовано автоматическим ленточным тормозом. При внезапном вращении барабана лебедки под нагрузкой в обратном направлении, т.е. при выключенном сцеплении автомобиля, тормозная лента затягивается и создает значительное сопротивление вращению тормозного барабана. Остановке барабана способствует самотормозящее действие червячной пары лебедки.

Лебедка в разборе

Лебедки автомобилей ГАЗ-66 развивают тяговое усилие 3500 кг, ЗИЛ-4500-5000 кг,Урал-375- 7000 кг, КрАЗ-214Б-8000 кг. Рабочая длинна троса лебедок-55-65 м.

Характеристики лебедки ЗИЛ

Длинна троса — рабочая — 65 м

Длинна троса — общая — 72

Вид лебедки — Горизонтальная установлена на переднем бампере автомобиля с червячным редуктором и тормозом.

Передаточное число редуктора лебедки — 31

Тяговое усилие лебедки — 45 кН

Карданный вал лебедки

Состоит из трубы со шлицами, скользящей вилки, двух крестовин, фланца, предохранительного штифта, вилка карданного вала, пресс масленка, шплинт.

Читать еще:  Карбюратор к 135 для зил 130

Карданный вал лебедки

Коробка отбора мощности

Устанавливают на коробку передач, с правой стороны сделан люк под установку. КОМ с реверсом, крутит в обе стороны. КОМ состоит из картера коробки передач, блока зубчатых колес, главного вала, ось зубчатого колеса, вилка включения, 2 шариковых подшипников, фланец. Шестерня КОМ вращается от задней скорости КПП. При установке КОМ валы должны крутится свободно без закусывания шестерен, проворачивая рукой. Вал регулируется набором бумажных прокладок под крышку подшипника. ТО коробки КОМ такое же как и у коробки передач.

коробка отбора мощности зил

Блок (полипласт) лебедки

Каждый автомобиль имеющий лебедку комплектуется блоком полипласт. С помощью этого блока можно увеличить мощность лебедки в двое, так как оно делит усилие пополам. Трос лебедки при эксплуатации автомобиля должен всегда быть туго намотан на барабан.

Лебедка включается так же как и КПП. Выжимаем сцепление и включаем КОМ в нужном направлении и отпускаем сцепление. В некоторых случаях можно разматывать трос при движении автомобиля.

блок полипласт

Важное при эксплуатации лебедки

  1. Не вытягивайте трос до самого конца, остаток троса должен составлять 4 витка барабана. Рабочая длинна троса 65 м а общая 70 м.
  2. Температура масла в картере чтобы была не больше 130 градусов.
  3. натяжение троса не должно быть более чем 45кН. В остальных случаях используйте блок полиспаст.
  4. Включайте раздатку КОМ и руками вытягивайте трос в натяжку.

схема лебедки зил

Запрещается при использовании

  1. запрещается включать заднюю скорость при работе лебедки.
  2. При большой нагрузке лебедки нельзя включать передачи скоростей.
  3. Запрещается буксировать лебедкой другой автомобиль.
  4. При работе лебедки запрещается находится рядом с тросом и делать выравнивание троса в барабане лебедки.
  5. При перегреве лебедки в шестернях редуктора, необходимо остановить работу и обнаружить причину перегрева.

червячный механизм

Техническое обслуживание лебедки

Производится своевременный осмотр всех деталей, производится протяжка болтов креплений подшипников, замена масла, проверка сальников, регулировка зацепления шестерен.

Необходимо периодический смазывать шарнирные соединения карданного вала и вала барабана лебедки.

При появлении зазора в червячной паре, регулируют подшипники или меняют механизм.

Конические подшипники червяка регулируются бумажными прокладками под крышкой.

Регулировку зацепления пятна контакта определяют нанесением краски на зубья зацепления. Редуктор будет греться при неправильном зацеплении пятна контакта.

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Принцип работы лебедки и других узлов грузовика ЗИЛ-131

Лебедка ЗИЛ-131 — это механизм, который необходим для самовытаскивания транспортного средства во время преодоления труднопроходимых участков дороги.

Устройство основных механизмов грузовика

Конструкция автомобиля включает в себя такие элементы, как:

  • лебедка;
  • трансмиссия;
  • стартер;
  • система охлаждения;
  • тормозная система;
  • система питания;
  • система зажигания;
  • электрооборудование;
  • система подкачки колес.

Лебедка

Этот механизм состоит из:

  • редуктора;
  • барабана;
  • масленки;
  • упорных колец;
  • тормозной колодки;
  • троса;
  • направляющего ролика;
  • фиксатора и привода лебедки;
  • шплинта;
  • крепежных элементов.

Технические характеристики оборудования:

Лебедка расположена на передней части корпуса автомобиля и прикреплена специальными гайками к буферу и передней поперечине опорной рамы. За стабильную работу привода отвечает карданный вал от коробки отбора мощности. Барабанная часть вращается на валу и соединяется с ним при помощи муфты.

Трансмиссия

Здесь установлена механическая (МКПП) коробка передач ЗИЛ, которая оборудована двумя синхронизаторами.

Передаточные числа КПП ЗИЛ:

  • первая передача — 7,44;
  • вторая передача — 4,1;
  • третья передача — 2,29;
  • четвертая передача — 1,47;
  • пятая передача — 1,00.

Схема переключения передач приведена в руководстве пользователя.

Трансмиссия транспорта оснащена раздаточной коробкой и сцеплением ЗИЛ.

Устройство раздатки на ЗИЛе-131 включает в себя следующие элементы:

  • рычаг управления;
  • электровоздушный клапан;
  • шланг соединительного типа;
  • серьгу рычага;
  • стержень вилки включения первой передачи;
  • трубку.

Стартер

Для подключения стартера используется вспомогательное реле. Сам процесс активации механизма происходит дистанционно.

Электрический стартер включает в себя: неподвижные контакты, обмотку, рычаг включения, крышку, шестерни, муфту свободного хода, коллектор, щетку, вал привода и стяжную шпильку.

Тяговое реле электромагнитного типа замыкает контакты электрической цепи и вводит шестерни в зацепление с ободом маховика силового агрегата. Перемещение корпуса привода осуществляется по резьбе ленточного типа вала якорного устройства. Шестерня выходит из зацепления под воздействием пружинного механизма.

Система охлаждения

Здесь установлена жидкостная система охлаждения с принудительной циркуляцией топлива внутри системы.

В прогретом моторе жидкость засасывается из радиаторной части в водяной насосный элемент и под давлением переходит по двум нагнетающим патрубкам в левый и правый блоки цилиндрических механизмов. Во время движения она также охлаждает гильзы цилиндров.

Схема этой системы включает в себя:

  • радиатор;
  • водяной насос;
  • пробку;
  • перепускной шланг;
  • термостат;
  • кран;
  • отводящую трубку;
  • датчик.

Емкость системы охлаждения вмещает в себя 17 л. Количество охлаждающей жидкости всегда должно быть не менее 13-15 л.

Тормозная система

Тормозная система ЗИЛа-131 включает в себя следующие элементы:

  • компрессор;
  • предохранительный клапан;
  • манометр;
  • тормозную педаль;
  • шланг;
  • головку подвода воздуха;
  • тормозную камеру;
  • электровоздушный клапан;
  • раздатку.

Транспорт оснащен независящими друг от друга ручным и ножным тормозным механизмом. Конструкция ручного тормоза состоит из двух внутренних колодок. Такой тип тормозов необходим для принудительной остановки транспорта в экстренных случаях.

Привод тормоза ножного типа срабатывает при нажатии на тормозную педаль, а также за счет работы пневматической системы автомобиля, которая действует на колодки, находящиеся на каждом колесе.

Читать еще:  Руссо балт м24 35

Система питания

Здесь установлена принудительная система питания, оборудованная предпусковым подогревателем и насосом диафрагменного типа для подачи топливной жидкости. В качестве топлива используется бензин с октановым числом не менее АИ-76.

Транспорт, выпускаемый заводом имени Лихачева, оснащен двумя емкостями для топлива. Объем бака равен 170 л. Емкости расположены с двух сторон под грузовой платформой.

Устройство этой системы включает в себя:

  • топливный насос;
  • фильтрующий элемент тонкой очистки;
  • карбюратор;
  • воздухопроводящую трубку;
  • угольник;
  • сетчатый фильтр;
  • пробку;
  • резиновый шланг;
  • отстойник.

Система зажигания

Система зажигания ЗИЛа-131 — бесконтактного типа, которая состоит из катушки зажигания, распределительного механизма, свечей зажигания и проводов высокого напряжения.

Во время установки добавочного сопротивления необходимо учитывать, что оно не герметично, поэтому рекомендуется устанавливать его выше уровня брода.

Для того чтобы выставить зажигание на ЗИЛе, нужно установить поршень в положение верхней мертвой точки, расположить паз привода на валу распределительного механизма, провернуть коленчатый вал на 1-1,5 оборота по часовой стрелке и провернуть корпус распределителя против часовой стрелки.

Электрооборудование

Цветная схема электрооборудования ЗИЛ-131 представлена в руководстве пользователя.

Здесь установлена однопроводная электрическая система с номинальным напряжением 12 В. Клеммы, которые отрицательно заряжены, подсоединяются к массе транспортного средства. Устройство электропроводки предусматривает наличие проводов низкого и высокого напряжения.

Подключать дополнительные электрические механизмы можно только в соответствии с электросхемой, которая есть в инструкции.

Основные неисправности системы связаны с коротким замыканием или обрывом цепи. Для диагностики рекомендуется использовать специальный прибор, оборудованный контрольной лампой.

Система подкачки колес

Для накачки колес здесь используется централизованная система регулировки уровня давления воздушного потока в шинах.

Питание шин осуществляется за счет сжатого воздуха из баллонов привода пневматического типа тормозной системы.

В конструкцию системы регулировки входит кран комбинированного типа, необходимый для управления уровнем давления. Такой кран оснащен клапаном-ограничителем и воздушными проводами с гибкими шлангами. Шинные краны соединены с вентилями камер пневматических шин.

Все клапаны находятся в литом корпусе на магистрали, подводящей воздух от баллонов тормозных механизмов к центральному крану управления.

Обслуживание и ремонт

Обслуживание и ремонт ЗИЛа-131 нужно проводить только при отключенном двигателе и на специальной площадке.

Причины, по которым требуется проведение ремонтных работ:

  1. Сильно греется двигатель и стреляет глушитель.
  2. Выработка ресурса, из-за чего выходят из строя коленчатый вал, блок цилиндров, трансмиссия и другие основные узлы автомобиля.
  3. Прогорание поршневого устройства.
  4. Наличие повреждений и трещин на корпусе двигателя, коробки передач и блока цилиндров.
  5. Короткое замыкание или обрыв электрической цепи.

Техническое обслуживание предполагает замену масляной жидкости, внешний осмотр агрегатов и замену расходников.

Почему не заводится, и что делать

Силовой агрегат может не заводиться из-за отсутствия топлива в системе, заедания воздушной дроссельной заслонки, засорения жиклеров.

Для того чтобы отремонтировать двигатель, необходимо:

  1. Продуть топливные провода.
  2. Проверить работоспособность игольчатого клапана, который расположен на карбюраторе.
  3. Провести осмотр топливного насоса на наличие дефектов и повреждений.
  4. Продуть цилиндрические элементы.
  5. Провернуть коленчатый вал мотора при помощи электрического стартера при полностью открытых дроссельных заслонках.
  6. Проверить работоспособность заслонки воздушного типа.
  7. Промыть жиклеры ацетоном и продуть воздухом.

Регулировка карбюратора

При правильно отрегулированном карбюраторе дроссели и воздушные заслонки будут открываться и закрываться в соответствии с положением тормозной педали.

Регулировка карбюратора проходит в несколько этапов. Сначала настраивают ручной и ножной привод дросселей, только после этого переходят к настройке воздушной заслонки.

Привод ножного типа регулируется при помощи резьбовой вилки, а ручной — с использованием зажима, который устанавливают на конец троса привода.

На малых оборотах холостого хода мотора разрежение из впускного трубопровода передается через отверстие системы холостого хода, после чего рабочая жидкость попадает в систему смазки.

Как выставить зажигание

Для того чтобы выставить зажигание на ЗИЛе, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Установить поршневой механизм цилиндра под номером 1 в положение верхней мертвой точки.
  2. Провернуть коленвал до совмещения отверстия на шкиве коленвала с меткой высшей мертвой точки.
  3. Расположить паз на вал привода распределителя.
  4. Вставить привод в гнездо блока.
  5. Провернуть коленвал на величину установочного угла.
  6. Убрать крепежный болт с пластины.
  7. Включить зажигание.
  8. Провернуть корпус распределительного устройства в гнездо привода.
  9. Проверить правильность установки проводов всех цилиндров.

Регулировка сцепления

Регулировка сцепления проводится в несколько этапов. На первом необходимо отрегулировать свободный ход педали сцепления. Для этого нужно:

  1. Измерить ход от центральной части пластины до механизма.
  2. Опустить педаль до упора.
  3. Соединить рычаг с верхней проушиной толкателя при помощи эксцентрикового пальца.
  4. Закрутить корончатую гайку.

На втором этапе необходимо отладить ход муфты. Ее свободный ход не должен превышать 4 мм. Регулировка осуществляется при помощи сферической гайки.

На последнем этапе нужно отрегулировать полный ход толкателя гидравлического усилителя руля.

Регулировка тормозов

Регулировка тормозов проводится только на холодных механизмах. Нужно подать сжатый воздух под давлением в тормозную систему, а также в тормозную камеру. После чего необходимо провернуть ось червяка так, чтобы шток камеры находился в пределах 25 мм. Затем следует проверить, как вращается барабанное устройство.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector