Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вездеход витязь на севере

Вездеход Витязь – российский транспортер амфибия покоривший мир

Кто в широтах Крайнего Севера, непроходимой тайги, Камчатки и Антарктиды не бывал, тот, пожалуй, и вездехода Витязь не видал! История создания этого плавающего тягача, с уникальнейшим поворотно-цепным устройством, разрабатывающимся в СССР в течение двух лет и являющимся истинно российским ноу-хау, достаточна интересна.

История создания

Своими корнями она уходит в далекое прошлое, когда войска второго Белорусского фронта, на подступах к Берлину, форсировали реку Одер.

В конце Великой Отечественной войны союзник СССР, США, имел на вооружении плавающие бронетранспортеры, а советские войска преодолевали водные преграды дедовскими методами, используя обычные плащ-палатки, заполненные опилками, понтоны, бревна и доски.

Среди бойцов, переправлявшихся через Одер в районе Франкфурта, был молодой солдат Константин Осколков. Ему врезалось в память, как все оружие: пулеметы, минометы и ящики со снарядами солдаты, находившиеся по грудь в воде, выносили на себе.

Количества погибших бойцов той переправы через реку, неизвестно никому. Спустя годы, Константин Осколков, окончив технический ВУЗ по автомобильному строению, приступил к созданию большегрузного вездехода для транспортировки ракетных установок, как того хотел товарищ Сталин.

Первые трудности в производстве

За рубежом впервые о машине заговорили 16 июня 1971 года, когда директору ЦРУ в специальном донесении сообщили, что в Советском Союзе прошли испытания большегрузного транспортера-болотохода, способного преодолевать труднопроходимые районы тундры, снежные пустыни Крайнего Севера и Антарктиды.

Этим Страна Советов доказала Соединенным Штатам, что способна защитить все самые отдаленные рубежи. Дальнейшая судьба производства в нашей стране уникального вездехода была сопряжена с огромными трудностями.

Если посмотреть видео про вездеход Витязь (чтобы просмотреть видео, дочитайте статью до конца), то сразу можно прийти к выводу, что аналогов данной мощной гусеничной машины или, как ее называют в народе «исполинской змеи», нет во всем мире.

Двухзвенный Вездеход Витязь, в нашем 21 веке, пытаются воспроизвести корейцы, финны и представители других стран. Но у них пока ничего не получается, так как наш отечественный вездеход имеет грузоподъемность в 30 тонн и способен преодолевать вертикальные препятствия в полтора метра.

Он был слишком сильно засекречен и тайна вездехода, его технические характеристики не известна никому, кроме его конструкторов.

Гусеничный вездеход Витязь планировалось выпускать для нужд министерства обороны СССР. В городе Ишимбай, который находится Башкирии, для производства этой машины за четыре года был построен завод. Но в 1981 году, когда были выпущены первые машины, оборонная промышленность от Витязей отказалась, так как основной упор в те годы делался на танки.

Если смотреть на вездеход Витязь, ни у кого не возникнет сомнений, что это незаменимая машина при освоении новых земель на крайнем севере, в непроходимых лесах и болотах тайги, в степях Казахстана и на бескрайних снежных полях Антарктиды, где обычные тракторы не пройдут.

Оказавшись не востребованным в военных целях, плавающие вездеходы стали широко использоваться в народном хозяйстве. 1986 год стал для производителей гусеничной машины решающим. Тогдашний генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев заявил всему миру о сокращении производства вооружения в СССР.

Неимоверными усилиями завод, производивший двухзвенные вездеходы, удалось отстоять, но выпуск их был значительно сокращен.

Практическое применение машины

Из видео видно, как вездеход Витязь на севере в условиях вечной мерзлоты, среди бескрайних пустынь с многометровой толщей снега с легкостью преодолевает огромные пространства, доставляя необходимые грузы и оборудование строителям и зимовщикам.

Благодаря уникальной конструкции плоскозвенчатых металлических гусениц, оказывающих минимальное давление на грунт, Витязь был и остается сегодня единственным и уникальнейшим вездеходом.

В 1995 году, во время боевых действий в Чечне, при распутице на дорогах, по которым не могла пройти боевая и обеспечивающая техника, из ленинградского военного округа по воздуху срочно перебрасываются вездеходы Витязь, которые подвозят боеприпасы.

Военные с восторгом констатируют неопровержимый факт: широкая гусеница вездехода оказывает минимальное давление на грунт, тем самым исключается срабатывание взрывателей противотанковых мин.

Витязь гусеничный вездеход, он же амфибия, он же болотоход, использовался при преодолении страшных последствий цунами 2004 года в южном полушарии земного шара, доставляя спасателей, врачей, лекарства, чистую питьевую воду и предметы первой необходимости населению пострадавшего региона.

Машина, напоминающая исполинскую змею при форсировании водных преград в Сибири и в других отдаленных уголках бескрайней России, не оставит зрителя спокойным и равнодушным.

Там, где не пройдут японские, немецкие, корейские или французские внедорожники, спокойно проползет русская гусеница: вездеход Витязь, равного которому лучшие заокеанские умы еще не придумали.

В наше время такую гусеничную технику можно приобрести. Сейчас на рынке представлены основные модели ВИТЯЗЬ ДТ-10П-1, ДТ-30П-1 технические характеристики которых представлены ниже.

Цена одной машины около 6 млн. рублей. На выбор предлагаются транспортеры с двумя отечественными двигателями В-46-5СУ и ЯМЗ-8401.10, а также с американским двигателем от компании Cummins, работающим в паре с английской трансмиссией Allison.

Если задастся вопросом, стоит ли иметь такую машину, то ответ не однозначный. Как правило, такие вездеходы приобретают крупные компании, работающие в дали от цивилизации, на девственных и мало освоенных землях, где без такой техники не обойтись.

Читать еще:  Самодельные вездеходы на базе газ 66

Для компаний среднего и мелкого уровня двухзвенные вездеходы Витязь будут не выходы, так как слишком дорогие в эксплуатации и обслуживании. Для таких компаний больше подойдут вездеходы на шинах низкого давления.

Русский вездеход ДТ-30п «Витязь» – самый проходимый сухопутный транспорт на планете

В этой машине удивительно все: размеры, расход топлива, цена и возможности. Последние настолько высоки, что вездеход ДТ-30п или «Витязь» считается едва ли не самым проходимым сухопутным транспортом на планете.

Монстр в поле

Ухабистое поле, которые мы не спеша одолевали на пикапе Toyota Hilux и пару раз сели на защиту картера, «Витязь» пролетает с такой прытью, будто это ровная столешница. Хотя слово пролетает звучит изрядным преувеличением для агрегата с максимальной скоростью под 40 км/час, но поверьте, из кабины этого монстра даже 40 км/час не кажутся медленными.

Ухабы он обтекает с мягкостью ящерицы, но вот амплитуда колебаний кабины такова, что через некоторое время хочется выйти на свежий воздух. Ну еще бы: при собственной высоте три с лишним метра «Витязь» в лоб одолевает ступеньки в человеческий рост и переезжает рвы длиной с легковушку. Когда в лобовом стекле маячит то небо, то земля, остается надеяться на крепость вестибулярного аппарата.

Но является ли он самым проходимым на планете? Для каждых условий хорош свой тип вездехода, но по совокупности качеств «Витязь» если не самый проходимый, то один из.

Судите сами: суммарная ширина двух гусениц — как легковой автомобиль. Они почти смыкаются под корпусом машины, поэтому просвет в 40 см, по сути, не особенно нужен: чаще всего «Витязь» попросту обкатывает препятствия своими траками. Передняя часть машины скошена вровень с гусеницами, а перед атакой особенно сложных уклоном «Витязь» способен изгибаться, задирая верхнюю часть. А давление на поверхность меньше, чем у ног человека, что позволяет ездить по снегам и болотом, не слишком утопая.

Утопить его в принципе непросто, потому что «Витязь» прекрасно плавает. Нам, среднестатистическим водителям, сложно представить, как кусок металла массой 30 тонн может плавать, да еще с грузом, но посмотрите на фото: осадка порожнего «Витязя» на плаву доходит до середины кузова, а расположенные сверху воздухозаборники обеспечивают работу двигателя, даже если машина ушла под воду по верх стекол. Гребет «Витязь» гусеницами, но по заказу доступен винт, с которым скорость на воде возрастает с 5 до 15 км/час.

Прицеп с мотором

Опытные джиперы тут же заявят, что, мол, прицеп для внедорожника — что кандалы. Но второе звено «Витязя» никакой не прицеп, а единая часть машины, которая соединяется с основной через гидравлическую сцепку. Смысл такой конструкции прост: если сделать цельный вездеход такой длины (почти 16 метров), он станет неповоротливым. А так две половинки «Витязя» изгибаются в двух плоскостях, что позволяет ему поворачивать, обтекать холмы и выгибаться превентивно перед проездом сложных участков.

А еще он полноприводный. Все четыре гусеницы ведущие, а три дифференциала — блокируемые. Добавьте к этому 800-сильный дизель ЯМЗ-8401, момент которого усиливается гидромеханической трансмиссией: если что-то и остановит этот гусеничный поезд, то остальные вездеходы встанут еще раньше. Некоторые версии «Витязя» оснащаются мотором В-46 — потомком дизеля В-2 от танка Т-34, но в полтора раза более мощного.

Чтобы попасть в кабину, нужно взобраться по лестнице примерно на уровень второго этажа, и тем любопытнее найти здесь не танковый склеп, а вполне комфортабельный салон, больше напоминающий интерьер грузовиков. Основная разница — в невероятной ширине машины, потому что в ряд садятся четыре человека, а на деле может и шесть. Еще несколько мест есть на втором ряду.

За «баранкой»

Управление вездеходом на удивление несложное: жми педали да рули. Выбор в пользу руля объясняется просто: машина поворачивает не за счет торможения одного ряда гусениц, а благодаря излому сцепки. Руль позволяет плавно контролировать степень этого излома, и управление в целом напоминает автомобильное. Но с поправкой на габариты, потому что маневренность «Витязя» — хуже, чем у фуры.

Коробка передач гидромеханическая, то есть педалей лишь две (газ и тормоз), а вместо рычага коробки — несерьезного вида селектор под рулем. Но выбор передач целиком за водителем: селектором он указывает, какую ступень из четырех возможных активировать, остальное сделает гидравлика.

«Витязи» — недешевые игрушки, если сказать мягко. Вообще за новый ДТ-30п простят около 40 млн рублей, подержанные экземпляры продаются по ценам от 10 млн рублей. Дорого? Ну еще бы. По меркам частников его цена, сложность и сопутствующие расходы где-то за гранью понимания.

Например, расход топлива по бездорожью достигает 300 л/100 км. На это работает и масса машины, и сложная трансмиссия, и гусеничный движитель. Колесные автомобили на шинах низкого давления как правило экономичней и быстрее, но, когда дело доходит до перевозки тяжестей по слабонесущим грунтам, альтернатив гусеничному ходу нет.

Читать еще:  Sharp вездеход цена

Зачем все это?

Для чего вообще нужны такие исполины? «Витязи» разрабатывались в разгар холодной войны, и основной задачей была перевозка баллистических ракет по тяжелому бездорожью. Идея была такой: забросить ракету в настолько глухую тундру, где искать не будет никто.

Невероятные возможности «Витязя» будоражили фантазию разработчиков, поэтому появилось множество проектов гражданского и военного назначения, включая мобильные крепости с вооружением для борьбы с танками и авиацией.

Но большая часть грандиозных проектов так и остались на кульманах. Армия приняла «Витязь» прохладно, поскольку он был все-таки грузовиком, а не бронемашиной.

Несколько раз его существование оказывалось под угрозой, но «Витязи» спас нефтегазовый сектор России и геологоразведка: на севере такие машины используются для доставки грузов и в качестве шасси для спецоборудования: краны, экскаваторы, платформы, пожарные машины.

В последние годы интерес в «Витязю» проявили и военные: связано с это с освоением Арктики. Низкое давление на поверхность (0,3 атмосферы) позволяют вездеходу двигаться с грузом по льду, хотя во время испытаний на маршруте Тикси-полуостров Котельный одна из машин провалилась под лед. Но, главное, не утонула: члены экспедиции спасли и вездеход, и бочки с топливом, которые он вез.

Производство машин серии ДТ с 1982 года идет на заводе в Ишимбае, и, если кому-то «тридцатка» кажется избыточной во все смыслах, завод предлагает альтернативы грузоподъемностью 5, 7 и 10 тонн. Все они построены по единой схеме сочлененного гусеничного вездехода, но остаются самостоятельными разработками.

Но королем бездорожья все-таки является «Витязь», хотя бы потому, что прямых аналогов ему попросту нет. А колесные внедорожники после знакомства с ним и вовсе кажутся пузотерами.

9 уникальных советских вездеходов, для которых не существует вообще никаких преград

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Наша страна всегда славилась своими необъятными просторами и уникальным климатом. Но для покорения ее наиболее отдаленных уголков нужны не только сильные духом люди, но и особые машины. Поэтому не будет ошибкой сказать, что у нас строились лучшие вездеходы. Этой технике нипочем ни болота сибирской тайги, ни холод арктической тундры.

1. ГТ-С / ГАЗ-47

В 1951 году инженерам Горьковского автозавода поручили разработать новое для них транспортное средство – снегоболотоход. Всего за три месяца была спроектирована машина, предназначение которой – перевозка людей и грузов в особо тяжелых климатических и дорожных условиях. Несмотря на скромную мощность 74-сильного бензинового двигателя, грузоподъемность ГТ-С составила 1 тонну.

Транспортер ГТ-С, а также его дальнейшие модификации, стал настоящей рабочей лошадкой в Сибири и на Крайнем Севере. Машина даже участвовала в Антарктической экспедиции.

2. Урал-5920

В конце 1960-х годов в Советском Союзе началось проектирование крупного грузового автомобиля, который мог бы передвигаться в самых сложных условиях. В московском институте НАМИ разработали новейшую конструкцию т.н. вагонного типа, когда стальная рама опирается на две тележки с гусеничной тягой.

Экспериментальный НАМИ-0157БК получил кабину и «раздатку» от Урал-375, двигатель ЗИЛ-375, ЗИЛовские ведущие мосты. Как и задумывалось, машина грузоподъемностью 8 тонн отличалась отличной проходимостью, преодолевала броды до 2 метров глубиной, брала склоны до 30 градусов крутизной. Но самое главное было то, что управлять таким аппаратом мог почти что любой водитель с «грузовой» категорией в правах.

Лишь в начале 1980-х годов грузовик под именем Урал-5920 пошел в производство. Машины собирались буквально поштучно, для нужд сибирских нефтяников и газовщиков. Даже сейчас, спустя десятки лет, для новых снегоболотоходов Урал-5920 есть работа в Сибири.

3. КрАЗ-255Б

В 1967 году в городе Кременчуг начали собирать новейшие грузовики повышенной проходимости. Это была 6-колесная полноприводная машина, которая заслужила славу настоящего вездехода. Водители уважали КрАЗ-255Б за поразительную проходимость и называли машину «лаптежником» и «луноходом». Но при они этом не жаловали неудобную деревянную кабину и тяжелые условия труда.

На КрАЗ-255Б стоял 14,9-литровый двигатель ЯМЗ-238, 5-ступенчатая коробка передач, широкопрофильные шины с системой подкачки. До 1993 года было выпущено 82 000 КрАЗ-255Б, которые массово использовалась в армии и промышленности. Многочисленные видео, которые можно посмотреть на ютубе, подтверждают, что эти машины до сих пор в строю и они успешно покоряют самые непроходимые «направления» в Сибири.

4. БТ361А-01 «Тюмень»

В 1978 году совершил первую поездку новый гусеничный вездеход БТ361А-01 «Тюмень». Машина построена по такой же схеме, как и Урал-5920, но с использованием агрегатов трактора К-700. Две гусеничные тележки через гидроподвеску крепятся к грузовой платформе.

«Тюмень» приводится в действие от двух 12-цилиндровых двигателей ЯМЗ-240 мощностью 220 кВт. Максимальная грузоподъемность машины – до 36 тонн, а ездит она со скоростью до 15 км/ч. Всего было построено 1500 вездеходов.

5. СВГ 701 «Ямал»

В сотрудничестве с канадской фирмой Formost в СССР был разработан уникальный вездеход. Машина 20-метровой длины передвигалась с максимальной скоростью 15 км/ч и могла перевозить крупногабаритный груз массой до 70 тонн. Всего было построено 2 экземпляра, которые использовались на нефте- и газодобыче в Сибири.

Читать еще:  Маз тягач размеры

6. АТ-Т и «Харьковчанка»

В годы Великой Отечественной войны в СССР появились новые артиллерийские орудия большого калибра, и для их перемещения потребовались особые машины. В 1947 году на Харьковском машиностроительном заводе были собраны первые экземпляры тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т. 20-тонная машина оснащалась двигателем от танка Т-34 и могла тащить за собой прицеп массой 25 тонн, перевозить 4 человека в кабине и еще 16 в кузове.

Помимо перевозки мощных артсистем, АТ-Т использовались как инженерная машина и носитель радиолокаторов. Кроме военных, тягач был просто незаменим для геологов, работающих в Сибири. А в 1956 году АТ-Т попали на Антарктиду. Машины участвовали в составе экспедиции, где хорошо себя проявили.

В дальнейшем военный тягач был существенно модернизирован и под именем «Харьковчанка» стал одним из самых надежных транспортных средств в самом холодном месте планеты. А в конце декабря 1959 года колонна из трех советских машин и вовсе добралась до Южного полюса.

7. «Синяя птица»

В Советском Союзе выпускали не только колесные и гусеничные вездеходы, но также шнекоходы. Эти машины оказались незаменимы в… космической программе СССР. Комплекс «Синяя птица» состоит из трехосной амфибии ЗИЛ-49061 и шнекороторного снегоболотохода ЗИЛ-2906. Комплекс был разработан для поиска и эвакуации приземлившихся космонавтов и используется до сих пор. ПОДРОБНЕЕ

8. ДТ-10/30 «Витязь»

Опыт использования в СССР вездеходов разной конструкции в самых сложных условиях показал, что одной из наиболее удачных схем являются машины сочлененного типа. ДТ-30 «Витязь» — это двухзвенный гусеничный вездеход-амфибия массой 29 тонн, способный перевозить до 30 тонн груза. Машина оснащена 39-литровым дизельным двигателем и полуавтоматической коробкой передач. Машина отлично себя зарекомендовала за много лет эксплуатации в Сибире, Арктике, на Дальнем Востоке.

9. ШСГ-401

С распадом СССР не перестали строить уникальные машины для покорения экстремальных природных условий. В современной России постоянно появляются новые модели. Шасси снегоболотоходное гусеничное ШСГ-101 – это 54-тонная машина длиной 15 метров, способная перевозить до 40 тонн грузов.

Основа машины – это мощная рама, на которой установлен 500-сильный дизель ЯМЗ-240НМ2. Благодаря ему уникальный аппарат может двигаться со скоростью до 15 км/ч как по снежной целине, так и по болоту или песку. При этом преодолеваются броды до 1,8 метра глубиной.

И сейчас у нас создаются крутые гусеничные вездеходы, в том числе на базе «Газели», которая стала идеальной машиной для охотников и рыболовов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Вездеход витязь на севере

Сообщение Бабай29 » 16 окт 2016, 20:54

Гусеничный вездеход-Мини-Витязь(Архангельск)

Сообщение Бабай29 » 16 окт 2016, 20:57

Гусеничный вездеход-Мини-Витязь(Архангельск)

Сообщение евдон » 16 окт 2016, 21:52

Гусеничный вездеход-Мини-Витязь(Архангельск)

Сообщение val_001 » 16 окт 2016, 22:52

Судя по описанию в основе схемы «Лось»
Вариант добротный, но не самый простой в реализации. Проще, конечно, делать обычную компоновку, но идея двух разделяемых секций очень здравая, особенно если удастся уложиться в буксируемый вес 750 кг.

Гусеничный вездеход-Мини-Витязь(Архангельск)

Сообщение новичок » 16 окт 2016, 22:54

Как вставить фото — тут
Как вставить видео — тут
Инструкции по форуму — тут

Гусеничный вездеход-Мини-Витязь(Архангельск)

Сообщение новичок » 16 окт 2016, 23:41

Как вставить фото — тут
Как вставить видео — тут
Инструкции по форуму — тут

Гусеничный вездеход-Мини-Витязь(Архангельск)

Сообщение val_001 » 16 окт 2016, 23:50

Довольно неплохо в постановку задачи и «Странник-10» вписывается. Плюс бОльшая универсальность — гусеницы / колеса.

Гусеничный вездеход-Мини-Витязь(Архангельск)

Сообщение Бабай29 » 17 окт 2016, 00:00

Гусеничный вездеход-Мини-Витязь(Архангельск)

Сообщение новичок » 17 окт 2016, 00:33

Как вставить фото — тут
Как вставить видео — тут
Инструкции по форуму — тут

Гусеничный вездеход-Мини-Витязь(Архангельск)

Сообщение Бабай29 » 17 окт 2016, 00:55

Гусеничный вездеход-Мини-Витязь(Архангельск)

Сообщение Бабай29 » 17 окт 2016, 01:32

Гусеничный вездеход-Мини-Витязь(Архангельск)

Сообщение Бабай29 » 17 окт 2016, 01:39

Гусеничный вездеход-Мини-Витязь(Архангельск)

Сообщение Юрич » 17 окт 2016, 07:41

Проблемно управлять КПП и РК из передней секции, если они находятся в задней.
С гусеницами логичнее однообъемник и бортовой поворот, больше преимуществ и компактнее.
Почитай про рыбацкие транспортеры, садящиеся на лунку(-и), плавающие и пр. http://lunohoda.net/forum/viewtopic.php?f=125&t=13343
4 человека, харчи и ящик водки потянут кг 500 полезной нагрузки. При современных технологиях самостроя, машина вылезет, полагаю, тонны в полторы. Вот и планируй 2 тонны водоизмещения!

Придерживаюсь убеждения, что ТС для зимней рыбалки должно, по крайней мере, не тонуть и быть способным выбраться на лед из полыньи.

Гусеничный вездеход-Мини-Витязь(Архангельск)

Сообщение новичок » 17 окт 2016, 08:19

Как вставить фото — тут
Как вставить видео — тут
Инструкции по форуму — тут

Гусеничный вездеход-Мини-Витязь(Архангельск)

Сообщение Alekseevich52 » 17 окт 2016, 11:27

Бабай29 ,
Видео беспилотника попалось,не совсем подходит к тому что описываешь, но с интересной и простой трансмиссией.
Заблокированный редуктор через шрусы передает вращение на передние колеса, а второе колесо на балансире просто ленивец

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector