Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первая волга в ссср

Сколько стоили машины в СССР в переводе на сегодняшние деньги

Что можно сейчас купить за деньги, которые выкладывали за советские автомобили

Чтобы узнать, какие машины мы могли бы купить сегодня, за те деньги, которые стоили советские машины в СССР, нужно сначала понять, по какому курсу переводить советские рубли в российские.

Сколько стоит 1 советский рубль

1 советский рубль был равен стоимости 0,987 грамм золота. Такой курс держался вплоть до распада СССР даже с учетом деноминации в 10 раз.

Сегодня 1 грамм золота стоит 3050 рублей. 0,987 грамм = 3010 рублей, то есть 1 советский рубль, если ровнять по золоту, равен 3010 нынешним рублям. Это какие-то нереальные деньги. К тому же изменилась экономика и золотой запас уже не обеспечивает всю денежную массу.

Так как зарплата в СССР росла каждый год на несколько процентов, возьмем для подсчетов и простоты среднюю зарплату 1975 года, которая равнялась 148 рублям.

Сегодня средняя зарплата в России 42 332 рубля — это по официальным данным. Не будем сейчас говорить о том, правдива ли статистика или нет. Главное, что обе величины статистические, а значит, с ними можно работать. Таким образом, 1 советский рубль, если ровнять по средним зарплатам, равен 286 нынешним рублям.

С третьей стороны, лучше считать не сами зарплаты, а то, что на них можно было купить. В СССР, например, прожиточный минимум в 1975 году составлял 50 рублей. В 2019 году прожиточный минимум в России составлял 11 185 рублей. Таким образом, 1 советский рубль, если ровнять по прожиточному минимуму, равен 223,7 нынешним рублям.

Мне кажется этот курс наиболее верным и правильным, поэтому считать я буду по нему. Вы для себя можете пересчитать по другим курсам. Ещё, кстати, можно переводить советские рубли в российские по официальным курсам Госбанка СССР. В этом случае получится, что 1 советский рубль, если ровнять по курсу Госбанка СССР, равен 110 нынешним российским рублям.

А теперь вернёмся к автомобилям.

«Жигули» ВАЗ-2101

В 1975 году ВАЗ-2101 «Жигули» стоили 5620 рублей. В сегодняшних деньгах это 1 257 000 рублей. Сегодня за эти деньги можно купить нафаршированный Hyundai Solaris или Шкоду Октавию в одной из начальных комплектаций.

ЗАЗ-966

Ушастый «Запорожец» производился до 1972 года, и тогда его можно было купить за 3000 рублей. По сегодняшним деньгам это примерно 670 000 рублей. Что можно купить на эти деньги? Например, Гранту в топовой комплектации со всеми возможными наворотами. Или Весту в базе. Или Логан в барабанной комплектации.

«Москвич-412»

412-ый Москвич стоил 4936 рублей. В сегодняшних деньгах это в районе 1,1 млн. Это цена самой крутой Весты Спорт, хорошо упакованного Киа Рио или Skoda Rapid с хорошим оснащением.

«Волга» ГАЗ-21

Двадцать первая Волга производилась до 1970 года. В последний год выпуска она стоила огромных денег — 8500 рублей. Тут будет небольшая погрешность, потому что я перевожу советские рубли в российские по курсу 1975 года, но получается что-то в районе 1,9 млн. рублей. Сегодня столько стоит 2.5-литровая Toyota Camry. Или Hyundai Sonata.

УАЗ-469

Уазик в те времена можно было купить за 7000 рублей. Сегодня это 1 565 000 рублей. За эти деньги можно купить Патриот с автоматом в хорошей комплектации. Или китайский купеобразный кроссовер Haval F7x. Или французский Renault Arkana в топовой комплектации.

«Нива» ВАЗ-2121

«Нива» появилась только в 1977 году, но мы её всё равно посчитаем. Тогда она стоила 8500 рублей (да-да, столько же, сколько 21-я «Волга» с учетом погрешностей, связанных с повышением цен между 1970-м и 1978-м годами). Сегодня это 1,9 млн. рублей. За эти деньги можно выбрать из целой россыпи неплохих кроссоверов в хороших комплектациях: Toyota Rav4, VW Tiguan или базовый GAC GS8.

«Волга» ГАЗ-24−02 универсал

Самой дорогой машиной тех времен была 24-я «Волга» в кузове универсал (он был дороже седана почти на 3000 рублей (как вам доплата за кузов универсал в районе 600 000 рублей в нынешних ценах?!) Я не нашел цен на неё в 1975 году, зато есть цена 1978−79 годов. Она стоила 12 000 рублей. Сегодня это примерно 2,68 млн. рублей. За эти деньги можно купить Mercedes C-класса в неплохой пакетной комплектации или Toyota Camry в самой дорогой комплектации с V6 на 249 л.с. (и ещё деньги останутся). Или универсал Skoda Superb в очень богатой комплектации.

Выводы делайте сами. Хочу лишь сказать, что мои подсчеты носят скорее развлекательный характер, потому что покупательская способность денег — это величина, которую очень сложно вычислить. Я считал по ценам, которые переводил согласно уровням прожиточных минимумов. А если бы я считал по курсу Госбанска СССР, получилось бы, что «Копейка» стоила, как самая дешманская «Гранта», а «Нива», как «Дастер».

История ГАЗ 21 Волга

История этого легендарного автомобиля началась еще с 1953 года, когда талантливый (и в то время главный) конструктор завода по производству автомобилей имени Молотова, Андрей Александрович Липгарт, принялся за чертеж очередной «бомбы» для СССР-ких автолюбителей. Являясь создателем Победы М-20 и проходя долговременную стажировку в Америке на заводе Ford, он понимал, что даже его «Победа» (которая являлась одним из лучших автомобилей того времени на территории СССР) требует значительной модернизации.

Полномасштабные гипсовые макеты М-21 «Родина»(«Волга») и М-21 «Звезда»

И вот, уже к 1953 году, Липгарт взял в руки ватман, и начал проработку совершенно новой модели, под названием «М-21». Много источников говорят, что ГАЗ 21 является некой копией Форда. Но так ли это? Липгарт, который брал активное участие в разработке и модернизации этих автомобилей, лишь перенимал тот бесценный опыт, который ему дали американские инженеры, и воплотил их в свой уникальный агрегат, который уже столько лет живет под именем «Волга».

Рождение новой «Звезды»

В конце 1953 года конструктором новой модели был назначен Александр Михайлович Невзоров, а дизайн доверили Льву Еремееву. С самого начала и до конца разработки автомобиля ГАЗ 21, активно брались во внимание многие образцы новейших американских автомобилей (Plymouth Savoy, Ford Mainline и Chevrolet Styline Deluxe) и некоторые их детали действительно чувствуются, как в дизайне, так и в самой конструкции «Волги». Прошло всего 2 года c момента начала проектирования, и к государственному испытанию были готовы уже 3 образца. Обновленный ГАЗ имел мощность 70 лошадиных сил, также каждый образец был оборудован верхнеклапанным двигателем. Но этот тип двигателя имел полусферическую камеру сгорания и являлся лишь экспериментальным, поэтому потерпел много провалов и, в конце концов, для серьезного производства не был утвержден. Один вариант Волги имел механическую коробку передач, а два остальных – автоматическую (которая в то время стала настоящей сенсацией для граждан советского союза). Эти автоматические коробки передач были трехступенчатые , а главная передача имела конусную форму (лишь несколько лет спустя она стала выпускаться гипоидной).

Также, первый ГАЗ-21 имел независимую переднюю подвеску с гидравлическими амортизаторами; заднюю независимую подвеску на рессорах; большой радиатор с 10-ю отверстиями; задние фонари, состоящие из габаритных огней, рассеивателей, тормозных и поворотных фар; а также – фонарь заднего вида. Салон оснастили радиоприемником, работающим в трех диапазонах, а на капоте появился фирменный логотип – фигурка оленя. Испытательным путем был маршрут «Москва-Крым» (туда и обратно). Как показали результаты, что механическая, что автоматическая коробки передач справляются с трудностями на дороге (горы, песок, неровности. камни и т.д.) одинаково. И как результат, в 1957 году, в продажу поступили уже первые «Волги». Но в связи с плохой экономической ситуацией СССР, а также — отсутствием качественных автомобильных масел и высококвалифицированных сервисных центров, ГАЗ 21 с автоматической коробкой передач был ограничен лишь 700 экземплярами, акцент делался именно на механическую КП. Общее количество всех выпущенных экземпляров за последующие 2 года составила более 30 тыс., цена которых была 17500 рублей.

Читать еще:  Модельный ряд газ волга 2020

«Танк на колесах» мирового масштаба

В 1958 году «Волга» обрела буквально «вторую жизнь». Модернизация модели значительно коснулась ее внешнего вида: изменились указатели поворотов, бампер обрел другую, более утонченную, форму, а радиатор теперь имел 16 вертикальных отверстий, вместо “Звезды” (за что вскоре «Волгу» станут называть «акулья пасть»). Салон автомобиля стал более комфортным, в некоторых модификациях появилась отделка из кож.зама, а также – шерстяные чехлы на сиденья и задний диван. Этот год считается знаменательным для «Волги» еще и тем, что она была представлена на международной автомобильной выставке и удостоилась награды «Гран-При». После этого на советском заводе начали выпускать сразу 4 модификации: обычный седан, «лимитку», такси и экспортный вариант. Спрос был огромный и в Европе, и за ее пределами. Как только не называли этот автомобиль: и «танк на колесах», и «рабочая лошадь», и «танк во фраке». В любом случае, это означало лишь одно – это один из самых ярких представителей автомобильной индустрии ХХ столетия, который мгновенно покорил сердца миллионов.

Не странно, что ближе к 1962 году, наша «Волга» обрела статус «лучший автомобиль 60-х».

А посодействовало этому не только ее большая популярность, но и очередные внешние изменения. Избавившись от острых форм, внешний вид «Волги» стал более элегантным и современным, появилась новая решётка радиатора, прозванная «китовый ус», состоявшая из 37-ми вертикальных стоек, а задний фонарь, освещающий номерной знак, имел форму летящей чайки.

Кстати, в этом же году, по спецзаданию, был разработан ГАЗ-23.

Это была полностью секретная модификация автомобиля с 160-сильный мотором V 8 «Чайка», гидроусилителем руля и автоматической КП. Почти за 7 лет выпустили лишь 603 экземпляра, и то, не для общественного использования, а только для спецслужб.

В 1965 году «Волга» стала звездой телеэкранов. Именно фильм Рязанова «Берегись автомобиля», главную роль которого исполнял Иннокентий Смоктуновский, сделал ГАЗ-21 настоящей легендой. В этом же году, инженеры завода имени Молотова прибегнули к очередной (и как оказалось — последней) модернизации «Волги». Передние колеса автомобиля оснастили роликовыми подшипниками, , установили усовершенствованные стеклоочистители и более эффективный внутренний отопитель, а также – заметно усилили лонжероны. Известно, что был даже разработан целый проект по полному рестайлингу ГАЗ-21 четвертого поколения, которому, к сожалению, не судилось воплотиться в жизнь. Ведь уже летом 1970 года был прекращен выпуск всех модификаций, а 5 июля «Волга ГАЗ-21УС» (номерной кузов – 334312) последней сошла с конвейера и до сих пор занимает почетное место в музее всемирно известного завода имени Молотова. Но, не смотря ни на что, «Волги» даже в наше время имеют большую ценность и пользуются спросом. Их любят и современные водители, и ценители неумирающей классики.

Основные модификации базового седана

Селектор переключения передач АКПП.

ГАЗ-М-21А — 1957—1958, такси модели 1957;

ГАЗ-М-21АЮ — 1958—1959, тропический вариант такси модели 1957 года;

ГАЗ-М-21А — 1959—1962, такси модели 1959 года;

ГАЗ-М-21АЮ — 1959—1962, тропический вариант такси модели 1959 года;

ГАЗ-М-21Б — 1957, такси модели 1957 года нижнеклапанным двигателем;

ГАЗ-М-21В — 1957—1958, базовый седан модели 1957 года;

ГАЗ-М-21ВЮ — 1957—1958, тропический вариант модели 1957 года;

ГАЗ-М-21Г — 1956—1957, базовый седан модели 1957 года с нижнеклапанным двигателем;

ГАЗ-М-21ГЮ — 1956—1957, тропический вариант модели 1957 года с нижнеклапанным двигателем;

ГАЗ-М-21Д — 1957—1958, экспортный вариант модели 1957 года;

ГАЗ-М-21ДЮ — 1957—1958, тропический экспортный вариант модели 1957 года;

ГАЗ-М-21ЕЮ — тропический экспортный вариант модели 1957 года с АКПП;

ГАЗ-М-21И — 1958—1962, базовый седан модели 1958 года;

ГАЗ-М-21К — 1959—1962, экспортный вариант модели 1958 года;

ГАЗ-М-21КБ — 1960—1962, машинокомплект для Бельгии модели 1958 года;

ГАЗ-М-21КЮ — 1959—1962, тропический экспортный вариант модели 1958 года;

ГАЗ-М-21Л — 1962—1964, базовые седан модели 1962 года;

ГАЗ-М-21М — 1962—1964, экспортный вариант модели 1962 года;

ГАЗ-М-21МЮ — 1962—1964, тропический экспортный вариант модели 1962 года;

ГАЗ-21Н — 1964 — экспортный вариант модели 1962 года с правым рулём;

ГАЗ-21НЮ — 1964 — тропический экспортный вариант модели 1962 года с правым рулём;

ГАЗ-21П — экспортный вариант модели 1965 года с правым рулём;

ГАЗ-21ПЕ — экспортный вариант модели 1965 года с правым рулём и АКПП;

ГАЗ-21Р — 1965—1970, базовый седан модели 1965 года;

Газ 21Р -милиция.

ГАЗ-21С — 1965—1970, экспортный вариант модели 1965 года;

ГАЗ-21Т — 1962—1964, такси модели 1962 года;

ГАЗ-21ТС — 1965—1970, такси модели 1965 года;

ГАЗ-21У — около 1959—1964, модификация с улучшенным оформлением моделей 1959 и 1962 годов;

ГАЗ-21УС — 1965—1970, модификация с улучшенным оформлением модели 1965 года;

ГАЗ-21Ф — опытная с форкамерным двигателем;

ГАЗ-21Э — 1965—1970, седан модели 1965 года с экранированным электрооборудованием.

ГАЗ-22А-1958, Эксперементальный фургон

ГАЗ-22-1962-64, Универсал. Базовая модель 75 л.с.

ГАЗ-22Б -1962-64 Карета скорой помощи 75 л.с.

ГАЗ-22БК-1962-64 Форсированный до 85 л.с. вариант 22Б

ГАЗ-22БКЮ-1962-64 Тропический вариант 22БК

ГАЗ-22БМ-1962-64 Экспортный вариант 22Б (БК)

ГАЗ-22БМЮ Тропический вариант 22БМ

ГАЗ-22В -1965-70 Базовая модель

ГАЗ-22Г -1962-65 Экспортный вариант 22. 75 л.с.

ГАЗ-22Д -1965-70 Карета скорой помощи

ГАЗ-22Е-1965-70 Экспортный вариант 22В 75 л.с.

ГАЗ-22ЕЮ -Тропический вариант 22Е

ГАЗ-22К -1962-64 Форсированный до 85 л.с. вариант экспортного 22КЭ

ГАЗ-22В -23 -1962-70 Спецавтомобиль с двигателем V8 и автоматической КП

  • фото И.Падерин «ГАЗ 1932-1982 Русские машины»

ГАЗ-23 — базовая модель;

ГАЗ-23А — с механической коробкой передач (опытная);

Газ 21 Волга

Характеристики

Габариты и масса:

Газ 21 история создания

Газ 21 создавался на смену уже устаревающей Победе. Изначально была задумана глубокая модернизация автомобиля.

Прототипы

Какой могла бы стать «Волга».

Победа-НАМИ

По заказу Министерства автомобильной промышленности, в 1948 году специалистами НАМИ был разработан проект модернизации «Победы».

Проект заведующего отделом перспективных автомобилей Юрия Долматовского назывался «Улучшение внешнего вида автомобиля М-20», а сам автомобиль получил обозначение «Победа-НАМИ».

Из Победы сделали классический трехобъемный седан, сохранив большинство кузовных и технических элементов. Процесс дошел до создания двух ходовых экземпляров, а затем работы по «улучшению» были прекращены.

Позже документация была передана Польской компании FSO, которая с 1951 года собирала лицензионные копии Газ М-20 под названием Warszawa.

Готовится статья про FSO Warszawa.

М-21 «Победа-II»

Следующая попытка модернизации была доведена до натурального гипсового макета – создан трехобъемник с той же колесной базой, что и у М-20 (2700 мм), «Глухой» задней стойкой крыши, замысловатой пластикой задних крыльев, полуприкрытыми арками колес и четырьмя «клыками» на каждом бампере.

Было очевидно, что проект устаревал вместе с ЗИМом, на который он так походил, и должен был уступить место на макетном столе моделям совершенно иных форм. Ведь на Газе уже началась работа над перспективной «Чайкой», и машина среднего класса М-21 тоже должна была выглядеть как нечто новое.

М-21 «Звезда»

Далее свои эскизы и макет предложил английский дизайнер Джон Вильямс, но его проект тоже не был принят в работу.

Волга М-21

Автомобиль в том виде, в котором началось серийное производство, к 1954 году создал художник-конструктор Лев Еремеев. Его макет был более традиционным и технологичным.

Двигатель

Готовился верхнеклапанный, полностью алюминиевый двигатель с литым коленвалом и мокрыми гильзами. Его рабочий объем – 2445 см3 – станет позже константой для всех «Волг», УАЗов, РАФов и ЕРАЗов.

Среди особенностей экспериментального мотора – полусферическая камера сгорания, цепной привод распредвала и разнесенные по разные стороны головки коллекторы (так что выхлопная труба у опытных машин шла по левому борту).

На 70-м бензине он должен был развивать 70 л.с. У «Победы», было только 52 л.с., разница почти 40%.

Трансмиссия

На Газ-21 планировали использовать автоматическую коробку переключения передач, а «механику» только для автомобилей серии такси, для экономии топлива.

Механическую коробку с наименьшими изменениями взяли от «Победы».

Читать еще:  Размер рессоры волга

«Автомат» планировали собрать по образу и подобию специально закупленного американского автомобиля Ford Mainline последней модели. Попытка спарить КПП от Форда со 130 сильным двигателем, с газовским мотором закончилась еще на стенде: двигателю не хватало мощности для того чтобы привести в движение механизмы коробки. Следовательно, предстояло проектировать гидротрансформатор заново.

Забегая вперед, автомобилей с автоматической трансмиссией было выпущено около 700, по другим данным около 3000.

К автоматической коробке претензий не было, основная проблема в возможностях автосервисов и снабжении спецмаслами. Машина с такой коробкой могла обслуживаться только в Москве, Ленинграде и Горьком.

С чего скопировали!?

Самая большая загадка во всей этой истории – с какого автомобиля «содрана» Волга М-21? Вопрос до сих пор волнует многих скептиков и апологетов «золотого века» советского автопрома, потому как недоказуемо ни одно ни другое: «драли» или нет.

С одной стороны, Газ-21 не имеет конкретного аналога. С другой – Волга, несомненно «проамериканский» автомобиль: достаточно сравнить компановки, салоны, органы управления, декор, сечения коробов и разъемы панелей.

Есть некоторое сходство с автомобилями Ford, Mercury и другими.

Очевидно, что примером и источником вдохновения для создателей Волги был Детройт. Волга воплотила в себе черты американского и европейского дизайна, но всё же была самобытной.

Сообщение о выпуске нового автомобиля

Интересным образом для массового потребителя сообщили о новом автомобиле. Якобы в 1955 году некий Карло Моргаро задал вопрос в журнал «Советский Союз» о том, как себя чувствует советский автопром.

В мае 1955 года был опубликован ответ, что готовится выпуск новой пятиместной легковушки.

Испытания

3 мая 1955 года начались сравнительные испытания «Волги». Для этого были собраны 3 автомобиля, причем два с автоматической трансмиссией и только один с «механикой».

В ходе испытаний для сравнения тестировались Газ М-20 «Победа», Зим, и 3 американские машины — Ford Mainline, Chevrolet Power Glide, Standard Vanguard.

Причем автомобили тестировались и на асфальте, и в жестких условиях, машины ездили по грязи и глубоким колеям.

Расход топлива на Газ 21 измерялся с помощь стеклянной колбы, а километраж фиксировался с помощью пятого колеса.

Одним из важных пунктов испытаний был пробег Москва – Крым – Москва.

Пробег составил около 8500 километров.

Журнал «Огонек», корреспондент которого сопровождал автопробег, в июле опубликовал:

«В нескольких десятках километров от Симферополя, на территории совхоза «Путь к коммунизму», в густой чаще кустарников лежит глинистый заброшенный проселок. Неестественным казалось видеть красивый, рожденный для больших скоростей автомобиль барахтающимся в глубоких колеях хлипкой грязи. Разбрасывая столбы воды, он перескакивает заплывшие канавы, выкарабкивается из засасывающего песка. «Волга» должна пройти там, где проходила «Победа», и испытания показали, что она даже превосходит свою предшественницу по проходимости.»

Другие фотографии предсерийных прототипов Газ-21:

Приёмка на государственной комиссии

В 1955 году, после того как первые собранные автомобили успешно прошли испытания и хорошо себя в них проявили, для решения дальнейшей судьбы, их должны были представить на одобрение в кремль, на государственную комиссию по приёмке.

Комиссию на тот момент возглавлял министр обороны СССР Г.К. Жуков.

По одной из версий Жукову не понравилась облицовка радиатора с якобы звериным оскалом, по другой версии Николай Булганин — председатель Совета Министров СССР, сказал: «А что это у вас «Волга» беспартийная?». В любом случае известно, что на завод была передана срочная директива с требованием изменить решетку радиатора в течении двух недель.

По прошествии этого срока был показан автомобиль со звездой на решетке.

Какие могут быть вопросы к пятиконечной звезде в советском союзе? Так в 1956 году начался серийный выпуск Газ-21 первой серии в народе именуемой «звезда».

Выпуск и начало продаж

10 октября 1956 года были собраны первые три «Волги», а до конца года мелкосерийно собрали еще две машины.

Массовое серийное производство началось в 1957 году, приблизительно в марте. С марта по июнь выпускались промежуточные версии с расточенным нижнеклапанным двигателем мощностью 65 л.с. Было выпущено около 1100 машин.

Далее на ГАЗе смогли полностью освоить выпуск нового двигателя. Отличия от экспериментального:

  • Шестеренчатый привод распредвала;
  • Клиновидная форма камеры сгорания;
  • Изменилась компоновка коллектора;
  • Легче на 15 кг.

На бензине А-70 развивал мощность 70 л.с., а экспортная модификация мотора, рассчитанная на бензин А-80 – 80 л.с.

К началу продаж Газ 21, собственно и до конца выпуска, далеко не каждый мог позволить себе купить такой автомобиль, однако это не отменяло огромные очереди.

Экспорт

В скором времени начался и экспорт машин за рубеж. Достаточно дешевый автомобиль для западных покупателей, по цене как например Фольксваген Жук, но гораздо больше, современней, качественней и т.д. но продажи были очень низкими.

Причина оказалась в звезде на решетке радиатора, которая стойко ассоциировалась на западе с советским союзом.

В ноябре 1958 года решетка радиатора снова изменилась, причем выглядеть стала почти как на приемке в кремле.

Новую решетку радиатора в народе прозвали «китовая пасть». Так появилась «Волга» второй серии.

Третья серия

В 1962 году Лев Еремеев предложил свой вариант «рестайлинга» в ходе которого машина преобразилась. Внешне изменились эмблема, бампера и опять же решетка радиатора.

Автомобили третьей серии начали выпускать в апреле 1962 года и без значительных изменений машина оставалась на конвейере до июля 1970 года.

С появлением ГАЗ 21 люди в СССР начали более массово путешествовать на автомобиле. С раскладывающимся пружинным диваном в салоне образовывалось практически полноценные спальные места. Волга отлично подходит для путешествий совмещает в себе комфорт, плавность хода, просторный салон, а вместе с тем надежность и ремонтопригодность в любом месте.

Марки

Модели Газ:

Газ-1

Газ-АА

ПМГ-1

(1933-1941 гг, 1945-1950 гг.)

ГАЗ-03-30

ГАЗ-05-193

Газ М1

Газ-410 (С1)

При копировании обязательно ставьте активную ссылку на SovietCars.net

© 2016 Все права защищены и охраняются законом.

История ГАЗ-21 и -24: откуда течет Волга

Вспомним, как создавались легендарные «Волги» — «двадцать первая» и «двадцатьчетверка».

Отгремела первая послевоенная пятилетка, Горьковский автозавод вовсю штампует «Победы», а в недрах конструкторского отдела ГАЗа развернулась работа по созданию ее преемницы – ГАЗ-21 «Победа-II». Дизайнер Лев Еремеев представил гипсовый макет, схожий с укороченным ЗИМом. Но гораздо более радикальным выглядел параллельный проект под названием «Звезда», которым занимался Джон Вильямс. Его «победовский» преемник выглядел как фастбек с плавниками сзади. Тем не менее работа Еремеева была гораздо ближе к технологическим возможностям завода, и с 1953 года все усилия художников сосредоточились на ней.

Поскольку автомобиль проектировался для жестких условий советской реальности, конструктивные особенности будущей «Волги» были полны противоречий. Например, рессорная задняя и шкворневая рычажная передняя подвески соседствовали с несущим кузовом, цельноалюминиевым двигателем, автоматической трансмиссией, составным карданным валом и централизованной смазкой узлов.

К 1953 году определился общий стиль будущей машины, навеянный американской модой, а также название — «Волга». Ходовые прототипы 21-й «Волги» (1954 − 1955) выглядели почти так же, как серийные машины. За исключением оформления передка − цельный штампованный стальной лист с вертикальными прорезями уступил место трем горизонтальным балкам, украшенным каплевидным утолщением со звездой. И уже на капоте прототипов обосновалась фигурка скачущего оленя.

В 1956 году «Волга» ГАЗ-21-М («Молотовец») увидела свет. Первая серия машин (до ноября 1958-го) была частично укомплектована «победовским» нижнеклапанным мотором, расточенным до объема 2,42 л (ГАЗ-21Г), — завод не успел освоить новый алюминиевый двигатель. Самые ранние машины оснащались автоматическими коробками.

С конца 1958 − начала 1959 года «Волга» прошла «рестайлинг», самой заметной частью которого стал возврат к историческому виду передней части автомобиля. Двигатель на второй серии был только верхнеклапанный ГАЗ-21, небольшое количество автомобилей второй серии опять получило АКП. В самом конце выпуска этой разновидности появился прототип «Волги» с кузовом универсал − ГАЗ-22. Машины и первого выпуска, и второго могли окрашиваться в два цвета.

Читать еще:  Новый двигатель на волгу

«Волга». Все течет…

Легендарные «Волги», «двадцать первая» и «двадцатьчетверка», как они создавались, как были выстраданы дизайнерами, конструкторами и технологами? Мы оглянулись назад и попытались лишь очень кратко вспомнить их историю

Отгремела первая послевоенная пятилетка, Горьковский автозавод вовсю штампует «Победы», а в недрах конструкторского отдела ГАЗа развернулась работа по созданию ее преемницы — ГАЗ-21 «Победа-II». Дизайнер Лев Еремеев представил гипсовый макет, схожий с укороченным ЗИМом. Но гораздо более радикальным выглядел параллельный проект под названием «Звезда», которым занимался Джон Вильямс. Его «победовский» преемник выглядел, как фастбек с плавниками сзади. Тем не менее работа Еремеева была гораздо ближе к технологическим возможностям завода, и с 1953 года все усилия художников сосредоточились на ней.

Поскольку автомобиль проектировался для жестких условий советской реальности, конструктивные особенности будущей «Волги» были полны противоречий. Например, рессорная задняя и шкворневая рычажная передняя подвески соседствовали с несущим кузовом, цельноалюминиевым двигателем, автоматической трансмиссией, составным карданным валом и централизованной смазкой узлов.

К 1953 году определился общий стиль будущей машины, навеянный американской модой, а также название — «Волга». Ходовые прототипы 21-й «Волги» (1954 − 1955) выглядели почти так же, как серийные машины. За исключением оформления передка − цельный штампованный стальной лист с вертикальными прорезями уступил место трем горизонтальным балкам, украшенным каплевидным утолщением со звездой. И уже на капоте прототипов обосновалась фигурка скачущего оленя.

В 1956 году «Волга» ГАЗ-21-М (молотовец) увидела свет. Первая серия машин (до ноября 1958-го) была частично укомплектована «победовским» нижнеклапанным мотором, расточенным до объема 2,42 л (ГАЗ-21Г), — завод не успел освоить новый алюминиевый двигатель. Самые ранние машины оснащались автоматическими коробками.

С конца 1958 − начала 1959 года «Волга» прошла «рестайлинг», самой заметной частью которого стал возврат к историческому виду передней части автомобиля. Двигатель на второй серии был только верхнеклапанный ГАЗ-21, небольшое количество автомобилей второй серии опять получило АКП. В самом конце выпуска этой разновидности появился прототип «Волги» с кузовом универсал − ГАЗ-22. Машины и первого выпуска, и второго могли окрашиваться в два цвета.

Но самая грандиозная модернизация произошла с 21-й «Волгой» весной-летом 1962 года, когда появилась третья серия. Внешне эти машины отличаются радиаторной решеткой «китовый ус» с 36 прорезями, менее волнистыми бамперами, отсутствием клыков и знаменитой фигурки оленя. Третья серия создавалась под девизом «больше чистых линий, меньше хрома». В борьбе за удешевление производства ушли в небытие двухцветная окраска и АКП.

Двадцать первая «Волга» продержалась на конвейере до 15 июня 1970 года, когда ее полностью сменила 24-я модель. Для того чтобы понять, как появлялась эта машина и почему она получилась именно такой, нужно вообразить себе нашу страну и Горьковский автозавод середины − конца 60-х.

В это время по дорогам вовсю ездили легковые автомобили третьего послевоенного поколения, по стилю и характеристикам ушедшие далеко вперед от своих предшественников. Это появившийся в 1964-м «Москвич-408» с 50-сильным двигателем и передовым дизайном. В 1967 году ему в пару вышел еще более совершенный «Москвич-412» — автомобиль скоростной и по тем меркам безопасный. А в самом конце десятилетия свет увидел «топ» отечественного автопрома − полулицензионный ВАЗ-2101.

Таким образом, несмотря на то что крепко сработанный и приносящий валюту ГАЗ-21 признавали даже за границей, зарубежные дилеры прозрачно намекали, что с внешностью машины пора что-то делать.

На умы художников начала 60-х сильнейшим образом повлияла американская промышленная выставка 1959 года в Сокольниках. Молодой дизайнер Юрий Данилов представил проект, схожий с «Чайкой». Макет Данилова можно считать первой отправной точкой в истории ГАЗ-24. В 1960-м два передовых проекта подготовили Еремеев (автор 21-й «Волги») и Циколенко. Оба продолжают тяготеть к «чайковским» барочным формам. Два года спустя проект Еремеева становится увеличенным «Москвичом», прямолинейным и лаконичным, но неоригинальным. В этот момент принимается судьбоносное решение — уменьшить высоту кузова, посадить ниже водителя и пассажиров, увеличить базу. То есть сделать новый автомобиль более «плоским».

К 1963 году новый проект подготовили Циколенко и Киреев. На этом макете впервые можно увидеть знаменитые «24-е» форточки со скошенными углами снизу и цельноштампованные двери без отдельной оконной рамки. Долгий и мучительный процесс внезапно закончился тем, что в канун 1964-го Циколенко и Киреев, запершись в мастерской, буквально за две недели вылепили абсолютно новую машину — лишенную вычурностей, с аккуратными переходами поверхностей и, главное, самобытную.

Изначально под капотом ГАЗ-24 «Волга» должны были поселиться четыре различных вида силовых агрегатов: привычная всем рядная «четверка», два варианта 6-цилиндровых V-образников, «чайковский» V8 и перспективный рядный 4-цилиндровый дизель. Но построенный еще в начале производства 21-й модели Заволжский моторный завод, которому передали все двигательное производство с ГАЗа, откровенно не справлялся с новой программой. В результате 24-я «Волга» в абсолютном большинстве случаев комплектовалась потомком 21-го мотора — рядной «четверкой» с объемом 2,4 л и мощностью, в зависимости от степени сжатия, от 85 до 95 л.с. Как и на ее предшественнице, серийно на 24-й не появилось никакой другой коробки передач, кроме хрестоматийной механической «четырехступки». Разрабатывались для машины «автомат» под двигатель V6 и экзотическая трехступенчатая «механика» с рычагом на руле и автоматическим овердрайвом — все это осталось лишь на бумаге.

Заводские документы на новую «Волгу» были готовы к 1965 году, производство могло быть запущено в 1966-м. Почему же на следующую пятилетку ей был уготован «красный свет»? За стенкой легкового конструкторского экспериментального отдела находились военные специалисты завода. Грузовики и военная техника — основная продукция ГАЗа того времени. А на дворе — арабо-израильская война. СССР оказывал поддержку арабам, в первую очередь БТР60П. По заводской терминологии этот бронеавтомобиль называется ГАЗ-49, и именно на его выпуск, а также на разработку его преемника БТР70 бросили силы завода. За период с 1965-го по 1970-й в общей сложности было собрано менее 400 штук ГАЗ-24 — мелкосерийных. И только в июле 1970 года новый ГАЗ-24 «Волга» заменил на нитке конвейера 21-ю модель.

Новая «Волга» была принята хорошо. Машина пошла в серию, замелькала на столичных улицах. Стране она понравилась — выглядела современно, возила комфортно. Статус завода заметно поднялся в глазах чиновников из госаппарата. О ней безуспешно мечтали — большинство машин до перестройки распространялось только по организациям. Купить ее в частное пользование могли лишь избранные. Ею одаривали космонавтов и в виде награды разрешали приобрести знаменитым артистам.

Не предназначенная для продаж в частные руки, «Волга» с самого начала проектировалась как автомобиль для различных служб . Версия для такси ГАЗ-24-01 (2) отличалась от базовой дефорсированным мотором, моющейся дерматиновой обивкой салона и таксометром с «зеленым огоньком». На базе универсала 24–02 выпускалась машина «Скорой помощи» (3). В ее кузове устанавливалась перегородка за передним рядом, размещались носилки для больного и сиденье медперсонала. Серийно выпускались также «таксишный» универсал 24–04 и газобаллонное такси 21–07.

В середине 80-х годов вконец износились кузовные штампы. Но на подготовленную изначально на смену «двадцатьчетверке» (а отнюдь не на параллельный выпуск!) новую модель 3102 военные наложили вето, заявив: «Мы не позволим, чтобы на „генеральском“ автомобиле ездили в такси!»

В результате появился компромиссный ГАЗ-31029. Кузов 3102, но бензобак за спинкой заднего сиденья не годился для универсала и для газобаллонного оборудования такси. Поэтому вернули бак между лонжеронов в полу багажника, а чтобы генералов не дразнить, сделали спереди спокойное оперение вкупе с простой пластиковой черной решеткой и оптикой от «Москвича-2141».

Но все это будет потом, спустя 20, 30 и 40 лет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector