Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автозавод заз запорожье

Производство

ПАО «ЗАПОРОЖСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД»

ПАО «Запорожский автомобилестроительный завод» (ПАО «ЗАЗ») — единственное в Украине предприятие, обладающее полным циклом производства легковых автомобилей, который включает штамповку, сварку, окраску, оборудование кузова и сборку автомобиля. На предприятии создано и постоянно совершенствуется качественно новое современное высокотехнологичное производство. Приоритетами ПАО «ЗАЗ» является постоянное стремление совершенствовать собственную продукцию, работа над внедрением новых идей и расширение модельного ряда автомобилей.

Высокий уровень технического обеспечения производства стал основой для плодотворного сотрудничества ПАО «ЗАЗ» с лидерами мирового автомобилестроения: Adam Opel, Daimler AG, GM DAT, ВАЗ, ТАТА, Сhery, КІА. Производство ориентировано в основном на потребителей автомобилей класса С (самого быстрорастущего сегмента рынка).

ПАО «ЗАЗ» входит в группу компаний «УкрАВТО». Украинская Автомобильная Корпорация — лидер автомобильного рынка Украины; крупнейший производитель и дистрибьютор автомобилей, поставщик высококачественных услуг автосервиса.

Динамика развития автозавода, приоритетами которой являются постоянное стремление совершенствовать собственную продукцию, работа над претворением новых идей в жизнь и расширение модельного ряда автомобилей, говорит о прогрессе создания отечественного автомобиля.

СИСТЕМА И ПОЛИТИКА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Политика качества предприятия направлена на удовлетворение требований и ожиданий потребителей, совершенствование системы менеджмента качества. Производство соответствует требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 и требованиям, выдвинутым партнерами ПАО «ЗАЗ»:

  • обеспечивает выпуск высококачественной продукции и постоянное ее совершенствование;
  • увеличивает степень удовлетворенности потребителей;
  • определяет функции, полномочия и ответственность всего персонала, улучшает взаимодействие и взаимопонимание персонала;
  • повышает результативность принимаемых решений;
  • постоянно совершенствует процессы проектирования, производства, контроля и управления;
  • повышает результативность функционирования предприятия в целом за счет приоритета методов предотвращения над методами устранения недостатков;
  • увеличивает конкурентоспособность предприятия.

СВАРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Автоматизация производства, практически полностью исключившая людской ресурс, особенно на этапе сварки кузова, улучшила скорость и качество производимых операций. Сварка кузовов ведется на линиях, которые оснащены уникальным, не имеющим аналогов в Украине, оборудованием. Операции производятся робототехнологическими комплексами. Максимальная механизация и автоматизация сварочного производства позволяет при небольших трудозатратах не только обеспечивать качество согласно самым жестким требованиям, но и контролировать его современными средствами диагностики.

В состав сварочного производства входят гибкие автоматические линии «FANUC», «СОМАU», «КUKA», системы управления «Texas-500», «Alen-Bredley», «Simatik-110».

Уровень качества сваренных кузовов определяется в лаборатории геометрии кузова с применением современного оборудования, отвечающего мировым стандартам. Координатно-измерительная машина PRO Compact, установленная в лаборатории, — многопрофильная, выполняет измерительные функции, сканирует поверхности, и с помощью программного обеспечения преобразовывает их в поверхности трехмерного изображения. Качество сварных соединений контролируется разрушающим и неразрушающим методом. Качество лицевой поверхности и соответствие зазоров навесных узлов контролируется на 100% изготавливаемых кузовов.

Производительность составляет 22 узла в час.

ОКРАСОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Процесс окраски имеет две составляющие: окраска кузова и окраска пластмассовых деталей.
До подачи деталей в камеры окраски производится обезжиривание, промывка, обдув и сушка в агрегате подготовки поверхности. После газопламенной обработки и обдува ионизированным воздухом детали поступают в камеры грунтования и окраски. Все процессы производятся с использованием роботов.

Подготовка поверхности кузова на стадии обезжиривания и фосфатирования выполняется методом погружения в катафорезную ванну и разбрызгивания с применением состава фосфатирования и катодного электрофореза. Использование окрасочных материалов производства фирм BASF и KCC и современная технология окраски предоставляют гарантию против сквозной коррозии кузова на 5 лет.

За этапом нанесения герметиков следует трицикл окраски. Головка распылителя каждого робота «SAMES» вращается со скоростью 30 тысяч оборотов в минуту, окраска одного кузова занимает 1 минуту 25 секунд.

На линиях предусмотрена возможность использования эмалей типа «пастель» и «металлик». В цехе окраски установлены девять современных роботов, пять из них предназначены для нанесения краски, четыре — лака. Возможности цеха окраски — конвейер со скоростью 3,75 м/мин, где кузова окрашиваются в 12 цветов: 8 — металлик, 4- пастель.

Новое роботизированное оборудование легко поддается перепрограммированию, выполняя окраску быстро и качественно. В производстве действуют две автоматические линии общей длиной грузового конвейера 4 100 м.

Окрасочные конвейеры обеспечивают мощность 32 кузова в час.

МОТОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Мелитопольский моторный завод является хозрасчетным предприятием ПАО «ЗАЗ» и ведет свою историю с 1908 г., когда И. Заферман основал завод по производству нефтяных двигателей.

История предприятия неразрывно связана со специализацией на выпуске силовых агрегатов и постоянным развитием. Именно в Мелитополе были произведены первые двигатели к легендарному автомобилю «Запорожец». Автомобили Запорожского автозавода «Таврия», «Славута» и «Sеns» также оснащаются мелитопольскими двигателями.

Мелитопольский моторный стал первым заводом в Украине, который разработал конструкцию двигателя с системой развернутого впрыска топлива и электронной системой управления двигателем (МеМЗ-307 мощностью 70 л.с.).

В 2004 году заводу вручен Сертификат соответствия системы менеджмента качества Международному стандарту ISO 9001:2000, выданный транснациональным Международным техническим обществом БЮРО ВЕРИТАС.

Несмотря на то, что основным заказчиком Мелитопольского завода остается Запорожский автозавод, часть продукции (запасные части) отправляются и на экспорт. Сегодня на предприятии работают более трех тысяч человек. Его работу обеспечивают 256 поставщиков (в Украине — 203, в России — 45, дальнее зарубежье — 8). Кроме производства двигателей МеМЗ выпускает новые виды продукции: полуприцеп-автовоз, эвакуатор, грузовая платформа, автофургон на базе ТАТА.

Мелитопольский моторный завод производит силовые агрегаты, отвечающие стандарту Евро — 2: двигатели объемом до 1,4 л и трансмиссии.

СБОРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

В производстве используется принцип поточных линий с использованием системы подвесных и напольных тротуарных конвейеров. Сборка, например, автомобилей «Ланос» производится одновременно темпом 32 автомобиля в час. Каждые две минуты в течение 8 часов здесь сходит с конвейера готовый автомобиль, то есть 240 авто за смену.

Новая конвейерная линия и оборудование, применяемое для сборки, являются универсальными, что позволяет легко адаптировать цех под сборку новых моделей автомобилей.

Запорожский автозавод производит методом полномасштабного производства 5 моделей легковых автомобилей под брендом ЗАЗ. Часть комплектующих — силовые агрегаты, арматура, сиденья, пластмассовые изделия — производятся на предприятии. Остальное обеспечивают предприятия-поставщики, более 80% которых локализовано в Украине.

ИСПЫТАНИЯ

Параметры автомобиля проверяются на установленных в сборочном цехе стендах обкатки, испытаний тормозов, регулировки углов установки управляемых колес и регулировки света фар.

После стендовых испытаний автомобиль отправляется на дорожные испытания. Трек состоит из разных типов покрытий — «Лежачий полицейский», пластин для проверки ассиметричных нагрузок, канатов для проверки симметричных нагрузок, различных видов дорожного покрытия. Эксперты-испытатели проверяют автомобиль на соответствие требованиям по шуму, вибрации и жесткости, проводят дополнительный визуальный осмотр всех узлов и агрегатов тестируемой машины на эстакаде для подъема/спуска.Каждый автомобиль проходит окончательную обработку, которая включает следующие этапы:

  • мойка после дорожной обкатки;
  • инспекционный контроль на герметичность;
  • устранение дефектов, выявленных после дорожной обкатки;
  • контроль лицевых поверхностей;
  • установка дополнительных опций.

ЛОГИСТИКА


После проведенных испытаний и окончательной обработки сформированная партия автомобилей перемещается на склад готовой продукции, в отдел логистики автомобилей. Модернизированная система логистики на ЗАЗе постоянно развивается, обеспечивая оперативность, эффективность и качество комплекса работ, связанных как со своевременными доставками комплектующих изделий на заводские конвейеры, так и с оперативными доставками готового авто в сеть продажи под заказ его будущего владельца. Центр логистики (площадь 12 тыс. кв.м.), расположенный на территории завода, позволяет в непрерывном режиме получать сотни тысяч грузов, необходимых для производства, эффективно их обрабатывать и оперативно доставлять к месту назначения на производство. Сегодня в систему логистики также включены две секции для накопления и отгрузки готовой продукции общей площадью 51 289 кв.м., где могут находиться свыше 1300 новых автомобилей, которые ежедневно готовы к отправлению в разные уголки Украины.

ПАО «ЗАЗ» активно реализовывает экспортную политику, закрепляя достигнутые позиции на экспортных рынках и развивая новые направления. Предприятие осуществляет экспорт автомобилей, машинокомплектов и комплектующих в Россию, Казахстан, Азербайджан, Грузию, Армению, Беларусь, Сирию, Иорданию, Ирак, Египет.

Лимитированная серия автобусов пригородной модификации ЗАЗ А07А12 предлагается по специальной цене 25 октября 2019

Официальный дистрибьютор продукции Запорожского Автомобилестроительного Завода – компания Юниверсал Моторз Груп.

Компания «Юниверсал Моторз Груп» АО «УкрАВТО» приглашает на «День открытых дверей на «ЗАЗ» 28 августа 2019

Компания «Юниверсал Моторз Груп» АО «УкрАВТО» — официальный дистрибьютор автобусной техники о.

Читать еще:  Селеновый выпрямитель заз 965

«День открытых дверей» на ЗАЗе стал доброй традицией 20 июня 2019

Компания Юниверсал Моторз Груп, официальный дистрибьютор коммерческой техники и автобусов ЗАЗ, структурное подразделе.

«Горбатого» могила: почему ЗАЗ оказался не нужен даже Украине

«Запорожцы» покинули украинский рынок: за январь 2019 года не было продано ни одного автомобиля марки ЗАЗ. Линии Запорожского автозавода по выпуску легковых машин законсервированы, а с декабря в отношении предприятия начата процедура банкротства. Как такое произошло с крупнейшим украинским автопроизводителем и есть ли шансы его спасти, разбирались «Известия».

Прощание с «Ланосом»

Запорожский автозавод испытывал проблемы давно: почти весь 2016 год конвейер предприятия простаивал. В 2017-м ЗАЗ работал, но к концу года стало известно, что единственная легковая модель Lanos покидает конвейер. Коммерческие «каблучки» на базе «Ланоса» продержались на конвейере еще несколько месяцев. Кроме того, завод продолжил выпуск машинокомплектов для завода GM в Египте и автобусов на агрегатах индийской Tata.

Единственный легковой Lanos был собран для проверки простаивающего оборудования

К концу 2018 года в производственной гамме сохранились только автобусы, но их изготовили около сотни. Легковая линия была законсервирована, единственный легковой Lanos был собран для проверки простаивающего оборудования. Фактически весь год дилеры распродавали остатки ЗАЗов — легковые «Ланосы» закончились к декабрю. Фургоны на их базе всё еще фигурируют в статистике за январь 2019 года, но вряд ли их осталось много.

Корейская помощь

В 1997-м Запорожский автозавод был включен в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины. К этому времени производство упало до минимума: архаичные заднемоторные «запорожцы» были сняты с производства, но даже относительно современные «Таврии» не могли конкурировать с подержанными иномарками. Находящееся на грани банкротства предприятие на несколько лет было освобождено от уплаты НДС. На пути ввоза иномарок встали 25-процентные пошлины. Был найден серьезный зарубежный партнер — южнокорейская Daewoo Motors, согласившаяся организовать на Украине сборку своих моделей и модернизировать «Таврию».

В 2004 году в Запорожье начали варить и красить седан Daewoo Lanos и его более дешевую версию Sens

Из-за банкротства Daewoo крупноузловое производство автомобилей продолжалось недолго, однако новый владелец ЗАЗа — «Украинская автомобильная корпорация» («УкрАВТО») Тариэла Васадзе — заключила сборочные контракты с Mercedes-Benz, Opel и даже с «АвтоВАЗом». Возобновилось сотрудничество с Daewoo, ставшей частью концерна General Motors: в 2004 году в Запорожье начали варить и красить седан Daewoo Lanos и его более дешевую версию Sens — c дорестайлинговым кузовом и мотором украинского производства. Недорогой Lanos быстро стал популярен в России. У нас он продавался под брендом Chevrolet, а после того, как у ЗАЗа истек контракт с GM, был переименован в ZAZ Chance.

Взлет и падение

Дела завода пошли в гору: в 2004 году было выпущено вдвое больше автомобилей, чем годом ранее, а в следующие несколько лет объемы производства только увеличивались. В рекордном для себя 2007-м «АвтоЗАЗ» выпустил 280 тыс. машин, из которых более половины произвели по полному циклу. Экспорт составил 69 тыс., а годом спустя увеличился до 72 тыс. автомобилей. В 2006-м «УкрАВТО» приобрела польский завод FSO, у которого покупала комплектующие для сборки автомобилей, а в 2007-м было подписано соглашение с Минэкономразвития РФ о промышленной сборке в Нижегородской области «Ланосов» и «Сенсов».

С кризиса 2008-го начался закат ЗАЗа. Только от переоценки кредитного портфеля в $390 млн с 5 до 8 гривен за доллар завод получил более миллиарда гривен убытка — такие данные приводит Тариэл Васадзе в интервью изданию «Лiга.Бизнес». Следующий кризис 2014-го еще больше отразился на финансовом состоянии завода.

Производство без спроса

Стремясь обновить модельный ряд, Запорожский автозавод запустил новые модели под собственным брендом: ZAZ Forza, представлявшую собой китайскую Chery Bonus /Very, и ZAZ Vida — старый Chevrolet Aveo. Однако со сбытом продукции возникали проблемы — и финансовый кризис был не единственной причиной.

Из-за девальвации гривны и низкой платежеспособности населения украинский рынок сжался в несколько раз. Если в рекордном 2008-м было продано 623 тыс. автомобилей, то годом спустя уже 162 тыс. По итогам 2018 года объем рынка составил 77,4 тыс. единиц, что на 3,2% меньше, чем годом ранее.

Кроме того, со вступлением Украины в ВТО пришлось отменить закон «О стимулировании производства автомобилей», а таможенные пошлины снизить до 10%. Дальнейшее снижение таможенных барьеров, а также бесконтрольный временный ввоз подержанных иномарок на еврономерах убили спрос на «Ланосы».

Введение утилизационного сбора в России и сверхдешевая Lada Granta подорвали продажи украинских автомобилей. После событий 2014 года ЗАЗ окончательно потерял самый большой экспортный рынок. В довершение страны Таможенного союза перестали признавать украинский сертификат качества СТ-1.

В шаге от банкротства

В начале декабря Хозяйственный суд Запорожской области начал процедуру банкротства ЗАЗа по заявлению ООО «Факторинг Финанс» — кредитор требовал с завода 3,16 млн гривен, чуть больше $115 тыс. Однако на начало 2018-го общая задолженность завода превышала 4,4 млрд гривен. С 2015 года Запорожский автозавод ведет переговоры с кредиторами о реструктуризации отсрочки выплат, но достигнутые договоренности не решают проблему, а консервируют ее, считает председатель правления ЧАО «Запорожский автомобилестроительный завод» Николай Евдокименко.

Запорожский автомобильный завод

«Для возобновления производства легковых автомобилей, для запуска нового необходимы деньги или партнеры. При этом договором с одним из кредиторов, АО «Укрэксимбанк», прямо предусмотрен запрет на привлечение партнеров и инвесторов, создание совместных предприятий, смену направлений деятельности, подписание кредитных договоров и любые другие действия, направленные на привлечение финансирования, — до погашения заводом задолженности по кредиту. В таких условиях очень сложно найти выход для предприятия», — цитирует слова Евдокименко пресс-служба.

Плохая репутация

В «УкрАВТО» продолжают надеяться, что и после финансовой санации ЗАЗ сможет продолжить свою производственную деятельность. Однако «Ланосу» всё равно требуется замена.

— Репутация этого автомобиля на рынке такова, что сейчас рассчитывать на глобальные продажи нет смысла. Машина устарела морально и технически и никому не интересна, — рассказал «Известиям» заместитель генерального директора медиагруппы «Автоцентр» Виталий Новак.

О репутации некогда популярного «Ланоса» красноречиво говорит тот факт, что служба такси Uklon отключила эти автомобили от своей системы — пользователи жаловались на тесноту и неважный комфорт.

«Ланосу» всё равно требуется замена

Еще в 2016 году ЗАЗ демонстрировал прототип новой модели Slavita Nova, оказавшейся перелицованным китайским хэтчбеком Riich G2. Сейчас перспективы этой модели туманны.

Как спасти ЗАЗ

Серьезный удар по производству нанесли боевые действия на востоке Украины: в Донецкой области остались 25 предприятий-смежников, в Луганской — 11. Всё же, считают эксперты, Запорожский автозавод можно спасти. Корпорация «УкрАВТО» вкладывалась в модернизацию линий, и их можно переналадить под выпуск другой модели.

Единственный путь для реанимации — контракт с каким-нибудь крупным европейским производителем, считает Новак. По его словам, заинтересованность есть у Renault. Таким образом, в Запорожье можно было бы наладить выпуск популярных Duster и Sandero. Тем более что французский автопроизводитель не может поставлять машины со своих российских заводов. Известно, что премьер-министр Владимир Гройсман обсуждал с представителями Renault возможность размещения автопроизводства на Украине.

Схожего мнения придерживается и российский автоэксперт Сергей Цыганов. Единственным вариантом спасения он видит перепродажу активов профильному западному инвестору с целью организации в Запорожье мелко- или крупноузловой сборки иномарок.

— Именно этим занимался менеджмент ЗАЗа в последние годы. Занимался абсолютно безуспешно. Сейчас завод надо буквально дарить кому-то из иностранцев, но нынешний собственник явно не горит желанием это делать. Ему гораздо выгоднее пойти по апробированному в России пути редевелопмента с продажей части площадей под застройку и сохранением небольшого производства автокомпонентов, — рассказал Цыганов.

ЗАЗ: наследники «Запорожцев»

Запорожский автозавод — ныне иностранное предприятие, но в какой-то степени остается нашим, родным… Во-первых, многие россияне тепло вспоминают свой первый «Запорожец», а во-вторых, продукция с шильдиком «Зроблено в Українi» активно продается на российском рынке.

СЕЛЬХОЗАВТОМАШ ПО-УКРАИНСКИ

За свою почти 150-летнюю историю завод менял название множество раз. В 1863 году меннонит Абрам Копп (в этих местах с ХVIII века жили колонисты из Пруссии) начал изготавливать в своих мастерских соломорезки. Вскоре мастерские разрослись до завода сельскохозяйственных машин. Национализированный после революции, завод в 1923 году получил гордое имя «Коммунар». Долгое время он выпускал комбайны и прочую технику для села, но в конце 1950-х здесь решили делать народные микролитражки и в очередной раз переименовали — конечно же, в Запорожский автомобильный. Машину разрабатывали всем миром: основную часть проекта выполнил столичный МЗМА, выпускавший «москвичи», двигателем занимались в отраслевом институте НАМИ. Первую самостоятельную разработку завода — знаменитый «ушастый» ЗАЗ-966 освоили в 1966 году и затем почти 30 лет выпускали модели на его базе.

Читать еще:  Размеры заз 965

За 34 года (с 1960-го по 1994-й) в Запорожье собрали 3,4 млн. микролитражек с двигателем воздушного охлаждения. Многие из них еще бегают по дорогам Украины, России и других стран.

ЗАЗ‑965 стал первенцем завода.

Следующая базовая модель появилась на конвейере ЗАЗа с большим опозданием — в 1987 году. Это был переднеприводный трехдверный хэтчбек ЗАЗ-1102 «Таврия». Едва успели его освоить, как распался Советский Союз и начались экономические проблемы. Но уже суверенные…

ВСПОМИНАЯ «ДЭУ»

Украинские власти долго тянули с приватизацией главного автопредприятия страны, по старинке забирая всю выручку в бюджет. Немудрено, что к середине 1990-х завод оказался на грани банкротства. В 1994 году остановили производство «запорожцев»: спрос на них упал практически до нуля. Да и продажи «Таврии» стремительно сокращались: модель не выдерживала конкуренции с подержанными иномарками, ведь на Украине тогда были очень низкие таможенные пошлины. В 1997 году в стране продали всего 15 тыс. новых автомобилей, в том числе лишь 1,9 тыс. «таврий».

«Таврию» пытались продвигать даже на рынки Западной Европы, но развал СССР поставил на этих амбициях крест. Хотя ее рекламный ролик получил Серебряного Льва на фестивале в Каннах!

В конце 1997 года украинский парламент принял закон «О стимулировании производства автомобилей». Он действовал почти десять лет и реально помог поднять местный автопром. Все иномарки облагались 25-процентной пошлиной; запрещалось ввозить машины старше восьми лет. Предприятия избавили от уплаты НДС, они даже получили пакет льгот. Например, госорганам при закупках предписывалось отдавать предпочтение моделям местной сборки. Отменялся НДС при покупке нового автомобиля отечественного производства.

Уже под этот закон руководители завода и Минпромполитики пытались найти инвестора; в Запорожье прилетали представители PSA «Пежо-Ситроен», «Фиата», «Дженерал моторс». В конце концов киевские чиновники выбрали южнокорейский концерн «Дэу». В сентябре 1997 года ОАО «АвтоЗАЗ» и «Дэу моторс» подписали соглашение о создании совместного предприятия «АвтоЗАЗ-Дэу» с уставным фондом 150 млн. долл. Украинская сторона передала в СП производственные мощности, корейская — технологии и оборудование. В Запорожье должны были собирать пять моделей; корейцы обещали модернизировать и «Таврию». Стороны намеревались вложить более 1,3 млрд. долл. в проект, рассчитанный на десять лет.

Поначалу все вроде бы ладилось: уже в мае 1998-го в Ильичевске на заводе автоагрегатов «Квант» (он стал филиалом ЗАЗа) началась крупноузловая сборка моделей «Ланос», «Нубира» и «Леганза». На основной площадке в Запорожье запустили в серию обновленный ЗАЗ-1102 под именем «Таврия-Нова»; при участии корейских инженеров в короткие сроки подготовили к выпуску пятидверный лифтбек ЗАЗ-1103 «Славута» (в серии с 1999 года). Но планы были перечеркнуты финансовыми кризисами: украинским (он последовал сразу за российским), а потом и корейским. Компания «Дэу» осенью 1998 года оказалась на грани банкротства и с октября перестала перечислять деньги и поставлять машинокомплекты, выйдя из СП в одностороннем порядке. В декабре были собраны последние «корейцы». (Они еще вернутся на Украину, но позже и под другим именем.)

Наряду с еще советским оборудованием в цехах стоят самые современные импортные машины и механизмы.

Урегулировать спор поручили специальной комиссии. Корейцы требовали вернуть вложенные деньги и сменить руководство завода; украинцы настаивали на том, что партнеры намеренно не выполнили свои обязательства. «Выяснение отношений» продолжалось до конца 2000 года, когда, наконец, было объявлено о банкротстве «Дэу». Первый «корейский этап» в истории ЗАЗа бесславно (но относительно благополучно) закончился.

Завод по-прежнему работал лишь на 10–15% мощности, и ему снова был жизненно необходим серьезный иностранный партнер. В сентябре 1999 года правительство страны объявило конкурс по выбору компании для управления государственным пакетом акций ОАО «АвтоЗАЗ» (82% акций). Предсказуемо победила «Украинская автомобильная корпорация» («УкрАВТО»), которой руководил Тариэл Васадзе. Когда-то он возглавлял республиканское «Укравтотехобслуживание», а к концу прошлого века стал владельцем не только крупнейшей дилерской сети страны, но и народным депутатом. В 2002 году «УкрАВТО» полностью выкупило госпакет акций ЗАЗа всего за 54 млн. гривен (около 10 млн. долл.). Впрочем, иных претендентов на него и не было. А корейскую долю в СП в том же 2002 году приобрела швейцарская инвестиционная компания Hirsch & Cie.

Новые собственники активно искали партнеров, предлагая организовать контрактную сборку автомобилей на запорожском предприятии или в его ильичевском филиале. В 2003 году заключили договоры с компаниями «Мерседес-Бенц» (автомобили классов Е и М, крупноузловая сборка в Запорожье), «Опель» («Астра», полный цикл, со сваркой и окраской) и АВТОВАЗ (ВАЗ-21093 и —21099). Завод начал выходить из затяжного кризиса.

ПЯТИЛЕТКА ПОБЕД — В ДВА ГОДА

После банкротства «Дэу» ее заводы в Южной Корее купил концерн «Дженерал моторс». Переговоры с американцами и их новой корейской дочкой «Джи-Эм-ДАТ» принесли успех: в 2004 году «УкрАВТО» заключила с ними соглашения по производству автомобилей, поставив условием высокую степень локализации. Первым совместным проектом стал «Ланос». Степень его локализации уже в первый год составила 50%! За ним последовал «Лачетти» и другие модели. Дела пошли в гору: ЗАЗ обрастал партнерами, расширял модельный ряд.

«Чери-Бонус» ныне один из бестселлеров завода. Продают его в России.

В 2006-м на площадке в Ильичевске начали понемногу собирать китайские автомобили «Чери» и автобусы I-VAN на индийских шасси «Tата»; в Мелитополе освоили выпуск нового мотора объемом 1,4 л. В том же году случилось и нечто вовсе необычное для автопрома СНГ в целом: «УкрАВТО» приобрела у компании «Джи-Эм-ДАТ» свой первый автозавод за рубежом — польский ФСО (FSO, Fabrika Samochodow Osobowych). Там шла сборка «Ланоса» и «Матиза», а также «Шевроле-Авео» для стран Восточной Европы. С этого же предприятия в Запорожье поступали многие комплектующие.

Автобусы I-VAN (на индийском шасси «Тата») собирают на заводе в Ильичевске.

Тем временем собранный на ЗАЗе «Шевроле-Ланос» вошел в тройку самых популярных в России автомобилей. Еще бы — почти иномарка, но по цене «десятки»! На Украине модель еще называлась «Дэу-Ланос»; в 2007 году она пережила небольшой рестайлинг, получила двигатель МеМЗ и новое имя — «ЗАЗ-Сенс».

В том же 2007-м украинская компания «Объединенные транспортные технологии», одним из учредителей которой стал ЗАЗ, подписала с Минэкономразвития РФ соглашение о промышленной сборке в Борском районе Нижегородской области автомобилей «Шевроле-Ланос», «Авео» и «ЗАЗ-Сенс». Объем производства планировался на уровне 25 тыс. машин ежегодно.

Тот год признан лучшим во всей истории Запорожского автозавода. Тогда собрали свыше 280 тыс. автомобилей (73% всего производства машин на Украине) шести марок (ЗАЗ, «Лада», «Шевроле», «Опель», «Чери», «Тата»); из них четверть ушла на экспорт в десяток стран. Увы, «пятилетка побед» закончилась уже в 2008-м, когда в мире разразился финансовый кризис. По украинскому автопрому он ударил очень сильно, ведь сбыт упал на основных рынках — на Украине и в России. Если в 2008-м ЗАЗ собрал 259 тыс. машин, то в 2009 году — 46,2 тыс., то есть в 5,6 раза меньше! Осенью 2008-го сняли с производства «Таврию» — покупателей на нее и вовсе не осталось… Проект строительства завода в России тоже прикрыли. Это была почти катастрофа.

Читать еще:  Двигатель заз 965

СДАЧА НОРМ ВТО

Не только кризис подкосил ЗАЗ, но и поспешное вступление Украины в ВТО в 2009 году: к тому времени отменили закон «О стимулировании производства автомобилей», как противоречащий принципам этой организации. Украинский автопром хотя и окреп за предыдущие десять лет (в стране уже пять заводов собирали легковые автомобили и восемь — грузовики и автобусы), но не настолько, чтобы выдержать конкуренцию с иностранцами. Таможенные пошлины резко уменьшили опять же по требованию ВТО (на новые автомобили — до 10%). Тем временем закончился срок лицензии на производство кормильца «Ланоса», но «Джи-Эм» разрешил выпускать этот автомобиль под собственным брендом и реализовывать через других дистрибуторов. Поэтому в РФ модель получила имя «Шанс».

После вступления Украины в ВТО крупноузловая сборка стала невыгодной. Все модели на ЗАЗе сейчас собирают по полному циклу.

В декабре 2010 года с конвейера сошел первый «ЗАЗ-Форца», который на самом деле являлся китайским «Чери-А13». Но бестселлером по-прежнему остается старый добрый «Ланос» во всех его вариациях — «Сенс», «Шанс»…

Отношения с «Дженерал моторс» развиваются успешно. Последний плод американо-украинского союза — «ЗАЗ-Вида», ее начали выпускать в Запорожье весной нынешнего года. Никто не скрывает, что это «Шевроле-Авео» предыдущего поколения, но на Авто-ЗАЗе надеются, что благодаря невысокой цене и неплохому качеству сборки машина найдет своего покупателя.

В прошлом году ЗАЗ выпустил 60,9 тыс. автомобилей. Основными потребителями кроме украинцев остаются россияне: в 2011-м у нас продано 22,9 тыс. зазовских машин (38% всего выпуска). В немалой степени Россия спасает украинское предприятие, ведь внутренний рынок меняется не в пользу отечественных производителей. Дело дошло до того, что почетный президент АвтоЗАЗа народный депутат Васадзе открыто заявил, что после трех лет пребывания в ВТО Украина ничего, кроме увеличения импорта, не получила и правительство вправе в рамках правил ВТО провести расследование. Если выяснится, что любая из отраслей экономики пострадала в результате увеличения импортной составляющей, Украина имеет право ввести специальную пошлину.

Сегодня в производственном портфеле Запорожского автозавода автомобили четырех марок.

Тем временем ЗАЗ активно развивает дилерскую сеть в России; в этом году создали собственную дистрибуторскую фирму. В планах — увеличить долю запорожских машин на рынке до 1,5%.

Правда, не очень понятно, как скажется на импорте автомобилей из Украины введение в России утилизационного сбора. Но, думаю, они будут здесь всё так же хорошо продаваться. Ведь любовь к «запорожцам» — не самым современным, но недорогими и простым в обслуживании — у нас в крови…

НАША СПРАВКА

Запорожский автомобильный завод (ПАО «ЗАЗ») — крупнейший украинский производитель автомобилей, фургонов, автобусов. Входит в группу компаний «УкрАВТО». В составе ЗАЗа также хозрасчетное предприятие «Ильичевский завод автомобильных агрегатов» (ХРП «ИЗАА») и Мелитопольский моторный завод (МеМЗ).

20_no_copyright

Схема открывается в полный размер по клику мышки.

Владелец ЗАЗ рассказал о продаже завода, средней зарплате на предприятии и перезапуске Lanos: главные тезисы интервью

Владелец корпорации УкрАВТО Тариэл Васадзе в интервью «Лига. Бизнес» рассказал о работе Запорожского автозавода (ЗАЗ). Сколько автомобилей выпустит завод в 2018-м, об инвесторах с Mercedes и средней зарплате на заводе, — 061 выписал самые интересные тезисы.

В 2007-м году ЗАЗ выпустил 280 тысяч автомобилей, большая часть из которых — Lanos. Спустя десять лет «народный» автомобиль сняли с производства, а завод едва сводит концы с концами. В 2016 году на ЗАЗе выпустили 500 автомобилей, в 2017-м — чуть больше тысячи.

О выпуске автомобилей в 2018-м

«[В 2017 году ЗАЗ произвел 1700 автомобилей. В 2018-м] не исключаю, что не выпустим ни одного. Я вижу, что сложившаяся в стране ситуация не меняется. Наоборот, усугубляется. Усугубляется узбекскими автомобилями, которые поставляются к нам с нарушением правил ВТО, усугубляется автомобилями на еврономерах, которые ввозятся без уплаты налогов»

О продаже ЗАЗ

«Периодически интерес к ЗАЗу возникал, вели переговоры. Но если говорить откровенно, сегодня таких предложений нет. Я бы с удовольствием это сделал, и даже уступил бы контрольный пакет, если бы понимал, что инвестор профессионально занимается этим бизнесом. Но беда в том, что в существующих условиях в эту отрасль никто не придет — лучше и дешевле завезти готовый продукт».

Об автоконцернах, которые интересовались покупкой завода

«Mercedes, с которым мы находимся в добрых отношениях, снял с производства модель Sprinter. Новое поколение — это другой уровень комфорта и новая цена. Учитывая, что предыдущее поколение Sprinter популярно на многих мировых рынках и для поддержки эксплуатации такого огромного парка необходимы запасные части, мы хотели запустить такое сателлитное производство на ЗАЗе. Для нас это работа, новые технологии, зарубежные инвестиции и т.д. В январе прошлого года представители компании посетили наш завод, все понравилось. Но когда услышали об условиях для производителей в Украине, мне прямо сказали: «Господин Васадзе, зачем мы тратим время? Пока у вас в стране существуют такие условия, ни о каком производстве не может быть и речи».

Magna Steyr — австрийская компания — производитель автомобилей и автомобильных комплектующих с многомиллиардным оборотом. На своих заводах выпускает Mercedes G-класс, BMW 5-й серии и другие модели. Хотели наладить производство у нас. Даже свой исследовательский институт готовы были перенести в Украину. Когда глубже познакомились с украинскими реалиями, сказали, что дешевле в Австрии развивать свое производство. И их можно понять. Там правительство компенсирует 60% инвестиции, кредиты дают почти даром. И дешевая рабочая сила в Украине не компенсирует их затрат. В таких технологичных производствах на зарплаты приходится максимум 5-6% себестоимости продукта.

Третий пример. Итальянская компания хотела производить в Запорожье прицепы для тягачей. Посчитали — оказалось, выгоднее производить в Италии.

О производстве Lanos, Slavuta Nova и выпуске электробусов

«Lanos еще мог бы жить — это было хорошее авто по соотношению цена/качество. Но принято решение прекратить производство. Ведем переговоры, чтобы поставить на его место более модернизированную машину. Однако она появится не ранее чем через два года. Нужно понимать, что экономически целесообразный объем производства как минимум 50 000 автомобилей в год. А это возможно, когда внутренний рынок достигнет размера не менее чем 300 000 новых легковых автомобилей.

«Наш партнер, компания Chery, специально для нас разработал модель Riich G2 (презентованная в 2016-м, как новая модель Slavuta Nova, — прим. ред.). Создавали совместное предприятие, и китайцы хотели инвестировать. Предполагалось, что значительная часть продукции будет поставляться на рынки стран СНГ, в первую очередь в РФ. Время внесло коррективы в наши планы. После событий 2014 года представители Chery нам деликатно сказали, что стоит подождать с реализацией проекта до лучших времен».

«Разработка электробуса — это громко сказано. Есть только проект. На сегодня мы экспортируем небольшое количество городских автобусов А10. С учетом действующей во многих странах госпрограммы оказания финансовой помощи муниципалитетам городов по пополнению коммунальных автопарков электробусами наш автобус с электроприводом может быть конкурентоспособным. Ищем партнеров, с помощью которых возможно создать украинский электробус».

«Планируем развивать и наращивать автобусное производство. В первую очередь речь идет о модернизации серийно выпускаемых автобусов А07 и А10. В наших планах поставить на производство 10-метровый автобус, а затем и 12-метровый. Уже есть чертежи автобусов, двигатели Евро-5, есть и партнеры. Это интересные проекты, поскольку это продукт собственной разработки, в нем много ручного труда, много добавочной стоимости. Объемы производства на первом этапе — до 100 единиц в год».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector