Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авто лада 2109

LADA 2109

I поколение

Старт серийного производства второй базовой модели нового переднеприводного семейства Лада Самара/Спутник — ВАЗ 2109 был приурочен к празднованию 70-летия Великого Октября. Инженерно-конструкторской группой ВАЗа велась параллельная работа над двумя кузовными версиями – трехдверным и пятидверным хэтчбеками. В связи меньшей себестоимостью, первой в серию была запущена трехдверка ВАЗ 2108. Через два года на конвейер встала пятидверная модель — автомобиль ВАЗ 2109 (Лада 2109) семейства Лада Самара/Спутник.

У всех девяток привод сцепления механический. Первые экземпляры ВАЗ-2109, оснащенные 1,3-литровым двигателем, имели механическую коробку передач с 4 ступенями. Позднее устанавливалась пятискоростная КПП.

Рулевое управление ВАЗ 2109 реечное. Руль достаточно «острый». Слабое место у ВАЗ 2109 – втулка рулевой рейки, изготавливаемая из пластика.

Ходовая часть ВАЗ 2109 традиционная для переднеприводных легковых автомобилей гольф-класса. Впереди независимая подвеска, усиленная стабилизаторами поперечной устойчивости. Сзади полунезависимая подвеска. Стабилизаторы гарантируют отсутствие боковой раскачки кузова. Неплохой клиренс в 160 мм повышает для ВАЗ 2109 характеристики проходимости и позволяет достаточно уверенно чувствовать себя практически на любом дорожном покрытии.

Тормозная система ВАЗ 2109 представлена передним дисковым тормозным механизмом и задними барабанными тормозами.

Девятка — машина, обладающая внушительным багажным отсеком. Четыре больших чемодана размещаются свободно. Запасное колесо расположено в специальной нише в днище багажника и прикрыто сверху ковриком.

ВАЗ 2109 – собирался с 1987 года. Самая первая серийная 2109 оснащалась 1,3-литровым двигателем мощностью 65 л.с.

ВАЗ 2109-90 – лимитированная серия. Собиралась только по спецзаказу для советских спецслужб и оснащалась роторно-поршневым двигателем серии ВАЗ-415 мощностью 140 л.с. Роторный ВАЗ 2109 развивал максимальную скорость около 200 км/час и потреблял, согласно официальной спецификации, 25 литров топлива на 100 км пробега.

ВАЗ 21091 – оснащался самым маломощным в силовой линейке «девяток» двигателем рабочим объемом 1,1 литр.

ВАЗ 21093 – выпускался с 1990 года. Максимально унифицированный с седаном ВАЗ 21099, он отличался новым решением передка. Собирался в трех комплектациях. Как и классические Жигули, девятка первых лет выпуска оснащалась карбюраторными бензиновыми моторами. Модификации, оснащенные двигателем карбюраторного типа, имели три стандартных варианта комплектации: «Стандарт» (внутризаводской серийный индекс ВАЗ 21093-00), «Норма» (ВАЗ 21093-01), «Люкс» (ВАЗ 21093-02).

ВАЗ 21093i – агрегатировался двигателем инжекторного типа рабочим объемом 1,5 литра.

ВАЗ 21093-20 – модификация ВАЗ 21093 со впрысковым двигателем серии ВАЗ-2111 и электронной системой распределенного впрыска рабочим объемом 1,5 литра, мощностью 72 л.с. Хэтчбеки имели заводскую индексацию ВАЗ 21093-20 (Стандарт), ВАЗ 21093-21 (Норма), ВАЗ 21093-22 (Люкс). Впрысковая девятка Лада Самара выпускалась параллельно с моделью, оснащенной карбюраторным двигателем. Люксовые варианты штатно начали оборудовать противоугонной системой и электрическим приводом механизмов передних стеклоподъемников.

ВАЗ 21093-22 Lada Samara Baltic – модификация, разработанная специально для европейского рынка. Экспортную версию «девятки» Lada Samara Baltic презентовали в 1995 году на автосалоне во Франкфурте. Европеизированная ВАЗ 2109 Лада Балтика серийно собиралась с 1996 по 1998 годы. Отличалась от российских базовых «девяток» модернизированным экстерьером и некоторыми изменениями начинки. Годом ранее в Париже на автосалоне ’94 официальный импортер автомобилей производства АвтоВАЗ голландская компания Gremi Auto Import объявила о скором старте продаж новой модельной линейки российского автопроизводителя. Имелось в виду «десятое» семейство. Однако выпуск Lada 110 на европейский рынок откладывался и руководство АвтоВАЗа приняло решение в срочном порядке наладить серийную сборку другой модели, способной обеспечить заводу валютную прибыль. Когда стало понятно, что на зарубежном рынке не будут востребованы Жигули, 2109 стала моделью, на которую возложили надежды по восстановлению объемов экспортных продаж.

Конкурентоспособность экспортному варианту модели должны были принести сборка на иностранном конвейере и максимальное соответствие европейским автомобильным стандартам. Для реализации проекта по выпуску экспортной версии Лада Балтик АвтоВАЗ заключил партнерское соглашение с финской компанией Valmet Automotive. Совместное предприятие Valmet & SAAB-Scania, работавшее с 1968 года, в свое время прославилось моделями Opel Calibra и SAAB 900 Convertible. В 1992 году саабовская часть была выкуплена Valmet Corp. В конце 1995 года завод АвтоВАЗ, фирма AVVA (Автомобильный Всероссийский Альянс), компания Евро-Лада и концерн Valmet Automotive подписали контракт, по которому в Финском городе Уусикакупунки должны были ежегодно собираться 20 тысяч экземпляров модифицированного пятидверного хэтчбека ВАЗ 2109. Экспортная девятка продавалось под брендами Lada Samara Baltic и Euro Samara. Контракт был подписан сроком всего на три года, однако финская сторона подошла к его исполнению с беспрецедентным для российских коллег энтузиазмом. Специально для производства модели Лада Балтик был построен новый завод и организована собственная компания. В осуществление контракта по выпуску Lada Baltic компания Valmet Automotive вложила 17 миллионов долларов (около 70 миллионов финских марок).

Для обеспечения бесперебойной поставки тольяттинских машинокомплектов была организована совершенно новая для АвтоВАЗа система по типу японской логистической схемы «Just on Time». Для европейского рынка были подготовлены два варианта Лада Балтик – в комплектациях L и GL. Оба варианта оснащались 1,5-литровым бензиновым двигателем с каталитическим нейтрализатором и системой центрального впрыска производства General Motors. Lada Baltic отвечала всем требованиям стандарта Euro 2. Самая простая экспортная “девятка» Lada Baltic в комплектации «L» внешне полностью повторяла тольяттинскую базовую модель ВАЗ 2109. Lada Baltic в более дорогой комплектации «GL» имела передний бампер измененной конфигурации с дополнительными противотуманными фарами. Задний бампер так же был несколько изменен для поддержания единой экстерьерной стилистики с задним верхним спойлером, в который были вмонтированы дополнительные стоп сигналы. Бампера Лада Балтик, пороги и верхние дверные рамки в комплектации GL окрашены в основной цвет кузова. Лада Балтик (Euro Samara) окрашивалась в пять вариантов цвета: королевский красный, светло-зеленый, антрацитовый серый, сапфировый синий, фиолетовый темно-синий. Вся цветовая палитра имела эффект «металлик» и отличалась безупречным качеством лакокрасочного покрытия. При подготовке кузова Лада Балтик к покраске финны особое внимание уделяли антикоррозийной обработке. В отличии от отечественных серийных ВАЗ 2109, финские Лада Балтик в стыковочных местах передних и задних стоек с крышей не имели сварных швов. Все металлические детали обрабатывались различными по составу защитными средствами, а днище кузова и колесные арки подвергались обработке очень плотной мастикой.

Приборная панель в ВАЗ 2109 Балтик была разработана специально под эту модель, так же как и формат кресел, дизайн внутренней отделки дверей, потолок и коврики. На консоли появилась овальная накладка и другой руль. Клавиши наружного света, управления противотуманками и переключатели электроподогрева передних сидений расположены по обе стороны от комбинации приборов. Подсветка приборной панели светло-зеленого оттенка. В центре панели разместили часы. В отличие от базовой модели, ВАЗ-2109 в экспортной версии «Балтик» имела совершенно другие сиденья на ВАЗовском каркасе – более широкие с боковой поддержкой. Наполнение кресел было значительно более плотным, а материал обивки более дорогим.

Под капотом Лада Балтик устанавливался модернизированный тольяттинский двигатель впрыскового типа серии ВАЗ-2111 мощностью 71 л.с., прикрытый защитной формованной крышкой. Для покупателей Евро Самар ВАЗ 2109 были доступны дополнительные опции – литые 6-спицевые диски, автомагнитола с антенной, 4 динамика, водительская подушка безопасности и люк в крыше.

За три года финской сборки Lada Samara Baltic (Euro Samara) было произведено 14000 экземпляров, в основном проданных в Германии. По состоянию на 1997 год средняя для ВАЗ 2109 стоимость на немецком рынке составляла около 17000 дойчмарок. Лада Балтика в Европе продавалась приблизительно на 7-10 тысяч дойчмарок дешевле конкурентов-одноклассников и была признана наиболее дешевым в эксплуатации легковым автомобилем (по версии ADAC).

ВАЗ 21096 и ВАЗ 21098 – экспортные праворульные варианты с двигателями рабочим объемом 1,3 и 1,5 литров.

Модификация ВАЗ 21093 стала последней моделью семейства Лада Самара первого поколения на ВАЗовском конвейере. 31 марта 2004 года ее сменила рестайлинговая версия пятидверного хэтчбека семейства Лада Самара-2 – модель ВАЗ 2114.

Пятидверные хэтчбеки первого и второго поколения семейства Самара продолжали параллельно собираться до 2006 года. Руководители АвтоВАЗа не изымали «девятку» из модельного ряда в связи со стабильным покупательским спросом и тем, что модели находились в разных ценовых нишах. На самую простую комплектацию ВАЗ 2109 цена в версии с карбюраторным мотором составляла 5820 долларов. Рестайлинговая девятка, цена на которую в самом простом исполнении стартовала с 6300 долларов, оснащалась инжекторным двигателем. На люксовую ВАЗ 2109 цена начиналась с 6500 долларов за комплектацию с электростеклоподъемниками, изотермическими стеклами и штатным антикрылом.

ВАЗ 2109

ВАЗ 2109 — фото 1

ВАЗ 2109 — фото 2

ВАЗ 2109 — фото 3

ВАЗ 2109 — фото 4

ВАЗ 2109 — фото 5

Технические характеристики ВАЗ 2109

Модификации ВАЗ 2109

ВАЗ 2109 1.3

ВАЗ 21093 1.5

ВАЗ 21093 1.5i

Одноклассники ВАЗ 2109 по цене

К сожалению, у этой модели нет одноклассников.

Отзывы владельцев ВАЗ 2109

ВАЗ 2109, 1988 г

Думал о покупки 6-й или 7-й модели ВАЗ, пока родственник не предложил его ВАЗ 2109, стоявшую всю зиму под окнами, так как он ездил на другой машине. 1.3 л, реэкспорт из Англии (руль переделан на левый), за небольшую сумму денег. На то время для меня это был отличный вариант, не смотря на то, что необходимы были вложения. Карбюратор («Солекс») за время эксплуатации, чистил 5-6 раз, очень уж капризен был к бензину. Также иногда бывало, западал (залипал) игольчатый клапан в нем. Начинала дергаться и глохла. Могло произойти западание в самый не нужный момент, например при обгоне на трассе или старте со светофора. Помогало постукивание по карбюратору гаечным ключом. Меняли его — не помогло. В сервисах говорили менять карбюратор. Но в итоге съездив к «нормальному» карбюраторщику, все решилось, больше не западал. Сцепление: когда переделывали руль (предыдущие хозяева), не удосужились сделать нормальное отверстие для троса сцепления в перегородке, его просто выдолбили и оставили острые края, из-за чего он постоянно перетирался. Трос хватало где-то месяца на 2-2,5, в итоге потом прикрепил пластину, с резинкой, чтоб не перетирался. Помогло. Само сцепление менял три раза за два с лишним года, то корзина «полетит», то диск. Менял всегда в сборе. Коробка выдерживала все, сколько раз я до дома или автосервиса доезжал без сцепления. Кузов крашен (и не один раз до меня). «Передок» весь менян (капот и оба крыла). Как и у всех ВАЗ 2109 гнила задняя крышка багажника. Крышку заделал нержавейкой и шпаклевкой, покрасил. Для 1.3 л ВАЗ 2109 ехала резво, даже до «сотки» разгонялась также как и 1.5 л, после «сотни» уже приунывал. Периодически возникали проблемы с проводкой, отходили контакты. В общем, автомобиль дал немало опыта.

Читать еще:  Марка лада калина хэтчбек

Достоинства : опыт начинающему водителю. Доступность и стоимость запчастей.

Дмитрий, Сергиев Посад

ВАЗ 2109, 2002 г

Итак, начнём. Машина ВАЗ 2109 2002 года выпуска, карбюратор, пробег на момент приобретения 81 тыс. км, по ПТС я третий владелец. Цена машины 95 тыс. руб. плюс музыка и комплект зимней резины стоял новый. После покупки поменял масло в двигателе и фильтры, полгода ездил и ничего не делал. В один прекрасный момент заскрипели задние колодки — купил, поменял на даче сам. За время эксплуатации ВАЗ 2109 купил высоковольтные провода, старые своё отслужили, купил новые свечи. В связи с тем, что в Твери дороги не ахти какие, пришлось поменять старые стойки — были убиты, поставил обычные разборные и потом пожалел. Сейчас вот с правой стороны стойку поменял, начала стучать хуже, чем старая. Сейчас та же самая ерунда с левой стороной, пока не поменял. Один раз после 2 недельной стоянки ВАЗ 2109 перестала заводиться, в карбюратор топливо не поступало, пришлось сверху в карбюратор немного залить бензина и машина, о чудо, завелась. До сих пор бывает, что машина глохнет в самый неподходящий момент и потом пока не зальёшь бензин таким способом — её трудно завести. А так за всё время эксплуатации машина старалась не подводить. Езжу больше на дачу, да в деревню. Все, наверное, знают, что это такое. На 94 тыс. км «полетело» сцепление, доехал на 1 передаче утром до ближайшего СТО, купил родное Вазовское сцепление в сборе, оказалось, что «выжимной» надо было только поменять, ну ничего, решил сделать, чтобы забыть об этом. Так стараюсь всё делать сам. Карбюратор — самое, наверное, «больное место» машины, бензин то нормальный попадётся и не надо газ давить, сама катиться, то такой, что на каждом светофоре глохнет, сам тоже виноват, накрутил там регулировки. А так, машиной доволен, со своей задачей ВАЗ 2109 справляется, возит всё и всех, а главное — цена запчастей дешёвая, если бы не брак, то цены бы им не было.

Достоинства : дешево в обслуживании. Практичность. Не жалко.

Недостатки : попадаются некачественные запчасти.

ВАЗ 2109, 1994 г

Доброго времени. Итак, насобирав определенную сумму денег, моя семья решила завести себе транспортное средство. Решили брать «Опель Вектра А», за который я с Папой отправились в Ивано-Франковск на местный авторынок. Оценив ситуацию на тот момент, пришли к выводу, что «Опель» мы не купим по той причине, что даже на тот момент уже большинство машин данной марки было сильно заражены «рыжей болезнью». Были и хорошие «Вектры», но нам не хватало денег на них. Походив немного, мы нашли совсем другое авто, какое стояло внимания. Итак, ВАЗ 2109, 1994 г.в. Цвет «вишня». Сразу подкупила машинка своим хорошим состоянием (на тот момент ей было 6 лет), машина экспортная из Германии (2 недели как на Украине), перегонщик только успел растаможить и сделать документы. И началась 12-летняя эксплуатация (период владения машиной). Благодаря экспортном варианту, машина не доставляла нам почти никаких хлопот, за 12 лет накатали 115 тыс. км. Хотя машина 1994 года, но на двигателе было клеймо «Сделано В СССР». Стартер и генератор с завода были Bosch. Никаких проблем с ними не было ни разу. По двигателю менялось: прокладка клапанной крышки (на 140 тыс. км), ремень ГРМ (который оборвался в дороге), ремень генератора (еще мог служить, но решил поменять), несколько раз свечи и масла плюс фильтра. Краска кузова ВАЗ 2109 поразила всех. Несмотря на то, что машине на момент продажи было 18 лет, краска очень хорошо сохранилась (опять-таки экспортный вариант, ну и само собой мой уход плюс гаражное хранение и регулярные полировки). На момент продажи мерили ЛКП, потому что никто не верил, что она не крашена. КПП и сцепление также никаких хлопот не доставляли и служили верой и правдой. Масло в КПП менялось 1 раз. Все передачи включались нормально, ничего не гудело и не хрустело в момент включения передачи (правда, когда ехали на 4-й при малой скорости, то вой немножко был, при 60 км/ч и больше он исчезал). Хотите — верьте, хотите — нет, но на момент продажи (190 тыс. км) стойки все были родные и оставались еще работоспособными (хотя отъездили 115 тысяч по украинским «автобанам»). Все остальные детали подвески пришлось перебрать (где-то на 160 тыс. пробега), кроме подшипников ступиц. Тормозная система: менялось 2 тормозных цилиндра, тормозные шланги и колодки. Про интерьер писать ничего не буду, и так всё понятно — скрипы, шумы, сломанные пластиковые рычажки. А в целом нормальный автомобиль за свои деньги.

Достоинства : дешевизна запчастей. Трансформация салона (влезает почти всё). Малый расход топлива.

Недостатки : шумоизоляция. Безопасность. Скрипучий пластик.

ВАЗ 2109, 2003 г

По эксплуатации: двигатель ВАЗ 2109 масло не ест, коробка хорошая, была чуть съехавшая кулиса, поправили сами в гараже. Были заменены: масло в моторе, масло в коробке, установлены новые шины (белорусские, так как самые дешевые). И вот я студент второго курса, который самостоятельно заработал на машину, что же может быть лучше, прямо сказка. Ан нет, бензин у нас дорогой, гораздо удобнее доехать на маршрутке. Поскольку никогда не ездил ни на чем, кроме учебной машины в автошколе (Renault Sandero), то и впечатления о вождения ВАЗ 2109 сперва конечно не впечатлили. Выбирая между каким-то тюнингом или покраской капота выбрал программирование инжектора, теперь машина при переключении на 5 передачу просто взрывается и летит (цена, кстати, 1500 рублей). Очень помогает при выполнении обгонов, едешь себе на 4 передаче, впереди кто-то начинает тупить, посмотрел по зеркалам, дал 5 передачу и выполнил себе обгон. Ремонт ВАЗ 2109 не так сложен, самостоятельно менял замки в машине, поменял бачок омывателя. Может ремонт и пустяковый, а приятно, что сделано своими руками. Главный совет для молодых людей, которые собираются покупать ВАЗ 2109, обязательно имейте друга, который владеет автомобилем семейства Самара. Езжу пока, радуюсь, но если попадаешь в пробку, то это ад, «девятка» машина хорошая, в самый раз по мне для человека только получившего права, бампера крепкие, упереть что-нибудь, да пожалуйста.

Сергей, Нижний Новгород

ВАЗ 2109, 1999 г

Была куплена ВАЗ 2109 у соседа в 2001 г. Очень шустрая, и верткая машина. Мотор после наших Жигулей был просто сказка. В 2004 году ехал на море на пятой передаче, стрелка тахометра то и дело заходила в красную зону, спидометра не хватало. Отличная управляемость (были амортизаторы Монро Сенсатрак). Неплохая двуспальная кровать, грузовая машина, «бабовозка», дискотека на колесах, и пр. Экономичная. По трассе летом при экономичной езде укладывался в 5 литров на сотню. От Нальчика до Краснодара хватило 22 литра 95-го, главная пара была 3.9. Минусы: салон ВАЗ 2109 скрипел всегда, несмотря на бесконечный Герлен и саморезы. КПП — ломалось все. Вылечил только установкой 18 ряда. Тормоза грелись. Вылечил установкой дисков Zimmerman и задних дисковых тормозов. Мотор был хороший. Машину продавал с пробегом в 260 тыс. из них 120 прошла на газу. Компрессия была 13 единиц везде, менял карбюратор по причине износа, и расходники. Генератор был слабый, поменял на двенадцатый. Вместе со шкивом и роликом. Фары неплохие. Дворники медленно работали, пока мне там что-то не переделали. Итого: первая машина она как первая девушка. Иногда мимо меня ВАЗ 2109 проезжает и становится немного грустно.

Читать еще:  Модельный ряд лады приоры

Достоинства : управляемость. Мотор. Посадка за рулем.

Недостатки : КПП. Скрипы. Тормоза.

ВАЗ 2109, 2002 г

Очень простая и не прихотливая конструкция подвески, очень удачный мотор, как с карбюратором, так и чуть позже с инжектором. Широчайший простор для тюнинга. Ремонт на коленке в чистом поле — не проблема. Практически всё можно починить, чтобы хоть как то дотянуть до сервиса или гаража. Моя ВАЗ 2109 прошла уже более 200 тыс. км без капитального ремонта двигателя и компрессия в цилиндрах на текущий момент в среднем около 11,5. Но при этом я никогда не экономил на масле и запчастях. Первое — это Valvoline 10W 40 синтетика, второе покупал только у проверенных продавцов. Основная забота, вовремя и качественно менять расходники и присматривать за подвеской и ходовой частью. Ну и кое-какие рекомендации по профилактике тормозной системы и электрики. Не сложнее, чем у иномарок. Очень жаль, что не имею собственного тёплого гаража, где с удовольствием бы продолжал крутить гайки и придумывать что-то новое. Потому что для «очумелых ручек» ВАЗ 2109 открывает широчайшие возможности за минимальные вложения. Не раз моя «боевая подруга» выручала как в сильные морозы (-25 и ниже), когда большинство соседей утром просто не могли завести свои импортные чудеса технологий, а моя красавица бодрячком с пол оборота ласково урчала, согревая салон и доставляя меня по назначению. С её клиренсом, я легко проезжал там, где большая часть одноклассников садилось на брюхо или даже и не совались, боясь повредить бампер или залить двигатель. Пластиковый некрашеный бампер из мягкого пластика «прощал» все мелкие огрехи в вождении по тесным дворам и шибки при маневрировании и разворотах. На нём просто не оставалось ни царапин, ни вмятин и трещин. Да и просто внешний облик ВАЗ 2109 до сих пор остаётся очень даже не архаичным. Машина реально выдержана в энергичном, я бы даже сказал спортивном духе. Лаконично, спортивно, энергично и стильно. В ВАЗ 2109 есть своя изюминка — душа, если хотите.

Достоинства : абсолютная ремонтопригодность. Дешевизна запчастей. Надежность.

Недостатки : шумоизоляция. Сверчки.

ВАЗ 2109, 2004 г

По ходовым качествам ВАЗ 2109 — не Мерседес конечно. Но ездить можно вполне. Расход если ехать в пределах 120 км/ч нормальный. Передачи очень короткие и на 5-й при тех же 120 км/ч уже 3,5 тыс. оборотов, из-за этого двигатель постоянно на повышенных оборотах, поэтому езда для ВАЗ 2109 нужна умеренная. Разгоняется на уровне своих возможностей, никаких подрывов с низов и толчков в спину, конечно же, нет, но на свои 78 л.с. она едет. Тормозит точно так же, колом машина не встаёт при малейшем нажатии на педаль, но и расхлябанности тоже нет. Посадка водителя, как и пассажиров не на высоте, после дальней поездки накапливается большая усталость, на короткие расстояния двигаться можно. Ещё, что меня не радует, да это толщина металла девятки, она не далека от толщины бумажного листа, поэтому о попадании в аварию даже не хочется думать. Спустя год езды была поменяна передняя подвеска и небольшой ремонт головки блока. По кузову ВАЗ 2109 начала цвести не по дням, а по часам, сказывается хорошо замаскированные проблемные места бывшим владельцем. Еще докучают поломки именно всяких мелочей, которых было исправлено великое множество. «Ломучая» ли девятка? Сказать сложно, на 99% надежность ВАЗ 2109 зависит от состояния, в котором его берут. Но если не запускать и при своевременном уходе машина служит исправно и вполне надёжная, в разумных пределах конечно. Если вы планируете ездить и заглядывать под капот только раз в 10 тыс. км, чтобы поменять масло — это конечно не ваш авто.

Достоинства : дешевые запчасти и почти всегда в наличии. Низкая стоимость самого авто. Полная ремонтопригодность. Надёжная при своевременном уходе.

Недостатки : поломки по мелочам. Гремит пластик. Мало места, не совсем удобная посадка. Низкая безопасность.

LADA 2109

I поколение

Старт серийного производства второй базовой модели нового переднеприводного семейства Лада Самара/Спутник — ВАЗ 2109 был приурочен к празднованию 70-летия Великого Октября. Инженерно-конструкторской группой ВАЗа велась параллельная работа над двумя кузовными версиями – трехдверным и пятидверным хэтчбеками. В связи меньшей себестоимостью, первой в серию была запущена трехдверка ВАЗ 2108. Через два года на конвейер встала пятидверная модель — автомобиль ВАЗ 2109 (Лада 2109) семейства Лада Самара/Спутник.

У всех девяток привод сцепления механический. Первые экземпляры ВАЗ-2109, оснащенные 1,3-литровым двигателем, имели механическую коробку передач с 4 ступенями. Позднее устанавливалась пятискоростная КПП.

Рулевое управление ВАЗ 2109 реечное. Руль достаточно «острый». Слабое место у ВАЗ 2109 – втулка рулевой рейки, изготавливаемая из пластика.

Ходовая часть ВАЗ 2109 традиционная для переднеприводных легковых автомобилей гольф-класса. Впереди независимая подвеска, усиленная стабилизаторами поперечной устойчивости. Сзади полунезависимая подвеска. Стабилизаторы гарантируют отсутствие боковой раскачки кузова. Неплохой клиренс в 160 мм повышает для ВАЗ 2109 характеристики проходимости и позволяет достаточно уверенно чувствовать себя практически на любом дорожном покрытии.

Тормозная система ВАЗ 2109 представлена передним дисковым тормозным механизмом и задними барабанными тормозами.

Девятка — машина, обладающая внушительным багажным отсеком. Четыре больших чемодана размещаются свободно. Запасное колесо расположено в специальной нише в днище багажника и прикрыто сверху ковриком.

ВАЗ 2109 – собирался с 1987 года. Самая первая серийная 2109 оснащалась 1,3-литровым двигателем мощностью 65 л.с.

ВАЗ 2109-90 – лимитированная серия. Собиралась только по спецзаказу для советских спецслужб и оснащалась роторно-поршневым двигателем серии ВАЗ-415 мощностью 140 л.с. Роторный ВАЗ 2109 развивал максимальную скорость около 200 км/час и потреблял, согласно официальной спецификации, 25 литров топлива на 100 км пробега.

ВАЗ 21091 – оснащался самым маломощным в силовой линейке «девяток» двигателем рабочим объемом 1,1 литр.

ВАЗ 21093 – выпускался с 1990 года. Максимально унифицированный с седаном ВАЗ 21099, он отличался новым решением передка. Собирался в трех комплектациях. Как и классические Жигули, девятка первых лет выпуска оснащалась карбюраторными бензиновыми моторами. Модификации, оснащенные двигателем карбюраторного типа, имели три стандартных варианта комплектации: «Стандарт» (внутризаводской серийный индекс ВАЗ 21093-00), «Норма» (ВАЗ 21093-01), «Люкс» (ВАЗ 21093-02).

ВАЗ 21093i – агрегатировался двигателем инжекторного типа рабочим объемом 1,5 литра.

ВАЗ 21093-20 – модификация ВАЗ 21093 со впрысковым двигателем серии ВАЗ-2111 и электронной системой распределенного впрыска рабочим объемом 1,5 литра, мощностью 72 л.с. Хэтчбеки имели заводскую индексацию ВАЗ 21093-20 (Стандарт), ВАЗ 21093-21 (Норма), ВАЗ 21093-22 (Люкс). Впрысковая девятка Лада Самара выпускалась параллельно с моделью, оснащенной карбюраторным двигателем. Люксовые варианты штатно начали оборудовать противоугонной системой и электрическим приводом механизмов передних стеклоподъемников.

ВАЗ 21093-22 Lada Samara Baltic – модификация, разработанная специально для европейского рынка. Экспортную версию «девятки» Lada Samara Baltic презентовали в 1995 году на автосалоне во Франкфурте. Европеизированная ВАЗ 2109 Лада Балтика серийно собиралась с 1996 по 1998 годы. Отличалась от российских базовых «девяток» модернизированным экстерьером и некоторыми изменениями начинки. Годом ранее в Париже на автосалоне ’94 официальный импортер автомобилей производства АвтоВАЗ голландская компания Gremi Auto Import объявила о скором старте продаж новой модельной линейки российского автопроизводителя. Имелось в виду «десятое» семейство. Однако выпуск Lada 110 на европейский рынок откладывался и руководство АвтоВАЗа приняло решение в срочном порядке наладить серийную сборку другой модели, способной обеспечить заводу валютную прибыль. Когда стало понятно, что на зарубежном рынке не будут востребованы Жигули, 2109 стала моделью, на которую возложили надежды по восстановлению объемов экспортных продаж.

Конкурентоспособность экспортному варианту модели должны были принести сборка на иностранном конвейере и максимальное соответствие европейским автомобильным стандартам. Для реализации проекта по выпуску экспортной версии Лада Балтик АвтоВАЗ заключил партнерское соглашение с финской компанией Valmet Automotive. Совместное предприятие Valmet & SAAB-Scania, работавшее с 1968 года, в свое время прославилось моделями Opel Calibra и SAAB 900 Convertible. В 1992 году саабовская часть была выкуплена Valmet Corp. В конце 1995 года завод АвтоВАЗ, фирма AVVA (Автомобильный Всероссийский Альянс), компания Евро-Лада и концерн Valmet Automotive подписали контракт, по которому в Финском городе Уусикакупунки должны были ежегодно собираться 20 тысяч экземпляров модифицированного пятидверного хэтчбека ВАЗ 2109. Экспортная девятка продавалось под брендами Lada Samara Baltic и Euro Samara. Контракт был подписан сроком всего на три года, однако финская сторона подошла к его исполнению с беспрецедентным для российских коллег энтузиазмом. Специально для производства модели Лада Балтик был построен новый завод и организована собственная компания. В осуществление контракта по выпуску Lada Baltic компания Valmet Automotive вложила 17 миллионов долларов (около 70 миллионов финских марок).

Читать еще:  Марки автомобилей лада список

Для обеспечения бесперебойной поставки тольяттинских машинокомплектов была организована совершенно новая для АвтоВАЗа система по типу японской логистической схемы «Just on Time». Для европейского рынка были подготовлены два варианта Лада Балтик – в комплектациях L и GL. Оба варианта оснащались 1,5-литровым бензиновым двигателем с каталитическим нейтрализатором и системой центрального впрыска производства General Motors. Lada Baltic отвечала всем требованиям стандарта Euro 2. Самая простая экспортная “девятка» Lada Baltic в комплектации «L» внешне полностью повторяла тольяттинскую базовую модель ВАЗ 2109. Lada Baltic в более дорогой комплектации «GL» имела передний бампер измененной конфигурации с дополнительными противотуманными фарами. Задний бампер так же был несколько изменен для поддержания единой экстерьерной стилистики с задним верхним спойлером, в который были вмонтированы дополнительные стоп сигналы. Бампера Лада Балтик, пороги и верхние дверные рамки в комплектации GL окрашены в основной цвет кузова. Лада Балтик (Euro Samara) окрашивалась в пять вариантов цвета: королевский красный, светло-зеленый, антрацитовый серый, сапфировый синий, фиолетовый темно-синий. Вся цветовая палитра имела эффект «металлик» и отличалась безупречным качеством лакокрасочного покрытия. При подготовке кузова Лада Балтик к покраске финны особое внимание уделяли антикоррозийной обработке. В отличии от отечественных серийных ВАЗ 2109, финские Лада Балтик в стыковочных местах передних и задних стоек с крышей не имели сварных швов. Все металлические детали обрабатывались различными по составу защитными средствами, а днище кузова и колесные арки подвергались обработке очень плотной мастикой.

Приборная панель в ВАЗ 2109 Балтик была разработана специально под эту модель, так же как и формат кресел, дизайн внутренней отделки дверей, потолок и коврики. На консоли появилась овальная накладка и другой руль. Клавиши наружного света, управления противотуманками и переключатели электроподогрева передних сидений расположены по обе стороны от комбинации приборов. Подсветка приборной панели светло-зеленого оттенка. В центре панели разместили часы. В отличие от базовой модели, ВАЗ-2109 в экспортной версии «Балтик» имела совершенно другие сиденья на ВАЗовском каркасе – более широкие с боковой поддержкой. Наполнение кресел было значительно более плотным, а материал обивки более дорогим.

Под капотом Лада Балтик устанавливался модернизированный тольяттинский двигатель впрыскового типа серии ВАЗ-2111 мощностью 71 л.с., прикрытый защитной формованной крышкой. Для покупателей Евро Самар ВАЗ 2109 были доступны дополнительные опции – литые 6-спицевые диски, автомагнитола с антенной, 4 динамика, водительская подушка безопасности и люк в крыше.

За три года финской сборки Lada Samara Baltic (Euro Samara) было произведено 14000 экземпляров, в основном проданных в Германии. По состоянию на 1997 год средняя для ВАЗ 2109 стоимость на немецком рынке составляла около 17000 дойчмарок. Лада Балтика в Европе продавалась приблизительно на 7-10 тысяч дойчмарок дешевле конкурентов-одноклассников и была признана наиболее дешевым в эксплуатации легковым автомобилем (по версии ADAC).

ВАЗ 21096 и ВАЗ 21098 – экспортные праворульные варианты с двигателями рабочим объемом 1,3 и 1,5 литров.

Модификация ВАЗ 21093 стала последней моделью семейства Лада Самара первого поколения на ВАЗовском конвейере. 31 марта 2004 года ее сменила рестайлинговая версия пятидверного хэтчбека семейства Лада Самара-2 – модель ВАЗ 2114.

Пятидверные хэтчбеки первого и второго поколения семейства Самара продолжали параллельно собираться до 2006 года. Руководители АвтоВАЗа не изымали «девятку» из модельного ряда в связи со стабильным покупательским спросом и тем, что модели находились в разных ценовых нишах. На самую простую комплектацию ВАЗ 2109 цена в версии с карбюраторным мотором составляла 5820 долларов. Рестайлинговая девятка, цена на которую в самом простом исполнении стартовала с 6300 долларов, оснащалась инжекторным двигателем. На люксовую ВАЗ 2109 цена начиналась с 6500 долларов за комплектацию с электростеклоподъемниками, изотермическими стеклами и штатным антикрылом.

ВАЗ 2109 (Лада) – автомобиль, преодолевший границы веков

Довольно удачный опыт создания и эксплуатации переднеприводной «Лады восьмерки» побудил продолжить движение в направлении к новой, пусть также по классификации малолитражной, но все же более просторной машине ВАЗ 2109.

История модели

«Девятка» выпускалась на АвтоВАЗе с 1987 года по 2004 год. Дальше она связала свою жизнь с Украиной, где на мощностях автомобильного гиганта в Запорожье вплоть до 2011 года велась сборка из поставляемых машинокомплектов третьей модификации VAZ 2109. Почти четверть века активной фазы жизни означают, что еще по меньшей мере такое же время можно будет встретить «девятку» на автострадах или улицах городов.

  • Предшествующая «восьмерка», открывшая семейство «самар» и «спутников», была исключительно хороша, но наличие всего 3-х дверей наводило воспоминания о таком же 3-х дверном «Запорожце», имидж которого не соответствовал понятиям о престижности.
  • Использование практически тех же технические решений и агрегатов, размещение их в полноценном 5-ти дверном корпусе «хэтчбека», в результате дало ВАЗ 2109, который в течение времени производства несколько раз чуть менялся внешне и внутренне, воспроизводил свои модификации, но все же был в основе своей постоянен.

Фото ВАЗ 2109 — вид сзади

Технические характеристики ВАЗ 2109 (Лада)

Первоначально в «девятке» применялся следующий ряд 4-х цилиндровых рядных бензиновых двигателей – 1,1 л, 1,3 л и 1,5 л, что нашло свое соответствие в обозначении моделей машины – 21091, 2109 и 21093.

Полуторалитровик появился в моторном отсеке Лады с годичным запозданием, но этому номиналу рабочего объема предстояло стать основным. В 1994 году он был доработан в части установки инжекторной системы подачи топлива с распределенным впрыском. Современный двигатель вначале приживался очень тяжело. Только в 1998 году с ним закончились эксперименты, он приобрел пригодный для серийного производства вид и характеристики, вытеснив с автомобильной сцены своих карбюраторных собратьев, немного изменив официальное название модели – ВАЗ 21093i.

Фото ВАЗ 2109 — вид сбоку

Фото Лада 2109 — вид сзади

Модельный ряд

Помимо соседней Украины родными странами для «девятки» могут считаться Бельгия и Финляндия.

  • Бельгийское совместное предприятие Scaldia-Volga несколько лет, начиная с 1991 года, выпускало модель ВАЗ 2109Carlota.
  • Соседняя Финляндия подарила автомиру модификацию ВАЗ 2109BalticGL с инжекторным двигателем, люком, кондиционером и подъемниками стекол.

Однако не стоит объединять «девятку» и все ее модификации с ВАЗ-21099. Последний занимает в модельном ряду АвтоВАЗА особое место. Он прежде всего седан и имеет свою собственную историю, отличную от Лада Самара 2109. В лучшем случае «девятку» можно назвать старшим братом 99-ой. Всего во всех странах было произведено более 1 600 000 экземпляров модели, что какое-то время считалось одним из отечественных рекордов.

После придания в 1991 году передней части машины более аэродинамичных форм ВАЗ 2109 смог достичь своего абсолютного максимума по скорости – 160 км/час. Этот результат был повторен топовым исполнением 21093i, но 78-сильный инжектор показал лучшие результаты в динамике и экономичности. Тесты на разгон дали результат 13 сек, а потребление бензина АИ-92 не превышало 7,3 л. Карбюраторный вариант потреблял на 1 литр на каждую сотню километров больше.

Фото багажника ВАЗ 2109

Фото нового ВАЗ 2109

В остальном «девятка» тщательно повторяла во всем показателям ВАЗ 2108.

  • На передней подвеске применялась схема МакФерсона, на задней – поперечная балка. Технический прогресс не успел «зацепить» модель автоматической коробкой передач.
  • Передача крутящего момента от двигателя происходила через простое однодисковое сцепление, 5-ти скоростную МКПП, конический дифференциал, цилиндрические шестерни главной передачи и ШРУСы.
  • Оформление салона у «девятки» было довольно скромным, полностью соответствующее советским, доперестроечным временам. Слово «роскошь» не могло никак сочетаться с отечественным автомобилем и несло в себе больше отрицательного и ругательного, чем положительного.

Конструктора постарались добиться максимального преимущества от использования 5-ти дверного кузова. Помимо бесспорного удобства при загрузке/выгрузке пассажиров заднего ряда сидений, в корпусе машины произведено перемещение центральной стойки ближе к его передней части. Это создало больший простор между спинками заднего ряда и местом крепления задних дверей к кузову, что, соответственно, добавило комфорта для всех, находящихся сзади. На «девятке» был устранен недостаток предыдущих моделей, когда ремни безопасности слишком стесняли движения водителя и пассажиров в пути. Был найден очень рациональный и недорогой выход – изменились точки крепления ремней на боковых поверхностях салона.

Фото салона ВАЗ 2109

Оглядываясь назад, ВАЗ 2109 можно определить, как «семейный» автомобиль для поездок по городу и его окрестностям. Его долгая жизнь завершилась уже в абсолютно другое время. На смену ему пришла новая модель волжского «хэтчбека» – ВАЗ 2114.

Комплектации ВАЗ 2109 (Лада):

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector