Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правительственная волга 3102

12 версий ГАЗ-3102, которых вы никогда не видели

Волга ГАЗ-3102, созданная в качестве служебного автомобиля советской номенклатуры, со временем обросла удивительными модификациями.

Этот автомобиль с самого начала 1980-х предназначали чиновникам средней руки. Ни в такси (опытный образец, правда, существовал), ни в продажу ГАЗ-3102 поначалу не шли. Отдельные частные автомобили все-таки были, но лишь в руках очень особенных советских граждан, в той или иной мере приближенных к власти. А поскольку автомобиль был чиновничьим, он существовал лишь в виде седана, причем чаще всего — черного. Тем не менее и эта Волга со временем стала обрастать необычными модификациями.

Впрочем, первая модификация появилась еще в начале 1970-х на стадии проектирования более престижной, чем ГАЗ-24, Волги. Тогда и создали ГАЗ-3101 с двигателем V8 рабочим объемом 4,5 л. Позже подобные версии, только уже с мотором в 5,5 л мощностью 195 л.с., автоматической или механической (с дефорсированным мотором в 140 л.с.) коробкой передач, — ГАЗ-31012 и ГАЗ-31013 — делали мелкосерийно, в основном для спецслужб.

На заводе создали и опытный образец универсала на базе ГАЗ-3102 — ГАЗ-31022. Но в серию его, понятно, не пустили.

Еще в 1988-м в НАМИ соорудили довольно странный аппарат с крутой (в прямом смысле) задней частью крыши. Вероятно, в стиле американских машин восьмидесятых. Завод этим не заинтересовался.

Зато подобные автомобили под именем Волга-Персона в небольших количествах позднее делала фирма «Самотлор-НН». Несколько штук, кстати, сохранились до наших дней.

В 1990-е на волне расцвета отечественного тюнинга несколько компаний, в частности, нижегородская «Техноволга», как могли, совершенствовали самые престижные, но в те годы уже доступные всем ГАЗ-3102. На машины ставили импортные двигатели Ford, Rover, Toyota мощностью до 205 л.с., автоматические коробки передач, освежали внешность и интерьер.

Еще один взгляд на Волгу в стиле Мерседеса Е-класса сотрудники НАМИ обнародовали в конце 1990-х под именем Волга-Престиж. Особенно умилительно выглядел декор, напоминающий церковные купола.

И уж, конечно, в перестроечные времена появилась масса удлиненных вариантов самой престижной Волги. Всего на 300 мм наращивала длину автомобиля фирма «Рида». Зато она же предлагала бронированную модификацию. В период первоначального накопления капитала появился спрос и на такие машины.

Еще более длинный автомобиль построила компания «Авто Союз». Для автомобиля, разросшегося почти на полметра, предлагали, разумеется, как отечественный двигатель ЗМЗ мощностью 130 л.с., так и импортные моторы.

Из Волг всех моделей армейские авторемонтные заводы традиционно строили кабриолеты для провинциальных парадов. ГАЗ-3102 в таком обличье выглядели, пожалуй, наиболее представительно.

Многолетняя мечта граждан о внедорожнике с комфортабельным легковым кузовом в 1990-е стала воплощаться в самодельные агрегаты, обычно на узлах УАЗа. Причем с кузовом не только универсал, но и седан.

Уже в 2000-е годы появились полурамные грузовики Трофим на основе Волги. Кабины строили не только из ГАЗ-3110, но и из некогда самых престижных и недоступных простым гражданам ГАЗ-3102.

Наконец, отечественные умельцы делали из ГАЗ-3102 и вполне гармоничные с виду двухдверные купе. Ни о чем подобном поклонники Волги прежде и подумать не могли.

  • О малоизвестных серийных автомобилях, которые выпускал отечественный автопром, читайте тут.

Номенклатурное лакшери: история разработки ГАЗ-3102

Уже в момент постановки на конвейер новой Волги модели ГАЗ-24 в Горьком задумались о её преемнице – машине, которая была бы «больше, лучше и мощнее». Однако с самого начала следующую Волгу задумывали не только в качестве прямой замены прежней модели (как это было в случае с «двадцать первой»), но и как автомобиль, который смог бы занять промежуточное звено между обычной «ширпотребной» продукцией и штучными горьковскими лимузинами ручной сборки. То есть, при более высоком наборе потребительских качеств перспективный седан должен был оставаться серийным.

«У лучшенная» Волга также могла принести заводу и стране валютный доход, ведь за рубежом уже тогда обращали внимание не только на линейные габариты автомобиля, но и на его комплектацию, уровень отделки и опции, повышающие комфорт. Надо признать, что даже новейшая «двадцать четверка» по уровню комплектации не особо отличалась от обычных автомобилей классом ниже, в то время как на «элитных» автомобилях ГАЗа встречались все те опции, которые были привычны на высококлассных иномарках. Речь, конечно же, о гидроусилителе руля, автоматической трансмиссии, электроприводах стекол и кондиционере.

Читать еще:  Панель от волги

Переходная модель должна была заполнить пробел в производственной линейке ГАЗа, одновременно став оружием завода в борьбе за покупателя на внешнем рынке.

Несбывшиеся мечты

Увы, по целому ряду причин новую модель пришлось создавать на имеющейся платформе «двадцать четверки». Во-первых, Минавтопром СССР последовательно «зарубал» несколько проектов принципиально новых моделей (речь о Москвичах, Ижах и Запорожцах), отдавая предпочтение развитию нового автогиганта в Тольятти. Во-вторых, создание и запуск в серию очередного автомобиля требовали огромных денег, которые лишь недавно были вложены все в тот же ВАЗ. В-третьих, в 1973 году в мире разразился грандиозный энергетический кризис, и мощный среднеразмерный седан оказался бы просто невостребованным в Европе. И, наконец, ГАЗ-24 был еще нестарой машиной, не требовавшей радикального обновления.

Прототипы получили индекс 3101 – как и в случае со всеми новыми моделями советских автомобилей семидесятых годов, четырехзначное обозначение будущей Волги соответствовало отраслевой нормали 1966 года, где первая цифра указывала на класс автомобиля.

Из-за жестких технологических ограничений новая Волга была максимально унифицирована со старой – то есть, «двадцать четверкой». Фактически, было получено «добро» лишь на модернизацию передней и задней части, в то время как силовая структура кузова, а также штампы крыши и дверных боковин должны были остаться прежними. Ирония судьбы, но впоследствии все «важные» детали так и остались неизменными вплоть до снятия с производства модели 31105 в 2009 году.

За счет свесов «тридцать первая» была длиннее обычной Волги

Прототипы отличались от обычной Волги дизайном передка и кормы, а также отделкой кузова с увеличившимся количеством хромированных деталей. Но при этом «концепт» новой Волги смотрелся довольно безлико, не особо превосходя 24-ю по статусности облика. В качестве силового агрегата на ГАЗе планировали использовать V-образные трехлитровые «шестёрки», которые изначально задумывались еще для «улучшенных» модификаций ГАЗ-24, но в серию так и не пошли.

Появившаяся в 1977 году новая Чайка модели ГАЗ-14 существенным образом повлияла и на проект 3101. Было решено выполнить внешность следующей модели в том же ключе, уйдя от плавных линий в более выраженный «плоскопараллельный» дизайн. Ведь угловатая Чайка смотрелась очень солидно, но при этом была лишена чрезмерной грузности.

Правда, по описанным выше причинам экстерьерщикам негде было особо разгуляться – оставалось менять лишь переднюю и заднюю часть, при этом увязав их стилистически с прежними дверями. Да и слишком «оквадрачивать» новые элементы было нельзя, ведь они не должны были вступать в диссонанс со старой средней частью кузова.

Благодаря удачно найденным решениям дизайнерам удалось «малой кровью» существенно видоизменить Волгу, придав её внешности не только элегантности, но и новизны.

При беглом взгляде на модель 3102 сразу понимаешь, что эта машина стоит на ступеньку выше предшественницы, хотя и делит с ней платформу.

Кроме заметных отличий во внешности, прототип с индексом 31011 отличался целым рядом прогрессивных для того времени решений, призванных повысить активную и пассивную безопасность автомобиля. Так, машина получила сминаемые зоны и травмобезопасные утопленные наружные ручки дверей, а бензобак перенесли за спинку заднего сиденья.

Интерьер ранних прототипов – нечто среднее между Волгой и Чайкой ГАЗ-14

Разумеется, новая Волга не могла обойтись без совершенно другого интерьера, в котором планировали применить самые современные технологии и эргономические приёмы. И, наконец, никакой рядной «четверки» под капотом – машине с индексом 3101 полагался V-образный восьмицилиндровый двигатель объемом свыше четырёх литров. Словом, еще не министерская Чайка, но уже далеко не «плебейская» 24-ка.

Загадочная форкамера

Внимательный читатель задумается: почему же серийный автомобиль получил индекс 3102, а не 3101? Увы, в сжатые сроки запустить в производство относительно малогабаритный восьмицилиндровый мотор заводу оказалось не по силам, да и на внешних рынках в то время на машинах такого класса были в ходу совсем другие двигатели – как дизельные, так и бензиновые, но максимум шестицилиндровые.

Привычная по Чайкам V-образная «восьмерка», как ни крути, Волге была «великовата», а «промежуточным» мотором на ГАЗе не располагали.

Существовала и спецверсия ГАЗ-31013 — «догонялка» с двигателем V8 от Чайки

Несмотря на то, что двигатель новой Волги являлся модернизированной версией обычного мотора ЗМЗ-24, он заслуживает детального описания благодаря очень необычной системе зажигания форкамерно-факельного типа, а также иной конструкции головки блока цилиндров и карбюратора.

Читать еще:  Машина волга 2020

В камере сгорания каждого цилиндра конструктивно предусмотрели дополнительный объем – форкамеру, в которую подавалась обогащенная смесь, в то время как в обычной камере сгорала сильно обеднённая. Такое нововведение и потребовало внедрение совершенно другого трехкамерного карбюратора, а также дополнительного впускного клапана для форкамеры. Интересно, что смесь в каждом цилиндре поджигалась свечой не в основной камере, а в предварительной.

Над форкамерно-факельным зажиганием в СССР работали разные коллективы конструкторов, что подтверждается несколькими авторскими свидетельствами

Зачем же на ГАЗе применили столь необычную и сложную систему? Работы по форкамерному зажиганию велись на заводе несколько десятилетий, поскольку таким способом конструкторы хотели сделать волговские моторы экономичнее и экологичнее. Веяния времени заставили газовцев взяться за форкамеру всерьез, решая на практике все «академические» недостатки такой системы зажигания. Убедиться в работоспособности системы помогли японцы: в 1975 году Honda выпустила серийную модель Civic с форкамерно-факельным двигателем.

Более напряженный тепловой режим форкамерного мотора потребовал применения иных материалов, а также глубокой модернизации системы охлаждения. Поэтому ЗМЗ-4022.10 является не столько модификацией 24-го двигателя, сколько самостоятельной разработкой на основе прежнего мотора.

В итоге «форкамера заработала»: мощность двигателя увеличилась на 10 л.с. – до 105 «лошадок», а контрольный расход топлива снизился на 2 литра – до 8,5 л/100 км пробега. При этом потяжелевшая машина стала заметно динамичнее, набирая «сотню» с места за 16 секунд. Таким образом, Волга наконец-то стала опережать тольяттинские автомобили по динамическим качествам, как и подобает автомобилю более высокого класса.

ГАЗ-3102 стал и быстрее, и экономичнее, и экологичнее прежних Волг

Увы, форкамерный мотор требовал очень точной настройки карбюратора, а также был склонен к перегреву, несмотря на все ухищрения конструкторов. В нём не остались ни капли «волговского равнодушия» к техническому состоянию и регулировкам систем питания и зажигания, что вызывало недоумение даже у опытных ремонтников в государственных гаражах.

Впоследствии моторы с форкамерой были вытеснены обычным ЗМЗ-402. А там и 406-й подоспел

Именно поэтому в 1996 году в Нижнем Новгороде полностью отказались от форкамерно-факельного зажигания, перейдя на привычные для Волги моторы семейства 402 (модернизированный ЗМЗ-24), а также новый двигатель модели 406.

Увы, новая Волга не получила и автоматической трансмиссии, но в процессе работ над агрегатами для «тридцать первой» конструкторам удалось избавиться от большинства «родовых болячек» прежних Волг. Изменение углов установки колес и некоторых других параметров передней и задней подвесок (колея, клиренс) позволило улучшить управляемость новой машины на высоких скоростях, лишив её «плавучести» и задумчивости, свойственной обычной 24-ке. Второе радикальное отличие модели 3101 от предшественницы – тормоза. Для АЗЛК-2141 и ГАЗ-3102 Советским Союзом была приобретена лицензия на тормозную систему английской фирмы Girling, которая создала тандемный вакуумный усилитель. В отличие от обычного гидровакуумного, такой усилитель сохранял работоспособность всей системы даже при частичной разгерметизации контуров. Для стабильности поведения машины во время торможения в конструкцию тормозной системы внесли отдельный регулятор давления (так называемый «колдун»).

ГАЗ 3102 Волга 1992, седан, 2 поколение — технические характеристики и комплектации

Запуск «Волги» 31029 сильно отразился на всей линейке легковых автомобилей. С одной стороны, разница между массовым автомобилем ГАЗ-31029, и мелкосерийной ГАЗ-3102 свелась к минимуму. С другой стороны в это же время был сертифицирован к производству ГАЗ-3105, автомобиль совершенно нового поколения. В рамках экономической ситуации, последнему предстояло вовлечь в себя все положительные характеристики Волги, в том числе её былую репутацию престижа. ГАЗ-3102 и ГАЗ-31029, будучи и так морально устаревшими автомобилями нужны были прежде всего в количестве, поэтому приходилось снижать себестоимость машин ценной их комплектации и качества.

За десять лет эксплуатации, ЗМЗ-4022.10 так и не смог преодолеть свои детские болезни и стать эталоном надежности. С появлением обычного ЗМЗ-402.10, нередким были случае когда 4022.10 переделывали в 402.10 заменой ГБЦ. Последняя серийная форкамерная «Волга» покинула ГАЗ в 1992-м году, а Заволжский моторный завод прекратил выпускать комплектующие в 1996-м году. Если первоначально 3102 с уже ЗМЗ-402.10 комплектовали блоком литым в кокиль с алюминиевым поддоном картера, то уже к середине 1990-х, на нём стояли обычные 402-е с блоком литым под давлением, отличившись от 31029-х лишь широким радиатором, под широкий передок 3102. Более того, в связи с перебоями поставок топлива, ГАЗ-3102 стали предлагать и с мотором ЗМЗ-4021.10, для работы с бензином А-76. В плане комплектации и снижения себестоимости, ГАЗ-3102 целенаправленно лишалась многих декораций, например хромированный вентиляционный орнамент на задней стойке уступил место пластиковому, перестали ставить молдинги порогов, шпаклевка стыковки панели крыши и стойки — только на заказ. Падало само качество сборки.

Читать еще:  Ремонт двигателя волга 406

ГАЗ-31029, став рабочей лошадкой начала 1990-х, была принятой такой, какой она предназначалась: бюджетная машина для массового выпуска, с невзрачным дизайном передка и дешевой комплектацией. А упавшее качество 3102 было несравнимым с его полным отсутствием у 31029, ресурс которых часто не превышал первой зимы. В этом плане ГАЗ-3102 стал полноценной альтернативой, которая на фоне более «новой» 31029 смотрелась хоть и консервативно, но все-таки стильно. Цена машины заняла удобную нишу между 31029-й и ввозимыми иномарками. Сохранилась и её служебная роль, в эпоху когда различным чиновникам нужно было показать, что они едины с народом (особенно в предвыборную пору), на месте более комфортной иномарки как никогда подходила ГАЗ-3102. Если в советские годы объём производства не превышал трех тысяч в год, а с 1987 года упал до двух тысяч, то в 1994 году собрали более четырёх, в 1995-м шесть тысяч, а в 1996-м объём превысил десять тысяч автомобилей.

ГАЗ 3102 Волга 1992, седан, 2 поколение — технические характеристики и комплектации

Запуск «Волги» 31029 сильно отразился на всей линейке легковых автомобилей. С одной стороны, разница между массовым автомобилем ГАЗ-31029, и мелкосерийной ГАЗ-3102 свелась к минимуму. С другой стороны в это же время был сертифицирован к производству ГАЗ-3105, автомобиль совершенно нового поколения. В рамках экономической ситуации, последнему предстояло вовлечь в себя все положительные характеристики Волги, в том числе её былую репутацию престижа. ГАЗ-3102 и ГАЗ-31029, будучи и так морально устаревшими автомобилями нужны были прежде всего в количестве, поэтому приходилось снижать себестоимость машин ценной их комплектации и качества.

За десять лет эксплуатации, ЗМЗ-4022.10 так и не смог преодолеть свои детские болезни и стать эталоном надежности. С появлением обычного ЗМЗ-402.10, нередким были случае когда 4022.10 переделывали в 402.10 заменой ГБЦ. Последняя серийная форкамерная «Волга» покинула ГАЗ в 1992-м году, а Заволжский моторный завод прекратил выпускать комплектующие в 1996-м году. Если первоначально 3102 с уже ЗМЗ-402.10 комплектовали блоком литым в кокиль с алюминиевым поддоном картера, то уже к середине 1990-х, на нём стояли обычные 402-е с блоком литым под давлением, отличившись от 31029-х лишь широким радиатором, под широкий передок 3102. Более того, в связи с перебоями поставок топлива, ГАЗ-3102 стали предлагать и с мотором ЗМЗ-4021.10, для работы с бензином А-76. В плане комплектации и снижения себестоимости, ГАЗ-3102 целенаправленно лишалась многих декораций, например хромированный вентиляционный орнамент на задней стойке уступил место пластиковому, перестали ставить молдинги порогов, шпаклевка стыковки панели крыши и стойки — только на заказ. Падало само качество сборки.

ГАЗ-31029, став рабочей лошадкой начала 1990-х, была принятой такой, какой она предназначалась: бюджетная машина для массового выпуска, с невзрачным дизайном передка и дешевой комплектацией. А упавшее качество 3102 было несравнимым с его полным отсутствием у 31029, ресурс которых часто не превышал первой зимы. В этом плане ГАЗ-3102 стал полноценной альтернативой, которая на фоне более «новой» 31029 смотрелась хоть и консервативно, но все-таки стильно. Цена машины заняла удобную нишу между 31029-й и ввозимыми иномарками. Сохранилась и её служебная роль, в эпоху когда различным чиновникам нужно было показать, что они едины с народом (особенно в предвыборную пору), на месте более комфортной иномарки как никогда подходила ГАЗ-3102. Если в советские годы объём производства не превышал трех тысяч в год, а с 1987 года упал до двух тысяч, то в 1994 году собрали более четырёх, в 1995-м шесть тысяч, а в 1996-м объём превысил десять тысяч автомобилей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector