Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История лада нива

Автомобиль «Нива»: история создания и интересные факты

Англичане пытались побить его на Эльбрусе, однако их «Ленд Ровер» сам до рекордной высоты не дошел и был поднят на отметку в 5642 метра тросами и лебедками.

А кстати, вы знали, что название машины «Нива» совершенно не имеет никакого отношения к засеянным полям и селу.

И еще несколько интересных фактов об автомобиле «Нива»:

В 1977 году, 5 апреля, на Волжском автозаводе с конвейера сошел первый серийный автомобиль ВАЗ-2121 «Нива» 4х4 в корпусе 062 СКП. По факту, модель можно смело называть первым в мире внедорожником малого класса.

Работа над созданием автомобиля началась еще в 1970 году. Инициатором разработки «автомобиля для села» стал председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин. Он желал создать вариант «Жигулей» с полным приводом, которому было бы под силу ездить в условиях бездорожья. Поначалу конструкторы собирались увеличить дорожный просвет у «Жигулей» и оснастить модель полным приводом, однако впоследствии все-таки было принято решение о создании принципиально новой машины. Мы расскажем десять интересных фактов об этом народном автомобиле.

1. В честь XXV съезда КПСС на заводе было решено собрать 50 новых автомобилей. Сборка была осуществлена в феврале 1976 года. Автомобили из этой опытно-промышленной партии в продажу так и не поступили и были распределены по организациям в разные регионы страны. Логично сделать вывод, что информация о том, что кто-то обладал «Нивой» из первой партии — всего лишь очередной миф. Эксплуатация опытных «Нив» проходила под управлением разработчиков модели, которые разъезжали по этим регионам и собирали информацию об автомобиле, после чего разбирались с дефектами. Первая серийная «Нива» появилась именно 5 апреля 1977 года.

2. Стоимость первых «Нив» составляла 9 тысяч рублей, что было чуть дешевле представительной «Волги». В 1979 году все советские легковые машины подорожали и «Нива» стала стоить 10300 руб., что резко снизило покупательский интерес к ней. В результате была возвращена первоначальная стоимость. Стоит отметить, что основной проблемой для советского человека на тот момент являлись не столько сами деньги, сколько факт, что приобрести желаемый автомобиль было практически невозможно: 80% собранных «Нив» уходило на экспорт, а оставшиеся 20% были огромным дефицитом. К списку мифов можно добавить то мнение, согласно которому «Ниву» за рубежом продавали по уменьшенной цене. В отличие от других советских машин, «Нива» иностранцам всегда обходилась дорого. Бензиновая «Нива» в начале 80-х в Германии была оценена в 22 тыс. дойчмарок, а дизельная версия — в 26 тыс. На территории Англии ее стоимость в 1996 году составляла 7999 фунтов стерлингов ($12 078 по курсу на тот период времени).

3. «Нива» никогда не продавалась за границей в той же комплектации, что и на отечественном рынке. «Западный» автомобиль получил высокую крышу, панорамные зеркала, расширенные колесные диски, специальную резину и задние дворники. Производитель перекрашивал модель, клеил на нее молдинги и перешивал салон. Кроме того, задние сиденья делались складными, а передние — анатомическими. Машины также получали люки, расширители колесных арок, другие решетки радиатора и лебедки. За счет выносливости и уникальности конструкции «Нива» за рубежом считалась легендой. Ее высоко ценили в Бельгии, Голландии, Великобритании и Германии.

4. В Германии желающим приобрести легендарную «Ниву» необходимо было записываться в очередь. В странах Восточной Европы предварительная запись на «Ниву» являлась абсолютно нормальным явлением в 80-х гг. Одним из показательных моментов, характеризующих влияние, оказанное «Нивой» на мировой внедорожный автопром является то, что в 1986 году японцы подарили руководителю проекта «2121» Петру Прусову рекламный проспект модели Suzuki Vitara с дарственной надписью «Крестному отцу этого автомобиля».

5. На счету «Нивы» немало высокогорных рекордов. В 1998 году автомобиль своим ходом поднялся на Эверест до базового лагеря, который был расположен на высоте в 5200 м. В 1999 году машина взяла на Тибетском плато в Гималаях высоту в 5726 м над уровнем моря. Англичане пытались побить его в 1997 году на Эльбрусе, однако их «Ленд Ровер» сам до рекордной высоты не дошел и был поднят на отметку в 5642 метра тросами и лебедками.

6. Нельзя не упомянуть покорение Северного полюса: в апреле 1998 года «Нива» была сброшена на полюс с парашюта, завелась и дошла до макушки Земли. Обычная «Нива» сумела 15 лет проработать в Антарктиде, на станции Беллинсгаузен, куда в 1990 году ее доставили по просьбе российских полярников. Первый год на ней работал заводской водитель-испытатель Николай Макеев, позже вездеход остался в распоряжении работников антарктической экспедиции и эксплуатируется по сей день на станции. Общий пробег машины составил 11 800 км. Рядом со станцией Беллинсгаузен расположено 9 постоянных и 6 сезонных станций и ярко-красная «Нива», второй десяток лет курсирующая в снегах Антарктики между ними, является лучшей рекламой советскому автопрому. Правда, следует отметить, что на Антарктическом полуострове не бывает запредельно холодно, диапазон температур находится от +1 до -7 градусов по Цельсию.

7. «Нива» сумела отличиться и в автоспорте. В 1981 году, участвуя в супермарафоне «Париж–Дакар», советский автомобиль сумел завоевать третье место среди внедорожников. В этом же году «Ниве» удалось выиграть две престижнейшие гонки — «Ралли Туниса» и «Алжирское ралли». 1982 год ознаменовался тем, что гонщик Жан-Клод Бриавуан на «Ниве» занял в «Дакаре» вторую строчку в абсолютном зачете, а француз Андре Тресса все на том же советском внедорожнике выиграл два «Ралли Фараонов» в Египте и еще раз «Алжирское ралли». Через год «Нива» вновь взяла «серебро» на «Дакаре», а в «Ралли Фараонов-84» «Нивы» заняли весь подиум.

8. «Звездными годами» «Нивы» можно назвать 1985 (победа на ралли «Камерун», ралли «Алжир», новозеландский триал «Вэлли», австралийский ралли-рейд «Маквей-1000») и 1986 года (все первые места на австралийском «Вин-сафари»). Маршрут пролегал по диким уголкам Австралии. Забрав весь подиум, «Нива» оставила австралийцев в полном восхищении русской машиной. В результате продажи «Нивы» на территории Австралии выросли вдвое, а во Франции ее продажи подскочили сразу в 6 раз — до 24 тысяч штук.

9. Одной из самых необычных Нив стал плавающий автомобиль-амфибия ВАЗ-2122, созданный ровно 40 лет назад для охотников и рыболовов по официальной версии. Первоначальное назначение модели — использование спецслужбами и армией. Автомобиль успешно справился с государственными испытаниями, после чего о проекте позабыли. Среди военных он известен как «Проект «Река». Прототип находится в Военном автомобильном музее в Рязани. Еще одной уникальной моделью стал микрогрузовичок «Капрал». Проект, к сожалению, также остановился на стадии экспериментального образца.

10. Самой оригинальной «Нивой» стал автомобиль, созданный специально для цирка Юрия Никулина. Известность машине принесли самые настоящие медведи. Модель была основана на открытом автомобиле на базе «Нивы-Форы» ВАЗ-212180. Номер получил название «Ехали медведи на автомобиле».

Как создавалась легенда: история «Нивы»

В апреле нынешнего года Lada 4X4 отмечает свой юбилей: вот уже 40 лет модель, периодически модернизируясь, стоит на конвейере. Отдавая дань уважения к этому легендарному автомобилю, давайте вспомним основные вехи его истории

Началось все в далеком уже 1970 году, когда председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин в рамках программы «стирания грани между городом и деревней» поставил коллективам ВАЗа, АЗЛК и «Ижмаша» задачу по созданию комфортабельного внедорожника для жителей сельской местности.

Так ВАЗ-2121 менялся в процессе отработки конструкции и совершенствования дизайна

Первый экспериментальный ВАЗ-Э2121увидел свет в 1971 году. Причем его внешний вид был очень далек от того, к чему мы привыкли за сорок лет. По сути, это было шасси с простейшим оперением, на котором отрабатывалась концепция нового автомобиля — внедорожник не имел рамы, что в то время считалось неслыханной конструкторской дерзостью. Изначально машину планировалось оснастить мощным дизельным двигателем, бортовыми редукторами, задней торсионной подвеской и даже системой регулирования давления в шинах, но в дальнейшем решили создать более простой вариант с большой степенью унификации с уже выпускавшимися АвтоВАЗом моделями, что экономически было оправданно. Этот прототип позволил конструкторскому бюро под руководством Петра Прусова значительно сократить сроки создания автомобиля. Хватит ли двигателя объемом 1,6 литра, достаточно ли надежна коробка, требуется ли машине блокировка межосевого дифференциала и понижающие передачи? Ответы на все эти вопросы были получены именно благодаря ВАЗ-Э2121. Интересно, что испытания автомобиля проводились в строжайшей секретности, а на вопросы интересующихся заводчане отвечали, что испытывают новый румынский внедорожник.

В облике, близком к серийному, ВАЗ-2121 появился в 1972 году. Над дизайном новой машины работал художник Валерий Семушкин. Автомобиль, по замыслу дизайнера, должен был устроить жителей и города, и села. В нем одинаково комфортно должны были себя чувствовать как колхозник, везущий свою продукцию на городской рынок, так и рабочий, решивший выехать за грибами в лес. А так как по техзаданию автомобиль должен был иметь относительно небольшой багажник, запасное колесо, ради экономии места, расположили в моторном отсеке. Тогда размещать запасное колесо на выносном кронштейне за задней дверью считалось не эстетичным. В 1973 году ВАЗ-2Э2121, который выглядел уже почти как известная всем «Нива», был отправлен в испытательный пробег по Средней Азии, после которого обзавелся очистителем фар и задним дворником. На панели приборов появился ахометр, который позволял водителю следить за оборотами при движении на понижающем ряде трансмиссии. В 1974 году автомобиль был выставлен на государственные испытания и в том же году получил свое собственное имя «Нива», которое было запатентовано. Интересно, что на тот момент ГОСТа на испытания такого типа автомобилей не было. Ведь стандартная схема испытаний внедорожников для «Нивы» была слишком сурова, а легковая наоборот… В итоге решили объединить обе программы с учетом универсальности автомобиля. По результатам испытаний автомобиль получил рекомендации к серийному производству и поставке на экспорт. Правда, прежде чем встать на конвейер, машина получила еще некоторые доработки. Так, задние «троечные» фонари заменили на «шестерочные», от «шестерки» взяли и надфарники. Хромированный бампер уступил место алюминиевому. Появилось второе наружное зеркало заднего вида. Первая опытно-промышленная партия автомобилей в количестве 50 штук была отправлена в регионы для подконтрольной эксплуатации. Представители завода постоянно курировали свою новинку, что позволило выявить еще несколько «болячек», которые к апрелю 1977 года были устранены, и «Нива» встала на конвейер.

Читать еще:  Вес лада 2109

Помимо продажи на родине, «Нива» активно продвигалась и на зарубежных рынках. За сорок лет более 500 тыс. внедорожников было отправлено за границу. Неприхотливый, но при этом достаточно комфортабельный внедорожник приглянулся покупателям более чем в 100 странах мира. Импортеры активно переоборудовали автомобиль, делая из него пикапы, кабриолеты, стилизуя его по моде. Помимо этого, сборка модели была налажена в Бразилии, Греции, Канаде, Панаме, Чили, Эквадоре. Экспортировалась «Нива» даже в Японию, став единственным советским автомобилем, официально продававшимся в этой стране. Кстати, японцы, отдавая дань уважения генеральному конструктору «Нивы», подарили в 1986 году Петру Прусову рекламный проспект своей будущей Suzuki Vitara с надписью «Крестному отцу этого автомобиля».

В 1978 году ВАЗ-2121 был награжден золотой медалью и признан лучшим автомобилем своего класса на международной выставке в Брно. Немало на счету «Нивы» и рекордов. Так, в 1998 году Нива своим ходом поднялась на Эверест, на высоту 5200 метров, в том же году, будучи сброшенной с парашютом, она оказалась в Арктике и своим ходом добралась до Северного полюса, а уже в следующем году забралась в Гималаи на высоту 7260 метров. Побывала она и на Фудзияме. О надежности машины говорит и то, что серийный автомобиль смог отработать без серьезных поломок целых 15 лет в Антарктиде на станции «Беллинсгаузен». И это при полном отсутствии дорог. Немало на счету «Нивы» и спортивных достижений: многократное участие в ралли «Париж–Дакар», ралли «Атлас», «Камерунское ралли» и прочие заслуги.

В 2001 году история ВАЗ-2121 как «Нивы» завершилась. Обладателем исключительной лицензии на товарный знак «Нива» стало СП «Джи Эм — АвтоВАЗ». Но история самого автомобиля продолжилась и продолжается под именем LADA 4X4.

1998. «Нива» побывала и в Антарктиде (1990 г.), и на Северном полюсе (1998 г.), не раз покоряла своим ходом вершины и одерживала победы в ралли марафонах

1999. В 1999 г. «Нива» поднялась на высоту 5726 м в горах Тибета. До нее на такую высоту колесная техника своим ходом не поднималась

Импортеры всячески рекламировали ВАЗ-2121 в своей периодике, помимо этого некоторые из них позволяли себе адаптировать машину под свои рынки сбыта путем доработок

ВОТ УЖЕ 40 ЛЕТ LADA 4X4 СТОИТ НА КОНВЕЙЕРЕ ВОЛЖСКОГО АВТОГИГАНТА. МНОГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ЗА ЭТО ВРЕМЯ ОНА СОВСЕМ НЕ МЕНЯЛАСЬ. ЧТО Ж, НАДЕЕМСЯ РАЗУВЕРИТЬ ВАС В ЭТОМ. ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ МЫ ПРИВЕДЕМ ЛИШЬ САМЫЕ ЗАМЕТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ЕСЛИ ЖЕ ГОВОРИТЬ О МЕЛКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ, ТО ЕЕ ЗА ЭТО ВРЕМЯ БЫЛО СТОЛЬКО, ЧТО ХВАТИЛО БЫ НЕ НА ОДНУ СТАТЬЮ.

Сборка первого серийного автомобиля ВАЗ-2121 «Нива».

Начало производства экспортной модификации ВАЗ-21212 с правым рулем. Автомобиль производился ограниченными партиями, прежде всего для английского рынка. Также машины поставлялась в Австралию, Новую Зеландию, Мозамбик, Японию и на Ямайку.

Завершены государственные испытания плавающей модификации «Нивы» — ВАЗ-2122 (проект «Река»). Госкомиссия рекомендовала автомобиль к постановке на производство. Автомобиль позиционировался как армейский внедорожник для командира роты, но в открытом документообороте завода проходил как «автомобиль для рыболовов и охотников».

Начало производства модификации с двигателем 21214 с центральным впрыском топлива. Внесение большинства изменений в конструкцию двигателя связано с переходом на систему впрыска, введением элементов, обеспечивающих выполнение экологических норм Евро-2 и использованием гидрокомпенсаторов. Установка на автомобиль ГУРа потребовала дополнительной доработки элементов двигателя.

Начало производства модификации ВАЗ-21213 с двигателем 1,7 л, 5-ступенчатой коробкой передач, обновленным интерьером и модернизированным кузовом. В частности, увеличилась третья дверь, что существенно снизило погрузочную высоту. Также автомобиль обзавелся новой светотехникой.

Начало выпуска модификации ВАЗ-21215 с дизелем Peugeot XUD9. Она мелкосерийно производилась на экспорт, поэтому в комплектацию входили иные бамперы, спойлеры, накладки, легкосплавные диски и т. п.

Начато производство автомобилей ВАЗ-2131 с увеличенной колесной базой и пятидверным кузовом в опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа.

Начато производство удлиненной на 300 мм трехдверной модификации ВАЗ212180 «Фора» фирмой ПСА «БРОНТО».

Начато производство пикапов ВАЗ-2329 на базе ВАЗ-2131 в опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа. Грузоподъемность автомобиля составляет 4 человека и 350 кг груза.

Запуск в серию модификации ВАЗ-21214 с ABS и BAS. Автомобиль частично унифицирован с Niva-Chevrolet. В частности, на него было установлено новое сцепление компании Valeo. В результате ресурс этого узла увеличился вдвое, а сам автомобиль стал менее подвержен вибрации из-за усиленной демпферной пружины и увеличенного диска.

В соответствии с законодательством на все автомобили Lada 4х4 внедрены дневные ходовые огни в надфарниках. Внедрены катафорезный грунт и окраска металликами с гарантией на сквозную коррозию кузова до 6 лет.

В промежуточном вале карданная крестовина заменена ШРУСом, что снизило вибрации, исходящие от трансмиссии, и существенно улучшило комфорт автомобиля. Введен новый вакуумный усилитель тормозов увеличенной размерности — с 8 до 9 дюймов, применен новый главный тормозной цилиндр диаметром 22,22 мм вместо 20,64. Следствием модернизации стала надежность и долговечность тормозной системы, увеличился пробег до смены тормозных колодок. Увеличена размерность амортизаторов, проведена оптимизация длины и характеристик демпфирования, что позволило увеличить динамическую энергоемкость подвески, ход подвески со 150 до 170 мм, существенно снизить эффект галопирования автомобиля, увеличить ресурс амортизаторов.

Начато производство комплектации ВАЗ-21214 «Урбан» с измененным внешним видом (бамперы, решетка радиатора), электропакетом, системой кондиционирования воздуха и электроподогревом сидений. Увеличена длина щеток стеклоочистителя с 330 до 410 мм (расширена зона очистки лобового стекла). Применены двухструйные жиклеры омывателя лобового стекла (повышена эффективность омывателя).

Осуществлен переход на нормы токсичности Евро-5+, введен модернизированный ступичный узел с нерегулируемыми подшипниками. В базовой комплектации автомобили оборудуются электростеклоподъемниками и ABS. Внесены изменения в конструкцию переднего моста: его отсоединили от двигателя и установили на передней подвеске. Это решение привело к снижению вибраций, что позволяет при необходимости установить на автомобиль другой (новый) силовой агрегат.

Наша «Нива»: из истории «летающего внедорожника»

Транспортная система Советского Союза была в значительной степени «заточена» под хозяйственную деятельность страны. С автомобилями, предназначенными для перевозки грузов или людей, все было понятно. А вот легковая машина для личного пользования, да чтобы радовала глаз, соответствовала, если хотите, модным тенденциям и при этом была бы достаточно надежной – таких моделей долгое время было совсем немного. И, без сомнения, одна из них – это ВАЗ 2121 «Нива».

На фото: ВАЗ 2Э2121, опытный образец, 1973 г

Полный привод — дешевле

Уже к концу 60-х стало понятно, что нужно срочно конструировать автомобиль повышенной проходимости, причем для нужд простого населения. В эти годы уже производились полноприводные легковые УАЗы, но их даже для нужд армии не хватало, так что для большинства автолюбителей такая машина оставалась несбыточной мечтой. И вот, в 1970 году тогдашний председатель совета министров Алексей Косыгин поручил сразу трем автогигантам – АЗЛК, АвтоВАЗу и Ижмашу – создать, как он выразился, автомобиль «для села». И ВАЗ справился с этой задачей лучше конкурентов.

Читать еще:  Мини модели лады приоры

Сначала конструкторы думали взять за основу обычные «Жигули», увеличить у автомобиля дорожный просвет и оснастить полным приводом, но потом решили сделать принципиально новую машину «с нуля». Получился первый в мире комфортный внедорожник малого класса. Интересно, что за рубежом джипы, в основном, имели отключаемый передний привод, зависимую подвеску, рамную конструкцию и весьма скромный интерьер.

На фото: ВАЗ 2121 «Нива», опытный образец, 1975 г

Наши разработчики все сделали наоборот: постоянный полный привод, независимая подвеска, кузов – несущий, а салон комфортабельный и красивый. Впрочем, мало кто знает, что полноприводной первую «Ниву» сделали не только для большей устойчивости на дороге, но еще и потому, что так получалось дешевле, ведь для оптимизации затрат на производство использовались уже готовые ВАЗовские агрегаты.

«Полноприводный Фиат»

Первые ходовые прототипы появились в 1972 году. Их испытывали на Урале и в Средней Азии, сравнивали с британскими автомобилями, такими, как Land Rover и Range Rover, а также с нашим 469-м УАЗом. Программы тестов были разными – как «легковыми», так и «внедорожными». По сравнению с конкурентами, «Нива» хуже чувствовала себя на затяжных труднопроходимых участках, но зато короткие ухабистые отрезки преодолевала так динамично, что испытатели даже термин специальный придумали – «пролетаемость».

На фото: ВАЗ 2121 «Нива», опытный образец, 1976 г

А чтобы на тесты нового массового внедорожника не очень-то обращали внимание любопытные, на прототипах были эмблемы несуществующей марки Formika, а «по секрету» всем говорили, что испытывают новый румынский полноприводный «Фиат». Очень многие, разумеется, в это поверили и передавали этот слух из уст в уста как случайно добытую сенсацию.

И автомобиль как-то сразу получился таким удачным, что откладывать его серийное производство в долгий ящик не стали. Приказ о постановке автомобиля на конвейер подписали в 75-м году, а в 76-м начался его выпуск. Как это было принято в те времена, событие приурочили к очередному съезду партии. Сначала выпускали 25 тысяч машин в год, потом – 50 тысяч, потом – 70. И почти сразу же автомобиль начали отправлять на экспорт, причем огромными партиями – до 80 процентов от всех выпущенных моделей! К слову, «Нива» была единственной советской машиной, которая активно продавалась в Японии.

«Нива» стала своего рода пионером – первой народной полноприводной моделью. Кто смотрел советскую рекламу, тот знает, что ролики могли быть очень длинными – десять, двадцать минут рассказывали о каком-нибудь товаре или даже о группе товаров. Вот и про «Ниву» сняли аж тридцатиминутное рекламное видео. В нем автомобиль демонстрировал строителям коммунизма все свои возможности. И гордиться было чем, ведь вопреки распространенному мнению, вовсе не конструкторы Audi первыми освоили выпуск машины с постоянным полным приводом, а именно наши разработчики.

Первые «Нивы» стоили порядка 9 000 рублей. Впрочем, летом 1979 года подорожали все советские машины, и интерес к новому автомобилю, который теперь стоил уже 10 300 рублей, несколько упал, так что решено было вернуть прежний ценник. Но по-настоящему массовой «Нива» все равно стала далеко не сразу – как раз-таки из-за того, что большая часть моделей с конвейера сразу уходила на экспорт. То, что оставалось, было дефицитом.

На фото: ВАЗ 2121 «Нива», 1977г

За рубежом наша «Нива» стоила весьма недешево, чего, кстати, не скажешь о других советских авто, которые шли на продажу в дальние и не очень дальние страны. Комплектация у экспортных моделей всегда была на порядок лучше, чем у машин для внутреннего рынка. У них были и панорамные зеркала, и расширенные диски, и специальная резина. И даже задние дворники там имелись, тогда как на первых отечественных автомобилях их обычно не было. Если добавить к этому люки, необычные решетки радиатора, лебедки, защиту фар, кенгурятники, подножки, противотуманки и прочие дополнительные детали конструкции, то становится понятно, отчего наша «Нива» стала легендарной за рубежом.

Ее оценили по достоинству и в странах Бенилюкса, и в Великобритании. В Германии на покупку «Нивы» записывались в очередь, как на «Мерседес». Один австрийский автомобильный журнал писал по этому поводу: «Русские внимательно проанализировали рынок и точно попали в пустующую нишу». И с погодой, что называется, повезло: в 79-м на Европу обрушились небывалые снегопады. Не привыкшие к таким капризам природы владельцы элегантных легковых авто, да, впрочем, даже и тяжелых джипов, буксовавших в этих сугробах, смотрели на сверхпроходимую «Ниву» с завистью. А нашему внедорожнику все было нипочем.

Экспортный хит

«Ниву» продавали более чем в ста странах мира, а собирали в шести: в латиноамериканских Бразилии, Эквадоре, Панаме и Чили, а также в Греции и даже в Канаде. В Австрии на протяжении нескольких лет эта машина занимала 90 процентов внедорожного сегмента рынка, а особенно полюбили ее, говорят, во Франции и в Англии: там и клубы любителей «Нивы» есть, и даже журналы про нее издают почитатели.

«Нива» и экстрим

Разумеется, как и УАЗ в свое время, «Нива» одержала немало выдающихся побед. Вот, например, в 1998 году на ней удалось вскарабкаться на Эверест. Конечно, не на самую вершину, но испытатели вполне успешно и самостоятельно добрались до базового лагеря, а он был на высоте 5 200 метров. Потом, годом позже, этот рекорд был побит еще на полкилометра – в Гималаях, на Тибетском плато: 5726 метров. К слову, англичане тоже отправили в горы свой знаменитый Land Rover, и он даже достиг на Эльбрусе отметки в 5642 метра, правда, заехал туда далеко не сам, а его втащили тросами и лебедками. Потом «Нива» достигла самой высокой точки священной японской горы Фудзияма. Потом, все в том же 98-м, наш внедорожник покорил Северный полюс. Это было и вовсе феерично: «Ниву» спустили на арктические льды с помощью парашюта, и она там завелась и доехала до условной крайней точки Земли.

Обыкновенная советская «Нива» 15 лет проработала в Антарктиде. Ее привезли нашим полярникам в далеком 1990 году. И хотя общий пробег за эти годы составил порядка 12 000 километров, но можно вообразить себе, в каких условиях! Ведь ни дорог, ни тепла в Антарктиде нет — только снег. Красная «Нива» стала первым колесным транспортным средством, которое использовалось для связи между станциями.

На фото: Lada 4×4 Niva, ралли Париж-Дакар, 1981

На фоне всего этого блестящие выступления советского вездехода в марафонах вроде «Париж-Дакар» или, скажем, «Ралли Туниса», или «Алжирского ралли» кажутся уже чем-то само собой разумеющимся. «Нива» выиграла в африканском ралли «Атлас» 84-го года, а тогда из 120 стартовавших машин до финиша вообще дошла лишь треть. А потом, в 86-м, советские гонщики взяли все три призовых места на австралийском «Вин-Сафари». К слову, это мероприятие участники вообще иначе, как издевательством над людьми и техникой и не называли.

Спецверсии и модернизация

Среди интересных разработок стоит отметить плавающую «Ниву», предназначенную для нужд армии. Ее успешно испытывали, но проект так и остался проектом. Зато посетители военного автомобильного музея в Рязани могут увидеть этот прототип. Еще один интересный экспериментальный образец был сделан в виде микрогрузовика и назывался «Капрал». А самая неожиданная разработка была сделана для цирка Юрия Никулина. Эту «Ниву» могли водить… медведи. Машина была открытой и элементарной в управлении, и такой номер в цирковой программе действительно существовал.

На фото: Бронто ВАЗ 1922 «Марш», амфибия, 1996 г.

Какой бы замечательной «Нива» ни была, но к середине 90-х она начала немного устаревать. В 94-м году предложено было ее модернизировать. Так появилась «Нива-Тайга» 21213. С новым мотором объемом почти 1,7 литра, с комфортным салоном, с удобной дверью багажника. Ну а уже на смену ей по маркетинговым соображениям пришла «Шевроле-Нива», она же LADA 4Х4. Сейчас ее собирают также на Украине и в Казахстане. Но лицензия и права на бренд «Нива» сегодня принадлежат концерну General Motors, а цена на отечественный внедорожник выросла почти вдвое, так что недавно сошедший с конвейера автомобиль оказался уже в совершенно другом сегменте.

Экспортные партии «Нивы» стали теперь небольшими. Это модификация ВАЗ 21215 с дизельным двигателем от Peugeot. Она адаптирована под современные экологические стандарты, ну а зарубежные фирмы нет-нет да и создадут на ее базе какой-нибудь кабриолет, пикап или даже спортивно-гоночную машину.

Ну а с 2009 года выходит рестайлинговая версия Chevrolet Niva, дизайн которой разрабатывали итальянцы. В народе ее все так же ласково зовут «Шнивой», «Шивой» и «Шевиком», и хотя инженеры из GM внесли в ее конструкцию более тысячи мелких изменений, да и внешне она стала совсем другой, но все-таки немало внутри осталось и от старой доброй «Нивы», так что это по-прежнему довольно патриотичная машина.

Читать еще:  Комплектация лада калина 2 универсал

Фактически, «Нива» стала родоначальником нового, очень нужного класса автомобилей. И уже одного этого оказалось достаточно, чтобы за рубежом нас и наш автопром начали уважать еще больше.

Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь .

Lada 4×4: Культ Российской Нивы

В чем секрет успеха Лады Нивы.

Летом 2017 года Автоваз выпустит спецверсию «Нивы» в честь 40-летнего юбилея

Напомним, в июне 2017 года на рынок будет выведено лимитированное издание спец версии Лады Нивы, которая будет посвящено 40-летию внедорожника. Да, да, наша легендарная Нива выпускается уже сорок лет. Впервые серийная модель начала производится в далеком 1977 году. Самое удивительное, что в принципе за 40 лет с технической стороны в «Ниве» ничего фактически ничего не изменилось, но внедорожник по-прежнему популярен не только в России, но и во многих странах Европы.

Сегодня, когда прекратилось производство старого классического внедорожника Land Rover Defender, наша отечественная Лада Нива 4х4 остается единственной дешевой альтернативой среди этого класса автомобилей. Это естественно подогревает спрос на Российский внедорожник. Ведь помимо его особых внедорожных технических характеристик, автомобиль очень дешев. За такие деньги вы не сможете купить даже дешевый легковой автомобиль.

Да, Лада Нива не блистает надежностью и каким-то качеством компонентов. Но опять же техническое обслуживание и ремонт «Нивы» обходится намного дешевле не дорогих иномарок, которые, кстати, также не блещут качеством и надежностью.

Вот поэтому Лада Нива по-прежнему популярна, несмотря на явную преклонную старость. Именно поэтому компания Автоваз и решила порадовать истинных поклонников специальным изданием в честь круглой даты с момента первого выпуска модели.

И так, в честь юбилея Автоваз выпустит 1977 экземпляров Лады Нивы (в честь даты начала производства). Спецверсия в честь круглой даты получила название «40 Anniversary».

Юбилейная версия получит новые колесные диски, специально разработанные для особой серии

Ожидается, что автомобиль получит особые оттенки кузова. Вот цвета кузова, которые будут доступны в лимитированной серии: терракотовый, серо-синий, бежевый, белый, красный и камуфляжный.

Кроме того, Нива получит черные стальные колесные диски. Также при выборе терракотового цвета кузова Лада Нива будет оснащаться черными бамперами. В остальных цветах кузова бампера будут иметь цвет кузова.

Судя по всему, изменится также оформление приборной панели

В том числе, салон Нивы получит сиденья из эко-кожи с фирменными логотипами.

К сожалению, в честь юбилея инженеры не увеличили мощность машины. Она по-прежнему останется 83 л.с.

С чего же началась история легендарного Российского внедорожника?

Прототип Лады Нивы (ВАЗ-2121)

В 1970 году премьер-министр СССР Косыгин приказал коллективам ВАЗа, АЗЛК и Ижмаша разработать на базе легкового автомобиля машину повышенной проходимости, которая пользовалась бы большим спросом у населения по всей стране.

Прототипы «Нивы» в жестких тестах

В итоге уже в 1972 году компания Автоваз представила первый прототип серийного внедорожника, который получил кодовое название Э-2121.

В 1974 году Автоваз выпустил первые 15 предсерийных автомобилей. В 1976 году была произведена вторая партия машин в количестве 50 шт.

Ну а первый серийный автомобиль сошел с конвейера 5.04.1977 года. Модель получила индекс «ВАЗ-2121».

В 1978 году Лада Нива дебютирована в Европе.

Открытие серийного производства «Нивы» в апреле 1977 года

Правда, народным автомобиль не стал. По тем временам стоимость ВАЗ-2121 составляла 9000-10000 рублей. При средней зарплате в 100 рублей по стране и с учетом огромной очереди сами понимаете, что этот автомобиль могли позволить себе не многие. Но для жителей многих стран «Нива» приобрела особый смысл. Кстати ВАЗ-2121 был единственным Российским автомобилем, который официально поставлялся в Японию.

Кто же создал «Ниву»?

Автор внедорожника Пётр Михайлович Прусов.

Почему внедорожник Ваз-2121 (Урбан 4х4) получил имя «Нивы»?

К сожалению, для того времени интерьер ВАЗа 2121 не отличался красивым дизайном

По словам Петра Михайловича Прусова, Ваз-2121 получил название в честь его дочерей — Натальи и Ирины, а также в честь сыновей первого главного конструктора компании Автоваз, которых звали Вадим и Андрей. В итоге как вы уже поняли «Нива» это аббревиатура, которая состоит из первых букв имен детей Петра Михайловича Прусова и конструктора Автоваза Сольвьева.

В чем преимущество Лады Нивы?

Женщины, цветы и чистый воздух страны. Что могло быть лучше в те годы в качестве слогана рекламы внедорожника «Нивы»

Советские инженеры-конструкторы на базе легковых автомобилей ВАЗ (которые в свою очередь созданы на базе легковых автомобилей Фиат-124) создали уникальный внедорожник, длина которого составляет 3,7 метров. Долгое время у «Нивы» не было конкурентов на мировом рынке. Ведь по сути «Нива» стала первым в мире дешевым и простым по конструкции безрамным полноценным внедорожником.

Испытание Лады Нивы на поворачиваемость в зимних условиях

Так, на базе легкового автомобиля инженеры смогли создать безрамный полноценный внедорожник, который имел невероятную проходимость за счет особых углов свесов, а также за счет простых, но надежных технологий систем полного привода.

Кроме того, благодаря простой конструкции обслуживать и ремонтировать «Ниву» оказалось очень просто. И так проходимость, простота конструкции и конечно дешевая цена предопределили успех ВАЗа 2121 на долгие годы вперед.

Лада Нива оснащается 1,6 литровым двигателем от ВАЗ 2106

В том числе Лада Нива не раз доказывала свою выносливость, участвуя в различных экспедициях и спортивных соревнованиях.

Так, например, «Нива» не раз становилась участником ралли Париж-Дакар, где показывала потрясающие результаты.

Кроме того, Лада Нива было не раз замечена при экспедициях в Гималаях и даже на Северном Полюсе, где также зарекомендовала себя как надежный и проходимый автомобиль.

Кто сказал, что Советские автомобили имели не красивые и серые невзрачные цвета? Обратите внимание на яркий расцвет кузова продукции Автоваза. Даже Лада Нива имела необычные цвета кузова

Благодаря выносливости и проходимости на базе ВАЗа 2121 было создано немало различных версий, начиная от машин скорой помощи и заканчивая амфибиями. Также было выпущено немало версий для военных нужд.

В общей сложности с 1977 года Автоваз выпустил более 30 различных версий.

Нива выдерживает даже суровые условия Антарктики

В 1999 году компания Автоваз представила модель ВАЗ-2123, которая должна была заменить классическую «Ниву». Но на деле оказалось, что спрос на старую «Ниву» не сместился в сторону новой модели ВАЗ-2123, разработанную нашим автозаводом совместно с компанией General Motors (США). В итоге сегодня на рынке вы можете купить более современную Ниву (Шевроле Нива — ВАЗ-2123, которая производится с 2002 года) и старую классическую модель, которая недавно сменила название — Лада Урбан 4х4.

Будущее Лады Нивы

Какие же планы у компании Автоваз по поводу Лады Нивы Урбан 4х4? Этот вопрос, конечно, интересует всех поклонников отечественного внедорожника (и не только!).

Конечно, что будет с этой моделью, теперь будет решать альянс Renault-Nissan, который является главным акционером компании Автоваз. Но если брать во внимание, что по состоянию на 2013 год Тольяттинский автозавод произвел уже более 2 000 000 (. ) внедорожников этой модели, то говорить о прекращении серийного производства «Нивы» пока еще рано.

Хотя ходят слухи, что после 2019 года возможно компания Автоваз пойдет на обновление легендарной «Нивы». Если это и так, то, скорее всего, новое поколение внедорожника будет основано на новом поколении Renault Duster, который в настоящий момент готовится к запуску.

Но опять же это все пока слухи и официальной информации о новой «Ниве» пока нет.

Лада Нива не раз становилась победителем мировых чемпионатов

Истинная стихия Нивы не город, а полное бездорожье

Дизайнеры Автоваза работают в 90-х годов над новым стилем задних фонарей

Пятидверная Лада Нива

На протяжении 40 лет выпуска Лада Нива была выпущена в более чем 30 различных версиях

Спецверсии для различных служб выпускаются и в наши дни

Версия для полиции

Еще одна версия для полиции

В 2013 году с конвейера Автоваза сошел 2 млн. внедорожник

Современная Нива внешне немного выглядит по-другому. Также машина получила новое имя — Лада Нива Урбан 4х4

В современной Ниве появился кондиционер

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector