Remont-gazeley.ru

Про отечественный автопром
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Салон заз 966

ЗАЗ-966

«Ушастый Запорожец» Фотографии характеристики.
Годы выпуска 1967-1972 гг.

С 1923 года завод «Коммунар» (старое название ЗАЗа) выпускал комбайны и сельхозтехнику. Легковые автомобили на заводе «Коммунар» начали производить только в 1960 году ЗАЗ 965. В 1961 году «Коммунар» был переименован в ЗАЗ, поэтому иногда официально история компании ЗАЗ считается с этого времени.

фотография ЗАЗ-966 «ушастый Запорожец»

ЗАЗ-966. Разработка новой модели автомобиля началась в Запорожье практически одновременно с постановкой на конвейер ЗАЗ-965 в 1960 году — весной 1961. В ноябре того же года опытный образец был продемонстрирован на ВДНХ.

Однако недостаток опыта у конструкторов завода (предыдущую модель разрабатывал коллектив МЗМА в сотрудничестве с НАМИ), а также иные факторы затянули внедрение новой модели в производство: первые серийные «Запорожцы» второго поколения сошли с коневейера только в 1966 году, причём с лишь слегка «подновлённым» двигателем от предыдущей модели (ЗАЗ-966 с двигателем МеМЗ-966В — объёмом 887 см 3 , 27 л.с.). Это была так называемая модель ЗАЗ-966В (временная).

Собственный двигатель ЗАЗ-966 (1198 см 3 , 41 л.с.) получил лишь в 1967 году. Впрочем, 1,2-литровых моторов на все автомобили не хватало, и часть машин даже следующей, «968-й», модели снабжали 30-сильным агрегатом, ведущим свою родословную напрямую от мотора ЗАЗ-965 и даже по тем временам не обеспечивавшим необходимой динамики.

Прототипы ЗАЗ-966

Прототипы нового «Запорожца» появились уже в 1961-м, когда покупатели еще не привыкли к 965-му. Впрочем, до тех самых покупателей новинка дошла не быстро. Ускорение, с которым страна и ее автомобильная промышленность развивались на рубеже 1960-х, уже не было столь интенсивным. Концептуально 966-й не отличался от предшественника. Конструкторы и дизайнеры понимали: компоновке да и агрегатам жить в производстве очень долго. Но заднюю подвеску все же модернизировали, изменив рычаги и полуоси и избавив автомобиль от характерной для 965-го криволапости задних колес. Подготовили и модернизированный 40-сильный мотор (стандартный форсировали всего на 3 л.с.), который стал серийным, правда, чуть позже автомобиля. Но главное — новый трехобъемный кузов, наконец-то сделавший «Запорожец» похожим на нормальные, полноценные автомобили.

фотография прототип ЗАЗ-966

фотография прототип ЗАЗ-966

фотография прототип ЗАЗ-966

Ранние прототипы автомобиля имели достаточно оригинальную внешность, однако конечная версия демонстрирует немалое сходство дизайна с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 г.), — последняя, впрочем, сама, как и целый ряд заднемоторных легковых автомобилей шестидесятых годов, пластическим решением кузова с «опоясывающей» подоконной линией в целом повторяла американский Chevrolet Corvair, представленный в конце 1959 года.

Следует заметить, что дизайн «Корвэйра» был в те годы одним из наиболее часто копируемых — список выполненных в близком ключе автомобилей был весьма широк и включал такие модели, как британский Sunbeam/ Hillman Imp, немецкий NSU Prinz, итальянский FIAT 1300/ 1500, французские Simca 1000 и Renault R8, японские Mazda 800 и Hino Contessa, и другие[3]. «Шевроле» был хронологически первым, и, соответственно, исходным прообразом всего стиля, а остальные модели — в примерно равной степени подражаниями.

На ЗАЗ-966 появились знаменитые «уши» (воздухозаборники на боковинах кузова).

фотография ЗАЗ-966

Некоторые источники содержат и предположения о наличии непосредственно «североамериканских» корней у дизайн 966-го «Запорожца» — известно, что образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод (по другой версии — на Мелитопольский моторный) с целью изучения системы охлаждения двигателя. Оформление же задних фонарей и профилировка борта явно перекликаются с другой американской моделью — Ford Falcon начала шестидесятых годов. Интерьер с панелью приборов, выполненной в виде открытой полки, трапециидальным щитком приборов и двухспицевым рулём крайне напоминал английский Hillman Imp.

фотография ЗАЗ-966

Главным нововведением было использование полностью переработанной задней подвески с более совершенной кинематической схемой: вместо идущих ещё с «Фиата 600» диагональных рычагов и качающихся полуосей с одним карданным шарниром на каждой — А-образные «косые» рычаги и по два шарнира на полуось (внешние — карданные, внутренние — типа «колокол»). Это была удачная схема — для сравнения, сходная по кинематике задняя подвеска долгое время использовалась на автомобилях BMW, начиная с заднемоторного BMW 700, но и на более известных машинах 3-ей (E21 и E30) и 5-й (E12) серий, Ford Sierra и Ford Scorpio, а также многих других. Более оптимальна кинематика только у сложных многорычажных задних подвесок, получивших широкое распространение лишь в последние десятилетия.

Передняя подвеска была переработана по сравнению с предыдущей моделью, но её общая схема осталась прежней (система Порше) — два поперечных торсиона и крепящиеся к их концам четыре продольных рычага. Главное отличие заключалось в том, что у ЗАЗ-966 в передней подвеске вместо шкворней появились шаровые шарниры — по два с каждого борта.

Читать еще:  Модель заз 968

Двигатель ЗАЗ-966

фотография двигатель ЗАЗ-966

Двигатель представлял собой лишь обновлённую и форсированную по рабочему объёму версию предыдущей модели, а вот коробка передач — была разработана заново (и то, и другое касается «чистого» ЗАЗ-966, а не «переходной» модели с 27-сильным двигателем). На прототипах использовался привод переключения передач с рычагом, расположенным на панели приборов, справа от щитка приборов, — как на некоторых иностранных моделях («Трабант», некоторые DKW и ряд французских малолитражек), но в серии от него отказались как от ненужного усложнения конструкции. Характерной особенностью трансмиссии было отсутствие прямой передачи — четвёртая передача была повышающей, то есть имела передаточное отношение меньше единицы, как пятая на современных автомобилях.

Коробка передач, разработанная для 41-сильного двигателя МеМЗ, оказалась весьма удачной и надёжной — большой запас прочности позволял использовать её в паре с намного более мощными по сравнению со штатным двигателями, например, самодеятельными конструкторами на базе трансмиссии «Запорожца» создавались автомобили и багги с двигателями от «Жигулей», различных «Москвичей» и даже ГАЗ-21 «Волги» (впрочем, это уже приводило к существенному уменьшению ресурса агрегата). Сравнительно слабым же местом конструкции оказались полуоси, особенно имевшие относительно нежные резиновые пыльники внутренние шарниры (хотя они и были дополнительно защищены грязеотражательными щитками).

С точки зрения дизайна, комфортабельности и конструкции автомобиль действительно стал совершеннее и современнее своего предшественника, однако нельзя не отметить «ускользание» от его разработчиков изначальной концепции лёгкого, малогабаритного и недорогого автомобиля. Новый ЗАЗ был, хотя по формальным показателям и оставаясь в «особо малом» классе, заметно крупнее (длина — 3730 мм против 3326 мм у ЗАЗ-965) и тяжелее предшественника, по габаритам, массе и стоимости довольно близко подойдя к моделям более высокого класса — «Москвичам» и «Жигулям», при этом по потребительским качествам отличался от них существенно, и не в лучшую сторону.

Несмотря на ощутимое увеличение внешних габаритов, салон не стал намного просторнее (основной прирост длины приходился на свесы кузова, а колёсная база увеличилась лишь на 13,7 см), причём за счёт уменьшения высоты кузова посадка водителя и пассажиров стала менее вертикальной, то есть требующей больше места по длине.

фотография ЗАЗ-966В

фотография ЗАЗ-966В

фотография ЗАЗ-966В

Устаревший силовой агрегат, несмотря на увеличение рабочего объема до 1,2 литров (как у ВАЗ-2101; соответственно вырос и расход топлива), не дал существенного улучшения динамики, тем более учитывая повысившиеся требования к этому качеству автомобиля в семидесятые годы. Таким образом, появление ЗАЗ-966 ознаменовало уход от изначального, достаточно удачного, соотношения габаритов, массы, вместимости, рабочего объёма двигателя автомобиля и прочих характеристик, характерного для первого «Запорожца» ЗАЗ-965 и унаследованного от культового у себя на родине «Фиат 600».

Любопытно, что сама фирма FIAT при дальнейшем последовательном развитии концепции FIAT 600 сохранила эти характеристики достаточно близкими к исходным, создав не менее удачную по сравнению со своим предшественником и в своё время широко копировавшуюся модель FIAT 850 (1964—1973 гг.), а также её дальнейшую разработку — FIAT 133 (1974—1982 гг.).

Среди присущих всем «Запорожцам» этой и последующих моделей положительных особенностей можно отметить достаточно удобную посадку водителя и переднего пассажира с большим пространством для ног, что достигалось за счёт заднего расположения двигателя и коробка передач вынесенная далеко вперёд балки торсионной передней подвески, простоту в обслуживании и ремонте, а также очень хорошую для обычного легкового автомобиля проходимость, причина которой — большой сцепной вес на ведущих колёсах, независимая подвеска всех колёс и плоское днище без выступающих уязвимых деталей вроде карданного вала или деталей выпускной системы.

ЗАЗ-966: чем радовал и злил владельцев «ушастый»

Как быстро летит время! Казалось, еще совсем недавно я был счастливым обладателем не «горбатого», а «ушастого» Запорожца! И вот уже этот автомобиль отмечает полувековой юбилей. Прекрасный повод вспомнить о курьезах и некоторых технических проблемах, с которыми сталкивались владельцы шумного, но популярного 966-го.

Так получилось, что в моей истории было два «ушастых» Запорожца. Первый — с мотором 30 л.с., который мне достался от отца, и второй, с 40-сильным движком и в экспортном исполнении, талон на приобретение которого вручили тестю к его уходу на пенсию. Поэтому все, о чем пойдет дальше речь, — истории жизненные, которые случались со мной или другими знакомыми владельцами Запорожцев.

ЗАЗ-966 В

Сиденье без спинки

Удобным сиденье 966-го можно было назвать весьма условно. На зависть водителям «горбатых» ЗАЗ-965, под дерматином кресла «ушастого» имелся слой вспененного полиуретана. Поэтому кресло смотрелось солидно, хотя солидности в нем никакой не было. Каркас спинки был сварен из тонкостенных стальных трубок, которые по мере эксплуатации постепенно отгибались назад. Сами спинки не регулировались. Для компенсации со временем возрастающего наклона под салазки сиденья подкладывались дощечки разной толщины. При этом неизбежно усиливался наклон подушки. Приходилось выбирать золотую середину между тем, чтобы не завалиться назад и не съехать под руль.

Читать еще:  Автозавод заз запорожье

ЗАЗ-966

Меня проблема как-то обходила стороной. Но ровно до тех пор, пока не остановился на перекрестке на Пушкинской улице (ныне Большая Дмитровка), у дома Педагогической книги. В тот момент, когда я выжал сцепление и уже включал передачу, спинка моего сиденья дала трещину и я повалился навзничь. Вместо дороги и светофора перед глазами белел потолок салона. Каким чудом удалось рвануть ручник, чтобы удержать автомобиль на уклоне, до сих пор для меня остается загадкой. Что было дальше? Дальше я вынул запаску и водрузил ее между злополучной спинкой и задним диваном. Так и добрался до дома.

Одометр, сокращающий расстояния

Как-то раз по дороге на юг я обратил внимание на то, что при нажатии на педаль акселератора на прямой передаче стрелка спидометра, вместо того чтобы отклоняться в сторону увеличения показаний, делает совершенно обратное. Скорость же самого автомобиля при этом растет. При сбросе «газа» все происходит с точностью до наоборот: скорость падает, а стрелка подскакивает к отметке 100 км/ч. В результате вместо ожидаемых трех тысяч километров пробега за отпуск я привез в Москву только две.

ЗАЗ-966

Виной тому оказалась ослабшая гайка ведущего вала главной передачи. Дело в том, что шестерня тросового привода спидометра на 30-сильной версии установлена на круглом, без единой зацепки, ведущем валу главной передачи и удерживается от проворачивая только за счет стяжки, обеспечиваемой гайкой (на схеме она фигурирует под номером 10). Постепенный износ деталей плюс повышение рабочей температуры привели к тому, что при уменьшении вязкости масла шестеренка спидометра стала проскальзывать. Косые зубья четвертой скорости при разнонаправленных нагрузках то зажимали, то ослабляли стяжку деталей на валу главной передачи. Проблема решилась при затяжке злополучной гайки с нужным моментом.

Схема коробки передач ЗАЗ-966

Хорошо, в то время на трассах не было детекторов скорости, да и сами инспектора не обзавелись радарами. Ведь доказать постовому, что ты ехал с разрешенной, согласно показаниям спидометра, скоростью, было бы невозможно!

Кстати, на 40-сильных агрегатах ведущие валы главной передачи имели шлицы, и шестерни привода спидометра на них не прокручивались.

Перегретое «сердце»

Неудачной была система воздушного охлаждения «ушастого», слов нет. На «тридцатке» — так именовался среди владельцев 30-сильный мотор — она работала вопреки всем законам физики. Задыхающийся от жары вентилятор засасывал разреженный горячий, проходящий через раскаленные чугунные ребра гильз цилиндров воздух и пытался загнать его в металлический кожух, чтобы выбросить внизу под номерным знаком.

Двигатель ЗАЗ-966

С этой проблемой боролись разными способами. Наращивали «уши», приподнимали капот, подпирая его, кто чем может. Лично я противостоял перегреву правильной регулировкой карбюратора и точно выставленным зажиганием — 966-й был очень чувствителен к настройкам. К тому же не гнушался в некоторых особо трудных случаях чуть снизить темп движения.

На 40-сильных моторах конструкторы одумались. Вентилятор нагнетал холодный воздух к разогретым частям.

Малолитражный автомобиль ЗАЗ-966 «Запорожец»

1 марта 1967 года на Запорожском автомобильном заводе «Коммунар» начался серийный выпуск нового малолитражного автомобиля ЗАЗ-966 «Запорожец», в народе прозванного «ушастым».

Малолитражный автомобиль ЗАЗ-966 «Запорожец»

Почему «ушастым»? Потому что предыдущий «Запорожец», «девятьсот шестьдесят пятый», нарекли горбатым за кургузую форму кузова.

Малолитражный автомобиль ЗАЗ-966 «Запорожец»

ЗАЗ-966 получил более солидный трёхобъёмный кузов, а чтобы улучшить охлаждение «воздушника», на задних крыльях располагались крупные воздухозаборники, которые советские острословы прозвали «ушами», а автомобиль — «ушастым».

Малолитражный автомобиль ЗАЗ-966 «Запорожец»

Впрочем, за несерьёзным прозвищем скрывался вполне серьёзный для своего времени автомобиль!

ЗАЗ-965А «Запорожец»

За создание «девятьсот шестьдесят шестой» модели инженеры нового Запорожского автозавода взялись весной 1961 года — сразу, как только на конвейер встал ставший сегодня культовым ЗАЗ-965.

«Выставка достижений отечественного и зарубежного автопрома» в павильоне № 32 «Космос» на ВДНХ

Притом взялись довольно споро — в 1966 году из заводских ворот выехали первые ЗАЗ-966В.

Малолитражный автомобиль ЗАЗ-966 «Запорожец»

Буква «В» означала «временный», поскольку машина получила 900-кубовый 30-сильный силовой агрегат от предшественника, а многие операции выполнялись по обходным схемам.

Читать еще:  Завод заз в запорожье купить авто

Малолитражный автомобиль ЗАЗ-966 «Запорожец»

Так что первый «нормальный» ЗАЗ-966, с двигателем «сороковкой» (1,2 л, 40 л.с.), удалось собрать как раз 1 марта 1967 года.

Малолитражный автомобиль ЗАЗ-966 «Запорожец»

Есть мнение, что так быстро разработать «Запорожец» второго поколения советским конструкторам помогло копирование немецкого NSU Prinz IV.

Малолитражный автомобиль ЗАЗ-966 «Запорожец»

В действительности же запорожская малолитражка похожа на европейского одноклассника лишь внешностью — к слову, характерной для многих машин того времени.

Малолитражный автомобиль ЗАЗ-966 «Запорожец»

При этом считается, что прародителем такого дизайна стал американский Chevrolet Corvair.

Малолитражный автомобиль ЗАЗ-966 «Запорожец»

Однако спорить, какая машина была выбрана исходником, бессмысленно — и «Корвейр», и «Принц» были закуплены советской стороной и внимательно изучались специалистами НАМИ и ЗАЗ.

Малолитражный автомобиль ЗАЗ-966 «Запорожец»

Истинная же причина быстрой постановки «ушастого» на конвейер — высокая степень унификации, так как многие узлы были взяты от «горбатого».

Малолитражный автомобиль ЗАЗ-966 «Запорожец»

Двигатель — характерная V-образная «четвёрка» воздушного охлаждения, но большего объёма, передняя подвеска — два поперечных торсиона и четыре продольных рычага.

Малолитражный автомобиль ЗАЗ-966 «Запорожец»

Хотя задняя подвеска получила принципиально иную схему, а трансмиссия была основательно переработана.

Малолитражный автомобиль ЗАЗ-966 «Запорожец»

Так что, формально сохранив формат городской микролитражки, заднее расположение мотора и некоторые другие решения, «Запорожец» второй генерации оказался машиной более совершенной и современной.

Малолитражный автомобиль ЗАЗ-966 «Запорожец»

Но главное — новый «Запорожец» давал «принципиально иное качество жизни» своему владельцу. Большой багажник, просторный салон, лучшая динамика.

ЗАЗ-965 «Запорожец»

И если ЗАЗ-965 воспринимался и позиционировался как промежуточное звено между машиной и мотоциклом, то «девятьсот шестьдесят шестой» — это был уже полноценный автомобиль.

ЗАЗ-968А «Запорожец»

Благодаря этому, модель, после обновления сменившая индекс на «968», продержалась на конвейере до 1994 года! Но это — другое время и другие автомобили.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

ЗАЗ-966

  • Годы производства: с 1966 по 1972 год
  • Производитель: Запорожский автозавод «Коммунар»
  • История создания
  • Модификации
  • Видео автомобиля
  • Технические характеристики

История создания

Практически сразу после выхода «Горбатого» автомобильный завод «ЗАЗ» занялся разработкой новой модели малолитражного автомобиль особо малого класса. Первый опытный образец был выпущен и продемонстрирован на выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) в ноябре 1961 года.

Первые серийные «Запорожцы» сошли с конвейера в конце 1966 года и получили индекс ЗАЗ-966В, буква «В» означала «временный», т.к. двигатель был от старой модели (МеМЗ-966В), но адаптирован под новый кузов. Собственный силовой агрегат МеМЗ-968 автомобиль получил только в 1967 году.

Ранние прототипы имели оригинальный внешний вид с интересной, даже можно сказать агрессивной формой передка (чем то напоминает птицу из Angry birds), но в конечном итоге от такого дизайна отказались. На прототипах рычаг переключения передач располагался на панели справа от щитка приборов. Серийный автомобиль очень сильно напоминал немецкий малолитражный автомобиль NSU Prinz IV. Но в отличие от немецкой малолитражки ЗАЗ-966 имел совершенно иную конструкцию и техническое оформление кузова, двигатель располагался продольно, а не поперечно как у NSU.

ЗАЗ-966 получил независимую подвеску параллелограммного типа, с направляющим устройством в виде сдвоенных продольных рычагов и двумя поперечными наборно-пластинчатыми торсионами в качестве основного упругого элемента. В дополнение к торсионам в передней подвески были применены цилиндрические пружины, которые воспринимали порядка 25% нагрузки, тем самым увеличивая практически в 2 раза срок службы торсионов. ЗАЗ-966 обладал очень хорошей проходимостью.

Новый двигатель ЗАЗ-966 представлял собой глубоко модернизированную версию предыдущей модели, за счет увеличения диаметра цилиндров до 76 мм его объем увеличился с 877 до 1197 см 3 , а мощность составили 43 лошадиные силы. Моторесурс двигателя до капитального ремонта составлял 100 тысяч километров. Система охлаждения двигателя была аналогична предыдущей модели, забор воздуха происходил через отверстия расположенные по бокам кузова.

Коробка передач была разработана заново и имела синхронизаторы на всех передачах переднего хода. Новая коробка оказалась весьма надежной и имела большой запас прочности, что позволяло использовать ее с более мощными двигателями. Ресурс коробки передач при условии соблюдения правил эксплуатации составлял 150-200 тысяч километров.

Салон автомобиля не мог похвастаться безопасностью, тут не было пластиковых и травмобезопасных панелей и прочих примочек, однако место водителя и переднего пассажира отличалось удобной посадкой с большим пространством для ног.

В 1971 году выпуск 966-го «Запорожца» прекратили, а его дальнейшим развитием стал ЗАЗ-968, который начали выпускать с 1971 года.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector