Кпп заз 968 устройство - Про отечественный автопром
Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
108 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кпп заз 968 устройство

Коробка передач ЗАЗ-968М «Запорожец»

На автомобили ЗАЗ-968М «Запорожец” установлена механическая, 4-х ступенчатая коробка передач. Ведущие шестерни 1-4 передачи косозубые, а шестерня заднего хода, имеет прямые зубья, что обеспечивает более плавный ход, при движении назад.

Картер коробки выполнен в виде блочной конструкции и разделен технологическими перегородками на три отсека. В первом отсеке, который размещен со стороны маховика, инженеры расположили главную передачу. Во второй секции картера располагаются шестерни первой и второй передачи, а так же привод передачи заднего хода. Третья секция предназначена для шестерен третьей и четвертой передачи. Между первой и второй секцией имеется технологическое отверстие, предназначенное для слива масла. В данном узле, так же находится специальный магнит, благодаря которому, мельчайшие металлические частицы собираются (отфильтровываются) из масла. Третья секция соединяется с задней крышкой коробки передач. В ней находится отверстие для слива масла при замене. Так же в этой секции инженеры расположили привод спидометра. Узел сцепления закреплен в передней части картера. Замена картера коробки передач соединены с нижней частью узла сцепления, потому их замена производиться одновременно.

Технические решения

Ведущий вал установлен на двух подшипниках, на одном конце расположен игольчатый подшипник, который запрессовывается в маховик, а другой конец вала, вставлен в технологическое отверстие картера. Упорное кольцо расположено на ведущем валу, для того, чтобы вал с подшипником не сместился с посадочного места.

На передней части ведущего вала предусмотрены специальные шлицы, для так называемой «скользящей” посадки диска сцепления. Средняя часть вала проходит через коробку переключения скоростей. На валу установлена шестерня с косыми зубьями, которая постоянно находиться в зацеплении с ведомой шестеренкой первой передачи и механизмом заднего хода.

В конструкции коробки предусмотрена пара синхронизаторов, по одному на каждую передачу. Синхронизаторы (сухари) имеют одинаковую конструкцию и габаритные размеры, при одном отличии: у второй и первой передачи шестерня заднего хода выступает в роли муфты.

Наружная поверхность ступицы имеет шлицы, благодаря которым, муфта синхронизатора имеет возможность перемещаться. Так же на ступице имеются три продольных паза, которые расположены на разном расстоянии друг от друга.

Переключение передач

Переключение скоростей происходит за счет перемещения трех подвижных стоков, муфт и самой вилки. Штоки располагаются в одном ряду и перемещаются в специальных отверстиях, которые расположены в задней и средней части картера коробки скоростей. Штоки имеют специальные пазы, в которые входит сам ползун переключения. Для того, чтобы зафиксировать рабочее положение штоков, на их плоскостях предусмотрены углубления, которые обеспечивают надежное зацепление с фиксаторами, выполненными в виде шариков.

Для того, чтобы не включить одновременно несколько передач, инженеры разработали специальное блокирующее устройство, которое состоит из двух замков и так называемого толкателя. Переключение передач происходит за счет воздействия на специальный рычаг (кулису) который расположен в специальном канале в полу автомобиля. Нижняя часть рычага соединяется с механизмом управления (выбора) передачи. Так же на задней крышке коробки переключения передач расположен выключатель фонарей заднего хода, который активируется (включается) специальным выступом, который установлен на штоке.

ЗАЗ-968А Запорожец: ретротест «ушастого»

Сегодня встретить живой Запорожец уже непросто. Но повезло — в наши руки попал отличный экземпляр ЗАЗ-968А.

ЗАЗ-968А — по сути, глубокая модернизация первого «ушастого» Запорожца ЗАЗ-966.

Внешне его легко отличить от предшественника по иному оформлению передка, другим поворотникам и габаритным огням. Но сохранились главные фамильные черты — «уши»-воздухозаборники и стильные круглые фонари. Правда, воздухозаборники у 968-го начинаются в районе задней оси, в то время как у 966-го они были длиннее и начинались на одной линии с задней аркой. С передка исчезла декоративная решетка типа «китовый ус», которая уступила место декоративному хромированному элементу.

Кто бы что ни говорил, а с точки зрения дизайна Запорожец вышел очень симпатичным и гармоничным. Многие считают, что его внешний вид был целиком и полностью «слизан» с NSU Prinz 1961 года. Однако это не так — первые ходовые прототипы нашего «ушастого» появились одновременно с NSU — в том же 1961 году. А вот в том, что создатели обоих автомобилей вдохновились американским Chevrolet Corvair, сомнений нет.

Читать еще:  Максимальная скорость заз 966 ушастый запорожец

Салон Запорожца довольно аскетичный. В комбинации минимум приборов — спидометр да указатель уровня топлива. Стрелка последнего при движении мечется, как хвост любвеобильной собаки, и понять истинный уровень бензина сложно.

Салон не только простой, но и тесный. Пробираться на задний диван через откидное кресло и узкую дверь нелегко. Да и сидеть там не очень удобно.

Водителю напоминает о себе специфическая компоновка. Передние арки сильно выдаются в салон, из-за чего педальный узел заметно смещен вправо относительно рулевой колонки. Рычаг воздушной заслонки находится между передними сиденьями, а управление печкой — справа от рулевой колонки. Зато рычаг коробки передач расположен прямо под рукой.

Заднемоторная компоновка привела к тому, что багажник находится спереди. Причем об этом говорится даже в родной инструкции по эксплуатации. Так что у Запорожца есть «багажник передка и капот задка». Багажный отсек совсем невелик. И без того небольшой объем съедают запасное колесо, аккумулятор и бензиновая печка.

Еще одной задачей для неподготовленного человека может стать заправка на АЗС. Ведь снаружи горловину топливного бака не найти — она спряталась под капотом. А рукоятка открытия капот расположена на центральной стойке.

Горячее сердце

Двигатель МеМЗ-968 воздушного охлаждения объемом 1,2 литра развивает 41 л.с. при 4200 об/мин. Он очень прост и ремонтопригоден, а уж легкий настолько, что для его демонтажа достаточно двух человек.

В системе питания применялся карбюратор К-126 и инерционный воздушный фильтр, который не требовал сменных фильтрующих элементов. К сожалению, мелитопольский «воздушник» не отличался особой надежностью. Эти двигатели редко выхаживали 100 тысяч км — чаще вдвое меньше. Двигатель страдал от перегрева, как и бензонасос, который в некоторых ситуациях мог просто перестать качать топливо. Зато в чем точно не откажешь этому мотору, так это в экономичности. Расход топлива держался в районе 6 л/100 км при 80 км/ч. Парадокс, но следующая итерация Запорожца — 968М, получившая в народе прозвище «мыльница», расходовала куда больше — порядка 10 л на сотню при тех же 80 км/ч.

Говорить о какой-то динамике не приходится. В теории Запорожец достигает 100 км/ч за 32 секунды. А максимальная скорость составляет 118 км/ч. Но на практике к 80 км/ч какой-либо разгон уже прекращается. Да и быстрее ехать на 968-м нет никакого желания.

Мини трактор на базе КПП ЗАЗ

С Наступившим!

Добрый всем вечер. Этот форум просматриваю давно, интересные самоходки конструируете, класс. Вот хочу показать своего помощника железного пони.
Самый первый вариант был такой:

Потом немного укоротил адаптер и поставил рулевую колонку от жигуля:

Потом ещё немного укоротил, за счёт смещения вперёд поворотного шарнира:

Но три сезона эксплуатации по огороду показали, что передний привод (особенно без блокировки дифферециала) и шарнирно-сочленённая рама в грядках негодится, поэтому решил делать заднеприводной тракторец. Вот такой:

краткое описание самоделки:

    двигатель ЗАЗ-965 в работе два цилиндра (1-й и 4-й) два других сняты поршня с шатунами. Карбюратор ВАЗ-2101, работает только первая камера. На корзине сцепления сняты три прижимные пружины (сцепление помягче в работе стало).

первая коробка ЗАЗ-965: дифференциал убрал, вторичный вал перевернул, кусочек доварил и получилось как в жигулёвской кпп выход сзади, дальше эластичная муфта, растянутый кардан, шарнир Гука (всё с МТ или УРАЛ):

промежуточный редуктор одноступенчатый шестерёнчатый (самодельный z1=17, z2=27) посажен прямо на первый вал второй кпп:

  • вторая кпп ЗАЗ-968 работает в обратную сторону.
  • бортовые редуктора тоже самопальные шестерёнчатые (z1=19, z2=53):
  • продолжение, немного не влез в ворота.

    задняя ступица ЗАЗ, задние колёса похоже УАЗ на 16, диск ГАЗЕЛЬ навареный поверх запорожского, передние колёса вместе со ступицами ЗАЗ, тормоза на все четыре колеса:

  • рама сварная, квадратная труба 50*50
  • эти фотки посвежее

    мех.Винтик .Молодчина , видно сразу работы проделано много . Мне интересно как ведет себя двигатель ЗАЗ ( в работе два цилиндра )? , может нужно всетаки двигатель одноцилиндровый 4-т применить в будущем?

    1. первая коробка ЗАЗ-965: дифференциал убрал, вторичный вал перевернул, кусочек доварил и получилось как в жигулёвской кпп выход сзади,
    Читать еще:  Порядок работы цилиндров заз 968

    Я не догнал-можно поподробней этот момент?

    мех. Винтик , Молодец.
    И соглашусь с Виталием 39, двигатель надо поменять.

    мех. Винтик , Отличный тракторец!А почему были убраны два поршня,на четырех не лучше было бы?

    Моторчика хватает,в принципе тот же уд-25, компрессия правда маловата, осенью подкинул новые кольца но больше 6 атм. не давит, да и поддымлевает синим выхлопом, сейчас ищу новую поршневую. А вообще до революции (пока гривна ещё что-то стояла) была мысля купить дизель, но теперь такие моторы стоят за 8 тыс. наших тугриков, многовато.
    А этот мотор халявный, 20 лет валялся в гараже застуканый, оборвало третий шатун с колена, шейку на коленвалу загрызло поршень побило гильзу, восстанавливать не стал, поэтому сделал на два цилиндра.
    Ну три года отпахал, подкинул вкладыши давление масла на холостом ходу на прогретом 2 атм. Единственная проблема: нет 76-го бензина под этот двигатель для удовлетворительной работы. На жигулёвском карбе заводиться нормально, зажигание конденсаторное, на трамблёре два кулачка срезаные, стартер тоже работает с половины: на четырёх щётках крутить не хотел токо искры летели, заморачиваться не стол, просто выкинул две противоположные щётки, а так крутит, чуть помедленнее но этого хватает.

    Александр12 написал :
    мех. Винтик , Отличный тракторец!А почему были убраны два поршня,на четырех не лучше было бы?

    Не хотел ремонтировать, потому что новые запчасти найти трудновато на такой двигатель и второе зачем на триста килограмм веса тридцать лошадок — лишний расход бензоля, много всё равно не тянет колёса буксуют, со спаренными колёсами повеселее идёт но в грядку их не поставить, да и скорость трактору не нужна: к огороду я его на прицепе отвезу, а по огороду ну максимум 5 км/ч. Кстате в переднеприводном варианте был слишком быстрый и в некоторых ситуациях двигатель нагружало конкретно(будем говорить та же машина, но в 2,79 раза медленнее) , все операции делал на первой передаче, поставил вторую коробку стал намного медленнее. Например картошку копал стрельчатой лапой на 3+1 передачах (колёса ёлочка на 12) то шёл на гране пробуксовки и при этом попадалась резаная картоха, ниже копалку не опускал трактор зарывался.

    анрі13 написал :
    Я не догнал-можно поподробней этот момент?

    В этой коробке втор. вал по всей длине одинакового диаметра, единственное чтобы его впихнуть на место задом наперёд нужно прорезать до конца шпоночный паз (около 3 см) саме проще болгаркой аккуратно. Далее тоже болгаркой обточил ведущую шестерню этого вала до диаметра 25 мм на длину 15 мм, взял прут диаметром не менее 35 мм, в нём просверлил дыру диам. 25 мм. длинной 16 мм ( получается как тут на форуме полуось кто-то соединял) вал в насадку вставил примерно соосно обварил а дальше на токарном обточил под посадочный диаметр мотоциклетной вилочки эластичной муфты, нарезал болгаркой шлици и в торце резьбу под стопорящий болт. В задней крышке просверлил вых. отверстие сварил переходник под сальничек на вилку. На фото к задней крышке коробки прикручена пластина с переходничком под сальник она же и третья точка опоры для коробки.

    Самодельные трактора и вездеходы

    Авто самоделки своими руками, вездеходы, трактора и мотоблоки

    Самодельный минитрактор на базе КПП ЗАЗ

    Минитрактор самоделка на базе КПП ЗАЗ.

    Небольшой минитрактор — отличный помощник для сельского жителя, с помощью такой техники, можно обработать небольшой огород или притянуть прицеп с дровишками.

    Перед Вами самодельный минитрактор с классической компоновкой, построенный Валерием из г Хмельницкий.

    На минитратор установлен четырёхтактный двигатель «Садко» мощностью 6,5 л.с. и рабочим объёмом 200 кубов и коробка передач от Запорожца.

    Колея — 700 мм, расстояние между осями — 1120 мм.

    Читать еще:  Фото заз 965 горбатый

    Изначально был установлен самодельный редуктор с понижением в двое, потом шкив на 80 и ремень профиль А 1200 на маховик. Из редуктора вытекала смазка и очень шумели шестерни. Снял редуктор, прямо на вал движка поставил шкивок с наружным 60мм, остальное старое, только ремень чуть длиннее. Шум уменьшился значительно. Чистый двигатель и коробка. Немного увеличилась скорость, редукция вместо 6-ти стала 4,6, но на первой передачи хватает и медленного движения и тягового усилия. На четвертой при оборотах выше средних страшновато ехать.

    Стоит родной маховик, проточенный под ремень, и родное сцепление КПП ЗАЗ. Для меньшей нагрузки на тросик сцепления и педаль — выкинул три пружины из корзины сцепления, осталось три. Работает нормально, все передачи включаются легко, кроме первой. Хотя, если холостые малые легко включается и первая. Если сцепление чуть ведет — затруднительно включить низшие и заднюю.

    Хочу уточнить по поводу плуга. Купил один корпус промышленный. Трактор едва тянул его. Не пахал а сдвигал грунт. Сделал самодельный. Немного лучше, но очень малый захват. Думал, не сможет мой микро трактор пахать. Потом тут же на теме прочитал, что плуг должен сначала приподнять скибу ( пласт), а затем перевернуть и отвалить.

    Сам нарисовал выкройку, приложил к газовому баллону, вырезал. Сварил. И начал пахать. Захват чуть шире толщины колеса.

    Оказалось, важны такие моменты:

    • — Механический догружатель, по возможности.
    • — Вектор тяги. Его направление от точки крепления плуга вперед и вниз от горизонтали. Трактор тянет вперед и вниз. Тогда плуг самозаглубляется.
    • — Необходимо обязательное применение опорного колеса, с регулировкой глубины заглубления. Иначе корпус непрогнозируемо заглубляется – почва неровная, трактор плавает.
    • — Нож перед корпусом можно применить, но я снял его. Корни кукурузы и крупных сорняков просто накалывались на него, мелкая трава набивается и тормозит.
    • — Опорное колесо должно располагаться от корпуса на таком расстоянии, что бы между ними могли пролезать крупные корни и куски почвы, иначе зазор забивается.
    • — Почва для пахоты должна быть без длинных и прочных стеблей. Не всегда реализуемо. Приходится периодически очищать переднюю часть корпуса руками. Сухие растения забивают, зеленые перерезаются. Кукурузные корни достаточно легко выпахиваются и переворачиваться. Раньше это было невозможно, гнулось железо, перерезались шпильки и болты. Корень подсолнуха лучше удалить лопатой, что бы не рвать железо. Или большой плуг и трактор.
    • — Обязательно регулировка захвата смещением влево — вправо. При тяжелом грунте можно спрятать часть корпуса за колесо, меньше захват, что бы не грузить движок и железо.
    • — Колесо идет по борозде. Малый диаметр переднего колеса ограничивает глубину вспашки.
    • — Долгая езда в борозде может вызвать перелив масла из коробки в кожух полуоси из-за наклона в сторону.
    • — Глубина первого прохода меньше нормы, второй норма и полная нагрузка, устойчивое направление.
    • — При сильном уводе передних колес тягача вправо, немного развернуть, пару градусов, корпус по часовой стрелке, если смотреть сверху.
    • -Так как трактор идет в борозде, необходимо выставить плуг немного против часовой стрелки при виде с зади. Тогда он станет вертикально.
    • — Оптимальная форма корпуса плуга. Отшлифованная рабочая поверхность.
      В перерывах и в межсезонье рабочую поверхность обработать маслом, что б не ржавела. У некоторых коллег такой же трактор легко пашет корпусом вдвое больше моего. При внимательном рассмотрении фото оказывается почва песчаная или подобная. В моей местности тяжелый чернозем. В этом году еще и сухой. Такие куски выворачивает. Большой корпус просто не потянет.

    Расход топлива при езде небольшой, иногда трудно вспомнить когда заправлял последний раз. Самый большой расход при пахоте, на 80 соток ушло 5 бачков, по 3 литра 92 го. В конце сезона, несмотря на пробег и нагрузки меняю масло и только полусинтетику, любую, недорогую.


    Автор самоделки: Валерий. г. Хмельницкий.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector